Онегинское» в романе Тургенева «Отцы и дети

Сочинение

Изучение литературных произведений и их авторов всегда открывает новые грани их творчества. В русской культуре особое место занимает Александр Пушкин, а его стихотворный роман «Евгений Онегин» является одним из самых значимых произведений. Многие работы русской литературы содержат элементы пародии, комизма и травестии, особенно когда используется материал из романа Пушкина. Однако что объединяет эти различные варианты произведений? Все они отличаются фельетонной формой или комическим эффектом. Важно отметить, что многие авторы брались за переделку «Евгения Онегина» с юмором и иронией, так как имитировать Пушкина «серьезно» было трудно и опасно для литературной репутации. Однако в истории русской литературы встречались писатели, готовые идти на этот риск. Один из них — Иван Тургенев со своим романом «Отцы и дети». Это объемное произведение хоть и содержит элементы пародии, но также серьезно затрагивает актуальные проблемы, что делает его особенно интересным для анализа.

1. Предпосылки

Исследуемое творчество Ивана Тургенева хорошо изучено, и мы привыкли к его образу эстета, лирика и тонкого стилиста. Однако следует ли удивляться открывшейся нам сегодня стороне Тургенева, как пародиста?

Рассмотрим некоторые аспекты публикационно-политической деятельности Ивана Сергеевича Тургенева и его взаимоотношения с различными политическими кругами. Известно, что Тургенев представлялся многим читателям как нерешительный и добродушный барин-меланхолик, подверженный демократическим нападкам. Однако его оппоненты из противоположных политических лагерей видели в нем своего идеологического противника. В своей публикационной деятельности он часто сталкивался с критикой со стороны демократических кругов, особенно после появления Чернышевского и Добролюбова в редакции «Современника». Это свидетельствует о его сложных и противоречивых взаимоотношениях с политически активными личностями.

Одним из проявлений этой критики стал появившийся в «Современнике» текст Добролюбова под названием «Когда же придет настоящий день?», в котором были высказаны резкие нападки как на Тургенева-писателя, так и на Тургенева-гражданина. Эта критика даже оспаривала талант Тургенева, требуя более широкого отражения реальной жизни в его произведениях. Таким образом, видим, что публикационная деятельность Тургенева вызывала неоднозначные реакции политически активных кругов.

Следует обратить внимание на роман «Накануне», который можно рассматривать как определенную уступку новым критикам «Современника». Однако и он не вызвал бурных восторгов со стороны демократически настроенных критиков. В целом, видим, что взаимоотношения Тургенева с политическими кругами были сложными и часто наталкивались на напряженность и конфликты.

44 стр., 21985 слов

Сочинения по произведениям русских классиков

... и композиции, а также сравнительного анализа с другими произведениями русской литературы. Анализ произведения Роман "Герой нашего времени" был опубликован в ... безвременья, когда вопрос о дальнейшем развитии России стоял особенно остро. Блок, в свою очередь, пережил две революции ... и революционные изменения. Его стихи отражают смешанные чувства по отношению к России, от надежды на лучшее будущее ...

Мнимая уступка

Ответом на эти непоследовательные заявления был новый роман. “Отцы и дети”, этот репортаж о рождении нигилизма, его исследование и предсказание его гибели, появились во втором номере “Современника” за 1862 год. Когда роман увидел свет, он породил бесконечные споры. Полемика очень быстро вышла на художественный уровень. Роман Тургенева обозначил проблему “новых” людей. Но был ли Базаров типом “нового” человека? Кто послужил для автора прототипом его героя? На первый вопрос ответ, казалось бы, очевиден. Отвечая на второй, об истине можно только догадываться. Но все изменится, если мы только допустим, что к прототипам Базарова в первую очередь относятся не конкретные лица из числа тургеневских знакомых, чьи черты современники писателя действительно узнавали (Чернышевский, например, считал образ Базарова карикатурой на Добролюбова), а конкретные литературные персонажи.

Тургенев разорвал отношения с некрасовским кругом, продолжая в дальнейшем их поддерживать с самим Некрасовым. Чтобы ответить, почему произошел разрыв с “Современником”, следует вспомнить, по каким вопросам велась полемика. Их было два. Во-первых, творчество самого Тургенева, которое не вписывалось в литературные и политические рамки демократов. Во-вторых, творчество Пушкина, которого господа демократы, либералы, консерваторы и прочие пытались предъявить друг другу в качестве своего предтечи. Революционно-демократическая печать, например, вослед Белинскому представляла поэта год от года все более свободо- и народолюбивым, ретушируя и перетолковывая ту часть наследия Пушкина, которая имела отношение к актуальному спору о праве “чистого искусства” на существование.

И Тургенев пытался восстать, что и показал разрывом с “Современником”, так как имел собственное понимание сущности искусства, в том числе и пушкинского гения. Разрыв последовал, но последовали и действия со стороны “современников”, направленные на компрометацию писателя перед читающей публикой, прежде всего на отлучение его от умов молодежи.

Тургенев, казалось, сдался, написав роман донельзя социальный, критический. Однако роман по душе настойчивым заказчикам не пришелся. Тургеневу до конца не поверили, но конфликт был сглажен, потому что образ Базарова и роман в целом остались загадкой. Может быть, ее все-таки можно разгадать?

Вопрос чести.

Изучая влияние Пушкина на творчество Тургенева, необходимо обратить внимание на последующие десятилетия, когда литературоведы продолжали исследовать эту тему. Современники Тургенева также замечали значительное влияние великого поэта на его произведения. В работе Л.Н.Назаровой отмечается, что имя Пушкина, его герои и цитаты из его произведений часто встречаются на страницах повестей, романов, критических статей и писем Тургенева. Они не случайные, а важные элементы в развитии сюжета, характеристике персонажей и развитии их внутреннего мира. Главное влияние Пушкина ощущается в романе в стихах «Евгений Онегин». Батюто отмечает, что этот роман повлиял на сюжетостроение и типологию тургеневского романа в целом. Тургенев использовал некую сюжетную схему, дублирующую «Онегина» основными мотивами, в своих произведениях — молодой просвещенный герой приезжает в поместье провинциальных дворян, его взгляды сталкиваются с взглядами антагонистов, и проверяются его отношения с юной героиней. Эту схему можно обнаружить в романах и повестях Тургенева, а также в «Отцах и детях».

4 стр., 1763 слов

Цитаты из романа в стихах «Евгений Онегин» А. С. Пушкина

... очевидно, что Евгений умеет любить и страдать: «…Евгений в Татьяну как дитя влюблен…» «…Онегин сохнет — ... ей» Любит слушать народные«страшилки», читать любовные романы и встречать рассвет: «…страшные рассказы зимою ... оставшихся в семье, по-видимому, хватает для того, чтобы обеспечить главному герою ... Татьяна Ларина. Объяснение с Онегиным в Санкт-Петербурге Девушка из дворянской семьи, живущая в ...

Обсуждение

Скорее всего, во всех произведениях, кроме последнего, Тургенев следует за Пушкиным невольно. В “Отцах и детях”, напротив, сознательно сконцентрированы автором не только основные, “онегинские” мотивы, но и художественные детали, которые дублируют детали пушкинского романа в стихах. Как отмечает Батюто, “скрупулезная перекличка Тургенева с Пушкиным в области художественной детализации — характерное явление в его романах”.(5) Эта перекличка с Пушкиным в романе о “нигилисте” далеко не случайна: Тургенев использует пушкинский материал пародически, так как перед ним — задача создания слегка шаржированных образов. И Базаров — это, конечно, пародический Онегин.

Базаров — это Онегин сегодня.

И дело даже не в том, что герои носят одно и то же имя и фамилии их соразмерны. Доминантой в характере Онегина является цинизм, черта, проявляющая себя в быту, в общении с окружающими; разочарованность героя развивается в его неуживчивость, примером чему — отношения Онегина с соседями по имению дядюшки. А бытовой цинизм Базарова вызван причинами идеологического характера, именно его нигилизмом, и составляет уже не исключение из правил общения, как в случае с Онегиным, а, наоборот, сами правила, предписанные основной мировоззренческой посылкой “не принимать ни одного принципа на веру”. Таким образом, основной конфликт романа можно определить не как социально-бытовой, поверхностный, а шире, как конфликт идеологический, философский. А особенность характера героя, несомненно, в том, что холодные идеологические догматы он материализует в живом человеческом общении.

Итак, кредо Базарова прямо заявлено с первых же страниц романа: “нигилист”. Проверке жизнеспособности нигилизма роман и посвящен. Необходимость данной проверки непосредственно влияет на присутствие в “Отцах и детях” двух устойчивых, вполне “онегинских”, мотивов: “дуэли” и “рандеву”. Мотивом “дуэли” реализуется выражение взглядов героя на жизнь вообще, причем “дуэль” словесная, излюбленная сюжетная ситуация Тургенева-романиста, проясняет, как правило, характер конфликта, но и заканчивается иногда дуэлью настоящей, впрочем, без тяжелых последствий, что также продиктовано спецификой жанра. Второй мотив, “рандеву”, является изобретением чисто тургеневским: взгляды на жизнь проверяются прежде всего отношением к любви, к женщине, проверяются чувствами.

Одной из значительных параллелей между героями Евгения Онегина и Евгения Базарова является их отношение к родным поместьям. Оба персонажа приезжают из Петербурга в уединенные усадьбы: Онегин направляется к своему дядюшке, человеку с «самыми честными правилами», которому герой не слишком доверяет; Базаров приезжает в поместье родственников своего друга, людей с «принципами», и сразу же вступает в конфликт с одним из них, дядей. Таким образом, структурное сходство подчеркивается пародическими оттенками: в то время как Онегин ожидает унизительную и лицемерную процедуру «печально принести лекарство», Базаров упражняется в грубости по отношению к «дядюшке». Онегинский дядюшка «уважать себя заставил», в то время как дядя Павел Петрович Кирсанов «подозревал, что Базаров не уважает его», стереотипизируя его как гордца, нахала и циника.

4 стр., 1730 слов

Образ и характеристика Ленского в романе Евгений Онегин Пушкина

... Ленский и погибает во время дуэли с Онегиным согласно авторскому замыслу. Сочинение Ленский в романе Евгений Онегин Произведение Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» ... Ленский идеализирует, наделяет теми чертами, которыми девушка не обладает. Можно сказать, что Владимир любит не живого человека, ... печален: Ленский погибает на дуэли с Онегиным, поэт умирает. Но, как я сказал ранее, принесла ли ...

Подобное равновесие сохраняется и в описании привычек главных героев. Онегин вставал очень поздно и отправлялся налегке к реке, в то время как Базаров вставал рано и отправлялся собирать травы и насекомых. Их этикет различен, но оба персонажа продемонстрировали свое отчуждение от принятых в обществе норм.

Кроме того, у обоих героев есть младшие товарищи: Ленский у Онегина и Аркадий у Базарова. Обращаясь к последнему, герой демонстрирует мнимое равноправие в общении, подобное тому, как это происходит между Онегином и Ленским. Однако, можно заметить разницу в поведении двух дуэлянтов. Онегин слушал Ленского с улыбкой и пытался сохранить спокойствие, в то время как Базаров вел споры со своим товарищем и обычно оставался победителем в дискуссиях, что подчеркивает их разные характеры и отношение к окружающему миру.

Таким образом, можно сделать вывод, что хотя герои Онегин и Базаров представляют собой разные типы личности, они оба демонстрируют отчуждение от существующих норм и структур в обществе, что делает их по-своему параллельными и исследованием дуалистических характеров в романах Пушкина и Тургенева.

Базаров же любое проявление чувств готов заклеймить уничижительным словом “романтизм” (“Это все романтизм, чепуха, гниль, художество.”) и оборвать собеседника на полуслове, будь то цитируемое Николаем Петровичем начало седьмой главы “Онегина” (!) или проникновенная речь Аркадия о кленовом листе (“Об одном прошу тебя: не говори красиво.”).

Если чувства Евгения Онегина “остыли”, то Евгений Базаров, в отличие от своего литературного предшественника, чувствами управляет сам: он их душит. “Есть у меня другие слова, только я их не выскажу, потому что это романтизм, — это значит рассыропиться”. Примечательно, что оба Евгения противопоставлены молодым романтикам ( предопределяя романтику Аркадию неромантическое будущее, Тургенев и в этом следует за Пушкиным, воплощая предположение последнего о том, что Ленского, возможно, “обыкновенный ждал удел”).

6. Тургенев бъет добролюбовых Пушкиным.

Интересен пародийный сдвиг, происходящий в значении слова “романтизм” у Базарова. Сам Пушкин иронизирует над романтизмом мировосприятия своего героя Владимира Ленского, но относится к чувствам Владимира, как и Татьяны Лариной, с пониманием и участием. Поэт пародирует штампы романтической поэзии, когда излагает содержание стихов Ленского, но совершенно серьезен, когда романтически описывает его могилу или когда, к примеру, воспроизводит в тексте романа письмо Татьяны:

Вся жизнь моя была залогом

Свиданья верного с тобой;

Я знаю, ты мне послан богом,

До гробы ты хранитель мой…

Ты чуть вошел, я вмиг узнала,

3 стр., 1335 слов

Можно ли назвать Онегина и Ленского друзьями

... «лишнего человека», к которому и относится образ Онегина. Сочинение Друзья ли Онегин и Ленский? (9 класс) В романе "Евгений Онегин" Александр Сергеевич ... иную проблему. В рассказе «Муму» Иван Сергеевич Тургенев описывает историю бедного крестьянского мужика по имени Герасим ... романа. В итоге хочется сказать, что Владимир Ленский возможно и считал другом Евгения Онегина, но вот чувства второго не ...

Вся обомлела, запылала

И в мыслях молвила: вот он!

Искушенный читатель, поклонник романтизма, должен уловить приметы типологического родства, например, интонациям Луизы, героини драмы Шиллера “Коварство и Любовь”: “Вы не знаете, что Фердинанд — мой, что он создан для меня, что он послан мне на радость отцом всех любящих… Когда я увидела его впервые… я вся вспыхнула, кровь заиграла веселее, и биение каждой жилки говорило мне, каждый мой вздох шептал мне: “Это он!”

Эволюция образа Пушкина в романе «Отцы и дети» И. С. Тургенева

«Евгений Онегин» — становление Пушкина-реалиста, освобождение от романтизма путем пародии, тем путем, по которому входит в литературу каждое новое направление. Между тем имя Пушкина прочно ассоциируется у тургеневского героя с романтизмом, и это позволяет ему дать Аркадию совет разубедить Николая Петровича в его привязанностях. “Третьего дня, я смотрю, он Пушкина читает, — продолжал между тем Базаров. — Растолкуй ему, пожалуйста, что это никуда не годится. Ведь он не мальчик: пора бросить эту ерунду. И охота же быть романтиком в нынешнее время!” И советует заменить Пушкина “чем-нибудь дельным”, например, научным трактатом “Материя и сила”, поскольку всерьез убежден, что “порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта».

В романе не раз будут упомянуты имя и произведения Пушкина: Тургенев выбирает лучшее оружие для сражения с каждым из тех современников, кого позднее будут считать прототипом “нигилиста”. Искусство — третья важная часть проверки базаровских идей на истинность. В разговоре с Аркадием Базаров демонстрирует полное незнание пушкинского творчества и в результате посрамлен перед читателями. Сначала приписывает Пушкину чужую цитату, затем, когда Аркадий его опровергает, предполагает, что Пушкин был военным, и, когда опровергнут вновь, выказывает всю ложность своих представлений о творчестве поэта, так что Аркадий законно возмущается: “Что ты это за небылицы выдумываешь! Ведь это клевета наконец!” А действительно, почему так странно ведет себя этот, казалось бы, прямодушный человек?

Но нигилисты, выясняется, вовсе не равнодушны к литературе. Когда Аркадий в разговоре с Катей оценивает творчество позднего романтика Гейне, его собеседница понимает, каковы его вкусы: “Это в вас еще старые следы вашего сатирического направления…” — а Аркадий думает: “Старые следы! Если б Базаров это слышал!”

Таким образом, Тургенев напрямую связывает материализм и нигилизм с сатирическим “гоголевским” направлением, сторонники которого атакуют направление “пушкинское” со страниц “Современника”. Ведь если Базаров — ум выдающийся, то вместе с ним посрамлено и все направление с его апологетами. Так Тургенев побеждает добролюбовых, этих ниспровергателей авторитетов, неопровержимым авторитетом Пушкина.

Может быть, Павел Петрович — Ленский сегодня ?

9. Проведение параллели между персонажами Пушкина и Тургенева.

Рассматривая образы персонажей из романов Пушкина и Тургенева, можем заметить параллели между ними. В частности, Ленский и Павел Петрович можно увидеть как антагонистов Базарова и Онегина соответственно. Однако, следует обратить внимание, что образы главных персонажей Тургенева имеют свои отличия и своеобразие, что придает им ситуационную амбивалентность по отношению к прототипам из пушкинского романа.

31 стр., 15378 слов

Психопоэтика И.С. Тургенева – романиста (на материале творчества ...

... не столь глубоко и всесторонне, как другие аспекты психологизма Тургенева. Этим обусловлена актуальность избранной темы. цель своей работы Материал исследования, Объект исследования, Предмет исследования - задачи исследования: ...

10. Построение образов главных героев в «Отцы и дети».

Подробно проанализировав описания и речи Павла Петровича и его взаимодействие с другими персонажами, можно сделать вывод о глубокой проработке образа Онегина в лице Павла Петровича. Тургенев подчеркнуто воссоздает черты Ленского, но только в силу сюжетной переклички, что приводит к его поражению в ходе дуэли. Однако, описание и поведение Павла Петровича также отчетливо передает сходства с Онегиным, приводя к неоднозначному восприятию его образа в контексте «Отцов и детей».

Мы помним также, что Онегин, появляясь в свете, был “как dandy лондонский одет”. Можем заключить, что постаревший педант Онегин — пусть он и человек не 20-х, а 40-х годов — не изменил своим привычкам. Нужно ли удивляться, когда перед нами впервые появляется Павел Петрович, “одетый в темный английский сьют”?

Тургенев выделил в тексте своего романа это последнее слово, но то же самое при описании наряда Онегина сделал и Пушкин:

Но панталоны, фрак, жилет,

Всех этих слов на русском нет.

Пушкин с долей юмора оправдался перед возможными оппонентами. Таким оппонентом из будущего является Базаров, не терпящий “иностранных и бесполезных слов”, а главное — того, что данные слова обозначают.

Павел Петрович сохранил в себе черты прежнего Онегина, этого героя безвозвратно ушедших дней. Мы видели “фарфор и бронзу на столе” в онегинском кабинете. Может быть, старый Онегин по причине собственного педантизма сохраняет как знак ушедшего времени “бронзовые статуэтки на великолепном письменном столе”? Да и в общении с окружающими Кирсанов-Онегин не переменился. Читатели привыкли ко многому в Онегине:

К его язвительному спору

И к шутке с желчью пополам…

И нас теперь не удивит, если кто-либо вспомнит о нем, ныне постаревшем, следующее: “…он был самоуверен, немного насмешлив и как-то забавно желчен”. Именно “забавно”, так как “онегинская” маска Кирсанова уже архаична: мода изменилась.

Однако мы знаем, как следует отнестись ко внешнему виду Павла Петровича, потому что это объяснил Пушкин на примере Онегина:

Быть можно дельным человеком

И думать о красе ногтей…

Но что говорит Базаров, когда Павел Петрович при первой встрече не подает ему свою “красивую руку с длинными розовыми ногтями”? “Щегольство какое в деревне, подумаешь! Ногти-то, ногти, хоть на выставку посылай!” (С этого момента начинается их противостояние.) И далее о Павле Петровиче: “Я уверен, что он не шутя воображает себя дельным человеком, потому что читает Галиньяшку и раз в месяц избавит мужика от экзекуции”.

9. Дуэль в форме рандеву

В пушкинском романе отношения героев, если их представить с помощью геометрического образа, точно составляют квадрат (Евгений -Владимир — Ольга — Татьяна), поэтому мотив “рандеву” неразрывно связан с мотивом “дуэли”. Можно заметить, что он даже не вычленим из последнего, так как само рандеву (двойное) можно рассмотреть как в широком смысле “дуэль”: Онегин “наносит удар” Татьяне, но и Татьяне автор предоставляет возможность ответа.

Павел Петрович действительно читал Галиньяни, причем регулярно, и пытался устроить поместную жизнь на английский манер, но Тургенев отметил это потому, что и Онегин “читал Адама Смита и был глубокий эконом”, да еще задумывал “порядок новый учредить”, поставить хозяйство на тот же английский манер. Но двумя этими Онегиными давно овладел недуг, “подобный английскому сплину” и определивший поведение обоих в обществе.

20 стр., 9877 слов

Образ Евгения Онегина в романе А.С. Пушкина » Евгений Онегин»

... главы писал уже человек с немалым жизненным опытом. Это “взросление” поэта отражено в данном произведении. Главный герой - Евгений Онегин ... поэтом: он пишет о своих героях, о природе, о красоте городов и ... Онегин понял, какие душевные раны нанес себе, оттолкнув от себя Татьяну и убив Ленского ... Онегина ведут свою родословною все основные герои всех основных русских романов, - и Печорин, и Рудин, и Базаров, ...

Изо всех окружающих только со своим братом, чья судьба представляет комично реализовавшееся вероятное будущее Ленского, с этим любителем немецких поэтов, выполняющим при нем функции упомянутого пушкинского персонажа, Павел Петрович ведет себя в достаточной степени на равных. Остальные, как отмечает автор, “считали его гордецом”. Но и сам “старый” Онегин, думая об Онегине “новом”, в свою очередь “считал его гордецом”. Отношение как бы переносится во времени, но это закономерно: оно неизбежно сопутствует амплуа “нового” человека.

Однако, что же, Базаров — это в чем-то и Ленский? Безусловно. Но лишь потому, что сам имеет дело с Онегиным. В сцене, в которой Павел Петрович беседует с ним о науке, Базаров отмечает: “Да, немцы в этом наши учителя”. А Павел Петрович, Онегин “старый”, словно вспомнил прежнего Ленского и “учености плоды”, привезенные тем из “Германии туманной”, поэтому в разговоре с Базаровым “слово германцы (выделено автором — В.С.) употребил ради иронии”. Черты и Ленского, и Онегина отражаются в образах антагонистов из тургеневского романа настолько причудливо, насколько позволяет пронизывающий сюжетные действия мотив “дуэли”. Это дуэль времен, и закономерность ее, по Тургеневу, такова: если участвуешь — уже проиграл.

Анализ повествования в романах «Евгений Онегин» и «Отцы и дети»

Смертельная рана Ленского в романе «Евгений Онегин» играет ключевую роль в сюжете. От этой точки отходят два письма и две встречи героев, и здесь видна зеркальность их отношений. Этот момент становится центральным в дуэли между героями, а также в дуэли Онегина со своей судьбой. Пушкин бросает своего героя «в минуту, злую для него», чтобы показать, что Онегин проиграл дуэль со своей судьбой и был убит духовно. Живое чувство, способное изменить его цинизм и хандру, было погашено. Онегин вызвал судьбу на дуэль и проиграл.

В романе «Отцы и дети» Тургенев также использует мотив дуэли, связывая его с отношениями между Базаровым и Одинцовой. Раздвоение образа Ленского позволяет рассмотреть и опровергнуть взгляды Базарова на жизнь. Поединок идей и поединок чувства и рассудка являются ключевыми моментами в повествовании. Автор освещает жизненную позицию героя и его противоречивый характер с разных сторон.

Мотив «рандеву» в обоих романах реализуется пародично. Характеры героинь из «Отцов и детей» проецируют черты и функции в сюжете из «Евгения Онегина». Сестры противопоставлены, но общие пародические проекции не мешают определить главенство героинь в своих сюжетах.

В романе «Отцы и дети» И.С.Тургенев создает новых персонажей, но при этом они противопоставлены его ранее написанным героям. Анна Сергеевна, появляющаяся как новая Татьяна, и Павел Петрович, как Ленский, отличаются от своих прототипов не только возрастом, но и характером. Героиня Тургенева не содержит предрассудков и верований, в отличие от Татьяны, что делает этот персонаж уникальным и инновационным.

В образе Татьяны Тургенев описывает человека, верящего в преданье, ее тревожат приметы. Также в работе особенно подчеркиваются нежность, ранимость и глубокий духовный мир Татьяны. Анна Сергеевна же выходит замуж не по любви и инициирует развитие любовной линии романа.

12 стр., 5682 слов

Базаров: характеристика. Образ Базарова в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»

... конфликта: внешний и внутренний. На внешнем уровне конфликт представлен спорами Павла Петровича Кирсанова с Евгением Базаровым. Споры с Павлом Петровичем Кирсановым касаются разных сторон человеческой жизни. Наиболее непримиримым Базаров ... Отцы и дети Это сочинение списано 15 228 раз Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» содержит в себе большое количество конфликтов в целом. К ним ...

Однако оба персонажа попадают в подобные ситуации, их истории любви содержат как сходства, так и различия с известными произведениями литературы. Тургенев показывает, что судьба Анны Сергеевны идентифицирована с судьбой Татьяны, описанной в «Евгении Онегине». Обращение Анны Сергеевны к Аркадию было инициативным шагом в развитии событий любовной линии «Отцов и детей», что отличает ее ситуацию от ситуации Татьяны, которая ожидала встречи с Онегиным и провела много времени в глубоких размышлениях о его чувствах к ней. А Онегин не показал инициативы в касательстве к выбору своей будущей возлюбленной.

Стоит отметить, что в «Отцах и детях» нет «дуэли» между героями, как в «Евгении Онегине». Базаров проигрывает уже когда его начинает охватывать чувство, и он не контролирует ситуацию. Онегин же умело управлял ситуацией в своей любовной линии, а также полностью контролировал события в книге, в то время как Анна Сергеевна оказывается инициатором развития общения и любви с Аркадием. Кроме того, если Онегин сравнивал Татьяну и Ольгу, называя первую «дикой, печальной и молчаливой, как лань лесная боязливая», а вторую «круглой и красной», то Анна Сергеевна не проводит между героями параллели, просто вызывая в Аркадии интерес.

Базаров, сравнивая сестер Одинцовых, делает подобный вывод, когда рекомендует Аркадию перенести внимание с Анны Сергеевны на Катю: “Но чудо не она, а ее сестра”. И описывает Аркадию те достоинства, которые, по его мнению, могли бы привлечь приятеля в этой девушке “с несколько круглым, но приятным лицом”: “Да, вот эта смугленькая. Это вот свежо, и нетронуто…” — описывает так, как мог бы описать Татьяну, и почти в пушкинскую рифму: “… и пугливо, и молчаливо, и все что хочешь. Вот кем можно заняться”.

Если Онегин не склонен лукавить, не имея намерения разыгрывать из себя соперника, то Базаров уже вынашивает замысел относительно будущей связи с Анной Сергеевной. Этот факт разоблачает Базарова в дальнейшем, когда происходит пародическое событийное перемещение и в результате того, что Евгений “отбивает” у друга его любимую, они с Аркадием-Ленским начинают проявлять знаки внимания уже к разным сестрам.

12. Дуэль: онегины стреляются — ленские убиты.

Как уже было указано выше, сюжетная схема пушкинского романа представлена у Тургенева двумя мотивами. Данные мотивы пересекаются лишь в силу того, что существует пародическое расщепление образов “Отцов и детей” относительно одного определенного прототипа. Так, например, притязания Базарова-Онегина на избранницу Аркадия-Ленского не приводят к столкновению героев, потому что Базаров терпит фиаско. В случае с Феничкой (еще одна пародическая проекция образов сестер Лариных!) шансы Базарова значительно выше, что и приводит к дуэли с псевдодраматическими последствиями.

Сам Тургенев словами своего главного персонажа обращает наше внимание на комизм ситуации: “Поединок наш необычен до смешного”. И действительно, дуэль в тургеневском романе необычна сама по себе, но необычна и в сравнении с той, что описал Пушкин.

4 стр., 1779 слов

Дуэль Базарова и Павла Петровича Кирсанова анализ эпизода

... Сочинение 4 Поединок между героями подготовлен развитие конфликта между поколениями «отцов» и «детей», который описан в романе. Показательно, что дуэль происходит между персонажами, стоящими на крайних позициях каждый в своем лагере. Нигилист Базаров, ... своём мнении. Развязкой же конфликта Отцов и детей стал вынужденный отъезд Евгения Базарова. В заключение стоит отметить, что описанный Тургеневым ...

Курьезнее выглядит поведение Павла Петровича. Он, Онегин прежнего времени, вступается за честь брата-Ленского, поэтому и занимает на дуэли его место. Вместе с тем и он имеет виды на Феничку, относится к ней довольно странно, словно ревнует. Если вспомнить историю его давней любви, то станет ясно, что и он попал в комическую ситуацию, а повод для дуэли окажется под сомнением. Дуэль назревала давно, с первой встречи. Но “схватку” предвидел не только Павел Петрович: Феничка, подобно Татьяне, предугадала ее исход.

Ситуация, в которую попадают “старый” и “новый” Онегины, комична до предела. С одной стороны, поцелуй Базарова и Фенички — формальный повод для окончательного выяснения отношений между идеологическими оппонентами. С другой стороны, оба героя имеют на Феничку какие-то определенные виды. Базаров, ревностно отрицавший гнилой романтизм на протяжении всего сюжетного действия, неожиданно меняет маску: Тургенев заставляет своего героя заигрывать с Феничкой, вместе с ней вдыхать аромат розы и при этом выражаться возвышенным квазиромантическим слогом. Но читатели не могут не понимать, что Базаров, грубиян и “исследователь” лягушек, выказывает сантименты простой крестьянке. Чем еще можно объяснить эту невероятную перемену в Базарове, если не общим пародийным контекстом? Скорее всего, писатель попытался высмеять материализуемые поведением Базарова эстетические воззрения Чернышевского, а конкретнее — непоследовательность демократов, расхождение их жизненной “практики” с измышленными “теориями”.

Такова дуэль Онегина и Ленского, такова же дуэль Базарова и Кирсанова, представляющая тонкую и злую пародию на онегинский поединок!” (6)

На связь «дуэльных» эпизодов в своих исследованиях обращали внимание А.И. Батюто (7) и Ю.М. Лотман (8): был отмечен тот факт, что Онегин предлагает в качестве своего секунданта мосье Гильо, слугу, а Базаров предлагает на эту роль камердинера Петра. Можно уточнить, что и это деталь пародического плана. Онегин нарушает правила приличия, приглашая своего слугу в секунданты. Базаров нарушает правила приличия, то есть «принсипы», вдвойне, приглашая в секунданты слугу чужого, слугу того человека, честь которого собирается защищать на дуэли его родной брат. Что касается слуг-секундантов, то в ходе дуэли они проявляют равноценную трусость.

Позволю себе предположить, что сцена дуэли, как никакая другая в «Отцах и детях», обнаруживает параллелизм всех художественных деталей с соответствующей сценой в «Евгении Онегине». А все отличия в деталях обусловлены задачей пародического использования.

Ленский вызывает Онегина на дуэль через Зарецкого, сплетника, которому Онегин безусловно не доверяет. Может ли Онегин пожилой, наученный опытом, вызвать на дуэль нового, молодого