Поурочные разработки по литературе, 9 класс, Золотарёва И.В., Егорова Н.В.,

Сочинение

Урок 70. Особенности повествования А.Н. Толстого.

Приемы психологического самоанализа героя.

Глава «Я проваливаюсь». Подготовка к сочинению

Цели урока: работа над понятием «диалектика души»; приемы (внутренние монологи, преобладание описаний и рассуждений над развитием действия, диалоги, речевая характеристика) психологического самоанализа героя; обучение аналитическому чтению; составление и анализ плана сочинения.

Ход урока

I. Беседа

Ответить на вопросы и подтвердить свою мысль текстом.

  • Почему накануне экзамена герой «был в каком-то странном тумане»?
  • Каково состояние внутреннего мира Николеньки?
  • О чем думал Николенька после экзамена? Для чего автор так подробно передает его внутренний монолог?
  • Что больше всего огорчало Николеньку в этой истории?
  • Что изменилось в его чувствах после долгих раздумий?
  • На чем построен сюжет главы? Почему описания и рассуждения преобладают над действием? Как в связи с этим можно рассматривать замысел Толстого?
  • Что значит «я проваливаюсь», вынесенные в название главы?
  • Почему описанную половину юности автор считает не очень счастливой?

II. Подготовка к сочинению-миниатюре «Диалектика души» в повести Л.Н. Толстого «Юность»

Снова следует напомнить учащимся, как работать над сочинением- миниатюрой.

1. Вдуматься, какая проблема ставится, сформулировать ее своими словами.

При издании повести «Детство» Н.А. Некрасов заменил название на другое — «История моего детства». Вспомним, как Толстой отреагировал на это: «Заглавие «История моего детства» противоречит с мыслью сочинения. Кому какое дело до моего детства?». Очевидно, не история жизни конкретного человека, а что-то другое лежало в основе замысла автора. Беспристрастно и откровенно Толстой рассказывает о том, что происходило с душой ребенка, а потом молодого человека в самые важные периоды его жизни. Так и получается, что развитие души человека ложится в основу этого произведения. Задача сочинения — показать, как Толстой изображает это развитие, иными словами, диалектику.

2. Отобрать необходимый для решения этой задачи материал.

17 стр., 8345 слов

Проблема роли детства в жизни человека: аргументы из литературы. «Детство»

... людей. Обсудить проблему роли детства в жизни человека, аргументы в пользу влияния ранних лет на становление личности, дети могут в школе на уроках литературы. Этот вопрос поднимается во многих классических произведениях. Тема для сочинения «Роль детства в ... Действительно, в детстве жить очень интересно, но легко ли? Как влияют детские годы на формирование человеческой личности? Детство – ...

Поскольку глубже других изучено гл. 4, помещенные в учебнике-хрестоматии, фактический материал можно взять из них, сделав необходимые ссылки на текст всей повести. Сгруппировать материал можно следующим образом:

  • автобиографическая проза — одна из форм раскрытия изнутри процесса становления личности;
  • духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками;
  • подлинные и мнимые ценности жизни героя;
  • Толстой оценивает своего героя по способности или неспособности к духовному росту;
  • «диалектика души» и чистота нравственного чувства в трилогии Толстого;
  • особенности повествования (внутренние монологи, преобладание описаний и рассуждений над действием, диалоги).

3. Сделать вывод и обобщение.

  • К каким выводам о смысле жизни, о хорошем и дурном приходит в итоге Николенька Иртеньев?
  • В чем общечеловеческое значение повести «Юность»?

План обсуждается на уроке, записывается учащимися.

Домашнее задание

Написать сочинение-миниатюру.