АСТАФЬЕВ Виктор Петрович (1924- 2001) – российский прозаик. Детство Астафьева прошло в Сибири, в маленьком селе Овсянка; жил он с бабушкой Екатериной Петровной, которая очень любила внука. Склонность к сочинительству обнаружилась у него рано – в 4-5 лет. За этот “талант” бабушка звала его хлопушкой, что по-сибир-
Ски означало “врунишка”. Читать Астафьев еще не умел, но очень любил слушать, и на всю жизнь запомнил первые книжки, которые читал ребятам сельский учитель: “Кавказский пленник” Толстого и “Дед Архип и Ленька”
Горького.
Школу заканчивал Астафьев в Игарке. В 5-м классе уроки литературы и русского языка вел И. Д. Рождественский, в будущем – известный сибирский поэт. Он часто заставлял ребят писать сочинения на вольные темы. Однажды Астафьев описал, как летом заблудился в заполярной тайге, смертельно испугался, но сумел взять себя в руки и на 4-й день все-таки вышел к Енисею.
Он назвал сочинение “Жив!”. Учитель прочитал сочинение в классе и благословил паренька редкой и потому дорогой похвалой: “Молодец!”. Астафьев всегда считал, что Рождественский привил ему “уважение к слову, пробудил жажду творчества”.
Юноша
заканчивал школу, когда началась война; он ушел в армию рядовым, был ранен в Польше, но остался жив – ведь из ребят 24-го года рождения с войны вернулось только 3 процента!
Осенью 1945 г. после госпиталя, в летнем обмундировании, с продовольственными талонами на полмесяца, он с женой уехал в городок Чусовой Пермской области.
Астафьеву, не имеющему образования и специальности, пришлось работать в горячем цехе, разгружать вагоны, мыть мясные туши на колбасном заводе – тяжелая работа для инвалида войны. Наконец он устроился вахтером на заводе.
Как-то попал Виктор Петрович на занятие литературного кружка. Бывший фронтовик читал свой военный рассказ, и такая там была неправда, что Астафьев разозлился: “Не была такой сказочно красивой наша жизнь ни на войне, ни после нее”. Именно тогда он и стал писать свой первый рассказ о друге-связисте Моте Савинцеве из алтайской деревни. Рассказ напечатали.
Почему выжил в тайге Васютка – герой рассказа В.П. Астафьева, 5 класс
... нельзя передать словами. Как Васютка выжил в тайге? Сочинение, написанное его ровесником в 6 классе, наверняка будет исполнено радостью и гордостью ... Герою рассказа В. Астафьева «Васюткино озеро» пришлось за несколько дней повзрослеть, потому что он оказался один на один с тайгой. Мальчик ... Что же помогло Васютке выжить в тайге? Васютка отправляется за кедровыми орешками, по привычке взяв с собой ...
Военная правда нашла свое место в позднем романе писателя “Прокляты и убиты”.
Войне обязан Астафьев своим обостренным видением мира, глубоким восприятием доброты – недаром на вопрос, что он ценит в людях больше всего, писатель ответил: “Доброту. Любовь. Мужество”.
Астафьев закончил высшие литературные курсы; 10 лет он жил и работал в тихой Вологде, но всегда мечтал вернуться на родину. Так и вышло: в Овсянкинской школе стал он вести “час литературы”, “час поэзии”. Рассказывал, читал стихи – хотел, чтобы прониклись ребята любовью к слову, чтоб учились читать и писать сочинения – пусть и коряво, но зато по-своему.
В. П. Астафьев начал писать в 28 лет. Первый сборник рассказов “До будущей весны” вышел в 1953 г. Известность писателю принесли повести “Перевал”, “Стародуб”, “Звездопад”, “Кража”, “Пастух и пастушка” и др., роман “Тают снега”. Особое место в творчестве Астафьева занимают произведения, переведенные на многие языки мира: “Последний поклон” и “Царь-рыба”.
Умер писатель в 2001 г. в Красноярске.
1
votes, average:
5.00
out of 5)
Человек и природа в произведении В.П. Астафьева «Царь-рыба»
На вопрос о теме «Царь - рыбы» Астафьев ответил: «Наверное, это тема духовного общения человека с миром… Духовное существование в мире - так бы я определил тему «Царь - рыбы». Не впервые возникает она в ... гг.» Важнейшие темы творчества Астафьева -- военно-патриотическая и деревенская. Одним из первых его произведений было написанное в школе сочинение, в будущем превращённое писателем в рассказ ...