Вмешательство в природу происходит год от года все интенсивнее. В 60−70-е годы XX века в ее защиту выступили писатели. Не остался в стороне и Виктор Астафьев, который с помощью слова пытается «образумить людей и остановить разорение земли». Одна из его книг о взаимоотношении природы и человека — «Царь-рыба». Анализ произведения поможет учащимся лучше понять его смысл и подготовиться к ЕГЭ.
История создания, тема, жанр
Книга Астафьева впервые была напечатана в «Нашем современнике» в 1976 году, но с отдельными главами читатели журнала познакомились еще раньше. Основной философский смысл заключает в себе глава «Царь-рыба», которая и дала название произведению.
А смысл этого рассказа в том, что человек не имеет права бездумно относиться к природе, и она когда-нибудь отомстит за варварское отношение к ней, но исправить все уже будет поздно.
Сочинение Астафьева относится к той части «деревенской прозы», где жизнь деревни уходит на второй план.
К произведениям, где раскрываются взаимоотношения человека и природы, можно отнести:
- «Комиссию» Залыгина;
- «Прощание с Матерой» и «Пожар» Распутина;
- «Белый пароход» и «Плаха» Ч. Айтматова и другие.
Если в русской классике звучало лишь любование природой, ее величием и красотой, то уже в начале XX столетия с развитием технического прогресса появилась опасность ее гибели и исчезновения с лица Земли.
Многих литераторов беспокоила экологическая проблема, и появились поэты и писатели, отторгающие слепое преклонение перед машинным раем: , Куприн, Платонов, Булгаков и другие.
В рассказе «Капля» астафьевского сборника герой из погубленного таким «раем» места оказывается в девственном лесу . Увидя падающую с дерева каплю, символ нежности и хрупкости природы, он думает: «Нам только кажется, что мы преобразовали все, и тайгу тоже. Нет, мы лишь ранили ее, повредили, истоптали…». Жанр «Царь-рыбы» определяется непросто: критики ее называют и повестью, и рассказом, и сборником новелл.
Но некоторые исследователи, например, Яновский и Вахитова, согласны с автором, который назвал свою книгу «повествованием в рассказах».
Таким образом, «писатели-деревенщики», размышляя о проблемах природы и человека, человечества и техники, считали, что до революции крестьяне и земля хорошо ладили между собой, а об экологии заговорили, когда города стали поглощать сельские поселения, и в деревнях оставалось все меньше людей.
9 стр., 4297 словЧеловек и природа в произведении В.П. Астафьева «Царь-рыба»
На вопрос о теме «Царь - рыбы» Астафьев ответил: «Наверное, это тема духовного общения человека с миром… Духовное существование в мире - так бы я определил тему «Царь - рыбы». Не впервые ... произведения - Человек и Природа, взаимодействие которых осмыслено в их гармонии и противоречии, в их общности и обособленности, в их взаимовлиянии и отталкивании, как представляется оно писателю сегодня ...
Галерея положительных героев
Всех героев «Царь-рыбы» Астафьева можно поделить на 2 группы: те, кто влюблены в природу и делают все, чтобы ее сохранить и те, что бездушно пользуются природными дарами, не думая об их дальнейшей судьбе. В центре повествования — автор, лирический герой, его чувства и размышления. Читатель видит близкого друга природы, который искренне любит ее и испытывает настоящее чувство гордости.
Пейзажи автора выписаны настолько правдиво и жизненно, что читатель в реальности представляет «непорочно белеющую тундру», ощущает тишину «чистую душу вечерней тайги» и запах «увядающего леса». Разнообразна галерея положительных героев произведения, честных и сильных людей. Один из них — пожилой бакенщик Павел Игоревич из главы «Туруханская лилия». Это тип хороших людей, которые готовы пожертвовать жизнью, чтобы спасти других.
К таковым можно отнести и неподкупного рыбинспектора Семена и корабельного механика Парамона Парамоновича, это также рыбаки из артели поселения Боганида и много других.
Среди положительных героев необходимо выделить и образ Акима, фигурирующего в половине рассказов сборника:
- «Капля»;
- «Поминки»;
- «Туруханская лилия»;
- «Сон о белых горах».
Фигура этого невзрачного на вид, потрепанного жизнью человека, порой наивного, но мудрого и честного, становится художественным обобщением.
Перед читателем проходит вся жизнь Акима — от почти голодного детства до спасения совершенно чужой ему девушки Эли, заблудившейся в тайге. Это трудолюбивый человек, хозяин тайги, чувствующий себя в ней, как дома. В каких бы ситуациях Акиму ни пришлось бывать, везде он проявлял свои лучшие качества: честность и мужество, великодушие и совестливость.
Самый старший в семье, Аким сберегает от голода своих сестер и братьев («Уха на Боганиде»), заботится о больном Парамоне Парамоновиче. Выросший среди простых трудовых людей, он усвоил основные правила нравственности: добросовестный труд, доверие к людям, человечность и доброта . Нельзя обойти вниманием и мать Акима, добрую и доверчивую женщину, которая, по словам односельчан, «была и осталась девочкой-подростком по уму и сердцу». Она страстно любит детей и все лучшие свои качества и отношение к труду и жизни передает им.
Образы браконьеров
В отличие от Закона, у писателя Астафьева свое отношение к браконьерству. Для него ничего не значат запрещенные места ловли рыбы. Жители деревень исстари веков считали себя хозяевами местных рек. И в повествовании все ловят стерлядь, хотя ее лов запрещен. Но автор осуждает тех рыбаков, кто добывает большое количество рыбы не чтобы прокормить семью, а для продажи. Астафьев осуждает Грохотало, который, обучившись рыбной ловле, сам рыбу не ест, а «продает всю до хвостика».
Важна ли природа в жизни человека? По К. Паустовскому
... природа в жизни человека? Автор считает, что очень важна, он так описывает ее, с такой любовью, с таким благоговением, с таким ... мы обретаем себя заново. Текст К. Г. Паустовского (1) Между лесами и Окой тянутся ... природный мир, окружающий его героев. Глубокое проникновение писателя в жизнь природы помогает ему постичь ... полая вода, пойдет вверх по полоям рыба, как прилетит летняя птица, запоют жаворонки, ...
Браконьеры большую часть рыбы, погибшей до их прихода, бросают обратно в реку, заражая другую живность . Раньше мертвую рыбу закапывали на берегу, а сейчас, боясь рыбнадзора, просто кидают за борт: «Чеченец известил, ругаясь: «Прокутили. Из двадцати — семь!» — «Чего семь?» — «Живых» — «А остальные?» — «Остальные за борт». Браконьеров в селе Чушь немало. Как любит повторять один из персонажей Командор, «у нас в стране вечнозеленых помидоров и непуганых браконьеров…».
Браконьерами люди становятся в основном из жадности:
И эти рыболовы, работающие поодиночке или парами, строго следили за порядком на реке: «Сами хозяйничали на реке, сами ее и блюли, жадюг не жаловали, сторожа ставили с ружьем» . У них был стимул: больше поймаешь — больше получишь. За перевыполнение плана полагалась неплохая премия. Перед большими праздниками каждая семья могла сделать 2 намета красной рыбы, но не больше.
И надзорщики не были нужны, и жестокости не было, и рыбы всем хватало. Таким образом, автор повествования «Царь-рыба» браконьерство считает большим злом, но исчисляет это зло по особым критериям, приводя веские аргументы в пользу местных обычаев.
Художественное своеобразие изображения природы
Уже само название является переосмысленным фольклорным образом, с помощью которого писатель, как никто другой в литературе, тему борьбы с потребительским отношением к природе и жизни считает наиважнейшей. Ведь вовсе не зря символическая память о царь-рыбе хранится до сих пор у жителей поселка. К примеру, чистая стилилизация русского фольклора в следующем совете чушанского «деда»: «А ешли у вас, робята, за душой што есь, тяжкий грех, варначество — не вяжитесь с царью-рыбой. Попадется коды — отпушшайте сразу».
Это прием пародии, заключающий в себе элемент трагедии. Сатире подлежит и вечный миф о человеке, как царе природы . «Всей природы царь» — это деловитый, аккуратный, непьющий, с первого взгляда во всем положительный «механик» Зиновий Утробин, но и он оказывается таким же уязвимым, как пойманная им рыба, потому что занимается браконьерством. Астафьев, верный проблематике своего произведения, хочет сказать, что все эти охотники и рыболовы своим «нелегким» трудом приближают гибель тайги и всего живого в ней.
Фольклорное начало можно заметить и в названии поселка — Чуш, где, как в народной сказке, живет «угрюмый и потаенный сброд», один из них — «бросовый человечишко» Дамка, который даже родился по недоразумению. Согласно словарю Даля, этот термин обозначает «вздор, чепуху, нелепость», сборище зла и несправедливости. То ли по оплошности, то ли специально Астафьев сделал это слово мужского рода.
Любимым его приемом являются символы, и за каждым из них — огромное художественное пространство
Размышляя над историей и становлением характеров персонажей, писатель приводит читателя к следующему выводу: жизнь людей и развитие экономики в стране не должны существовать раздельно. Во Вселенной все гармонично и подчиняется законам развития природы и человека.
Показывая жизнь Сибири, её прошлое и настоящее, подходя со всей внимательностью к истокам народной культуры, Астафьев доказывает глубокую веру сибиряков в доброту и справедливость, несмотря на нравственную глухость отдельных слоев общества.
3 стр., 1004 словАстафьев сочинение царь рыба
... она покорится и не свергнет его? Тогда появляется царь-рыба, царица рек, посланная для борьбы с царем природы. Каждый рыбак мечтает поймать царь-рыбу, ведь она — это знак свыше. Поверье гласит: ... том, как он будет жить дальше, если выживет здесь. Может показаться, что Астафьев своими размышлениями только еще больше запутал читателя, а не выстроил его мысли, ...