Государственная Третьяковская галерея является национальной галереей русской живописи и одним из мировых художественных музеев. Она была основана русским меценатом Павлом Михайловичем Третьяковым, который посвятил свои силы созданию национального музея русского искусства, который стал бы достоянием народа.
Несмотря на то, что собирательство коллекций, включая картины, было популярным среди купечества, П.М. Третьяков был не пионером создания картинных галерей. Еще ранее художественную галерею основал коллекционер Свиньин, но она существовала только с 1819 по 1839 годы. Кроме того, коллекционеры Прянишников, Кокорев и Солдатенков также имели значительные собрания картин. Однако их целью было просто собирательство, в то время как у П.М. Третьякова была более высокая цель.
Родители и дед П.М. Третьякова были купцами, и с детства он помогал им в торговых делах. Он учился вести записи и в будущем вместе со своим братом вел все торговые дела. В характере П.М. Третьякова сохранились черты купеческих традиций, но его деятельность как основателя галереи была направлена на пользу России и русской культуры, и отличалась бескорыстием и преданностью. Он устанавливал честные и открытые отношения с художниками, чтобы взаимное доверие и вера в успешное создание галереи русской живописи.
Дело жизни: Третьяков и его собирательство
Это можно было бы охарактеризовать как вызов для обычного человека, но для Павла Михайловича Третьякова это было делом всей его жизни. Начав собирать произведения искусства в 1856 году, он инвестировал значительную часть своего состояния в приобретение художественных ценностей, при этом никогда не переплачивая за них больше, чем считал нужным.
Его бережное отношение к покупке картин было основывалось не на желание накопления богатства, а на стремлении донести прекрасное до всех людей. Он отдаю предпочтение лучшим произведениями русской живописи, с готовностью помогая художникам в тех случаях, когда за произведение необходимо было заплатить заранее.
Третьяклв был известен своей сдержанностью в быту, в результате чего ему удавалось оказывать тихую поддержку нуждающимся художникам, их семьям, а также обеспечивать дальнейшее развитие его любимого проекта — галереи для коллекции.
Патриот и светоч искусства
Третьяков был не просто бизнесменом и коллекционером — он был человеком с демократическими и патриотическими взглядами, обладал глубокими знаниями и проникновенным пониманием искусства. В мире живописи нет прямого аналога понятию «абсолютный слух» из музыки, но если бы такое понятие существовало, то П.М. Третьяков обладал бы этим «абсолютным взглядом».
И.Е. Репин в истории русской живописи
... … » - так сам Репин пересказывал суть этих претензий, нередких в отношении его искусства, и с великолепным равнодушием отвечал: ... психологический этюд, потом мелодраму либеральную, вдруг из русской истории кровавую сцену и т.д. Никакой последовательности, ... Репин свой первый учебный год в Академии - важную лекцию по начертательной геометрии, занятия скульптурой, всемирной историей и живописью. ...
Свой путь- народную галерею
Всего в 29 лет Третьяков принял решение, что подарит свою коллекцию Москве, делая ее достоянием всех людей. В своем завещательном письме 1860 года он утверждает свои намерения по созданию в Москве художественного музея или галереи и выражает свое желание отдаь коллекцию Москве. В фразах вида «чтобы наше собрание всегда было в Москве и ей принадлежало» или «что пользоваться собрание может весь русский народ, это само собой известно» раскрыто его истинное стремление сделать коллекцию доступной для всего народа.
Величественное наследие Павла Третьякова заключается в его несгибаемой вере во величие русской национальной школы живописи. Эта вера возникла в конце 50-х годов прошлого века и сопровождала его на протяжении всей его жизни, несмотря на все преграды и трудности. Нельзя переоценить его роль в триумфе русской живописи, который наступил в конце 19-го века.
В письмах Павла Третьякова проявляются свидетельства его страстной веры. Одно из этих писем было адресовано художнику Риццони 18 февраля 1865 года: «В прошедшем письме к Вам, может показаться непонятным мое выражение: «Вот тогда мы поговорили бы с неверующими» – я поясню Вам его: многие положительно не хотят верить в хорошую будущность русского искусства и уверяют, что если иногда какой художник наш напишет недурную вещь, то как-то случайно, и что он же потом увеличит собой ряд бездарностей. Вы знаете, я иного мнения, иначе я не собирал бы коллекцию русских картин, но иногда не мог не согласиться с приводимыми фактами; и вот всякий успех, каждый шаг вперед мне очень дороги, и очень бы был я счастлив, если бы дождался на нашей улице праздника». Через некоторое время Третьяков вернется к той же мысли, пиша: «Я как-то невольно верую в свою надежду: наша русская школа не последнею будет – было, действительно, пасмурное время, и довольно долго, но теперь туман проясняется».
Невероятная вера Третьякова не была просто предчувствием, она опиралась на внимательное наблюдение за развитием русской живописи и на глубокое понимание формирования национальных идеалов на демократической основе.
Уже в 1857 году Павел Третьяков писал художнику-пейзажисту А.Г. Горавскому: «Об моем пейзаже, я Вас покорнейше попрошу оставить его, и вместо него написать мне когда-нибудь новый. Мне не нужно ни богатой природы, ни великолепной композиции, ни эффектного освещения, никаких чудес». Вместо этого Третьяков просил изображать простую природу, даже самую невзрачную, «хотя бы с правдой и поэзией, присущей каждому художнику».
Таким образом, великая вера Павла Третьякова опирается на его внимательное наблюдение за развитием русской живописи и основывается на глубоком понимании становления национальных идеалов. В его глазах каждый успех и каждый прогресс значимы, и он надеется увидеть светлый праздник на улице русского искусства.
Русская живопись XIX века
... веком" русской культуры. Прославление подвига народа, идея его духовного пробуждения, обличение язв крепостнической России — таковы главные темы изобразительного искусства 19 века. СНОВНАЯ ЧАСТЬ XIX века. ... поставлено обучение технике живописи и рисунка. Однако Академия однозначно ориентировалась на античное наследие и героическую тематику. Для академической живописи были характерны декоративный ...
Эстетический принцип формирования галереи, который проявился в русской национальной живописи, был продуман задолго до появления известных произведений, таких как картина “Грачи прилетели” Саврасова, пейзажи Васильева, Левитана, Серого, Остроухова и Нестерова. Эти художники прошли путь прогрессивного развития, передавая в своих работах поэзию и очарование российской природы.
Некоторые интересные высказывания П. М. Третьякова можно найти в его переписке с Верещагиным, относящейся к русско-турецкой войне 1877-1878 годов за независимость Болгарии от Турции. Война эта была важной для России, которая приняла сторону Болгарии. Узнав от Стасова, что Верещагин собирается ехать на фронт, чтобы запечатлеть эту войну в серии картин, П. М. Третьяков пишет Стасову: “Только может быть в далеком будущем будет оценена жертва, принесенная русским народом”. Он предлагает Верещагину заплатить заранее большую сумму за его работу, основываясь на доверии к его таланту и уверенности в том, что художник будет чувствовать дух народной жертвы, блестящих подвигов русских солдат и роли отдельных личностей в этой войне. П. М. Третьяков также пишет о картинах Верещагина войны в Болгарии, что они не являются исключительно специфичными для этой войны, такие сцены могут быть и в Афганистане, да и в других местах. Он смотрит на эти картины как на предварительное введение к их пополнению в коллекцию.
Сочинение понравилось? Тогда нажмите кнопку ниже:
- Рубрика: