Основные мотивы лирики Фета. Проблемы идеала

Сочинение

Творчество Фета

Для Фета искусство было убежищем от повседневности жизни. Он считал, что творчество не должно касаться общественных и политических дел и вообще действительности. Его стихи всегда были посвящены только любви и природе.

Первые произведения Фета увидели свет, когда он учился на историко-филологическом факультете Московского университета. В студенческие годы он обретает известность и активно печатается в журналах.

Сначала поэт сотрудничал с журналом «Современник», но сильная общественная направленность издания претила ему. Поэтому Фет покидает сначала журнал, а потом и Петербург. Начинается помещичья жизнь. Писатель так и не вернулся к общественной жизни, но его стихи нисколько не изменили направленности. Любовь и русская природа в лирике Фета продолжали занимать ведущие позиции.

Вариант №2

Многие русские поэты описывали красоту русской природы, не стал исключением и Афанасий Фет. В своих коротеньких стихотворениях писатель описывал красоты русских полей и лесов. В каждое свое произведение он вкладывал душу, природа словно живая. Птицы, кузнечики и пчелы описаны словно люди, которые проживают свою жизнь в этом мире.

В любое время года писатель смог для себя подчеркнуть красоту природы и описывает как живое существо. В своих стихотворениях он раскрывает единение с природой, ему нравится наблюдать, как все оживает и готовится ко сну. Самым любимым временем года для Афанасия Фета была весна. Ведь весна это время пробуждения всего живого, можно наблюдать множество изменений в природе.

В каждом произведении Фета можно увидеть любовь к своей Родине и всему живому. Ему нравится, как пчелы в своем улике образуют семью и жужжат, словно напевают песню. Даже в маленьком четверостишие «Кузнечик» Фет так жизнерадостно описал явление природы.

Не каждый может понять стихотворения Фета, ведь стоит искренне любить мир и его окружающую природу, но каждый может полюбить ее благодаря красочным описаниям писателя. В каждом его стихотворении можно выделить связь между природой и человеком. Афанасий Фет мог часами наблюдать за природой, ему это очень нравилось. В своих стихотворениях он описывал все то, что на первый взгляд не может быть увидено человеком.

Он любил все времена года и писал о зиме так же с трепетом и любовью как о другом времени года. Фет был очень талантливым писателем серебряного века и писал о любви и природе, что является главными темами. Писатель не пропускал ни одной мелочи такой родной и дивной природы, что делало его стихотворения веселыми и жизнерадостными.

3 стр., 1155 слов

Поэзия Фета — сама природа, зеркально глядящая в человеческую ...

... насладиться ею. Поэзия Фета - сама природа, зеркально глядящая в человеческую душу. 20622 человека просмотрели эту страницу. или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение. Рекомендуем ... ее стороны, неуловимые оттенки, движения души поэта, переданные словами. Особенно часто в своих произведениях на тему природы Фет рисует картину времени года весны и времени суток утра ...

В своих четверостишьях он мог раскрыть главную задумку и сделать читателя ближе к природе и почувствовать себя в лесу среди деревьев и услышать пение птиц. Для Афанасия Фета было важно быть понятым и разделить с ним ту любовь к родному краю, которую он испытывал и пытался написать о ней.

Писатель словно жил природой и хотел в своих стихотворениях передать все наблюдения за ней. Он всегда говорил о том, что человек не может существовать без природы и стоит к ней относиться с уважением.

Чистое искусство

Искусство ради искусства, или чистое искусство, — именно этой эстетической концепции придерживался Фет. Заключалась она в том, что творчество должно быть независимым от общественной жизни. Искусство должно приносить только эстетическое удовольствие, а не призывать к чему-либо или выступать против какого-либо политического строя. Именно этой концепции придерживался поэт, поэтому природа в творчестве А. А. Фета столь прекрасна и цельна. Она не зависит от сильных мира сего, ни на что не влияет, ее заслуга — лишь в красоте, и это самое главное.

Пейзажная лирика Фета

Русская природа в лирике Фета изображена вдохновенно, очень эмоционально и удивительно. Она не связана с трудом крестьян, как некрасовская, и не отражает чувства лирического героя, как лермонтовская. Однако она всегда вызывает восторг и эстетическое наслаждение.

Удивительно при этом, что Фет изображает не какие-то особенные или эффектные картины, а самые обыденные явления. Однако они пропитаны радостью, и в них открывается тайна круговорота самой жизни.

Образы природы у поэта ощутимы, конкретны, полны деталей, звуков и даже запахов. Никто до него из писателей не уделял такого пристального внимания изображению природы, ее детализации. Природа и человек в лирике А.А. Фета связаны, их объединяют общие чувства: «Какая ночь! Все звезды… Тепло и кротко смотрят в душу вновь…»

Через близость с природой Фет выходит на близость с Вселенной, постепенно его стихи начинают приобретать космическую направленность. В некоторых стихотворениях лирическое «Я» поэта оказывается наедине с миром и космосом: «Земля… Безвестно уносилась прочь, и я… Один в лицо увидел ночь».

И далее оторванность от земли и одиночество только увеличиваются на фоне открывающихся космических просторов: «Над этой бездной я повис… Я взором мерил глубину, в которой… все невозможнее тону». В этом стихотворении пространство сначала природы, а потом и космоса постепенно увеличивается и в конце поглощает лирического героя. Его душа растворяется в мире.

В своей манере изображать природу Фет близок к импрессионистам. Поэт рисует увиденное, стараясь передать свое впечатление, сиюминутный душевный порыв. Окружающая действительность отражает внутренний мир лирического героя. Во многом это происходит из-за того, что Фет одушевляет природу, очеловечивает ее, при этом люди становятся лишь частью этого живого мира.

Композиция

Первая часть произведения состоит из одной строфы и как раз наполнена безличными предложениями. Они и помогают Афанасию Афанасьевичу создать атмосферу таинственности, показать, насколько загадочен природный мир.

2 стр., 962 слов

Человек и природа в тихой лирике Рубцова 6 класс

... Картинка к сочинению Человек и природа в тихой лирике Рубцова Популярные сегодня ... люблю осенний лес...". Особенно дорога поэту тишина, которая вносит в душу радость ... к миру вокруг него. Стихотворение «Доволен я буквально всем» ... лирическим поэтом своего времени. В его стихах тяжело найти неправду, преувеличение, вымысел. Творчеству Николая Рубцова ... Человек живет по закону жизни, не в силах ничего ...

А вот вторая часть, состоящая из двух строф, представляет собой как раз попытку эту загадку разгадать. Размышления лирического героя, основанные на визуальных впечатлениях, раскрываются уже более традиционным способом. Автор рисует прекрасную картину природы в вечернее время, когда все понемногу засыпает с одной стороны, и как будто предчувствует утро – с другой.

«Зима недаром злится» анализ стихотворения Тютчева по плану кратко – история создания, идея, год, сравнение

Очевидно, что лирический герой видит всю развернувшуюся перед ним картину с пригорка, где то жарко, то сыро (очевидно, от ветра с реки).

Это позволяет ему видеть больше, как если бы он был непосредственным участником. Такой взгляд “сверху”, немного отстраненный и в то же время пристальный, типичен для фетовских стихов. Именно за счет него была сформирована композиция: сначала лирический герой видит и слышит нечто неясное, но, вглядевшись, может разгадать хотя бы часть природных загадок. Таким образом Афанасий Афанасьевич передает свою философскую идею.

Изображение весенней природы

Русская природа в лирике Фета может быть изображена в разные времена года, но больше всего в стихотворениях встречается весенних образов. Приход весны воспринимается лирическим героем как воскресение, поэтом он с нетерпение ожидает его. Волнуется, прислушивается, пытается распознать признаки ее появления: «… сердце слышит… И все, что движется и дышит, задышит новою весной».

Весна придает поэту сил, в нем просыпается жажда жить, одновременно с этим он преклоняется перед ее вечной, постоянно возрождающейся красотой. Каждое время года у поэта ассоциируется с определенными эмоциями и ритмом жизни. Например, весна вызывает некую тоску, лень, эмоциональность и негу: «Пропаду от тоски я и лени/ Одинокая жизнь не мила,/ Ноет сердце…» (из стихотворения «Пчелы»).

Изнеженного, мучающегося от непонятной тоски, но при этом чувствующего приближение чего-то нового лирического героя рисует Фет.

Тема природы в лирике поэта очень распространена. Нет ни одного стихотворения, в котором так или иначе она бы не звучала.

Любовь и природа в лирике Афанасия Фета

Афанасий Фет прожил долгую жизнь, на всем протяжении которой в его личности удивительно переплетались два совершенно разных человека. С одной стороны, это был грубый, практичный человек, которого не раз била жизнь и который от нее многому научился. А с другой стороны в натуре Фета присутствовал и вдохновенный романтик, не устающий в своих стихах воспевать любовь и красоту.

Фет родился в семье мелкого чиновника, однако отец за взятку устроил так, что мальчика записали сыном орловского помещика Шеншина. По этой истории должно было считаться, что этот помещик увез мать Фета от его отца. Но любому обману суждено рано или поздно раскрыться. Так произошло и в случае с Фетом. В результате Афанасий в течение многих лет испытывал на себе последствия клейма незаконнорожденного, и, прежде всего, лишения статуса сына дворянина. На протяжении тринадцати лет он безуспешно пытался “выслужить” дворянский, неся армейскую и гвардейскую службу.

9 стр., 4280 слов

Привитие любви к природе через произведения русских поэтов и ...

... природы на своих фотографиях, поэты воспевают природу в стихах, музыканты посвящают круговороту природы свои величественные концерты и симфонии. Итак, любовь к природе – чувство одновременно и сложное, и простое. Сложное оно потому, что ...

Так как служба не принесла желаемого результата, Фет решил предпринять иной ход. Он женился по расчету, а впоследствии стал жестоким сельским хозяином-эксплуататором. Желая заполучить дворянский титул, Афанасий Фет всегда старался демонстрировать свои верноподданнические чувства, поэтому в душе его никогда не было сочувствия к революционерам и либералам.

В конце концов, Фет добился своего, и в возрасте 53 лет получил от Александра согласие на удовлетворение его прошения. В попытках добиться признания себя дворянином, Фет совершал порой смешные поступки. Так, к примеру, если Пушкин в возрасте 30 лет счел оскорблением, когда царь пожаловал ему камер-юнкерское звание, то есть чин, который обычно давался молодым людям до 20 лет, то Фет специально выхлопотал себе камер-юнкерский чин, будучи уже семидесятилетним старичком.

Однако такая погоня за дворянскими титулами не мешала поэту писать чудесные по своей красоте стихи. Взять хотя бы, к примеру, одно из его стихотворений 1888 года:

«Полуразрушенный, полужилец могилы, О таинствах любви зачем ты нам поешь? Зачем, куда тебя домчать не могут силы, Как дерзкий юноша, один ты нас зовешь? — Томлюся и пою. Ты слушаешь и млеешь; В напевах старческих твой юный дух живет. Цыганка старая одна еще поет».

Действительно, создается такое впечатление, что в одной невзрачной на вид оболочке ухитрялись жить два совершенно разных человека. В этом стихотворении нам открывается огромная мощь поэзии Фета, сила его чувства, какая-то юношеская страсть к красоте и любви.

Наверное, не зря стихи Фета пользовались успехом в среде его современников 40-х годов. Уже намного позднее с творчеством Фета стали знакомы и широкие массы народа, когда стихи Фета были положены на музыку и стали популярными в народе романсами. Среди его стихотворений, которые обрели вторую жизнь в музыке, были такие, как «О, долго буду я в молчаньи ночи тайной», «Какое счастие! и ночь и мы одни», «Сияла ночь. Луной был полон сад», «В дымке-невидимке», «Я тебе ничего не скажу» и, конечно же, широко известный романс «На заре ты ее не буди». И это только немногие из стихотворений Фета, которые вдохновляли различных композиторов на написание музыки к ним.

Тематика лирических стихотворений Фета не отличается большим разнообразием. В них нашли свое отражение, пожалуй, всего лишь две темы: любовь женщины и красота природы. Но в этих темах Фет сумел достичь небывалой глубины и мощи стихотворения, как, например, это видно в произведении 1883 года:

«Только в мире и есть, что тенистый Дремлющих кленов шатер. Только в мире и есть, что лучистый Детски задумчивый взор. Только в мире и есть, что душистый Милой головки убор. Только в мире и есть этот чистый Влево бегущий пробор».

В этом стихотворении отразилось своеобразное видение бытия Фета, хотя его лирика и не была в полном смысле философской. Несмотря на некоторую узость и ограниченность мира поэта, он наполнен какой-то тонкой красотой и изяществом. Это тот мир, в котором нет места для жизненной прозы, для той грязи, которой нас порой поливает судьба, в этом мире нет зла. Правильно ли поступает поэт, закрывая этим явлениям дорогу в свой поэтический мир? Наверное, в этом есть доля правды, ведь поэзия – это, прежде всего, искусство, а в искусстве красота должна стоять на первом месте.

5 стр., 2092 слов

Анализ стихотворения «Не позволяй душе лениться» Заболоцкого

... не позволяй душе лениться анализ анализ стихотворения не позволяй душе лениться Анализ стихотворения Заболоцкого Не позволяй душе лениться заболоцкий не позволяй душе лениться анализ не позволяй душе лениться ... идею. Стих написан четырехстопным ямбом. Заболоцкий также использовал перекрестную рифмовку. Тематика произведения Заболоцкого В центре стихотворения – природа отношений между телом и душой. ...

Особой печатью гениальности отмечена и природная лирика Фета, воплощенная в таких стихотворениях, как «Я пришел к тебе с приветом», «Шепот. Робкое дыханье», «Какая грусть! Конец аллеи», «Это утро, радость эта» и других.

Каждое из этих стихотворений непохоже на предыдущее, они все имеют собственный, неповторимый характер, каждое стихотворение представляет собой маленький шедевр. Однако они не лишены и общих моментов, таких как единство человеческой жизни, души и природы.

Невольно в душу читателя закрадывается вопрос: что стало причиной появления на свет подобной красоты, откуда поэт черпает свое вдохновение, позволяющее ему создавать такой красоты стихи? Быть может, это его умение видеть красоту, его светлая душа, открытая миру и стремящаяся воспевать в стихах этот мир.

Природная лирика поэта воплощает в себе некую антинигилистическую позицию. Если сравнивать отношение к природе тургеневского Базарова, для которого она “не храм, а мастерская, и человек в ней работник”, и природу Фета, то можно увидеть следующее. Для Фета природа – это прежде всего храм. Храм, в котором живет любовь. Природа в лирике Фета играет роль особых роскошных декораций, на фоне которых развивается тонкое чувство любви. Природа, это еще и тот храм, в котором царит вдохновение, это место – или даже состояние души – в котором хочется забыть обо всем и молиться царящей в нем красоте.

Любовь для Фета была самой главной верой в жизни, единственным ее смыслом и содержанием. Вспомним Пушкина. У Пушкина любовь была всего лишь проявлением полноты жизни. Для Фета все иначе, для него сама жизнь – любовь, само человеческое бытие – любовь. Эта мысль настолько “громко” и сильно звучит в его стихах, что навевает мысли о чем-то языческом. И тут вспоминается природа Фета, которая тоже любит, любит не просто вместе с человеком, а любит вместо человека, как это происходит в стихотворении «В дымке-невидимке».

Однако вместе с явными языческими мотивами, которые слышатся в отношении Фета к любви и природе, ему присущ и истинный христианский дух. Фет считает, что в душе человека присутствует божья искра, некая частица огня небесного, о чем свидетельствует стихотворение «Не тем, господь, могуч, непостижим». Эта искра послана человеку в дар для того, чтобы он мог испытывать откровения и вдохновения, чтобы мог дерзать.

Особого внимания заслуживают стихи Фета, относящиеся к периоду 80-90-х годов. К тому времени поэт уже прожил достаточно долгую жизнь и превратился в старика, однако в его стихах продолжает жить восторженный горячий юноша. Мысли его по-прежнему обращены к одному: к любви, к безумству страстей, буйству жизни и трепету молодости. В этом не трудно убедиться, стоит только вчитаться в такие стихи, как «Нет, я не изменил», «Люби меня! Как только твой покорный» или же «Еще люблю, еще томлюсь».

Для более наглядного доказательства вышесказанного разберем стихотворение «Я тебе ничего не скажу». Это стихотворение относится ко 2 сентября 1885 года, то есть, оно было написано поздний период творчества Фета. В этом стихотворении выражается мысль, которая часто встречается у поэтов-романтиков. Это мысль о том, что слова порой не в силах передать всю тонкость испытываемого человеком чувства, его состояние души. Так, еще в 1844 году в стихотворении «Как мошки зарею» Фет писал «О, если б без слова Сказать душой было можно!». Так и здесь, сейчас, спустя сорок лет, поэт открывает свидание на фоне природы молчанием: «Я тебе ничего не скажу…».

6 стр., 2587 слов

Душа и природа в поэзии Ф.И. Тютчева

... 12] Основными темами стихотворений Федора Ивановича Тютчева являются: природы, любовь к Отечеству, любовь, переживания человека. В соответствии с этими темами можно выделить и основные образы: времена года, душа человека, Родина. Но это ...

Такое отношение к языку слов характерно для поэтов-романтиков. Они не считали, что слова могут служить хорошим средством для выражения души человека и поэта.

Да, конечно, Фет не был в полной мере романтиком, для этого он был слишком «земной». Однако в этом стихотворении уделом героя в лучших традициях романтизма становится желание «молча твердить» свои любовные признания. Такое сочетание контрастных по своему смысловому значению слов является главным в этом стихотворении.

Невольно возникает вопрос, что заставляет героя отринуть слова и молчать? В стихотворении автор в полной мере дает объяснение этому. Уже во второй строке мы слышим: «Я тебя не встревожу ничуть». И действительно, любовь Фета может не просто встревожить, она с легкостью может взволновать чистую душу избранницы своим томлением и «содроганьями». В последней же строке второй строфы стихотворения, Фет дает и другое объяснение молчанию своего лирического героя. Мы видим, что его «сердце цветет», словно ночные цветы, которые встречаются нам в самом начале стихотворения. Здесь мы видим то самое единство души и природы, духом которого пронизаны многие другие произведения поэта.

Особым приемом, который усиливает внутреннее образное содержание стихотворения, является то, что автор называет грудь героя, то есть вместилище души, чувств и эмоций, больной и усталой. Он дрожит, и неясно, что является причиной сему, то ли ночная прохлада, то ли душевные переживания героя. Все это вместе приводит к тому, что в конце стихотворения автор зеркально повторяет самое его начало: «Я тебя не встревожу ничуть, Я тебе ничего не скажу».

Язык этого стихотворения, его ритм звучат очень напевно, похоже на музыку. И неудивительно, что композиторы на протяжении многих лет не раз вдохновлялись на написание музыки к «Я тебе ничего не скажу».

Простота и изящество этого стихотворения, его тонкость, естественность и хрупкость выраженных в нем чувств, несомненно, находит живой отклик в душах читателей.

  • Назад
  • Вперёд

Изображение зимней природы

Образы зимней природы в стихотворениях Фета зачастую бывают связаны с образом смерти. Так, появляются следующие детали: склеп, дубовые кресты, деревья, одеты в «траурные» наряды и т.п. Погруженная в вечный сон природа сливается с мыслями о небытие, смерти, одиночестве. Как никогда печален и грустен в этих произведениях Фет. Тема природы в лирике, связанной с изображением зимы, всегда окрашена в мрачные тона: «Земля давно остыла и вымерла». Поэт никогда не изображает веселье на снежном фоне, радость уходит вместе с теплом, остаются только смерть и одиночество.