Русские писатели в Казахстане

Семестровая работа

Любая территория уникальна. Западно — Казахстанской области повезло вдвойне: на географических параллелях она оказалась одновременно в Европе и в Азии, в центре схождения крупнейших природных зон. Здесь, на перекрестке Евразийского континента, живет и трудится в мире и согласии многонациональное человеческое содружество из представителей более 80 этносов. И только от каждого из нас зависит, будет ли на этой земле царить согласие. Есть великолепные черты у казахов — гостеприимство, дружелюбие, желание понять и помочь. И есть отличительная черта русского характера — отзывчивость. Если объединить гостеприимство и отзывчивость, то получим стабильность, доброжелательность и сотрудничество, то, что имеем сегодня в отношениях России и Казахстана.

Уральск расположен в северо-западной части Казахстана близ границы с Россией. Он является административным центром Западно-Казахстанской области. Город был основан на берегах реки Урал в 1613 году в качестве постоянного казацкого поселения и назывался Яицкий городок.

Уральск — единственный город Казахстана в котором побывали писатели, чьи имена составляют гордость мировой литературы: И. А. Крылов, В. Г. Короленко, В. И. Даль, В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, М. А. Шолохов, Г. Тукай, К. А. Федин, В. В. Бианки, В. П. Правдухин. На многих домах города есть мемориальные доски с их именами. Богатое историческое прошлое города вдохновляло поэтов и писателей, посещающих эти места. Результатом поездок в Уральск у А. С. Пушкина явились «История Пугачева» и «Капитанская дочка», у В. Г. Короленко — «У казаков» и «В краю пугачевских легенд». М. А. Шолохов писал здесь главы романа «Они сражались за Родину».

1. Пребывание русских писателей в Уральске, Владимир Галактионович Короленко, Ивана Андреевича Крылова

В творчестве Крылова встречается и тема Уральска, например, некоторые слова, употребляющиеся. Очень примечателен для ценителей литературного краеведения и то факт, что воспоминания Крылова мог использовать и А. С. Пушкин в «Истории Пугачева» и «Капитанской дочке».

Владимир Иванович Даль, Василий Андреевич Жуковский, Лев Николаевич Толстой, Михаил Александрович Шолохов

Гостили у друзей, гуляли по городу и рыбачили на Урале писатели Алексей Николаевич Толстой, Константин Александрович Федин, Виталий Валентинович Бианки, Валериан Павлович Правдухин и другие.

Прочны незримые нити, связавшие гения русской и мировой литературы и Великую Степь. Сбылись пророческие пушкинские строки о нерукотворном памятнике и языках, которые назовут его.

20 стр., 9627 слов

Культура Казахстана в XVIII-XX веках

... в 1825 г. в г. Оренбурге и Омский кадетский корпус, основанный в 1846 г. Первая казахская советская ... в Актюбинске, Верном, Семипалатинске, Уральске. Эти учебные заведения подготовили за весь дооктябрьский период 300 учителей-казахов. В XIX в. ... населения Казахстана обнаружилась в ходе ... способствовали развитию ... в пределах нашего отечества, — писал в 1870 г. Министр народного просвещения Д. А. Толстой, ...

2. Встреча А. П. Пушкина с очевидцами исторического события

В 1833 году Пушкин собирал материалы для «Истории Пугачевского бунта» и повести «Капитанская дочка». Он работал в архивах, расспрашивал людей, имевших отношение к там событиям.

Но поэту необходимо было «оживить» историю — прикоснуться к земле, вдохнуть воздух того края, где самозванец пошатнул основы Российской империи.

Одним из первых писателей, побывавших в Уральске и проявивших заинтересованность не только в русском, но и в казахском фольклоре, стал А. С. Пушкин. О степных дорогах поэта, о городе, где он прожил несколько осенних мгновений 1833 года, вдохновенно рассказал Жубан Молдагалиев в «Песне об Уральске»:

Едва заслышу про Уральск

И представляю всякий раз,

Как к берегам реки Урал

Привез поэта тарантас…

Степные скорбные ветра

Прожгли поэта до нутра,

И песнь понятна, что запела

Ему казахская сестра.

Поэма о Козы-Корпеш

И о Баян звучит, как песнь,

Душа казахского народа

Видна как на ладони здесь…

И вот в сентябре 1833 года поэт устремился на восток.

Путь А. С. Пушкина можно проследить по карте-схеме, которая дает возможность проследить путь поэта к степям, еще хранившим отзвуки тех событий. Пушкин выехал из Петербурга 17 августа 1833 года. Ехал через Москву, Нижний Новгород, Чебоксары, Казань, Симбирск и приехал в Оренбург 18 сентября. «Насилу доехал — дорога прескучная, погода холодная», — писал он жене на другой день из Оренбурга. Сначала поэт не думал о поездке в Уральск. Но «начальное гнездо бунта» было не здесь, а в землях яицких казаков, в округе Яицкого городка. Наш уральский пушкиновед, член пушкинской ассамблеи Николай Щербанов считает, что на желание поэта повлиял Даль Владимир Иванович — видный ученый, лексикограф, этнограф.

К яицким казакам поэта привело стремление узнать «мнение народное» о восстании 1773-1775 гг. и о личности самого Пугачева. На Урале Пушкин убедился, что «уральские казаки доныне привязаны к памяти Пугачева». О своих уральских впечатлениях поэт пишет в письме жене: «Последнее письмо мое должна ты была получить из Оренбурга. Оттуда поехал я в Уральск — тамошний атаман и казаки приняли меня славно, дали мне два обеда, подпили за мое здоровье, наперерыв давали мне известия, в которых имел нужду, и накормили меня свежей икрой, при мне изготовленной». Пушкина принимал в доме наказных атаманов полковник, управляющий Уральским казачьим войском, наказной атаман Василий Осипович Покатилов.

Не только в Уральске, но и в окрестностях его было много мест, хранивших тогда следы и свидетелей пугачевского бунта:

Толкачевы хутора, Рассыпная — станица, Таловый умет, Бударинский форпост, Илецкий городок, Нижнеозерская крепость, Черногорская крепость

И везде Пушкин встречался со свидетелями тех событий и их потомками, собирая крупицы еще живой истории: «Я посетил места, где произошли главные события эпохи, мной описанной, поверял мертвые документы словами еще живых, но уже престарелых очевидцев и вновь поверял их дряхлеющую память исторической критикой».

10 стр., 4557 слов

А.С.Пушкин — поэт-историк

... или событию, например Пугачеву, Петру 1 и другим лицам посвятил великий поэт-историк свои литературно-исторические произведения. 2.2 Формирование исторических взглядов А.С. Пушкина. Охарактеризовать исторические воззрения Пушкина, как законченную ... которую переживала Франция, а с нею и вся Европа, начиная с 1789 года. Эти потрясения со всей очевидностью показали, что история - это не пестрая ...

В Уральске Пушкин встречался и беседовал не только с атаманом и офицерами, но и с рядовыми жителями казачьего города. Он успел застать в живых 80-90-летних свидетелей кровавых событий бунта. В «Истории Пугачева» Пушкин пишет: «В Уральске жива еще старая казачка, носившая черевики (обувь) его (Пугачева) работы». И еще: «Грех сказать, — говорила мне 80-летняя казачка, — на него мы не жалуемся, он (Пугачев) нам зла не сделал». Удалось Пушкину побеседовать и с 95-летним сыном Дениса Пьянова, у которого квартировал Пугачев во время приезда в Яицкий городок в ноябре 1772 года и которому признался, что он — царь Петр III. Известно, что Михайло Пьянов был одним из любимцев Пугачева.

Пушкин пробыл в Уральске всего двое с половиной суток — с 21 по 23 сентября. 23 сентября Пушкин покинул город и в первых числах октября Пушкин вернулся в свое имение. Продолжалась Болдинская осень. И нам, жителям степной республики, радостно сознавать, что в этой великой осени были и казахстанские дни. А как много вместили в себя эти три дня! Яркие впечатления и собранный Пушкиным исторический материал вылились позднее в строчки романа «Капитанская дочка» и хроникальные повествования «История Пугачева» и «Замечания о бунте», в записи старинных казачьих преданий и песен.

3. Гений Пушкина объединяет сердца

Результатом поездки были не только материалы о Пугачевском восстании. Пушкин познакомился в поездке с бытом и особенностями жизни кочевников — казахов и калмыков. В бумагах Пушкина хранились несколько больших листов с записью известной казахской легенды о Козы-корпеш и Баян-сулу, степных Ромео и Джульетте. Исследователи не смогли установить точно, как попала эта запись к поэту — вероятно, она была кем-то записана по его просьбе. Эти три дня и найденная в бумагах поэта запись казахской легенды о Козы-Корпеш и Баян-сулу дают нам право считать, что гений Пушкина коснулся и нас своим светлым крылом. А в черновых вариантах пророческого стихотворения «Я памятник себе воздвиг…» после строк: «Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, и назовет меня всяк сущий в ней язык», — среди наименований разных российских народов встречался и этноним «киргизец» — так вплоть до ХХ века называли в России казахов. И именно мы, казахстанцы, возможно, чаще других становимся живыми свидетелями того, как из года в год сбывается одно из поразительных пушкинских озарений, одно из его величайших пророчеств —« И назовет меня всяк сущий в ней язык…»

Трудно переоценить влияние пребывания Пушкина в Уральске на его творчество. Его произведения, посвященные временам «пугачевщины», благодаря этой поездке являют собой не только литературные шедевры, но и достаточно точные этнографические и исторические письменные памятники.

Да, многонациональный, многоязычный Казахстан не перестает с любовью называть святое имя Пушкина. Гений Пушкина объединяет сердца, и в этом источнике черпают вдохновение те, кто умеет понимать вечные ценности Культуры.

Замечательная современная казахстанская поэтесса Сауле Усенбекова называет Пушкина своим духовным учителем. Не раз в своем творчестве обращалась она к его образу:

О сладкий миг, то миг освобожденья:

2 стр., 746 слов

Творческий путь писателя (Михаил Александрович Шолохов)

... верхнедонского контрреволюционного восстания казаков. Эта страница гражданской войны до Шолохова была плохо изучена историками. Писатель проделал громадную работу, собрав большое количество подлинных документов, воссоздал ... трагических событий. С большой теплотой рисует Шолохов портреты стойких борцов за новую жизнь. Это — сын батрака Михаил Кошевой, машинист мельницы Иван Котляров, профессиональный ...

В глубинах сердца вспыхнул яркий свет

И всколыхнулись струны вдохновенья —

Их озарил дыханием поэт.

В изгибе благодарного поклона

Я, дочь степей, твоих касаюсь ног,

И, лишь прозрев, с любовью и покорно

Ступаю на возвышенный порог,

Где Музы на сверкающем паркете

Как изваяния времен, скользят

И кажется: весь мир в мгновенья эти

По-ангельски и чист, и добр, и свят.

Эти строки — дань глубокого почитания, которое истинный Восток приносит к высотам человеческого гения.

4. М. А. Шолохов и Приуралье, М. А. Шолохова

С 27 июля 1942 г. по конец ноября 1943 г. семья писателя из станицы Вешенской эвакуировалась в Уральск. Местом своего жительства Шолохов выбрал село Дарьинское. Ему выделили маленький саманный домик, в котором сегодня и находится музей. «Когда Шолоховы приехали в село, местное руководство подарило им стол и диван, — рассказывает директор музея. — Эти вещи сохранились и стали первыми нашими экспонатами, а сам он, будучи военным корреспондентом газет «Правда» и «Красная звезда», приезжал сюда навестить семью, здесь же он работал над военными очерками, первыми главами своего военного романа «Они сражались за родину».

После войны М. А. Шолохов, его супруга Мария Петровна, сыновья Александр и Михаил в течение около 30 лет приезжали в Западно-Казахстанскую область. Многие исследователи уральского периода биографии Михаила Александровича Шолохова, такие как А.А. Дырдин, Н.Г. Комарова, Н.М. Щербанов, а также друзья писателя П.П. Гавриленко, Н.Ф. Корсунов, Б.Ж. Жумагалиев, да и просто уральцы задавались вопросом, что же заставляло всемирно известного писателя из года в год приезжать в Приуралье, предпочитая не всесоюзные здравницы и именитые курорты, а именно наш край? Версий множество, но большинство склоняется к одному мнению. Писатель родился и вырос на берегах воспетого им Дона, на степных просторах Донщины, в течение 60 лет он прожил в станице Вешенской, то есть был стопроцентным сельским жителем со всеми присущими занятиями в свободное от работы время, в том числе охотой и рыбалкой. Отсюда и желание приезжать в наши благодатные края, богатые и рыбой, и всевозможной дичью. Здесь писатель не только охотился и рыбачил, но и работал над романом «Они сражались за родину», над докладом в Лондоне о Л. Толстом, начинал писать очерк «По Западному Казахстану». В октябре 1965 г. здесь же, в Приуралье, он узнал о том, что стал Нобелевским лауреатом. Воспоминания М. А. Шолохова о присуждении Нобелевской премии:

— Я узнал об этом из телеграммы шведских корреспондентов. Но с некоторым запозданием: телеграмма эта была доставлена мне секретарем Фурмановского райкома партии тов. Мендалиевым, разыскавшим меня в 140 километрах от районного центра. Чтобы ответить Шведской Королевской Академии, мне пришлось лететь самолетом в Уральск, в довольно сложных метеорологических условиях. А вообще-то, день 15 октября для меня оказался удачным во всех отношениях: с рассветом я хорошо потрудился над главою из первой книги романа, главой, которая мне чертовски трудно давалась (приезд к Николаю Стрельцову его брата-генерала, прототипом которого мне послужила жизнь и боевые дела, узнал о присуждении премии и на вечерней охоте двумя выстрелами (единственными за зорю) сбил двух превосходных серых гусей. Причем сбил на предельной дистанции, а это бывает не часто!

8 стр., 3963 слов

Тема Великой Отечественной Войны в творчестве Твардовского и Шолохова

... Василий Теркин сначала фигурирует в стихотворных фельетонах Твардовского периода советско-финской войны (1939-1940).Слова героя поэмы: «Я вторую, брат, войну На веку воюю» Поэма построена как цепь эпизодов ... - предельно обобщенный, собирательный, народный характер в лучших его проявлениях. И вместе с тем Теркин - это не абстрактный идеал, а живой человек, веселый и лукавый собеседник. ...

Воспоминания друга, писателя Николая Корсунова:

— С волнением ждем, когда выйдет новый нобелевский лауреат, первый коммунист, получивший эту международную премию. И он выходит — прежний, обычный, очень земной, дорогой наш Михаил Александрович. На нем теплая куртка, серые, грубого сукна, галифе, пыжиковая шапка, яловые сапоги с короткими голенищами. Работает телекамера, щелкают фотоаппараты. Сыплются поздравления. Михаил Александрович благодарит, отмахивается, отшучивается. Когда кто-то спрашивает, как охота, он, посмеиваясь, говорит:

  • Охота ничего, баранов едим…

Во многих выступлениях писателя звучала тревога об экологическом состоянии донского края. В один из своих приездов в Приуралье Шолохов побывала на Челкаре, в совхозе имени газеты «Правда», в совхозе «Бирлик», в Кисык Камыше. Именно о судьбе озера и думал Шолохов уральской осенью 1964 года.

Был обеспокоен Шолохов и состоянием приуральских Камыш-Самарских озер. «Браконьеры губят их былую охотничью славу, — говорил Михаил Александрович в 1965 году секретарю Западно-Казахстанского обкома партии. — И с воздуха, и с земли, и с воды бьют, уничтожают дичь… Местные жители мне рассказывали, что в прошлом году два отпускника из Москвы, со знаменитого завода имени Лихачева, ежедневно отправляли посылки с засоленными дикими гусями. Шестьдесят штук отправили! Вдвоем!» Писатель возмущался, что гусей бьют ночью с лодок, ослепляя их светом фар, сайгаков расстреливают с вертолетов. Он предлагал открыть на Камыш-Самарских озерах заповедник или хотя бы заказник. «Неужели не научимся по-людски к природе относиться?!», — с болью восклицал Шолохов.

Шолохов всегда подчеркивал, что «будущие поколения станут судить о нас по тому, какое наследство мы им оставим». Но проблема охраны природы сегодня вновь остра, как никогда. И чтобы наши потомки могли в полной мере насладиться природными богатствами, следует последовать доброму совету Михаила Александровича, который говорил: «Надо еще переосмыслить наше отношение к земле, лесам, рекам, озерам, животному миру и принять неотложные, а где следует, и крутые решения по сохранению благ, дарованных нам природой».

Есть мировые силы, заинтересованные в расколе народов, в разжигании межнациональной вражды. Но здравый смысл, быт и духовность побуждают к единению, к братству наших народов. Это хорошо понимают люди старших поколений. И тут наш объединитель — Шолохов. Ещё при его жизни с моей подачи как руководителя межобластной писательской организации в селе Дарьинском был открыт Музей Шолохова.

Нынешние власти области поддержали предложения и с искренней заинтересованностью создали здесь мемориальный комплекс. Его посещает каждая культурная делегация, приезжающая в этот край Казахстана. А в Уральске поставлен памятник Шолохову. Шолохов всегда подчеркивал, что «будущие поколения станут судить о нас по тому, какое наследство мы им оставим». Но проблема охраны природы сегодня вновь остра, как никогда. И чтобы наши потомки могли в полной мере насладиться природными богатствами, следует последовать доброму совету Михаила Александровича, который говорил: «Надо еще переосмыслить наше отношение к земле, лесам, рекам, озерам, животному миру и принять неотложные, а где следует, и крутые решения по сохранению благ, дарованных нам природой».

2 стр., 988 слов

Революция 1917 года в литературе: разговор о прошлом — взгляд из будущего

... писателя стало выражением идейной позиции автора, изменений в его мировоззрении. Октябрьская революция стала событием, положившим начало завершению удивительного периода в истории русской литературы ... народам», «Земля - крестьянам», «Фабрики - рабочим». Целями Октябрьской революции 1917 года были: построение более справедливого общества, чем капиталистическое; искоренение эксплуатации человека ...

В музей приезжал президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. На осмотр экспозиций ему по регламенту было отведено лишь пять минут, но глава государства задержался в музее на четверть часа, оставив запись в книге посетителей. Здесь побывали послы 20 стран мира, а известный режиссер Егор Кончаловский снимал документальный фильм. Этот музей, а он был первый в мире в честь его имени, открылся как народный в сентябре 1979 года, еще при жизни Шолохова. На родине, в Вешках, память писателя увековечили уже после его смерти в 1984 году. Идея создания музея принадлежит уральскому писателю Николаю Корсунову. Здесь свято чтят память о великом человеке, которого связывало с Казахстаном очень многое.

5. М. А. Шолохов — гость поселка Жанибек

пугачев пушкин шолохов уральск

В Жанибеке в доме №6, что по улице Ихсанова, в сентябре 2011 года появилась памятная доска, посвященная советскому писателю Михаилу Шолохову и общественному деятелю области Мырзашу Исмагулову. Мырзаш Исмагулов, почетный гражданин жанибекской земли.

В 70 — х годах прошлого столетия, когда Шолохов вместе с семьей проезжал через Жанибек на отдых на берег Урала, он упросил писателя погостевать у него дома. По традиции, зарезав барашка, Мырзаш Исмагулов, с присущим казахам гостеприимством, встретил гостей. Семья писателя и он сам были глубоко тронуты искренностью и гостеприимством Мырзаша. Вернувшись домой, Шолохов написал письмо, в котором выражал благодарность казахскому другу.

С тех пор, в период 1972 — 1976 годов Шолохов не раз останавливался в поселке Жанибек в доме Мырзаша.

По словам председателя совета ветеранов Жанибекского района Амангельды Уалиева, открытие памятной доски закономерно, ведь дружественные отношения между представителями двух народов в лице Шолохова и Исмагулова ценны и являются примером для последующего поколения.

Жизнь полна сокровищ. Как эстафета, из поколения в поколение передается человеческое знание, и каждый всегда прибавляет к нему частицу своего труда. Я думаю, что эта моя работа тоже прибавит хоть одну страничку в изучении жизни и творчества русских писателей. Ведь литературное Приуралье представляет собой дорогое наследство.

Заключение

«Подлинно национальная литература может возникнуть и сформироваться лишь при плодотворной взаимосвязи с литературами других народов», — говорил немецкий писатель Иоганн Бехер.

Проникновение одной литературы в другую происходит большей частью через литературный обмен или перевод.

В развитии литературы большое место занимает диалог культур и общественной мысли. Влияние русской литературы сказалось не только в овладении писателями литературной техникой, жанровыми формами, но и акцентировании внимания на тех или иных тенденциях в развитии общества, которые заставляли национальных писателе глубже, внимательнее всматриваться в аналогичные факты своей национальной жизни, усиливать интерес своих литератур к социальным проблемам.

8 стр., 3748 слов

По детской литературе » Творчество английского писателя ...

... писателя Вудхауза. Вудхауз впоследствии вернул Милну этот комплимент, сказав, что «Милн – его любимый детский писатель». Книги Вудхауза продолжали свою жизнь в доме Милна ... реферате имеется введение, заключение, список информационных источников и приложение. Для поиска информации использовались ресурсы интернета, а так же учебная литература. ... лес. А. А. Милн построил свои произведения как сказки, ...

В ходе исследования мы пришли к выводу: русскими писателями прошлого столетия руководило гуманное желание облегчить жизнь трудящихся масс народа, вызвать в читателях сочувствие и симпатию к казахскому народу. В своих произведениях они отражали судьбу казахского народа, рассказывали о культуре и быте казахов, отмечали их трудолюбие, честность, сметливость.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/semestrovaya/russkie-pisateli-kazahstana/

1. Белый А. И. «Поехал я в Уральск».

2. Корсунов Н. «Встречи с Шолоховым» «Жазушы», Алма-Ата.

3. Корсунов Н. «Шолохов в 1965 году» журнал «Наш современник» N5, 2005.

4. «Михаил Шолохов в воспоминаниях, дневниках, письмах и статьях современников». Книга 2. 1941 — 1984 гг. Центрполиграф, 2006 г.

5. Смольников И. Ф. «Путешествие Пушкина в Оренбургский край».