Изучая творчество Пушкина и Жуковского, нельзя оставить без внимания самое главное сферу художественного взаимодействия между поэтами. В этой сфере соотношение «учительученик» обретает более сложный психологический рисунок. С одной стороны, влияние Жуковского на Пушкина очевидно прослеживается. «Никто не имел и не будет иметь слога, равного в могуществе и разнообразии слогу его [Жуковского]», писал Пушкин П.А. Вяземскому летом 1825 года. «Можно сказать положительно, что такое сближение действовало могущественно на Пушкина и окрыляло его талант», замечает известный биограф Пушкина П.И. Бартенев. С другой стороны, процесс творческого обогащения был взаимным, что подтверждают биографы, приводя историко-литературные факты и сопоставляя их.
«Жуковский <…> когда приходилось ему исправлять стихи свои, уже перебеленные, чтобы не марать рукописи, наклеивал на исправленном месте полосу бумаги с новыми стихами. Сам он редко читал вслух свои произведения и обыкновенно поручал это другим. Раз кто-то из чтецов, которому прежние стихи нравились лучше новых, сорвал бумажку и прочел по-старому. В эту самую минуту Пушкин посреди общей тишины с ловкостью пролезает под стол, достает бумажку и, кладя ее в карман, преважно говорит: «Что Жуковский бросает, то нам еще пригодится».
Известно, что Жуковский проверял реакцией Пушкина качество своих стихов: если Пушкин забывал какой-либо стих из ранее прочитанных ему Жуковским, то тот его исправлял или совсем вычеркивал.
Пушкин определял качество того или иного литературного критика или читателя его отношением к поэзии Жуковского. В письме Кюхельбекеру он упрекает друга в недостаточно уважительном отношении к Жуковскому: «Не понимаю, что у тебя за охота пародировать Жуковского: это простительно Цертелеву, а не тебе».
Таким образом, каждый из поэтов являлся неоспоримым авторитетом для другого.?
При сопоставлении художественных систем Пушкина и Жуковского одним из определяющих критериев является критерий жизненных ценностей. У Жуковского – вера в предопределенность судьбы, вера в то, что на этой земле надо уповать на провидение. Жизненная философия Пушкина – это философия активной деятельности и борьбы. Противоположность этих двух философских тенденций сказывается даже в поэтике, в стиле, в образной символике.
Убежденная вера в бренность земного существования привела к исчерпанности у Жуковского его самостоятельного творчества, и он рано перестал писать оригинальные произведения. Чудесная элегия “Море” (1822) была последней. Как ни велик подвиг Жуковского в истории поэзии, но уже во второй половине 20-х годов он воспринимался только как переводчик.
Конспект по реализации проекта «Мои любимые сказки Пушкина»
... Сказка о мертвой царевне…» Пушкина, а также сказки Жуковского «О царе Берендее» и «О спящей царевне». Сравнение Пушкина и Жуковского в этот период приводит к ... освобождает её от Коршуна, за что в качестве благодарности получает целое царство. Правление царевича Гвидона ... сказки очень напоминают народные. При написании сказки, в которой за основу взят сюжет русской народной сказки, Пушкин старался как ...
Лично меня очень заинтересовал том факт биографии поэтов, что сказки «Спящая царевна» и «Сказка о мертвой царевне» были написаны Жуковским и Пушкиным в результате шуточного поэтического состязания на лучшую обработку народной сказки. Мне стало интересно, насколько похожи эти сказки, много ли общего в них, какие у них первоисточники и как они перекликаются с ними. Я решил, что темой моей научно – исследовательской работы будет: «Сравнительный анализ «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» Александра Сергеевича Пушкина и «Спящей царевны» Василия Андреевича Жуковского».
Считаю, что тема моей работы актуальна, так как на уроках литературы в 5 классе, при изучении сказки А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», ребята моего класса вместе с учителем литературы проводили сравнительный анализ данного произведения со сказкой В. А. Жуковского «Спящая царевна». При изучении данной темы мы столкнулись с трудностями, так как литературных статей по сравнению данных произведений нам удалось найти очень мало. И тогда мы решили сами провести сравнительный анализ двух сказок и выявить их сходства и различия.
Материал, полученный в результате нашего исследования, поможет ученикам лучше понимать произведения и характеры героев.
Я решил сравнить эти произведения.
1. Сравнительный анализ сказок А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» и «Спящей царевны» В. А. Жуковского».
1.1 Название сказок
Свою исследовательскую работу я начал со сравнения названий сказок. У Александра Сергеевича Пушкина произведение называется «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», а у Василия Андреевича Жуковского — «Спящая царевна». Уже в заглавии мы видим два совершенно разных эпитета: мертвая и спящая. У Александра Сергеевича в названии произведения озвучено, что сказка не только о мертвой царевне, но еще и о семи богатырях». Но в обеих сказках одна и те же героиня — царевна.
Вывод: у Александра Сергеевича название произведения более емкое и содержательное, чем у Жуковского.
1.2 История создания
Затем я изучил историю создания произведений. Изучая литературные статьи, выяснил, что лето 1831 года Жуковский и Пушкин проводили в Царском Селе. Там они вступили в шутливое «состязание»: кто лучше напишет сказку, подобную народной.
Таким образом, Василий Андреевич написал «Спящую царевну» в период с 26 августа по 12 сентября 1831 г. Впервые сказка была напечатана в журнале «Европеец», 1832 года, № 1, январь, под заглавием «Сказка о спящей царевне». Сказка написана была в Царском Селе. Источником для нее послужили немецкая сказка под названием «Шиповник» братьев Гримм, а Жуковский напечатал перевод, озаглавленный «Царевна-шиповник» и французский вариант сказки «Красавица, спящая в лесу», французского писателя Шарля Перро. Жуковский объединил оба варианта сказки в одной — «Спящей царевне».
В чем общность и различие «Спящей царевны» Жуковского и «Сказки ...
... В сказке Пушкина умирает только царевна, а у Жуковского, вместе с принцессой засыпает каждый, кто находился в замке. В начале произведений так же подаются разные истории. В «Спящей красавице» королевской ... юного читателя хорошим качествам. Сказки говорят о добре сострадании, и вере в чудо, а это самое главное, что их может объединять. Понравилось сочинение? А вот еще:
«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» одна из наиболее известных сказок А. С. Пушкина. Написана осенью 1833 года в Болдино. В основу положена русская сказка, записанная в селе Михайловском. Там он записал сказку «Самоглядное зеркало», похожую по сюжету на «Сказку о мертвой царевне». Другой источник — волшебные сказки Арины Родионовны.
Вывод: сказки написаны в разное время. Разница между написанием сказок составляет 2 года. Жуковский писал свою сказку в Царском Селе, а Пушкин в Михайловском, в их основу были положены сюжеты разных сказок и взяты они из разных источников.
1.3 Композиция
Затем я приступил к чтению и исследованию текста.
В обеих сказках есть зачин.
У Жуковского:
- Жил-был добрый царь Матвей;
- Жил с царицею своей.
Он в согласье много лет;
- А детей все нет, как нет.
У Пушкина
Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.
Завязка:
У Жуковского:
встреча царицы с раком-пророком и рождение маленькой принцессы,
У Пушкина:
смерть царицы, появление во дворце мачехи.
Развитие действия:
У Жуковского:
- Пир, взросление царевны, царевна укололась веретеном и уснула, все придворные уснули, царский сын забрел во дворец;
- пробуждение ото сна царевны и всего дворца.
У Пушкина:
Сватание царевны, гнев и зависть мачехи. Чернавка уводит царевну в лес, жизнь царевны в доме 7 богатырей, отравление царевны яблоком, погребение ее в горе, поиски невесты королевичем Елисеем, спасение царевны, смерть царицы мачехи.
Кульминация:
У Жуковского:
На колени ставши, к ней
Он приблизился лицом:
Распалительным огнем
Жарко рдеющих ланит
И дыханьем уст облит,
Он души не удержал
И ее поцеловал.
У Пушкина:
Перед ним, во мгле печальной,
Гроб качается хрустальный,
И в хрустальном гробе том
Спит царевна вечным сном.
И о гроб невесты милой
Он ударился всей силой.
Гроб разбился. Дева вдруг ожила.
Сказочная концовка одинакова — свадьба, пир.
У Жуковского:
Свадьба, пир, и я там был
И вино на свадьбе пил;
По усам вино бежало,
В рот ни капли не попало
У Пушкина
И никто с начала мира
Не видал такого пира;
Я там был, мед, пиво пил,
Да усы лишь обмочил.
Вывод: я рассмотрел композицию произведений и выяснил — композиция сказок похожа.
1.4 Сюжет
Рассмотрим совпадения и различия в сюжете сказок Пушкина и Жуковского.
Совпадения:
В обеих сказках царевны прекрасны.
С обеими царицами происходит несчастье по чьей-то вине.
Кто-то хочет отомстить из-за зависти.
Зло с царевнами совершают женщины.
Со временем с царевен снимается проклятие.
Обеих героинь пробуждают женихи.
Обе сказки заканчиваются свадьбами.
Различия.
Места действия в сказках различны: у Жуковского — дворец, бор — у Пушкина: дворец, терем в лесу, пустая гора.
В чем превосходство царевны над царицей? (по «Сказке о мёртвой ...
... Когда царица умерла, увидев воскресшую царевну, над ее телом никто не стал рыдать. Наоборот, ее похороны не стали поводом даже для траура, и молодой царевне в тот ... менее, сорока дней. Все это говорит о том, что и сам царь больше любил дочь, нежели новую жену, внешность которой, с годами серьезно ... тогда наступит гармония души с телом, и человек обретет счастье. Понравилось сочинение? А вот еще:
Судьбу царевны Жуковского предсказала 12-я фея — злая колдунья – она все подстроила так и отомстила за то, что ее не пригласили на пир.
·У Пушкина царевну выгнала из дома злая мачеха из-за зависти.
У Пушкина царевна умерла — у Жуковского уснула.
У Пушкина царевна мертвая лежала в гробу в гроте 3 дня – у Жуковского — 300 лет спала.
Королевичу Елисею помогают силы природы отыскать царевну — царевичу Жуковского помогает старик.
Царевна Пушкина лежит в хрустальном гробу в гроте — у Жуковского спит дома.
У Пушкина царевна умерла от яблока – у Жуковского от веретена.
Пушкинская царевна пробудилась от того, что её жених ударился о гроб от горя — у Жуковского царевна просыпается от поцелуя царевича.
У Пушкина зло наказано — мачеха от злости умерла — у Жуковского злая колдунья исчезла.
1.5 Форма произведений
Форма произведения: обе сказки написаны в стихотворной форме.
Но сказка Пушкина разделена на строфы, у Жуковского написана сплошным текстом
1.6 Герои сказок
Рассмотрим героев сказок.
В сказке Пушкина героями являются: царь с царицею, царица — мачеха, зеркальце, царевна молодая, Королевич Елисей, Чернавка, 7 богатырей,
В сказке Жуковского: царь Матвей, царица, рак — предсказатель, царевна – дочь, 11 молодых Чародеек, ведьма, царский сын, старик,
Вывод: в сказке Пушкина 13 героев, а Жуковского — 19. В обеих сказках есть царь, царица, молодые царевны и их женихи. Перечисленные герои являются положительными в обеих сказках. Остальные герои разные.
1.7 Средства художественной выразительности
Затем я изучил средства художественной выразительности в сказках.
А. С. Пушнин «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»
Эпитеты:
1.С белой зари
2.Белёшенька земля
3.Сочельник самый
4. Царица высока,
5. Стройна
6. Бела
7. Горда
8. Ломлива
9. Своенравна
10. Ревнива
11. Добродушна
12. Весела
13. Всех милее
14. Румяней
15. Белее
16 .Царевна молодая
17. Белолица
18.Черноброва
19. Нраву кроткого
20. Торговых городов
21. Мерзкое стекло
22. Мать брюхатая
23. Зависти чёрной
24. Глушь лесная
25. С бабой гневной
26. В такую даль
27. Красавица девица
28. Дочка царская
29. Бедный царь
30. Невеста молодая
31. В светлой горнице
32. Лавки крытые
33. Люди добрые
34. Семь румяных
35. Старый человек
36. Парень румяный
37. Красная девица
38. Милая сестрица
39. Зеленого вина
40. Светлая светлица
41.Утренней зарёй
42. Руку правую
43. Пятигорского черкеса
44. Молодцы честные
45. Братья родные
46. Царица злая
47. Милых братьев
48. Нищая черница
49. Пёс проклятый
50. Яблочко наливное
51. Молодое
52. Золотое;
ОРГ. РАБ. ПО ОЗНАКОМЛЕН МЛ. ШКОЛЬНИКОВ СО СКАЗКАМИ А.С. ПУШКИНА
... сказками А.С. Пушкина во внеклассной работе с младшими школьниками. Цель определила задачи работы: 1. Охарактеризовать особенности и место сказок в работе с младшими школьниками. 2. Организовать работу по ознакомлению со ... А.С. Пушкина, как «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», ...
53. Сердце пёсье
54. Нежною рукой
55. Соку спелого
56. Алым губкам
57. Белы руки
58. Плод румяный
59. С молодецкого разбоя
60. В горести душевной
61. С молитвою святой
62. Обряд печальный
63. Гроб хрустальный
64. Мертвою сестрою
65. Твоя краса
66. Доброй вести
67. Горько плачет
68. Круглый год
69. С тёплою весною
70. Тёмной ночки
71. позолоченный дружок
72. Круглолицый
73. Светлоокий
74. Месяц ясный
75. Девы красной
76. Сине море
77. Ветер буйный
78. Речкой тихоструйной
79. Высокая гора
80. Глубокая нора
81. Во тьме печальной
82. Гроб хрустальный
83. Прекрасную невесту
84. Гора крутая
85. Страна пустая
86. Тёмный вход
87. Тьма печальная
88. Изумлёнными глазами
89. Дочка царская
90. Злая мачеха.
В. А. Жуковский «Спящая царевна»
Эпитеты:
Добрый царь
Зеленый берег
Добрый рак
Знатный пир
Чародейки молодые
Хромоногая
старая
Злая
Разумный царь
Драгоценные блюда
Золотые блюда
Хлебосольный царь
Званные гости
Майский цвет
Душная горница
Пряжа тонкая
Огромный дом
Царский дом
Глубокий сон
Мухи сонные
Дремучий лес
Темный лес
Страшный бор
Царский сын.
Чудесный бор
Чудесный сон
Сон волшебный
Гробовая тишина
Приворотный лай (Приложение № 1)
Вывод: в сказке Пушкина эпитетов больше. Все они различны.
Сравнения у Жуковского:
Грудь, как свежий снег, бела
Вспыхнул вдруг, как от огня;
- Начал жить да поживать, Как дотоле, без забот.
Сравнения у Пушкина:
1.Год прошел как сон пустой,
2.Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее;
3. Всех я краше;
4. Он лесного зверя злей.
Вывод: сравнений у Пушкина больше. (Приложение № 2)
Олицетворение у Жуковского:
Рак сказал царице так
Олицетворение у Пушкина
1
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело.
2.
И ей зеркальце в ответ:«Ты, конечно, спору нет;Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее».
3.
Что же зеркальце в ответ?
«Ты прекрасна, спору нет;
- Но царевна всех милее,Всех румяней и белее».
4.
Зеркальце в ответ:«А царевна всё ж милее, Всё ж румяней и белее».
5.
И молва трезвонить стала:
6.
День за днем идет, мелькая,
7
И ей зеркальце в ответ:
- «Ты прекрасна, спору нет;
- Но живет без всякой славы,Средь зеленыя дубравы,У семи богатырей
Та, что всё ж тебя милей».
8. И услышала в ответ: «Ты, царица, спору нет, Ты на свете всех милее, Всех румяней и белее».
9 — 13
«Свет наш солнышко! Ты ходишьКруглый год по небу, сводишьЗиму с теплою весной,Всех нас видишь под собой.Аль откажешь мне в ответе?
Образ Царевны в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» Пушкина
... самое главное, то, что добро победило! Сочинение 5 класс. Сочинение по сказке А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» В этом году я перечитывал «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях» Пушкина. Александр Сергеевич написал ее в ...
14 — 18
Красно солнце отвечало,
Я царевны не видало. Знать ее в живых уж нет. Разве месяц, мой сосед, Где-нибудь ее да встретил Или след ее заметил».
19 — 23
«Месяц, месяц, мой дружок, Позолоченный рожок!Ты встаешь во тьме глубокой,Круглолицый, светлоокий,
И, обычай твой любя,Звезды смотрят на тебя.
Аль откажешь мне в ответе?Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
24 — 29
«Братец мой,Отвечает месяц ясный, Не видал я девы красной.
На стороже я стою
Только в очередь мою.Без меня царевна, видно,Пробежала». «Как обидно!» Королевич отвечал.Ясный месяц продолжал: « Погоди; об ней, быть может, Ветер знает. Он поможет.30 — 37
«Ветер, ветер! Ты могуч,Ты гоняешь стаи туч,Ты волнуешь сине море,Всюду веешь на просторе,Не боишься никого,Кроме бога одного.Аль откажешь мне в ответе?Не видал ли где на светеТы царевны молодой?Я жених ее». «Постой, Отвечает ветер буйныйВывод: олицетворений в сказке Пушкина значительно больше. (Приложение № 3)
Анафора у Жуковского:
1. Жил-был добрый царь Матвей;
Жил с царицею своей
2.Будешь чудо красоты;
Будешь всем на радость ты
3.Начал пить, и есть, и спать,
Начал жить да поживать
Гостья жданная у нас.
Гостья званная вошла
Кони корму не едят,
Кони сном глубоким спят.
Что средь бора дом стоит,
Что царевна в доме спит,
Что проспать ей триста лет,
Что теперь к ней следу нет.
Как царевна в доме спит,
Как ее чудесен сон,
Как три века длится он,
Как во сне царевна ждет.
Как опасны в лес пути,
Как пыталася дойти
Тот как вкопанный сидит;
- Тот не двигаясь идет;-
Тот стоит, раскрывши рот,
Неподвижно смотрит он,
Неподвижно спит она.
Анафора у Пушкина:
И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищелкивать перстами,
И вертеться подбочась.
Да как руку замахнет,
Да по зеркальцу как хлопнет.
3. И до смерти испугалась
И взмолилась: «Жизнь моя»!
4.За красавицей душой
За невестой молодой.
Аль откажешь нам?
Аль товар не по купцам?
Словно сердце песье ноет,
Словно хочет ей сказать.
Так свежо и так душисто,
Так румяно- золотисто.
Кто в глаза ему смеется,
Кто скорее отвернется.
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море.
Вывод: анафору чаще использует Жуковский. (Приложение № 4)
2 Исследование творческих работ учащихся 6 класса МОУ СОШ с. Пушанина по сказкам Пушкина и Жуковского.
Затем я провел небольшой эксперимент, в котором приняли участие ребята 6 класса. Всех учеников я поделил на две группы. Первая группа прочла сказку А. С. Пушкина ««Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», а вторая «Спящую царевну» Василия Андреевича Жуковского». После прочтения ребятам было предложено нарисовать по сюжетам сказок рисунки.
Вывод: рисунки по своему содержанию тоже различны.
3 Анкетирование среди учащихся школы МОУ СОШ с. Пушанина.
Затем я провел анкетирование среди учащихся нашей школы. В анкетировании принимали участие 126 человек.
Традиционные русские мотивы в сказках Пушкина на примере «Сказки ...
... ещё когда первый сын отправлялся в путь. Таким образом, «Сказка о Золотом Петушке"-одно из самых ярких, волшебных произведений Пушкина. Величайший мастер слова, умело используя традиционные русские мотивы, с ... можно вынести из весёлой сказки? Затейливая история учит честности, доверию. Иногда стоит о чего-то отказаться, чтоб не потерять всё. Петушок-то оказался вещий: Он предрекал ...
На вопрос: «Какая сказка вам более известна: сказка В. А. Жуковского «Спящая царевна» или А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне или о семи богатырях?»
41 человек – назвали сказку Жуковского, 114 – сказку Пушкина.
На вопрос: «На сюжеты каких сказок похожи данные сказки?
«Белоснежка и семь гномов» братья Гримм – 28.
«Спящая красавица» Шарль Перро – 8. (Приложение № 5)
Заключение
Исследовав сказки В. А. Жуковского «Спящая царевна» и А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне или о семи богатырях?», я пришел к выводу, что в данных сказках больше различий, чем общего. Так как я нашел и доказал 20 различий и 8 сходств.
(Приложение № 6)
Различия.
Данные произведения имеют разное название, разную история создания, написаны они тоже в разное время и их источники тоже были различны. Авторы используют разные средства художественной выразительности и в разных количествах. В сюжете сказок тоже наблюдается много различий. Например, места действия в сказках различны: у Жуковского — дворец, бор — у Пушкина: дворец, терем в лесу, пустая гора.
Судьбу царевны Жуковского предсказала 12-я фея — злая колдунья – она все подстроила так и отомстила за то, что ее не пригласили на пир.
У Пушкина царевну выгнала из дома злая мачеха из-за зависти.
У Пушкина царевна умерла (правдивая, реалистическая ситуация) — у Жуковского уснула.
У Пушкина царевна мертвая лежала в гробу в гроте 3 дня – у Жуковского — 300 лет спала.
Королевичу Елисею помогают силы природы отыскать царевну — царевичу Жуковского помогает старик.
Царевна Пушкина лежит в хрустальном гробу в гроте — у Жуковского спит дома.
У Пушкина царевна умерла от яблока – у Жуковского от веретена.
Пушкинская царевна пробудилась от того, что её жених ударился о гроб от горя — у Жуковского царевна просыпается от поцелуя царевича.
У Пушкина зло наказано — мачеха от злости умерла — у Жуковского злая колдунья исчезла.
Рисунки, выполненные ребятами 6 класса по сказкам тоже различны.
Сходств значительно меньше:
Похожа композиция произведений.
В обеих сказках царевны прекрасны.
С обеими царицами происходит несчастье по чьей-то вине.
Кто-то хочет отомстить из-за зависти.
Зло с царевнами совершают женщины.
Со временем с царевен снимается проклятие.
Обеих героинь пробуждают женихи.
Обе сказки заканчиваются свадьбами.
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/nauchno/shodstvo-i-razlichiya-skazok-pushkina-jukovskogo/
Азадовский М.К. Источники сказок Пушкина. – М., 1991
2. Афанасьев В. Жуковский. – М., 1986.
3. Ефимов Н. История русской литературы в годы революции, «Печать и революция», 1922; кн. VII, гл. IV; «Литературное наследство», XVIXVIII, М., 1934
4. Ефремов П., Мнимый Пушкин в стихах, прозе и изображениях, СПБ, 1903;
5. Жуковский В. А. Спящая царевна. М., ЭКСМО, 2005.
6 . Лазарев В.Я.Уроки Василия Жуковского: Очерки о великом русском поэте. – М., 1984.
7. Маршак С.Я. Заметки о сказках Пушкина. М.,1966
Непомнящий В. О сказках Пушкина.//Пушкин А.С. Сказки. М.,1967
Покровский В. И., А. С. Пушкин. Его жизнь и сочинения, Сборник историко-литературных статей, М., 1905;
Сказки А.С. Пушкина
... сказки: «Сказка о рыбаке и рыбке» и «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». В 1834 г. появилась «Сказка о золотом петушке». А. С. Пушкин создает свои сказки на фольклорном материале. «Сказка ... работнике его Балде». Изменения, внесенные Жуковским, искажали антицерковную направленность сказки, нарушали систему ее образов и поэтическую целостность. У Пушкина сказочные персонажи психологически и ...
10. Пушкин А. С. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. — М.: Астрель АСТ, 2003 .
11. Сказки братьев Гримм. М. 1997.
12.. Шаров А. Волшебники приходят к людям. – М., 1970.
13.Энциклопедический словарь юного литературоведа. – М.: Педагогика-пресс, 1998.
Интернет-ресурсы:
zhukovskiy.ouc.ru/zhykovskii-russian-culture.html
www.zhukovskiy.net.ru
www.a4format.ru
hrono.ru/biograf/bio_zh/zhukovski_va.php
13PAGE 15
13PAGE 142615
Заголовок 215