Технологии публичного выступления

Курсовая работа

Введение

«Мысль есть главная способность человека. Выражать ее — одна из главных его потребностей. Распространять ее — самая дорогая его свобода». (Пьер Буаст (1765 -1824), французский лексикограф, моралист и философ).

Сегодня очень остро стоит вопрос об эффективности коммуникации и мастерстве публичного выступления. Главным условием успеха является умение грамотно общаться с аудиторией.

Человек, свободно владеющий речью, интересен окружающим, имеет успех в переговорах, пользуется уважением.

Вряд ли можно сомневаться в том, что знание основ публичного выступления необходимо каждому, кто участвует в общественной жизни нашей страны. В своё время А.П. Чехов писал: «В сущности, ведь для интеллигентного человека дурно говорить можно бы считать таким же неприличием, как не уметь читать и писать, и в деле образования и воспитания — обучение красноречию следовало бы считать неизбежным».

Грамотность, логичность и эмоциональная окраска речи сегодня являются обязательными условиями любого делового общения. Деловые люди должны владеть техникой непосредственного контакта, как на индивидуальном, так и на массовом уровне, и уметь обращаться со словом. Практически достичь этого можно только при знакомстве с деловой риторикой. Деловая риторика ориентирована на то, чтобы ознакомить деловых людей с правилами верного обращения со словом, техникой его использования.

Поделиться мыслью — значит умножить её силу. Всякое высказывание — следствие двух потребностей человека: выразить свои чувства и поделиться мыслью.

Первое требование к оратору — развивать в себе ощущение речи как взаимного общения, в котором мысли, слова, манеры постоянно приспосабливаются к слушателям.

Для публичного выступления требуются те же данные, что и в обычном разговоре. Но, несмотря на это, многие испытывают робость перед публичным выступлением. Ежедневно в повседневной жизни каждый из нас произносит огромные речи, но как только требуется выступить перед аудиторией, появляется страх. Большинство ораторов, обращаясь к аудитории, считают, что успех во многом зависит от того, насколько далеки будут их язык, жесты, голос от обычного общения. И в этом кроется провал выступления.

11 стр., 5265 слов

Подготовка выступления и ораторской речи

... ораторским искусством. Богатый запас активной лексики, прекрасный голос, бойкая речь еще не означают, что человек владеет техникой выступления. "Умеет говорить человек ... важной проблемы как подготовка выступления. Уж сколько раз твердили миру, что только тщательное подготовленное выступление способно действительно донести ... Но таких людей очень мало. Живое словесное общение - это наука и искусство. ...

На публичную речь больше не смотрят как на изящную словесность. Для хорошего выступления необходимы знание предмета, целеустремлённость и умение. К тому же оратор должен быть уверен в себе.

Ораторы в меру своего влияния — вожди общества, они воздействуют на людей словом. Это влечёт за собой ответственность. Искусство полезно выступающему публично, но если пользоваться им нечестно, оно ничего, кроме вреда, слушателю не принесёт.

Оратор может быть искренним и своей искренностью внушать безграничное доверие к себе, но тем не менее быть далёким от правды. Оратор, думающий, что он один знает правду, опасен.

Искренность явление сложное и настолько неуловимое, что многим выступающим не удаётся полностью придерживаться её требований.

Цель данной работы раскрыть сущность публичного выступления, показать способы и методы для установления контакта со слушателями, показать, какими качествами должен обладать успешный оратор. Также научить правильно готовиться к выступлению, то есть, выбирать тему, формулировать цель, подбирать и излагать материал. Всё это слагаемые успеха публичного выступления.

Сущность и понятие публичного выступления

публичный выступление оратор аудитория

Ораторское искусство — это искусство построения и публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.

Убедительность и красочность обязательные признаки речи. Убедительность создаётся системой доказательств, а выражение эмоций и эффективные приёмы подачи оживляют речь. Совокупность всех этих качеств делают речь эффективной.

Умение влиять на людей с древних времён считалось одним из высших талантов, и главным инструментом этого воздействия была ораторская речь.

Основой зарождения ораторского искусства как социального явления стала насущная необходимость публичного обсуждения и решения вопросов, имевших общественную значимость. Чтобы обосновать свою точку зрения, отстоять свою позицию, нужно было хорошо владеть искусством слова, уметь убедить аудиторию и повлиять на их выбор.

В древности риторика понималась как искусство устного публичного выступления. Сложилось два основных направления: логическое, основатель Аритотель, и литературное, основатель Исократ.

Аристотель определял риторику как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета». А Исократ и его последователи склонны были считать риторику как пышную, построенную по канонам эстетики, речь.

Под ораторским искусством понимается высокая степень мастерства публичного выступления, качество ораторской речи, искусное владение словом. Термин «ораторское искусство» происходит от греч. rhetorike techne — риторика, красноречие.

В зависимости от содержания, цели и условий высказывания выделяют следующие виды красноречия:

1) Социально-политическое — выступления, посвящённые вопросам государственного строительства, экономики, права, культуры. Военно-патриотические.

2) Академическое — помогает формировать научное мировоззрение. Это лекции, научные доклады, обзоры.

3) Судебное — речи, произносимые участниками судебного процесса.

19 стр., 9378 слов

Психологические особенности ведения публичных выступлений. особенности ...

... момент при подготовке и реализации публичного выступления – учет особенностей аудитории. Аристотель в «Риторике» писал: «Речь слагается из трех элементов: из самого оратора, из предмета, о котором он ... правило возникло. Главная роль начальной паузы – психологическая: она нужна для фокусировки внимания аудитории и подготовки к восприятию речи. Оратору же пауза нужна для того, чтобы успокоиться, ...

4) Социально-бытовое — речи, произносимые на каких-либо мероприятиях, то есть, приветственные, юбилейные, застольные и прочее.

5) Духовное или церковно-богословское — это проповеди для прихожан или официальные речи для самих служителей церкви.

На протяжении многовековой истории ораторское искусство обслуживало и обслуживает интересы определённых слоёв общества и отдельных личностей. Оно одинаково может служить как правде, так и неправде. поэтому в ораторском искусстве очень важна нравственность оратора.

Настоящий оратор обязан уметь не только правильно говорить, — он должен владеть мастерством публичных выступлений, то есть знать наиболее совершенные методы построения речи, постичь искусство произнесения её, уметь говорить сжато, впечатляюще, образно.

Это достигается постоянным совершенствованием ораторского мастерства, изучением лучших образцов публичного выступления.

Публичная речь может рассматриваться как своеобразное произведение искусства, которое воздействует одновременно и на сознание, и на чувство.

Мастерство публичной речи состоит в умелом использовании логической и образной форм мышления.

Публичное выступление — это особая форма речевой деятельности в условиях непосредственного общения, речь, адресованная определённым слушателям.

Публичная речь должна обладать качествами хорошего собеседования с некоторыми поправками в отношении голоса, манер и темы для полного соответствия с обстановкой выступления.

Задача выступающего состоит в том, чтобы воздействовать на чувства слушателей. Настоящая публичная речь должна волновать и возбуждать не только мысли, но и чувства. По своему характеру она представляет собой монолог, то есть, рассчитана на пассивное восприятие аудитории.

Публичное выступление характеризуется рядом особенностей, определяющих её сущность:

1) Наличие обратной связи. В процессе выступления оратор имеет возможность наблюдать за реакцией аудитории и улавливать её настроение, отношение к сказанному;

2) Устная форма общения. Публичная речь представляет собой разговор со слушателем;

3) Сложная взаимосвязь между книжной речью и её устным воплощением. Разрабатывая речь выступления, оратор опирается на книжные источники. Но, выходя на сцену, выступающий начинает импровизировать.

4) Использование различных средств общения. Важную роль в процессе выступления играют невербальные средства общения.

Высшее проявление мастерства публичного выступления это контакт со слушателем. Психологи определяют контакт как взаимопонимание между выступающим и слушателями. Оратор и слушатель должны решать одни проблемы. Если оратор говорит об одном, а слушатели думают о другом, контакт отсутствует. Для возникновения контакта важно интеллектуальное сопереживание. Отношение говорящего к предмету выступления, его убеждённость проявляются в поведении аудитории.

Главный показатель взаимопонимания между выступающим и слушателями — положительная реакция на слова оратора, внешнее выражение внимания.

Кроме того, перед оратором стоит важная задача — заинтересовать слушателей, настроить их на восприятие, удержать внимание.

4 стр., 1685 слов

Культура речи судебного оратора

... и выступления судебного оратора , воздействие. Помня об этом опытный судебный оратор создаст все условия для активной мыслительной деятельности судей, присяжных заседателей и всех присутствующих в зале суда. Содержание речи определяется ...

В целом выступление нацелено на решение следующих задач:

  • Развитие познавательной деятельности людей;
  • Стимулирование положительных или критических установок слушателей;
  • Формирование познавательных интересов;
  • Формирование творческого стиля;
  • Формирование общественной и профессиональной активности;
  • Ознакомление с достижениями практики, науки, техники.

Выступающий должен ставить перед собой достижимые цели, конкретизируя их каждый раз на определённую аудиторию.

Профессиональные психологи, имиджмейкеры давно утверждают, что в оценке одного человека процентное соотношение будет следующим:

60% занимает визуальное восприятие, то есть восприятие движений, жестов, походки, мимики;

30% аудиальное восприятие — оценка голоса, интонации, наличие говора, речевых дефектов, общей внятности речи;

10% логическое восприятие, непосредственно сама речь.

Соответственно, если вы достигнете максимальной приближённости к нормативам по всем трём параметрам, то ваша убедительность станет близка к 100%.

Подготовка к публичному выступлению

Кто не умеет говорить, тот карьеры не сделает. (Наполеон)

Прежде всего, к выступлению нужно правильно подготовиться. И хотя рекомендации, которые обычно даются по этому поводу, могут показаться банальными, стоит упустить из виду хотя бы один из этапов подготовки — и речь может быть обречена на провал. При подготовке выступления, необходимо постоянно задавать себе и отвечать на три самых важных вопроса:

Что я делаю?

Зачем я делаю?

Как я делаю?

Подготовка к выступлению — очень важное и ответственное дело в деятельности оратора. Работу по подготовке речи можно разделить на две основные фазы:

  • Докоммуникативная — планирование и подготовка выступления;
  • Коммуникативную — реализация выступления.

В докоммуникативной фазе необходимо учитывать три фактора:

  • Тема и цель выступления;
  • Аудитория;
  • Место и время.

Оратор должен иметь ясное представление о том, что он будет говорить. Тема выступления должна быть интересна оратору, должна производить сильное впечатление. Также тема выступления должна глубоко затрагивать не только оратора, но и аудиторию.

Существует множество различных подходов к тому, как сделать своё выступление успешным и эффективным. При этом говорят, что сам текст выступления играет последнюю роль. То есть, важно не то, что ты говоришь, а как ты это делаешь.

В процессе подготовки необходимо изучить свою аудиторию. Подумать о нуждах, пожеланиях, и это часто обеспечивает половину успеха.

Подготовка к выступлению включает в себя повышение своего мастерства и подготовку конкретной речи.

Перед каждым человеком, готовящимся выступать публично, встаёт ряд вопросов, связанных с целью выступления, с местом и временем, с эффективностью речи. Любое выступление предполагает наличие предмета речи, цели, требует определённой композиции и логики. Исходя их этого схема подготовки выступления включает пять этапов:

1) Инвенция — подбор необходимого материала;

2) Диспозиция — расположение материалаё композиция;

3) Элокуция — литературная обработка;

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/tehnologiya-publichnogo-vyistupleniya/

9 стр., 4463 слов

Этапы подготовки публичного выступления

... тональность, откуда рождается интонационная выразительность. 1. Этапы подготовки публичного выступления Термины «риторика» (греч. retorike), «ораторское ... публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым словом. Ораторское искусство - это искусство построения и публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию. Слово оратор ...

4) Мемория — запоминание текста;

5) Гипокрызис — произнесение речи с соответствующей интонацией, мимикой, жестами.

1) Инвенция соответствует запрету на создание нетворческой речи, изобретения для плодотворного продолжения культурного диалога.

2) Диспозиция — построение речи как целостного произведения. Именно здесь происходит упорядочение частей в целом.

3) Элокуция — словесное выражение речи, умение правильно организовать свою речь с точки зрения грамматики, лексики, стилистики. Словесное выражение должно соответствовать четырём критериям:

Правильность

Ясность

Изящество

Уместность.

4) Мемория, память — искусство запоминания истины.

5) Произнесение — использует всю палитру невербальных выразительных средств, интонацию и язык тела.

Определение темы.

Первый этап подготовки речи — это выбор и уточнение темы выступления. Практическая подготовка к выступлению начинается с выбора темы, которая должна представлять интерес для самого оратора и для аудитории заглавие речи должно отражать суть проблемы в краткой форме и носить рекламный характер.

Тему можно сформулировать словом или фразой, которые указывают на характер вопросов, обсуждаемых в речи.

Очень часто бывает трудно выбрать тему для выступления, которая была бы интересна слушателям. Существует несколько рекомендаций, помогающих правильно выбрать тему. Во-первых, выбирать тему по знаниям и интересам. Во-вторых, надо помнить, для чего люди собрались.

При подборе темы также важно учитывать время выступления.

Формулировка цели.

Очень важно отдать себе отчет, какова субъективная цель выступления. Ведь выступление можно готовить с совершенно разными целями. Важно ясно понять, какова ваша цель, и признаться себе в этом честно, не пытаясь ничего приукрашивать.

Второй этап — определение целевого направления речи. Возможных направлений достаточно много — например, речи воспитательные, речи развлекательные. Существуют два направления, которые, являются самыми главными — информационная речь и агитационная речь. У информационной речи главная задача — поделиться каким-то знанием и заставить слушателя задуматься над ним. А агитационная речь всегда содержит в себе призыв к действию.

Цель выступления может быть общей и конкретной.

Общая цель может заключаться в том. Чтобы информироватьё воодушевить, призвать к действию, развлечь, убедить.

Общая цель это реакция, которую оратор вызывает у слушателей своим выступлением, а конкретная цель заключена в самой речи и может развлекать, давать какие-либо знания.

Если оратор излагает мысли по теме, но теряет из виду цель, то такое выступление бесполезно для самого оратора. Так как слушатели просто не понимают, для чего им преподаются данные факты.

Составление плана и композиция.

Третий этап — составление рабочего плана. Рабочий план подчинён логике, в нём нет завязки, интересных деталей.

Для успешного выступления необходимо составить письменный план, набор тезисов. При подготовке выступления и во время его особую важность представляет понимание, что основные тезисы необходимо передавать в виде образов.

7 стр., 3026 слов

Анализ речей ораторов

... Греции была воспринята Древним Римом. Вершиной развития ораторского искусства является деятельность Цицерона-крупнейшего древнеримского оратора, политика, писателя. Красоту речи Цицерон видел в ее свежести, благородстве, страстности, ... будет побеждена во всем мире!» Анализ. Автор. Владимир Ильич Ленин. Аудитория. Тема выступления. В своей речи он остановился на основных показателях развития страны и ...

Композиция речи — это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение.

За многовековую историю риторика разработала множество образцов, помогающих структурно организовать речь. Но в основе любого из них лежит простая композиционная схема:

Вступление

Основная часть

Заключение.

Во вступлении следует подчеркнуть актуальность темы, её значение для аудитории, сформулировать цель, кратко изложить историю вопроса.

Заключение по продолжительности е должно превышать 1,5 — 2 минут. Здесь подводится итог, кратко повторяются ключевые мысли речи.

В средней части излагается основной материал, последовательно разъясняются выдвинутые положения, аргументируются и доказывается их правильность, то есть слушатели подводятся к необходимым выводам.

Задача оратора во вступлении привлечь внимание слушателей, настроить аудиторию на позитивное восприятие, готовить почву для разработки темы.

Если речь носит аргументирующий или агитирующий характер, особенно важно показать, что со стороны выступающего на аудиторию не будет никакого давления.

Подбор литературы.

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/tehnologiya-publichnogo-vyistupleniya/

Четвёртый этап подготовки — сбор материала по теме. Обзор книг, СМИ, анализ прочитанного, запись на бумагу или в компьютер, обсуждение со всеми темы своего выступления.

Когда определились с темой и целью, наступает этап сбора материала. Собирать информацию можно разными способами: чтение, беседы, интервью, личный опыт, размышления.

Содержание должно раскрывать тему, и для этого используются факты, доводы, рассуждения, объяснения.

Основное правило в подготовке материала, его должно быть собрано больше, чем требуется для выступления.

Для подготовки успешного выступления необходимо вести конспект по заданной теме. Речь без конспекта не имеет формы. Без предварительного наброска невозможно по-настоящему понять взаимосвязь идей, не будет видно, какие идеи чересчур выделены и какие недостаточно освещены.

И вот план готов. Но речь не будет иметь успеха, если не будет затрачено определенных усилий. В большинстве своем неудачи ожидают тех, кто не утруждал себя подготовкой к выступлению и рискнул, тем не менее, предстать перед публикой. Надо продумать всё заранее. Начать нужно с того, как появиться перед публикой. Походка должна быть ровной, любое движение будет моментально замечено.

Требования к публичному выступлению.

При подготовке к выступлению одни виды выступлений кажутся не очень сложными, а другие гораздо труднее. Надо учиться хорошо говорить перед аудиторией в самых разных условиях, а для этого овладеть умением готовить публичные выступления разных жанров.

Разные жанры требуют разных приёмов подготовки. Но есть в риторике общие правила, которые нужно применять при подготовке публичного выступления.

Решительное начало выступления. Первая фраза должна быть продумана, подготовлена заранее и хорошо заучена. Нельзя запинаться в первой же фразе или задумываться над тем, с чего начать. Такого оратора слушатели сочтут неуверенным, некомпетентным.

Драматизм — это напряжение в тексте. Драматизм создаётся при намеренном столкновении разных точек зрения путём вступления оратора в спор с каким-либо мнением или точкой зрения. Драматизм создаётся в тексте на этапе его подготовки.

9 стр., 4153 слов

Выступление оратора: поведение перед публикой

... похоронах -- он и там рассмеется. В целом поведение во время произнесения речи повышает ее выразительность и налаживает контакт со слушателями. Основной тон связан с соответствующей ситуацией, но ... вслух; накопление в слуховой памяти звуковых образов речи при прослушивании выступлении мастеров художественного слова и искусных ораторов; выработка привычки хорошо говорить в повседневной жизни, ...

Сдержанная эмоциональность — обязательное требование к публичному выступлению, слушатели должны ощутить. Что оратору самому небезразлично то, о чём он говорит. Но эмоциональность должна быть сдержанной.

Краткость. Краткие выступления рассматриваются как умные, содержащие истинную информацию.

Диалогичность. Выступление должно представлять собой диалог со слушателями. Любое выступление должно иметь черты беседы.

Разговорность. Выступление должно носить характер непринуждённой беседы.

Установление и поддержание контакта со слушателями: аудиторию надо разбить на секторы и смотреть по очереди на каждый сектор.

Главная мысль должна быть передана словами.

Решительный конец, как и начало, должен быть кратким, ясным, понятным, заранее продуманным.

Методы изложения материала.

Как выступающий — оратор для слушателей личность, а личности всегда находятся в центре внимания. Необходимо научиться использовать оказываемое внимание, которое не всегда означает, что люди только и ждут провала выступления.

Оратор должен произносить речь наизусть, так как слушатели плохо воспринимают чтение с листа. Заучить можно небольшую речь. Если же речь большая, то выучить её на память удаётся не каждому. Опытные ораторы советуют выступать с опорой на текст, то есть выделить основные смысловые части, подчеркнуть основные мысли.

Если оратор начинает запинаться, его слушатели начинают сомневаться в его компетентности и перестают слушать. Для вступления в контакт со слушателями всё должно происходить, как в диалоге. Но измениться должна лишь сила голоса, а стиль остаётся тем же, что и в начале выступления.

Выступающий не должен равнодушно смотреть поверх людей или в потолок. Любой слушатель должен почувствовать, что обращаются именно к нему. Для этого полезно остановить взгляд на отдельном слушателе, и постепенно переводить взгляд на других, как бы выхватывая отдельных лиц и общей массы в разных частях аудитории.

Но вот оратор выходит на сцену. Не стоит сразу начинать выступление, лучше немного подождать. Никаких суетливых движений. Необходимо также привести внешний вид выступающего в соответствие с темой речи. Иначе, будут трудности с налаживанием контакта со слушателями.

Речь должна быть выразительной, понятной аудитории, хорошо должны быть поставлены дикция и голос. Но самым главным в успешном выступлении является естественность и непринуждённость оратора в общении с аудиторией.

Чтобы достичь успеха. Надо помнить о следующих правилах:

  • Надо опровергать точку зрения, взгляды оппонента, а не его личные качества, пристрастия, образ жизни;
  • Обращение к чувствам аудитории не должно перейти в манипулирование ею;
  • Не следует отождествлять взгляды человека со взглядами группы, к которой он принадлежит;
  • Нельзя искажать мнения оппонентов;
  • Нельзя бравировать личными качествами, не преувеличивать свою роль в каких-либо событиях;
  • Защищая свою точку зрения, всегда доказывать и обосновывать.

Чтобы овладеть искусством слова. Надо знать и уметь пользоваться коммуникативными качествами речи, такими как точность речи, лаконизм, чистота речи, выразительность, логичность.

6 стр., 2529 слов

Композиция речи выступления. Контакт с аудиторией

... и образы привносят живую струю в речь. Тогда на слушателей производится более сильное впечатление. К выступлению перед любой аудиторией оратор должен подготовиться. Этот процесс подготовки ... отсылочным. Опытный оратор при публичном выступлении, как правило, опирается на заранее заготовленные тезисы. Оратору необходимо отстаивать свою точку зрения при публичном выступлении перед оппонентами. ...

Точность речи обеспечивается знанием предмета, логикой мышления и умением выбирать нужные слова. Точность речи может быть предметной и понятийной.

Лаконизм речи — достоинство, которым обладает далеко не каждый. А. П. Чехов приравнивал его к таланту, а М. Горький отмечал: «Крайне трудно найти точные слова и поставить их так, чтобы немногим было сказано много…»

Чистота речи обуславливается отсутствием в ней лишних слов и слов-паразитов. Эти слова засоряют речь и затрудняют её восприятие.

Богатство речи зависит от того, каков у оратора словарный запас. Богатство языка определяется и смысловой насыщенностью слова. То есть многозначностью. Русский язык богат синонимами, антонимами, которые делают речь красочнее, позволяют образно выразить мысль.

Логичность речи означает организованность высказывания в соответствии с законами логики. Логичность — это умение должным образом организовать последовательность речи.

Наиболее частые логические ошибки в речи:

1) Излишне дробленый текст или нагромождение чересчур длинных предложений;

2) Синтаксическая несогласованность фраз;

3) Смысловые искажения возникают из-за внесения в речь местоимений;

4) Проявление двусмысленности исключает понимание.

Нарушение логики это, прежде всего, неоправданность внутренних ожиданий. Первый закон логики, закон тождества, звучит так: «Всякая мысль имеет одно содержание, будучи взятой в конкретном месте и в конкретном отношении».

Личность оратора

«Совершенство не дано никому, но, занимаясь упорно и настойчиво, вы сможете приблизиться к нему настолько, насколько вам позволит природа» (Цицерон).

Слово «оратор» появилось в русском языке в 18 веке, а более широкое распространение получило в первой четверти 19 века. По Далю, оратор — это человек, умеющий говорить красно, то есть красиво, выразительно.

Выделяют следующие типы ораторов:

  • Ораторы, использующие в своих выступлениях логику рассуждений;
  • Ораторы, воздействующие на аудиторию своей эмоциональностью.

Что нужно человеку, чтобы приобрести навыки ораторского выступления?

Конечно, в первую очередь нужно отметить значение природных данных. К ним относятся особенности нервной системы, функциональной деятельности мозга, строение голосовых связок, двигательного аппарата. оратору необходимо обладать развитым вниманием, хорошей образной и логической памятью, сообразительностью, глубиной и широтой мышления.

Чтобы выступать публично, оратор должен обладать основными навыками и умениями, такими как:

  • Навык отбора литературы;
  • [Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/tehnologiya-publichnogo-vyistupleniya/

  • Навык изучения литературы;
  • [Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/tehnologiya-publichnogo-vyistupleniya/

  • Навык составления плана;
  • Навык написания речи;
  • Навык обладания перед аудиторией;
  • Навык ориентации во времени.

Кроме того, выступающий должен быть начитанным практически во всех областях науки, техники, литературы, искусства, политики, экономики и прочее, уметь анализировать события. Только в этом случае он сможет рассказать много интересного. И вследствие чего, оратор достигнет внимания и уважения к себе.

13 стр., 6137 слов

Основы публичного выступления

... речи, ответы на вопросы слушателей, ведение дискуссии и т.д. Оратору, стремящемуся к достижению успеха, конструктивного результата, необходимо тщательно подготовить выступление. ... публичного выступления 1. 1 Этапы подготовки речи Работу по подготовке речи можно подразделить на две основные фазы: докоммуникативную, т.е. подготовку выступления и коммуникативную – взаимодействие с аудиторией. ...

В человеке, который хочет влиять на других, должна ярко проявляться Личность. «Типичными личностными качествами являются самостоятельность и оригинальность мышления, доброжелательность, открытость, уверенность в себе, обаяние, артистичность и, несомненно, трудолюбие, сильная воля и активный характер».

Если оратор является такой личностью, то очень важным фактором становятся его нравственные установки. Уважая личное мнение каждого, всё же необходимо формировать и определённую систему ценностей, руководствуясь которой человек не теряет своих индивидуальных качеств и является представителем определённого социума. Поэтому риторическое образование должно сопровождаться этическим просвещением и нравственным воспитанием, формирующим такие принципы социального взаимодействия людей, как отказ от монополии на истину, борьба со злом, любовь к ближнему, порядочность и честность.

Внешний облик оратора должен соответствовать обстановке. Важно сохранять опрятность, стараться избегать эксцентрически в одежде, чтобы не отвлекать от речи слушателей. Лучшая черта в облике оратора — корректность.

Манеры оратора более важны, чем его внешность, удачная линия поведения может заставить аудиторию забыть о внешнем виде выступающего.

Следует следить за выражением лица. Оно должно быть серьёзным, но не хмурым, доброжелательным. Во время произнесения фраз, насыщенных эмоциями, выражение лица должно быть соответствующим.

Также очень важна поза оратора. Поль Сопер советует такую манеру стоять: «Ноги расставлены на пять-шесть дюймов в зависимости от роста; носки слегка раздвинуты; одна нога выставлена чуть вперёд; упор неодинаков на обе ноги и, по крайней мере, в наиболее выразительных местах речи делается более на носок, чем на пятку; колени гибки и податливы; в плечах и руках нет напряжения; руки не притиснуты плотно к грудной клетке; голова и шея несколько выдвинуты вперёд по отношению к грудной клетке; грудь выставлена, живот подтянут, но не настолько, чтобы это мешало свободе дыхания».

Говорить с воодушевлением невозможно, не пользуясь жестами. Жесты создают гармонию равновесия в облике оратора. Жестикуляция должна быть непроизвольной, непрерывной и разнообразной.

Голос характеризуется по следующим элементам: звучности, темпу, высоте, тембру и артикуляции.

Звучность голоса позволяет донести речь до всей аудитории, при этом звучность не означает громкость. Звучность голоса появляется, когда человек уверен в себе. Это глубокое дыхание, достаточно частое. К концу фразы сила и звучность должны возрастать, а не падать.

В понятие темпа входят быстрота речи в целом, длительность звучания отдельных слов и длительность пауз. Большинство ораторов произносят 120 — 150 слов в минуту. Это делает речь не слишком торопливой и взволнованной, одновременно не слишком медленной.

Длительность звучания отображает многие смысловые оттенки, но неопытные ораторы часто выделяют не те слова, которые нужно.

Главный порок ораторов — неправильное произношение. Выступающий должен быть уверен в правильности произношения каждого слова и выговаривать слова более чётко, чем в повседневной жизни.

Методы и приёмы управления аудиторией

В современной риторике становится актуальным разговор об имидже выступающего публично. Имидж оратора включает в себя такие компоненты, как внешность, умение одеваться, манеры, поведение и индивидуальный стиль, способность наладить эффективный контакт с аудиторией.

По Цицерону идеальный оратор определяется так: «Оратор должен соединить в себе тонкость диалектика, мысль философа, язык поэта, память юрисконсульта, голос трагика, жесты и грацию великих актёров».

Первое впечатление об ораторе определяется его внешностью. Главное требование к одежде выступающего соответствие обстановке и не должна вызывать удивления и зависти.

У каждого оратора должны быть не только индивидуальные внешние данные, но и индивидуальная форма и изложение материала.

Главный способ удержания внимания во время выступления — это изменение. Чтобы избежать монотонности, надо встраиваем в речь импровизации.

Существует несколько приемов управления вниманием:

Прием установления зрительного контакта между говорящим и слушающим. Необходимо обвести всю аудиторию взглядом, посмотреть пристально на кого-нибудь одного, фиксировать взглядом нескольких человек в аудитории. Пристально глядя на человека, вы привлекаете его внимание. Зрительный контакт используется не только для привлечения внимания, но и для того, чтобы его удерживать в процессе общения.

Прием «акцентировки». Он используется в тех случаях, когда необходимо обратить особое внимание партнера на самые важные моменты в сообщении. Данный прием можно реализовать с помощью прямой и косвенной акцентировки. Прямая акцентировка достигается за счет употребления таких фраз, как, например, ««необходимо подчеркнуть», прошу обратить внимание», «важно отметить, что…», что…» и т.д. Косвенная акцентировка происходит, если места, к которым нужно привлечь внимание, выделяются из общего строя общения так, чтобы контрастировать с окружающим фоном и автоматически привлекать внимание.

Прием «навязывание ритма». Внимание человека постоянно колеблется, и если намеренно не прилагать усилий к тому, чтобы все время его настраивать, то оно неотвратимо будет «убегать», переключаться на что-то другое. Особенно способствует такому переключению монотонная, однообразная речь. Когда собеседник говорит именно так, даже заинтересованный слушатель с трудом удерживает внимание, и чем больше он пытается сосредоточиться, тем сильнее его клонит в сон. Именно здесь и применяется прием «навязывания ритма». Постоянное изменение характеристик голоса и речи — наиболее простой способ задать нужный ритм разговора. Говоря то громче, то тише, то быстрее, то медленнее, то скороговоркой, то нейтрально, собеседник как бы навязывает слушающему свою последовательность переключения внимания, не дает ему возможности расслабиться и что-то пропустить.

Прием «нейтральной фразы». Он заключается в том, что общение с собеседником инициатор начинает с фразы, напрямую не связанной с интересующей его темой, но имеющей отношение к собеседнику.

Прием «завлечения». Инициатор общения вначале произносит что-то трудно воспринимаемое, например, очень тихо. Собеседнику для понимания приходится предпринимать усилия, которые предполагают концентрацию внимания. При этом необходимо отметить, что прием может оказаться эффективным только в том случае, если инициатору общения уже удалось произвести на собеседника значительное впечатление своим профессионализмом и уверенностью в своих силах.

Слушатели напряжённо следят только за тем выступлением, в котором всё время раскрывается новое содержание.

Изложение речи должно быть доступным и способным заворожить слушателя меняющейся интонацией оратора, красочными словесными образами, оригинальными сравнениями, меткими выражениями.

Иногда можно спровоцировать аудиторию, заявив что-то, что вызывает несогласие слушателей, а затем вместе прийти к конструктивным выводам.

Также не оставляет слушателей равнодушными сопереживание к каким-либо событиям, затрагивающим чувства людей.

И, наконец, очень важны убеждённость и эмоциональность выступающего. Если оратор искренне верит в то, что говорит, то не только задерживается внимание слушателей на проблеме, но и окружающие заражаются той эмоциональность, что исходит от выступающего. Как гласит восточная мудрость: «Ты, говорящий, никого не убедишь, пока в сердце у тебя нет того, что сходит с языка».

Также темп речи должен быть плавным, умеренным, чтобы слушатели могли следить за ходом мысли выступающего. Периодически можно делать паузы для полного осмысления сказанного.

При первых признаках утомления слушателей необходимо начать стимулировать внимание. Например, рассказать анекдот или короткую историю.

Время от времени необходимо переключать внимание слушателей, предложить что-то записать, сделать несложное вычисление, ответить на вопросы теста.

Самоорганизация публичного выступления

Сильными сторонами моего публичного выступления является уделение внимания внешнему виду.

Первое впечатление об ораторе складывается до того, как он начинает говорить по его внешнему виду. Причем внешний вид включает в себя и одежду, и манеру поведения, и походку, и выражение лица, и жестикуляции, и т.д. Слушатели хотят знать, что он представляет сам по себе, т.е. они хотят сразу составить мнение об ораторе — положительное или отрицательное — и, сами того не осознавая, хотят решить, будут ли их симпатии на стороне оратора и воспримут ли они то, что он им скажет.

Надлежащие манеры оратора имеют более существенное значение, чем его внешность. В самом деле, если он развернется, то заставит забыть о своей внешности. Поэтому каждый оратор не должен подстраиваться под строгие шаблоны, он должен обладать индивидуальностью, чтобы создать дружескую атмосферу и, таким образом, заинтересовать слушателей, привлечь их внимание.

Слабые стороны — отсутствие последовательности в выступлении, отсутствие поддержания внимания аудитории.

Для улучшения публичного выступления мне необходимо принять во внимание следующее.

Прежде всего, сохранению внимания способствует логическая организация речи (последовательность, непротиворечивость, обоснованность).

Слушателей привлекает такое построение изложения, по ходу которого возникают вопросы, а ответы на них рождаются в процессе совместного поиска или последующего изложения. Поддержанию внимания аудитории способствует проблемная ситуация в речи, подача фактов или идей в противопоставлении.

В настоящее время уже удалось добиться того, что поддерживают внимание разнообразные приемы изложения. Диалогизация речи, вопросно-ответный ход, обращение к слушателям настолько эффективны, что способны спасти положение даже в том случае, когда аудитория начинает скучать. Здесь можно также применять и драматизацию речи: эмоциональное и наглядное изображение относящихся к теме событий.

Постоянный зрительный контакт позволяет следить за реакцией слушателей и управлять их вниманием.

Кроме того, приходится время от времени переключать внимание слушателей, это мобилизует его, оно как бы получает толчок. Переключение внимания происходит, например, когда оратор умело завершает один вопрос или тему, а затем называет следующий. Еще больший эффект дает демонстрация наглядных пособий, предложение что-то записать, ответить на вопрос, сделать несложное вычисление, сопоставить два мнения — словом, любая работа слушателей.

В будущем необходимо ввести в процесс работы над выступлением определенное организационное, структурное начало, выделять три основных композиционно-логических части всякого выступления:

1. Вступление, или введение.

2. Главная, или основная часть выступления, представляющая собой изложение основного материала по теме.

3. Заключение, или выводы.

Следует, однако, сразу обратить внимание на то, что, в свою очередь, каждая из этих трех частей, как бы мала, коротка она ни была, имеет свою собственную, внутреннюю организацию, или структуру, и поэтому можно и нужно оговорить композиционные особенности не только выступления в целом, но и каждой отдельной его части.

Чувство аудитории — это качество, которое непременно должен развивать в себе каждый выступающий. Для этого нужно собирать сведения об аудитории предстоящего выступления, учитывать такие стороны аудитории, как ее однородность или неоднородность, специальность, образовательный уровень, примерный круг интересов, ее знакомство с проблематикой выступления, демографические особенности. Все это будет дополнительной гарантией от ошибок, в частности, от ошибки в виде расчета на некоего так называемого «среднего слушателя». Иначе говоря, выступающий должен проявить заботу о соответствии своего выступления потребностям и интересам слушателей, а также их возможностям.

Собирая сведения об аудитории, следует обратить внимание на имеющуюся у слушателей установку и на их настроение, мотивы различных видов: интеллектуальные, моральные, эстетические. Оценивая отношение

слушателей к теме выступления, надо для себя выяснить, насколько она важна для слушателей, какова степень их знакомства с темой, каковы источники их информации по теме. Немаловажно также учесть такие моменты, как благоприятствование или, наоборот, неблагоприятствование выступлению времени и обстановки. И отдельно учесть отношение аудитории к самому выступающему.

Это в конечном итоге облегчит слушателям усвоение материала, придаст материалу композиционное единство, обеспечит согласование и даже известную гармонию частей выступления.

Заключение

Многие люди нервничают, когда им предстоит публичное выступление, и это абсолютно естественно. У таких людей пересыхает во рту и потеют ладони. В кровь выбрасываются порции адреналина, отчего учащается сердцебиение, они не могут есть, у них дрожат колени и голос начинает звучать неестественно.

Инстинкт может помочь взять себя в руки, но при этом не следует подавлять свои эмоции полностью. Легкое волнение даже необходимо для возникновения эмоционального подъема.

Многие люди страшно боятся, что, когда они выйдут выступать, на них будут обращены взоры всего зала.

Следует помнить и о том, что слушатели, возможно, волнуются даже больше самого выступающего.

Справиться с волнением помогает следующий прием: надо переключить внимание аудитории со своей персоны на что-нибудь или кого-нибудь еще. Для этого существуют два способа:

1. Поместить перед аудиторией какие-либо наглядные материалы и попросите людей обратить на них внимание. Это позволит спокойно рассказывать о том, что изображено на схеме или таблице, в то время как взгляды слушателей будут направлены не на вас.

2. Начать свое выступление вопросом к аудитории. Задавайте вопросы и используйте наглядные материалы, чтобы вовлечь аудиторию в слушание и в то же время отвлечь ее внимание от собственной персоны.

Перед началом выступления держитесь спокойно, жесты должны быть неторопливыми и сдержанными. Улыбайтесь. Окиньте взглядом аудиторию. Не торопитесь. Встаньте перед слушателями, улыбнитесь и поприветствуйте их открытым жестом.

Начиная свое выступление, охватите взглядом всех слушателей. При небольшой аудитории последовательно устанавливать зрительный контакт с каждым слушателем. Если аудитория большая, мысленно выделить в ней участки, на которых следует останавливать взгляд. Эти участки должны быть равномерно распределены по всей аудитории. Если не поддерживать регулярно зрительный контакт с задними рядами они просто перестанут вас слушать.

Не поддаваться искушению во время выступления обращаться все время к одному и тому же человеку в зале.

Необходимо поддерживать постоянный и интенсивный зрительный контакт больше с теми, кто слушает со скучающим и скептическим видом. Этот прием требует определенного усилия воли, но он реально помогает.

Не занимать место на кафедре или за столом. Это создает барьер между оратором и слушателями. Не говорить, обращаясь к стене или иллюстративным материалам, не ходить взад и вперед перед аудиторией, не раскачиваться и не приподниматься на носки.

Предпочтительнее стоять, чем сидеть. Когда выступающий стоит, его психоэнергетический уровень выше, и он выглядит более авторитетно.

Если оратор произносит длинную речь или проводит семинар, всегда надо начинать свое выступление стоя, чтобы утвердить свой авторитет перед аудиторией. Сидеть лучше тогда, когда вы хотите завоевать доверие аудитории и стать ближе к слушателям.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/tehnologiya-publichnogo-vyistupleniya/

1. Бороздина Г.В. «Психология делового общения» ИНФРА-М 2009 г.

2. Зверева Е.Н «Основы культуры речи» Москва Изд. Центр ЕАОИ 2008 г.

3. Статья «Публичное выступление. Секреты успеха» журнал «Справочник секретаря и офис-менеджера» №10, 2009 г.

4. Культура русской речи / Под ред. Л.К. Граудиной. — М., 2000. С. 130.

5. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение. — М., 2002. С. 23.

6. Русский язык и культура речи. / Под ред. проф. Максимова В.И. — М., 2002. С. 109.

7. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. — Ростов-н/Д, 2002.

8. Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. — М., 1989.