Творческий диапазон Александра Петровича Сумарокова очень широк. Он писал оды, сатиры, басни, эклоги, песни, но главное, чем он обогатил жанровый состав русского классицизма,— трагедия и комедия. Мировоззрение Сумарокова сформировалось под влиянием идей петровского времени. Он сосредоточил внимание на роли и обязанностях дворянства, утверждая, что высокий пост и владение крепостными необходимо подтвердить образованием и полезной для общества службой. Сумароков резко критиковал невежество и алчность многих представителей дворянства в своих произведениях, представляющих собой сатиры, басни и комедии.
Он считал, что лучшей формой государственного устройства является монархия, но обязательно должен быть справедливым, великодушным и уметь подавлять в себе дурные страсти. В своих трагедиях поэт изображал пагубные последствия, проистекающие от забвения монархами их гражданского долга. Он был сторонником рационализма и считал своё творчество своеобразной школой гражданских добродетелей, поэтому на первое место у Сумарокова всегда выдвигались моралистические функции.
Сумароков считается выдающимся русским писателем и публицистом, и посвящена эта курсовая работа изучению его творчества.
1. КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ И РАННЕ ТВОРЧЕСТВО СУМАРОКОВА
1.1 Краткая биография писателя
Александр Петрович Сумароков
Александр Петрович Сумароков родился 14 (25) ноября 1717 в Петербурге в дворянской семье. Отец Сумарокова был крупным военным и чиновником при Петре I и Екатерине II. Сумароков получил хорошее домашнее образование, его педагогом был учитель наследника престола, будущего императора Павла II.
В 1732 году Сумароков был отправлен в Сухопутный шляхетный корпус – специальное учебное заведение для детей высшего дворянства, которое называли «Рыцарской академией». К моменту окончания корпуса в 1740 году уже были напечатаны две Оды Сумарокова, посвященные императрице Анне Иоанновне. Ученики Сухопутного шляхетного корпуса получали поверхностное образование, но блестящая карьера была им гарантирована.
Не стал исключением и Сумароков, который был выпущен из корпуса в должности адъютанта вице-канцлера графа М. Головкина. После корпуса, в 1741 году, при вступлении императрицы Елизаветы Петровны на престол, Сумароков стал адъютантом ее фаворита графа А. Разумовского.
Поэт «нежной страсти»
В это время Сумароков называл себя поэтом «нежной страсти». Он сочинял модные любовные и пасторальные песенки, такие как «Негде, в маленьком леску» и другие, их было около 150. Он также писал пастушеские идиллии (7) и эклоги (65).
Театр времен Сумарокова
... и личная вражда писателей. А. П. Сумароков -- выдающийся драматург и поэт своего времени, страстно ... Сумароков в 1732 году, в 14 лет поступил в Сухопутный шляхетный корпус, открытый только для дворян. В этом корпусе, ... дворянства к театру. Он старался укрепить русское сценическое искусство, расширить репертуар. Он ведал всем, что имеет отношение к театру -- от составления афиш до написания пьес. ...
В. Г. Белинский описывал эклоги Сумарокова, указывая, что автор «не думал быть соблазнительным или неприличным, а, напротив, он хлопотал о нравственности». Сумароков в своих эклогах возвещал нежность и верность, а не оскорбительное благодарственное чувство, и нет таких речей, которые были бы неприятны здравому смыслу.
Музыкальный стих
С работой в жанре эклоги Сумарокову удалось разработать легкий, музыкальный стих, близкий к разговорному языку того времени. Основным размером, использованным Сумароковым в его эклогах, элегиях, сатирах, эпистолах и трагедиях, был шестистопный ямб – русская разновидность александрийского стиха.
В одах, написанных в 1740-е годы, Сумароков руководствовался образцами, данными в этом жанре М.В.Ломоносовым. Это не помешало ему полемизировать с учителем по литературно-теоретическим вопросам. Ломоносов и Сумароков представляли два течения русского классицизма. В отличие от Ломоносова, Сумароков считал главными задачами поэзии не постановку общенациональных проблем, а служение идеалам дворянства. Поэзия, по его мнению, должна быть в первую очередь не величественной, а “приятной”.
В 1750-е годы Сумароков выступил с пародиями на оды Ломоносова в жанре, который сам называл “вздорными одами”. Эти комические оды были в известной степени и автопародиями.
Сумароков пробовал свои силы во всех жанрах классицизма, писал сафические, горацианские, анакреонтические и другие оды, стансы, сонеты и т.д. Кроме того, он открыл для русской литературы жанр стихотворной трагедии. Сумароков начал писать трагедии во второй половине 1740-х годов, создав 9 произведений этого жанра: Хорев (1747), Синав и Трувор (1750), Димитрий Самозванец (1771) и др.
В трагедиях, написанных в соответствии с канонами классицизма, в полной мере проявились политические взгляды Сумарокова. Так, трагический финал Хорева проистекал из того, что главный герой, “идеальный монарх”, потворствовал собственным страстям -подозрительности и недоверчивости. “Тиран на престоле” становится причиной страданий многих людей — такова главная мысль трагедии Димитрий Самозванец.
Созданию драматических произведений не в последнюю очередь способствовало то, что в 1756 Сумароков был назначен первым директором Российского театра в Петербурге. Театр существовал во многом благодаря его энергии.
В годы царствования Екатерины II Сумароков уделял большое внимание созданию притч, сатир, эпиграмм и памфлетных комедий в прозе (Тресотиниус, 1750, Опекун, 1765, Рогоносец по воображению, 1772 и др).
По своим философским убеждениям Сумароков был рационалистом, сформулировал свои взгляды на устройство человеческой жизни следующим образом: “Что на природе и истине основано, то никогда премениться не может, а что другие основания имеет, то похваляется, похуляется, вводится и выводится по произволению каждого и без всякого рассудка”. Его идеалом был просвещенный дворянский патриотизм, противостоящий некультурному провинциализму, столичной галломании и чиновничьей продажности.
Сумароков был известным русским писателем, особенно известен его вклад в развитие трагедии. Он начал писать свои литературно-теоретические стихотворные произведения одновременно с первыми трагедиями. В 1774 году он опубликовал две из них – «Эпистолу о российском языке» и «О стихотворстве в одной книге Наставление хотящим быти писателями». В этих эпистолах Сумароков выражал важную идею о величии русского языка, считая его способным к любому творчеству.
«Драматургия А. П. Сумарокова»
... деятельный, неутомимый организатор театрального дела. Трагедии Сумарокова написаны в основном на исторические ... особенно популярными. В 40-е гг. на Александрийской сцене представляются до ... в частности, на творчество Мольера, а весьма ощутимы. Вершиной развития ... становятся В. Крылов, И. Шпажинский, П. Невежин, Н. Соловьев писавшие на ... трагизма страницу его жизни. Пьесы Л. Андреева тяготели к символизму, ...
Язык Сумарокова отличался от языка его современников Ломоносова и Тредиаковского. Он использовал разговорный язык просвещенных дворян, что делал его произведения ближе и понятнее для широких масс. Для Сумарокова важным было не только воссоздание колорита эпохи, но и политическая дидактика, которую он успешно передавал через исторические сюжеты в своих пьесах.
Важной особенностью трагедий Сумарокова является отсутствие республиканской темы, которая была присутствовала во французских трагедиях его современников Корнеля и Вольтера. Сумароков, будучи монархистом, противопоставлял тирании просвещенный абсолютизм. Его пьесы представляют собой своеобразную школу гражданских добродетелей, которая призвана обучать не только рядовых дворян, но и монархов.
Однако Екатерина II, учитывая недвусмысленность нравственных ценностей, заложенных в трагедиях Сумарокова, относилась к нему недоброжелательно. В своих произведениях Сумароков сталкивал героев с коллизией долга и страсти. Долг требует безоговорочного выполнения гражданских обязанностей, а страсти, такие как любовь, подозрительность, ревность и деспотизм, мешают их исполнению.
В трагедиях Сумарокова представлены два типа героев. Первые из них, преодолевая страсть, с честью выполняют свой гражданский долг. Сюда относятся такие персонажи, как Хорев, Гамлет, Трувор и другие.
Однако несмотря на успехи и значимость творчества Сумарокова, полное собрание его сочинений было издано только после его смерти. В течение жизни писателя выходило много стихотворных сборников, но каждый из них был составлен по жанровому признаку, без объединения всех его произведений.
1.2 Сумароков как родоначальник трагедийного жанра
Сумароков, русский поэт и драматург, прославился своими трагедиями, став первым, кто ввел этот жанр в русскую литературу. Его современники называли его «северным Расином». Всего Сумароков написал девять трагедий, шесть из которых были написаны с 1747 по 1758 годы: «Хорев» (1747), «Гамлет» (1748), «Синав и Трувор» (1750), «Артистона» (1750), «Семира» (1751), «Ярополк и Демиза» (1758).
После десятилетнего перерыва он написал еще три трагедии: «Вышеслав» (1768), «Дмитрий Самозванец» (1771) и «Мстислав» (1774).
В своих трагедиях Сумароков широко использовал опыт французских драматургов, таких как Корнель, Расин и Вольтер. Однако его трагедии имели и свои отличительные черты. В отличие от трагедий Корнеля и Расина, которые были как политическими, так и психологическими пьесами («Сид» Корнеля, «Федра» Расина), все трагедии Сумарокова имели ярко выраженную политическую окраску. Французские драматурги писали пьесы на античные, испанские и «восточные» сюжеты, в то время как Сумароков использовал отечественную тематику в своих произведениях.
Интересно отметить, что Сумароков обращался к самым отдаленным эпохам русской истории, используя легендарные или полулегендарные сюжеты. Он переделал одну из лучших трагедий Шекспира — «Гамлет», чтобы выразить свое несогласие с автором. «Гамлет» Сумарокова, как он сам отмечал, отличается от трагедии Шекспира. В пьесе Сумарокова отец Гамлета убивается не Клавдием, а Полонием. Гамлет, мстя отцу, должен убить отца своей возлюбленной. В связи с этим знаменитый монолог Гамлета, начинающийся у Шекспира со слов «Быть или не быть?», претерпел значительные изменения:
Трагедия Шекспира «Гамлет»
... Трагедия Шекспира «Гамлет, принц датский» наиболее знаменитая из пьес драматурга. По мнению многих ценителей искусства, это одно из самых глубокомысленных творений человеческого гения, великая философская трагедия. ... и живописных комедий, нередко окрашенных тонким лиризмом: «Комедия ошибок» (1592), ... глубиной заложенных в них идей, сочетанием ярких черт своей эпохи и общечеловеческих проблем. Трагедия ...
Что мне делать?
Не знаю, как поступить. Легко ли потерять Офелию навсегда!
Отец! Любовница! О, какие дорогие имена…
Перед кем я должен совершить преступление? Вы равны мне в любезности.
Второй тип персонажей, их можно считать главными героями, которые, по словам Сумарокова, должны исполнять свои обязанности особенно ревностно, так как они облечены верховной властью. Это касается прежде всего князей и монархов. Собственно, здесь и начинается их столкновение со страстью, которая одерживает верх над государственным долгом.
Автор считает, что для того чтобы одержать победу, монарху необходимо множество размышлений и проницательности. Если он хочет носить властный венец и не желает получить осуждение, то должен быть праведным, строгим и милосердным. При этом монарх также должен быть отличным образцом справедливости и непоколебимости, чтобы прославиться.
К сожалению, власть зачастую ослепляет правителей, из-за чего они становятся рабами своих чувств, тогда как их подданные страдают. Примером этого служит князь Кий, подозревающий своего брата и невесту брата, Оснельда. В трагедии «Синав и Трувор» новгородский князь Синав, ослепленный страстью, приводит к самоубийству Трувора и его возлюбленную Ильмену. Чаще всего наказанием для неразумных правителей становится раскаяние и муки совести, которые приходят после того, как они поздно осознают свою ошибку. Однако Сумароков иногда представляет и более грозные формы возмездия.
Наиболее ярким примером такой формы является трагедия «Дмитрий Самозванец», единственная из пьес Сумарокова, основанная на реальных исторических событиях. В ней автор изображает правителя, уверенного в своем праве быть деспотом и совершенно лишенного способности раскаяться. Самозванец настолько откровенно демонстрирует свои тиранические наклонности, что это даже снижает убедительность его психологического образа. Он признается, что привык к ужасам, оставляется разъяренным преступлениями, полон варварства и крови.
Сумароков разделяет просветительскую идею о праве народа свергнуть тирана-монарха. Конечно, под «народом» подразумеваются дворяне, а не простолюдины. В пьесе эта идея реализуется через открытое выступление воинов против Самозванца, который перед лицом неизбежной погибели совершает самоубийство. Следует отметить, что в пьесе незаконность правления Лжедмитрия объясняется не его самозванством, а тираническим правлением. Так, согласно пьесе, если бы он не бессовестно правил в России, назывался бы ли он Дмитрием или нет — все равно для народа.
1. Введение
В настоящей работе рассматривается литературное творчество Н. А. Сумарокова, который значительно внес свой вклад в развитие русской литературы в XVIII веке.
Образы бытовых героев в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»
... наблюдалось в пьесах Сумарокова. В решении этого вопроса большую роль сыграло просветительство, объяснявшее пороки людей их «невежеством» и неправильным воспитанием. При исследовании комедии «Недоросль» (от ... случаен. Москва, исконная столица России и средоточие традиционной русской культуры, подчеркивает в положительных героях комедии их столь важное для Фонвизина национальное начало: Правдин, ...
2. Жизнь и творчество Н. А. Сумарокова
Н. А. Сумароков (1717 – 1777) — русский поэт, драматург, актер, издатель, музыкант, театральный организатор и реформатор. Начинал свою творческую деятельность как автор юмористических стихотворений, затем перешел к созданию трагедий. Большинство пьес Сумарокова представляют собой трагедии, но он также занимался написанием комедий и сатир.
2.1. Юмористические произведения
Из-за своих показателных танцев на балах Сумароков обзывался “балаганщиком”. В кругу приятелей начал писать балаганы — небольшие “цветистые” пьески, которые читали в художественной беседке. Позднее произведения этих лет получили название “первых русских пьес”. Авторский коллектив работал ежегодно и давал представления в течение некоторого времени с большим успехом.
2.2. Трагедии
Сумароков считал трагедию наивысшим видом драматического искусства, поэтому многие лета своей жизни посвятил ее изучению и созданию. Всего было написано 12 трагедий, начиная от “Хорс и Калироя” (1747) и заканчивая “Синави” (1760).
Заслуга Сумарокова перед русской драматургией состоит в том, что он создал особый тип трагедий, оказавшийся чрезвычайно устойчивым на протяжении всего XVIII в. Неизменный герой сумароковских трагедий — правитель, поддавшийся какой-либо пагубной страсти — подозрительности, честолюбию, ревности — и в силу этого причиняющий страдания своим подданным.
Для того чтобы тирания монарха раскрывалась в сюжете пьесы, в нее вводятся двое влюбленных, счастью которых препятствует деспотическая воля правителя. Поведение влюбленных определяется борьбой в их душе долга и страсти. Однако в пьесах, где деспотизм монарха приобретает разрушительные размеры, борьба между долгом и страстью влюбленных уступает место борьбе с правителем-тираном. Развязка трагедий может быть не только печальной, но и счастливой, как в “Дмитрии Самозванце”. Это свидетельствует об уверенности Сумарокова в возможности обуздания деспотизма.
Герои сумароковских пьес мало индивидуализированы и соотносятся с той общественной ролью, которая им отводится в пьесе: несправедливый монарх, хитрый вельможа, самоотверженный военачальник и т. п. Обращают на себя внимание пространные монологи. Высокому строю трагедии соответствуют александрийские стихи (шестистопный ямб с парной рифмой и цезурой посередине стиха).
Каждая трагедия состоит из пяти актов. Соблюдаются единства места, времени и действия.
2.3. Комедии и сатиры
Сумарокову принадлежат двенадцать комедий. Большинство пьес написаны в популярном жанре сватовства к героине нескольких соперников. Первые три комедии Сумарокова опиралась на другую традицию — на интермедии и на комедию дель-арте, знакомую русскому зрителю по спектаклям итальянских артистов. Комический эффект достигается примитивными фарсовыми приемами: дракой, словесными перепалками, переодеванием.
3. Вывод
Н. А. Сумароков оставил яркое наследие в русской литературе XVIII века. Сумароков создал свой стиль трагедии, который стал основой драматического искусства России на века. Его комедии и сатиры, хотя и не достигали таких высот, как трагедии, всё же имели значительный вклад в развитие русской комедии.
Нужно рассуждение : Над чем меня заставила задуматься комедия ...
... говорят о невежественных и глупых людях. Написать сочинение «о чем заставила меня задуматься комедия «недоросль»(120-150 слов). ! комедия д. и. фонвизина «недоросль», которую от нас отделяет два столетия, ... предательством. “… Вот злонравия достойные плоды!” Эта реплика Стародума говорит о том, что подобное воспитание приводит к бессердечию, к непоправимому результату. В финале Митрофан является ...
Исследование комедий “Тресотиниус” и “Приданое обманом”
Две комедии, “Тресотиниус” и “Приданое обманом”, написаны Сумароковым в разные периоды его творчества и отличаются своими особенностями, однако обе являются отражением времени, общественных условий и взглядов автора.
В комедии “Тресотиниус” мы видим странную ситуацию, в которой дочь господина Оронта, Клариса, вынуждена выбирать между ученым Тресотиниусом и офицером Брамарбасом. Ее отец отдает предпочтение Ученому, но сама Клариса влюблена в Доранта и решает подменить его имя в брачном контракте. Таким образом, она выжила из замкнутого круга и смогла сбежать от своего патерналистического отца. Комедия является ярким образцом сатиры, особенно отличаясь своим отношением к реальным людям, в том числе и к авторитетным поэтам. Так, главный герой, Тресотиниус, является карикатурой поэта Тредиаковского, на которого направлено много стрел и даже его любовные песенки подвергаются пародии.
Следующие шесть комедий, включая “Приданое обманом”, были написаны в течение нескольких лет. Они относятся к комедиям характеров. В этих комедиях главный герой занимает центральное место, а его отличительная “порок” становится объектом сатирического осмеяния. В “Приданое обманом” основной герой, Чужехват, представляет собой разновидность скупца, но в отличие от других комедий этого жанра, сумароковский скупец представлен в совершенно негативном свете. Он злоупотребляет своей ролью опекуна нескольких сирот, присваивая их состояние и держа некоторых из них на положении слуг. Благодаря обстоятельствам, его козни разоблачаются, и Чужехват вынужден предстать перед судом.
Русская действительность являлась важным источником вдохновения для Сумарокова. В его пьесах много элементов мещанской культуры, а также явное влияние иноземных образцов, особенно итальянских пьес. В сюжетах комедий характеров можно увидеть влияние «мещанской» слезной драмы, где добродетельные герои оказываются в зависимости от «порочных» персонажей. Подобный мотив также присутствует в “Тресотиниусе” согласно договору о браке Кларисы, который с итальянской пьесы.
Выводы
Исследуя комедии “Тресотиниус” и “Приданое обманом” Сумарокова, мы видим, что они представляют важный этап в развитии его творчества и являются отражением его эпохи. Оба произведения включают элементы сатиры и карикатуры, которые были в значительной степени влияны иноземными образцами и русской действительностью.
В данной сцене художественно передаются черты быта помещиков. Хавронья, в честь приезда графа Кассандра, заказывает дворецкому праздничный обед.
Это делается с великим увлечением, вдохновением и опытом. Подробный список блюд красочно описывает внутренние интересы провинциальных гурманов. Здесь включены свиные ноги со сметаной и хреном, желудок с начинкой, пирожки с солеными груздями, черносливом приготовленное «фрукасе» из свинины, а также «размазня» каша, готовящаяся в «муравленом» горшочке, на котором специально для ценного гостя поставлена «веницейская» (венецианская) тарелка.
Забавно рассказывает Хавронья о своем посещении петербургского театра, где она наблюдала трагедию Сумарокова «Хорев». Она приняла все то, что происходило на сцене, за реальное событие и после самоубийства Хорева поспешила покинуть театр. «Рогонесец по воображению» — это прогресс в драматургии Сумарокова. В отличие от его предыдущих пьес, в этой писатель избегает слишком однозначного осуждения персонажей. По сути, Викул и Хавронья — хорошие люди. Они добродушны, гостеприимны и трогательно привязаны друг к другу. Их проблема заключается в том, что они не получили должного воспитания и образования.
Влияние художественной литературы на развитие словаря дошкольников
... Изучить влияние художественной литературы на развитие словаря дошкольников; Описать состояние работы по развитию словаря старших дошкольников в практике ДОУ Дать характеристику методике работы с художественной литературой в детском саду Разработать и апробировать программу использования художественной литературы как средства развития словаря детей ...
Сумароков является автором десяти сатир. Лучшая из них — «О благородстве», которая близка по содержанию к сатире Кантемира «Филарет и Евгений», но отличается лаконичностью и гражданской страстностью. Основная тема произведения — истинное и мнимое благородство. Для дворянина Сумарокова большой болью и срамом является собратьями по сословию, которые, пользуясь своими привилегиями, забыли о своих обязанностях. Подлинное благородство заключается в делах, полезных для общества:
Древность рода, с точки зрения поэта, является сомнительным преимуществом, поскольку родоначальником всего человечества, согласно Библии, был Адам. Право занимать высокие посты дает только образование. Дворянин-чиновник, дворянин-лодырь не может делать претензии на благородство:
А если я не годен ни к одной должности,—
Мой предок дворянин, а я не благороден (4.С. 191).
В своих других сатирах Сумароков высмеивает неспособных, но амбициозных писателей («О плохих стихотворцах»), невежественных и корыстолюбивых судейских чиновников («О плохих судьях»), дворян-французов, разрушающих русский язык («О французском языке»).
Большинство сатир Сумарокова написаны александрийскими стихами в форме монолога, насыщенного риторическими вопросами, обращениями и восклицаниями.
Особенное внимание следует уделить «Хору ко превратному свету» — сатирическому произведению Сумарокова. Слово «превратный» здесь означает «другой» или «противоположный». Сумароков написал этот хор по заказу организаторов маскарада «Торжествующая Минерва» в 1762 году, по случаю коронации Екатерины II в Москве. По задумке, в «Хоре» должны были высмеиваться пороки предыдущего правления, однако Сумароков вышел за предложенные границы и обратился к общим недостаткам русского общества. В начале «Хора» рассказывается история синицы, прилетевшей из «превратного» царства и описывающей идеальный порядок, который она там увидела. Это утопическое описание «превратного» царства позволяет Сумарокову выявить взяточничество, неправосудие, отношение дворян к наукам и любовь к «чужестранному». Особенно смело звучат строки о судьбе крестьян: «Со крестьян там кожи не сдирают, // Деревень на карты там не ставят, // За морем людьми не торгуют» (6. С. 280).
2. ПОЭЗИЯ И ПУБЛИЦИСТИКА А.П. СУМАРОКОВА
2.1 Поэтическое творчество
Поэтическое наследие Сумарокова весьма разнообразно: оды, сатиры, эклоги, элегии, эпистолы, эпиграммы, притчи и любовные песни. Свои басни писатель называл «притчами», поскольку они представляют собой короткие назидательные рассказы. Он по праву считается основателем басенного жанра в русской литературе, сочинив 374 басни. Современники отмечали высокое качество его притч, причем они охватывают самые разнообразные аспекты русской жизни того времени.
Традиции русской литературы в творчестве раннего Максима Горького
... влияние оказало воздействие на становление Максима Горького. 2. Выделить традиции, которые Горький использует в своем раннем творчестве. 3. Проанализировать ранние произведения Максима Горького с учетом выявленных традиций русской литературы. ... художественные достижения классиков, вырабатывал свой оригинальный стиль. Именно поэтому вопрос о традициях и новаторстве в творчестве Горького является ...
Сатирические притчи Сумарокова
Первая посвящена сугубо литературным вопросам. Здесь выводятся невежественные, бездарные поэты, нагло вторгающиеся в литературу (“Жуки и Пчелы”, “Кокушка”), писатели, засоряющие язык иностранными словами (“Порча языка”), а также личные противники Сумарокова на поэтическом поприще — Тредиаковский и Ломоносов (“Сова и Рифмач”, “Обезьяна-стихотворец”).
Ко второй группе следует отнести притчи морально-бытового характера. В них осуждаются дикие развлечения (“Кулашный бой”), повальное пьянство (“Сатир и Гнусные люди”), бессердечие и ханжество (“Безногий солдат”), чванство своим богатством (“Соболья шуба”) и ряд других явлений, связанных с невежеством и грубыми нравами разных слоев общества. Третью группу составляют притчи социально-политического характера, в которых обличаются деспотизм и бездарность правителей (“Голуби и Коршун”, “Болван”), хитрость и лицемерие придворных (“Пир у Льва”), праздность и паразитизм дворян (“Ось и Бык”), дворянское высокомерие (“Блоха”), алчность и крючкотворство чиновников (“Протокол”, “Стряпчий”), Сам Сумароков, видимо, не очень верил в дидактические, “исправительные” возможности сатирических произведений. Об этом, в частности, свидетельствует его притча “Арап”, начинающаяся словами: “Чье сердце злобно, // Того исправить неудобно” (7. С. 221).
Поэтому большая часть басен Сумарокова имеет не столько нравоучительный, сколько обличительный характер.
Введение
В данной статье рассматривается творчество русского поэта Алексея Петровича Сумарокова. Особое внимание уделено его вкладу в развитие басни и любовной поэзии. Сумароков был первым, кто ввел в жанр басни разностопный стих, что значительно расширило его выразительные возможности. В своих баснях поэт использовал не только аллегорические образы из животного и растительного мира, но и конкретный бытовой материал, создавая выразительные сценки. Он также ориентировался на русский фольклор, включая в свои притчи элементы сказки, пословицы и анекдота.
Тело статьи
Басни Сумарокова
Сумароков огрубляет язык своих басен. В самом подборе вульгарных слов он видит одно из средств унизить, высмеять отвергаемые им явления частной и общественной жизни. Эта черта резко отличает притчи Сумарокова от галантных, рафинированных басен Лафонтена. В области басен Сумароков является одним из предшественников Крылова.
Любовная поэзия Сумарокова
Любовная поэзия Сумарокова представлена эклогами и песнями. Его эклоги часто созданы по одному и тому же плану. Сначала описывается пейзажная картина, затем в центре внимания находятся идиллические пастухи и пастушки с античными именами. Герои изображают свои любовные томления, жалобы и признания. Эклоги Сумарокова завершаются счастливой развязкой эротического характера.
Сумароков также пользовался большим успехом среди современников своими песнями, особенно любовными. Всего он написал более 150 песен. В них передаются разнообразные чувства, но чаще всего страдания и муки любви. Любовная лирика Сумарокова полностью освобождена от реалий, таких как имена героев или их общественное положение. Она выражает общечеловеческие переживания и является одной из черт классицистичности его поэзии.
Развитие классицизма в русской литературе XVII-XIX вв
... других в зарубежной литературе формировался просветительский классицизм. В трудах, посвященных ... творчество Веймарского периода И.В. Гёте и Ф. Шиллера в Германии, оды М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина, трагедии А.П. Сумарокова ... приподнятость стиля, логическая ясность драматургии, доминирование речитатива (оперы Ж.Б. ... Особенно большое влияние на формирование эстетических принципов классицизма оказала ...
Заключение
Творчество Сумарокова внесло значительный вклад в развитие басни и любовной поэзии в русской литературе. Его использование разностопного стиха в баснях повысило их выразительные возможности, а ориентация на русский фольклор при написании притч придала им особый колорит. Любовная поэзия Сумарокова отличается эротической направленностью, а также общечеловеческими переживаниями, свободными от реалий. В целом, творчество Сумарокова является важным этапом в развитии русской литературы и оказало влияние на последующих писателей, включая Крылова.
Исследование песен и элегий Сумарокова
В творчестве Александра Сумарокова можно выделить несколько жанровых направлений. Одним из них являются песни, которые стилизованы в духе фольклорной поэзии. Такие песни, как «В роще девки гуляли» с припевом «Калина ли моя, малина ли моя» и «Где ни гуляю, ни хожу» с описанием народных гуляний, относятся к этой категории. Также к этой группе можно отнести песни военного и сатирического содержания, например, «О ты, крепкий, крепкий Бендерград» и «Савушка грешен». Они отличаются исключительным ритмическим богатством, используя различные размеры и строфические рисунки. Важно отметить, что многие из песен Сумарокова были включены в печатные и рукописные песенники XVIII века, часто без указания авторства.
Также стоит отметить, что Сумароков стал автором первых элегий в русской литературе. Этот жанр, известный еще из античной поэзии, стал популярным в XVIII веке. В элегиях обычно отражались грустные размышления, связанные с несчастной любовью, разлукой и изменой. В творчестве Сумарокова элегии часто писались александрийскими стихами и часто имели любовную тематику, например, «Уже ушли от нас играния и смехи» и «Другим печальный стих рождает стихотворство».
Особый цикл элегий в творчестве Сумарокова связан с его театральной деятельностью. Некоторые элегии, такие как «На смерть Ф. Г. Волкова» и «На смерть Татьяны Михайловны Троепольской», были посвящены преждевременной кончине ведущих артистов петербургского придворного театра, которые были лучшими исполнителями трагических ролей в пьесах Сумарокова. Другие элегии, такие как «Страдай прискорбный дух, терзайся грудь моя» и «Все меры превзошла теперь моя досада», отражают драматические эпизоды театральной деятельности самого поэта. В первой элегии Сумароков жалуется на происки врагов, лишивших его директорского места, а во второй он выражает недовольство грубым нарушением его авторских прав.
Автор обратился с жалобой на произвол Салтыкова к императрице, но получил в ответ насмешливое оскорбительное письмо. Произведения Сумарокова значительно расширили жанровый состав русской классицистической литературы. “…Первый он из россиян,— писал Н. И. Новиков, — начал писать трагедии по всем правилам театрального искусства, но столько успел в оных, что заслужил название “северногоРасина”.(8. С. 36)
2.1 Публицистика и драматургия
Сумароков был так же и выдающимся журналистом, он остро ощущал и сугубо художественные задачи, которые стояли перед русской литературой. Свои соображения по этим вопросам он изложил в двух эпистолах: “О русском языке” и “О стихотворстве”. В дальнейшем он объединил их в одном произведении под названием “Наставление хотящим быти писателями” (1774).
Образцом для “Наставления” послужил трактат Буало “Искусство поэзии”, но в сочинении Сумарокова ощущается самостоятельная позиция, продиктованная насущными потребностями русской литературы. В трактате Буало не ставится вопрос о создании национального языка, поскольку во Франции XVII в. эта проблема уже была решена. Сумароков же именно с этого начинает свое “Наставление”: “Такой нам надобен язык, как был у греков, // Какой у римлян был, И следуя в том им // Как ныне говорит Италия и Рим” (1. С. 360).
Основное место в “Наставлении” отведено характеристике новых для русской литературы жанров: идиллии, оды, поэмы, трагедии, комедии, сатиры, басни. Большая часть рекомендаций связана с выбором стиля для каждого из них: “Во стихотворстве знай различие родов // И что начнешь, ищи к тому приличных слов” (1. С. 365).
Но отношение к отдельным жанрам у Буало и Сумарокова не всегда совпадает. Буало очень высоко отзывается о поэме. Он ставит ее даже выше трагедии. Сумароков говорит о ней меньше, довольствуясь лишь характеристикой ее стиля. За всю свою жизнь он не написал ни одной поэмы. Его талант раскрылся в трагедии и комедии, Буало вполне терпим к малым жанрам — к балладе, рондо, мадригалу. Сумароков в эпистоле “О стихотворстве” называет их “безделками”, а в “Наставлении” обходит полным молчанием.
Изучение жизни и деятельности императрицы Елизаветы Сумарокова позволяет нам получить представление о его оппозиционной позиции в конце царствования императрицы. Он явно выступал против установившегося образа правления, выражая свое недовольство по отношению к дворянам, которые не соответствовали идеальному образу «сыновей отечества». Его также возмущал факт процветания взяточничества.
В 1759 году Сумароков начал издавать журнал «Трудолюбивая пчела», который был посвящен жене наследника престола, будущей императрице Екатерине II. Он полагал, что она сможет устроить жизнь по истинно нравственным принципам. В журнале содержались нападки на вельмож и подъячих, что привело к его закрытию через год после основания.
Оппозиционность Сумарокова можно объяснить, в том числе, его тяжелым и раздражительным характером. Житейские и литературные конфликты, включая конфликт с Ломоносовым, также могут быть связаны с этим обстоятельством. Приход Екатерины II к власти разочаровал Сумарокова, так как ее фавориты в первую очередь заботились о собственных интересах, а не о служении общему благу.
Сумароков был крайне самолюбив и строптив, что приводило к бесконечным ссорам и столкновениям, даже с его близкими родственниками. Его врагам не удалось подорвать его литературный авторитет, однако многие из высшего и литературного круга относились к нему несправедливо.
Вельможи дразнили и насмехались над его бешенством, Ломоносов и Третьяковский донимали его эпиграммами и насмешками. Сумароков, в свою очередь, не оставался в долгу и пародировал высокопарные строфы Ломоносова в своих вздорных одах. Он изобразил Тредьяковского в своей работе «Трессотиниус» как тупого педанта, который читает неуклюжие и смешные стихи, от которых все бегут, и рассуждает о трех-ли ногах или об одной.
Противники Сумарокова на литературном поприще включали Эмина и Лукина, но Херасков, Майков, Княжнин и Аблесимов склонялись перед его авторитетом и были его друзьями.
Исследование Сумарокова и его борьба с цензурой
Сергей Иванович Сумароков был известным русским писателем, деятелем театра и реформатором. В своих произведениях он всегда стремился к истине, как он ее понимал, и не примирялся с цензурой. Сумароков горячо спорил с сильнейшими вельможами своего времени и со своими коллегами-писателями. Однако, его отношения с И.И. Шуваловым были проникнуты искренним уважением.
Сумароков управлял театром лишь недолго из-за столкновений с артистами, недоразумений и интриг. В 1761 году он был уволен от звания директора театра. Несмотря на это, его страсть к сочинительству не охладела, и он с особой радостью встретил воцарение Екатерины II. Он написал похвальное слово, в котором высказывался о невежестве, укрепленном пристрастием и силой, как об источнике неправды в жизни, и умолял государыню создать «великолепный храм ненарушимого правосудия». Екатерина II знала и ценила Сумарокова, и, несмотря на его горячий нрав, она не лишала его своего расположения. Все его сочинения печатались на счет Кабинета.
Интересно отметить, что его отношения с содержателем московского театра Бельмонти оказались натянутыми. Сумароков запретил ему играть свои произведения, но Бельмонти обратился к главнокомандующему Москвы, фельдмаршалу графу П.С. Салтыкову, и получил разрешение. Это представляется любопытным фактом, который помогает лучше понять нравы и взаимоотношения того времени.
Заключение
Творчество Сумарокова оказало значительное влияние на русскую литературу своего времени. Его притчи использовались Н. Новиковым в его антиекатерининских сатирических журналах, а А. Радищев называл его великим мужем. А.С. Пушкин восхищался его требованием к уважению стихотворства в период пренебрежительного отношения к литературе.
Введение
Александр Петрович Сумароков был выдающимся русским драматургом XVIII века. С его именем связано зарождение и развитие русского театра. В своих произведениях Сумароков использовал элементы французской классической трагедии, однако при этом он сумел внести свои особенности и создать уникальный стиль. В данной работе мы рассмотрим творчество Сумарокова, его влияние на русскую литературу и театральное искусство.
1. Биография и характеристика творчества Сумарокова
Александр Петрович Сумароков родился в 1717 году. Он проявил свои литературные таланты еще в юности и был признан одним из ведущих драматургов своего времени. В его произведениях прослеживается влияние французской классической трагедии, однако Сумароков добавлял в свои пьесы национальный колорит и исторические сюжеты.
Сумароков был известен своими трагедиями, в которых он изображал героические идеалы и возвышенные чувства. Его произведения отличались условностью, однако они имели воспитательное значение для публики, внушая идеи о чести, долге и любви к отечеству.
2. Влияние Сумарокова на русскую литературу и театральное искусство
Творчество Сумарокова оказало значительное влияние на развитие русской литературы и театрального искусства. Его драматические произведения стали основой для русского театра и помогли создать национальную театральную школу.
Сумароков также внес вклад в развитие русской комедии. В его комедиях прослеживается сатирический элемент, обращенный к русской действительности. Они представляют богатый материал для изучения духа эпохи и общества.
3. Сравнение Сумарокова с французскими драматургами
Сумароков несомненно был вдохновлен французской классической трагедией и использовал элементы ее стиля в своих произведениях. Однако его творчество отличалось оригинальностью и национальным колоритом. Сумароков не просто перерабатывал французские пьесы, но создавал собственные образы и сюжеты.
Сумароков уступал французским драматургам по силе таланта и оригинальности, однако его произведения имели своеобразие и внесли большой вклад в развитие русской драматургии.
Заключение
Александр Петрович Сумароков оказал значительное влияние на развитие русской литературы и театрального искусства. Его творчество, хотя и имело элементы французской классической трагедии, было оригинальным и национальным. Сумароков стал основателем русского театра и создал уникальный стиль, который оказал влияние на многих последующих драматургов. Его произведения до сих пор являются объектом изучения и интересны для исследования духа эпохи и общества.
Этот исследовательский доклад сосредотачивается на жизни и творчестве писателя Сумарокова. Он был человеком, хотя и талантливым, но мало известным в своё время. Его работы оцениваются с разных точек зрения, от его религиозных сочинений до его критических статей в прозе. Его творчество находится в наследии русской классической литературы и имеет ценность для изучения истории литературы.
Список литературы:
- Алданов, М.С. Русская литература в эпоху классицизма. / М.С. Алданов.М., 1992. 468 с.
- Аренд, X.В. Становление русской классической литературы./ Х.В. Аренд. М., 1996. 539с.
- Булич, Н.П. Сумароков и современная ему критика./ Н.П. Булич. СПб., 1954. 351с.
- Гарджиев К.С. Введение в литературоведение. -М.: Издательская корпорация Логос, 1997.
- Мекаревич Э. Легальная революция/УДиалог.1999. — № 10-12.
- Сумароков А.П. Поли. собр. всех соч. Ч. 4.
- Новиков Н.И. Избранные сочинения М., Л., 1951.
- Пушкин, А.С. Собрание сочинений./ А.С. Пушкин. М., 1987. 639с.