История промысла

Курсовая работа

:

Декоративно-прикладное искусство является почвой и основой любой национальной культуры, от него тянутся нити ко всем видам художественной деятельности людей.

Прялки и вальки, лукошки и туеса, подпоры и кокошники, пряничные и набивные доски, дуги и квасники и другие народные промыслы — все это уже ушло из жизни и стало достоянием музеев. Но зато все чаще сегодня мы говорим о вологодском кружеве, жостовской росписи, дымковской игрушке — о художественных промыслах наших дней, наследниках декоративно-прикладного искусства прошлого.

Декоративно-прикладное искусство — сложное и многогранное явление культуры. Понятие это очень широкое и глубокое. Широкое потому, что охватывает многие виды народного промысла — зодчество, музыку, танцы, фольклор, бытовое искусство. Глубокое потому, что живет вместе с народом, уходя корнями в седую древность и развиваясь в наши дни.

Наиболее искусно украшались вещи не повседневного пользования, а праздничные, предназначенные для определенных, подчас сложных ритуалов и народных обрядов. С давних пор и до наших дней существует народная традиция особым образом отмечать все самые значительные события в жизни. В семье это были рождение, свадьба, похороны; в труде и хозяйстве — сев, косьба, жатва — праздники сельскохозяйственного календаря, связанные с выращиванием хлеба, сбором урожая. Они сопровождались обрядами и большими народными гуляньями, в которых наряду с музыкой, песнями, танцами немалая роль отводилась предметам бытового назначения.

На свадьбе, например, на столах стояли огромные долбленые расписные ковши в виде плывущей птицы или ладьи, в них гостям подавали пиво, брагу, квас. Таким образом, не одна семья не могла обойтись без кухонной утвари. Но ведь русскому человеку чуждо и даже скучновато только утилитарное назначение предмета, он всегда особо тянется к красоте. Поэтому все предметы быта украшались затейливыми резными, расписными, плетеными, вышитыми узорами. Мы почти не знаем имен народных мастеров. Но история не предала забвению анонимных творцов декоративно-прикладного искусства — крестьян, сельских и городских ремесленников, чьим трудом и талантом созданы совершенные произведения. Свое мастерство они передавали от отца к сыну, от деда к внуку, буквально «из рук в руки». Украшая быт, произведения декоративно-прикладного искусства жили и умирали вместе с поколениями людей. В них отражалась эпоха, жизненный уклад, вкусы и идеалы людей определенного времени.

4 стр., 1573 слов

Стиль модерн в журнальной графике, афише и декоративном искусстве рубежа веков

... и в иных видах искусства — ему принадлежат витражи, картины, произведения книжной графики, предметы прикладного искусства. И Шере и Грассе ... существование романтической традиции в модерне. Художники начали обращаться к декоративному искусству. Так, Моррис, будучи всю ... и и прикладному искусствам, которые становились непременными участниками в деле организации среды бытования людей. Нечто похожее ...

Мастер вкладывал в изделие вето свою любовь и талант. Произведения декоративно-прикладного искусства порой наивны, но искренни и простодушны. В них выражена мудрая простота взглядов, дум, чувств и чаяний народа.

Одним из самых древних видов народных промыслов, которые на протяжении нескольких столетий являлись неотъемлемой частью повседневной жизни и самобытной культуры народа, является художественная роспись. Роспись следует считать – одним из самых популярных видов декоративно-прикладного искусства. В русском народном творчестве существует большое количество разновидностей этого вида искусства. Так Шенкурской росписью, бытовавшей на Русском Севере украшали прялки, предметы быта и даже стены жилища. Ее графический строй гармонично уживался практически на всех поверхностях домовой утвари.

История промысла.

Мастера этой росписи проживали в селениях по берегам рек Ваги, Устьи и Кокшеньги. Центрами, где развивалась роспись, были деревня Глубоковка и город Шенкурск. Отсюда название росписей — глубоковская и шенкурская. В Глубоковке («глухое место», находившееся в 25-30 км севернее села Благовещенского Вельского уезда, в деревне Заручьеве) среди проживавших в ней раскольников имелись иконописцы, переписчики рукописей, знавшие живописный и графический орнаменты Древней Руси, которые и стали мастерами росписи. Мастера глубоковской росписи использовали приемы народной орнаментации и иконописного мастерства…

Заслуга открытия и изучения Шенкурской росписи принадлежит писателю и исследователю Ю. А. Арбату. Он считал, что центр росписи находился в деревне Нижняя Едьма. Шенкурская роспись распространилась по селениям на берегах реки Ваги. Она отличалась от других северных росписей своей композицией, орнаментом, цветовой гаммой. Для нее характерен оранжевый или красный фон, но встречались и охристо-желтый, и изумрудно-зеленый, и темно-синий. Ей свойственен растительный орнамент. Бордюры — красного тона.

У Шенкурских прялок есть несколько своих особенностей. В редких случаях (это относится к прялкам старым — по меньшей мере, первой половины XIX века) деревянная основа вытесывалась из одного куска дерева — ствола и корня («кореннушка»).

Обычно же шенкурская прялка состоит из двух частей — широкой лопасти на точеной ножке и приделанного на шипах донца (копыла, или подгузника).

Верх лопасти украшен главками в виде наконечника копья. В нижней части лопасти или на ножке почти обязательно ставился год изготовления, а иногда и инициалы хозяйки-заказчицы.

Существовало два вида росписи. Первый, более распространенный — это три светлых цветка на красном фоне, расположенных по вертикали. Они напоминают розу, но сильно орнаментированы, причем вариантов орнаментации бесконечное множество. Как правило, нижний цветок отличается от среднего, а средний от верхнего, уменьшенного, большей сложностью и пышностью. Каждый из пяти или шести лепестков делится на несколько частей, окрашивается в разные цвета, украшается черными линиями, белыми, золотыми или серебряными «оживками». Столь же разнообразны и сердцевины цветов, иногда слегка напоминающие хохломскую «травку».

18 стр., 8736 слов

Росписи Северной Двины. Традиции и современность

... росписей оказались деревни Мокрое Ендома, Помазкино, вблизи Пермогорья на Северной Двине, а также деревня Заболоцкая Вершина по реке Ракулке. Тип так называемых шенкурских прялок ... исследования: орнаментальные и технологические особенности северодвинских росписей по дереву. Методы исследования: общенаучный историко-теоретический терминологический Курсовая работа состоит из введения, двух частей, ...

Ясно, что шенкурские розы перешли с популярного мотива северной резьбы. Об этом, в частности, говорит и графический, «деревянный» характер орнаментации шенкурских роз. Следовательно, изменилась техника украшения, стали не вырезать, а расписывать: это и легче и дешевле. Ведь то же самое произошло и в Городце, и там это явилось фактом, точно установленным.

В Шенкурском районе распространен и другой тип прялок. На том же красном фоне изображаются три цветка: цветы свободные, шесть лепестков не вырисованы, а сделаны легкими мазками, затухающими к центру, в середине завиток травки, очень близкий и к хохломской, и к русскому травному орнаменту XVII века.

В центральных районах Поважья сложилась яркая художественная культура домовой росписи. Росписью здесь украшались как интерьеры домов, так и фронтоны, подшивки балконов и свесов кровли. В росписи интерьеров и мебели в домах Поважья широко применялись различные композиции с цветочными мотивами и солярными розетками, вазоны с букетами симметрично расположенных цветов, характерные для периода классицизма, но активно использующиеся в народных росписях второй половины 19 столетия. В отличие от многих других районов центральной России, Севера, Урала, Алтая и Сибири, где получили распространение кистевые росписи, выполненные в свободной живописной манере, важские росписи характеризуются большей графичностью, более четким рисунком, хотя и выполнялись живописными приемами наслаивания и смешивания красок.

Цветочные мотивы шенкурской росписи Цветочные мотивы в росписях стилизованы, порой приобретают геометризованные формы розеток. Композиции букетов цветов в росписях, украшающих филенки шкафов, близки композициям букетов на важских прялках. Были в Поважье и мастера, благодаря которым сформировалась местная художественная школа росписи.

Мастерами росписи были члены семей Ульяновских, Козьма Дмитриев, Семен Иванов, Никита Трофимов, Иван Васильевич Кутышев (д. Келгозеро, ныне — Федотовская), Федор Иванович Раков (г. Шенкурск).

Предполагается, что первыми мастерами росписи были Паромовы из деревни Нижняя Едьма. Существует нечто вроде легенды, что «при дедах-прадедах» Паромовы ходили на отхожий промысел — в пастухи под Ярославль, и кто-то из них научился там «малярить». Александр Иванович Паромов (1858-1932) сначала вырубал «кореннушки», потом стал мастерить прялки с точеной ножкой и приставным донцем, раскрашивая по темному и алому фону. Он столярничал, делал мебель и игрушки — расписные дудочки и деревянные яйца. Из его сыновей перенял мастерство Архип Паромов, расписывавший и прялки, и игрушки.

Вместе с А. И. Паромовым жил его племянник Михаил (1870-1945) — хороший мастер. Он писал не только по красному, но и по желтому фону, всегда соблюдая композицию из трех роз. После его смерти искусство росписи по дереву пошло на спад, часть Паромовых выехала из района, да и прялки стали не нужны. Старики рассказывали, что сват А. И. Паромова — Николай Яковлевич Паромов, живший в деревне Райбола, писал вместе с Петром Едемским, но потом оба они занялись другим делом.

В деревне Речка, возле Шенкурска, расписывал прялки столяр Иван Андреевич Табанин; неподалеку от села Шеговары (деревня Большая Першта) — Алексей Федотович Земских и его сын Николай. Но в обоих этих местах прялки делались больше «для своих», а не на продажу, окрашивались в темные тона, и цветы рисовались сухо, по циркулю.

ЭЛЕМЕНТЫ ШЕНКУРСКОЙ РОСПИСИ

Технология выполнения кругов и скобочек.

В шенкурской росписи круг служит для выполнения маленьких и больших роз.

  • кистью проводится круговое движение от края к центру;
  • элемент «скобка» начинается кончиком кисти, затем на середине делается легкий нажим и снова переход на кончик кисти.

Листики-росянки.

Предлагается следующая последовательность выполнения их разной формы:

  • кончиком кисти ведется ножка листочка;
  • легким нажимом делается овальное изображение.

Выполнение завитков.

Последовательность рисования:

  • кончиком кисти без нажима довести до середины;
  • увеличить нажим на кисть с одновременным закруглением;
  • заканчиваем рисование завитка резким переходом на кончик кисти.

Завиток рисуется одним цветом (любым), а затем на него с одной стороны накладывается другой цвет — белый — и ведется по краю. Более сложный способ — зарисовка завитка одновременно двумя цветами.

Зеленые листья «Барокко».

Выполняются в следующей последовательности:

  • кончиком кисти ведется линия (основа листа);
  • посередине листа рисуется утолщение с добавлением мазка (на середине листка);
  • заканчивается он линией, сделанной острием кисти.

Вся работа выполняется зеленой краской, затем с другой стороны добавляется белая краска и рисуется оживка с края листа, черной краской делается орнаментация (легкими, ко-роткими линиями).

Выполнение центральной розы:

  • кистью с желто-охристой краской рисуется круг путем круговых спиральных движений от центра к краям или от края к центру;
  • он делится на шесть одинаковых частей (наметить их слегка точками с помощью карандаша);
  • зеленым цветом наносятся полукруглые лепестки одним движением кисти и рисуется белая оживка;
  • в центре розы кистью наносится красная точка размером с ягоду;
  • внутри круга, против каждого лепестка, кистью рисуются две красные скобки — одна маленькая, другая побольше.

Заканчивается выполнение рисунка орнаментацией черной краской.

Методика выполнения нижней розы:

  • рисуется круг (меньшего, чем для верхней розы, размера);
  • он делится на восемь частей;
  • кистью наносятся восемь наружных лепестков зеленого цвета с белой оживкой;
  • внутри розы против каждого лепестка рисуются лепестки красного цвета с белой оживкой и черной орнаментацией;
  • в центре кистью рисуется красная точка с черной орнаментацией. Выполнение бордюра. Вариант оформления бордюра и его поэтапное выполнение:
  • наносится желтый бордюр;
  • по краям его кистью рисуются зеленые круглые капельки;

— черной краской наносится орнаментация.