История промысла

Курсовая работа

Декоративно-прикладное искусство: явление культуры с глубокой историей

Декоративно-прикладное искусство является широким и глубоким явлением культуры, тянущимся корнями в нашу древнюю историю. Народные промыслы, включающие прялки, вальки, лукошки, туеса, подпоры, кокошники, пряничные и набивные доски, дуги, квасники и другие, уже ушли из жизни и стали частью коллекций музеев.

Однако, сегодня мы все чаще говорим о декоративно-прикладном искусстве наших дней, таких как вологодское кружево, жостовская роспись и дымковская игрушка, которые были созданы в наследство из прошлого декоративно-прикладного искусства.

Декоративно-прикладное искусство в жизни народа

Декоративно-прикладное искусство живет вместе с народом и является неотъемлемой частью фольклора, быта и культуры в целом. Наиболее искусно украшались предметы праздничного, а не повседневного использования для народных ритуалов и обрядов. Особенно важными были обряды, связанные с рождением, свадьбой и похоронами. Также были популярны праздники, связанные с трудом и хозяйством, такие как сев, косьба и жатва, которые отмечались большими народными гуляньями. В этих праздниках особую роль играли предметы бытового использования.

Декоративно-прикладное искусство сегодня

В наши дни, декоративно-прикладное искусство является не только частью культурного наследия, но и активно развивается и совершенствуется. Кроме традиционных народных промыслов, появляются и современные виды декоративно-прикладного искусства. Примером этого являются различные виды декора для дома, предметы интерьера, украшения и сувениры.

В целом, декоративно-прикладное искусство продолжает оставаться неотъемлемой частью культуры народа и подтверждает свое значение в наши дни.

На свадьбе, например, на столах стояли огромные долбленые расписные ковши в виде плывущей птицы или ладьи, в них гостям подавали пиво, брагу, квас. Таким образом, не одна семья не могла обойтись без кухонной утвари. Но ведь русскому человеку чуждо и даже скучновато только утилитарное назначение предмета, он всегда особо тянется к красоте. Поэтому все предметы быта украшались затейливыми резными, расписными, плетеными, вышитыми узорами.

Мы почти не знаем имен народных мастеров. Но история не предала забвению анонимных творцов декоративно-прикладного искусства — крестьян, сельских и городских ремесленников, чьим трудом и талантом созданы совершенные произведения. Свое мастерство они передавали от отца к сыну, от деда к внуку, буквально «из рук в руки». Украшая быт, произведения декоративно-прикладного искусства жили и умирали вместе с поколениями людей. В них отражалась эпоха, жизненный уклад, вкусы и идеалы людей определенного времени.

4 стр., 1573 слов

Стиль модерн в журнальной графике, афише и декоративном искусстве рубежа веков

... Эжен Грассе, работавший одновременно и в иных видах искусства — ему принадлежат витражи, картины, произведения книжной графики, предметы прикладного искусства. И Шере и Грассе работали в последующие ... условиях, как бы подтверждая существование романтической традиции в модерне. Художники начали обращаться к декоративному искусству. Так, Моррис, будучи всю жизнь боровшийся за демократизацию ...

Мастер вкладывал в изделие вето свою любовь и талант. Произведения декоративно-прикладного искусства порой наивны, но искренни и простодушны. В них выражена мудрая простота взглядов, дум, чувств и чаяний народа.

Одним из самых древних видов народных промыслов, которые на протяжении нескольких столетий являлись неотъемлемой частью повседневной жизни и самобытной культуры народа, является художественная роспись. Роспись следует считать – одним из самых популярных видов декоративно-прикладного искусства. В русском народном творчестве существует большое количество разновидностей этого вида искусства. Так Шенкурской росписью, бытовавшей на Русском Севере украшали прялки, предметы быта и даже стены жилища. Ее графический строй гармонично уживался практически на всех поверхностях домовой утвари.

История промысла.

Мастера этой росписи проживали в селениях по берегам рек Ваги, Устьи и Кокшеньги. Центрами, где развивалась роспись, были деревня Глубоковка и город Шенкурск. Отсюда название росписей — глубоковская и шенкурская. В Глубоковке («глухое место», находившееся в 25-30 км севернее села Благовещенского Вельского уезда, в деревне Заручьеве) среди проживавших в ней раскольников имелись иконописцы, переписчики рукописей, знавшие живописный и графический орнаменты Древней Руси, которые и стали мастерами росписи. Мастера глубоковской росписи использовали приемы народной орнаментации и иконописного мастерства…

Заслуга открытия и изучения Шенкурской росписи принадлежит писателю и исследователю Ю. А. Арбату. Он считал, что центр росписи находился в деревне Нижняя Едьма. Шенкурская роспись распространилась по селениям на берегах реки Ваги. Она отличалась от других северных росписей своей композицией, орнаментом, цветовой гаммой. Для нее характерен оранжевый или красный фон, но встречались и охристо-желтый, и изумрудно-зеленый, и темно-синий. Ей свойственен растительный орнамент. Бордюры — красного тона.

У Шенкурских прялок есть несколько своих особенностей. В редких случаях (это относится к прялкам старым — по меньшей мере, первой половины XIX века) деревянная основа вытесывалась из одного куска дерева — ствола и корня («кореннушка»).

Обычно же шенкурская прялка состоит из двух частей — широкой лопасти на точеной ножке и приделанного на шипах донца (копыла, или подгузника).

Верх лопасти украшен главками в виде наконечника копья. В нижней части лопасти или на ножке почти обязательно ставился год изготовления, а иногда и инициалы хозяйки-заказчицы.

Существовало два вида росписи. Первый, более распространенный — это три светлых цветка на красном фоне, расположенных по вертикали. Они напоминают розу, но сильно орнаментированы, причем вариантов орнаментации бесконечное множество. Как правило, нижний цветок отличается от среднего, а средний от верхнего, уменьшенного, большей сложностью и пышностью. Каждый из пяти или шести лепестков делится на несколько частей, окрашивается в разные цвета, украшается черными линиями, белыми, золотыми или серебряными «оживками». Столь же разнообразны и сердцевины цветов, иногда слегка напоминающие хохломскую «травку».

26 стр., 12991 слов

Городецкая роспись и её роль в формировании навыков кистевой ...

... написанного цветочного орнамента располагаются две птицы, асимметричные по рисунку, иногда различные по цвету. Иногда, при выполнении мастером композиции из нескольких предметов (например, разделочных ... формирование навыков кистевой росписи. Объектом исследования является процесс внеклассной работы в общеобразовательной школе. Предмет – формирование навыков кистевой росписи обучающихся на занятиях ...

Шенкурские розы являются значительным примером северной резьбы, отличающейся графическим стилем, напоминающим резьбу по дереву. Этот стиль орнаментации выделяет их среди других типов роз. В процессе эволюции украшения, техника резьбы была заменена техникой росписи, что значительно облегчило и дешевле в производстве. Похожий этап произошел в Городце и был точно зафиксирован.

В Шенкурском районе существует и другой вид прялок с изображением цветков на красном фоне. Они напоминают по стилю как хохломскую, так и русскую травную орнаментацию XVII века.

В центральных районах Поважья сложилась уникальная художественная культура домовой росписи. Дома и интерьеры украшались цветочными мотивами и солярными розетками, а также вазонами с букетами цветов, что характерно для классицизма. В росписи интерьеров и мебели широко применялись эти композиции, которые активно использовались в народных росписях второй половины XIX века.

В отличие от других районов центральной России, Севера, Урала, Алтая и Сибири, где были востребованы кистевые росписи, важские росписи характеризуются большей графичностью и четким рисунком. Цветочные мотивы стилизованы и иногда принимают геометрические контуры.

Следует отметить, что мастера росписи в Поважье сыграли значительную роль в формировании местной художественной школы, такие как Ульяновские, Козьма Дмитриев, Семен Иванов, Никита Трофимов, Иван Васильевич Кутышев (д. Келгозеро, ныне — Федотовская), Федор Иванович Раков (г. Шенкурск).

Изучение истории росписи в Шенкурске позволяет проследить первые мастерские их предков — Паромовых из деревни Нижняя Едьма. Легенды гласят, что их первые навыки росписи они освоили во время промысла в пастухах под Ярославлем. Именно Александр Иванович Паромов стал известен как мастер росписи на прялках и игрушках, расписывая их как по темному, так и по алому фону. Он передал свои навыки сыну Архипу, который также продолжил традицию росписи.

Важным моментом стало соседство с племянником Александра Ивановича, Михаилом, который также был мастером художественной росписи. Михаил поднимал искусство росписи на новый уровень, работая не только с темным, но и с желтым фоном, придерживаясь композиции из трех роз. Однако после его смерти стал заметен упадок в искусстве росписи по дереву, часть мастеров уехала из района, а потребность в росписных прялках снизилась.

Помимо Паромовых, история росписи в районе Шенкурска связана с такими мастерами, как Иван Андреевич Табанин, Алексей Федотович Земских и его сын Николай. Однако их работа больше была направлена на удовлетворение потребностей местных жителей, а не на продажу. Они окрашивали прялки в темные тона, рисуя цветы сухо, по циркулю.

Изучение элементов шенкурской росписи подтверждает специфическую технологию выполнения кругов и скобочек. Круг служит основой для выполнения роз, тогда как элемент «скобка» создается чередованием кончика кисти и легкого нажима в середине рисунка.

Различные формы листиков-росянок рисуются последовательно, начиная с проведения ножки листочка кончиком кисти и заканчивая созданием овального изображения легким нажимом.

Завитки в шенкурской росписи выполняются соблюдением определенной последовательности, создавая узоры и дополнительные элементы композиции.

Методика выполнения орнаментированных рисунков в стиле «Барокко»

  • Завиток рисуется одним цветом (любым), а затем на него с одной стороны накладывается другой цвет — белый — и ведется по краю. Более сложный способ — зарисовка завитка одновременно двумя цветами.

Зеленые листья «Барокко». Выполняются в следующей последовательности:

  • кончиком кисти ведется линия (основа листа);
  • посередине листа рисуется утолщение с добавлением мазка (на середине листка);
  • заканчивается он линией, сделанной острием кисти.

Вся работа выполняется зеленой краской, затем с другой стороны добавляется белая краска и рисуется оживка с края листа, черной краской делается орнаментация (легкими, короткими линиями).

Выполнение центральной розы:

  • кистью с желто-охристой краской рисуется круг путем круговых спиральных движений от центра к краям или от края к центру;
  • он делится на шесть одинаковых частей (наметить их слегка точками с помощью карандаша);
  • зеленым цветом наносятся полукруглые лепестки одним движением кисти и рисуется белая оживка;
  • в центре розы кистью наносится красная точка размером с ягоду;
  • внутри круга, против каждого лепестка, кистью рисуются две красные скобки — одна маленькая, другая побольше.

Заканчивается выполнение рисунка орнаментацией черной краской.

Методика выполнения нижней розы:

  • рисуется круг (меньшего, чем для верхней розы, размера);
  • он делится на восемь частей;
  • кистью наносятся восемь наружных лепестков зеленого цвета с белой оживкой;
  • внутри розы против каждого лепестка рисуются лепестки красного цвета с белой оживкой и черной орнаментацией;
  • в центре кистью рисуется красная точка с черной орнаментацией. Выполнение бордюра.
  • Вариант оформления бордюра и его поэтапное выполнение:
  • наносится желтый бордюр;
  • по краям его кистью рисуются зеленые круглые капельки;

— черной краской наносится орнаментация.