Голливуд как неотъемлемая часть американской культуры

Курсовая работа

1. История становления Голливуда

Голливуд кино культура

1.1 Рождение кино

Чтобы проследить рождение Голливуда необходимо перенестись в то время, когда появилось на свет искусство под названием кино. В 1872 г. английского фотографа Эдварда Мьюбриджа (1830 — 1904) пригласили приехать на коневодческое ранчо в Калифорнию (США).

Хозяин ранчо держал пари с приятелем и попросил Мьюбриджа помочь выиграть его. Для этого нужно было сфотографировать момент, когда лошадь, идущая рысью, отрывает от земли все четыре ноги. Мьюбридж установил на ипподроме 48 фотокамер и с помощью часового механизма последовательно делал снимки. Получился последовательный ряд фото, доказывающий, что хозяин ранчо прав, и он выиграл пари.

Эффект сохранения на сетчатке глаза следа увиденного изображения, а также соединения отдельных, быстро сменяющихся изображений в единое, как бы движущееся, был известен еще древним египтянам, о нем писал Лукреций, его исследовали Леонардо, Ньютон. Позднее были изобретены приборы, сливающие в движении изображения предметов. Они стали научными аппаратами и детскими игрушками — зоотропами, мутаскопами, тауматропами. В XVII веке был изобретен «волшебный фонарь» — аппарат, отбрасывающий изображение световым лучом на отдаленный экран. В середине XIX века австриец Ухациус соединил зоотроп с «волшебным фонарем»: на экране появились движущиеся рисунки — почти кино!

За пятнадцать лет до этого французы Дагерр и Ньепс изобрели фотографию. Стремительно развиваясь, она вышла на уровень искусства, особенно в портрете, фотограф Надар выставлял свои работы вместе с импрессионистами. Научные эксперименты американца Мэйбриджа, французов Марэ и Деммини позволили снимать серии фотографий с движущихся предметов. Располагая такие фотографии на движущихся лентах, француз Рейно показывал эти «почти фильмы» с 1892 года в музее Гревен. Но бумажная лента рвалась. И тут-то химик Болдырев изобрел целлулоидную ленту. Усовершенствования посыпались как из рога изобилия: американец Латам создал амортизирующую петлю, немец Аншютц — демонстрацию с прерывающимся светом, Грейфер — специальную вилку, ритмично продергивающую пленку перед объективом. Появились и различные предшественники киноаппарата: англичанина Пола, поляка Прушинского, француза Фриз-Грина, русских Тимченко, Самарского, Акимова. Многие из этих аппаратов остались в научных лабораториях, в безвестности. Дальше всех пошел великий Томас Альва Эдисон. К своему блистательному фонографу, механизму, впервые заговорившему человеческим голосом, он со своим ассистентом Диксоном сконструировал кинетоскоп — ящик с маленьким экраном, взглянув в который через объектив, можно было увидеть и услышать человечка.

28 стр., 13791 слов

Кино — самое массовое из искусств

... Мьюбриджа пригласили приехать на коневодческое ранчо в штате Калифорния, США. Хозяин ранчо держал пари с приятелем и попросил Мьюбриджа ... сливающие в движении изображения предметов. Они стали научными аппаратами и детскими игрушками — зоотропами, ... нового фильма. Сегодня «хорошим» считается то кино, которое оказалось наиболее выгодным для его производителей с коммерческой точки зрения. В наше время кино ...

Любое изображение, воспринятое нашим глазом, через мгновение исчезает. Если же отдельные изображения движущегося предмета быстро сменяют друг друга, то мозг воспринимает данный предмет как движущийся непрерывно. На этом явлении основан принцип кинематографа.

В1894 г. французы братья Люмьер-Огюст (1862-1954) и Луи (1864-1948) — услышали о кинетоскопе. Этот прибор, представляющий собой ящик с движущимися фото, создал Томас Эдисон. Зритель, глядя в кинетоскоп, видел движение различных предметов. Братья построили свой собственный прибор — «кинематограф», который проецировал изображение на экран. В 1895г. братья Люмьер показали 10 фильмов.

Немногим более ста лет назад, в декабре 1895 года, в Париже на бульваре Капуцинок состоялся первый киносеанс. Зрители, которых привлекло необычное рекламное объявление, стали свидетелями чуда: на белом экране возникали призрачные, чёрно-белые, но вполне узнаваемые и реальные картины. Это была не только «движущаяся фотография» — это сама жизнь ворвалась на экран, просияла улыбкой ребёнка, прошелестела ветром в кронах деревьев, промчалась вместе с фиакром по нарядной улице Лиона.

История не сохранила впечатлений самых первых кинозрителей. Но вряд ли кто-то из них подозревал, что буквально у них на глазах рождается искусство, которое определит лицо ХХ века — «синема», искусство экрана.

Жизнь ворвалась на экран и это чудо дало толчок рождению нового искусства, ставшее частью нашего существования.

1.2 Рождение Голливуда

История Голливуда начинается довольно давно — первые испанские завоеватели появились именно в этом районе, где тогда проживали коренные американцы. Вскоре индейцы были переведены в прочие местности, а территория, где сегодня разместился Голливуд, была отдана испанским правительством под ранчо.

В 1870-х гг. на вопрос, что такое Голливуд, вам бы дали вполне конкретный ответ — это территория для сельского хозяйства. Последнее здесь процветало, выращивалось множество культур, от зерна и сена до бананов и ананасов. В течение долгого времени Голливуд был разделен на 2 ранчо, и только в 1886 г. их объединили. Супруга хозяина ранчо некая Дейда Уилконс из Канзас-Сити придумала название для объединенной территории — Голливуд. Центральная улица, созданная хозяевами ранчо, постепенно стала наполняться большими домами, и превращалась в престижное место жительства. Хозяева занялись меценатством, создавая школы, церкви и библиотеки — теперь на вопрос «Что такое Голливуд», отвечали так — это крупный и процветающий населенный пункт. В начале ХХ в. Голливуд было отделился и стал независимым местом для проживания, однако долго он так не смог существовать, поскольку недостаток воды заставил его попасть под аннексию от Лос-Анджелеса.

Впервые история Голливуда связалась с кинематографом в 1911 г., когда в старой таверне был снят первый голливудский фильм.

Дело в том, что здесь были живописные улочки, позволяющие легко создать атмосферу требуемого времени и места, подходящим был также климат и общая атмосфера.

31 стр., 15424 слов

Тема раскаяния в поэме по праву памяти. Человек, время, история ...

... «дали» в финале поэмы «По праву памяти» Приходим к выводу, что всё можно преодолеть при правдивом, без иллюзий взгляде на жизнь, доброй воле, памяти и любви к человеку. У А.Твардовского ... поэта, отразившихся в поэме? (Учащиеся представляют результат выполнения домашнего задания №3 в виде таблицы (колонка «Взгляды поэта…»), над которой начали работу (колонки «История поэмы» и «События в жизни поэта, ...

С этого момента история Голливуда начала строиться совершенно по-другому. Быстро возникли здесь банки, рестораны, клубы и прочие организации, требуемые быстро развивающейся киноиндустрии. Голливуд стал изменяться, в нем начали происходить столкновения старых и новых жителей, территория стала разделяться на жилье для подсобных работников и актеров. Очень быстро практически все дома в центральной части были заменены на коммерческие здания, требуемые для кинематографа. Архитектурные стили зданий диктовался популярными в то время канонами, с использованием декоративных элементов и некоторой игривостью в стиле. Во всем мире о Голливуде заговорили, все мечтали пройтись по его улицам и поучаствовать в съемках, хотя бы в массовке, но главной мечтой любой девочки / девушки мира было, конечно, стать новой звездой.

На самом деле, Голливуд для многих — это сказка, в которой живут люди с обложек, люди из любимых сериалов и кинофильмов. Для многих — это даже не люди, а идолы, достичь которых невозможно. А Голливуд — этакий сказочный дворец, где они обитают. Ну что ж, не будем развеивать их представления, может быть, Голливуд — это и на самом деле, в какой-то степени, сказка со счастливым концом.

Меньше ста лет понадобилось, небольшому никому неприметному ранчо, превратиться в сказочное место, мечту многих обывателей. Благоприятный климат, месторасположение, талантливые люди, удобная для съемок архитектура и ландшафт — вот рецепт успеха фабрики Голливуд.

1.3 Становление идеологии Голливуда

Почти сто лет назад, в начале 1908 г, первые американские кинопроизводители потянулись из колыбели национальной киноиндустрии — Нью-Йорка на Западное побережье, в Калифорнию. Так появился Голливуд — великая фабрика грёз и столица иллюзий. Слово Hollywood образовано от английских слов holly — остролист и wood — лес.

Первым киношником, ступившим на неизвестную территорию, был полковник Уильям Н.Зелиг, откупивший часть земли для филиала своей чикагской кинокомпании. Парадокс в том, что первый голливудский магнат, имевший официальную лицензию на съемочную аппаратуру и прокатное копирование фильмов, действовал в рамках относительной законности. О его последователях этого не скажешь — в 1907 году Америку сотрясала так называемая «патентная война», сравнимая по масштабам разве что с недавним разгулом отечественного видеопиратства. Законные держатели акций «великого немого» базировались в Нью-Йорке, но вся страна была опутана сетью левых студий, прокатных контор и «никельодеонов» — пятицентовых кинотеатров, беззастенчиво работавших на нелицензированной технике и с ворованными фильмами.

Истинными основателями Голливуда стали жулики, авантюристы и бутлегеры. После того, как крупнейшие кинофирмы объединились в Патентный трест и объявили монополию на съемку и печать фильмов, «независимые» гурьбой двинули поближе к морю. Причин тому существовало несколько. Во-первых, вдали от Нью-Йорка было меньше шансов столкнуться с агентами Треста. Во-вторых, в досягаемой близости лежала мексиканская граница. В-третьих, благословенный калифорнийский климат, горы, мягкие субтропики и 350 солнечных дней в году обещали бесплатный свет и роскошную натуру для вестернов и комедий под открытым небом.

7 стр., 3150 слов

На фильм «Счастливые люди»

... только на себя, государство как известно может и подвести человека. В конце лета охотники уйдут в тайгу на три месяца на промысел ... например. А легкость очень важна потому-что на больших расстояниях ноги быстро устанут поднимать тяжелые (покупные) лыжи. Дальше их нужно загнуть над ... не похоже. Всё настоящее.» «Когда сюда приехал у меня было ощущение что у меня сбывается всё о чем я мечтал. Тут и ...

В 1909 году на голливудской Миссион-роуд выросли павильоны первой стационарной кинофабрики, а в 1912 году бывший портняжка и будущий совладелец «XX век Фокс», венгерский эмигрант Уильям Фокс совершил беспрецедентную акцию, подав встречный иск на судебные претензии Треста. Это значило, что независимые, производившие к тому времени столько же фильмов, что и нью-йоркская метрополия, окончательно победили в конкурентной схватке. История первых шагов Голливуда похожа на кинобоевик. Как и всякий неокультуренный бизнес, киноиндустрия жила по варварским законам, когда украсть проще, чем купить, а грохнуть конкурента надежнее, чем совершенствовать собственную продукцию.

Мемуары пионеров Голливуда пестрят воспоминаниями об осаде студий и о вооруженной экспроприации нелегальных кинолент; о том, как съемочные группы работали, составив в пирамиду заряженные «винчестеры», а режиссеры носили у пояса кольт 45-го калибра. Голливуд, однако, стал Голливудом не только потому, что его основатели хорошо стреляли. 1907 год многие летописцы кино называют началом «кризиса сюжетов». Видовые съемки, хроника и короткие скетчи-анекдоты, преобладавшие на экране со времен первого сеанса братьев Люмьер и демонстрирующие техническую одаренность «Десятой музы», перестали удивлять. Зрители потребовали у экрана историй из разряда тех, что они знали по бульварным романам, комиксам и представлениям балаганных театров. Характерно, что именно в 1907 году в Америке впервые появилось понятие «кинорежиссер», то есть некто, организующий перед камерой связный спектакль. Прежде в этом не было необходимости — фильм оставался творением главным образом оператора, умеющего навести аппарат и без рывков крутить ручку. 1907 год примечателен еще и пиком иммиграции — только из Европы в Америку приехало 1 285 000 человек. Это значило, что перемещенные лица со всего света, снявшиеся со своих мест, чтобы попытать счастья в земле обетованной, должны были найти в кинозале зрелище по вкусу. Впрочем, что-что, а вкусы странствующих низов будущие акулы Голливуда знали не понаслышке. Основатели крупнейших кинокомпаний все как один прошли большую жизненную школу. Возглавивший «Paramaunt» Адольф Цукор — приехал из Венгрии и начинал свою карьеру подмастерьем у меховщика. Создатель «Metro Goldwin Mayer», уроженец Минска Луис Б. Майер, промышлял перепродажей металлолома, а руководитель «Universal», немецкий эмигрант Карл Леммле, торговал одеждой. Наконец, дети польского сапожника братья Уорнер, впоследствии известные как «Warner Bros.», постигали азы шоу-бизнеса, рекламируя велосипеды.

К началу 20-х годов полукустарный и полуподпольный Голливуд стремительно набрал обороты. Трения между Трестом и «независимыми» канули в прошлое — решением Верховного суда монопольные полномочия были просто аннулированы. Ослабленная Первой мировой войной Европа стремительно теряла рыночные позиции, а кино из развлечения становилось прибыльной индустрией. Финансовый подъем начала 20-х подготовил краеугольную акцию голливудской киноимперии — объединение производства, проката и эксплуатации кинотеатров. Студии набрали постоянный штат служащих — сценаристов, режиссеров и исполнителей. Фильмы производились по конвейеру: разработчики обтачивали сценарную идею, режиссер получал готовую болванку с инструкцией «Снимать, как написано», а конечный продукт часто поступал в руки «фильм-доктора», который при помощи ножниц и клея доводил изделие до ума. Немалую роль в реализации играла реклама — волшебную силу «раскрутки» Голливуд осознал очень быстро. Когда в 1927 году великий Эрик фон Штрогейм снимал для «Метро» Свадебный марш, продюсер Ирвин Тальберг распорядился установить на одной из нью-йорских площадей световое табло, каждый вечер показывающее, сколько именно денег режиссер израсходовал в течение съемочного дня. Трюк удался. Зрители с нетерпением ожидали дорогостоящей премьеры, что, впрочем, не помешало Тальбергу отстранить постановщика на стадии монтажа и поручить доделывать фильм другому режиссеру.

1 стр., 441 слов

Рассуждение Антикультура, псевдокультура и ее влияние на человека

... псевдокультуры. Хочется верить, что человечество задумается над проблемой антикультуры, поднятой в тексте С. Залыгиным, и расставит приоритеты в духовной жизни, пока не утрачена культура ... литературе существует немало примеров влияния антикультуры на человека. Вспомним хотя бы произведение ... МАССОЛИТа Михаил Берлиоз гордится тем, что он атеист, и ... Бездомного. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с ...

В последствие Штрогейм назовет Голливуд «фабрикой по производству сосисок», а француз Рене Клер скажет, что настоящее рождение американской киноиндустрии случилось в тот момент, когда первый продюсер выгнал первого режиссера со съемочной площадки. О самодурстве Великого Обольстителя знали все, но противостоять его чарам не мог никто. Европейские режиссеры, как ночные бабочки перелетали через океан на убийственно-ослепительный свет калифорнийских софитов. Владельцы кинотеатров были опутанны системой black booking, при которой в нагрузку к первоэкранному боевику приходилось брать целый пакет убыточных фильмов. Актеры были навсегда закабалены имиджами экранных поп-героев. Изобретенная Голливудом «система звезд» потому и называлась «системой», что регламентировала каждый шаг исполнителей не только на экране, но и в жизни.

«Хорошее кино могло бы появляться, если бы не было киноиндустрии…» Эти слова принадлежат Дэвиду Д. Селзнику — крупнейшему продюсеру призыва 30-х годов. Голливуд действует безошибочно, идеология его настолько ясна и прозрачна, что, кажется, ее просто нет. Такова и господствующая идеология США, ее как будто и нет, кроме притягательных лозунгов — свобода, демократия и т.п., которые почему-то оборачиваются для других стран и народов нищетой, бомбежками, оккупацией.

Голливуд — это хорошо налаженный бизнес и его развитие проходило по всем правилам, на которые ориентируется предприятие, заинтересованное в получении дохода. Становление идеологии свелось к конвейеру, из которого выходит продукт, удовлетворяющий массового потребителя.

2. Влияние Голливуда на культуру

2.1 Влияние Голливуда: исторические предпосылки

Любопытным парадоксом в американской истории является тот факт, что нация, культурное влияние которой стало носить такой противоречивый характер, формировалась, не имея практически никакого интереса в экспорте культуры. История демонстрирует, что американцы обрели свою самобытность, прежде всего, в своей политической системе и известны именно этим, а не поэтами, художниками и писателями-романистами. Американцы обычно рассматривают свою популярную культуру как способ развлечения, а не инструмент внешней политики. Они никогда серьезно и не думали создавать в своей системе федеральной власти министерство культуры. В 1938 году Государственный департамент основал Отдел культурных отношений, но многие должностные лица США критиковали использование культуры в качестве инструмента дипломатии. И по сей день американцы убеждены в том, что культура не имеет никакого отношения к государственной власти, ее сфера — это творчество, вкусы публики, свободное предпринимательство. Однако после Второй мировой войны положение изменилось. В период холодной войны американские дипломаты решили, что Соединенным Штатам необходимо продемонстрировать преимущества американского образа жизни за рубежом. Когда Советский Союз старался экспортировать коммунизм, общественные деятели и политические стратеги стремились усилить воздействие во всем мире посредством культуры. Объективно говоря, Соединенные Штаты, разумеется, не были первой в мире страной, экспортировавшей свой образ жизни. Европейские державы занимались культурным обменом, начиная с эпохи Возрождения. Англичане в Индии и на Ближнем Востоке, немцы в Африке и французы в Индокитае распространяли свою собственную культуру за рубежом в качестве мощного инструмента укрепления торговли, коммерческой деятельности, политического влияния и формирования элит для своих целей. В результате одного из исследований, проводившихся ЮНЕСКО в 1959 году, было установлено, что более половины из опрошенных государств — их было 81, включая все крупные государства, имели официальные программы развития отношений в области культуры. В настоящее время некоторые из видов деятельности Европейского сообщества представляют собой осуществление коллективной культурной дипломатии — т.е. создании организаций, содействующих изучению языков и обмену информацией в области культуры. Так, например, в семидесятые и восьмидесятые годы ХХ века в Западной Европе проходили антиамериканские выступления, создавались группы борьбы за мир и проходили массовые демонстрации против американского военного присутствия. В Европе эти антиамериканские настроения вскоре распространились и на вопросы культуры. Многие считали, что американские продукты оказывают влияние, выходящее далеко за рамки их популярности среди потребителей. Создавалось впечатление, что товары США захватили господство не только над иностранными рынками, но и над умами людей в других странах. Для многих европейских интеллектуалов массовая культура, голливудские фильмы и коммерционализм якобы представляли угрозу для европейского суверенитета, европейских традиций и европейского общественного уклада, основанных на культуре печатного слова. Казалось также, что массовая культура стирает социальные различия, нарушает национально-государственные границы и повсюду насаждает капиталистический рынок.

14 стр., 6575 слов

Влияние культуры на человека

... же культурными, просто их культура выражается другими способами. Однако в данной концепции проводится различие между «высокой» культурой как культурой элит и «массовой» культурой, подразумевающей товары и произведения, направленные на потребности простых людей. ...

Голливуд на мировой арене — это проводник культурной экспансии США, орудие империализма в современной идеологической борьбе. И Голливуд, прежде всего — продукт капиталистической системы. Изучая влияние Голливуда на культуру, мы пришли к следующим выводам: Знаменитая «фабрика грез» рекламирует себя, постоянно напоминает всем — собственным работникам и туристам, авторам картин и зрителям — о своем существовании. Слово «Голливуд» вызывает многочисленные ассоциации (смесь слухов и фактов, вымысла и хроники), значительная часть которых, вероятно, связана с понятием «развлечением». Миф об «обществе равных возможностей», на который работает и Голливуд, превратился его в своего рода «субкультуру»: влияние Голливуда становится все ощутимее, оно выходит даже за пределы американского общества, оно пропагандирует американский образ жизни во всем мире.

6 стр., 2989 слов

Какого человека можно назвать культурным в современном обществе?

... в обществе. Умение хорошо себя вести может совершенствовать в себе каждый современный культурный человек. Стоит рассмотреть определяющие черты культурного человека, и тогда мы с вами узнаем, что же означает быть культурным человеком. Перечислим ...

2.2 Субкультура Голливуда

Миф об «обществе равных возможностей», на который работает и Голливуд, превратился его в своего рода «субкультуру»: влияние Голливуда становится все ощутим ее, оно выходит даже за пределы американского общества, оно пропагандирует американский образ жизни во всем мире. Таким образом, Голливуд становится творцом мифов, прославляющих общество, которое его породило. Голливуд — это как бы культура наоборот, рождающая массовую продукцию, которая в определенном смысле редуцирует личность в буржуазном обществе, навязывает ей стереотипы этого общества[3].

Голливуд, таким образом, становится одним из центров псевдокультуры, где все строилось с расчетом на поточное производство (не важно, что ленты выпускают не только «блоками», но и поштучно), на стандартизацию вкусов[4].

В 1979 г. В США вышла любопытная книга под названием «Важнейшие фильмы. Кинематограф и наше столетие» — фундаментальный труд о фильмах как зеркале социальных перемен. Ее авторы кинокритик Уильям Вулф и Лилиан Крэмэр выбрали из мирового кинематографа 38 картин начиная с 1915 года по наши дни[5].

Таким образом, в книгу вошли картины, которые «оказали особое влияние на кино как на искусство и развлечение; внесли решительные изменения в стиль и содержание фильмов; открыли новые направления; оказали существенное влияние на наш язык, привычки и образ жизни, передачу духа эпохи; отразили важнейшие события времени; были предметом национальных дискуссий; сломали какие-то табу и барьеры; расширили наши горизонты или предложили новые формы выражения».

Некоторые видные художники, работы которых по достоинству оценены во всем мире, своим творчеством, своим гражданским поведением стремятся доказать, что и в Голливуде работают не роботы на потоке низкопробного конвейера, а живые люди, мыслящие, честные. Но, к сожалению, не они определяют лицо Голливуда. Было бы неверно утверждать, что прогрессивные художники являются выразителями идей Голливуда, носителями его философии. И мы говорим в основном не о них, а о голливудской системе — устоявшихся взглядах, узаконенных шаблонах, деловой практике, освященной традициями бизнеса. При этом следует подчеркнуть, что голливудская система — это не только главная составная индустрии развлечений, более того — это фундамент, на котором и сегодня пытаются создавать «американскую мечту», утверждать американский образ жизни как идеал.

2.3 Родь Голливуда на мировой арене

Голливудский кинематограф выступает основным инструментом неофициальной внешней культурной политики США, идеологическим орудием, неким символом современной Америки и средством формирования имиджа этого государства на мировой арене.

Несмотря на то, что Голливуд, как и во многих других странах зачастую подвергается критике за свою бездуховность, коммерциализированность, опору на массовый спрос, именно продукция «фабрики грез», несущая в себе заряд американских ценностей, американского видения тех или иных явлений и аспектов жизни, пользуется большим спросом по всему миру. Кассовое кино смотрят повсюду огромное количество зрителей, волей-неволей формирующих своё представление о США по этим фильмам и воспринимающих их как неотъемлемую часть американской культуры, усиленно экспортируемой и транслируемой практически на все регионы мира. Посредством кинематографа американцы сумели невероятно опоэтизировать свою страну, создать привлекательный имидж и постарались влюбить в эту картинку население планеты.

58 стр., 28585 слов

Авторское кино в оценке современной кинокритики

... Предмет исследования - кинокритика об авторском кино, охватывающая период с 2001 по 2011 годы. Цель дипломной работы - изучить характер интерпретации своеобразия авторских ... проявление кино») и Армана Маттелара («Политика европейского кино и ответ Голливуду») представлена концепция авторского кино как модели европейского кинематографа, противостоящей массовой кинопродукции Голливуда. Авторы считают, ...

Неотъемлемая и характерная черта голливудского кино — создание фильмов на злободневную и социально острую тематику внутри американских реалий. Эти особенности кино США как части американской и, в более широком смысле, глобальной культуры, стали отличительными чертами современной цивилизации.

Порой возникают самые неожиданные подтверждения планетарного охвата и значимости голливудского кинематографа как одного из средств обеспечения американского культурного присутствия в разных регионах мира. К примеру, в авторитетных зарубежных и отечественных СМИ появлялась информация, подтвержденная представителями военной разведки США, согласно которой фильмы на военную тематику использовались иракскими солдатами в качестве учебных пособий в период начала военных действий в Ираке в 2003 г., так как Саддам Хусейн, якобы, учил своих солдат тактике войны с войсками США по таким фильмам, как «Чёрный ястреб» («Black hawk down»).

Об этом со ссылкой на неназванных «официальных представителей военной разведки США» сообщал, например, журналы «Тайм». А в интервью еженедельнику «Ньюсуик» своими мыслями об этом поделился известный специалист по Ираку, бывший аналитик ЦРУ и политолог из Брукингского института К. Поллак.

Являясь одним из основных инструментов неофициальной внешней культурной политики США, Голливуд играет важную роль в жизни самого американского общества и оказывает определенное влияние на внутриполитическую ситуацию. Государственная идеология США представляет собой определяющий вектор развития творческой мысли голливудских режиссёров и сценаристов, что, естественно, отражается на трансляции американских культурных ценностей вовне, оказывая прямое воздействие на содержание внешней политики в сфере культуры. Американская академия кинематографических искусств и наук чрезвычайно подвержена влиянию со стороны государства, и порой кажется, что премию «Оскар» вручают не за красоту творческой мысли и художественный замысел, а за социальную остроту сюжета и его соответствие официальной идеологии. Так, на церемонии вручения «Оскара», которая проходила в период ведения боевых действий США против Ирака в марте 2003 г., многие известные актеры, в том числе Дж. Клуни, который отказался участвовать в церемонии, и М. Шин, выступили против войны в Ираке и автоматически были зачислены в «чёрные списки пацифистов Голливуда».

Для иллюстрации ощутимости влияния голливудской кинематографии на формирование и реализацию внутренней и внешней культурной политики и на жизнь американского общества в целом, приведём еще один пример. После событий 11 сентября 2001 г. состоялись две наиболее заметных встречи представителей власти с голливудскими режиссёрами и продюсерами. На одной из них, 11 ноября 2001 г. в Беверли-Хиллс, старший советник президента Буша К. Роув обсуждал с представителями всех крупнейших голливудских киностудий и американских телекомпаний совместные действия, которые должны быть направлены на борьбу с терроризмом и на поддержку военных действий в Афганистане. В частности, Белым домом был поставлен вопрос о том, какой конкретный вклад может внести Голливуд в дело борьбы с терроризмом. Следствием подобных встреч, вероятно и стало создание американскими кинопроизводителями большого количества картин на военно-патриотическую тематику.

8 стр., 3736 слов

Внешняя политика Петра I

... Внешняя политика, дипломатия Петра соответствовала социальной сущности господствовавшего в то время типа международных отношений, находившихся в переходном состоянии между феодальным и буржуазным обществом. Петровское царствование знаменательно тем, ... турецких властей прибыло в Стамбул на 46- пушечном фрегате. С точки ... Семипалатинск, Усть-Каменогорск и другие крепости. 1. Азовские походы Армия, флот и ...

Это был своеобразный ответ Голливуда международному терроризму, хотя тогдашний председатель Кинематографической ассоциации США Дж. Валенти, принявший участие в той встрече, всячески отрицал какие-либо попытки со стороны Белого дома склонить Голливуд к массированной идеологической атаке совместным фронтом. Вместе с тем голливудский кинематограф неоднократно обвинялся в том, что своими фильмами жанра «экшн» (action) и разнообразными футуристическими кинолентами он провоцирует события. В ответ на это многие режиссёры заявили, что не видят смысла прекращать создание высокобюджетных боевиков и фильмов-катастроф, потому что, по их мнению, подобные фильмы всегда будут востребованы в США, и в других странах как продукт массово-развлекательного характера.

К слову о роли идеологии в американском кинопроизводстве, американской культурной политике и культуре в целом приведём ещё один показательный пример. В одном из своих интервью российский кинорежиссёр Никита Михалков поведал, что, когда он обратился к известному голливудскому актёру Кевину Костнеру с просьбой прочитать сценарий фильма «Сибирский цирюльник» и высказать мнение о возможности его проката в США, тот, ознакомившись со сценарием, посоветовал удалить целый ряд сцен, где американцы показаны не в самом лучшем свете, а что-то частично видоизменить; и только тогда, сказал он, фильм может получить шанс для демонстрации в Соединённых Штатах.

Здесь уместно вспомнить, как американские режиссёры и сценаристы часто пренебрежительно изображают в своих творениях представителей других народов, практически не придавая значения деталям, особенностям национальных характеров, предметам обихода и т.д.

Очевидно, что наряду с демократическими ценностями и идеалами, свободой слова и мысли и с заявлениями о приверженности культурной демократии и демократической культурной политике, которые так страстно, а порой и агрессивно защищают США во всём мире, в этой стране наличествует и достаточно жёсткая цензура и идеологический контроль, по ряду параметров, не уступающих тому, что было в своё время в Советском Союзе. В итоге возникает адекватный вопрос: а существует ли вообще в США демократическая культурная политика?

Вместе с тем, помимо высококачественных голливудских фильмов так называемой категории «А», в процессе внешней культурной экспансии на рынок проникает огромное количество низкопробной продукции, которая в самих США практически не востребована. Ситуация вполне объективна — продукты массовой коммерческой культуры и её ценности составляют предмет купли-продажи, как во всех других сферах бизнеса. Зачастую интересы бизнеса и государства в этой области пересекаются, причём крупный бизнес нередко оказывается определяющим процесс осуществления как официальной, так и неофициальной внешней культурной политики США.

Голливудский кинематограф выступает основным инструментом неофициальной внешней культурной политики США, идеологическим орудием, неким символом современной Америки и средством формирования имиджа этого государства на мировой арене. Голливуд — это проводник культурной экспансии США, орудие империализма в современной идеологической борьбе.

Заключение

Немногим более ста лет назад произошло чудо — фотография ожила. Это сама жизнь ворвалась на экран, просияла улыбкой ребёнка, прошелестела ветром в кронах деревьев. Такое открытии не могло обойти прагматичный ум американца, создавшего предприятие со своими законами получения прибыли.

Сегодня голливудский кинематограф безусловно является самым популярным в мире. Он представляет из себя гигантскую киноиндустрию, распространившую своё влияние на весь мир. Ежегодно в Голливуде создаются тысячи фильмов — это настоящий отлаженный конвейер.

Голливуд становился творцом мифов, прославляющих общество, которое его породило. Без него уже невозможно представить себе во всей полноте «американский ландшафт». Голливуд — это как бы культура наоборот, рождающая массовую продукцию, которая в определенном смысле редуцирует личность в буржуазном обществе, навязывает ей стереотипы этого общества. Американские исследователи, правда, пытаются говорить, смягчая формулировки, о «культивировании вкусов», но сами же признают, что фактически это означает подспудное внушение взглядов и понятий, необходимых капиталистической системе.

Голливуд не уложить в один стереотип — кинопромышленности, где властвуют алчные бизнесмены. Голливуд не объяснишь лишь процессом купли-продажи, как не скажешь, что это только машина развлечений. Голливуд — это все вместе: крупнейшее предприятие, приносящее огромные доходы, и пропагандистский центр буржуазной идеологии, использующий средства искусства для обработки членов «свободного общества», дабы сделать из них образцовых потребителей. Голливуд на мировой арене — это проводник культурной экспансии США, орудие империализма в современной идеологической борьбе. И Голливуд, прежде всего — продукт капиталистической системы. Влияние Голливуда становится все ощутимее, оно выходит даже за пределы американского общества, оно пропагандирует американский образ жизни во всем мире.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/amerikanskaya-natsiya-kristallizovalas-gollivudom/

1. Баскаков В.Е. Фильм — движение эпохи / В.Е. Баскаков. — М.: Искусство, 1989. — 159 с.

2. Беньямин В.А. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости / В.А. Беньямин. // http://www.lib.ru

3. Бондаренко Е.А. Путешествие в мир Кино. / Е.А. Бондаренко. — М.: ОЛМА-ПРЕСС Гранд, 2003. — 293 с.

4. Комов ЮА «Голливуд без маски» М.: Искусство, 1982. — 241 с.

5. Карцева Е.Н. Голливуд: Контрасты 70-х: Кинематограф и общественная жизнь США — М., Искусство, 2005.

6. Кокарев И.Е. США на пороге 80-х: Голливуд и политика — М.: Искусство, 2005

7. Ле Бон. Психология масс / Ле Бон. // http://www.lib.ru

8. Рене Клер «Кино вчера, кино сегодня» пер с фр. / Рене Клер. — М.: Прогресс. — 1981. — 167 с.

9. Рогова В.Д. Мекка кинобизнеса / В.Д. Рогова // http://www.ng.ru/style/2004-09-15/8_hollywood.html

10. Теплиц Е.Л. История киноискусства 1928-1933 / Е.Л. Теплиц. — М.: Прогресс, 1971. — 380 с.

11. Толстых В.А. Муза века: 100 лет кино / В.А. Толстых. — М.: Правда, 1995. — 98 с.

12. Юренев Р.А. Краткая история Киноискусства / Р.А. Юренев. — М.: Академия, 1997. — 145 с.

13. Звезды Голливуда: Сборник /Т.Ветрова, А. Дорошевич, И. Звенгинцева — М.: ТЕРРА, 2004.

14. «Кино и современная культура»: сб. науч. тр. / под ред.Д.Л. Леонтьева. Ленинград, 1981. — 107 с.