Введение в феноменологию эдмунда гуссерля источник сканирования

Курсовая работа

Введение в феноменологию Эдмунда Гуссерля**

Ингарден, Р. в своей книге «Введение в феноменологию Эдмунда Гуссерля» (перевод А. Денежкина и В. Куренного) представляет обзор истории феноменологического движения и рассматривает различные фазы развития этой философской дисциплины.

Феноменология духа, как направление в философии, была сформирована тремя выдающимися философами: Эдмундом Гуссерлем, Мартином Гайдеггером и Жаном-Поль Сартром. Именно их работы способствовали возникновению и развитию феноменологии, которая позднее нашла отклик у множества других философов не только в Германии, но и во Франции, Бельгии и Америке.

Раскрывая суть феноменологии, Р. Ингарден описывает первую фазу — логические исследования Гуссерля. Гуссерль в то время уже являлся профессором и проводил лекции перед полной аудиторией в Геттингене. Он стал основателем и ведущим фигурой феноменологического движения.

На ранних этапах развития феноменологии существовало философское общество, которое основали студенты Гуссерля. В рамках общества проводились семинары, посвященные таким тонкостям, как «проблема движения». Вместе со студентами к участию в семинарах привлекались и другие философы, увлеченные феноменологией.

Однако война, которая началась после нескольких лет активного развития феноменологии, оказала сильное влияние на этот направление. Многие участники семинара Гуссерля погибли на фронтах войны, и лишь немногие продолжали свою философскую деятельность. Так произошло образование так называемого «Геттингенского кружка».

Таким образом, важно отметить, что феноменология непрерывно эволюционировала, меняла свой облик и трансформировалась под влиянием разных философов и многочисленных стран, где она нашла отклик.

Формализм в этике и материальная этика ценностей

До 1930 года продолжался длительный период развития, период прогресса — в том числе и для Гуссерля. Правда, он надолго замолчал после выхода Идей I, и только в 1929 году последовала следующая публикация. В своих университетских лекциях он развивал, однако, живую деятельность и продолжал свои аналитические исследования в различных направлениях, причем это одновременно приводило к изменению его позиции по различным основополагающим вопросам («трансцендентальная логика», исследования времени, структура трансцендентального идеализма и т.д.).

Он совершил также несколько лекционных поездок — в Лондон, Амстердам и Париж, где рассказывал о феноменологии. Осенью 1928 года он вышел на пенсию. Хотя он по-прежнему продолжал читать лекции в университете, его положение во Фрайбурге из-за выхода на пенсию, а также деятельности Хайдеггера в этом университете ослаблялось, чего Гуссерль, тем не менее, не осознавал. В 1929 году он справлял свой 70-летний юбилей и опубликовал свою третью значительную работу — Формальная и трансцендентальная логика,6 — работу, которую он заново написал на основании своих старых лекций, которые восходят к 1920–1921 гг.

39 стр., 19500 слов

Танцевальная деятельность как средство развития координации движений ...

... и творческих качеств личности. [3] Исходя из вышеперечисленных фактов, мы сформулировали тему нашего исследования: «Танцевальная деятельность как средство развития координации движений старших дошкольников». Проблема исследования - низкий уровень развития координации движений ... целом направлены на физическое развитие, коррекцию и совершенствование природы человека, а спорт и хореография - это их ...

Meditations Cartesiennes

способ рассмотрения

Но феноменология может рассматриваться и в ином смысле, а именно как совокупность высказываний или как система теорий, которые составляют результат феноменологического способа рассмотрения. И в этом случае на первом месте находится феноменология Гуссерля как некоторая обособленная сама по себе тема, которая в различных существенных пунктах отличается от феноменологии Макса Шелера, или от так называемой «Мюнхенской феноменологии» (А. Пфендер, М. Гайгер, Д.ф. Гильдебранд и т.д.), или, наконец, от философии Хайдеггера. Большое различие, в частности, заключается в том, что молодые феноменологи не просто повторяют то, что было сказано отцом феноменологии, но стремятся с помощью его метода продвинуться далее, и по этой причине они вовсе не случайно приходят к результатам, отличающимся от тех, что желал бы видеть Гуссерль. Нет никакой «школы» феноменологии.

Ежегодник, Формализм в

Если сегодня говорить о Гуссерле, то не следует забывать, что говорить о его философии в целом еще слишком рано, в первую очередь потому, что большая часть его наследия еще не опубликована. Кроме того, в истории развития и воздействия философии Гуссерля есть три различных аспекта.
Первый аспект — это философия Гуссерля, как она предстает в тех сочинениях, которые он сам опубликовал. Здесь мы имеем следующие работы и даты:

  • Логические исследования
  • Формальная и трансцендентальная логика

Те, кто не бывал в Геттингене, а позднее и во Фрайбурге, создавали свой образ философии Гуссерля на основании названных сочинений. Исходя из этих текстов можно писать историю мышления Гуссерля, что фактически и делается — за рубежом, в других университетах и т.д., исторически в этой форме.

Второй аспект его философии обнаружится, если мы учтем тот факт, что Гуссерль на протяжении приблизительно 35 лет постоянно читал лекции в университете и на этих лекциях излагал свою собственную философию.

Он читал лекции двух различных видов.
С одной стороны, у него были так называемые «большие», 4-х часовые лекции, которые были предназначены для широкой публики, например, «История философии», «Кант», «Немецкий идеализм» и т.д. Здесь Гуссерль выступал, скорее, не как философ, а как ученый.

Но он читал и другие лекции, так называемые «малые», 2-х часовые лекции — по средам и субботам с 12 до 13 часов. Здесь он говорил о других философах, высказывал всегда свои собственные мысли о тех проблемах, над которыми он сам работал в это время, например, «Введение в феноменологию», «Основные проблемы феноменологии», «Избранные проблемы этики» и т.д. Часто повторяющийся курс лекций по логике был 4-х часовым, он также предназначался для специалистов. Например, в 1912 году, когда я прибыл в Геттинген, он читал лекции, которые он никогда позднее сам не публиковал, но которые должны были составить второй том Идей.

10 стр., 4540 слов

От философии к литературе

... в терминах присвоения, мысль в эссе предстает как действующая субъективность, активность которой — в открытости, потребности в соучастии читающего. ... зрения сводился к структуре понятий, являющихся для философии способами рационального присвоения предметности. Философское произведение представало ... или иначе, творит Литературу. Крайне показателен тот факт, что именно к эссе как наиболее аутентичной ...

Исследование

Гуссерль проводил семинары, где акцент делался на феноменологическом анализе проблем и фактов, рассмотренных в основном тексте, который был выбран из работ таких классиков, как Декарт, Беркли, Юм и Кант. Эти сессии не были обычным анализом текста или историческим разъяснением учения конкретного философа.

Феноменологический анализ осуществлялся в контексте этих классических текстов, что позволяло проводить далеко идущие исследования, связанные с темами, над которыми работал сам Гуссерль. Особенно плодотворным периодом стало время между 1920 и 1930 годами — именно в это время он излагал те идеи, материалы по которым сохранились только в записях своих слушателей.

Эти «малые» лекции, а также семинары, были для Гуссерля своеобразным пространством для мыслительных экспериментов. Он представлял и разрабатывал определенную тему, при этом изложенная информация еще не была полностью готова или ясна. Гуссерль утверждал, что большинство своих студентов он познал на начальных философских курсах, поскольку это первые занятия, на которых можно было понять, как нужно говорить, чтобы быть понятым другими.

Интересно отметить, что Гуссерль часто читал «одни и те же» лекции, но каждый раз сделанные им изменения делали материал более развитым и отточенным, а также он всегда находил новые пути рассмотрения сложного комплекса проблем на глубоком уровне.

Что касается результатов его работ, то они излагались не только в его сочинениях, но и в устных выступлениях. Это был один из аспектов философии Гуссерля, важных для ее развития и воздействия на практику. Однако автор данного исследования принимал участие лишь в геттингенских семинарах в период с весны 1912 года до начала первой мировой войны, а также летом 1915 года и позднее в 1916 году во Фрайбурге, где он занимался написанием докторской работы. Однако, в 1916 году он участвовал в частых беседах с Гуссерлем — обычно после ужина и до поздней ночи они обсуждали проблемы, над которыми вел свою работу именно в это время.

Внутреннее сознание времени: исследования Гуссерля

Работы Эдмунда Гуссерля в анализе феноменологии внутреннего сознания времени остаются важными в философии по сей день. Около 1918 года Гуссерль работал над проблемой времени, и повлияло это на его философские убеждения.

В ходе своих исследований Гуссерль также затрагивал проблему пространства и времени, что стало предметом обширных исследований в 1908/1909 гг. Также он сильно интересовался первой философией, которую обобщил в двухтомной публикации.

Популяризация и развитие новых психологических теорий

Одной из основных новых областей анализа психологии стала строго эмпирическая и антиметафизическая психология. Она представляла собой попытку создания математически постижимых и строгих законов для области психофизики. Эта область пришла на смену дескриптивной психологии, занятой описанием психического и поиском последних оснований в переживаниях.

9 стр., 4477 слов

Логическое программирование

... последнему выбору и делается попытка продолжить вычисления по новому пути. Структуры данных, которыми оперируют логические программы, ... эффекту. Истоки логики связаны с исследованием научного мышления. Логика представляет точный ... логическим программированием целевым утверждением. Успехи в технологии реализации также в значительной мере способствовали представлению логики как практической формальной ...

С одной стороны, в 1874 Брентано был настроен против метафизики, однако он хотел заниматься не экспериментальной, а чисто дескриптивной психологией, именно на этой основе должны основываться все другие философские дисциплины. Некоторые философские направления (этика, эстетика) также основывались на психологической точке зрения.

Философия арифметики и логических проблем

Позитивное учение Больцано о понятиях и предложениях самих по себе сыграло решающую роль в развитии новых логических теорий. Именно оно определило логические проблемы как проблемы рассмотрения понятий не только психологически, но иным образом. Дальнейшее развитие получили алгебра логики и наукоучение, которые продолжают занимать центральное место в общественном сознании до сегодняшнего дня.

Логические исследования, Психология, К учению о содержании и предмете представлений. Психологическое исследование

Введение в философию Эдмунда Гуссерля особенно знаково для возрождения интереса к антипсихологизму в философии.

Первый том Логических исследований был направлен на доказательство того, что психологизм неспособен описать или объяснить логические законы. Он содержит критическую полемику с позицией логического психологизма. Критика Гуссерля простирается гораздо дальше, чем критика Фреге, и в результате формулируется конечная идея чистой логики как априорной науки о теориях «вообще».

Идея чистой логики, как априорной теории науки, выходит за пределы того, что можно найти у Фреге. Первый том имел значительный успех в Германии.

Essai sur tes donnees immediates de la conscience

Если рассматривать интенциональный процесс, видим, что уделяется внимание не конкретному акту, который я совершаю сейчас, а на том, что делает это действие интенциональным и таким, каким оно есть.

В этом контексте необходимо анализировать элементы, которые мотивируют психические акты и устанавливать их структуры. Это помогает понять создание наших идей и восприятия.

Развитие феноменологии в работах Гуссерля

Одной из основных концепций, которую разработал Эдмунд Гуссерль в своих работах, является феноменология. В значительной степени этот термин будет употребляться именно в этой статье, чтобы дать четкое представление о методологии и принципах его исследований.

В своей работе «Идеи I» Гуссерль употребляет понятие «сущность» вместо термина «вид». Он стремится обозначить феноменологию как учение о сущности чистого сознания. В поисках этих сущностей мы фокусируемся на их феноменальных проявлениях. В то время, когда я прибыл в Геттинген в 1912 году, считалось, что феноменология является исследованием этих сущностей в чистом виде. Мы искали сущности повсюду, полагая, что «белое» является одним из феноменов, а также индикатором отличия между «белым» и «красным» (цветом).

Например, считалось, что существует красный цвет, который может присутствовать во многих различных предметах. Если у нас перед глазами две шляпы, мы можем сравнить, есть ли у них одинаковый цвет или они разные. Именно то, что делает их «одинаковыми», представляет собой проявление чистого свойства, чистого эйдоса, например, красного цвета, одной и той же формы и так далее. Чтобы видеть это, не требуется прибегать к теории двух миров, как это делал Платон.

Гуссерль утверждает: «Я не платоник, для меня нет необходимости предполагать существование внемирных «идей». Я говорю о том, что можно видеть в этом мире, в конкретных вещах, не отождествляя «красный цвет» с индивидуальными проявлениями красного у множества предметов. Это нужно просто видеть!». Вот почему в анализе, проведенном Гуссерлем, возникает различие между эмпирической дескриптивной психологией и «феноменологическим» анализом. Гуссерль искал эйдосы — сущности восприятия, предметности, акта намерения и так далее.

Учение о части и целом

В работе «Логические исследования» Франца Брентано, имеется третье важное исследование, которое носит название «Учение о части и целом». Этот раздел известен сегодня под другим названием и рассматривает интересные аспекты.

Почти одновременно с этим, Алексиус Майнонг, ученик Брентано и коллега Гуссерля, опубликовал ряд исследований, объединенных в теорию предмета. В своих исследованиях он обратил особое внимание на формальную, априорную теорию формы возможных предметностей. Он исследовал не только физические вещи, но также математические объекты, процессы, события и мир в целом 31.

Гуссерль сам начал разрабатывать эту тему за несколько лет до Майнонга и изучал отдельные аспекты «самостоятельных» и «несамостоятельных» содержаний. Например, цвет чего-либо является несамостоятельным, поскольку не может существовать независимо от окрашенного объекта. Самостоятельность присуща только целому, а составляющие его части называются «несамостоятельными» и могут быть подразделены на более мелкие фрагменты (далее не далеко ведущие).

Некоторые части не могут быть дальше разделены на составные элементы, в то время как другие могут. Приведем пример: если у меня есть яблоко, я могу разделить его на различные кусочки, и каждый из этих кусочков будет иметь такую же самостоятельность, как и само яблоко. Однако, если мы рассмотрим цвет яблока, то понимаем, что он не может существовать без яблока, так как требует окрашенного предмета. Этот пример указывает на направление исследования данной темы.

Впоследствии Гуссерль разработал концепцию «формальной онтологии» на основе проведенных исследований. Над этой темой работали многие ученые. Бруно Кехниг использовал формальную онтологию для изучения ценностей. Как сам Гуссерль, так и Макс Шелер стремились разработать систему формальной онтологии ценностей. Важно отметить, что материальный анализ ценностей представляет собой совершенно иную область исследований.

Начало априорного учения

В данном исследовании рассматривается вновь начало априорного учения, которое является формальной теорией, лежащей в основе всех математических, дедуктивных теорий. Математики, начиная со своих аксиом, пытаются установить априорные конвенции. Deep Learning При этом зачитывается интуиция, поскольку то, что она говорит, считается несостоятельным и источником заблуждений.

Основание формальной онтологии

Важной частью исследования становятся основания формальной онтологии. Правда, математики не видят этих последних оснований, более того, они также изучают лишь конвенции из аксиом. Однако при этом они также слишком далеко заходят в процессе формализации, что приводит к бессмысленности знаков. Эти знаки способны полагаться только на определенное расстояние друг от друга, следовательно, они должны черпать свой смысл у формализаций.

Логические исследования

В своей работе мы рассмотрим также логические исследования. Анализ интенциональных актов позволяет получить новую перспективу, в которой чистые виды знаний применяются в своих задачах. Это все свидетельствует о том, что находится за пределами дескриптивной психологии в смысле Брентано. В исследовании анализируется философское основание логики.

Здесь нет еще одной вещи, которая появляется у Гуссерля позднее: это так называемое «чистое сознание». Пока я говорил просто о сознании, об интенциональным сознании. Здесь предпринимается попытка анализировать сущность актов сознания, операций сознания, модификаций сознания, а также коррелятов различных актов и операций сознания. Все это исследуется с точки зрения сущности, общей идеи. Но не говорится, чье это сознание. Не говорится, является ли это сознание этим конкретным, человеческим сознанием или это какое-то конкретное, не-человеческое сознание. Правда, я могу проводить эти сущностные анализы, привлекая свое конкретное сознание, но мне не требуется предполагать, что я действительно есть некоторый человек (так-то и так-то физиологически сложенный) и что я так-то и так-то обусловлен психофизической природой и реальным миром. Но для того, чтобы прийти отсюда к «чистому сознанию», о котором Гуссерль говорит позже, нужно проделать еще долгую дорогу.

^

Логических исследованиях, Логических исследований

Вторая лекция

(22 сентября 1967)