Основные требования к размещению и проектированию здания театра

Курсовая работа

Театр — одно из направлений искусства, в котором чувства, мысли и эмоции автора (творца, художника) передаются зрителю либо группе зрителей посредством действий актёра либо группы актёров.

Искусство сцены родилось в глубокой древности. В различные времена оно было призвано то веселить, то воспитывать, то проповедовать. И с этими задачами театр справлялся — его вероятности разнообразны, а сила воздействия огромна, и потому сценическое искусство тяготились поставить себе на службу короли и князья, императоры и министры, революционеры и консерваторы.

Выбор типа театрального здания определяется особенностями региона, величиной и административной значимостью города, его культурными и историческими традициями, социально-демографическим составом населения, сетью театральных и других зрелищных зданий города, деятельностно-организационными условиями функционирования театров и иными факторами, которые рассматриваются при проведении предпроектных исследований. К особым типам зданий отнесены театры: для детской аудитории; кукольные; многожанровые; гастрольные; балетные; камерные, студийные, экспериментальные и другие театры малой вместимости (500 мест и менее); молодежные; пантомимы; эстрады; летние и др.

1.1 Земельные участки

Размещение театра в городе и выбор земельного участка определяются в основном планировочной и транспортной структурой города, характером окружающей застройки, наличием зеленых насаждений, количеством театров в городе, составом сооружений и структурой городского центра, назначением проектируемого театра и т.д.

На земельном участке театра предусматриваются:

площадки перед входами и выходами из расчета на одно место в зрительном зале (залах) не менее 0,3 м 2

внутренние проезды

пешеходные дороги и их искусственное освещение.

На земельном участке также, как правило, предусматриваются: зеленые насаждения, площадки для стоянок автомобилей, хозяйственный двор.

При проектировании новых и реконструкции существующих театров в случае невозможности расположения в здании и на участке театра производственных и складских помещений в полном объеме рекомендуется резервировать на территории города участок для их размещения. Площадь этого участка определяется проектом.

Расположение хозяйственного двора на земельном участке зависит от местоположения производственных помещений и складов.

4 стр., 1804 слов

Санкт-Петербургcкий государственный театр музыкальной комедии: история

... Ж. Оффенбаха. На долю Ленинградского театра музыкальной комедии выпала особая судьба — стать единственным театром, проработавшем в осажденном городе все 900 дней блокады. Работа коллектива театра под непрерывными бомбежками и обстрелами, ... «Дорогу жизни». В течение всех 900 дней блокады театр вел шефскую работу. Не было ни одного участка фронта, где бы ни побывала концертная бригада ленинградской ...

Разгрузка различных материалов и транспортировка их в склады и мастерские, маневрирование транспортных машин, рабочие процессы, связанные с различными хозяйственными потребностями театра требуют изолированной территории. Площадь хозяйственного двора при размещении производственных помещений в здании театра рекомендуется не менее 400 м 2 .

Въезды в хозяйственный двор рекомендуются шириной не менее 4 м и высотой (при устройстве ограждений) — не менее 4,3 м.

Между зданием театра и границами его земельного участка устраиваются внутренние проезды шириной не менее 4 м, соединяющиеся с внешними общественными проездами. Тупиковые проезды имеют в конце площадку для разворота пожарных машин, в которую вписывается круг диаметром 20 м.

К местам загрузки складов декорациями организуются подъезды, а вблизи них устраиваются разгрузочные площадки шириной не менее 4,5 м, длиной — не менее 8 м. При соответствующих объемно-планировочных решениях театрального здания разгрузочные площадки могут быть размещены под стилобатом, внутри здания и т.д.

При размещении стоянок индивидуального транспорта вне границ земельного участка расстояние от автомобильных стоянок до здания не превышает 300 м.

1.2 Объемно-планировочные решения

Помещения зданий театров подразделяются на:

  • помещения зрительского комплекса;
  • помещения демонстрационного комплекса, (зрительный зал, сцена;
  • помещения технологического обеспечения сцены);
  • помещения, обслуживающие сцену (для творческого и технического персонала;
  • склады);
  • административно-хозяйственные помещения;

Производственные помещения

Во входной группе к помещениям для непосредственного пребывания зрителей относятся кассовый вестибюль, входной и распределительный вестибюли, комната для переодевания, а к обслуживающим — гардеробная, место для хранения сумок и портфелей, детская комната, кабинет главного администратора, кабины касс и дежурного администратора, кладовая афиш, комнаты распространителей билетов и обслуживающего персонала.

В рекреационной группе к помещениям для непосредственного пребывания зрителей относятся фойе, кулуары, буфет, курительная, экспозиционное помещение музея, а к обслуживающим — доготовочная, моечная, кладовая и тарная буфета, кладовая при фойе, фондохранилище с комнатой (местом) для работы.

Рис. 2. Общая функционально-планировочная схема связей помещений зрительского комплекса

1 — кассовый вестибюль; 2 — входной вестибюль; 3 , 4 — кабины касс и дежурного администратора; 5 — распределительный вестибюль; 6 — комната для переодевания; 7 — гардеробная; 8 — комната гардеробщиков; 9 — кабинет главного администратора и кладовая афиш; 10 — комната распространителей билетов; 11 — детская комната; 12 — фойе, кулуары; 13 — кладовая при фойе; 14 — буфет; 15 — моечная, доготовочная; 16 — кладовая, тарная; 17 — экспозиционное помещение музея; 18 — фондохранилище; 19 — комната (место) работы сотрудника; 20 — санитарные узлы; 21 — курительная; 22 — зрительный зал; 23 — клубные помещения; I — связи; II — варианты связей; III — блоки; IV — вход; V — возможный вход; VI — возможное помещение (связи)

20 стр., 9654 слов

Санитарное содержание помещений оборудования инвентаря в аптеке

... с комнатой провизора-аналитика, кладовые с соответствующими отделами, находящимися в торговом зале (отдел ручной продажи, отдел готовых лекарственных форм). Помещения для хранения товаров (кладовые) не должны быть проходными, не рекомендуется разделять ...

1.3 Зрительский комплекс помещений

В зрительном зале ярусов или балконов с количеством рядов не более трех высоту от пола зрительских мест до выступающих конструкций вышерасположенных ярусов, балконов или потолка зрительного зала рекомендуется принимать не менее 2,1 м, при большем количестве рядов — не менее 3 м. На барьерах предусматриваются устройства, предохраняющие от падения предметов с высоты.

С внутренней стороны барьеров балконов и лож целесообразно предусматривать углубления для ног зрителей, сидящих в первом ряду.

3.30. Зрительные залы рекомендуется проектировать с учетом установки в них кресел с откидными сиденьями.

В больших зрительных залах рекомендуется применять мягкие или полумягкие кресла. Крайние кресла ряда в проходах возможно оборудовать откидными сиденьями (строфонтенами) с пружинными устройствами, обеспечивающими их самоопрокидывание. В ложах и на балконах глубиной не более двух рядов возможно устанавливать стулья или скамьи со спинками.

Ширина кресел (между осями подлокотников) принимается не менее 0,52 м, ширина стульев и скамей — не менее 0,45 м. Глубина кресел, стульев и скамей проектируется с обеспечением ширины проходов между рядами не менее 0,45 м.

Расстояние между спинками кресел (глубину ряда) рекомендуется принимать не менее 0,9 м, а между спинками стульев и скамей — соответственно не менее 0,85 и 0,8 м.

Количество непрерывно установленных мест в ряду принимается при одностороннем выходе из ряда — не более 26, при двустороннем — не более 50.

Расстояние между передней границей сцены, авансцены или барьера оркестровой ямы и спинками мест первого ряда зрительских мест рекомендуется принимать не менее 1,5 м.

Высоту уровня планшета сцены (авансцены) над уровнем пола первого ряда зрительских мест рекомендуется принимать не более 1 м.

В зрительных залах уклон пола (пандуса) возможен не более 1:7. При устройстве в проходах ступеней высота подступенков принимается не более 0,2 м.

При перепаде уровней пола соседних рядов более 0,7 м рекомендуется устанавливать между рядами ограждение, предохраняющее зрителей от падения при проходе на место. Высота ограждения определяется исходя из построения профиля пола зрительного зала.

В креслах, стульях, скамьях или их звеньях в зрительных залах (кроме балконов и лож вместимостью до 12 м) предусматриваются устройства для крепления к полу.

1.4 Сценический комплекс помещений

Помещения ожидания выхода на сцену одновременно служат для быстрого переодевания и быстрой перегримировки или поправки грима, для отдыха в перерывах между выходами или последней разминки, для оказания первой помощи, для оперативной связи исполнителей с костюмерами и реквизиторами.

В практике существует два вида помещений ожидания выхода на сцену. Первый — для драматических и музыкально-драматических театров несколько меньший по размерам, обладает большей степенью комфорта. Второй — для музыкальных театров, имеет дополнительно зону разминки с соответствующим оборудованием. Он рекомендуется также для театров юного зрителя, пантомимы и других, искусство которых связано с интенсивным движением.

11 стр., 5313 слов

Сочинения пушкина на сцене русских театров

... них передовые идеи. Взгляд его на театр как на трибуну в дальнейшем разовьют Гоголь, Островский, Салтыков-Щедрин и многие другие русские писатели и драматурги. Пушкин был страстным театралом, чутким зрителем, ... но не заменил его. Брянский, может быть, благопристойнее, вообще имеет более благородства на, сцене, более уважения к публике, тверже знает свои роли, не останавливает представлений внезапными ...

Площадь помещения ожидания выхода на сцену определяется из расчета единовременного количества артистов, м 2 на одного артиста в каждое помещении, не менее: для драматического и музыкально-драматического театров — 1,7; театра музыкальной комедии — 1,8; оперы и балета — 1,9.

С учетом расстановки оборудования, каждое из помещений ожидания выхода на сцену обеспечивает возможность пребывания: в драматических и музыкально-драматических театрах от 10 до 15 исполнителей, в театрах музыкальной комедии — от 15 до 20, в театрах оперы и балета до 25 участников спектакля. Примеры планировки помещения ожидания выхода и состав оборудования приведены на рис.

Предусматривается надежная звукоизоляция помещений ожидания выхода от сцены, что особенно существенно при размещении их в зоне первых планов. Принимаются специальные меры к тому, чтобы свет из помещения не попадал на сцену.

Противопожарная дверь, ведущая на сцену, открывается внутрь помещения, а дверь в комнату ожидания выхода — наружу. Размеры обеих дверей — ширина не менее 1 м и высота не менее 2,2 м.

Для драматических и музыкально-драматических театров покрытие пола рекомендуется выполнять рулонно-ворсовым ковром, возможны линолеум или рулонный пластик. Для балетных театров рекомендуются дощатые полы в зоне разминки и любое из указанных выше покрытий в остальных местах помещения.

1.5 Производственные помещения

Особенность театрального производства заключается в том, что при изготовлении многие предметы приходят через несколько производственных помещений (художественно-производственных мастерских).

При этом каждая мастерская выполняет свою технологическую функцию — изготовляет определенные элементы оформления.

При выборе предпочтительного способа размещения производственных помещений (в отдельном корпусе, в централизованных комбинатах, в основном здании театра) учитывается назначение театра, возможно уже сложившиеся традиции, расположение отведенной площадки для строительства, ее рельеф и места возможных грузовых коммуникаций, количество и состояние театральных зданий в городе (для возможной централизации) и т.п.

Размещение встроенного в здание театра комплекса мастерских вызывает сложности, так как шум и вибрация от работающих станков могут проникнуть на сцену и в зрительный зал. Поэтому мастерские рекомендуется размещать так, чтобы между ними и сценой были другие помещения или коридоры. Таким же образом рекомендуется осуществлять сообщение между ними и сценой.

В технологическом процессе изготовления оформления спектаклей производственные помещения подразделяются на блоки изготовления и ремонта: объемных декораций; костюмов, обуви, париков; мягких декораций; сюда же можно отнести и помещения для руководства мастерских.

В первый блок входят: столярная, слесарная, помещение для монтажа станковых декораций, бутафорская, кладовая оперативного хранения материалов, навес для лесоматериалов и труб (вне здания).

6 стр., 2823 слов

Реферат театры москвы

... увеселения. По существу, это было уже первое в Москве театральное помещение. В 1679 году его соединили переходом на столбах ... окна имели обрамление валиком, типичное для архитектуры XVII века. Живописная композиция здания с белокаменными деталями и висячими гирьками ... России. Все они придавали важное значение театру как ансамблеобразующему элементу. О театрах, существовавших до середины XIX века, ...

Во второй блок входят: пошивочная, мастерские головных уборов и обувная; пропиточная, постирочная, сушильная, трикотажная, пастижерская.

В третий блок входят: живописно-декорационная мастерская, красильная, макетная, помещение для приготовления красок с мойкой и сушкой, кладовая красок, комната художников, обойно-драпировочная, мастерская росписи тканей.

Смысл объединения в блоки заключается в более полном использовании рабочей площади парка станков, приспособлений и оснастки.

Современные мастерские драматических и музыкально-драматических театров включают в себя до 12 отдельных подразделений (цехов): столярное, слесарное, бутафорское, монтажа станковых декораций, живописное, макетное, обойно-драпировочное, росписи тканей, пошивочное, обувное, постирочное, красильное, пропиточное.

Театры музыкальной комедии и оперно-балетные театры имеют в своем составе 15 отдельных производств — к названным выше добавляются: трикотажное, головных уборов и пастижерское. Во многих крупных театрах в рамках обувного производства существуют два участка — характерной и балетной обуви; пошивочные делятся на мужскую и женскую половины со своими примерочными и закройными, участок обивки мебели (обойная) обособляется от драпировочной, из столярной выделяется мебельное производство, из слесарной — кузнечно-прессовое.

1.6 Административно- хозяйственные помещения

Площади помещений для административного и художественного руководства принимаются не менее 10 м 2 .

Площади на одного сотрудника принимаются, м 2 : для рабочих комнат инженерно-технического персонала, бухгалтерии и др. — 4,5; для комнат обслуживающего и технического персонала (с гардеробной и зоной отдыха) — 2.

Площади санитарно-гигиенических помещений для коллектива театра определяются из расчета: санитарные узлы — 1 унитаз и 1 писсуар на каждые 25 мужчин: 1 унитаз на каждые 15 женщин; 1 умывальник на каждые 30 чел., душевые — 1 душевая кабина на каждые 8 чел. (для артистов, рабочих сцены и производственных мастерских); комната личной гигиены женщин — один гигиенический душ не более чем на 100 женщин.

При определении общего количества людей для расчета приборов по данному пункту не учитывается количество артистов, для которых при артистических уборных предусматриваются санитарные узлы и душевые.

Площадь служебного буфета или столовой-раздаточной (по заданию) рекомендуется определять из расчета 12 посадочных мест на каждые 100 работающих в театре.

2. Тенденции современной театральной архитектуры в проектировании внешнего и внутреннего облика театра

2.1 Проекты мировых театров, особенности их архитектуры

Архитектура Гранд Опера. Франция, Париж, Архитектура Ла Скала. Италия, Милан

Идея индивидуального стиля здания принадлежит мысли архитектора Дж. Пьермарини и по завершении строительства было признано одним из красивейших построек в мире.

Визитная карточка Ла Скала — безупречная акустика и строгий неоклассический стиль.

Театр мастерская П. Фоменко

Новое многоуровневое здание театра размещается на высоком склоне Москвы-реки. На крыше здания располагаются газон и цветник. Здание облицовано натуральным камнем с использованием алюминиевых и стальных панелей. Внутреннюю обстановку театра оборудовали по требованиям самого Петра Фоменко. В театре две сценические площадки и два зала, рассчитанные на 450 и 150 мест. Большой зал — это классический театр с ложами, партером и амфитеатром. Трансформируемая авансцена позволяет устроить оркестровую яму или увеличить ее глубину настолько, что действие спектакля может разворачиваться непосредственно в зале. В двухъярусном помещении малого зала установлен комплекс подъемно-спусковых механизмов и трансформируемые щиты, с помощью которых можно не только изменить габариты и пропорции зала, но и раскрыть его во внешнее пространство — на набережную и панораму

8 стр., 3653 слов

Архитектура современных театральных зданий

оперный театр архитектура 1. Общая характеристика архитектуры театров После революции все театры - императорские и частные - были объявлены государственной собственностью. Разруха ... здания органично вписываются в окружающий пейзаж. Московский Метрополитен также создавался мастерами, находившимися под влиянием двух этих разных тенденций. Иван Фомин проектирует Красные ворота (1935) и Театральную ...

Wuzhen Theater — театр на воде в Китае от фирмы Artech Architects

Театр Фуджень (Wuzhen) также расположен на воде. Общая площадь застройки — 21750 кв. м.

Основной проблемой для разработчиков было создание большого сооружения, состоящего из двух театральных залов (на 1200 и 600 мест), расположенных «спина к спине». Конструкция состоит из овальных форм, одна из которых прозрачная, что в целом выглядит гармонично и очень завораживающе. Основная часть здания заключена в веерообразный стеклянный фасад, который подсвечивается в вечернее время. Отражаясь от воды, сооружение создает сюрреалистичную атмосферу в деревенской окраине.

Театр Wuzhen включает в себя возможность использования по прямому назначению (спектакли, постановки и т.д.), а также для проведения выставок, модных показов, конференций и даже свадебных церемоний. Посетители могут добраться к зданию на лодках, либо по мосту.

Большой театр в китайском городе Уси (Wuxi Grand Theatre)

Удивительное по своей архитектуре здание построено на искусственном полуострове озера Тайху. Чтобы добиться лучшего обзора со всех сторон, здание было воздвигнуто на каменный постамент. Теперь эта «гигантская скульптура» возвышается почти на 50 метров и является главной достопримечательностью Китая. Восемь гигантских крыльев, делают его похожим на бабочку, которая опустилась на крошечный полуостров! На виде сверху можно без труда разглядеть даже рожки этой бабочки. Современные технологии строительства позволяют создавать удивительные образы, реально воплощенные в архитектуре. Стальная конструкция крыльев крыши очень уникальна. Внутри нее находятся тысячи светодиодов, а нижняя сторона крыльев покрыта перфорированными панелями из алюминия. Благодаря такой конструкции крылья могут менять цвет, передавая характер и настроение представления Wuxi Grand Theatre.

Большой театр Уси имеет два зрительных зала: на 1680 мест и 690 мест. Дизайн их поистине современен и восхитителен, являясь удивительным продолжением скульптурной архитектуры здания. Гармоничный синтез двух культур позволил создать уникальный шедевр современной архитектуры и дизайна.

2.2 Внешний и внутренний облик театра, развитие театральной архитектуры сегодня

Рост театрального строительства вызван общей театрализацией жизни. В этом разделе мы рассмотрим, к чему сегодня стремится театральный архитектор — к достижению комфортности или к максимальному усилению эффекта театрального действия? В первом случае, наивысшая ступень в этом порядке — кинотеатр «dolby digital», его акустический эффект не оспорим — мягкие кресла, удобный для обзора экран. Мы получаем эффект вовлечённости в действие. Классический тип ярусного театра, напротив, словно вынимает человека из его социальной оболочки, индивидуализирует, своей иерархичностью будит мысль. Означает ли появление множества громких проектов прогресс новой театральной архитектуры?

5 стр., 2292 слов

Мариинский театр — символ русской культуры

... Великой на месте этого здания был воздвигнут Большой (Каменный) театр, великолепием и пышностью превосходивший крупнейшие театры Европы. Площадь перед театром стала называться Театральной. мариинский театр репертуар оркестр Сцена театра была оборудована по ...

Серьёзные изменения произошли в технологии сцены, обеспечении безопасности для зрителей и актеров, скорости смены декораций, вентиляции, освещении, акустике… Поэлементно наверняка прогресс есть. Но беда в том, что театр в том виде, как он сложился в XIX веке, всё больше становится приятным анахронизмом. Конечно, люди ходят в театры, билетов не достать, но ведь и на скачки ходят, и корриду любят. Театр — дитя эпохи XVII-XIX веков. И хотя живая игра актёров на сцене — неувядаемый аттракцион, что-то в театре становится музейной условностью. Пожалуй, это

воспроизведение готового текста в тёмном помещении. Современный театр мне представляется в большей степени импровизационным зрелищем, не требующим темноты как условия созданий иллюзорного мира. В эпоху кино и телевидения это уже выглядит странно. Сегодня театр относится к элитарному слою массовой культуры (хотя, возможно я и ошибаюсь), поэтому вокруг него возникает аура священнодействия, а актеры пользуются всеобщим поклонением. С архитектурной точки зрения театр теряет свою роль одной из фокусных точек центра города, как это было в XIX веке, когда город был ещё сравнительно невелик. Сейчас возникает множество разных зданий для театров, и каждый выбирает себе стиль и дух, далеко не всегда такой помпезный, каким были оперные театры после Дрезденской оперы Земпера. Но Дрезден XIX века — это не Санкт-Петербург, Лондон или Москва XXI века. Ситуация меняется, хотя ничего общего с прогрессом это изменение не имеет. Города растут, как раковая опухоль на теле планеты, и какие бы театры мы ни строили, картина в целом очень непростая. Театр и город сегодня на самом деле — две глубокие и сложные проблемы. Но поскольку некому ими заниматься, то всё сводится к каким-то отдельным сооружениям, порой интересным, а порой не очень.

Нам будет легче понять возможность принципиально нового подхода к проектированию театрального здания, если мы представим себе природу его устройства. В его основе лежат сразу два морфологических типа пространства — технологически взаимосвязанное пространство игры или так называемое «театральное пространство» (комплекс «сцена — зал») и «пространство публики». Это фойе, вестибюли, фасады и прилегающая городская среда. Вся мировая история театральной архитектуры связана с развитием театральной культуры, идущей от античности к ренессансу, от барокко — к новейшему времени. Театр импровизации и литературный театр,

техника актёрской игры, декорационные и иные художественные средства сцены, музыка в спектакле — всё тем или иным способом соединялось в «театральном пространстве», которое, в свою очередь, становилось признаком или архетипом великих театральных эпох.

Современный театрально-концертный комплекс предлагает новое пространство для актуальных арт-проектов. Но такое ли уж новое? В конце XIX века в Европе и в начале XX века в России театральные здания уже уходили с городских площадей в кварталы и подвалы, облюбованные художественной богемой. Это было вызвано обращением театра к новой аудитории, потребностью в единомышленниках, разделявших идеи и эстетические новации нового времени.

5 стр., 2075 слов

Культура України у XVII-XVIII столітті. Театральна культура, шкільна драма

... вітчизняних мистецьких традицій за межами батьківщини. Шкільна драма була поширеною на Україні в барокову добу XVII-XVIII століття. Писали ці твори викладачі риторики Києво-Могилянської академії. У шкільній драмі ... люди-актори. Загалом вертепна драма стала улюбленим видовищем широких кіл народу, предтечею демократичного театру. У м. Дубно на Волині наприкінці XVI-XVII ст. уперше було зведено великий ...

Архитектура в этот период утратила свою декларативность. Фасад Художественного театра в Москве архитектора Ф. Шехтеля больше апеллирует к рядовой жилой застройке квартала, если не считать горельеф М. Голубкиной. Те же процессы утраты характерных типологических признаков в архитектуре фасадов, подчинение образа театрального здания его социальных корням мы наблюдали и в мировой практике. Узнаваемость театра обеспечивалась не только архитектурными средствами. Важную и, быть может, более эффективную роль играли и играют средства визуальной информации. Сегодняшняя действительность показывает нам, что театр, как объект культуры, также способен утратить свои внешние характерные архитектурные признаки. В некоторых случаях он становится частью узлов городской жизни — деловым или торгово-развлекательным центром и т.д. В этой ситуации он способен стать культурным раритетом или площадкой театрального эксперимента. Но мотивацией этой градостроительной эволюции стала на этот раз не идейная и творческая потребность, а коммерческая целесообразность, стремление продать больше услуг.

Вот откуда берёт начало тенденция развития определённого типа театрального объекта. Примеры в России — Пассаж на Бауманской с детским театром, культурно-спортивный и общественно-деловой центр в Марьино, строящийся торговый комплекс у метро ВДНХ в Москве с Новым драматическим театром. За рубежом это явление крупных, многофункциональных культурно-зрелищных центров тоже развивается, правда, не в такой вульгарной форме, как у нас.

В отличие от драматического, музыкальный театр по своей структуре более консервативен: жанр требует специальных акустических условий и определённой стационарности действия, он не так восприимчив к сценографическим новациям. С появлением мюзикла практика строительства музыкальных театров может измениться. Причины тому — синтетическая, музыкально-драматическая природа жанра и, соответственно, активное внедрение новейших технических средств звукоусиления, позволяющих актёрам покинуть сцену и выйти в зал. Тем не менее, новая акустика музыкальных театров и концертных залов не лишена смысла. Есть много удачных акустических решений — среди них Новый концертный зал Мариинского театра и Концертный зал Сибелиус Холл в Лахти. Оба зала проектировала знаменитая нью-йоркская акустическая компания Артек.

Другой пример — Пекинская опера или Национальный центр исполнительских искусств (проект французского архитектора Поля Андрё).

Комплекс включает четыре зала — оперный, концертный, экспериментальный и театральный, а также художественные и выставочные центры. Построенный в преддверии прошедшей Олимпиады на месте снесённого старого здания Пекинской оперы, он отвечает желанию властей прорвать тысячелетнюю изоляцию страны от европейской цивилизации и воплотить в визуальных образах идею грядущего мирового лидерства Китая. Здание поэтому подчёркнуто отсылает нас к ценностям высоких технологий, открывающих возможность создания универсального образного языка и уникального пространственного построения традиционного зрелищного сооружения. Примечательно, что национальный центр исполнительских искусств возведён в квадрате Тянь-ан-мынь, где расположены главные иерархические ценности Китая. В новом здании заложены определённые символы восточной цивилизации. театр участок архитектура

26 стр., 12978 слов

Социально-культурный потенциал любительского театра

... значения театра в формировании культуры и сознания народа в России XIX — начала XX вв. Значительный интерес представляют работы теоретика русского школьного театра, театрального творчества ... целями. Именно любительский театр является тем пространством, где естественно в процессе совместной творческой работы зрителей с актерами, драматургом и режиссером театра по осмыслению драматургического ...

В целом, в театральном проектировании, в обустройстве театрального процесса и в новых идеях мы нисколько не уступаем Западу, а может быть, и превосходим его. Причины тому — разработанные ещё в советские времена строительные нормативы, отражающие полный технологический цикл подготовки спектакля актёром и режиссёром, и высокая театральная культура, сформировавшая национальную театральную школу. Но до недавних пор вся «особенность» нашей национальной архитектуры объяснялась крайне низким уровнем развития строительной индустрии. Сегодня мы успешно входим в современную мировую архитектуру. Тем не менее, инерция, обывательское недоверие заказчика к «сынам отечества» остаётся.

Заключение

Итак, мы рассмотрели особенности зарождения, развития и изменения внутреннего и внешнего облика театра и пришли к следующим выводам:

  • До V в. грекам известны были только передвижные подмостки и сиденья для зрителей, устроенные на подмостьях. Во время Эсхила довольствовались еще этой скромной мизансценой. Обвал подмостьев во время представления драмы Пратина внушил мысль о замене этих непрочных нагромождений более основательным сооружением. Театр Диониса в Афинах и был первым опытом постройки постоянного помещения;
  • Становление именно театральной архитектуры приходится на последнюю четверть XVIII в. Было возведено несколько театральных помещений, прообразом которых стал итальянский “ранговый театр”, имевший многоярусные изолированные ложи, овальный или подковообразный зал, глубокую сцену, площадку для оркестра перед сценой. Определенное влияние на формирование образа театральной архитектуры имела и сценическая площадка школьного театра, из практики которого замковый (любительский) театр черпал постановочный опыт;

— Сегодняшняя действительность показывает нам, что театр, как объект культуры, также способен утратить свои внешние характерные архитектурные признаки. В некоторых случаях он становится частью узлов городской жизни — деловым или торгово-развлекательным центром и т.д. В этой ситуации он способен стать культурным раритетом или площадкой театрального эксперимента. Но мотивацией этой градостроительной эволюции стала на этот раз не идейная и творческая потребность, а коммерческая целесообразность, стремление продать больше услуг.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/proektirovanie-teatra/

1. Пособие к СНиП 2.08.02-89 Проектирование театров

2. СП 118.13330.2012 ( СНиП 31-06-2009) Общественные здания и сооружения [2013]

3. СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений

4. ТСН 12-301-97 Территориальные строительные нормы тамбовской области.

5. Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. — М.: Юрайт, 1999. — 669 с.

6. Театральная энциклопедия. В 5 т. — М., 1961 — 1967.

7. История мировой культуры / Научный редактор Г.В. Драч. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.- 512 с.