История возникновения гравюры и книгопечатания в Западной Европе

Курсовая работа

Гравюра — самый молодой вид изобразительного искусства. Зарождение живописи, скульптуры, рисунка, орнамента, архитектуры происходит где-то на заре человечества: можно считать, что они существуют столько же, сколько и сам человек. Гравюра же возникает вдруг, на позднем этапе истории. Мы даже знаем более или менее точное время ее появления — рубеж XIV и XV веков.

Стремление воспроизводить уникальные памятники искусства, чтобы сделать их более доступными, проявилось уже в глубокой древности. Так, в античном Риме, где высоко ценилось классическое греческое искусство, во множестве копировались произведения греческой живописи и скульптуры. Многие из погибших древнегреческих шедевров известны нам только благодаря римским копиям, изготовленным приблизительно через пятьсот лет после создания оригиналов. В средние века рядом с переписчиками рукописей работали художники, которые часто копировали работы своих предшественников — драгоценные цветные миниатюры, инициалы и другие элементы художественного оформления рукописных книг. И в наши дни продолжает практиковаться ручное изготовление копий с картин и рисунков. Однако ручное копирование требует очень больших затрат труда и времени, а дает только одно-единственное повторение оригинала. Идея многократного воспроизведения — репродуцирование — смогла осуществиться только в эпоху Возрождения, после изобретения способа быстро механически печатать художественное изображение посредством гравюры.

В свою очередь, книгопечатание – одно из величайших изобретений человечества. К.Маркс считал книгопечатание «самым мощным рычагом для создания предпосылок необходимого духовного развития».

Актуальность темы в том, что изучение вопроса представляет собой особый исторический интерес и является ценнейшим материалом для истории искусства. Некоторые гравюры, например, заменяют утраченные оригиналы и тем самым расширяют наше представление об искусстве эпохи Возрождения.

Целью данной работы является формирование представлений об истории возникновения, развития гравюры и книгоиздательства в Западной Европе.

Задачи – выявить причины, которые привели к возникновению данных видов искусства и техники, и отследить их эволюцию.

## История возникновения гравюры

Гравюра – это оттиск на бумаге или других материалах, полученный с особо обработанной доски из дерева, металла или камня, покрытой краской. Это самое общее определение гравюры с точки зрения технологии. Несмотря на свою простоту, эта техника породила огромное количество различных видов и стилей гравирования.

18 стр., 8910 слов

Искусство витража. История и технология

... фоторамки с элементами художественной росписи и многое другое. Целью курсовой работы является изучение искусства витража, истории и технологии изготовления витражных панно для интерьера. Для достижения ... в виде затемнений, пузырьков и неровных краев. Подобные несовершенства придают ранним средневековым витражам особую прелесть, главным образом благодаря характерной лучистости и игре света. ...

На протяжении всей истории развития гравюры появлялись и умирали новые гравюрные техники. Можно сказать, что каждый новый стиль европейского искусства тесно связан с какой-то конкретной техникой гравюры.

Почему гравюра является единственным видом изобразительного искусства, обладающим таким большим разнообразием техник? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо понять, какую особую роль играет гравюра среди других видов искусства.

Хотя гравюра, подобно рисунку, относится к графике, она не имеет той непосредственности, часто эскизности, которую мы видим в рисунке. Она не стремится воплотить первую мысль или чувство, как это характерно для рисунка. Гравюра никогда не является искусством самого художника, что отличает ее от рисунка.

Однако гравюра, как и другие виды искусства, обращается к зрителю. Но одно качество гравюры делает ее ближе к рисунку – она всегда вызывает особое, интимное взаимодействие со зрителем. Гравюра предназначена для того, чтобы оставаться наедине со зрителем, находиться в его руках, позволяя детально рассмотреть каждую нюанс изображения.

Исследования гравюр показывают, что каждый формообразующий элемент в этом искусстве играет важную роль. Гравюра оказывает воздействие на нас постепенно, не мгновенно, как картина, а с каждым новым штрихом, каждой новой линией, раскрываясь нам шаг за шагом. Именно поэтому гравюра требует особой техники и позволяет использовать более ограниченный набор средств, чем живопись. В гравюре цвет применяется редко, а всё строится на линии, пятне и тоне. Благодаря этому гравюра является более условной в своей природе. Такая условность обусловлена наличием в ней значительного качества, которое отличает гравюру от живописи.

Живопись всегда является конкретной, всегда воплощает в себе индивидуальный образ и передаётся непосредственно через ощущения и чувства. Гравюра же выбирает только существенное, типичное, стремится к обобщению и требует большего осмысления, чем просто чувствования со стороны зрителя. Её условность и возможность быть более концептуальной объясняется тем, что она может соединять в одной композиции разные моменты времени, объединять разные пространства, использовать гротеск, гиперболу и другие приёмы. Можно сказать, что живопись в большей степени изображает, а гравюра в большей степени выражает. Если в живописи итоговый результат является важным, то в гравюре ценен процесс самого создания.

Именно поэтому для гравюры таково важно разнообразие техник. Ведь зрителю не столь существенно, в каком материале работал художник-живописец, будь то масло или темпера. Важно, чтобы картина в её целостности и чувственной убедительности воздействовала на зрителя. В гравюре же мы больше интересуемся ходом мыслей художника, и различие гравюрных техник, их легкость в исполнении, подсознательное ощущение времени и энергии, затраченных на создание произведения — всё это придаёт произведению дополнительное значение. История гравюры представляет собой процесс рождения новых техник, их умирания и вновь возникающую борьбу между ними.

Развитие гравюры, как художественной техники, свойственно концу средневековья и началу Ренессанса. Гравюра на дереве преобладает на севере от Альп. Ее яркая декоративность, контрастный язык, стремление к экспрессивности и драматизму приближают ее к характерным чертам средневекового художественного мышления. Композиция и каждая деталь в ксилографии XV века больше служат знаком образа, а не подлинным изображением натуры. Возможно, это знаковость объясняет раздельное восприятие художников и резчиков: знак по своей природе коллективен и бесличен.

10 стр., 4742 слов

Доклад (на педагогический совет школы) «Что такое гравюра?» ...

... из самых массовых, демократических и оперативных видов искусства. С амая древняя гравюрная техника – это гравюра на дереве, или ксилография. Название её происходит от греческого слова «ксилон», ... его обработки различают разные виды, или техники, гравюры: Ксилография - гравюра на дереве. Офорт - гравюра на металле. Линогравюра - гравюра на линолеуме. Литография - гравюра на камне. Но сама по себе ...

Первоначальная форма гравюры, известная на востоке уже более тысячи лет, в Европе появилась в эпоху раннего Возрождения в конце XIV века. Она получила широкое распространение в XV—XVI веках. Эта техника развилась из использования деревянных штампов для печатания на тканях и тиснения «печатных» пряников с помощью резных досок и прочих методов. Бумага, заменив пергамент, стала основным материалом для гравюр. Распространение бумаги, которая остается важным компонентом для различных печатных процессов, является необходимым условием для развития всех методов гравюры.

Для графического искусства бумага имеет принципиальное значение. В живописи поверхность холста скрывается слоем грунта и красок, в то время как в рисунках и гравюрах цвет бумаги играет роль светоносной среды и активно влияет на композиционную структуру листа, определяя его характер. Без бумаги невозможно представить себе графическое искусство.

История ксилографии: развитие техники и художественного творчества

История ксилографии начинается еще в 5 веке до нашей эры в Древнем Китае, где этот вид искусства носил название «деревянная гравюра». Однако в Европе ксилография стала широко распространяться только со временем Erhard Ratdolt, известного гравера и книгопечатника, находившегося в 15 веке в Венеции.

Первая ксилографическая книга была издана в Праге в 1460 году. В первый же день продаж продались все 250 экземпляров книги, последовавшие тиражи также разошлись со столь же большим успехом.

Основное отличие ксилографии от других видов гравюры, полагается на то, что изображение создается на деревянной поверхности, а не на металле. В западной Европе в качестве материала для печати на ксилографической доске применяли липовую, грушевую древесину, а также древесину средней твердости.

Техника ксилографии на дереве

В начальный период развития ксилографии гравюра на дереве имела скромные возможности. Это была, прежде всего, обрезная или продольная ксилография, выполнявшаяся на досках обычного типа, у которых древесные волокна идут параллельно поверхности, из пород дерева, таких как груша, липа и т.д.

На отшлифованную поверхность доски наносится рисунок пером, каждая линия которого обрезается ножом с обеих сторон. Затем различными долотцами и ножами выдалбливаются все пробелы между линиями рисунка, так что рельефно выступают только линии рисунка и формируется выпуклая печатная форма.

Распространение ксилографии

С распространением же книгопечатания искусство ксилографии стало развиваться в рукопашный станок для высокой печати. Постепенно мастера ксилографии стали применять все более совершенные техники, и ксилография стала пользоваться большим успехом.

Заключение

Таким образом, ксилография — это искусство, которое имело значительный и долгий путь развития. Этому виду гравюры удалось создать свой уникальный стиль иставиться на уровне с другими важными художественными направлениями. Использование этой техники печати было и остается популярным, оно говорит о многогранности возможных вариантов ксилографии.

23 стр., 11497 слов

Японская гравюра Укиё-э

... буддизма. Техника печати с деревянных досок вначале использовалась при изготовлении черно-белых оттисков с изображениями различных буддийских святых и при иллюстрировании текста сутр. ЯПОНСКАЯ ЦВЕТНАЯ КСИЛОГРАФИЯ (гравюра на ... ё-э и его мастера Первые картинки в стиле укиё-э появились еще в начале века в лавках Киото; сначала это были не гравюры, а живописные работы, ...

Возможности резцовой гравюры на меди

При выполнении обрезной гравюры возникают значительные трудности: нож резчика легко движется вдоль по упругим слоям дерева, но встречает сильное сопротивление в тех местах, где линии рисунка — особенно если они изогнуты — идут поперек или вкось. Отсюда известная примитивность ранних обрезных гравюр, которые носили обобщенно-линеарный характер, давая в основном схематичные контурные изображения, нередко по-своему очень выразительные и изысканно стилистически найденные. Оттиски часто были рассчитаны на последующую ручную раскраску яркими цветами – красным, синим, желтым, зеленым. Еще не были разработаны приемы для передачи тональных переходов, что делало почти невозможным применение ксилографии для воспроизведения композиций живописного типа.

Если негибкий изобразительный язык гравюры на дереве сводился к сравнительно толстым контурным линиям, то значительно большими возможностями как по передаче тональных градаций, так и мелких деталей изображения располагала тонкая и из техника резцовой гравюры на меди. Возникшая из ювелирного искусства, в мастерских средневековых золотых дел мастеров, серебряников и оружейников, она получила распространение вскоре после обрезной гравюры на дереве. В отличие от ксилографии, которая относится к рельефной или высокой гравюре, где печатающие элементы выступают на поверхности доски, резцовая гравюра на меди была первым способом глубокой печати, при которой печатающие элементы, наоборот, углублены.

История резцовой гравюры

Резцовая гравюра — это один из самых древних способов создания изображений. Одним из первых был метод ниелло, который использовался для создания религиозных изображений и украшений из золота, серебра и меди.

Гравированные орнаментальные и фигурные изображения издавна украшали различные предметы, такие как кинжалы, мечи, вазы, кубки, поясные пряжки, детали конской сбруи и т. д. Постепенно стали появляться все более сложные способы декорирования, включая заполнение углублений расплавленной цветной стеклянной массой — эмалью.

На металлических пластинах использоватся чернь, которая после твердения полировалась, образуя блестящий черный рисунок. Эта техника была одной из непосредственных предшественниц резцовой гравюры.

Желание сохранить качество рисунка и использовать его как образец для последующих работ привели к идеи создания гравированных пластинок для печати. Инструменты, необходимые для выполнения резцовой гравюры, были заимствованы из арсенала ювелирного искусства. Однако, это был лишь первый шаг к развитию резцовой гравюры и печати в целом.

Развитие гравюры на меди в Италии

Введение

Гравюра на меди является древним искусством, которое имеет длительную историю развития. Одной из интересных историй связанной с появлением первого отпечатка с ниелло является рассказ Джордже Вазари, озаглавленный «Легенда о печати». Хотя история эта представляется легендой и имеет несколько неточностей, однако Вазари правильно заметил принципиальную связь между ниелло (металлической пастью) и началом печати с металлических досок.

12 стр., 5759 слов

Развитие печатной гравюры 20-х годов 20 века

... - это история продольной и торцовой гравюры на дереве, резцовой гравюры на меди, офорта со всеми его разновидностями, а позднее и гравюры в сложной, комбинационной технике. Нельзя не ... Цель курсовой работы - раскрыть сущность развития печатной гравюры 20-х годов 20 века. Задачи курсовой работы следующие: Изучить исторические этапы становления искусства гравюры; Раскрыть разновидности гравюры, их ...

Процесс создания резцовой гравюры

Прежде чем перейти к описанию процесса создания резцовой гравюры, следует отметить, что для данного вида гравюры используется ровная медная доска, которая должна быть тщательно шлифована с лицевой стороны. Это необходимо, чтобы исключить царапины или другие повреждения, которые могут оставить свой след на оттиске.

Для создания резцовой гравюры на доску наносится контур изображения различными техническими приемами. Затем начинается процесс гравирования, то есть резьбы по металлу. С помощью резцов-штихелей с различными сечениями и формами, а также игл, наносятся штрихи и линии разного характера. Грабштихель, основной резец металлографии, имеет форму ромба или треугольника. Для получения более четких изображений заусеницы, оставшиеся по краям каждого штриха, аккуратно срезаются шабером.

Результаты гравирования

После завершения гравирования, доска заполняется густой краской с помощью кожаного тампона. Легкая стирка удаляет весь излишек краски, оставляя ее только в гравированных углублениях. Для печатания резцовых гравюр используются специальные методы, которые обеспечивают выборку краски из углублений на гравированном клише с помощью увлажненной и проклеенной мало бумагой. Особая техника позволяет получить четкий и выразительный оттиск от гравюры на меди.

Резцовая гравюра на меди в том виде, в каком она применялась старыми мастерами, была суровым, трудным искусством, требовавшим большой внутренней дисциплины и упорства в работе. Вырезая на медной доске тончайшие, подчас различимые только под лупой линии, штрихи и точки и почти не располагая возможностями для существенного исправления сделанного, гравер должен был обладать большими знаниями и уверенным мастерством в рисунке, острым зрением, а также безукоризненной точностью и твердостью руки.

Эта кропотливая техника в прошлые времена была связана с такой большой затратой времени и сил, которую сегодня почти невозможно себе представить.

Так, знаменитая резцовая гравюра Дюрера «Всадник, смерть и дьявол», имеющая сравнительно небольшой формат (24,7×18,9 см), гравировалась более трех месяцев, не считая времени, затраченного на предварительное изготовление эскизов.

Первые датируемые резцовые гравюры на меди относятся к середине XV века, однако мастерство, с которым они выполнены, позволяет считать, что резцовая гравюра возникла в более ранний период.

Гравюра на меди и офорт в истории графического искусства

Одним из самых популярных видов графического искусства является гравюра на меди. Изображения, созданные этим способом, отличаются высокой четкостью, красотой контура и богатством тональности.

История резцовой гравюры на меди начинается еще в XV веке. На тот момент уже существовали некоторые разновидности гравюры, но благодаря использованию точного инструмента — резца, удалось достичь большей выразительности и детализации в изображении. Так, например, работы таких мастеров, как «Мастер игральных карт», Мартин Шонгауэр и Андреа Мантенья, отличаются уверенностью и красотой контура, а также богатством и мягкостью тона.

Вторым видом глубокой гравюры на металле стал офорт. Он был изобретен в XVI веке в Германии и вскоре после этого появился в Италии. В отличие от резцовой гравюры, офорт позволял создавать более свободные линии и мягкие переходы.

10 стр., 4694 слов

Развитие графики в Англии: акварель, меццо тинто, гравюра конца ...

... Резцовая гравюра Интерес английского общества к отечественным художникам, желание иметь у себя хотя бы в воспроизведении их работы, коллекционирование стимулировали развитие репродукционной гравюры. Английская гравюра стала постоянно сопутствовать живописи, ... штриха, дополнительное травление и офорт передают атмосферу сентиментального ... «рисунках на меди» (так он называл свои гравюры), например, в ...

Основной материал для гравюры на меди и офорта — это металлическая доска. Для офорта используется полированная металлическая доска, покрытая слоем кислотоупорного лака, который процарапывается офортной иглой до обнажения металла. Углубление штрихов в резцовой гравюре производится ручным или механическим способом, а в офорте — химическим травлением кислотами.

Гравюры на меди и офорты являются одними из основных видов графического и декоративно-прикладного искусства. Благодаря своей эффектности и выразительности, они до сих пор пользуются спросом среди художников и коллекционеров со всего мира.

Введение

Гравюра и офорт — две глубокие печатные техники, используемые художниками для создания изображений. В этой статье будут рассмотрены эти два метода в контексте линий, деталей и тоновых эффектов. Гибкость и подвижность линий офорта значительно превосходят линии, вырезанные штихелем. Физическое усилие, необходимое при использовании резца, отнимает свободу и напряжение ведения резца.

Офортная игла, верно заточенная, перемещается свободно и быстро по офортному грунту. Результатом является штриховка нежной натуры, детализация изображения и мягкие переходы тонов. Офорт также обладает способностью создавать различные эффекты в зависимости от темпа работы. Ступенчатое травление, разработанное Жаком Калло, позволяет создавать штрихи различной глубины и интенсивности.

Различия между резцовой гравюрой и офортом

Хотя резцовая гравюра и офорт оба являются формами глубокой печати, между ними есть существенные различия. В резцовой гравюре линия, вырезанная на медной доске грабштихелем, представляет собой ровную канавку треугольного сечения с гладкими стенками.

После удаления поверхностного слоя, созданного гравером, края линий становятся абсолютно ровными и обеспечивают четкий оттиск при печати. Точечные элементы различной формы, такие как ромбовидные или треугольные точки, также имеют четкие и чистые края. Это чередование очерченных полос и точек создает уникальный серебристый тон, характерный для резцовой гравюры.

Заключение

Гравюра и офорт — уникальные техники, предоставляющие художникам возможность создания изображений с помощью линий, детализации и мягких техник тонирования. Каждая из этих методов обладает своими особенностями и позволяет художнику выразить свое творческое видение. Выбор между гравюрой и офортом зависит от предпочтений и целей художника.

Раскрытие офорта как художественной техники**

Офорт — это гравюрная техника, в которой металлическая поверхность подвергается воздействию кислоты для создания изображений. Этот метод позволяет художникам добиться разнообразия в текстуре и штриховке, что в свою очередь придает работе живописность и индивидуальность.

Линии, созданные офортом, имеют свои особенности. Кислота коррозирует металл неоднородно, что приводит к неравномерности переплавления и образованию рваностей на поверхности. С помощью контроля времени травления и силы кислоты художники достигают различных эффектов. Печать с использованием таких линий передает не только четкость и чистоту, но и уникальную фактуру. Это объясняет почему некоторые художники предпочитают офортную линию гравированной резцом, так как она придает их работам больше выразительности.

13 стр., 6239 слов

Человек и история в фольклоре древнерусской литературе 18 века

... жизни человека; 7) причитания – плачи звучали на похоронах, а также при отъезде в дальнюю дорогу; частушки – это весёлые, лирические попевни, они появились во второй половине четырнадцатого века; 9) ...

Важно отметить, что офорт является неотъемлемой частью авторской графики многих известных мастеров. Имена таких художников, как Пармиджанино, Калло, Ван Дейк, Остаде, Рембрандт, Тьеполо, Фрагонар, Гойя, Мане, Уистлер, Цорна, Валентин Серов, свидетельствуют о важности и популярности офорта.

Хотя выполнение офорта может быть связано с случайными факторами и неожиданностями, это придает работам спонтанности и импровизации. Однако из-за ограниченного тиража, который можно получить с использованием травленой доски, офорт был применен реже в целях репродукции до XIX века.

Также стоит отметить другой вид металлической гравюры — «сухая игла», который занимает промежуточное положение между офортом и классической резцовой гравюрой благодаря гибкости линий, которые возможно создать этим методом.

Выводящая часть этого исследовательского доклада акцентирует внимание на значимости офорта как художественной техники, его особенностях и применении в искусстве. Понимание процесса и творческого потенциала офорта поможет лучше оценить работы матерей истории искусства.

В истории гравюры на металле существует один технически простой способ — офортная игла. С его помощью, без использования травления, можно создавать рисунки на полированной металлической пластинке. Первые образцы этого метода, известного как «сухая игла», появились у немецких граверов в эпоху Шонгауэра. В отличие от резца, который вырезает полоску металла из доски, игла только прорывает поверхность, создавая рисунок. Барбы иглы сохраняются и придают особую красоту и выразительность оттиску.

Однако у штрихов «сухой иглы» есть недостаток: они имеют небольшую глубину и под давлением во время печати быстро сбиваются. Резцовые или травленые штрихи более глубокие и устойчивые к сбиванию барб, что позволяет получать больше хороших оттисков. Из-за этих особенностей «сухая игла» чаще применялась в сочетании с другими способами гравюры на металле, а не в качестве самостоятельного метода.

Первые попытки копировать рисунки и живопись с использованием гравюры предприняли в Италии и Германии в XV веке. Сандро Боттичелли создал целый ряд рисунков специально для их воспроизведения. Однако он поручил награвировать свои работы флорентийскому золотых дел мастеру Баччо Бальдини. Это был один из основоположников итальянской гравюры на меди, вместе с Поллайоло и Мантеньей.

1.1 Творчество Маркантонио Раймонди

В XV веке граверы больше не только заимствовали композиции других мастеров, но и создавали собственные листы, используя мотивы и образы, почерпнутые у них. Именно итальянский художник и гравер Маркантонио Раймонди стал первым, кто полностью посвятил свое творчество вопросам популяризации чужих художественных композиций, в основном работ Рафаэля.

Маркантонио родился в Болонье и учился у мастера живописи и золотых дел Франческо Франчи. Он освоил резцовую гравюру, а позднее изучил также и офорт у одной из итальянских учениц Бартеля Бехама.

Анализ техники работы гравера Маркантонио

Маркантонио был известен в основном своей резцовой техникой работы. Хотя он также применял офортную подготовку в отдельных листах, он старался сохранить основную резцовую фактуру. Резцовая техника была наиболее распространенна в его работах и использовалась для создания тончайших штрихов и моделирования формы.

14 стр., 6587 слов

Русское искусство XVII века: живопись, архитектура и скульптура

... с традициями древнего искусства. Наконец, здесь же возникла школа русской гравюры, явившаяся связующим звеном с новой гравюрой следующего столетия. Борьба в искусстве в огромной степени усиливалась ... зодчеству раннего времени, они характеризуют архаические тенденции в архитектуре века. Напротив, дом Голицына всецело принадлежит 17 столетию. В его архитектуре появились совершенно новые черты: строгая ...

На ранних листах Маркантонио преобладали темы из античной мифологии. Его творчество подвергалось влиянию граверов на меди раннего Возрождения, но Маркантонио вносил свои особые черты в свою работу. В отличие от предшествующих художников, у него штрих начинает закругляться, создавая объемную форму, соответствующую идеалам классического искусства.

Картинная гравюра Маркантонио по работам Рафаэля

Одной из важных частей творчества Маркантонио являются его работы по картинам и рисункам Рафаэля. Он создал около семидесяти гравюр по мотивам Рафаэлевских работ. Своей точной и строгой резцовой техникой Маркантонио передал красоту фигур и гармонию композиций Рафаэля. Его работы по Рафаэлю отличаются особой выразительностью и достоверностью передачи деталей.

Однако Маркантонио также проявил значительную свободу в интерпретации деталей оригиналов. В его гравюрах фигуры часто изображены только в общих чертах, а другие детали, такие как головы, руки, одежда и фоны, могли подвергаться произвольным изменениям и переработке. Таким образом, художник придавал своим работам особую индивидуальность и оригинальность, при этом сохраняя стиль и композиции Рафаэля.

Итальянские граверы на меди конца XV-XVI веков

Переработка других произведений стала обычной практикой итальянских граверов на меди. Одним из ярких примеров такой техники является гравюра «Св. Цецилия со св. Павлом, Иоанном, Августином и Магдалиной», выполненная около 1515 года Маркантонио Раймонди, которая является прекрасным листом.

Так, предполагается, что оригиналом для этой гравюры послужила картина Рафаэля, которая была создана около 1514 года и находится сегодня в Пинакотеке в Болонье. Копию гравюры Маркантонио выполнил ученик Рафаэля Джованни Франческо Пенни (Фатторе), которая представляет собой повторяющий композицию листа Маркантонио.

Художественная репродукция

Гравюры Маркантонио Раймонди стали первоначальным этапом художественной репродукции. Однако, в то же время, они не являются репродукциями, как это понимается сегодня. Художественные произведения графического искусства конца XV-XVI веков, в большинстве случаев не являются репродукциями, в сравнении с факсимильными гравюрами и репродукционными офортами.

Листы Маркантонио были своеобразными произведениями, которые можно сравнить только с изобразительными парафразами или «авторизованными переводами». Они достаточно самостоятельными произведениями, которые позволяли граверам изменять композицию оригиналов в соответствии с законами, применяемыми существующей техникой, а также форматом графического листа.

Итальянские граверы конца XV-начала XVI века

За Маркантонио Раймонди последовала целая плеяда граверов конца XV-начала XVI века, прямых учеников Маркантонио, таких как Агостино Венециано и Марко Денте, а также мастеров, которые образовали римскую школу гравюры на меди эпохи Великого Возрождения и испытали его косвенное влияние.

1.2 Освоение цветной печати

Почти одновременно с новым стилем резцовой гравюры, созданной Маркантонио Раймонди, в Италии возникает новая форма ксилографии. За столетие ее существования от ранних чисто контурных изображений европейская обрезная гравюра прошла немалый путь развития. Появление подлинно живописных, оперирующих тональными пятнами форм гравюры на дереве было главным образом связано с техническим новшеством – применением печати с нескольких досок.

8 стр., 3847 слов

Златоустовская гравюра на стали

... что роль П. П. Аносова в первоначальном этапе развития златоустовской гравюры на стали весьма велика, хотя и не исследована с исчерпывающей ... об этом пишется в книге «Гравюра на стали из Златоуста» (издание вышло в 1994 году, его авторами стали О. М. Гриер, Б. ... стал крылатый конь Пегас, как символ творческого горения. Полтора века спустя эту бушуевскую символику использует другой художник — В. ...

В 1516 году итальянский живописец и резчик по дереву Уго да Капри получил у венецианского Сената привилегию на «новый способ печатать achiaroescuro – вещь новую и ранее никогда не использовавшуюся». Позже кьяроскуро стали называть всю европейскую многокрасочную гравюру на дереве XVI-XVIII веков.

Первыми в Европе цветную печать освоили немецкие типографы. Это было необходимо для того, чтобы издававшиеся с середины XV века печатные книги могли конкурировать с богато декоративно оформленными и обильно иллюстрированными средневековыми манускриптами, которым они пришли на смену.

По существу, немецкие гравюры в несколько досок XVI века — это обычные обрезные гравюры, в которых при помощи подцвечивающей плашки граверы стремились передать характер незадолго перед этим распространившегося в Германии рисунка пером на тонированной бумаге, со светами и бликами, нанесенными белилами или золотом. В некоторых немецких гравюрах число досок, так же как у Ратдольта, доходило до четырех, а у мастера так называемой дунайской школы Альбрехта Альтдорфера (ок. 1480—1538) в листе «Прекрасная мадонна Регенсбургская» мы встречаемся и с чрезвычайно редкой для начала XVI века печатью с шести досок (черная, красная, зеленая, сепия, коричнево-охристая и голубая).

В этих случаях большее число подкладных тонов позволяло подражать характеру штриховой гравюры, подкрашенной акварелью, как это нередко делалось, например, в народных картинках.

Несколько позднее цветные ксилографии стали резать и итальянские мастера, в том числе и Уго да Карпи до изобретения им собственно кьяроскуро.

1. Кьяроскуро и его смешанные техники в XVI веке

В XVI веке появились различные комбинации и техники использования кьяроскуро в искусстве, такие как сочетание кьяроскуро с офортом или гравюрой на меди. В Государственном Эрмитаже хранится образец уникального варианта техники кьяроскуро. Работа анонимного итальянского гравера XVI века, «Исцеление паралитиков апостолами Петром и Иоанном», дополнена деревянной тоновой доской серовато-зеленоватого тона, которая в сочетании с офортом создает эффект штриховой доски. Существуют также оттиски, где этот офорт использу��тся с двумя цветными деревянными досками: желтоватой и светло-коричневой. Такой подход также применялся Беккафуми в своих работах кьяроскуро, иногда комбинируя его с гравюрой на меди.

За пределами Италии техника кьяроскуро наилучшим образом развилась у нидерландского художника и графика Гендрика Гольциуса (1558—1617), который создавал гравюры в основном по своим собственным композициям. Он также выполнил ряд цветных листов в смешанной манере, подобно Андреасани, стремясь объединить черты итальянской и северной гравюры.

2. История возникновения книгопечатания

Эпоха Возрождения, великие открытия, научно-техническая революция и капиталистическое промышленное развитие требовали все большего и разнообразного распространения знаний и информации. Решающую роль в этом сыграло появление книгопечатания. Новая технология позволила закрепить и быстро распространить знания, новые научные открытия, ремесла и производства. Книгопечатание также способствовало развитию грамотности, формированию и совершенствованию национальных и международных литератур, а, следовательно, системы образования и воспитания общества.

Преимущества книгопечатания по сравнению с предшествующими способами передачи информации в языковой и речевой форме заключались, во-первых, в упрощении процесса создания печатной формы, составленной из заранее подготовленных технических элементов и деталей. Во-вторых, это позволяло многократно повторно использовать эти элементы. И, в-третьих, всё это значительно облегчало процесс накопления и передачи информации в общем.

Книгопечатание: эволюция и промышленное производство

На протяжении тысячелетий книги, первоначальные формы книг (таблички, свитки, кодексы), писались и переписывались от руки. На первый взгляд, усовершенствование этого процесса было до поры до времени невозможным исключительно из-за недостаточного развития техники.

Однако первые опыты печатания были предприняты уже в глубокой древности, в основном на Востоке (Индия, Китай, Тибет).

Тексты и символы тогда вырезались на дереве; первоначальной печатной формой, таким образом, стала доска. Но этот способ (ксилография) так и не стал массовым.

Довольно широкое распространение в Западной Европе ксилография получила только в ХI⅟ веке и впоследствии был вытеснен книгопечатанием в привычном смысле этого термина.

Промышленное производство книг не прививалось почти до середины второго тысячелетия, ибо не было у общества такой потребности, пока чтение оставалось привилегией узкого круга. С античных времен мы видим, с одной стороны, уважение к книге (Цицерон говорил, что дом без нее подобен телу без души), а с другой – ограниченное ее «потребление». Положение не слишком изменилось в средние века, в эпоху феодализма. Знать и духовенство, особенно последнее, долгое время оставались единственными носителями и потребителями «книжной мудрости».

В заслугу церкви, безусловно, надлежит поставить то, что монастыри стали центрами изготовления и распространения книг не только узкорелигиозного, но и литературно-исторического характера, прежде всего летописей. Но книги по-прежнему были немногочисленны и дороги. Кропотливая переписка одного экземпляра зачастую занимала месяцы, а то и годы. Это вело к тому, что книга становилась большой ценностью и к ней соответственным образом относились (факт положительный), но в то же время делало ее недоступной малоимущим слоям населения. Соответственно, было очень немного грамотных людей (хотя на Руси с этим дело всегда обстояло лучше, чем в Западной Европе, где неграмотность отличала даже многих феодалов).

До поры до времени все мирились с таким положением — и чернь, которой негде и некогда было приобрести вкус к чтению, и власть имущие, которые смотрели на книгу как такое сокровище, которое надлежит иметь лишь избранным. Но к ХV веку н.э. люди практически всех сословий стали осознавать, что книга – это не просто развлечение либо собрание абстрактных премудростей, но действенное информационное оружие, с помощью которого можно достичь тех или иных целей. Если Владимир Мономах в свое время написал «Поучение», адресуясь прежде всего к своим сыновьям, то влиятельные личности позднейших времен возжелали «поучать» целые народы. Эти личности делились на два «лагеря» — упрощенно говоря, ретроградов и новаторов, т.е. духовенства и мыслителей эпохи Возрождения. И те и другие желали распространять свои идеи, с тем чтобы завоевать как можно большее число сторонников. Так началась «борьба за умы», которая с тех пор в сущности не прекращается, а лишь видоизменяется. Книга действительно становилась «оружием». Но она никогда не являлась лишь проводником тех или иных философских и политических идей – она просвещала читателя, давала ему новую важную информацию.

Этой информации ко времени зарождения книгопечатания «накопилось» в мире более чем достаточно. Та эпоха являлась временем великих перемен: Ренессанс в искусстве, Реформация в церкви, великие географические открытия, успехи науки и техники – все это предвещало глобальные изменения и в общественном устройстве. Они пришли в виде вытеснения феодализма с исторической арены – на смену ему шел капитализм. Книгопечатание считается одним из важнейших факторов, способствующих этому процессу. Само обилие информации, заключенное в печатных, т.е. доступных, книгах, разрушало привычные ограничительные догмы, прежде всего религиозные, а феодальный строй держался главным образом именно на них. Недаром один из клерикалов заявит потом, что печатание книг само по себе нанесло удар по церкви куда более серьезный, чем все ереси вместе взятые. Но когда промышленное производство книг только зачиналось, феодалы и духовенство видели в нем угрозу, а напротив, средства для распространения и утверждения именно своих консервативных идей.

Таким средством одно время (ХIV век) была уже упоминавшаяся ксилография, путем которой в среде неграмотного простонародья распространялись гравюры религиозного содержания. Но мастера-книгоделы искали другой, лучший способ печати.

В нескольких западноевропейских странах (Италии, Франции, Голландии, Германии) и Чехии стали предприниматься попытки использования подвижного шрифта для изготовления печатных форм. Идея была, безусловно, правильной. Но воплотить ее в жизнь на должном техническом уровне не удавалось никому до германского гения Иоханна Гутенберга (родился в конце XIV века, умер в 1468 году).

Он разработал замечательную технологию печатания книг, оказавшуюся самой продуктивно, использовавшуюся в дальнейшем на протяжении столетий. В отличие от других мастеров, не пошедших дальше изготовления одного набора литер, Гутенберг пришел к выводу о необходимости быстро отливать любое количество шрифта. Этот процесс был им продуман до мелочей. Первоначально он гравировал на стали образцы букв, или пунсоны, затем с их помощью штамповал углубленные их изображения на медном бруске, а уже последние (матрицы) использовал для отливки собственно литер. Таким образом, печатник был способен легко изготовить литеры в любом требуемом количестве. Кроме того, Гутенберг изготовил печатный станок, главными элементами которого являлись талер – стол, на который укладывалась печатная форма, — и пресс, притискивающий к этой форме, предварительно покрытой краской, лист бумаги. По нынешним меркам процесс был достаточно несовершенен, и все же он позволял изготовлять книги во много раз дешевле и быстрее по сравнению с трудом переписчика.

Практическое книгопечатание в типографии Гутенберга началось в середине 40-х годов ХV века. На свет появились первые европейские печатные издания – учебники, календари и листовки. Но истинную славу печатнику принесло роскошное издание Библии, отнявшее четыре года работы.

Заслуга Иоханна Гутенберга состоит, таким образом, в разработке самой продуктивной на тот момент технологии печатания книг, позволившей впервые в истории перевести этот процесс на промышленную основу.

В 1453-1454 гг., как считают, Гуттенберг напечатал свою первую БИБЛИЮ, называемую 42-строчной, потому что в ней на каждой странице набрано и отпечатано 42 строки текста в два столбца. Всего она рассчитывает 182 страницы. Элементы убранства книги выполнялись от руки. Часть тиража отпечатана на бумаге, а часть на пергаменте.

После его смерти дело первопечатника продолжили многочисленные последователи. Среди них особо выделяется Альд Мануций (1447-1515), родоначальник современного редактирования, один из первых издателей, ставших помещать в конце книги выходные данные: место, год выпуска и марку издательства. Его издания, так называемые альдины, отличались подчеркнуто высоким качеством во всех отношениях. К началу второй половины нашего тысячелетия было выпущено уже более 10 миллионов экземпляров печатных книг – цифра немыслимая при господстве рукописного способа. Впоследствии они получили название инкунабул, что означает «произошедшие из колыбели (здесь: колыбели книгопечатания)». Издания же, выпущенные до 1550 годы, именуются палеотипами, т.е. «древними». Началась бурная торговля новым товаром. Усовершенствования в этой сфере связаны с именем немецкого типографа и предпринимателя Иоганна Ментелина (1420-1478), владельца книжного склада в Страсбурге. Он впервые стал печатать весь задуманный тираж той или иной книги, после чего рассыпанный набор можно было использовать снова. Это позволяло ускорить издательский процесс, увеличить ассортимент выпускаемых книг. Другой немец, Антон Коберген (1440-1553), родом из Нюрнберга, поставил книжную торговлю «на широкую ногу»: открыл сеть книжных лавок, отличавшихся разнообразным и богатым ассортиментом, и стал содержать штат мелких торговцев, или книгонош, продающих книги в людных местах. Примеру Кобергера последовали другие предприниматели, и в ХVI веке мы наблюдаем острую конкурентную борьбу издательско-торговых фирм.

Постепенно мелкие и средние предприятия (как и в других сферах) поглощались крупными монополиями. Фирмы Анри Этьенна и Кристофа Плантена во Франции, Лодевейка Эльзевира в Голландии сосредоточили книжное дело в своих руках. Освоив Европу, они стали искать выхода на другие рынки – другие континенты, где находились колонии развитых государств Старого Света. Так, образно говоря, книга начала завоевывать мир.

Вторая половина XV века была временем триумфального шествия книгопечатания по Европе.

2.1 Инкунабулы и палеотипы

В международной практике книговедения принято уделять особое внимание изучению инкунабул (лат. inkunabula — колыбель, годы младенчества), то есть первых европейских книг, отпечатанных с наборных форм за время от изобретения книгопечатания по 1500 год, и палеотипов (гр. palaios — древний и typos — отпечаток), печатных изданий первой половины ХVІ века. В капитальных трудах по истории книжного искусства половина общего объема изданий посвящается изучению этого материала. Это справедливо, потому что в пределах первого столетия после первой технической революции в книгопроизводстве книга нашла такие удобные для пользователей формы, что последующие века, вплоть до современности, не отказываются от того, что было найдено в ту пору.

Инкунабулы обладают некоторыми специфическими особенностями. Назовем некоторые из них. Во-первых, в сфере их производства еще не было разделения на издательскую и типографскую деятельность. То есть один и тот же человек задумывал и финансировал издание, организовывал печатание его и, в большинстве случаев, сам был типографом. Он мог приглашать помощников, нанимать людей, сведущих в том или ином ремесле, подбирать учеников, но сам разбирался в специализации каждого и поэтому легко консолидировал их труд.

Во-вторых, инкунабулы печатались на тряпичной бумаге определенного качества, легко идентифицируемой историками по водяным знакам и иным признакам, улавливаемым специалистами. Случается, что часть тиража печатается на бумаге, а часть — на пергаменте.

В-третьих, в инкунабулах весьма заметна зависимость от рукописной традиции даже там, где в этом нет прямой необходимости. Например, печатную полосу могли разлиновывать, как это было в манускриптах. Гравюры могли покрывать плотным красочным слоем так, что они отличались от миниатюр только скрытой от глаз зрителя “подкладкой” и быстротой производства. Часты случаи вписывания красных строк и врисовывания инициалов. Для убыстрения процесса производства книг, строки или буквы, подлежащие выделению, могли просто перечеркивать киноварью (условно это воспринималось в качестве оцвечивания текста).

В-четвертых, в инкунабулах отсутствует пагинация (лат. pagina — страница), то есть нумерация страниц. Однако существует сигнатура (лат. signo — обозначаю, указываю), то есть нумерация тетрадей в блоке, как было и в рукописях. Кроме того, иногда могут использоваться фолиация (лат. folium — лист), то есть нумерация листов, и колонтитулы (фр. colone — столбец и лат. titulus — надпись, заглавие), т.е. заголовочные данные, помещаемые над текстом страницы издания).

При наличии индекса, таким способом организовывался процесс поиска определенного сюжета в случаях выборочного чтения.

В-пятых, в инкунабулах часты случаи экспериментирования с печатью то однопрогонной, то двупрогонной, когда вводится второй цвет или гравированная на дереве иллюстрация.

В-шестых, во многих инкунабулах встречаются, как бы, абзацные отступы. Это происходит из-за того, что рубрицирование часто осуществлялось вручную, уже после отпечатывания текста. Для инициала наборщик оставлял в текстовой полосе место и вводил в него, для сведения рубрикатора, маленькую букву. Многие экземпляры тиража при этом так и не были рубрицированы. Попадаясь на глаза типографов, такие экземпляры книг создавали предпосылку для появления настоящих абзацных отступов как сигналов о начале рубрики. А в инкунабулах это лишь свидетельство незавершенности работы над книгой.

К числу характерных черт инкунабул некоторые исследователи относят отсутствие титульных листов. Это ошибочное утверждение. Очень многие инкунабулы имеют титульный лист (и даже не один), однако по форме и по содержательному составу он сильно отличался от того, что установилось уже в ХVI веке. Он напоминал то разросшийся колофон, то фрагмент первой текстовой страницы, то был похож на современную обложку или суперобложку. Он искал форму и создавался в условиях, когда не всякий типограф книги переплетал. Как правило, книги продавались в “раздетом” виде. А читатель, купив издание, сам обращался в переплетную мастерскую, где с книги снимали верхний, загрязнившийся лист (память о нем осталась в слове “шмуцтитул”) и заключали издание в кожаный переплет.

Палеотипы создаются уже при разделении труда между издателями и типографами. Титульные листы в них узакониваются, хотя и по содержанию, и по форме, продолжают отличаться от принятых к концу ХVI века. Для печатания иллюстраций и титульных листов, иногда используется медная гравюра, которая эпизодически встречалась и раньше. Среди изданий этого времени преобладают научные. В них отрабатываются основные принципы организации формы книги как универсального инструмента хранения и передачи информации. Современный коммуникативный дизайн во многом обязан этой эпохе.

К числу прославленных типографско-издательских домов первой половины ХVI века относится французская фирма Этьеннов. Родоначальником фирмы был Анри Этьенн, выпустивший в 1502 г. свое первое издание — “Этику” Аристотеля. Менее чем за 20 лет (он умер в 1521 г), Анри Этьенн выпустил 130 изданий, среди которых произведения античных и современных авторов. Робер Этьенн, один из его сыновей, продолжил дело отца. В 1539 г. он становится “печатником короля” (Франциска 1).

В его фирме работал знаменитый словолитчик Гарамон. По научно-гуманистической направленности и по уровню типографского искусства эта фирма подобна издательскому дому Альда Мануция.

Если в ХV веке преобладающим типом издания была религиозная книга и она определяла стиль оформления даже научных изданий, то в ХVI веке ситуация изменилась на противоположную. Уже в середине этого столетия религиозная литература получает издательскую интерпретацию, сходную с той, что принята в научных изданиях. Особенно выразительно проявляет себя эта тенденция в изданиях знаменитой фирмы Плантенов, работавших во второй половине ХУ1 в. в Нидерландах.

Итогом развития европейского книгопечатания в XV-XVI веках явилось создание книг, освобождающих человека от господства клерикальных сочинений, от засилья «мертвого» языка ученых – латыни. Религиозно-догматические, культовые произведения сменяются произведениями гуманистов – пародиями, фарсами, шванками, новеллами, романами. Жизнерадостный идеал гуманистов, провозгласивших господство разума и опыта, ослабил воздействие религиозного культа и обрядовости. Новая книга появилась в Италии, проникла во Францию и Германию, достигла классического расцвета в Англии и Испании.

Заключение

Возникновение гравюры оказалось звеном эволюции изящных искусств: гравюра на дереве берет свое начало от досок для изготовления набивных тканей, резцовая гравюра примыкает к ювелирному искусству, а офорт имеет общее с ремеслом мастеров-оружейников. Специфические особенности гравюры заключаются в её тиражности (т. е. в возможности получать значительное число равноценных оттисков), а также в её своеобразной стилистике, связанной с работой в более или менее твёрдых материалах. Благодаря распространению гравюр и литографий искусство далеко перешагнуло узкие региональные границы, укрепляя международные культурные связи и способствуя взаимопроникновению различных художественных традиций. Так, Рембрандт изучал искусство итальянского Возрождения по гравированным воспроизведениям, которые он специально собирал; ревностно коллекционировали репродукционную гравюру и Рубенс и Ван Дейк. По гравюрам учились целые поколения молодых художников, а историки искусства знакомились с теми произведениями, оригиналы которых были утрачены или по равным причинам оказались для них недоступными.

книгопечатания

Книга начала играть значительно более активную роль в истории общества, превратилось в мощное политическое и идеологическое оружие. Ее воздействие отныне можно проследить в самых различных сферах человеческой деятельности.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/pro-gravyuru/

1. Андреева О.В., Волкова Л.Л., Говоров А.А. и др. История книги – М.: Светотон, 2001. – 399с.

2. История книги и издательского дела: Сборник научных трудов. – Л.: БАН, 1977. – 159с.

3. Немировский Е.Л. Мир книги: С древнейших времен до нач. XX в. – М.: Книга, 1986. – 287с.

4. Очерки по истории и технике гравюры. – М.: Изобразительное искусство, 1987. – 688с.

5. Флекель М.И. От Маркантонио Раймонди до Остроумовой-Лебедевой: Очерки по истории и технике репрод. грав. XVI-XX в. – М.: Искусство, 1987. – 367с.

6. Очерки по истории и технике гравюры. – М.: Изобразительное искусство, 1987. – 688с.

Приложение

1. А.БОСС Мастерская печатника гравюр на меди 1642. Офорт

Приложение 1

2. К.МЕЛЛАН Плат св. Вероники 1649 Резцовая гравюра на меди (фрагмент)

Приложение 2

3. МАРКАНТОНИО РАЙМОНДИ. Венера, Марс и Амур. 1508

Резцовая гравюра на меди

Приложение 3

4. МАРКАНТОНИО РАЙМОНДИ (ПО РАФАЭЛЮ) Триумф Галатеи

Резцовая гравюра на меди

Приложение 4

5. ИОХАНН ГУТЕНБЕРГ

Приложение 5