Цель обобщения опыта
Обобщение опыта работы в Муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении Детский сад №2 поселка Коренево Курской области, направлено на разработку эффективных методов воспитания духовного и творческого патриотизма среди детей раннего возраста.
Патриотизм и его значение
Патриотизм — это чувство любви к Родине. Для развития этого чувства необходимо воспитывать осознанное отношение к своей истории и культуре. Именно духовный и творческий патриотизм являются основой формирования личности ребенка.
Воспитание духовного и творческого патриотизма среди детей раннего возраста
Для того, чтобы воспитать у детей духовный и творческий патриотизм, необходимо начинать с раннего возраста. Педагог, который сам является патриотом и владеет знаниями о культуре и истории своей страны, может пробудить это чувство у детей.
Родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка. В этом контексте, особенно важно использовать элементы народного творчества и народного фольклора в воспитательном процессе.
Возвращение государственной памяти
Сегодня в России происходит равномерное возвращение государственной памяти и по-новому начинается отношение к старинным праздникам и народному творчеству.
Вывод
Воспитание духовного и творческого патриотизма являются важной задачей в воспитании личности ребенка. Работа педагога направлена на разработку эффективных методов, в том числе использования элементов народного творчества и народного фольклора для формирования у детей любви к своей стране и ее культурным достижениям.
Воспитание любви к родной культуре
В последнее время я часто замечаю в современной молодежи бездуховность, безнравственность, потерю интереса к культуре. Поэтому я считаю, что именно культура прошлого должна войти в душу каждого ребенка, положить начало возрождения интереса ко всему, что его окружает.
Знакомство с историей и культурой родного края
Знакомство с историей нашего края, национальными особенностями помогают повысить интерес к народным истокам, познакомить с культурой Курской области. Я считаю, что прививать чувство любви к своей Родине, к краю, к дому, где родился, вырос и живешь, надо в дошкольном возрасте. Тогда, когда закладываются основы, формируются в процессе воспитания любовь к своим родным людям и к своей стране.
Фольклорные праздники как средство приобщения младших школьников ...
... детей к народной культуре, народному фольклору. Через фольклор и фольклорные праздники ребенок ... русского народного творчества. Поэтому необходимо широко использовать все виды фольклора. Знакомя детей ... первые его работы носили народно-педагогический, национально ... детей. Народная педагогика играет необычайно важную роль – и созидательную, и спасительную. В народе сохранился нравственный стержень: любовь ...
Развитие чувства патриотизма
Необходимо разбудить у детей чувство любви к своей малой Родине, дать понять, что это их земля, их страна, все богатства природы, бескрайние степи и поля, сады, реки — гордость нашего края — все принадлежит им, как потомкам первых преселенцев-казаков, приемникам их традиций.
Цель работы
Главная цель моей работы — знакомство дошкольников с историческим прошлым своего народа, воспитание их в лучших традициях уважения и любви к предкам и родному краю. Я хотела помочь своим воспитанникам раскрыть окружающий мир, познакомить их поближе с традициями, обрядами, народными играми.
Каждый наш день тесно связан с жизнью и культурными традициями былых поколений. Мы храним старинные вещи, наблюдаем в витринах современных магазинов старую утварь, как элементы высшего эстетства. Благодаря национальной культуре, мы знаем, что на кухне должны быть яркие рушники, к празднику — особый наряд. А за столом — хорошее радостное пение застольных песен. Народная культура — полноводная река, из которой проистекают многие наши поступки, мысли и желания. Возрождение обычаев и традиций не возможно без реставрации прежних моральных устоев. Каждый наш день — день, созданный веками. Он достраивается и украшается прошлым. Все, что нас окружает в настоящем, имеет свои корни в прошлом. Это наша история, наша культура. Это я и старалась донести до своих воспитанников.
Актуальность темы опыта
В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, мира, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле. Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев, т. е. прежде всего в сфере культуры и образования. Педагогический аспект культуры понимается нами не только как возрождение и воссоздание традиций своего народа, но и как приобщение нового поколения к системе культурных ценностей народа и своей семьи.
Приобщение к национальной культуре как актуальный педагогический вопрос
По утверждению А.И.Арнольдова, Н.П.Денисюка, Л.А.Ибрагимовой, А.И.Лазарева, В.М.Семенова, приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности. Так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.
Значимость приобщения к традициям народа в дошкольном возрасте
Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению В.Г. Безносова, В.П.Зеньковского, Д.С.Лихачева, является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.
Внутренняя и внешняя культура
... уско- ренно пошла вперед. Следует отметить, что на развитие культуры, как впрочем и на внешние внутренние них ния разделения труда на развитие культуры. Разделение труда разру- шило присущее первобытности ... тем становится реальностью мировая культура, акку- мулирующая лучшие достижения всех стран и народов. В этих условиях все большее значение для развития культуры каждой страны, каждого народа ...
Оптимальный период для начала целенаправленного воспитания средствами этнографической культуры
Вышеизложенное, а также особенности развития детей старшего дошкольного возраста, проявляющиеся, прежде всего в интенсивном развитии мышления и других интеллектуальных процессов, существенном изменении мотивационной сферы, ориентации на социальные отношения в мире взрослых дают основание предположить следующее: период пяти- шести лет является наиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания средствами этнографической культуры.
Отсутствие однозначного определения понятия «традиционная народная культура»
Научная разработка проблемы приобщения дошкольников к традициям средствами народной культуры требует глубокого рассмотрения понятия «традиционная народная культура». Однако, изучив и проанализировав научные источники, рассматривающие культурные традиции различных народов, нами не было найдено ни одного определения, которое давало бы толкование понятию «традиционная народная культура».
- Ознакомить детей с основами музыкального искусства и народной музыкой Курской губерни;
- развивать музыкальный слух и творческие способности;
- обучать способам исполнения и инсценирования песен, плясок, и народных обрядов;
- развивать познавательный интерес к истории и культуре родного края.
В процессе работы с детьми используются следующие методы:
- Метод «Рассматривание произведений»;
- метод «Обучающий процесс слушания»;
- метод «Обучение исполнительской деятельности»;
- метод «Изучение народных обрядов и игр»;
- метод «Творческий процесс».
Основными результатами реализации данной программы будут:
Основной ответ:
В процессе обучения детей в фольклорном коллективе осуществляется индивидуальный подход к каждому ребенку с целью формирования навыков пения без сопровождения, улучшения качества хорового звучания и отработки правильной дикции. Также важным аспектом является развитие осанки, правильного дыхания, подвижности, и научить детей самостоятельно придумывать движения, отражающие содержание песни, а также играть на ударных и шумовых инструментах.
Развивающие задачи включают воспитание чувства ансамблевой согласованности, развитие специальных музыкальных способностей, самостоятельности, творческого начала и импровизационных способностей, а также развитие эмоциональной сферы и сенсорных способностей ребенка. Для реализации этих задач важно использовать наглядный показ произведений народного творчества, сопровождаемый непосредственным восприятием фольклора.
Целью занятий является раскрытие дошкольникам удивительного мира красоты и гармонии фольклора, включающего в себя все традиции народного творчества.
По мере необходимости проводятся подгрупповые и индивидуальные занятия (в зависимости от сложности выполняемой работы при подготовке к праздникам, показательным выступлениям), предусмотренные перспективно-тематическим планом. Исходя из этого я ставлю следующие задачи по обучению детей народному пению:
1. Психологическая подготовка.
Способствовать воспроизведению у детей нужного художественного образа народной песни. Проводить беседы с доходчивыми и понятными детям рассказами о русских народных песнях, о неразрывной связи их с бытом, трудом, жизнью людей. Использовать наглядный материал (предметы быта, иллюстрации, элементы костюмов).
Народное художественное творчество как средство аксиологического воспитания
... вышесказанным целью дипломной работы стало: разработка методики аксиологического воспитания посредством приобщения детей к народному художественногму творчеству Объект: аксиологический подход в приобщении детей к НХТ; ... Многогранное развитие способностей на основе активного освоения целостной культуры – вот единственный путь к творческим свершениям». Народное творчество, включающее в себя огромное ...
2. Ознакомление с народной музыкой.
Расширять общий и музыкальный кругозор. Знакомить детей с живым песенным фольклором, а также прослушивать магнитофонные записи с подлинными образцами народных песен в исполнении как отдельных выдающихся певцов, так и хоровых фольклорных коллективов.
3. Воспитание навыков пения без сопровождения.
Учить детей петь в умеренном темпе, добиваться напевного звучания и чистоты интонации. Разучивать песни с ограниченным диапазоном и ясным ладовым развитием. Задача педагога: выделить в песне своего «дирижера» — запевалу (он начинает песню, тем самым устанавливает темп и характер исполнения, увлекает всех единым настроением).
Воспитывать у детей внутренний слух, то есть уметь как бы про себя слышать музыку и её отдельные элементы, тем самым обеспечивая стройность пения.
4. Музыкально-образовательная работа.
Учить детей осваивать нотную грамоту. Обучение музыкальной теории строить на самих песнях. Например, при ознакомлении с длительностями предлагать ритмические диктанты, построенные на известных детям мелодиях и ритмических рисунках: «Андрей-воробей», «Катилось яблочко по огороду» и др.
Воспитывать чувство ритма различными путями. Например, обучать детей стройно ходить в такт хоровой песне. Для этого можно использовать следующие упражнения:
— Ходьба по кругу приставным шагом, держась за руки.
— Сильную долю связывать с приседанием, слабую — с подъемом.
— Соединять движение шагом с четвертыми долями, а перебежку с восьмыми.
Воспитывать четкое ощущение ритма можно с помощью игр, сопровождаемых песенными припевами с хлопками в ладоши. Например, можно провести игру, в которой дети должны закрыть свои уши руками после последнего слова песни. Побеждает тот, кто сделает это быстрее остальных.
Для общей вокально-хоровой подготовки детей необходимо активизировать их внимание. Для этого можно использовать народные мелодии с ограниченным диапазоном и нисходящим мелодическим движением. Такой песенный материал наиболее подходит для правильного воспитания лучших качеств голоса и его тембра.
Пение необходимо сопровождать движением. Это оказывает большое влияние на качество хорового звучания, улучшает дикцию и воспитывает чувство ансамблевой согласованности.
Для создания большого интереса и повышения творческого стимула детей можно организовывать показательные выступления. Например, проводить выступления детей с небольшими программами народных песен на детсадовских утренниках и праздничных концертах.
В работе с детьми следует использовать разнообразные формы и методы. На современном этапе главная задача музыкального воспитания дошкольников средствами народного музыкального творчества — повернуться лицом к народной музыке, начиная с самого раннего детства. Важно, чтобы воспитание основных понятий, формирование речи и мышления, развитие способностей, умений и навыков происходило на основе национального искусства, в частности народного музыкального фольклора. Этот фольклор несет в себе нравственность, эстетику, элементы народной мудрости и любовь к Родине в целом.
Роль музыки в патриотическом воспитании
Приобщение детей к нравственным традициям является важнейшим элементом патриотического воспитания. Оно способствует укреплению государственного самосознания, что необходимо для сохранения самобытности общества и истории Родины.
Народная музыка является одним из наиболее эффективных средств патриотического воспитания дошкольников. Она способствует знакомству детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием и чувством юмора. Таким образом, музыка помогает детям сопереживать, упражняться в хороших поступках и внедрять патриотические ценности на неосознаваемом уровне.
Народная музыка как средство воспитания чувства любви к Родине
Народная музыка позволяет ярко выразить свои эмоции и любовное отношение к уголку Родины, где ребенок живет. Она создает условия для ощущения прекрасного и формирует глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и народу.
Выводы
Таким образом, патриотическое воспитание в детском возрасте необходимо для формирования патриотических ценностей, любви к Родине, гражданственности и глубокого уважения к национальным традициям. Народная музыка оказывает значительное влияние на формирование этих ценностей, и должна иметь почетное место в дошкольной и школьной программе обучения.
Родители как партнеры в воспитании
Взаимодействие с родителями имеет огромное значение во всех аспектах воспитания дошкольников. Семья является важным фактором в формировании и развитии личности ребенка. Дети стремятся поделиться с родными новыми знаниями и впечатлениями, полученными в детском саду, а родители, в свою очередь, стараются поддержать их во всех начинаниях.
Родители как единомышленники
Вовлечение родителей в жизнь детского сада позволяет им стать единомышленниками с детьми. Общие походы в музеи и парки, а также занятия с использованием предметов, находившихся ранее в семейном архиве, помогают родным лучше понять интересы и желания ребенка. Также взаимодействие с родителями способствует развитию отношений между детским садом и семьей.
Участие родителей в развлечениях и досуге
Родители не только присутствуют на развлечениях и досуге, но и активно участвуют в них. Они могут исполнять роли в спектаклях, петь и танцевать вместе с детьми, что позволяет ребенку чувствовать себя в центре внимания и укрепляет взаимоотношения в коллективе.
Фольклор в воспитании
Программа, основанная на использовании русского фольклора и традиций, играет важную роль в развитии творческой деятельности, музыкальных способностей и эстетического вкуса дошкольников. Работа с фольклором не только позволяет раскрыться личности ребенка, но и привить ему основы патриотизма, трудолюбия, милосердия, честности, уважения к старшим и заботы о младших.
Принципы народного исполнительства
Дети в процессе занятий учатся принципам народного исполнительства, пению народных песен, ведению хороводов, а также обыгрыванию содержания песен театрализованными приемами, что способствует развитию их творческого воображения и музыкальных способностей.
Программа работы с детьми при обучении народному пению
Цель программы
Расширение и углубление знаний о родном крае, развитие у детей национального самосознания и уважения к своему народу через работу с фольклором.
Методика работы
1. Обучение опирается на виды деятельности: исполнительство, творчество, слушание и музыкально-образовательная деятельность, чтобы освоить различные виды искусств.
2. Используется разнообразный наглядный материал: предметы быта, фотографии, иллюстрации и элементы русских народных костюмов. Организуются встречи с носителями народной культуры.
3. Каждое занятие должно быть интересным и содержать что-то новое, чтобы не утомлять внимание.
Внимательное отношение к каждому ребенку, знание его темперамента, голосовых возможностей, душевного мира и потребностей детского возраста.
Каждое занятие — радость, которая ведет к импровизации, лучше влияет на жизнь ребенка и его способности, а также позволяет личности раскрываться.
Ценность детского народного хорового пения
В детском народном хоровом пении воспитывается любовь к народной песне, родному языку и поэзии. Дети учатся принципам народного исполнительства, ведению хороводов и обыгрыванию содержания песни театрализованными приемами. Народная песня развивает музыкальные, творческие способности, художественный и эстетический вкус.
Продолжительность программы
Данная программа рассчитана на два года. За это время воспитанники должны овладеть вокальными, хоровыми и практическими навыками (пластикой и культурой движений).
Целью моей работы является учить детей помнить, беречь и уважать наследие своего народа. Я стремлюсь достигнуть этой цели, используя доступную, занимательную и игровую форму обучения. В ходе занятий я рассказываю детям о красоте родного края, народных традициях, обрядах, фольклоре. Мы изучаем историю развития края, народные ремесла, одежду и предметы быта.
Курская область богата народным творчеством, включающим песни, прибаутки, колыбельные песни, сказки, пословицы и поговорки. В них отражена поэтическая история народа, его уклад жизни, доброта и почитание отцов и дедов. Мы с детьми с удовольствием изучаем и заучиваем народные песни, прибаутки, пословицы и поговорки, используя их в своей речи, чтобы делать ее более яркой и эмоциональной.
Мы также обогащаем музыкальный опыт детей. Мы беседуем о народных песнях, слушаем фонограммы и исполняем песни на наших праздниках и развлечениях. Дети также знакомятся с танцевальными элементами и играют на народных музыкальных инструментах, таких как ложки, бубенцы и трещотки.
Однако самой популярной темой для детей стали народные обрядовые праздники. Приобщаясь к ним, дети узнают о характерных особенностях жизни предков и традициях православной веры, которые являются основой духовности и нравственности.
В процессе работы дети становились активнее, эмоциональнее, у них значительно повысился произвольный интерес к историческому прошлому, давним традициям.
С приходом новых детей в группу мои ребята с энтузиазмом подводили их к макетам, показывали и рассказывали о том, что они уже знали.
Моя задача, задача музыкального руководителя — познавать детей с истоками Курской губернии, возрождать традиции курского народа, воспитывать чувство любви к родному краю.
Библиографический список
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/priobschenie-doshkolnikov-k-narodnoy-muzyikalnoy-kulture/
1. «А у наших у ворот развеселый хоровод» М.А. Михайлова. Ярославль, Академия Холдинг, 2001 г.
2. «Знай и люби свой край» учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений Курской области, 2002 г.
3. «Знакомство детей с русским народным творчеством». Конспекты занятий и сценарий календарно-обрядных праздников. Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. Санкт — Петербург «ДЕТСТВО — ПРЕСС» 2008.
4. «Русские народный пословицы и поговорки». Ткаченко П.И. Краснодар: Изд. «Традиция». 2008.
5. «Моя страна» — Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников (практическое пособие), ТЦ «Учитель», Воронеж, 2005
6. «Музыкальный руководитель», методический журнал. ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника» 2004-2006 годы.
7. «Народное искусство в воспитании дошкольников». Педагогическое общество России, Москва 2006 г.
8. «Народные праздники в детском саду» М.Б. Зацепина, Т.В. Антонова. Изд. «Мозаика-Синтез», Москва 2005 г.
9. «Народные сказки с музыкой» составитель Н.А. Метлов. Государственное музыкальное издательство. Москва 1962 г.
10. «Сценарии народных праздников». Москва 1999 г.
Список литературы
- «Фольклор и этнография Кубани». Бондарь Н.И. Краснодар: Изд. «Традиция». 2009.
- «Фольклорный праздник в детском саду и школе», Москва 2000.
- «Фольклорный праздник» Г.М. Науменко. Линка-Пресс, Москва 2000 г.
- «Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста» Методические рекомендации для педагогов, воспитателей и музыкальных руководителей. Новикова Г.П. Изд. АРКТИ, Москва 2002.
- Бондарь Н.И. «Традиционная культура и дети», 1997.
- Журнал «Музыкальная палитра». Изд. ООО «Редакция журнала «Музыкальная палитра».
- Калайтанова Г.Н. «Развитие представлений о человеке в истории и культуре», 1999.
- Лотышев И.П. «Путешествие по родному краю», 2003.
- Науменко Г.М. «Фольклорный праздник», 2000.
- Орлова А.В. «Народное творчество и обрядовые праздники», 1995.
- Паскевич Н.Я. «Любимый уголок земли», 2004.
Приложение 1 — Тематическое планирование
Дата |
Наименование праздников |
Музыкальное занятие |
Мероприятия |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сентябрь Октябрь |
Спас |
Беседа о праздниках Медовый Спас, Яблочный Спас, Ореховый Спас. Знакомство детей с народными приметами, обычаями, связанными с этими праздниками. |
Разучивание народных песен «Пошла млада за водой». |
Ознакомление детей с дымковской игрушкой. Рисование элементов дымковских узоров. Народные игры «У дядюшки Трифона», «Огородник» Осенний праздник Кузьма — Демьян Рассказ об особенностях празднования праздника, его приметах и обрядах Исполнение песни «Прялица» Лепка дымковского игрушки — петушка и его роспись. Народные игры «Золотые ворота», «В углы», «Кузнецы» Праздник «Кузьма — Демьян» (в избе) Покров Беседа о празднике Покрова. Загадывание загадок, пословицы, поговорки и приметы. Разучивание хоровода «Выпал беленький снежок» Выставка работ «Дымковская игрушка» Народные игры «Муха», «Кто с нами?» Развлечение «Веселые посиделки» (в избе) Декабрь Зимние Святки Беседа о праздниках, которые отмечают в период зимних Святок. Рассказ педагога об обычае на Святки рядиться, чтобы изменить свою внешность. Знакомство педагога с хохломской росписью. Проведение русской народных игр «Бабка Ежка»
|