Тема Великой Отечественной войны в российской литературе
Тема Великой Отечественной войны занимает в российской многонациональной литературе особое место. В период с 1940 по 1950 годы сложилась традиция изображения войны как героического периода в жизни страны. В таком ракурсе не оставалось места для показа ее трагических аспектов. Однако, с началом «оттепели» появились повести писателей-фронтовиков, которые пролили свет на трагичность войны.
В 1957 году Юрий Бондарев опубликовал свою повесть «Батальоны просят огня», которая стала первым произведением, раскрывающим трагические аспекты войны. Затем последовали другие произведения, такие как «Южнее главного удара» Георгия Бакланова, «Журавлиный крик» и «Третья ракета» Василия Быкова, «Звездопад» Виктора Астафьева, «Один из нас» Владимира Рослякова, «Крик» и «Убиты под Москвой» Константина Воробьева и другие. Этот всплеск интереса к военной теме предопределил появление целого течения, названного «лейтенантской прозой».
Эстетические принципы «лейтенантской прозы»
Эстетические принципы «лейтенантской прозы» формировались в пылу споров и оказали заметное влияние на литературный процесс второй половины XX века. Однако до сих пор нет общепринятого определения этого литературного течения, и оно интерпретируется по-разному. Некоторые считают, что «лейтенантская проза» — это проза, созданная фронтовиками, прошедшими войну в звании лейтенантов. Другие считают, что это проза, главными героями которой являются юные лейтенанты.
Аналогичным образом характеризуется и «солдатская проза», которая включает в себя произведения, либо созданные бывшими солдатами, либо повествующие о рядовом, взрослеющем на фронте. Иногда к произведениям одного и того же автора некорректно применяются оба термина. Например, повесть Владимира Кондратьева «Сашка» относится к «солдатской прозе» по образу главного героя и к «лейтенантской прозе» по воинскому званию автора.
Творчество Вячеслава Леонидовича Кондратьева
Вячеслав Леонидович Кондратьев вошел в современную литературу со своей главной темой — человек на войне. Писатель решает задачу изображения войны не с эпической обстоятельностью, не через общий ход событий, а через тему «пяди земли», «малой» войны, «боев местного значения».
Жизнь и творчество Вячеслава Кондратьева
Вячеслав Кондратьев – советский писатель, чьи произведения замечены критиками и получили признание у читателей. Он родился в 1920 году в Псковской области и участвовал во Второй мировой войне, что повлияло на его писательскую деятельность.
Моё любимое произведение о Великой Отечественной войне
... существует множество произведений о Великой Отечественной войне. В разных книгах описываются разные события войны, действуют разные герои. Если честно, то я не очень люблю читать книги о войне, но однажды на уроке литературы ... книгу Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке». Так эта книга оказалась в моих руках. Борис Полевой в своей книге «Повесть о настоящем человеке» описывает героический подвиг ...
Глубинным импульсом для написания рассказов и повестей о военных буднях стала вера писателя в то, что он обязан рассказать о войне, о своих товарищах. В. Кондратьев настаивал, что нужно донести горькую военную правду до читателей.
Повесть «Сашка»
В феврале 1979 года журнал «Дружба народов» опубликовал повесть В. Кондратьева «Сашка», которая стала замечена как литературной критикой, так и читателями и заняла достойное место среди лучших литературных произведений о военном времени.
Анализ главного героя повести «Сашка»
Главным героем повести является Сашка – молодой парень, простой в своих желаниях и честный. В трудные военные условия он сохраняет человечность и находит силы к действию, к борьбе, к жизни.
Изображение жизни на войне в повести
В. Кондратьев описывает жизнь на войне с большой глубиной и реализмом. В повести «Сашка» читателю предстают разные военные ситуации, в которых герой вынужден проявлять выдержку, решительность и отвагу.
Как Сашке удается сохранить человечность в сложных военных условиях
Сашке удается сохранять человечность благодаря его честности и желанию защищать и помогать другим. Он остается верным своим принципам и всегда помнит о своих товарищах, даже если это может привести к опасности для его жизни.
Исследовательская статья на тему «История, биография и социальный контекст произведения ‘Сашка’ В. Кондратьева»
В рамках лейтенантской прозы, широко распространенной в 60-80-е годы, произведения В. Кондратьева заняли одно из ведущих мест. Автобиографический опыт автора, пройденный им на фронте, проявился в его произведениях. Живучий образ лейтенанта Володьки в романе «Красные ворота», повесть «Отпуск по ранению» и «Встречи на Сретенке», стал смысловым ядром этих произведений и выявился в повести «Сашка».
Биография В. Кондратьева
Вячеслав Леонидович Кондратьев родился 30 октября 1920 года в Полтаве. В 1939 году он был призван в армию и начал служить в железнодорожных войсках на Дальнем Востоке. В конце 1941 года Кондратьев был отправлен в действующую армию на фронт. По прошествии времени с листа этой войны он написал произведение «Сашка», которое и увековечило его имя во всей России. Автор был ранен дважды, удостоен медали «За отвагу» и после тяжелого ранения стал инвалидом.
История создания произведения «Сашка»
Повесть «Сашка» была опубликована Вячеславом Кондратьевым в 1974 году. Она описывает самые трудные мгновения Великой Отечественной войны. Главный герой повести Сашка живет в непростых условиях, трудится на фронте, чтобы защитить свою Родину. Повесть была очень успешной при выходе в свет и в наши дни остается актуальным произведением.
Социальный контекст и значение произведения «Сашка»
Время, когда написана повесть «Сашка», повлияло на ее создание. В 1974 году Россия находилась в периоде продолжающихся наступлений на различных уровнях, в том числе и культурном. Но произведения В. Кондратьева пережили проверку временем, теперь они идут в паре с художественным творчеством лучших русских писателей 20-ого века, и они по-прежнему наслаждаются заслуженной любовью многих читателей. Кондратьев описал в повести то, что проходили солдаты во время войны. Не мало того, что повесть Сашка показывает ошибки, которые совершали командующие войсками, заставляя солдат идти на собственную смерть, но и это напоминает о тех устрашениях, которые испытывал старший сапер Сашка, взрываясь. Такое откровение и уникальность в описании того времени многое значит для каждого из нас.
Проблема внутреннего противоборства в характере героя повести ...
... В одном из лучших произведений Вячеслава Кондратьева, повести "Сашка", ... повести Вячеслава Кондратьева "Сашка". 4 Фаза реализации Развитие умения сотрудничать в группе; развитие речевых навыков при построении устных и письменных высказываний. Анализ характера ... в котором человек способен осознавать, воспринимать окружающее; 4.осознанное отношение к чему-нибудь; 5. то же, что любовь. (В повести "Сашка" ...
Заключение
Повесть В. Кондратьева «Сашка» стала своего рода народной классикой, автор нашел большого числа поклонников и до сих пор популярен в литературных кругах. История работы на произведением достаточно богата и таит в себе множество явлений и личностей. Автобиографический опыт и историческое знание автора положили в основу этой произведения, которая до сих пор остается интересной и ценной для читателей.
Исследование повести «Сашка» В. Кондратьева
Вячеслав Кондратьев, бывший фронтовик, в своей повести «Сашка» открывает нам правду о войне, показывая не только постоянную смертельную опасность, но и повседневные заботы солдат, связанные с нехваткой продовольствия, боеприпасов и отсутствием должного порядка на фронте. Этот реалистический подход к военной прозе делает повесть «Сашка» особенной.
Действие повести происходит в раннюю весну 1942 года под Ржевом, где шли ожесточенные бои. Вячеслав Кондратьев сам прошел вместе со своими героями фронтовые дороги и писал о бойцах, погибших под Ржевом. Фронтовики понимали себя, свои чувства и мысли, свой жизненный опыт, радость и боль благодаря его рассказам.
Одним из уникальных моментов этой повести является герой «Сашка» — обычный солдат, отличающийся лучшими человеческими качествами, но не обремененный патетическим надрывом, характерным для многих военных произведений.
«Сашка» была опубликована в 1979 году, в страшный период военного времени. Имя героя стало нарицательным для описания храбрых и решительных солдат, боровшихся за Родину.
Вячеслав Кондратьев не только не забыл обо всех молодых парнях, погибших под Ржевом, но и сохранял их образ, их мужество в своих произведениях. Он оставил неизгладимый след в истории русской литературы и в сердцах тех, кто прошел эту ужасную войну.
Введение
В данной статье рассматривается важность ума, смекалки и нравственной определенности во время военной службы. Автор отмечает, что эти качества проявляются у солдат настолько явно и открыто, что немедленно вызывают доверие, сочувствие и понимание у читателя. Особое внимание уделяется главному герою — Сашке, который проявляет ум, сообразительность и ловкость. Он всегда находится в движении, много наблюдает вокруг себя, думает и осознает, что военное обучение проходит на ходу, в боях, через саму жизнь Сашки. Хотя он иногда жалуется, как и другие солдаты, но он не теряет мужества и выполняет свои обязанности, как умеет, хотя не совершает особых подвигов, как кажется.
Описание ночи на передовой
Ночь над передовой проходит обычным образом. Ракеты вспыхивают и разбрасывают светом в небе, а затем, уже угасшие, падают вниз к разрушенной снарядами и минами земле. Иногда небо просвечивается трассирующими пулями, иногда тишину нарушают очереди из пулеметов или далекая артиллерийская канонада. Все как обычно. Сашка уже привык к этому, пережил и понял, что война не похожа на то, что он представлял себе на Дальнем Востоке, когда она накатывала своими волнами по всей России. Автор, В. Кондратьев, очень детально воспроизводит военную жизнь, что придает его повествованию особую реалистичность и позволяет читателю стать свидетелем военных событий. Для солдат, воюющих здесь, даже самые незначительные детали навсегда останутся в их памяти. Один из солдат рассказывает: «…бросили их в атаку на Овсянниково, да не раз и не два… Потом каждый день ожидали — сегодня опять идти в наступление. Чего же перед смертью мучиться, окопы в мёрзлой земле колупать? Земля как камень. Малой сапёрной лопатой разве одолеешь? Потом, в апреле, водой всю рощу залили, каждая махонькая воронка ею наполнилась. Ну, а сейчас, когда пообсохло малость, силёнок уже нет, выдохлись начисто, да и смену со дня на день дожидаем. Чего тут рыть? Придут свеженькие, пусть себе роют…»
Реферат по произведению сашка кондратьев
... не может он так безрассудно распоряжаться своей жизнью. Сашка открыт и искренен, он весь как на ... сознании каждого человека заложена уверенность, что жизнь человеческая священна. Сашка не может убить беззащитного пленного ... по сорок пятый. Чем больше времени отделяет нас от того страшного периода, тем меньше остается живых людей, помнящих ту кровавую мясорубку. И именно поэтому произведения о войне ...
2. Образ рядового бойца в произведении «Сашка», военные испытания главного героя
В июле 1943 года Илья Эренбург писал: «Замечательные книги о войне напишут не соглядатаи, а участники, у которых теперь подчас нет возможности написать письмо родным…».
Одной из таких книг является произведение «Сашка», написанное Вячеславом Кондратьевым. В этом произведении автор описывает жизнь и испытания рядового бойца на военном фронте.
Главный герой рассказа, Сашка, стал символом многих солдат, которые сражались на овсянниковском поле. Для них жизнь состояла из простых вещей: шалашей, мелких окопчиков, махры, валенок и порции каши на двоих. Все это было их реальностью, их миром, который был далек от комфорта и изобилия.
Жизнь на переднем крае была наполнена постоянной опасностью и лишениями. Солдатам не хватало оружия, боеприпасов и снаряжения. Они голодали, не имели возможности обсушиться и передохнуть. Смерть стала привычной частью их жизни, но в то же время, у них не исчезала надежда на выживание и возвращение домой.
Автор с помощью художественных деталей, эпизодов, фактов, передает правдивую картину боев под Ржевом. Он показывает, что война несла большие потери, а те, кто оставался в живых, не имели возможности хоронить убитых сослуживцев. Трупы лежали повсюду, создавая мрачную атмосферу и напоминая о цене победы.
Однако, помимо описания военного быта, автор обращается к тылу и показывает, что война оказывала огромное влияние на жизнь людей позади фронта. Они трудились непосильной работой, оставались без мужей, сыновей, отцов. Война оставляла за собой слезы матерей и вдовьи доли солдаток.
Таким образом, произведение «Сашка» Вячеслава Кондратьева является ярким примером литературы о войне, созданной участником событий. Оно передает реальность и трагизм боевых действий, а также влияние войны на жизнь обычных людей.
Введение
Война — это одно из самых страшных и разрушительных явлений в истории человечества. Она оставляет глубокий след в жизни каждого, кто стал свидетелем или участником военных действий. Именно поэтому так важно, чтобы люди знали и помнили о войне, о тех, кто отдал свои жизни в боях за Родину.
Нравственный выбор героев в Великой Отечественной войне
... нравственного выбора героя на войне характерна для творчества таких писателей, как Кондратьев, Распутин, Быков и другие. Разрабатывая нравственную проблематику на материале минувшшей войны, они поднимают те глубинные пласты нравственной жизни ... как не забудут люди Сашку, ради которых он жертвовал своей жизнью. Кондратьев «Сашка литературный война быков кондратьев «Сашка» - «это история человека, ...
В настоящей статье мы рассмотрим литературный дебют Вячеслава Леонидовича Кондратьева — участника войны, который решил поделиться своими воспоминаниями и рассказать о своей войне через произведение «Сашка».
Тело статьи
Вячеслав Леонидович Кондратьев, будучи солдатом и офицером переднего края, стал свидетелем множества ужасов войны. Его страстная вера в необходимость рассказать о войне и о его товарищах, павших на поле боя, побудила его начать писать свою первую книгу в солидном возрасте — ему исполнилось 60 лет.
Он сам объяснял свою мотивацию тем, что пришла зрелость и ясное понимание того, что война — это самое главное, что было в его жизни. Воспоминания и запахи войны не покидали его даже спустя много лет после окончания боевых действий. В его снах ночами появлялись ребята из его родного взвода, которые вместе с ним ожидали бомбардировщиков, курили самокрутки и поглядывали на небо.
Кондратьев говорил, что жадно читал военную прозу, но не находил в ней своей войны. Он осознал, что только он сам может рассказать о своем опыте, и если он этого не сделает, то останется нераскрытой какая-то страничка войны.
Именно в этом контексте появилась его повесть «Сашка», посвященная одной из важнейших проблем военной литературы — человеку на войне. В ней Кондратьев рассказывает о своих переживаниях, о том, как он и его товарищи делились последним куском хлеба, как они ходили в атаку и рвали мосты над Бугом.
Заключение
Вячеслав Леонидович Кондратьев стал одним из тех участников войны, которые решили поделиться своим опытом и историей. Его повесть «Сашка» стала ярким примером того, как важно сохранять память о войне и передавать ее будущим поколениям.
Через свои произведения он позволяет нам почувствовать и понять те страшные и героические моменты, которые переживали наши предки. И пусть живые запомнят, и пусть поколения знают эту суровую правду солдат, которую они с собой унесли в могилы над Волгой и на полях сражений.
Введение
Военные события всегда оставляют глубокий след в истории и жизни людей. Одной из самых трагических и тяжелых войн в истории России была Великая Отечественная война. В течение годов оккупации, миллионы россиян столкнулись с испытаниями, героизмом и страданиями. Одним из авторов, которые смогли передать атмосферу военного времени и отразить судьбы простых людей, является Вячеслав Леонидович Кондратьев.
Тело
Страстная вера в то, что он обязан рассказать, а люди должны узнать о его войне, о его товарищах, которые сложили головы в стоивших нам больших жертв боях под Ржевом, руководила и Вячеславом Леонидовичем Кондратьевым. Следует заметить, что люди, которых показывает автор в повести, — самые обыкновенные. Но, в тоже время, в их судьбах отражается судьба миллионов россиян во время тяжелейшей войны. Кондратьев с большим мастерством передает напряженную жизнь военного времени. В любой момент приказ или пуля могли разлучить людей надолго, часто навсегда. Но за немногие дни и часы, а иногда в одном лишь поступке полностью проявлялся характер человека.
Рассуждение Возможно ли в бесчеловечных условиях войны остаться ...
... ё так черно и потерял человек в себе Человека? Нет! Открытием для меня стала повесть В. Кондратьева «Сашка». Оказывается, даже в экстремальных ситуациях, в бесчеловечных условиях войны, можно остаться Человеком! Любая война во все времена жестока, бесчеловечна, ...
Кондратьев с большим мастерством передает напряженную жизнь военного времени. В любой момент приказ или пуля могли разлучить людей надолго, часто навсегда. Но за немногие дни и часы, а иногда в одном лишь поступке полностью проявлялся характер человека.
Вот, например, рассмотрим эпизод с раненым, когда Сашка сдерживает слово и приводит к нему санитаров: «Раненый — большой и грузный, из «отцов» с седой щетиной на квадратном подбородке — жадно хватал ртом воздух. На груди растекалось рыжее пятно…Понимал Сашка что, пока дойдёт он до санвзвода, пока придет оттуда помощь, будет уже поздно и единственное, что он может сделать для этого человека, — остаться с ним, пока не умрёт тот. Но такое бездействие не по Сашке, да ему и самому в тыл нужно…Сашка растолковал санитарам, где найти раненого, и хотел было уходить из Чернова, но…знает он этих санвзводовских, на передок арканом не затащишь. Вернутся и скажут — не нашли, дескать, или что помер уже раненый…А ведь он слово дал. Умирающему — слово! Это понимать надо».
Характер Сашки — открытие Кондратьева. Пытливый ум и простодушие, жизнестойкость и деятельная доброта, скромность и чувство собственного достоинства — всё это соединилось в цельном характере героя. Кондратьев открыл характер человека из народной гущи, сформированный своим временем и воплотивший лучшие черты этого времени.
Анализ эпизодов из рассказа «Сашка»
Рассказ «Сашка» Александра Кондратьева рассказывает историю героя, оказавшегося в самое трудное время в самом трудном месте на самой трудной должности — солдатской. В процессе повествования автор обращает внимание на несколько ключевых эпизодов, которые позволяют нам лучше понять характер и поступки главного героя.
Один из таких эпизодов — гибель Жоры. Когда Жора погибает, Сашка и его товарищи остаются ошеломленными и не могут сказать ни слова. Сашка, несмотря на свою неверующую природу, неожиданно снимает ушанку перед покойником, что никогда не делали они раньше. Этот момент показывает, как сильно смерть Жоры повлияла на Сашку и как он проявил свою чувствительность в этой трагической ситуации.
Другой важный эпизод — поиск санитаров для раненого. Сашка, несмотря на опасность, отправляется в опасную миссию, чтобы найти спасение для своего товарища. Это демонстрирует его отвагу и готовность жертвовать собой ради других.
Также стоит отметить эпизод, в котором Сашка добывает валенки для ротного. Это показывает его преданность и ответственность в выполнении своих обязанностей. Он не останавливается перед трудностями и находит способы решить проблемы, даже если это требует больших усилий.
Еще один важный момент — взаимоотношения Сашки с Зиной. Их отношения отражают его человечность и способность проявлять заботу и любовь к другим. Взаимная поддержка и понимание, которые они демонстрируют друг другу, помогают им преодолеть трудности и сохранить надежду в тяжелое время войны.
Все эти эпизоды показывают, как Сашка проходит через испытания властью, любовью и дружбой. Он демонстрирует отчаянную храбрость, когда берет в плен немца без оружия. Однако, когда комбат приказывает расстрелять пленного, Сашка не подчиняется этому приказу. Он осознает, что неограниченная власть над жизнью другого человека — это страшно и несправедливо.
Сашка также проявляет ответственность за все, что происходит вокруг него. Он стыдится некачественной обороны и незахороненных солдат. Он верит в правдивость листовки, обещающей военнопленному хорошую жизнь, и не может принять позицию связного комбата, который утверждает, что «наше дело телячье».
Люди войны и люди мира в романе «Война и мир» (Л.Н. Толстой)
... крестьян и т.д. В личной жизни он проявил мстительность и жестокость, но в финале смог простить Наташу и обрести гармонию с собой. Таким образом, люди «войны» и люди «мира» в романе— ... на протяжении всего романа пытался освободить крестьян от чрезмерных повинностей, несмотря на неминуемое снижение дохода. Таким образом, люди войны и люди мира противопоставляются друг другу на каждой странице романа. ...
Решение Сашки и его сомнения повлияли на комбата, который отменил приказ о расстреле пленного. Однако, в реальной жизни ситуация могла развиться иначе, и солдат, выполнивший приказ о расстреле, терзался бы вопросом, правильно ли он поступил и мог ли поступить иначе, не нарушив свой воинский долг.
В данном эпизоде автор показывает, что у Сашки впервые за всю его службу в армии возникает противоречие между его привычкой безоговорочного подчинения и сомнением в справедливости и необходимости приказов, которые ему дали. Есть ещё третье, что смешалось с этими противоречиями: он не может убивать беззащитных. У Сашки очень сильные моральные принципы: если он дал слово, то он должен его сдержать.
Автор в своей повести поднимает проблемы гуманизма, правды, морального выбора, ценности жизни. Ведь именно здесь проявляются самые лучшие человеческие качества Сашки: активная доброта, эффективный гуманизм, прочные нравственные принципы, отношение к жизни как к высшей ценности, огромная ответственность за все, даже за то, за что он не может отвечать. Автор отмечает, что в душе у Сашки есть некий заслон или преграда, которую он не может переступить.
Испытание любовью также является важным для понимания характера Сашки. Он спас жизнь Зины, полюбил её и ждал встречи с ней. Но радость встречи омрачается мыслями о его роте: «кого-то беспременно сегодня шлепнет». Он не может понять, как можно радоваться, «когда все поля в наших». И потом ему сообщают, что Зина на вечеринке танцует с лейтенантом. Сашка проводит тяжелую ночь, но в итоге приходит к выводу, что «неосудима Зина… Просто война… И нету у него зла на нее!»
Справедливость и доброта здесь тоже преобладают. Сашка понимает, что у Зины и лейтенанта есть любовь, и он уходит, чтобы не причинять девушке боль лишними разговорами.
Краткая дружба на фронте связывает Сашку с лейтенантом Володей. Они встречаются по дороге в госпиталь, и когда майор приходит успокоить недовольных раненых, которым дают по две ложки пшенки на ужин, в него летит тарелка, брошенная Володей. Сашка берет на себя всю вину. Он решает так: лейтенанту не простят такое поведение, а у него, рядового, «дальше передка не пошлют», и ему не привыкать к таким ситуациям.
Кондратьев стремится рассказать о поступках Сашки и его товарищей простым, непафосным языком, сдержанно, но проникновенно.
Развитие образа Сашки в произведении
В произведении Сашка предстает перед нами как типичный представитель народа, человек, сформированный своим временем и отражающий черты своего поколения. Он обладает не только развитым нравственным чувством, но и прочными убеждениями. Прежде всего, он является размышляющим человеком, способным проницательно судить о происходящем.
У Сашки огромное чувство ответственности, он обладает пытливым умом и критическим взглядом на мир. Он осознает необходимость своих действий и понимает, что его поступки имеют значение даже в тяжелое военное время. Несмотря на сложные обстоятельства, Сашка сумел сохранить в себе все человеческие качества.
По повести Кондратьева «Сашка»
... не мог. История Сашки — это история человека, оказавшегося в самое трудное время в самом трудном месте на самой трудной должности — солдатской. Книга В. Кондратьева «Сашка» — правдивая, душевная, ... показывает, что душа мирного человека, став душой солдата, не потеряла ничего от коренных устоев человеческой нравственности, И не случайно высшей точкой, кульминацией повести, стала сцена, когда даже ...
Образ Сашки и его роль в повести
Сашка является главным героем произведения, его поступки и мысли отражают общую картину того времени. Он становится символом советского народа, который несмотря на все трудности и опасности военного времени, продолжает жить, любить и бороться.
Сашка выступает в роли своего рода наблюдателя и хранителя памяти о прошлом. Он видит и осознает вклад женщин в победу, их бескорыстную заботу о раненых и голодных. Он понимает, что женщины видели войну с тыла, и их участь не менее значима, чем солдат на фронте.
Развитие образа Сашки
В процессе повествования образ Сашки развивается и меняется. Он проходит через множество испытаний и трудностей, которые меняют его взгляды и укрепляют его характер.
В начале повести Сашка предстает перед нами как молодой парень, полный энтузиазма и романтики. Он влюбляется в Зину и готов на все, чтобы быть рядом с ней.
Однако, по мере развития событий, Сашка сталкивается с жестокой реальностью войны. Он видит страдания и гибель близких людей, он сам сталкивается с опасностью и потерями. Это меняет его взгляды и приводит к появлению новых черт характера.
Сашка становится более зрелым и ответственным. Он осознает свою роль в войне и понимает, что его действия могут иметь серьезные последствия. Он становится более решительным и сильным, готовым сражаться за свою страну и за свою любовь.
К концу повести Сашка приезжает в Москву и видит, что жизнь продолжается, несмотря на все трудности. Он понимает, что война оставила глубокую рану в его сердце и в сердцах многих людей, но они все равно идут вперед, строят новую жизнь.
Заключение
Образ Сашки в произведении является символом советского народа и его борьбы во время Великой Отечественной войны. Он отражает характеристики поколения того времени и его способность сохранить человеческие качества и верность своим убеждениям.
Развитие образа Сашки показывает, как война влияет на человека и меняет его взгляды и характер. Вместе с тем, Сашка остается символом надежды и силы духа, который помогает преодолеть все трудности и продолжать жить и бороться даже в самые тяжелые времена.
3. Проблема нравственного выбора в рассказе «Сашка» Кондратьева
Война была крайним испытанием духовной прочности советского человека и всего народа: «Она поставила человека на край бездны, как будто проверяла, на что он способен, чем он жив, где берет силы»
Особенностью литературного процесса того времени заключалось в том, что советские писатели всматривались прежде всего в духовные, нравственные истоки Победы, показывали, с какой явственностью и неопровержимостью выявила трагедия войны духовные и нравственные ценности, силу духа советского человека.
Писатели этого времени, изображали войну, где сотни, тысячи, миллионы людей действуют по приказу и выполняют распоряжения своих командиров, часто в центре повествования ставили ситуацию личного нравственного выбора, самостоятельного решения. В таких решениях, принимаемых в критические моменты, абсолютно один на один только с самим собой, человек раскрывается по-настоящему. Ведь именно в ситуации личного нравственного выбора проявляется суть человека, его совестливая первооснова. И вместе с тем становится особо очевидной роль отдельного человека и значение его поступка, поведения.
О Чехове как о человеке и писателе. Каким человеком представляется ...
... очень любил творчество Чехова и много раз перечитывал его произведения. Антон Павлович Чехов был образованным, трудолюбивым и честным человеком. К труду его приучили с детства. Чехов не только писатель и врач, в детстве ...
В произведениях писателей военного времени мы не увидим ни грандиозных танковых сражений, ни решающих операций. Они все свое внимание уделяют внутреннему миру человека на войне, стремясь правдиво и художественно верно показать величие духа людей, истоки их беспримерного героизма.
Проблема нравственного выбора героя на войне характерна для творчества таких писателей, как Кондратьев, Распутин, Быков и др.
И, несомненно, Кондратьев в своем произведении. Об этом и пишет повесть: о страшной войне и сохраненной на ней человечности.
Исходя из первой главы нашей курсовой работы, можем заключить, что один из главных эпизодов повести «Сашка» В. Кондратьева — это отказ Сашки расстреливать пленного немца. Когда у Сашки спрашивают, как же он решился не выполнить приказ — не стал расстреливать пленного, разве он не понимал, чем это ему грозило, он отвечает просто: «Люди же мы, а не фашисты…» В этом он непоколебим. Простые его слова исполнены глубочайшего смысла: они говорят о неодолимости человечности.
Великая Отечественная война оставила неизгладимый след в истории России и отразилась глубоко и всесторонне в русской литературе XX века. В произведениях отечественных писателей были затронуты все аспекты войны: армия и тыл, партизанское движение и подполье, трагическое начало войны, отдельные битвы, героизм и предательство, величие и драматизм Победы.
Одним из ярких примеров такой литературы является повесть Кондратьева, в которой автор поднимает важные вопросы о душе солдата, его моральных ценностях и ответственности за свои поступки. Главный герой, Сашка, вызывает уважение к себе своей добротой и гуманностью. Даже в условиях войны его душа остается непорочной, а он сам не теряет своей человечности.
Одна из ключевых сцен в повести — момент, когда Сашка ведет пленного немца на расстрел. Он изо всех сил тянет время, пытаясь отменить приказ комбата. Читатель переживает вместе с героем, задаваясь вопросом, чем все это закончится. Но в конечном итоге комбат отменяет свое приказание, и Сашка испытывает необыкновенное облегчение. Этот эпизод показывает, что даже в самых сложных ситуациях душа мирного человека, ставшего солдатом, сохраняет свои нравственные принципы.
Кондратьев проводит тонкий и проникновенный психологический анализ героя, отображая его мысли, чувства и поступки. Он показывает, что все действия Сашки всегда направлены сначала на других, а потом на себя. Это свидетельствует о его высокой моральной ответственности и глубоком чувстве долга.
Особое внимание следует уделить исследованию нравственных ценностей, предпринятому Кондратьевым. В то время советская цензура не позволяла открыто говорить о религии и вере, но литература находила способы приблизиться к этим темам, говоря об ином и говоря ониками. В повести Кондратьева мы видим пример такого подхода, когда разрушенная церковь символизирует исполнение библейской заповеди «не убий».
Таким образом, повесть Кондратьева является важным и глубоким произведением, которое отражает Великую Отечественную войну и исследует моральные ценности солдата в тяжелых условиях войны. Автор с помощью точных деталей и психологического анализа передает глубину человеческой души и ее способность сохранить свои нравственные устои.
Военная проза писателей-фронтовиков
Авторы, нашедшие своё призвание в военной прозе, как правило, были фронтовиками. Их проза основана на исторических событиях, на собственном опыте жизни на фронте. Книги о войне, написанные фронтовиками, центрированы вокруг тем солдатской дружбы, тяжести походной жизни, свидетельств о дезертирстве и геройстве. На переднем крае войны происходят драматические судьбы, где последствия каждого действия могут судорожно поменять человеческую жизнь.
Поколение мужественных, одарённых личностей, переживших военные и послевоенные трудности, породило писателей-фронтовиков. Взгляды, выражаемые в произведениях этой группы писателей, утверждают, что успешный исход войны зависит от героя, понимающего себя как незаменимую часть воюющего народа и делящего свою общую ношу. [13, 97c.]
Лучшие произведения о войне создали мастера военной прозы, такие, как В.К. Кондратьев, В.О. Богомолов, К.Д. Воробьев, В.П. Астафьев, Г.Я. Бакланов, В.В. Быков, Б.Л. Васильев, Ю.В. Бондарев, В.П. Некрасов, Е.И. Носов, Э.Г. Казакевич, М.А. Шолохов.
«Сашка» — произведение Вячеслава Кондратьева
Повесть «Сашка» выдвинула Вячеслава Кондратьева в ряд ведущих писателей фронтового поколения. Каждый автор на войне переживал её по-своему, и с помощью своих произведений передавал это своё отношение. В «Сашке» автор представляет жизнь обычного человека на войне, описывая несколько дней из его фронтовой жизни. Бои и перестрелки не составляют основы повествования, они скорее являются фоном. Главным считается суровая, неимоверно трудная повседневность, с огромными физическими нагрузками и ограниченными ресурсами.
Темы морали и нравственных исканий винтируются в произведениях всех современных писателей, однако тема войны самая значительная. Именно во время войны учащаются трагичные моменты и героические поступки, также совершенствуются нравственные, этические проблемы человека. Безусловно, это является наиболее богатыми материалами для авторов, и в такой литературе часто раскрываются настоящие критические проблемы.
Как повесть о Сашке стала повестью обо всех фронтовиках
Сашка Вячеслава Кондратьева рассказывает о тех интересных моментах, которые, возможно, могут произойти в реальной жизни с любым советским человеком на войне. Это самовар с кашей, разгром землянки, метроном, с которым Сашка восстанавливал связь с несколькими юными друзьями. Все это специфические мелочи отражают, как фронтовики сохраняли свою человечность, и продолжали борьбу даже в самых безнадёжных ситуациях.
Произведения Кондратьева — это более чем просто правдивая проза. Они выступают как свидетельства о прошлом времени, о доблести, верности, и чести, истории позволяет живо представить себе мучительные раздумья героев.
Для его произведений характерна точность датировки событий, их географическая и топографическая привязка. Автор был там, где и когда были его герои. Его проза — свидетельства очевидца, её можно рассматривать как важный, хотя и своеобразный исторический источник, вместе с тем она написана по всем канонам художественного произведения.
И, следовательно, повесть «Сашка» посвящена обычному человеку, ничем не выделявшемуся среди других, бою местного значения и отрезку времени жизни других таких же солдат — его товарищей, которые и помыслить не могли тогда, что эти четыре года войны, представятся им бесконечной вечностью.
Список использованной литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/pravda-o-voyne-v-povesti-v-kondrateva-sashka/
- Кондратьев, В.Л. Привет с фронта: повести и рассказы — М.: Художественная литература, 1995. — 256 с.
- Кондратьев В.Л. Сашка: Повесть. — М.: Современник, 1986. — 140 с.
- Морозов Э.Ф., Попов В.П. Духовный мир Вячеслава Кондратьева // Вопросы русской литературы: Сб. Вып. 1. — Львов: Вища школа, 1986. — 65с.
- Нольман М. Душа солдата // В мире книг. 1982. — № 8. — 78с.
- Симонов К. Доброго пути, Сашка! // Дружба народов. — 1979. — № 2. — 56с.
- Смелков Ю. На самой трудной должности. // Знамя. — 1979. — № 6. — 252с.
- Павловский А. Памятный след // Нева. 1985. — № 5. — 165c.
- Панков А. Отзовется добром // Правда. 1981. — 16 сентября. — 34c.
- Панферов С. Из «ржевских тетрадей» писателя воина // Библиотекарь. — 1981. — № 5. — 65с.
- Штокман И. Той весной, под Ржевом. // Литературная Россия.- 1979.-5 октября. — 134с.
- Щеглов Ю. Жизнь и смерть В. Кондратьева // Литературная газета. 1995. — 1 ноября. — 63с.
- Ялышко В.Г. Военные повести В. Некрасова и В. Кондратьева (опыт сопоставительного анализа) // Вестник МГУ: Серия 9. Филология. 1993. -№ 1. — 27с.
- Бушмин А.С. Преемственность в развитии литературы. 2-е изд., доп. — Л.: Художественная литература, 1978. — 223 с.
- Огнев А.В. Традиции, война и судьба России. Тверь: Золотая буква, 2004. — 433 с.