XIX век в русской литературе называют «золотым веком». Литература этой поры явление уникальное, исключительное. Она стремительно ворвалась в мировую литературу и вдруг стала бесспорной законодательницей литературной моды.
В начале века искусство окончательно отделяется от придворной поэзии и «альбомных» стихов, в истории русской литературы впервые появляются черты поэта-профессионала, лирика становится естественней, проще, человечней. Этот век подарил нам таких мастеров как: В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков, Д. В. Давыдов, П. А. Вяземский, Н. М. Языков, Е. А. Баратынский, А. С. Пушкин, К. Ф. Рылеев, М. Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев, А. А. Григорьев, Н. А. Некрасов, А. К. Толстой, А. Н. Плещеев, А. А. Фет и др. мать фольклор некрасов поэма
Во многих произведениях русских писателей XIX века развивались различные темы и образы человека, народа, автора, природы и др. Также важное место в русской литературе XIX века занимал и образ матери. Он являлся одним из наиболее значимых образов не только в русской словесности, но и в мировой литературе.
Актуальность.
Именно поэтому образ матери становится одним из главных в русской литературе и остается важным и сегодня. Многие писатели и поэты черпают вдохновения именно в воспоминаниях о детстве, о доме, о матери. Материнская любовь, способная совершать чудеса, воспевается и в современной русской литературе. Это «Последний срок» В. Распутина, «Мать» Ю. Бондарева, «Свояки» В. Быкова и другие. А традиции изображения образа матери она черпает из литературы предшествующих веков, из творческого наследия писателей XIX века. «О мать моя, подвигнут я тобою, Во мне спасла живую душу ты» [ 17; 43] — писал Н. А. Некрасов.
К середине XIX века образ матери встречался в русской литературе не слишком часто, и до Н. А. Некрасова практически никто не писал о матери с такой теплотой и любовью. Обычно образ матери упоминался вскользь или возникал где-то на заднем плане, и его присутствие ограничивалось кругом семейных обязанностей. В творчестве Н. А. Некрасова он получил более полное и трогательное воплощение. До нас дошло не много свидетельств о взаимоотношениях с матерью самого поэта, но и все они говорят о том, что поэта связывало с матерью чувство глубокой привязанности и любви. Он сочувствовал ее страдальческой доле, ее тяжелой жизни с суровым мужем и всегда вспоминал о ней с большой теплотой и нежностью и в жизни, и в своем творчестве.
Объект — творческое пространство Н. А. Некрасова.
Женщина мать в искусстве 20 века – Образ женщины –матери в искусстве разных эпох
... известных художников XX столетия, запечатлевших женщину-мать. Вот и наступил XX век. В искусстве XX века совершенно по-новому зазвучала ... уроках, напишем не большой тест по теме «Образ женщины-матери сквозь года». 1.Палеолитические Венеры это музы богов ... и в особенности с шедеврами древнерусской иконописи. Истинно русские, национальные традиции находят отражение в таких картинах, как «Мать» (1913; ...
Предметом
Цель — изучить творчество писателя, своеобразие его произведений, посвященных матери.
Задачи:
- изучить литературоведческие источники по выбранной теме исследования;
- проанализировать творческий путь Н. А. Некрасова;
- выявить особенности изображения образа матери в русской литературе XIX века;
- определить эволюцию образа матери в фольклоре и произведениях русских писателей;
— изучить особенности некрасовской манеры изображения образа матери в лирических произведениях и поэмах.
Методологической базой исследования, Методы исследования -, Практическая значимость, Структура работы, ГЛАВА I. ОБРАЗ МАТЕРИ В ТВОРЧЕСТВЕ ПИСАТЕЛЕЙ XIX ВЕКА
1.1 Эволюция образа матери от жанров фольклора до русской литературы XIX века
Тема матери столь издавна и органично присуща русской поэзии, что
представляется возможным ее рассмотрение как особого литературного явления. Беря исток от самого зарождения русской словесности, эта тема последовательно проходит через все этапы ее развития, но даже в поэзии XX века сохраняет свои главные черты.
В русский фольклор образ матери переходит из общего для всех народов в эпоху матриархата культа Великой Богини, из славянских языческих верований, особого почитания на Руси матери-земли. В народных верованиях женское божество, ассоциируемое с «мать-сырой-землей», жило и в языческой, и в христианской форме вплоть до XX века, сочетаясь на Руси наряду с главным впоследствии поклонением Богородице [8; 43].
Первые проявления образа матери мы можем наблюдать в фольклорных произведениях, изначально — в бытовом обрядовом фольклоре, в свадебных и похоронных песнях. Уже здесь заложены основные его черты, свойственные ему и впоследствии — в особых эпитетах при прощании с матерью: Как денной нашей заступушки,/ Ночной да богомольницы… [23; 114].
Такая характеристика давалась обычно в народе Богородице, ее называли «скорая помощница, теплая заступница», «печальница наша», «заступница наша и молебница, защитница всему роду христианскому». Так образ матери каждого соотносился с небесным высшим материнским образом.
В похоронных заплачках выражалась также глубинная связь матери с
матерью-сырой-землей, а в девичьих свадебных причитаниях при разлуке с
«матушкой» и родным домом, так же, как и в рекрутских песнях, образ матери стоял в связи с образами родных мест, родины.
Итак, три главных ипостаси образа матери, которые сохраняются в поэзии вплоть до наших дней, существовали уже на заре словесного искусства Руси — Богоматерь, мать, родина: «В кругу небесных сил — Богородица, в кругу природного мира — земля, в родовой социальной жизни — мать, являются на разных ступенях космической божественной иерархии носителями одного материнского начала. «Первая мать — пресвятая Богородица,/ Вторая мать — сыра земля, / Третья мать — как скорбь приняла…» [23; 78].
Образ Богоматери, особенно чтимой в народе, чаще всего воплощался в народных духовных стихах и апокрифах, где «страсти Христовы» переданы через страдания матери («Сон Богородицы», «Хождение Богородицы»).
«Серебряный век» русской поэзии
... образом связана с русским фольклором, с его песнями, плачами, сказаниями и частушками. Однако, иногда говорят, что “серебряный век” ... является, несомненно, преобладающей стихией русского символизма, тем психологическим базисом, на основе которого он мог распуститься. ... символистами", возобладала мистико-религиозная трактовка этого понятия. Поэтам – символистам был свойственен глубокий историзм, с ...
Г. П.
Федотов подчеркивает особенность русского образа Богородицы, которая отличает ее образ от западно-католического: «В образе Ее, не юном и не старом, словно безвременном, как на православной иконе, народ чтит небесную красоту материнства. Это красота матери, а не девы» [8; 49]. При этом образ божественной небесной Матери в народных стихах наделен чертами человечески-женскими. Ее плачи по Сыну совпадают по своему образному и лексическому составу с похоронными заплачками простых матерей. Этим также подтверждается сближенность в народном сознании образов Божьей Матери и земной матушки человека.
В фольклоре же находим еще одно существенное для развития темы матери явление: эта тема могла воплощаться от первого лица, когда образ матери раскрывался через ее речь о себе, через ее переживания и внутренний мир. Таков образ матери прежде всего в плачах матерей по детям, где мать непосредственно выражает свою скорбь, отчасти и в колыбельных, в которых заложена мысль одновременно о будущем ребенка и о судьбе самой матери. Этот способ воплощения образа матери — от лица самой матери — перейдет в поэзию XX века.
В древнерусской письменной литературе продолжается линия развития
образа Богоматери, идущая от духовных стихов — в апокрифах, в произведениях о чудотворной силе этого образа. Так, в «Задонщине» и «Сказании о Мамаевом побоище», Богоматерь спасает русский народ, но при этом образ Ее стоит здесь наравне с образом всей русской земли, за которую идет битва, а также сырой земли, почвы, к которой преклонил слух князь Дмитрий, чтобы она подсказала ему исход битвы.
Ближе к литературе нового времени, в XVII веке, в литературу вновь входит образ земной матери, в связи с возрастанием личностного начала, авторства, углубления психологизма, с таким понятием, которое Д. С. Лихачев определил как «индивидуализация быта». Эти тенденции особенно заметны в ключевом для развития образа матери произведении — «Повесть об Улиании Осорьиной», где «идеал матери изображен в лице Юлиании Лазаревской сыном ее Калистратом Осорьиным» [24; 296]. Мать автора предстает в этом почти агиографическом произведении святой, но идеализация ее образа идет уже «на сниженной почве», ее святость заключается в «хозяйственном служении домочадцам» [24; 173] (Д. С. Лихачев).
В литературе XIX века тема матери была продолжена в творчестве многих писателей и поэтов. Прежде всего — в творчестве М. Ю. Лермонтова и Н. А. Некрасова. В поэзии М. Ю. Лермонтова тема матери, только начинающаяся входить в классическую высокую поэзию, имеет автобиографическое начало (известна его запись о песне, которую «певала покойная мать» — с этой записью напрямую соотносятся стихи того же периода: «Кавказ», а также «Ангел», где не случайно именно песня несет некое прекрасное воспоминание).
В поэзии М. Ю. Лермонтова был заложен сложный единый узел из романтического воспоминания о собственной матери, постепенного усложнения, психологизации и «снижения» женского образа в его лирике, а также из образов земной природы и молитв к Богоматери. Все нити этого узла тянутся от начала существования русской литературы — через поэзию М. Ю. Лермонтова и Н. А. Некрасова — дальше, вплоть до наших дней, и каждая из них имеет важное значение как составляющая темы матери в литературе. Приближение женского образа к реальности, тенденции реализма, постепенно усиливающиеся в поэзии М. Ю. Лермонтова, ведут к иному способу воплощения темы матери — объективному, когда образ матери в поэзии почти равен отдельному литературному персонажу. Так, его «Казачья колыбельная», связанная с бытом, с фольклорными традициями, отразила общий уклон литературного процесса по пути «демократизации» (Д.Е. Максимов) и представила первый образ простой матери из народа в последующей галерее подобных.
Женские образы в поэзии Н.А. Некрасова
... значим мотив ссоры, разлуки. Кроме того, «женский образ» присутствует в стихотворениях Некрасова, посвященных теме поэта и поэзии. В этой лирике художник постоянно подчеркивает, что его муза – ... которую смогут оценить достойные люди. Таким образом, женские образы в творчестве Н.А. Некрасова играют большую роль. Героини поэта очень разные – по своему возрасту, ... твоей школы уже списали это сочинение.
Следует также подчеркнуть особую роль Н.А. Некрасова в становлении
темы матери в русской поэзии — поэты XX века шли в создании образа матери именно от Некрасова. Его поэтическое наследие предоставляет богатый материал решения этого образа, как в романтическом, так и в реалистическом ключе. Так, все, что было связано с родной матерью поэта, составило в его поэзии область, как будто оставшуюся не тронутой общим уклоном его творческого пути к реализму («Родина», «Рыцарь на час»).
Вершина развития подобного «идеального», даже обожествленного образа матери — предсмертное стихотворение Н. А. Некрасова «Баюшки-баю», где мать прямо наделена божественными чертами и возвышается до образа Богоматери и одновременно другой некрасовской святыни — родины. Но в поэзии Н. А. Некрасова как реалиста с самого начала присутствует и образ матери, воплощенный «на сниженной почве». Эта линия в его творчестве идет еще с пародии на лермонтовскую «Казачью колыбельную» 1840-х годов. Позже она приведет к народному образу матери («Орина, мать солдатская», поэмы «Мороз, Красный нос», «Кому на Руси жить хорошо»), созданному по эпическим законам, на принципах объективной реальности. Это уже не мать поэта, которую он воспевает и увековечивает со своих субъективных позиций, а некий персонаж, возникающий в стихотворении со своей историей, личностными особенностями и речевой характеристикой.
Особенно трогательно писал о своей маме С. А. Есенин. Образ матери неразрывно связан в его стихах с образом деревенского дома с голубыми ставнями, берёзы у околицы, дороги, уходящей вдаль. Поэт как будто просит прощенья у старушки «в старомодном, ветхом шушуне». Во многих стихах он просит её не тревожиться за судьбу непутёвого сына. В образе матери для него как бы объединились все матери, ждущие возвращения домой своих сыновей. Возможно, в природе матери заложено стремление взять на себя заботы своих подрастающих детей, оградить их от жизненных невзгод, бед. Но часто в этом стремлении слишком заботливые мамы доходят до крайностей, лишая своих детей какой-либо инициативы, приучая жить под постоянной опекой.
Она стояла у его колыбели, она любила его как сына. «Мамка моя…»,- говорил он о ней. Ей посвящали стихи известные поэты, о ней в веках остались воспоминания. Арина Родионовна, няня великого поэта Александра Сергеевича Пушкина. Биографы А. С. Пушкина назовут её благороднейшим и типичнейшим лицом русского мира. Поэт любил её родственною, неизменною любовью и в годы возмужалости и славы беседовал с нею по целым часам. Весь сказочный русский мир был известен ей, и передавала она его чрезвычайно оригинально. В числе писем к А. С. Пушкину от всех знаменитостей русского общества находятся и записки от старой няни, которые он берег наравне с первыми, а о привязанности к ней поэта говорят стихотворения, ей посвященные, например: «Подруга дней моих суровых…»
Трудный путь матери (по роману М. Горького “Мать”)
... духовным миром. Возможно, поэтому Горький название произведению выбрал не случайно, ведь потому что мать символизирует человечность, любовь и счастье. Сочинение по произведению Мать В романе ... герои произведения Основные герои романа: Власова Пелагея Ниловна — главная героиня романа, этот образ в романе ... тревожном ожидании побоев. После смерти мужа жизнь матери потекла более спокойно. Сын бросил ...
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь;
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
То чудится тебе. . .
[27; 96]
Н. В. Гоголь был одним из первых русских писателей, создавших образ русской матери в повести «Тарас Бульба». «Спало всё во дворе… одна бедная мать не спала. Она приникла к изголовью дорогих сыновей своих, лежавших рядом; она расчесывала гребнем их молодые, небрежно всклокоченные кудри и смачивала их слезами; она глядела на них вся, глядела всеми чувствами, вся превратилась в одно зрение и не могла наглядеться. Она вскормила их собственной грудью, она взрастила, взлелеяла их. «Сыны мои, сыны мои милые! Что будет с вами? Что ждет вас?» — говорила она, и слезы остановились в морщинах, изменивших её когда-то прекрасное лицо. Молодость без наслаждения мелькнула перед нею, и её прекрасные свежие щеки без лобзаний отцвели и покрылись преждевременными морщинами. Вся любовь, все чувства, все, что есть нежного и страстного в женщине, все обратилось у ней в одно материнское чувство. Она с жаром, с страстью, с слезами, как степная чайка, вилась над детьми своими. За каждую каплю крови их она отдала бы всю себя.
Месяц с вышины неба давно уже озарял весь двор, … а она все сидела в головах милых сыновей своих, ни на минуту не сводила с них глаз и не думала о сне» [10;256].
1.2 Характеристика основных тем и образов в творчестве Н. А. Некрасова
Наверное, ни одному русскому писателю не довелось при жизни выслушать в свой адрес столько предвзятых суждений, прочитать о себе столько разного рода злых и откровенно клеветнических публикаций, как Николаю Алексеевичу Некрасову. Причем недруги поэта не оставляли без внимания ни одну из сторон его жизни и деятельности — от творчества до поведения в быту. Но многие, близко знавшие поэта, любили его за талант, ценили как умелого организатора, надежного товарища и друга, как умного, доброго и отзывчивого человека, готового оказать помощь каждому, кто в ней нуждался. Но еще больше ценили Н. А. Некрасова его читатели, которых было великое множество. Произведения поэта читались повсюду — от университетских аудиторий до крестьянской избы, его стихи заучивались наизусть и становились народными песнями.
К сожалению, и в наше время отношение к Н. А. Некрасову и его творчеству далеко не однозначно. В сознание многих читателей Н. А. Некрасов вошел только как автор стихов, посвященных крестьянской жизни и обличению существовавших в его время общественных порядков. Но ведь его поэзия никогда не ограничивалась освещением общественно-политических вопросов. Творчество Н. А. Некрасова поражает своим многообразием. В нем отразились не только все стороны жизни нашей многострадальной родины, но и философские раздумья поэта о судьбе народа своей страны, о смысле жизни и назначении в ней человека, о людях, приносящих себя в жертву во имя торжества идей справедливости, переданы его собственные сокровенные чувства и переживания, в том числе и глубоко интимные.
Некрасов поэт крестьянской демократии
... читателя с другой стороны, показал истинную жизнь крепостного народа, все тяготы его жизни. (No Ratings Yet) ... этом смысле это был народный поэт”. Действительно, главной темой произведений Некрасова были раздумья о судьбе народа, переживания и надежды на лучшее. Некрасов – поэт великий, он открыл Россию для ...
Н. А. Некрасов стремился пробудить в читателях чувство сострадания и любви ко всем, кто страдал от гнета и произвола, терпел нужду и голод, мучился от сознания невозможности обрести право на достойное существование. Недаром Ф. М. Достоевский говорил о Н. А. Некрасове, что это «было навсегда раненное сердце, раз и на всю жизнь, и незакрывавшаяся рана эта и была источником всей его поэзии, всей страстной до мучения любви этого человека ко всему, что страдает от насилия, той жестокости необузданной воли, что гнетет нашу русскую женщину, нашего ребенка в русской семье, нашего простолюдина в горькой, так часто, доле его». [16; 159] На протяжении всей своей жизни поэт стремился постигнуть правду народной жизни, понять, в чем её сущность, ответить на вопрос, где же спрятаны ключи от счастья народного и как их найти. И стремления эти были, по словам Ф. М. Достоевского, «искренни, чисты и простосердечны». [16; 196]. Вот эта предельная искренность и чистосердечие являются главным, определяющим и направляющим стержнем некрасовской поэзии.
Заслуги Н. А. Некрасова перед русской литературой невозможно переоценить. Он прокладывал новые пути в развитии поэтического искусства, включив в него такие явления жизни, которые прежде считались недостойными внимания высокой поэзии. Как никто другой, Н. А. Некрасов умел в незначительном на первый взгляд факте, невзначай в подслушанном разговоре уловить отражение глубинных процессов, происходящих в стране, и это позволяло ему ставить и решать проблемы, имеющие подчас общечеловеческое значение.
Через всю жизнь пронес Н. А. Некрасов любовь и благоговейное отношение к своей матери и с поразительной, щемящей нежностью воспел её во многих своих стихотворениях. Образ матери в сознании поэта являлся воплощением начала жизни, олицетворением беспредельного добра, высшей справедливости и всепрощения. К светлой памяти матери Н. А. Некрасов обращался в самые трудные минуты своей жизни, стремясь найти у неё понимание и утешение. Он жил с постоянным чувством вины, своей ответственности за всё происходящее вокруг. А сознание собственного бессилия что-либо изменить вызывало у него желание объясниться и исповедаться не только перед матерью, но и перед всеми людьми за то, что оказался не в состоянии преодолеть власть «мелких помыслов, мелких страстей», что в жизни «шел колеблющимся шагом» и не сумел в полной мере служить «великим целям века».
Поэт не раз говорил, что мать спасла его душу от растления, что именно она внушила ему мысль о жизни во имя «идеалов добра и красоты».
Женщина удивительно мягкая, добрая, хорошо образованная, Елена Андреевна была полной противоположностью своему грубому и ограниченному мужу. Брак с ним был для неё подлинной трагедией, и всю свою любовь и нежность она отдавала детям. Елена Андреевна серьезно занималась их воспитанием, много читала им, играла для них на фортепьяно и пела. По словам поэта, она была «певицей с удивительным голосом».
Маленький Николай был горячо привязан к своей матери, с ней проводил он долгие часы, ей посвящал свои сокровенные мечты. Позднее в своих стихах он не раз вспоминал и «печальный взор», и «тихий шаг» матери, и «бледную руку», ласкавшую его.
Судьбы женщин в русской литературе
... общества начала XIX века периода войны 1812 года. Это время активной общественной деятельности самых различных людей. Толстой пытается осмыслить роль женщины в жизни общества, в семье. С этой целью ... своих священных обязанностей матери и жены, но у нее другого выхода не было. Поведение своей героини Толстой оправдывает, но в то же время трагическая судьба ее оказывается ...
О том, как относился Н. А. Некрасов к своей матери, рассказал в своих воспоминаниях о поэте Ф. М. Достоевский: «Он говорил мне…со слезами о своем детстве, о безобразной жизни, которая измучила его в родительском доме, о своей матери — и то, как он говорил о своей матери, та сила умиления, с которою он вспоминал о ней, рождали уже и тогда предчувствие, что если и будет что-нибудь святое в его жизни.., что могло бы спасти его и послужить маяком, путевой звездой даже в самые темные и роковые мгновения судьбы его, то, уж конечно, лишь одно это первоначальное детское впечатление детских слез, детских рыданий вместе, обнявшись где-нибудь украдкой, чтоб не видали… с мученицей матерью, с существом, столь любившим его». [16; 365]
Елена Андреевна была и первой ценительницей ранних стихотворных опытов сына и всячески поощряла его занятия литературой.
До конца своих дней Н. А. Некрасов с глубоким волнением, обожанием и любовью вспоминал свою мать. О ней писал в стихотворениях: «Родина», «Рыцарь на час», «Затворница», «Баюшки-баю», в поэмах «Несчастные» и «Мать».
«Мать»
В насмешливом и дерзком нашем веке
Великое, святое слово: «мать»
Не пробуждает чувства в человеке.
Но я привык обычай презирать.
Я не боюсь насмешливости модной.
Такую музу мне дала судьба:
Она поет по прихоти свободной
Или молчит, как гордая раба,
Я много лет среди трудов и лени
С постыдным малодушьем убегал
Пленительной, многострадальной тени,
Для памяти священной… Час настал!.. [18; 432]
Образ матери в поэзии Н. А. Некрасова воплощает в себе беспредельную доброту, высшую справедливость и возведен в идеал, сродни Божьей Матери, главной защитницы всех страждущих, гонимых, угнетенных. Великое слово «мать» вызывало у поэта чувство благоговения, поскольку воплощало в себе высшее проявление человечности. Ни у одного русского поэта мы не найдем столь поэтически совершенного образа матери, как у Н. А. Некрасова.
В 1842 году произошло событие, которое явилось поворотным в жизни Н. А. Некрасова: он познакомился и вскоре подружился с В. Г. Белинским. К тому времени великий критик находился в центре литературного движения эпохи и его мировоззрение приобретало уже революционно-демократический характер. Белинский принял самое горячее участие в судьбе молодого поэта. Он угадал в Н. А. Некрасове незаурядного человека и всячески способствовал развитию его таланта.
По словам Ф. М. Достоевского, Н. А. Некрасов «благоговел перед Белинским и, кажется, всех больше любил его за свою жизнь». [16; 174]
В. Г. Белинский внимательно следил за творчеством Н. А. Некрасова, помогал советами, старался привлечь его к более активному сотрудничеству в журнале «Отечественные записки», где возглавлял критический отдел.
Одно за другим появляются стихотворения Н. А. Некрасова о крестьянской жизни: о судьбе «мужика-вахлака», который осмелился полюбить дворянскую дочь («Огородник»), о бедняке, для которого уготовлена только одна дорога — «к кабаку» («Пьяница»), о сельской красавице, которую ожидает горькая доля русской женщины («Тройка»).
Жизненный путь Некрасова
... Некрасов говорил, что именно страдания матери пробудили в нем протест против угнетения женщины. ... в Грешневе… Детские воспоминания поэта связаны с Волгой, ... лет Некрасов издавал самые прогрессивные журналы того времени – «Современник», а ... жизни. Рано ему открылась картина народного бедствия., Еще одно горе постоянно было рядом с ним. Это горе в родной семье. Его мать, Елена Андреевна, кроткая женщина, ...
Главной, основополагающей темой творчества Н. А. Некрасова всегда была тема крестьянской жизни. Недаром поэта называли певцом народа-пахаря, крестьянским демократом. О тяжелой, безрадостной жизни деревенских тружеников он писал на протяжении всего своего творческого пути. Горькой доле деревенского трудящегося люда поэт посвятил многие свои произведения: «Несжатая полоса», «Забытая деревня» и другие.
В 1860 году «Размышления у парадного подъезда» были напечатаны в герценовском «Колоколе» (№ 61) с таким примечанием: «Мы очень редко помещаем стихи, но такого рода стихотворения нет возможности не поместить». Этот факт лишний раз подтверждает огромное общественно-политическое значение стихотворения Н. А. Некрасова.
О народных бедствиях поэт всегда говорил с тоской и болью. Ему было горько видеть покорность народа, который даже не смеет роптать на свою участь.
Чем хуже был бы твой удел,
Когда б ты менее терпел? [18; 195] («На Волге»)
В целом ряде своих произведений Н. А. Некрасов рисует обаятельные образы деревенских ребятишек, стремится показать их непосредственную и живую реакцию на все происходящее вокруг, их гармоничное восприятие природы и жизни. Поэт не закрывает глаза на трудную жизнь детей в деревне, на то, что иной раз слишком рано приходится им приобщаться к нелегкому крестьянскому труду.
Безграничной любовью к деревенской детворе пронизано стихотворение Н. А. Некрасова «Крестьянские дети». С нежностью рассказывает поэт о Савосях, Кузяхах, Глашках и других ребятишках. Глядя на них, он вспоминает и о своем детстве, проведенном в непосредственном общении с крестьянскими детьми, о грибных набегах, которые он совершал вместе с ними, о том, с каким вниманием слушали его маленькие друзья рассказы бывалых людей, наблюдали за работой мастеровых.
Н. А. Некрасов писал не только о детях, но и для детей. В конце 1860-х и в начале 1870-х годов он создал два цикла стихотворений, «посвященных русским детям», куда вошли такие хорошо известные всем произведения, как «Генерал Топтыгин», «Дедушка Мазай и зайцы» и другие.
В одну из поездок на родину Н. Некрасов познакомился с крестьянкой, которая поведала ему «печаль свою великую» о гибели единственного сына. Ее рассказ поэт положил в основу небольшой поэмы «Орина, мать солдатская». По своему характеру поэма «Орина, мать солдатская» очень близка к жанру народных причитаний.
О трагическом и бесправном положении русской женщины-крестьянки Н. А. Некрасов пишет и в одном из лучших своих произведений 1860-х годов — в поэме «Мороз, Красный нос». Судьба главной героини поэмы Дарьи во многом сродни судьбе Орины. Обе они потеряли кормильцев. Но в поэме «Мороз, Красный нос» Некрасов решил изобразить не только суровую долю русской крестьянки, но показать ее выносливость, величие и самоотверженность. В самом начале произведения — подлинный гимн во славу русской женщины:
Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц… [17;83]
Работая над поэмами «Дедушка» и «Русские женщины», Н. А. Некрасов стремился ни в чем не отступать от исторической правды, и в то же время каждый исторический факт или событие получали в его произведениях определенное истолкование.
Поэма «Русские женщины» состоит из двух частей — «Княгиня Трубецкая» (1871) и «Княгиня М. Н. Волконская» (1872).
Рассуждение о роли матери в жизни «Слово о матери»
... мамы любят вас всей душой и сердцем. Если ваши мамы рядом, то говорите им ласковые слова о том, как вы их сильно любите, как вы им благодарны за то, что они вам дали жизнь, ... мать несет на своих плечах груз ответственности за жизнь и благополучие детей, своих близких и родных людей. И порой мы не понимаем того, как порой тяжело хрупкой женщине ... Сколько всего делают наши матери ради нашего счастья, ради ...
В первой Н. А. Некрасов воссоздал характер мужественной женщины, всецело разделяющей взгляды своего мужа-декабриста, которая, преодолевая множество трудностей — сопротивление родителей, препятствия, чинимые властями, — в конце концов добивается права быть вместе со своим избранником. Она знает, что в основе поступков ее мужа лежала пламенная любовь к родине:
О, если б он меня забыл
Для женщины другой,
В моей душе достало б сил
Не быть его рабой!
Но знаю, к родине любовь
Соперница моя,
И если б нужно было, вновь
Ему простила б я!.. [17; 62]
Центральным эпизодом этой части поэмы является встреча княгини Трубецкой с иркутским губернатором, который получил строжайший приказ: любыми средствами удержать ее и не разрешить последовать за мужем. Губернатор говорит княгине о тех ужасах, которые ожидают ее в пути и на каторге, о том, что она должна «отречение подписать» от всех прав, имущества и стать «женщиной простой». Но ничто не остановило отважную женщину:
Ужасна будет, знаю я,
Жизнь мужа моего.
Пускай же будет и моя
Не радостней его! [17 ;185]
Трубецкая убеждена, что она должна быть рядом с мужем, что она сумеет помочь ему, поддержать в трудную минуту:
Я гордость, гордость в нем спасу,
Я силы дам ему! [17 ;187]
Таким образом, можно сделать вывод, что творчество Н. А. Некрасова поражает своим многообразием. В нем отразились не только все стороны жизни нашей многострадальной родины, но и философские раздумья поэта о судьбе народа своей страны, о смысле жизни и назначении в ней человека, о людях, приносящих себя в жертву во имя торжества идей справедливости. В произведениях поэта переданы его сокровенные чувства и переживания, в том числе и глубоко интимные, но особое место в его творчестве занимает образ матери. Он в поэзии Н. А. Некрасова воплощает в себе беспредельную доброту, высшую справедливость и возведен в идеал, сродни Божьей Матери, главной защитницы всех страждущих, гонимых, угнетенных. Великое слово «мать» вызывало у поэта чувство благоговения, воплощало в себе высшее проявление человечности. Ни у одного русского поэта мы не найдем столь поэтически совершенного образа матери, как у Н. А. Некрасова.
Поэзия Н. А. Некрасова близка современному читателю тем, что помогает нам понять самих себя, подумать, так ли мы живем, что утратили и что сумели приобрести, задуматься над вечными вопросами бытия.
ГЛАВА II. ПОЭТИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ Н. НЕКРАСОВЫМ ОБРАЗА МАТЕРИ В ПОЭМАХ И ЛИРИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ
2.1 Образ матери в поэмах «Рыцарь на час», «Мороз, Красный нос», «Русские женщины», «Кому на Руси жить хорошо», «Мать»
На протяжении всей жизни поэт вспоминал мать с глубокой благодарностью и с искренней сыновьей любовью. В поэме «Рыцарь на час» (1862) он страдает оттого, что, уехав из дома шестнадцатилетним мальчиком, он так и не увидел матери. Она слишком рано умерла. Недалеко от Ярославля, в селе Абрамцево, стоит церковь Петра и Павла, прихожанами которой являлась семья Некрасовых. А рядом, за церковной оградой, находится могила матери поэта — Елены Андреевны Некрасовой.
Повидайся со мною, родимая!
Появись легкой тенью на миг!
Всю ты жизнь прожила нелюбимая,
Всю ты жизнь прожила для других.
С головой, бурям жизни открытою,
Весь свой век под грозою сердитою
Простояла, — грудью своей
Защищая любимых детей.
И гроза над тобой разразилася!
Ты не дрогнув удар приняла,
За врагов, умирая, молилася,
На детей милость бога звала.
Неужели за годы страдания
Тот, кто столько тобою был чтим,
Не пошлет тебе радость свидания
С погибающим сыном твоим?.. [19 ;235 ] (Н.А.Некрасов “Рыцарь на час”)
Наряду с тем, что Н. А. Некрасов всегда проявлял нежность к своей матери, он в своих стихотворениях сохранял эту нежность и к своим лирическим героиням. Русская женщина у Н. Некрасова прекрасна и талантлива, как его собственная мать. Она не лишена ума, самоотверженности и вдохновения. Вот почему так прекрасны образы женщин у поэта:
Красавица, миру на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка! [ 17;93]
Так пишет поэт в поэме «Мороз, Красный нос».
Тяготы и лишения проходит некрасовская женщина в своей жизни:
Три тяжкие доли имела судьба,
И первая доля: с рабом обвенчаться,
Вторая — быть матерью сына — раба,
А третья — до гроба рабу покоряться. [17 ;129]
Дарья, центральная героиня поэмы «Мороз, Красный нос», — повторила судьбу многих: вышла замуж за крепостного, стала матерью, испытала на себе все горести и тяготы крестьянской жизни. О трагической судьбе героини мы многое узнаем во второй части поэмы, когда она, вынужденная отправиться в лес за дровами, становится жертвой Мороза. Замерзающая Дарья, погружаясь в сладостное сновидение, раскрывает перед нами свой внутренний мир, воскрешает отрадные дни своего прошлого и мечтает о будущем, которое, конечно, для нее уже никогда не наступит. Ярко раскрывается перед нами подлинная красота этой женщины, любящей, трудолюбивой, и так печальна ее судьба, так болезненны удары, которые уготовила ей жизнь.
До Н. А. Некрасова в русской литературе не было такого правдивого, глубоко прочувствованного изображения женщины-крестьянки, которой приходилось терпеть немыслимые тяготы жизни, но которая всегда сохраняла свою нравственную силу и красоту.
Образ Матрены Тимофеевны Корчагиной из поэмы «Кому на Руси жить хорошо» стал вершинным созданием в разработке этой темы. Ей присущи многие достоинства: красота, ум, здоровье, богатая поэтическая душа, трудолюбие. Кажется, такая женщина самой природой предназначена для счастья. Она знала любовь, по любви и замуж выходила, было у нее и счастливое материнство. Но дальше мы знакомимся с судьбой этой женщины, ее жизнью до замужества и в семье мужа, и, как мы видим из ее рассказа, ей выпала тяжкая доля. Она трудилась с малых лет, терпела унижения в чужой семье. Рассказала она о побоях, о смерти своего первого сына, о несчастье с Федотушкой, о страшном голоде в неурожайные годы, рекрутчине, горькой доле многодетной матери-солдатки. Матрена говорит об испытаниях и лишениях, уготованных ей судьбой, как о чем-то естественном, будничном, но за этой видимой будничностью чувствуется глубокий драматизм и трагизм. Но Матрена Тимофеевна все вынесла, выдержала, сохранила чувство собственного достоинства. «Свободное сердце» и душевное благородство помогли ей перенести все страдания, но обиды она не забыла и не простила. «Я потупленную голову, сердце гневное ношу», — признается она мужикам. И, конечно, трудно назвать Матрену Тимофеевну счастливой женщиной. Образ ее еще раз убеждает нас, что «ключи от счастья» женщины-крестьянки «заброшены, утеряны» и на Руси «не дело между бабами счастливую искать»:
Века протекали — все к счастью стремилось,
Все в мире по нескольку раз изменилось,
Одно только бог изменить забывал
Суровую долю крестьянки… [19;376]
Образ «матери-страдалицы» Н. А. Некрасов запечатлел в поэме «Мать». В ней поэт говорит о том, что в образах из «живого мира» Данте он узнавал «знакомые черты». Параллель матери Н. Некрасова — Беатриче, которая помещена в центр Рая, опять позволяет говорить о мифологическом переосмыслении образа. Так в поэзии Н. А. Некрасова возникает вселенски всеохватный образ Матери-Троицы. Присутствие Матери в приземном пространстве гармонизирует, по мнению Н. Некрасова, весь одухотворенный и наделенный способностью к единению в сопереживании земной тварный мир, всех страждущих и требующих защиты.
Твой властелин — наследственные нравы
То покидал, то бурно проявлял,
Но если он в безумные забавы
В недобрый час детей не посвящал,
Но если он разнузданной свободы
До роковой черты не доводил, —
На страже ты над ним стояла годы
Покуда мрак в душе его царил…
И если я легко стряхнул с годами
С души моей тлетворные следы
Поправшей все разумное ногами,
Гордившейся невежеством среды,
И если я наполнил жизнь борьбою
За идеал добра и красоты,
И носит песнь, слагаемая мною,
Живой любви глубокие черты —
О, мать моя, подвигнут я тобою!
Во мне спасла живую душу ты! [19;271]
Поэма «Русские женщины» характеризуется тем, что две темы матери, жены, защитницы в ней слились воедино. Не прошло мимо Н. А. Некрасова событие декабря 1825 г.. Подвиг жен декабристов поэт сумел воплотить в своем творчестве. Женщины отправлялись за своими мужьями в далекую Сибирь. Сила и характер мужественной женщины встает на первый план некрасовской поэмы. Он верит в будущее, он верит в то, что сила русской женщины в доброте, в стремлении защитить своего ближнего, как когда-то защищала его мать.
Ужасна будет, знаю я,
Жизнь мужа моего,
Пускай же будет и моя
Не радостней его!
Три тяжкие доли имела судьба,
И первая доля: с рабом повенчаться,
Вторая — быть матерью сына раба,
А третья — до гроба рабу покоряться,
И все эти грозные доли легли
На женщину русской земли.[19;214]
2.2 Образ матери в лирических произведениях Н. А. Некрасова
Основная же благодетель русской женщины — умение и желание быть настоящей, любящей и чуткой матерью. Забота о детях заставляет Дарью отгородиться от собственного горя и начать содержать семью в одиночку. Героиня стихотворения «В полном разгаре страда деревенская…» выбивается из сил ради своей кровиночки и не замечает глубокой раны, полученной при жатве. Героине нельзя расслабляться, давать волю чувствам, хандрить или болеть, ведь на ней самая важная ответственность — маленький, беззащитный младенец.
Затронута тема материнства и в стихотворении «Соловьи». В нем мать учит своих детей понимать и любить окружающий мир, находить в нем красоту и радоваться его проявлениям. Она мечтает о существовании места, где не было бы ни барщины, ни рекрутчины — о такой земле, где дитя было бы счастливо и всем довольно: «…все на руках своих детей туда бы отнесли крестьянки».
Качая младшего сынка,
Крестьянка старшим говорила:
«Играйте, детушки, пока!
Я сарафан почти дошила;
Сейчас буренку обряжу,
Коня навяжем травку кушать,
И вас в ту рощицу свожу —
Пойдем соловушек послушать. <…>
Туда с сетями сколько лет
Никто и близко не подходит,
И строго-настрого запрет
От деда к внуку переходит.
Зато весной весь лес гремит!
Что день, то новый хор прибудет…
Под песни их деревня спит,
Их песня нас поутру будит…
Запомнить надобно и вам,
Избави бог тут ставить сети!
Ведь надо ж бедным соловьям
Дать где-нибудь и отдых, дети…»
Середний сын кота дразнил,
Меньшой полз матери на шею,
А старший с важностью спросил,
Кубарь пуская перед нею:
- А есть ли, мама, для людей
Такие рощицы на свете? —
«Нет, мест таких… без податей
И без рекрутчины нет, дети.
А если б были для людей
Такие рощи и полянки,
Все на руках своих детей
Туда бы отнесли крестьянки!» [17;50 ]
«Многострадальная мать» Матрена Тимофеева, героиня произведения «Кому на Руси жить хорошо», воспитывает своих детей личным примером. Сын Федотка, несмотря на малые года, уже способен к сочувствию и жалеет голодную волчицу. Понимая своего сына и принимая его таким, каков он есть, Матрена встает на защиту ребенка, на себя принимая унизительное наказание. Тревога за больного мужа и судьбу подрастающих детей толкает ее к еще более унизительному походу к губернаторше. Ей приходится преодолеть гордость, чтобы вступить в разговор со спесивым швейцаром, но она все-таки достигает желаемого. Знаменитые строки автор посвящает именно ей:
В рабстве спасенное
Сердце свободное —
Золото, золото —
Сердце народное! [19;76]
Более всего трагична судьба Орины, («Орина, мать солдатская») матери сына, которого забрали в солдаты. Волнение о родной кровиночке и невозможность помочь ему, тяжкое бессилие, которое нельзя преодолеть, ложатся на плечи несчастной женщины. Однако это не сломило уставшую и хрупкую героиню — не потеряла она ни человеческого осмысленного взгляда на вещи, ни сострадания к другим людям, даже оказавшимся более счастливыми в своей судьбе. Так и ждет она его, единственного и любимого сына, надеясь, что он вернется живым, оставшись при этом тем человеком, которого та воспитала не предателем или трусом, а смелым и добродетельным воином. Но главным для любой матери все-таки остается одно-единственное желание — чтобы он вернулся любящим сыном. Здесь Н. Некрасов говорит о простой женщине, сын которой вернулся из царской армии, но, сокрушенный болезнью, вскоре умер, оставив мать одну.
День-деньской моя печальница,
В ночь — ночная богомолица,
Векова моя сухотница…
Чуть живые, в ночь осеннюю
Мы с охоты возвращаемся,
До ночлега прошлогоднего,
Слава богу, добираемся.
- Вот и мы! Здорово, старая!
Что насупилась ты, кумушка!
Не о смерти ли задумалась?
Брось! пустая это думушка!
Посетила ли кручинушка?
Молви — может, и размыкаю.—
И поведала Оринушка
Мне печаль свою великую.
«Восемь лет сынка не видела,
Жив ли, нет — не откликается,
Уж и свидеться не чаяла,
Вдруг сыночек возвращается.
Вышло молодцу в бессрочные…
Истопила жарко банюшку,
Напекла блинов Оринушка,
Не насмотрится на Ванюшку!
Да не долги были радости.
Воротился сын больнехонек,
Ночью кашель бьет солдатика,
Белый плат в крови мокрехонек!
Говорит: «Поправляюсь, матушка!»
Да ошибся — не поправился,
Девять дней хворал Иванушка,
На десятый день преставился…» [18;264]
Материнская тема прослеживается у Н. Некрасова наряду с другими женскими образами — это, прежде всего образы его спутниц жизни. Так, своей гражданской жене и соратнику по литературному творчеству, Авдотье Панаевой он посвящает много стихотворений. Уже при расставании он осознает, что всю свою жизнь с Панаевой он связывал с образом своей матери, того человека, чье добро нельзя забыть. Он не отрицает, что впервые приобрел дом, семью и верного друга в лице Панаевой. Обращаясь к подруге в стихотворении «Все, чем мы в жизни дорожили…», поэт восклицает:
Все, чем мы в жизни дорожили,
Что было лучшего у нас, —
Мы на один алтарь сложили —
И этот пламень не угас! [18;80]
Много добра и преданности получил Н. Некрасов от своей второй жены Фёклы Анисимовны Викторовой, или Зиночки (так ласково называл её поэт).
Материнской заботой окружила Зина поэта в последние годы жизни. В ней, как в матери, он нашел близкого по духу человека, их волновали одни и те же вопросы, объединяли общие стремления и надежды.
Слова любви и заботы о близком человеке звучат в стихотворении «Зине»:
Кто, служа великим целям века,
Жизнь свою всецело отдает
На борьбу за брата человека,
Только тот себя переживет…[19;48]
Стихотворение Н.Некрасова «В полном разгаре страда деревенская…» названо по первой строчке.
В полном разгаре страда деревенская…
Доля ты! — русская долюшка женская!
Вряд ли труднее сыскать.
Не мудрено, что ты вянешь до времени,
Всевыносящего русского племени
Многострадальная мать!
Зной нестерпимый: равнина безлесная,
Нивы, покосы да ширь поднебесная —
Солнце нещадно палит.
Бедная баба из сил выбивается,
Столб насекомых над ней колыхается,
Жалит, щекочет, жужжит!
Приподнимая косулю тяжелую,
Баба порезала ноженьку голую —
Некогда кровь унимать!
Слышится крик у соседней полосыньки,
Баба туда — растрепалися косыньки,-
Надо ребенка качать!
Что же ты стала над ним в отупении?
Пой ему песню о вечном терпении,
Пой, терпеливая мать!..
Слезы ли, пот ли у ней над ресницею,
Право, сказать мудрено.
В жбан этот, заткнутый грязной тряпицею,
Канут они — всё равно!
Вот она губы свои опаленные
Жадно подносит к краям…
Вкусны ли, милая, слезы соленые
С кислым кваском пополам?.. [18; 127]
Интересно, что поэт представляет женщину-крестьянку, женщину-мать именно на фоне страды, сбора урожая, самой горячей поры в деревне. В это время крестьянам приходится особенно много трудиться (так много, что из одного значения слова “страдать” — убирать урожай — для них сразу же следует другое — испытывать физическую или нравственную боль, мучение); одновременно для автора женщина, возможно, ассоциируется вообще с женским началом в природе.
Таким образом, беззаветная любовь к своим детям, милосердие и способность прощать, но в то же время стойкость, мужество, верность, — этими характерными чертами матери поэт наделил многих своих героинь. Вспомним Матрену Тимофеевну Корчагину, которая вынесла величайшее для каждой Матери горе — потерю ребенка, и, несмотря на это, сумела простить Савелия, нечаянного виновника гибели Демушки; вспомним княгинь Трубецкую и Волконскую, которые остались преданными своим мужьям, верными своему долгу.
Поэт считает, что именно такие женщины должны воспитывать новое поколение русских людей, именно они способны передать детям всю свою жизненную мудрость и духовную красоту, научить их быть терпимыми и милосердными. «Не бойся», — скажет мать и, держа свое чадо за руку, поведет его по жизни.
Недаром женщину-мать Н.Некрасов называет «многострадальной» матерью «всевыносящего русского племени». Такая женщина в стихах Н. Некрасова становится символом родного дома, родного края, воспоминания о котором всегда живы в сердце русского человека.
Милый сердцу образ матери Николай Алексеевич пронес через всю свою жизнь. Спустя пять лет после ее смерти он скажет о трагической судьбе дорогого человека, созвучной с судьбами многих русских женщин. Н. Некрасов всегда вспоминал свою мать как сильную женщину. Он в поэзии Н. А. Некрасова воплощает в себе беспредельную доброту, высшую справедливость и возведен в идеал, сродни Божьей Матери, главной защитницы всех страждущих, гонимых, угнетенных. Великое слово «мать» вызывало у поэта чувство благоговения, поскольку воплощало в себе высшее проявление человечности. Итак, три главных ипостаси образа матери, которые сохраняются в поэзии вплоть до наших дней, существовали уже на заре словесного искусства Руси — Богоматерь, мать, родина: «В кругу небесных сил — Богородица, в кругу природного мира — земля, в родовой социальной жизни — мать, являются на разных ступенях космической божественной иерархии носителями одного материнского начала. «Первая мать — пресвятая Богородица,/ Вторая мать — сыра земля, / Третья мать — как скорбь приняла…» [7; 78].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/obraz-materi-v-poezii-nekrasova/
1. Андреевский С. А. «О Некрасове» / Литературные чтения, СПб., 1891, стр. 178
2. Аношкина В. Н. История русской литературы 19 века. Оникс. 2006
3. Басина М.Я. [Документальная повесть о Н.А.Некрасове.Для среднего и старшего возраста]. Л; «Детская литература», [Ленинградское отделение], 1971, 255 с
4. Бойко М. «Лирика Некрасова» Изд-во Художественная литература 1977г
5. Бойко М.Н. Лирика Н.А.Некрасова/М.Бойко.- М.: «Художественная литература», 1977, 118с (17-20с)
6. Боровиковский А. Л. «Его судьям» / «Слово» 1878 г. № 3, стр. 78
7. Булгаков С. Н. Сочинения. М., 1993. Т. 2. С. 526
8. Галкин А. М. Русские писатели. М: Белый город, 2003.
9. Гин М. М, От сюжета к образу и сюжету. О поэзии Н.А.Некрасова, М; «Советский писатель», 1971, 303С
10. Гоголь Н. В. Собрание сочинений в девяти томах. Т. 2. М.: «Русская книга», 1994.
11. Дубинская А. И, Н.А.Некрасов. Очерк жизни и творчества, М.: Издательство Академических Наук, СССР, 1954, 320с (289-302с)
12. Евгеньев-Максимов В.Е, «Жизнь и деятельность Н.А.Некрасова», Гослитиздат, 1952, 155С
13. Жданов В. В, Жизнь Н.А.Некрасова- М.: Художественная литература, 1981г-239С
14. Корман Б. О., Лирика Н.А.Некрасова-2-е издание; переработанное и дополнительное.- Ижевск, Удмуртия, 1978, 299с
15. Мелынин Л. Николай Некрасов. Его жизнь и литературная деятельность. — ЦИТ СГГА. — 2004г.
16. Некрасов Н. А. в воспоминаниях современников.-М., 1971г.
17. Некрасов Н. А. Стихотворения. Ставропольское издательство, 1975
18. Некрасов Н. А. Полное собрание стихотворений. Том 2. Полное собрание сочинений в трех томах, тт. 1-3 Л.: Советский писатель, 1967.
19. Некрасов Н. А. Полное собрание стихотворений. Том 3. Источник: Полное собрание сочинений в трех томах, тт. 1-3 Л.: Советский писатель, 1967
20. Некрасов Н. А. «Шесть стихотворений Некрасова». — СПб.: Аквилон, 1922.— 100 с.
21. Некрасов Н.А. Лирика. Анализ текста. Основное содержание. Сочинения/Авт.-сост. И.В. Луговая. — 4-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2002. — 128с.
22. Никитина С. Е. Устная народная культура и языковое сознание. М., 1993; Древнерусская космология. СПб., 2004. С. 373-384;
23. Панченко А. А. Мать или мачеха // Отечественные записки. 2004. № 1.
24. Повесть об Ульянии Осорьиной // Памятники литературы Древней Руси: XVII век. Кн. 1. М., 1988.
25. Произведения школьной программы в кратком изложении Некрасов Н.А. с 206-207 М., Родин и компания, изд-во Аст, 1998
26. Покровский В. И. Н. А. Некрасов, его жизнь и сочинения» / Сборник историко-литературных статей, составленный В. И. Покровским, М., 1906
27. Пушкин А.С. Стихотворения М, Художественная литература, 1979
28. Скатов Н. Н. «Я лиру посвятил народу своему»: О творчестве Н. Некрасова. Кн. Для учителя.-М.: Просвещение, 1985г.
29. Чуковский К. И. Мастерство Н. Некрасова. М., «Художественная литература»; 1971, 711С.
30. Чуковский К.И. Некрасов Н.А. в кн. Некрасова Н.А. Стихи для детей с 3-12 М., «Детская литература», 1972
31. Якушин В.И. Некрасов в школе: Книга для учителя. — М.: Дрофа, 2004. 320с.
32. Якушин Н. И. Русская литература. Вторая половина XIX века: учеб. Пособие для студ.высш.учеб.заведений / Н.И.Якушин, Л.В.Овчинникова. — М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005,- 367 с.