В рамках данной учебной работы проведен идейно-художественный анализ рассказов А.И. Куприна «Чудесный доктор» и «Слон». Эти произведения являются малоизученными в куприноведении, поэтому их анализ позволяет расширить наше понимание творчества писателя.
Первым рассмотренным произведением стал рассказ «Чудесный доктор». В нем Куприн затрагивает проблему медицины и этики. Главный герой, доктор Лыков, обладает необычным даром — он способен находить и излечивать тяжелые болезни, которые другим врачам остаются непостижимыми. Однако, он сталкивается с непониманием и неприятием со стороны коллег и общества. Автор поднимает вопрос о том, как общество относится к тем, кто обладает особыми способностями и может помочь людям. Рассказ также заставляет задуматься о ценности жизни и границах, которые мы готовы перейти, чтобы спасти других.
Вторым рассмотренным произведением стал рассказ «Слон». Здесь Куприн затрагивает проблему животных в условиях человеческой цивилизации. Главный герой, слон по имени Петруша, становится жертвой жестокости и эксплуатации со стороны людей. Автор показывает, как безразличие и жестокость людей могут привести к страданиям и гибели невинных существ. Рассказ заставляет задуматься о нашей ответственности перед природой и животным миром.
Анализ проблематики этих рассказов позволяет увидеть, что Куприн не только отличается тонким и реалистичным изображением различных сфер жизни, но и поднимает актуальные и важные вопросы, которые до сих пор остаются релевантными. Его произведения призваны заставить читателя задуматься о морали, этике и ценности жизни.
Уникальная часть учебной работы
В данной учебной работе мы сосредоточимся на исследовании творческого облика А.И. Куприна как рассказчика, выявим ключевые темы и проблемы его рассказов.
Для начала, дадим комментированный пересказ сюжетов двух рассказов писателя — «Чудесный доктор» и «Слон».
Затем, мы проанализируем данные рассказы с точки зрения социальной, психологической и нравственной проблематики.
А.И. Куприн – выдающийся русский писатель, чьи произведения получили большой общественный резонанс в период подготовки и проведения первой русской революции. В своих ранних рассказах, таких как «Лунной ночью», «Дознание», «Славянская душа», «На разъезде», «Воробей», «Игрушка», «Страшная минута», «Куст сирени», «Негласная ревизия», «К славе», «Безумие», писатель берет за основу жизнь простого человека и прославляет его нравственные достоинства, такие как самоуважение, находчивость и гордость. Особенностью творчества А.И. Куприна было большое внимание к жизни демократических слоев общества и сочувственный, гуманистический тон по отношению к своим героям. Писатель также умел заинтересовать читателя сюжетом рассказа и поразить неожиданной развязкой.
Краткое содержание рассказа А. Куприна «Изумруд»
... общая черта — подлинность, они взяты из жизни. Воспевание естественного бытия, психологии животного — об этом рассказывает краткое содержание. «Изумруд» Куприна- это и борьба низких страстей, которая ... поэтому проявление любви тоже у каждого индивидуально. Анализ Чехов Хирургия сочинение по рассказу Написанный рассказ А. П. Чеховым «Хирургия» наполнен юмором, с саркастическим содержанием. Действие ...
А.И. Куприн и его ранние рассказы
Афанасьев В. считал, что в ранних рассказах А.И. Куприна проявляется главная, ведущая линия, связанная со стремлением автора раскрыть духовную красоту человека-труженика, человека из народа, показать неприглядный облик «хозяев жизни».
Лучшие произведения молодого А.И. Куприна
Лучшими произведениями молодого А.И. Куприна считаются его «военные» рассказы — «Дознание» и «Прапорщик армейский». За семь-восемь лет своей писательской молодости А.И. Куприн напечатал примерно сорок рассказов, две повести, четырнадцать бытовых очерков, полдесятка «производственных» очерков, ряд стихотворений, бессчетное количество репортерских заметок, газетных статей, фельетонов, корреспонденций и хроник.
Влияние крестьянской жизни на творчество А.И. Куприна
В 1897 году А.И. Куприн стал управляющим имением в Ровенском уезде, где он тесно сблизился с крестьянами. Это отразилось в его рассказах «Лесная глушь», «Конокрады» и «Серебряный волк». Здесь же была написана замечательная повесть «Олеся». В этих рассказах писатель также описывает природу как реальный и одновременно таинственный и загадочный мир. Он стремился показать, что вековое угнетение не могло сломить живую душу народа, смять его могучий талант, чувство добра и справедливости.
Стремление к доброму и прекрасному
Как писал Волков, «пусть крестьянство еще живет косной и темной жизнью, но в его среде из поколения в поколение переходит стремление к доброму и прекрасному».
Рассказы А.И. Куприна о животных
А.И. Куприн знаменит своими рассказами о животных, которые удивительны, необыкновенны и своеобразны. Писатель воссоздает своеобычные нравы и характеры животных, привычки и верность человеку. В его произведениях можно найти рассказы о «Белом пуделе», «Барбосе и Жульке», «Завирайке», «Ральфе» и других. Например, в рассказе «Белый пудель» поднимается тема социального неравенства и бескорыстной дружбы и заботы о «братьях наших меньших».
Рассказ «Болото»
В 1903 г. появляется первый том рассказов Куприна. В него вошли несколько рассказов, в том числе и «Болото», который является одним из лучших рассказов писателя. Драматическая напряженность рассказа создается изображением определенной обстановки, многочисленными эмоционально-психологическими деталями.
Структура рассказа «Болото»
Рассказ «Болото» можно разделить на две части: первая характеризуется рассуждениями студента Сердюкова о таинственной душе русского крестьянства, а вторая — темой болота, губящего человека. Связь между первой и второй частью обусловлена эмоционально-психологическим аспектом.
Рассказ «Механическое правосудие» А.И. Куприна является критикой буржуазно-помещичьей «законности». В рассказе показано, как некий преподаватель латыни и греческого языка изобрел «машину для сечения». Он выступает перед губернским дворянским собранием и рассказывает о своем изобретении. Однако, по несчастной случайности, лектор оказывается захваченным рычагами машины и получает сильные побои.
Любовь в романе Куприна «Гранатовый браслет»
... рассказах о любви, например, "Суламифь" (1908 год) и "Гранатовый браслет" (1911 год). Иван Алексеевич Куприн оставил неизгладимый след в истории русской литературы, ... Куприна. Он написал очерк "События в Севастополе" (1905 год), стихотворение в прозе "Искусство" и рассказы, такие как "Река жизни" (1906 год), "Гамбринус", "Механическое правосудие", ... году по шахтам и заводам Донбасса, а также работа на ...
Рассказ «Механическое правосудие» представляет собой анекдот, но анекдот, проникнутый беспощадной иронией. Автор использует этот анекдот для того, чтобы высмеять буржуазно-помещичью систему правосудия. Он показывает, что эта система несправедлива и жестока, и что она может нанести вред даже тем, кто ее создал.
В рассказе «Механическое правосудие» Куприн поднимает важную тему гуманистического протеста против насилия над человеком. Он показывает, что люди не должны быть подвергнуты жестокому обращению, особенно со стороны тех, кто является представителями власти и закона. Автор демонстрирует, что насилие и подавление не могут быть оправданы никакими обстоятельствами и что каждый человек имеет право на достоинство и справедливое обращение.
Рассказ «Механическое правосудие» является важным произведением в творчестве А.И. Куприна. Он не только разоблачает буржуазно-помещичью систему правосудия, но и поднимает важные вопросы о гуманистических ценностях и защите прав человека. Этот рассказ является примером того, как литература может играть роль в общественной критике и протесте против несправедливости.
Рассказы А.И. Куприна «Механическое правосудие» и «Штабс-капитан Рыбников» являются яркими примерами проникновения психологических деталей в повествование их автора. «Механическое правосудие» — сатира на царское правосудие и защитников «порядка». В «Штабс-капитане Рыбникове» Куприн изображает японского разведчика, который маскируется под туповато-грубого штабс-капитана, чтобы собрать необходимые ему сведения. Создание образа «штабс-капитана» выявило глубинные возможности психологического дарования автора, который мастерски передал тайные движения загадочной души главного героя. В обоих рассказах Куприн стремится раскрыть сложность человеческой природы и ее психологические перипетии. Он стремится понять душу своих персонажей и воссоздать их «ощущения» и напряженную борьбу. Он уделяет внимание психологическим деталям, чтобы проникнуть в глубины души и показать нам сложность человеческой натуры.
Психологический облик капитана Рыбникова в рассказе «Река жизни»
Психологический облик капитана Рыбникова в рассказе «Река жизни» создается путем накопления отдельных наблюдений за его поведением, речью и скрытым презрением. Рыбников является центральным персонажем, вокруг которого разворачивается история о студенте, предавшем своих товарищей и решившем умереть.
В рассказе Рыбников изображается как человек, увлеченный недавними революционными событиями, но не способный выдержать испытание и предать своих товарищей на допросе жандармского полковника. Его психология раскрывается через его самораскрытие в письме-исповеди перед тем, как он решает застрелиться. В этом письме отчетливо видно, как постепенно проникновение подлой и рабской трусости происходило в его душе. Он признается, что его душа дряблая, несмотря на то, что он не отрекается от революции.
Гамбринус анализ произведения. Cочинение «Анализ рассказа «Гамбринус» ...
... рассказа мыслью о необратимой победе искусства, которое претерпевает любые трудности, над общественным самосознанием, демонстрируя вековую тоску еврейской народности, отрицая антисемитизм в виде национальной розни. Сочинение по произведению Гамбринус ... в истории средневековой Руси «Гамбринус», анализ рассказа Куприна Рассказ «Гамбринус», созданный Александром Куприным в исторический отрезок времени ...
Рассказ «Гамбринус» и его значение
Рассказ «Гамбринус» является одним из лучших произведений А.И. Куприна. Он был создан в исторический отрезок времени между двумя российскими революциями и является отражением связи судьбы простого народа с его культурой.
В рассказе разворачивается драма жизни посетителей пивного кабачка Гамбринус на Дерибасовской в Одессе. Герои рассказа, в том числе талантливый музыкальный самородок Сашка-скрипач, олицетворяют различные слои общества и наполняют атмосферу того времени неподражаемым шармом.
Контрастное сочетание искристой и вдохновенной игры Сашки-скрипача на фоне грозных и трагических событий, происходивших в России и влиявших на жизнь ее граждан, делает рассказ «Гамбринус» особенно ярким и значимым произведением.
Развернутая часть учебной работы
Идея сюжета рассказа «Гамбринус» затрагивает вечную тему бессмертия и торжества искусства над проявлениями жестокости, подлости и безнравственности. Автор, Александр Куприн, использует философское определение человека Б. Паскаля, согласно которому человек — тростник, но тростник мыслящий. Это определение становится ключевым в рассказе и помогает развить идею о том, что человека можно изувечить, но истинное искусство преодолеет любые трудности и победит.
Главный герой, Сашка, выражает эти мысли, говоря, что искусство все перетерпит и победит, даже если человека можно искалечить. Этот апофеоз стойкости и мужества становится своеобразной транскрипцией авторской идеи.
Однако рассказ «Гамбринус» длится всего несколько страниц, но каждое слово, наполненное магией и энергией авторского мастерства, удерживает читателя в напряжении. Автор создает драматическую атмосферу, отражая события, происходившие в Российской империи того времени. Волна еврейских погромов, случившихся в считанные дни, разрушает жизнерадостную атмосферу и доброжелательные отношения между людьми. Южный приморский город, где происходит действие рассказа, погружается в ядовитый мрак ксенофобии.
Таким образом, «Гамбринус» — это не только чудесная работа литературного искусства, но и проникновенное литературное произведение, затрагивающее актуальные темы, такие как вечный спор между искусством и жестокостью, и взаимоотношения между людьми в сложных и кризисных ситуациях.
Рассказ «Гамбринус» А.И. Куприна
Рассказ «Гамбринус» является одним из произведений А.И. Куприна, в котором он обращается к народной жизни и стремится показать душу народа, жаждущую красоты и добра, несмотря на социальное зло. Этот рассказ считается одним из самых законченных, целостных и изящных произведений писателя.
Главный герой рассказа — музыкант по имени Сашка, который развлекает публику в кабачке «Гамбринус». Он является талантливым артистом, но его жизнь полна несправедливости. В результате погрома его рука была изуродована, что лишило его возможности полностью раскрыть свой талант. Однако Сашка не падает духом, так как он находит поддержку в народе и знает, что его искусство нужно трудящимся людям.
Образ и характеристика Пирогова в рассказе Чудесный доктор Куприна
... и появляется волшебство в нашей жизни. Также читают: Картинка к сочинению Образ и характеристика Пирогова в рассказе Чудесный доктор Популярные сегодня темы Знаки препинания – это элемент письменности, ... в человеческой душе надежду и веру в лучшее светлое будущее. Сочинение про Доктора Пирогова Произведение Куприна, Чудесный доктор, остается в памяти надолго его невозможно забыть. Вот именно ...
Критики отмечали простоту и выразительность языка А.И. Куприна. Особенно ярким и хорошим считался язык рассказа «Гамбринус». В 1909 году Куприн и И. Бунин получили Пушкинскую премию за свои произведения.
В 1919 году писатель эмигрировал в Финляндию, а затем во Францию. С 1920 года он жил в Париже. Произведения Куприна из эмиграционного периода сильно отличались от его предыдущих работ. В них преобладала тоска по отвлеченному идеалу человеческого бытия и грустный взгляд в прошлое.
А.И. Куприн в своих рассказах поднимает различные жизненные ситуации и обращается к таким темам, как социальное неравенство, любовь к ближнему, страдания и муки простых народов. Он также призывает своих читателей к нравственности, доброте и гуманности. Его рассказы, хоть и небольшие по объему, имеют глубокий смысл.
Глава 2. Гуманистический аспект решения проблем в рассказах А.И. Куприна «Чудесный доктор» и «Слон»
А.И. Куприн является достойным продолжателем гуманистических идей великой русской литературы XIX века, как отметил А.А. Волков. Цель данной главы — проанализировать рассказы Куприна «Чудесный доктор» и «Слон» с точки зрения авторского гуманизма.
Рассказ «Чудесный доктор» (1897) А.И. Куприна основан на реальных событиях. Сам автор отмечает: «Следующий рассказ не есть плод досужего вымысла… Я, с своей стороны, лишь изменил имена некоторых действующих лиц этой трогательной истории да придал устному рассказу письменную форму» [15, т.1, с. 163].
Рассказ начинается с описания двух голодных мальчиков, братьев Гриши и Володи, которым поручено передать письмо влиятельному лицу, которое, возможно, поможет их отцу найти работу. Мальчики стоят перед витриной продовольственного магазина и мечтают о еде, которая для них недоступна.
Социальная проблема малоимущих семей, голодных детей и проблема взрослых трудоустроиться являются актуальными в нашей стране. Жизнь, описанная в цитате, крайне трудна и неприемлема, но увы, такие семьи существуют и сейчас. Они вынуждены жить в неблагополучных условиях, страдают от недостатка питания и не имеют никаких перспектив на будущее. Необходимо уделить больше внимания социальным программам поддержки малоимущих семей и борьбе с безработицей. Каждый ребенок должен иметь равные возможности для развития и образования, а его семья — возможность на достойную жизнь.
Анализ ситуации
В данном отрывке рассказа рассматривается ситуация, в которой главный герой, Мерцалов, оказывается в отчаянном положении из-за бедности и неспособности помочь своей семье. Он видит свою жену и детей голодными и больными, и это приводит его к мысли об отчаянии и даже самоубийстве. Однако, в самый неожиданный момент появляется чудесный доктор, который может изменить их ситуацию.
Состояние Мерцалова
Мерцалов находится в отчаянии и безысходности. Он ощущает беспомощность перед тем, что происходит с его семьей. Его мысли о самоубийстве свидетельствуют о его готовности выбрать краткий путь к смерти, чтобы избежать медленного умирания от голода и страданий.
Анализ рассказа Слон Куприна
... было сотворено любящими людьми. Анализ рассказа Куприна Слон Несколько интересных сочинений Жизнь Максима Горького необычна. Посвятил он себя творчеству, его произведения глубоки по смыслу. Значительная книга писателя – ... складывается прекрасно, хоть и начинается повествование с печальной сцены – болезни девочки Нади. Доктора, которые осматривают больную, не могут понять причины болезни. Но один из ...
Появление чудесного доктора
В самый неожиданный момент появляется чудесный доктор, который может изменить ситуацию Мерцалова и его семьи. Он появляется в момент, когда Мерцалов уже утратил надежду и готов отчаяться. Появление доктора символизирует надежду и возможность изменения обстоятельств для Мерцалова и его семьи.
Встреча с доктором
Доктор, выглядящий стариком в теплой шапке, меховом пальто и высоких калошах, появляется в момент, когда Мерцалов уже не верит в чудо. Он говорит о том, что купил подарки для знакомых детей к Рождеству. Мерцалов, в отчаянии, выбрасывает свою боль и говорит о том, что его собственные дети страдают от голода и болезней. Это показывает, что Мерцалов все еще надеется на помощь и спасение.
Вывод
В данном отрывке рассказа мы видим, что Мерцалов находится в отчаянии из-за бедности и неспособности помочь своей семье. Однако, появление чудесного доктора дает надежду на изменение ситуации. Этот отрывок показывает, что даже в самый безнадежный момент может появиться надежда и возможность на спасение.
Мерцалов думал, что он уйдет, но старик сделал серьезное лицо и попросил рассказать ему его историю. В необыкновенном лице незнакомца было что-то до того спокойное и внушающее доверие, что Мерцалов тотчас же, без малейшей утайки, но страшно волнуясь и спеша, передал свою историю.
Он поплакался о своей плохой жизни и болезни дочери, на что человек, сказав, что он доктор, попросил Мерцалова отвести его к больной. После осмотра врач выписал лекарства и договорился с аптекой, а также сказал пригласить доктора Афанасьева, с которым тоже обещал иметь договоренность.
Это сродни чуду, что подчеркивается в названии рассказа. Резкие слова отчаявшегося Мерцалова встречают живой человеческий отклик, и доктор сразу же предлагает свою помощь, вместо того чтобы обидеться или проигнорировать чужую беду. Это также похоже на чудо, ведь люди из обеспеченной, праздничной, «другой» жизни не откликались на просьбы Мерцалова о помощи и даже не подавали милостыню. А чудесный доктор одним своим появлением вселяет бодрость в измученных людей, после назначает лечение больному ребенку, дает деньги на необходимую еду и незаметно оставляет на столе крупные кредитные билеты. И при всем этом не называет даже своего имени, не только не желая выслушивать благодарности, но даже не считая, что должен их выслушать: «Вот еще пустяки выдумали!»
Позже семья узнала фамилию этого добродетели из ярлыка на лекарстве, это был профессор Пирогов.
И после появления этого необыкновенного человека нищая, неудачная жизнь семьи Мерцаловых входит в благополучное русло. Дети выздоравливают, отец находит место, мальчиков устраивают в гимназию. Все они попадают в ту, другую, «праздничную» реальность — посредством доброго деяния чудесного доктора.
Рассказ «Слон» А.И. Куприна является серьезным произведением общечеловеческого характера, несмотря на то, что был написан для детского журнала. Он затрагивает проблему любви к ближнему и решает ее в позитивном гуманном ключе, подобно рассказу «Чудесный доктор», где автор через образ доктора Пирогова представляет своеобразный идеал.
Основной идеей и художественной нагрузкой в рассказе «Слон» является образ слона, который становится символом добра и гуманизма. Это открытие А.И. Куприна, так как в русской литературе редко говорится о благотворном воздействии анималистических образов.
Великая сила и неистощимая человеческая доброта в е А. И. Куприна ...
... мы рассмотрим ваши рисунки к рассказу «Чудесный доктор» V Домашнее задание: К внеклассному чтению прочитать рассказы А.И. Куприна «Барбос и Жулька», «Слон», «Белый пудель», «Бедный принц» - это ... сочувствие другого. (стр. 442) Учитель: Под руководством «чудесного доктора» все меняется как в сказке, семья возвращается к жизни. А доктор действует так быстро, что Мерцаловы опомниться не успевают, ...
Рассказ состоит из шести частей, каждая из которых описывает разные эпизоды из жизни слона. В начале рассказа мы видим, как слон попадает в цирк и становится главным аттракционом. Однако, слон несчастен, так как его обижают и издеваются над ним.
Дальше автор рассказывает о том, как слон бежит из цирка и находит себе новую семью в лице старика и его внука. Он становится для них верным другом и помощником.
В следующей части рассказа слон спасает мальчика от пожара, проявляя свою мощь и доброту. Затем он помогает старику собрать деньги на лечение внука, проявляя свою щедрость и сострадание.
В конце рассказа слон возвращается в цирк, но уже не в качестве раба, а в качестве героя, который показывает свои умения и привлекает внимание зрителей своим благородством и милосердием.
Рассказ «Слон» А.И. Куприна подчеркивает важность добра, сострадания и гуманности в нашей жизни. Он показывает, что даже животное может быть источником вдохновения и примером для нас, людей.
В первой части учебной работы рассказывается о маленькой девочке по имени Надя, которая страдает от равнодушия к жизни. Несмотря на то, что у нее нет физических болей, она теряет вес и становится все слабее каждый день. Даже во сне она видит что-то серое и скучное. Доктора приходят к выводу, что Надя нуждается в развлечениях, чтобы вернуть ей радость к жизни. Ее родители очень заботятся о ней и готовы сделать все возможное, чтобы сделать ее счастливой. Отец Нади, особенно, очень беспокоится и проявляет нервозность. Он ходит из угла в угол и постоянно курит. Иногда он приходит в детскую комнату, гладит ноги Нади и смотрит в окно, но его плечи трясутся. Затем он уходит в свой кабинет и продолжает курить. Однако Надя сама не понимает, что происходит с ней, и все ей кажется скучным.
В третьей части рассказа Надя просыпается утром и внезапно захотела настоящего слона, который приснился ей во сне. Отец радостно исполняет ее желание и привозит ей игрушечного слона. Надя равнодушно смотрит на него и не хочет огорчать отца. Она благодарит его, но напоминает ему, что он обещал свозить ее в зверинец, чтобы увидеть настоящего слона. Не зная, что делать, отец уходит из дома, чтобы как-то исполнить желание своей дочери.
Разговор папы с немцем-дрессировщиком
В 4-й части происходит разговор папы с немцем-дрессировщиком, который имеет решающее значение для судьбы Нади и ее семьи. Этот момент очень волнительный, потому что в случае отказа немца все могло сложиться иначе. Однако в этом рассказе немец-дрессировщик становится образом внимательного, отзывчивого и доброго человека. Он сочувствует беде отца Нади и, как можно понять между строк, невольно представляет себя на его месте. Ведь у него тоже есть дочь Лиза — ровесница Нади.
Описание слона
В 5-й части автор подробно и красочно описывает слона. Он описывает его грубую кожу с тяжелыми складками, толстые ноги, длинный хвост с помелом на конце и маленькие, но умные и добрые глаза. Отец Нади делает все возможное, чтобы осуществить мечту своей любимой дочери.
Момент встречи Нади с настоящим слоном
И, наконец, кульминация происходит в счастливый момент сбывающейся детской мечты — встречи Нади с настоящим слоном по имени Томми. Он производит на нее большое впечатление и оказывается немного больше, чем Надя себе представляла. Однако девочка не испытывает ни капли страха перед таким гостем, а с радостью начинает разговаривать с ним, смотреть книжки, чаевничать и играть, на что слон отвечает ей взаимностью. Слон осторожно берет руку Нади своим подвижным сильным пальцем и делает это гораздо нежнее, чем доктор Михаил Петрович. При этом слон качает головой, а его глаза совсем сузились, точно смеются.
Александр Куприн «Жизнь»
... шептала, сияя огнями: О, как прекрасна жизнь! Как хороши люди!.. V В ту же ночь, когда елочка была царицей детского праздника, в мрачной чаще старого леса произошло ужасное дело: на корявых ... на месте срубленной елочки вырастают уже молодые, свежие побеги. <1895> Александр Куприн - Жизнь См. также Куприн Александр - Проза (рассказы, поэмы, романы ...) : I Доктору Чудинову надоела его ...
Образы действующих лиц в произведении «Слон» охарактеризованы как положительные, что позволяет чувствовать себя в окружении добрых и отзывчивых людей, готовых выслушать, понять и помочь. Надя — послушная, примерная и воспитанная девочка, чье счастье зависит от родителей, которые готовы выполнить все ее просьбы, лишь бы она поправилась. Отец Нади — любящий, упорный, надежный человек, который решил помочь своему ребенку воплотить в реальность мечту из сновидения, а мама — идеальный образ женщины, готовой выполнить любую просьбу своего ребенка. Немец-дрессировщик проявил чувство сострадания и помог Наде воплотить ее мечту, а слон Томми вызывает безграничную симпатию.
Даже соседи, на которых осыпалась сверху штукатурка от приседаний Томми, не обмолвились и словом. Неважно, что они подумали, но самое главное — не испортили праздник. И городовой не предстает камнем преткновения, а только спокойно просит разойтись зевак. И не забудем про хозяина булочной, у которого для такого случая наготове оказался фисташковый торт и булочки, хоть на улице и была уже глубокая ночь.
Итак, рассказы «Чудесный доктор» и «Слон» А.И. Куприна получились добрыми , светлыми , наполненными безграничной любовью к детям.
заключение
куприн рассказ сюжет воспитывающий
Таким образом, мы приходим к такому выводу что, А.И. Куприн является один из самых лучших и талантливых писателей в русской литературе. В его произведениях привлекает последовательный и одновременно ненавязчивый гуманизм, участливое, доверительное отношение к человеку, он также полнокровный реалист, без устали воспевавший красоту человеческий чувств, великолепие природы, счастье бытия; наблюдательнейший художник, подмечающий все мелочи, паутинки быта; певец чистой возвышенной любви.
Сегодня произведения А.И. Куприна вызывают большой интерес. Они привлекают читателя своей простотой, человечностью и уникальностью. Мир героев А.И. Куприна пестр и разнообразен. Как отмечает Афанасьев В.Н. «Восторженная увлеченность жизнью, любовь к простому человеку, неиссякаемая вера в его духовные силы, протест против произвола и насилия все это делает лучшие произведения Куприна созвучными, понятными и близкими читателю наших дней».
В рассказе «Чудесный доктор» Куприн обращается к проблемам социального, психологического, нравственного характера. В своем рассказе он формирует эстетический идеал личности (на примере доктора Пирогова), которая в трудную минуту помогает бедствующей семье, помогает безвозмездно, альтруистически, бескорыстно. И его доброе отношение к семье Мерцаловых, в свою очередь, пробуждает стимул к жизни, труду и главное — к нравственному саморазвитию членов этой семьи.
Роль искусства в жизни человека по произведениям Пушкина, Гоголя, Куприна
... людям в удовлетворении "нужд низкой жизни". Моцарт противопоставляет нужды низкой жизни и вольное искусство; труд, заботы и счастливую праздность творца. Но ... трагедии и повести, следовательно, сравнивать можно концептуальный и образный уровни, историко-культурные модели и представления, ... всех последующих эпох. Пушкинский Моцарт создаёт искусство, новые законы и правила которого не может понять и ...
Так, Григорий, сын Мерцалова-старшего, занимая «довольно крупный, ответственный пост в одном из банков», слывет «образцом честности и отзывчивости на нужды бедности».
В рассказе «Слон» перед нами психологическая проблема детского отчуждения, равнодушия к жизни. Она тесно связана с социальной проблемой — несчастливого брака родителей Нади, которые каждый по-своему любят дочь и пытаются вернуть ее к жизни. Ситуация нравственного испытания для взрослых решает также в гуманном ключе. Отец обращается к дрессировщику. Тот понимает горе отца и разрешает пообщаться Наде с его слоном Томми. Общение девочки с животным, у которого «умные и добрые глаза», которое с удовольствием включается в общение с ребенком производит исцеляющий эффект. Девочка поправляется. И даже отношения между взрослыми становятся теплыми и доброжелательными.
Художественные произведения Куприна щедро обогащают человека духовным, нравственным опытом, давая при этом читателю огромную эстетическую радость и наслаждение.
список использованной литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/nravstvennyie-i-sotsialnyie-problemyi-v-rasskazah-kuprina/
1.Афанасьев В. А.И. Куприн. Критико-биографический очерк. — М.: ГИХЛ, 1960.
2.Афанасьев В.Н. Александр Куприн. — URL: <#»justify»>14.Куприн А.И. Избранные сочинения. — М.: Худож. лит., 1985.
.Куприн А.И. Повести и рассказы: В 2 т. — М.: Худож. лит.,1963.
.Куприн А.И. Соч.: В 2 т. — Фрунзе: Кыргызстан, 1981.
.Куприн А.И. Собр. соч.: В 9 т. — М.: Худож. лит., 1970.
.Куприн А.И. Собр. соч.: В 9 т. — М.: Худож. лит., 1964.
.Куприна-Иорданская М.К. Годы молодости. — М.: Худож. лит., 1966.
.Михайлов О.Н. Куприн А.И. — М.: Худож. лит., 1981.
.А.И.Куприн. Избранные сочинения».М., «Художественная литература», 1985.
.Паустовский К. Поток жизни: Заметки о прозе Куприна. // К. Паустовский. Наедине с осенью: Портреты, воспоминания, очерки. — М.: Советский писатель, 1967.
.Паустовский К. Поток жизни: Заметки о прозе Куприна. // К. Паустовский. Собр. соч.: В 8 т. Т. 8: Литературные портреты. Очерки. Заметки. — М.: Худож. лит., 1970.
.Рощин Н. Купринские самоцветы // Литературная Россия. — 1964. — 10 апреля.
.Смирнова Л.В. В поисках духовной гармонии: Куприн А.И. — М.: Худож. лит., 1956.
.Чуковский К. Куприн // Корней Чуковский. Современники: Портреты и этюды. — Минск: Народная асвета, 1985. — С. 157 — 187.