«Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!»
Николай Заболоцкий.
По окончании ядерной эры, эры машин и скоростей наша отечественная проза активно обратилась к теме гуманизма. Будем ли мы раздавлены сверхпрактичностью или человек в нас преодолеет эту скрытую жестокость? Великий русский писатель и гуманист Федор Михайлович Достоевский считал, что «красота спасет мир». Я считаю, что красота человеческой души может спасти человечество.Милосердие и сострадание. По определению В. И. Даль, это «душевная боль, сочувствие, любовь на практике, готовность делать добро всем, сострадание, доброта». В воспитании этих чувств нет более надежного союзника, чем вымысел. именно она обладает способностью проникать в самое сердце человека, дотрагиваться до струн его души. Находясь наедине с книгой, человек совершенно откровенен и честен с самим собой, а потому живое слово падает на благодатную почву.
Антон Павлович Чехов, презиравший самодовольное счастье мещанина, писал: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда… и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других…»
Критики отмечают, что в произведениях некоторых наших писателей давно выявился новый герой, задумавший о смысле жизни и нравственности, ищущий этот смысл, осознающий свою ответственность в жизни. Размышляя о проблемах и пороках общества, думая о том, как их решить, такой герой начинает с себя. В.Астафьев писал: «Всегда нужно начинать с себя, тогда вы придете к общему, общему состоянию, общечеловеческим проблемам». Сегодня, мне кажется, проблема нравственности становится ведущей. В конце концов, даже если нашему обществу удастся перейти к рыночной экономике и стать богатым, богатство не сможет заменить доброту, порядочность и честность. Наоборот, все пороки людей могут обостриться.
Тема милосердия и сострадания человека волнует таких современных писателей, как В. Распутин, В. Астафьев, Г. Троепольский.
Распутин мне всегда нравился за его заботливое, честное и строгое отношение к жизни. Одна из его главных техник, как мне кажется, — это умение в резком повороте показать судьбу людей, представить своих героев в трагическую и исключительную для них минуту. В произведениях Распутина мы находим ситуации, близкие к современной жизни, и они помогают нам понять сложность этой проблемы. Произведения В. Распутин состоит из «живых мыслей», и мы должны уметь их понимать, хотя бы потому, что это важнее для нас, чем для самого писателя, потому что будущее общества и каждого человека зависит от нас.
Роль дружбы в жизни человека (2 варианта)
... которую можно будет удержаться на краю. Таким образом, роль дружбы в жизни человека сложно переоценить. Она помогает нам познать себя и ... именно для них мы совершаем хорошие поступки. Об роли дружбы в нашей жизни писали многие авторы. К их произведениям мы обратимся ... и опору в трудной ситуации. Без нее люди были бы совсем другими. Примеры аргументов для сочинения Формы человеческого взаимодействия: ...
Так, в рассказе Распутина «Деньги для Марии» Марии, продавщицы единственного во всем селе магазина, инспектор обнаружил недостачу, причем немалую — тысячу рублей. срочно, в течение пяти дней, вернуть их в кассу, иначе Марию не выпустят из тюрьмы. Таких денег в доме не было, когда он родился, и муж Марии, тракторист Кузьма, решает собрать эти тысячи, как говорится, с миром на веревке, взять взаймы у кого угодно.
http://philology.khsu.ru/photos/rasputin/jump.php?img=ras-06.jpghttp://philology.khsu.ru/photos/rasputin/jump.php?img=ras-06.jpgКак видим, внешне ситуация предельно проста. Но ведь и жизнь сама по себе, в сущности, проста. Сложность его в том, что все мы, создающие друг другу трудности и приносящие счастье, разные. И чужое несчастье, как, пожалуй, ничто иное, высвечивает в каждом его истинное внутреннее лицо. Беда – как надлом, боль, разлад: насколько люди могут оставаться чужими? И можно ли спокойно жить, зная о том, что рядом кто-то страдает?
В «Деньгах для Марии» Распутин взял момент, когда сама жизнь словно застыла в недоуменном немом вопросе: как, из-за этих вот бумажных денег человек погибает, лишается свободы, обездоливает детей, а те, у кого эти деньги есть, могут их не дать? Возможно ль? К тому же не насовсем, а в долг, — и не дать? Тем самым признать преобладание условной, временной ценности над ценностью непреложной и постоянной, единственно неизменной – человеком? Да может ли такое быть?
Действие повести ограничено всего пятью днями. Но каждый из них намного, на годы дольше обычного хода времени: как будто в них вдавили неизвестное нам будущее, и с этих пяти дней простирался след прошлого. Когда видишь, как Мариины «ребятишки, все четверо, выстроились возле русской печи строго по порядку – один на голову ниже другого», как они, «не отрываясь друг от друга, будто связанные, тычутся в углы», словно заранее уже боясь расстаться, — не задумываешься о том, прошлое они или будущее, — они не виноваты, они, скорее, наоборот – воплощенный лик вины, который должен был бы преследовать тех, кто дал ему воплотиться. Но и Мария тоже не виновата. Не только потому, что она не брала денег и потому что у нее не было опыта в торговле, но и потому, что, во-первых, то, что произошло, было не только для разрешения, но и, глядя на нас, вина всей страны. Ведь все же знали, что «магазин был как проклятый – уже сколько народу пострадало из-за него!» – и сразу после войны, когда продавщице Марусе «дали пять лет, ребятишек ее отправили в детдом, и что со всеми с ними сталось, больше в деревне не слыхали»; и потом, когда с трудом едва выкрутился однорукий Федор – но у него обнаружили остатки, а не недостачу; и молоденькая Роза, получившая три года… Знали, но просили Марию стать за прилавок, потому что измаялись; после Розы никто не хотел «план на тюрьму выполнять», магазин был закрыт, и «лаже за солью, за спичками приходилось ехать за двадцать верст в Александровское», теряя день, а то и два. Просили, зная, что Мария совестлива – не откажет. И она не отказала, более того, сделала магазинчик своего рода бытово-событийным центром деревни – и «бабы собирались даже тогда, когда им ничего не надо было покупать», и «мужики зимой перед работой заходили сюда курить…»
Кузьма не был в городе у брата
... живет хорошо. Кузьма уезжает в город. Повествование обрывается на моменте, когда Кузьма стоит на пороге у дома брата. В. Распутин поставил нас в необычное положение, мы сами должны понять, получится ли у Марии спастись, достанет ... оказался в такой ситуации был бы рад помощи. А сейчас, когда помощь нужна Марии, никто даже и не хочет ей помочь, Марию и ее семью оставляют погибать из-за денег! ...
Значит, те, кто отказывался помочь попавшей в беду Марии, и от себя в чем-то отказывались, добровольно решаясь стать навсегда не такими, как были: ведь деньги приходят и уходят, а подобные ситуации, когда и от тебя зависит судьба человека, не забываются и задним числом не поправляются. Какой ты, человек? – спрашивает Распутин. – И что с тобою сталось, коли стыд перед собою самим стал для тебя ничего не значащим? Каковы вы, люди, если сильные, здоровые, не бедствующие, не голодные не хотите все вместе помочь одному страдающему? Почему обкрадываете себя, лишая возможности еще раз убедиться в том, насколько вы сильны вместе, когда беда перед вашим единством отступит? И кто знает, от чего больше страдает Мария – от конкретной ли, имеющей цифровое обозначение недостачи, или же от того, что отравило ее душу: от впервые почувствованного неверия в людей, в добро, в ответную элементарную совестливость? Одно дело, когда она, только узнав о подсчетах ревизора, «плакала, жалея и проклиная себя, и, плача, хотела себе смерти», — это была естественная реакция, вызванная потрясением, естественный эмоциональный срыв, когда надо сбросить опасное напряжение. И совсем иное – когда она направилась за помощью к давней подруге Клаве, но вместо помощи услышала лишь оплакивания, как будто ее, Марии, уж и нет, как будто судьба ее решена и осталось только смириться с этим нелепым решением; когда Надя Воронцова, вместо которой Мария и пошла-то в этот магазин, стала, не выказав даже сочувствия, ругать ее… Именно после этого «больше она не верила, что у Кузьмы что-нибудь выйдет с деньгами».
И как бы тем, кто отказался, не приходило в голову, какой тяжкий грех — может быть, один из самых серьезных — испортила вера по вашей вине.
Определяя для себя главное в повестях Распутина, Сергей Залыгин пришел к выводу, что это – «законченность его произведений», и применительно к героям «Денег для Марии» еще раз подтвердил, что и здесь «каждый в своем отношении к чужой беде совершенно конкретен: и опять-таки закончен». Да, это одна из особенностей таланта Валентина Распутина – создавать точный, психологически завершенный портрет героя, даже если герой этот в произведении выполняет чисто служебную, вспомогательную роль, в повести глазами Кузьмы (это, кстати, одно из немногих произведений Распутина, где главным героем является мужчина) мы видим целый ряд односельчан, к которым он обращается за помощью, и нет в том ряду ни одного проходного образа. Все раскрываются, и здесь мы видим внимательно, в мельчайших деталях: этот человек считает Кузьму и его семью зависимыми от него, от его «доброты», или он сам, этот герой, зависит от Кузьмы, как от того, кто пришел в дом испытания совести. Все знали, что «больше половины из тысячи он с грехом пополам достал. Ходил унижался, давал обещания, где надо и не надо, напоминал о ссуде, боясь, что не дадут, а потом, стыдясь, брал бумажки, которые жгли руки и которых все равно было мало»; знали, что оставалось не так уж и много, столько, сколько у них есть, но… Те, кто мог дать, — и так дали что было: дед Гордей, которому уж за семьдесят, сам не имел ни копейки, но, вопреки протесту Кузьмы, выклянчил у сына пятнадцать рублей («Он стоял перед Кузьмой с протянутой рукой, из которой торчали свернутые в трубочку пятирублевые бумажки.
Рассуждение «Деньги в нашей жизни. Роль денег в жизни человека
... все и чем больше у человека денег, тем лучше его выбор. С помощью богатства можно улучшить условия жизни и подняться на новую социальную ступень. Деньги это своего рода энергия, ... мире еще существует духовное богатство. Деньги обязаны служить человеку, а не наоборот. Сочинение Деньги в нашей жизни Деньги и их значение в жизни человека. Для всех людей деньги имеют очень большое значение. ...
И смотрел он на Кузьму со страхом, что Кузьма может не взять. Кузьма взял»); даже прикованная к постели тетка Наталья, приготовившая деньги «на смерть» («чтоб поболе народу пришло и подоле меня поминали»), и та «протянула ему деньги, и он взял их, будто принял с того света», — она понимала их необходимость для живой Марии; что сумел, сделал председатель, отдавший свой месячный оклад и призвавший сделать то же колхозных специалистов.
А те, кто не хотел помогать Кузьме и Марии, легко находили причины и отговорки. Но – чему оправдания: скупости, жадности, лицемерию? Степанида, жалеющая на словах («Мне Мария как родная. Да я бы для нее последнего не пожалела»), не только последнего, но и лишнего, не нужного на сей день не дает, боясь расстаться со своими сотнями. А ведь, как отмечает президент, сейчас их в одиночку не возьмешь, «холеру с ними не купишь. Люди увидят, поймут, что обманула. Так и будет по рублю таскать. Сама себе наказание придумала и у людей из доверия вышла». Хотя директор школы дает сотню, взамен он изнуряет свою душу морализаторством и прося некоего чрезмерного уважения к себе, как будто он не одолжил, а совершил подвиг. И главное для него не сама помощь, а, во-первых, возможность оставаться довольным собой, а во-вторых, боязнь, что люди обвинят его в жадности — лучше немного «щедрости» чем ловить косые взгляды.
Деньги, деньги… Уходят, преувеличивают, подчеркивают щедрость щедрых и алчность жадных. Но не это важно в конечном счете для Распутина, а то, что «через отношение к деньгам, к человеку в беде обнаруживаются какие-то важные и часто тревожные приметы современного состояния мира», «отношение к ним оказывается еще достаточно точным показателем качества человека» (С. Семенова).
Сам Кузьма, от которого сам не может отказаться и сам блестящий морально, тоже хорошо думает о других, веря в понимание, не нуждающееся в словах: «он даже не осмелился в мыслях попросить у них денег. Он представлял себе свой обход так: он заходит и молчит. Уже одно то, что он пришел, должно было сказать людям все». Но Кузьма оказался слишком светлым для уже сереющего мира; даже этот луч, более сильный и настойчивый, нежели Мариин, устал пробивать непредвиденный, невесть когда спустившийся туман. И тогда все стало безразлично. Произошло это скорее даже не от неверия в успех, а от невысказанной, неосознанной обиды, в которой он и сам-то себе не хотел признаваться, словно боясь разочарованием в людях обидеть и их.
http://philology.khsu.ru/photos/rasputin/jump.php?img=ras-07.jpghttp://philology.khsu.ru/photos/rasputin/jump.php?img=ras-07.jpgСам Кузьма к деньгам «относился очень просто: есть – хорошо, нет – ну и ладно»; все необходимое для жизни в доме было, ребятишки одевались не хуже других, без хлеба да без молока не сидели; «он мог думать о запасах хлеба и мяса – без этого нельзя обойтись, но мысли о запасах денег казались ему забавными, шутовскими… Он был доволен тем, что имел». И именно потому, что Кузьма уважает то, что необходимо для жизни, и с иронией — ко всему остальному, без чего поток жизни не остановится, за всю историю, несмотря на тревогу, мы не оставляем надежды, что это он., Кузьма и преодолеет неприятности. Не только потому, что «у него не будет жизни без Марии», но и потому, что его основная внутренняя установка, его суть — человечность, природная доброта. И то, что несчастье случилось с близким ему человеком, чей голос: «Спаси меня, Кузьма, не отдай меня им!» — не покидает его, только увеличивает в десять раз и надежду, и отчаяние. Случись подобное с кем-либо другим, он и тогда бы не сумел отойти в сторону, сделать вид, что его не касается; духовная его гармония настолько прочна, что он попросту не умеет жить не в ладу с собою, с совестью.
Сочинение кузьма минин и дмитрий пожарский
... регионов царила анархия, а 11 декабря 1610 года на охоте татарская охрана убила Лжедмитрия. В Нижнем Новгороде Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский сформировали второе ополчение. В отличие от первого ополчение ... потеряло многие свои территории, в том числе и Смоленск, но оно выстояло и показало тем самым свою колоссальную внутреннюю прочность. И это явилось главным залогом его блестящего будущего. ...
На пути Кузьмы встречаются несколько злых натур, но зло — это то, что осталось от того, что когда-то было целым, здоровым, а потому в конечном итоге не могло затмить, заглушить собой моральный свет, излучаемый умственно укрепленным человеком. Наконец, именно он, этот «протяженный свет», позволяет другим не прятаться во тьме раздора и тем, кто стоит на грани: пока они освещены им, они все еще свет. Мы не видим в истории брата Кузьмы Алексея, который долгое время жил в городе, хотя мы знаем, что они характеризуют его нелестно. Мария «переночевала там две ночи, а потом, вернувшись, сказала, что лучше жить у чужих»; да и односельчанин, наведавшись к Алексею, пожаловался потом Кузьме: «… узнать меня узнал, а за товарища не захотел признать». И то, что Алексей не приехал на поминки родного отца, и то, что Кузьма не был у брата семь лет, и то, что «брат постепенно забывал свою деревню, а стало быть, и свое детство, а деревня постепенно забывала, что был у нее когда-то такой человек», — все это говорит, конечно, не в пользу Алексея. И все ж, когда Кузьма, поняв, что в деревне денег ему больше никто не даст, решает использовать последний шанс – поехать в город к брату, — мы, несмотря на твердое убеждение Марии, что не даст он, все-таки благословляем Кузьму и пусть немного сомневаемся в удаче, но все же желаем ему успеха, ибо брат пока еще находится в луче «продленного света», излучаемого самим Кузьмой. И Распутин, не лишая ни нас, ни героя последней надежды, оставляет финал повести открытым: Кузьма приезжает-таки в город, находит дом брата, стучит в дверь…
«Сейчас ему откроют», — последняя фраза произведения. Что будет?
Даже если Алексей даст недостающие злосчастные сотни, которые у него, конечно же, есть (а коль нет, то можно на пару месяцев – всего-то! – собрать у своих знакомых), — все равно и тогда остается вопрос: что будет? С Кузьмой и Марией, из последних сил удерживающими в себе веру в людей и в справедливость (ибо если происходящее с ними как в бреду, как в кошмарном сне – справедливо, тогда лучше не надо ее вовсе, такой вот «справедливости», карающей невинных); с их четырьмя ребятишками, уже впитавшими в души долю незаслуженного страха, который нескоро теперь выветрится и уж точно никогда не забудется; с теми, кто своим неучастием, равнодушием позволил случайно занесенному топору уже коснуться живого тела семьи Кузьмы и Марии…
Что будет? Ведь когда старый дед Гордей говорит, что надо, чтоб люди на себя надеялись, а не на деньги, он не только то имеет в виду, что все стали покупать в магазине и потому разучились мастерить, «руками двигать», «на иждивение перешли», но и то в первую очередь, что – на себя: не на натуральное хозяйство, а на самоценность, самоуважение, свободу от ненужных компромиссов, душевных шлаков.
Анализ фильма Андрея Тарковского «Андрей Рублёв»
... несут. 7. Набег Во второй серия фильма "Андрей Рублев" необходимо подчеркнуть , что в "Набеге" Рублев-Тарковский оказывается лицом к лицу с превышающей ... сцены со скоморохом. Сюжет суровый, реалии настоящей жизни. Ужасно, отвратительно в 1400 на Руси — а сейчас что-то изменилось? ... — вот символ пути Кирилла. 4. Страсти по Андрею В новелле "Страсти по Андрею" мы видим, когда добро остаётся добром, ...
Доводилось ли ранее Кузьме за столь короткий срок испытывать столько неудобств и унижений, на которые ради лишь себя одного он, наверное, и не пошел бы? Одно только путешествие в поезде чего стоит: проводница презрительно смотрит на крестьянские его сапоги, попутчики откровенно иронизируют над ним, не видя в нем равного. Не говоря уж о том стыде, который пережил он перед своими: и когда председатель предложил главным специалистам колхоза отдать зарплату Кузьме («Он чувствовал один стыд, горький и едкий стыд взрослого, уже пожилого человека… он даже хотел, чтобы ему отказали, потому что тогда он ничем не будет обязан»); и когда над ним изгалялся бухгалтер; и когда вроде бы согласившиеся поначалу специалисты стали подсылать к Кузьме своих жен и детей, чтоб не прилюдно, а все-таки вернуть свои деньги.
http://philology.khsu.ru/photos/rasputin/jump.php?img=ras-08.jpghttp://philology.khsu.ru/photos/rasputin/jump.php?img=ras-08.jpgНет, не доводилось ему ранее так немилосердно, до отвращения, насиловать себя, испытывать столько унижений. От этого устала его душа, и Кузьме казалось, «что он остался один на всем большом свете — он даже подумал: не на белом, а на черном, как будто белого света уже не было». Поэтому в их хижине, в доме, в этом ранее гармоничном микрокосме он стал «тихим и боязливым». Словно весь мир, удрученный и пришибленный происходящим – мир и внутренний и внешний, — замолк не столько в ожидании ответа на вопрос «Что будет?», сколько в недоумении – как такое может быть? И даже ветер, постоянно сопутствующий Кузьме, воспринимается не как живое движение природы, а как символ чего-то разметающего, развевающего, рассеивающего былые представления и веры, надежды, связи. Дома «километров двадцать подряд одно и то же: ветер, ветер, ветер – ветер в лесу, ветер в поле, ветер в деревне»; у железнодорожного вокзала – тот же ветер, «который как начал дуть от дома, так и не переставал»; Кузьме даже кажется, что и пассажиры по перрону не просто мечутся, а «кружит их ветер». Хотя «ветер не может иметь никакого отношения ни к истории с Марией, ни к поездке в город, он дует сам по себе, как дул, наверное, и в прошлом и в позапрошлом году, когда у Кузьмы с Марией было все хорошо, и тем не менее Кузьма не может отделаться от чувства, что одно с другим связано и ветер дует не зря».
Да, здесь природа, ее состояние, как это и всегда бывает в повестях Распутина, не только оттеняет движение души героя, но и продолжает его, словно выводя за пределы самого человека и распространяя на весь окружающий мир, который не может быть покойным, если значительнейшая часть его – человек – в смуте, надломе, дискомфорте. Однако, в отличие от других повестей, в «Деньгах для Марии» Распутин выводит такие явления природы, как ветер и снег, из пейзажного ряда, ставит их в ряд героев, — особенно ветер, который на протяжении всего произведения выполняет значительно более важную функцию, нежели только подтверждение неспокойного, нервного состояния Кузьмы и Марии: он не зря безумствует именно в момент расставания супругов, перед отъездом Кузьмы в город, да так безумствует, что «бьется на ветру и стонет земля». Это – символ надчеловеческого протеста, ибо недолгая предстоящая разлука не является только лишением Марии самой надежной, необходимой, да и, в сущности, единственной для нее опоры, но и заключает в себе драму куда более глубокую, не могущую не вызвать этого протеста: отъезд Кузьмы стал последней точкой в трехдневном периоде разуверения в людской общности, и ветру предстоит теперь слишком многое смести с плодородной ранее почвы душ героев. Хотя души эти до конца, из последних сил, вопреки всему хотят остаться светоносными: как в деревне Кузьма, зная, что у односельчан деньги «лежат без пользы и без движения, никому не делая добра», думал: «Так неужели люди откажутся на время дать их…, чтобы он мог отстоять Марию? Не может быть!», так и, уже приехав в город, уже подъезжая к дому брата, «он ругал себя: как это ему в голову пришло ради денег ехать в город, неужели он не мог достать их у себя в деревне?» Казалось бы, впору давно уж озлобиться, обидеться на весь белый свет, разувериться в нем до конца дней своих, но – он пытается оправдать, отдалить односельчан от уже совершенного ими греха. Это – последнее, что он может для них сделать, потому что и на протяжении всей повести не они пытались помочь Кузьме, а он давал им возможность помочь, — даже во сне, когда снится ему, «будто идет общее колхозное собрание, на котором обсуждается вопрос о деньгах для Марии», он видит их добрыми, и в доброте этой – равными: ведь для того чтобы спасти Марию, каждый должен дать всего лишь по четыре рубля сорок копеек. Но – каждый; только тогда будет ясна вся позорность выбора: четыре сорок или – Мария. Как можно тут будет выбирать, и какие причины можно будет придумать для отказа? Да и у кого хватит совести отказать?
«Жизнь замечательных людей» (Крысина К.)
... была собственная семья, в которой родились две замечательные дочери - Татьяна и Наталья. Желание писать ... рассказы, поэму и стихотворения. Основные темы его произведений - отношения между людьми, красота родной природы. Вдохновение к ... На ромашковом лугу., В волны солнечного света,, Как мальчишка, побегу., Блики светятся, мелькают,, Серебрят траву, листву., Знать, меня они встречают, С вольным ветром ...
Увы, и этот сон в поезде остался лишь невостребованной возможностью спасения, которого деревня возжаждет очень скоро и потому, что снова опечатают недоброй памяти магазин, и потому, что ситуация с Марией как острыми ножницами обрезала и без того поредевшие нити доверия друг к другу, и потому, наконец, что несправедливость, раз пришедшая в деревню и не получившая отпора, повадится теперь в нее ходить часто.
Только б не забыли, с чего все началось и кто распахнул ей ворота.
Валентин Распутин воистину обладает народным сознанием: он, если пишет, то так ли, этак ли — через содержание, через образы, через действия героев, может быть, помимо иногда воли своей, но передаёт импульсы этого самого—народного сознания.
Есть писатели, опережающие свое время, подталкивающие его. Есть писатели исторической мысли, которые формулируют прошедшие дни и эпохи словами и образами.
Валентин Распутин по природе своего таланта настроен на волну народного сознания.
Вторая характеристика дара Распутина — тонко чувствовать женскую душу. Пожалуй, ни один из его современников, да и вообще, и в русской литературе в целом, не найдет слова писателя, похожего на женскую душу.
Например, все помнят Ивана Африкановича за Василия Белова, Ивана Денисовича за Александра Солженицына и Федора Кузькина за Бориса Можаева. У Распутина же — прежде всего Настёна из «Живи и помни».
«Живи и помни» — новаторская, смелая повесть – не только о судьбах героя и героини, но и о соотнесении их с судьбою народной в один из драматичных моментов истории. Эта история затрагивает как моральные проблемы, так и проблемы взаимоотношений человека и общества, которые часто возникают в годы войны, и проблемы здесь тоже присутствуют.
Счастливые моменты в жизни князя Андрея Болконского (по роману ...
... Счастье, но герой пока еще не до конца это понимает. Впереди у Болконского еще много ... маленьким и ничтожным. Конечно, князь Андрей не приходит к Богу, но все же отбрасывает честолюбивые мечты, понимает, что человек должен искать в жизни что-то вечное. Но что? ...
Да, рассказ получил высокую оценку, но не все правильно его поняли и увидели в нем те акценты, которые поставил писатель. Некоторые отечественные и зарубежные исследователи определили его как произведение о дезертире, человеке, сбежавшем с фронта, предавшем своих товарищей. Но это результат поверхностного прочтения. Сам автор повести не раз подчёркивал: «Я писал не только и меньше всего о дезертире, о котором, не унимаясь, талдычат почему-то все, а о женщине…»
Отправной точкой, с которой герои Распутина начинают жить на страницах истории, является простая природная жизнь. Они были готовы повторить и продолжить начатое до них движение, замкнув круг непосредственной жизни. «Настёна и Андрей жили, как все, ни над чем особенно не задумывались», — работа, семья, очень хотели детей. Но была и существенная разница в характерах персонажей, связанных с жизненными обстоятельствами. Если Андрей Гуськов вырос в обеспеченной семье: «Гуськовы держали двух коров, овец, свиней, птицу, жили в большом доме втроём», никакого горя с детства не знал, привык думать и заботиться только о себе, то Настёна испытала многое: смерть родителей, голодный тридцать третий год, жизнь в работницах у тетки. Поэтому «бросилась замуж, как вода, — без лишних мыслей…» Трудолюбие: «Настя все выдержала, успела уехать в колхоз и была в колхозе почти одна». «Настёна терпела: в обычаях русской бабы устраивать свою жизнь однажды и терпеть всё, что ей выпадает» – основные черты характера героини. Настя и Андрей Гуськовы — главные герои повести. Поняв их, можно понять нравственные проблемы, поставленные В. Распутиным. Они проявляются и в трагедии женщины, и в неоправданном поступке её мужа. Читая рассказ, важно проследить, как у «натуральной» Насти, оказавшейся в трагической ситуации, рождается человек с повышенным чувством вины перед людьми, а у Гуськова — животный инстинкт самосохранения подавляет все человеческое.
Повесть «Живи и помни» начинается с пропажи топора в бане. Эта деталь сразу придает повествованию эмоциональный настрой, предвосхищает его драматизм, несет в себе отдаленное отражение трагического финала. Топор является орудием убийства телёнка. В отличие от мамы Гуськова, рассерженной на людей, у которых также отсутствовал материнский инстинкт, Настена сразу догадалась, кто взял топор: «.. вдруг у Настены сердце екнуло: кто-то другой подумал бы заглянуть под топор». Ось пола». С этого «вдруг» всё изменилось в её жизни.
Очень важно то, что на догадку о возращении мужа подтолкнуло её чутьё, инстинкт, животное начало: «Настёна села на лавку у окошечка и чутко, по-звериному, стала внюхиваться в банный воздух… Она была как во сне, двигаясь почти ощупью и не чувствуя ни напряжения, ни усталости за день, но делала всё точно так, как и задумала… Настёна сидела в полной темноте, едва различая окошко, и чувствовала себя в оцепенении маленькой несчастной зверушкой».
Встреча, которую героиня ждала три с половиной года, представляя каждый день таким, каким он был, оказался «воровским и тревожным с первых минут и самых первых слов». Психологически автор очень точно описывает состояние женщины во время первой встречи с Андреем: «Настена почти не вспомнила. Все, что он только что сказал, все, что он видел и слышал, происходило в каком-то глубоком и тупом оцепенении, когда все чувства блекнут и оцепенели и когда человек существует так, как будто он не один, как если бы он был связан извне, чрезвычайная ситуация в жизни. Он продолжал сидеть, как во сне, когда видишь себя только со стороны и не можешь от себя избавиться, а только ждешь, что будет дальше. Вся эта встреча получилась слишком фальшивой, беспомощной, о которой мечтали в уродливом забвении, которое тонет при первых лучах света.» Настёна, ещё не понимая, не осознавая этого умом, чувствовала себя преступницей перед людьми. Она пришла на свидание с мужем, как на преступление. Начинающаяся внутренняя борьба, ещё не осознаваемая ею, обусловлена противоборством двух начал ней – животного инстинкта («зверюшка») и нравственного (свидание – преступление).
Проблема роли детства в жизни человека: аргументы из литературы. «Детство»
... жизни человека, аргументы в пользу влияния ранних лет на становление личности, дети могут в школе на уроках литературы. Этот вопрос поднимается во многих классических произведениях. Тема для сочинения «Роль детства в жизни человека» ... впечатления мы вынесли из детства. Какую же роль играет этот период в жизни человека? Именно этим вопросом задается автор текста, предложенного мне для анализа. Чтобы ...
В дальнейшем борьба этих двух принципов в каждом из героев Распутина приводит их к разным полюсам: Настена приближает к высшей группе героев Толстого духовно-нравственным принципом, Андрей Гуськов — к низшей.
Еще не осознавая всего, что произошло, все еще не зная, как они с Андреем найдут выход, Настена неожиданно для себя подписала ссуду на две тысячи: «Может, она хотела отплатить своему фермеру облигациями не думаю о нем в тот момент, но кто-то мог думать за нее тоже». Если у Гуськова из подсознания на войне прорывается животное начало («звериный, ненасытный аппетит» в лазарете), то в Настёне бессознательно («вины она за собой всё-таки не чувствовала, не признавала»), говорит голос совести, нравственный инстинкт.
Настена до сих пор живет только чувством, она жалеет Андрея, близкого, родного, и при этом чувствует, что он чужой, непонятный, не тот, которого она провожала на фронт. Он живет надеждой, что со временем все закончится хорошо, ему просто нужно подождать, набраться терпения. Она понимает, что одному Андрею не вынести свою вину. «Она ему не по силам. Так что теперь — отступить от него? Плюнуть на него? Или, может быть, она тоже виновата в том, что он здесь — не виноват, но виноват. Не из-за неё ли больше всего его потянуло домой?»
Настена не винит, она не обвиняет Андрея, но она чувствует свою вину перед ним, свою ответственность за него: «Что бы с ним сейчас ни случилось, она виновата», она готова взять вину на себя. Этот мотив вины проходит через всю повесть. «Верила и боялась, что жила она, наверное, для себя, думала о себе и ждала его только для одной себя».
«Давай вместе. Раз ты виноват, то и я с тобой виноватая. Вместе будем отвечать. Если бы не я – этого, может, и не случилось бы. И ты на себя одного вину не бери».
И неизбежно возникает вопрос: правильно ли поступает Настя? У него был другой выход. Это неизбежно приводит к размышлениям о том, что женщина приносит миру, в котором проявляется ее мудрость. Наверное, главное — это любовь, доброта, милосердие, сострадание, жалость, умение жертвовать. Она мечтала о счастье, о любви и согласии, «причём любви и заботы Настёна с самого начала мечтала отдавать больше, чем принимать, — на то она и женщина, чтобы смягчать и сглаживать совместную жизнь, на то и дана ей эта удивительная сила, которая тем удивительней, нежней и богаче, чем чаще ею пользуются».
Теперь обратимся к Гуськову. Когда началась война, «Андрея поймали в первые дни» и «за три года войны Гуськов успел воевать в лыжном батальоне, разведывательной роте и батарее гаубиц». Он «Приспособился к войне – ничего другого ему не оставалось. Поперёд других не лез, но и за чужие спины тоже не прятался. Среди разведчиков Гуськов считался надёжным товарищем. Воевал, как все, — не лучше и не хуже».
Но после выписки из больницы Андрей не пошел в свою часть, а воры направились в его родное село, став дезертиром. В. Распутин специально в образе Андрея изображает обыкновенного человека со средними умственными и .духовными способностями. Он не был трусом, на фронте добросовестно выполнял все солдатские обязанности.“Он боялся ехать на фронт, — говорит автор. — Всего себя, до последней капли и до последней мысли, он приготовил для встречи с родными — с отцом, матерью, _астенной — этим и жил, этим выздоравливал и дышал, только это одно и знал… Как же обратно, снова под пули, под смерть, когда рядом, в своей же стороне, в Сибири?] Разве это правильно, справедливо? Ему бы только один-единственный денек побывать дома, унять душу — тогда он опять готов на что угодно”. Да, именно так хотел сделать Андрей. Но что-то сломалось в нем, что-то изменилось. Дорога оказалась долгой, он привык к мысли о невозможности возвращения.
В конце концов он сжигает все мосты и становится дезертиром, а значит — преступником. Когда Андрей оказался близ родного дома, он осознал всю низость своего поступка, понял, что совершилось что-то страшное и теперь ему всю жизнь предстоит прятаться от людей. Обстоятельства оказались выше силы воли героя. Андрея несет по течению, как щепку, в мутном потоке событий. Будучи по натуре человеком достаточно тонким, он начинает понимать, что каждый день такой жизни отдаляет его от нормальных, честных людей и делает возвращение назад невозможным. Судьба лихо начинает управлять безвольным человеком.
Незаметно писатель как бы размывает грани между «хорошими» и «плохими» героями и не судит их однозначно. Чем внимательнее вчитываешься в повесть, тем больше возможностей для глубокого анализа нравственного состояния героев, их поступков.
Как неожиданный удар для Настены, известие о том, что ее муж Андрей Гуськов – предатель. Не каждому человеку дано пережить такое горе и позор. Это происшествие круто переворачивает и меняет жизнь Насти Гуськовой. «…Где ты был, человек, какими игрушками ты играл, когда тебе назначили судьбу? Зачем ты с ней согласился? Зачем, не задумавшись, отсек себе крылья, как раз, когда они больше всего нужны, когда надо не ползком, а летом убегать от беды?» Теперь она находится под властью своих чувств и любви. Затерянная в глубине деревенской жизни, женская драма извлечена и показана Распутиным. Настена — женщина, способная пожертвовать всем, лишь бы любимый человек остался жив. Но мужа своего, несмотря на любовь к нему, она все же считает виноватым. Боль ее усиливает возможное осуждение односельчан. Настена — жертва всесокрушающей войны, жертва безвинная. Она готова принять на себя удар, подозрения близких, осуждение соседей, даже наказание — все это вызывает у читателя бесспорное сочувствие. Настя любит и жалеет Андрея, но, когда стыд за людской суд над собой и над своим будущим ребенком побеждает силу любви к мужу и жизни, она шагнула за борт лодки посреди Ангары, погибнув между двух берегов – берегом мужа и берегом всех русских людей. Распутин дает читателям право судить о поступках Андрея и Настены, подчеркнуть для себя все хорошее и осознать все плохое. Сам же автор – добрый писатель, склонный скорее прощать человека, чем осуждать, тем более осуждать беспощадно. Он старается оставить место своим героям для исправления. Но есть такие явления и события, непереносимые не только для окружающих героев людей, а также и для самого автора, на осмысление которых нет у автора душевных сил, а есть только одно неприятие. Валентин Распутин с неиссякаемой для русского писателя сердечной чистотой показывает жителя нашей деревни в самых неожиданных ситуациях. Благородство Настены сопоставляется автором с одичавшим умом Гуськова. На примере того, как Андрей набрасывается на теленка и задирает его, видно, что он потерял человеческий образ, полностью отошел от людей. Живет в совершенно ином измерении, чем люди. Но автор оставляет для своего героя возможность мучительно думать: «Чем я провинился перед судьбой, что она так со мной, — чем?» Андрей не находит ответа на свой вопрос. Но мне кажется, что он просто не хочет, боится заглянуть в уголок своей души, где хранится ответ на него. Поэтому он более склонен искать оправдания своему преступлению. Он видит свое спасение в будущем ребенке. Но Настена и еще не родившийся ребенок погибают. Этот момент и является той карой, которой высшие силы только и могут наказать человека, преступившего все нравственные законы. Андрей обречен на мучительную жизнь. Слова Настены: «Живи и помни», — будут до конца дней стучать в его воспаленном мозгу. Но этот призыв: «Живи и помни», я уверен, обращен не только к Андрею, но и к жителям Атамановки, вообще ко всем людям. Ведь на глазах у людей происходят все подобные трагедии, но редко кто отважится предотвратить их. Люди боятся быть откровенными с близкими. Здесь уже действуют законы, сковывающие нравственные порывы невинных людей.
Повесть заканчивается авторским сообщением, что о Гуськове не говорят, «не поминают» – для него «распалась связь времен», у него нет будущего. Автор говорит о Насте как о живой (нигде не подменяя имени «телом» или « покойницей»).
«А Настю на четвертый день прибило к берегу… За Настей отправили Мишку- батрака. Он и доставил Настю обратно на лодке… И предали Настю земле среди своих… После похорон собрались бабы у Надьки на немудреные поминки и всплакнули: жалко было Настю».
Этими словами, знаменующими восстановившуюся для Насти»связь времен» (традиционная для фольклора концовка . о памяти героя в веках), заканчивается повесть В.Распутина.
Сильное художественное произведение на тему нравственности, какова повесть В. Распутина «Живи и помни», — это всегда шаг вперед в духовном развитии общества.
Такое произведение уже самим своим существованием является преградой для бездуховности. В свое время критик Игорь Дедков, назвавший свою статью о творчестве Распутина «Продленный свет», пришел к выводу:
«Валентин Распутин всем, что написал, убеждает нас, что в человеке есть свет и погасить его трудно, какие б ни случились обстоятельства, хотя и можно. Он не разделяет мрачного взгляда на человека, на изначальную, неустранимую «порочность» его природы. В героях Распутина и в нем самом есть поэтическое чувство жизни, противостоящее низменному, натуралистическому ее восприятию и изображению».
Следуйте словам Валентина Григорьевича Распутина – «век живи – век люби».
Светлая любовь, непримиримость ко всякому злу и доброта, восхищение красотой Земли высказывается в произведениях Виктора Астафьева «от первого лица», со всей прямотой и бесстрашием. «По натуре своей он моралист и певец человечности», в судьбах своих героев «выделяет этические моменты, какие понятны всякому времени, и нынешнему, и завтрашнему»» – отмечает критик А. Макаров, говоря о творчестве Виктора Петровича.В рассказе Виктора Астафьева «Людочка» описана жестокая реальность жизни.
История, изложенная в этом рассказе, является случайно услышанной автором. Эта история глубоко задела автора и вылилась в написанный им рассказ.
Судьба Людочки является наиболее характерным эпизодом жизни многих молодых девушек шестидесятых годов, решившихся изменить свою жизнь, приехав из деревни в город. Многим приходилось сталкиваться с такими трудностями, к которым они не были готовы. Это и поиск работы, жилья, своего места в жизни. Рассказ о молодёжи, но нет молодости в его героях. А есть одинокие, где-то глубоко в себе страдающие и шатающиеся по свету изношенные тени, бросающие свои мрачные ощущения на впечатлительные души читателей. Особенно поражает в героях Астафьева одиночество. Жуткое и неизменное. Людочка пытается вырваться из этого чувства. Но уже первые строчки произведения, где героиня сравнивается с вялой, примороженной травой, наводят на мысль, что Людочка, как и эта трава, не способна к жизни. Она уезжает из родительского дома, где остаются чужие ей люди. И тоже одинокие. Мать давно привыкла к устройству своей жизни. Отчим Людочки никак не относился к ней.
«Жил он, жила она в одном доме и только». Девушка чужая в родном доме.
Чужая среди людей. Сегодня всем ясно, что наше общество больно. Но чтобы его правильно лечить, нужен верный диагноз. Над этим бьются лучшие умы страны. Очень точный диагноз одной из страшных болезней, поразивших страну, поставил Астафьев. Главную трагедию героини своего рассказа «Людочка», в образе которой отразились как две капли воды боли подавляющего большинства наших соотечественников, он увидел в душевном одиночестве. Рассказ легко вписывается в литературный процесс современности. Одна из главных особенностей таланта Виктора Петровича – умение охватить проблемы, волнующие многих писателей: бесхозяйственность, падение нравственности, распад деревни, рост преступности.
Когда Людочка домаялась десять классов в школе и сделалась девушкой, мать сказала, чтоб она ехала в город – устраиваться, так как деревне ей делать нечего. Основная идея произведения это показать запутанную судьбу девушки, зажатую экономическими рамками (необходимость выполнять любую работу, чтобы как-то существовать в городе) и жестокими нравами города, неприемлемыми для деревни.
Когда Людочка приехала из деревни в город, она сразу же устроилась работать в парикмахерскую. С работы ей приходилось возвращаться домой через городской парк отдыха ВПВРЗ. Автор рассказа сравнивает этот парк со всей Россией: «Парк… выглядел словно бы после бомбёжки или нашествия неустрашимой вражеской конницы». В этом парке «с годами разрослось всякое дурнолесье и дурнотравие». Виктор Астафьев с иронией называл парк «роскошным местом», потому что он был «ближней природой» в городе, но так как «человеку без природы существовать невозможно», то в парке ВПВРЗ все отдыхали и все им любовались. Парк ВПВРЗ был похож на «загон», а люди, проводившие в нём время – на «животных». У этих людей (если, конечно, их можно так назвать) всё было не по-человечески. Они никогда не жили разумной человеческой жизнью. У них всё проходило на уровне инстинктов.
В качестве достоинства рассказа можно выделить мастерство автора в раскрытии характера девушки, он раскрывается во многих эпизодах рассказа. Например, в эпизоде с умирающим человеком, когда все от него отошли дона лишь Людочка его пожалела. А после его смерти все только делали вид, что им его жалко, все кроме Людочки. В эпизоде, когда в парикмахерской к ней начал приставать Артёмка-мыло, она его порезала ножницами, после чего Артёмка-мыло больше никогда её не трогал и всем своим друзьям сказал, чтобы её не трогали.
Астафьев показывает нам будничную, серую, самую обыкновенную жизнь: дом – работа – дом. В этом круге живёт Гавриловна, потерявшая здоровье в парикмахерской, её товарки, как должное принимающие всё горести и удары судьбы. В этом круге должна быть и главная героиня рассказа Людочка. И она, не сопротивляясь, ползёт по этому кругу, и мечта-то у неё самая обыкновенная, как у всех молоденьких девушек: выйти замуж, научиться работать.Речь героев Астафьева убедительным образом иллюстрирует это положение социальной психологии. «Покуль ты ученицей будешь « иви, но как мастером станешь, в общежитку ступай, бог даст, и жизнь устроишь, « « наставляла Гавриловна девушку.Биография главной героини даётся писателем в самом начале повествования. «Людочка родилась в небольшой угасающей деревне» «слабенькой, болезненной и плаксивой». При помощи эпитетов автор создаёт у читателя соответствующий психологический настрой на азвитие сновной сюжетной линии.Эпизоды один за другим раскрывают нравственную суть человеческих отношений, постепенно готовя нас к трагической развязке.Цинизм, бездуховность « первый сюжетный ласт рассказа.
С ним плотно состыкован второй пласт « экологическая катастрофа.Картины природы в произведении « не просто фон, на котором развёртывается действие, они имеют важное начение в структуре рассказа. В них заключается глубокий смысл, ибо в отношении к природе, к земле раскрывается духовный облик человека, проявляется его нравственная сущность.Мы видим еревню «задыхающуюся в дикоросте», прорвавшуюся трубу центрального отопления, описанную так натурально, что словно ощущаешь её «ароматы».Оба эти символа помогают яснее, без прикрас видеть многие беды и реальные опасности. Это определённая авторская позиция, это стремление взволновать читателя, заставить его оглянуться вокруг.В.Астафьев, беззаветно любящий человека, всем ходом своего повествования доказывает, сколь необходима острейшая борьба с бездуховностью, приспособленчеством, как червь, изнутри подтачивающими нравственные устои общества, которому всегда было легко «оперировать» судьбами тысяч людей. Но не хватало внимания к конкретным судьбам. Когда над Людочкой надругался бандит, она оказалась в полнейшем одиночестве. На улице за неё струсил заступиться предводитель городской шпаны, спасовавший перед более изощренным мошенником. Сразу же отшатнулась от неё хозяйка квартиры (своя рубашка ближе).
Не до Людочкиной беды оказалось и в родительском доме. Когда Людочка уже не могла переносить жизнь в городе среди ВПВРЗэшников, она приехала на время в свою родную деревню, к своей матери. Мать Людочки, рассказывая ей только о своей жизни, даже не поинтересовалась жизнью своей дочери. Поэтому Людочка ей и не рассказала, что ей пришлось пережить в городе, так как посчитала, что её матери нет никакого дела до неё. Мать Людочки была не таким человеком, которого описывал М. Горький в начале XX века в своём романе «Мать». В его произведении мать шла на всё ради своего сына, а в конце XX века, в рассказе В. Астафьева «Людочка» матери нет никакого дела до своей дочери. Все оставили Людочку «… теперь и самой ей предстояло до конца испить чашу одиночества, отверженности, лукавого людского сочувствия…» Об отчиме Людочки никто много и не знает, даже сам автор. Ему не известна ни его фамилия, ни его имя. Но именно он отомстил Стрекачу за Людочку. А Стрекач – это такой же обитатель парка ВПВРЗ, как и все остальные, только его отличие от остальных — это то, что многие обитатели городского парка считали его своим главарём.
Для Стрекача, так же как и для других ВПВРЗэшников не существовало никаких рамок, в нём полностью отсутствовало что-либо человеческое. После его смерти «угнетённые, ограбленные, царапанные… обитатели железнодорожного посёлка вздохнут теперь освобождено, и будут жить теперь более или менее ладно до пришествия нового Стрекача, ими же порождённого и взращённого». Когда Стрекач насиловал Людочку никто даже не отозвался на крики (Людочки) о помощи. Даже находящийся в это время рядом Артёмка-мыло ничего не стал предпринимать для спасения чести Людочки.
Повсюду главная героиня сталкивалась с равнодушием. Именно этого она не смогла выдержать « предательства близких ей людей. Но отступничество проявилось раньше. В какой-то момент Людочка осознала, что она сама причастна к этой трагедии. Она сама проявляла равнодушие, покуда беда не коснулась её лично. Не случайно Людочка вспоминала отчима, тяжкой судьбой которого она прежде не интересовалась. Не зря вспомнился умирающий в больнице парень, всю боль и драму которого не хотели понимать живые. Им, живым, не его боль, не его жизнь, им своё сострадание дорого, и они хотят, чтоб скорее кончились его муки, для того чтоб самим не мучиться. «Живые не хотели приносить себя в жертву умирающему. Сама Людочка тогда не сознавала, что, сделай она шаг к умирающему, возможно, тогда свершилось бы чудо: вдвоём они сделались бы сильнее смерти, восстали бы к жизни, в нём, почти умершем, выявился бы такой могучий порыв, что он смёл бы всё на пути к воскресению». Героиня оказалась от этого далека. И вполне естественно, что, попав в беду, теперь уже она не встретила понимания у других. Вот что подвело девушку к трагическому исходу. Людочка была, как и все замкнутые люди, решительная в себе, способная на отчаянный поступок. В детстве всегда первая бросалась в реку. И тут, с петлей на шее, она тоже, как в детстве, зажала ладонями и, оттолкнувшись ступнями, будто с высокого подмытого берега бросилась в омут. Она повесилась не от плохой жизни в городском парке ВПВРЗ, а из-за того, от неё все отвернулись, даже её собственная мать. Все её оставили в одиночестве. Она не была никому нужна. В таких условиях жизни, в таком одиночестве человек может только или стать таким же существом, как эти «звери» из парка ВПВРЗ, или, не выдержав этой жизни, уйти из неё путём самоубийства. Ведь и Артёмка-мыло, и Стрекач, и другие, подобные им отбросы общества – это люди, которых все отвергли, которые остались одни. Всех их сделало такими общество в котором они жили. Им оставалось только стать «животными», чтобы продолжать своё существование. Людочка перед смертью говорит: «Никто ни про что не спрашивал меня – никому до меня нет дела. А душа? Да кому она нужна, та простенькая, в простенькой, в обыкновенной плоти ютившаяся душа».
Только после смерти она вдруг стала необходима матери, Гавриловне, её заметили. Рассказ на редкость трогателен, потому что читатель чувствует, как сам автор удивительно заботлив и добросердечен к этой девушке.
Рассказ «Людочка» очень актуален и в наши дни. В наше тяжёлое время деморализованное общество продолжает деградировать. И в наши дни существуют такие люди, как Людочка, от которых все отрекаются, даже родные и друзья (в следствие чего они не могут прожить в полном одиночестве и им остаётся только наложить на себя руки).
Всё чаще встречаются такие отбросы общества, как Артёмка-мыло и Стрекач, которых такими сделало общество.
Написав этот рассказ, Виктор Астафьев описал жизнь не только московского парка ВПВРЗ, но и жизнь всей России. Ведь общество деградирует не только в Москве, а во всей России. Своим рассказом автор хотел показать, что может произойти с человеком, когда он остаётся один (из людей).
Такое может произойти не только с героиней этого рассказа, но и с любым другим человеком.
Посмотрите вокруг: раздоры, злость, гордыня мучают и терзают нашу землю. Если не мы, то кто прорвёт этот замкнутый круг».Это произведение является ещё одним призывом к проявлению нами милосердия.
В повести Г.Н.Троепольского «Белый Бим Черное Ухо» представлена трогательная история об охотничьей собаке, всем сердцем преданной своему хозяину, пожилому писателю. Однажды фронтовик Иван Иванович тяжело заболел (после войны давали о себе знать старые раны).
Кроме верного Бима у него никого не было. Когда Ивана Ивановича увезли в больницу, для пса начались странствия по чужим домам и незнакомым семьям. Много страданий выпало на долю Бима, не подозревавшего об истинной сути человеческой природы. Автор говорит о том, что человек лишь тогда может называться так, когда в основе его нравственности лежат подлинно гуманистические идеи и начала. Истинная доброта не нуждается в громких фразах. Она проста и скромна, неотделима от других высоких свойств человеческой души. И писатель убедительно доказал это, показывая на пути Бима к хозяину и благородных, и тех, кто живет по законам паразитизма. Мерилом высоты человеческого духа становится любовь к природе. История Белого Бима написана во имя и во спасение «братьев меньших». Она также создана во спасение человеческой души, во имя человечности. Мы прослеживаем, как человечность сближает собаку с человеком. У Троепольского человечность в собаке вырастает до уровня интеллигентности. Интеллигентность Бима — это и удивительное, тончайшее восприятие интонации, выражения лица, жестов. Это и неспособность к «святой жизни без свободы» и без работы, неспособность сделать что-либо «против своей собачьей чести и совести», «рвать подранков и душить их».
В повести есть люди, которые привязаны к собаке, как к самому близкому другу, как к человеку, и чувствуют ответственность за нее, как за человека. Есть люди, которые способны на отзывчивость при встрече с чужой, незнакомой собакой, способны понять ее беду и прийти на помощь. А злых немного, но вполне достаточно, чтобы отравить жизнь и обречь на гибель доверившуюся людям собаку. Это «серый дядька», это «дебелая бабенка», это, наконец, зловещая тетка, из-за которых собака начинает терять веру в людей.
Главный герой повести — Белый Бим Черное ухо — покорил своей честностью, открытым сердцем, верностью и преданностью. После того, как его хозяина увезли в больницу, у Бима была единственная цель в жизни — «искать и ждать».
Бим является как бы зеркалом, в котором отражаются и злые, и добрые стороны человека. Но не только о доброте и жестокости эта повесть. Эта повесть о благородстве души и подлости, преданности и предательстве, верности и вероломстве, честности и лжи, бережном отношении к матери-природе и варварском хищничестве.
«…и среди нас, человеков: есть скромные люди с чистым сердцем, незаметные и маленькие, но с огромной душой. Они-то и украшают жизнь, вмещая в себя все лучшее, что есть в человечестве, — доброту, простоту, доверие. Так и подснежник кажется капелькой неба на земле…»— писал Троепольский.
В наше время проблема милосердия стала особенно актуальной, так как происходит распад личности., люди становется черствыми к окружающим, эгоистичными. В нашем обществе назрела потребность говорить и размышлять об изменяющейся человеческой психологии о взаимоотношениях между людьми, наконец, о смысле жизни, о чем и пишут в своих произведениях эти великие писатели. Думаю, наше поколение сможет возродить забытые чувства милосердия и сострадания к ближнему, сделать их главными в жизни. Надежным помощником нам будет книга, освещающая путь к светлому будущему. Ведь хорошая книга учит делать добро так, чтобы оно стало естественным в жизни человека, стало обыкновенным.
Но в литературе постоянно идет процесс смены поколений писателей, и, к сожалению, и Астафьев, и Троепльский уже умерли ,а Распутин находится в довольно преклонном возрасте. На их путь ступают новые таланты, но многих из них к творчеству побуждают коммерческие стимулы, другие пытаются создать оригинальность форм для своих произведений, а ведь на самом деле главное в книге- это её содержание. По моему мнению, авторам современной литературы сейчас важно уделять особое внимание идеи произведении, обсуждать вечные вопросы, глубже вникать в проблемы общества, где ведущее место занимает тема милосердия.
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/tema-miloserdiya-v-sovremennoy-proze/
1.«Строгая литература» – Б. Пайкин — М., 1999г.
2.«Общность цели» — Н. Машовец — М., 1999г.
3.Валентин Распутин «Повести» — «Молодая гвардия», 1976г.
4.Н. Тендитник «Очерк жизни и творчества В. Распутина» — Москва «Голос», 1999г.
5.Агеносов В.В., Маймин Е.А., Хайрумин Р.З. «Литература России» — М., 1995г.
6.Семенгова С. «Валентин Распутин» — М., 1987г.
7.Бугров Б.С. «проблема развития русской советской драматургии на современном этапе» — М., 1980г.
8.Бондаренко В. «Реальная литература» — М., 1998г.
9.Ерофеев Виктор «Русские цветы зла» — М., 1998г.