Первые кругосветные путешествия

Курсовая работа

«Эпоха Просвещения» — так принято называть XVIII век. Нынешний век — одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, тесно связанная с развитием научной, философской и общественной мысли. Эпоха зародилась в Англии, под влиянием научной революции 17 века это движение распространилось на Францию, Германию, Россию и охватило другие европейские страны.

В эпоху Просвещения происходил отказ от религиозного миропонимания. Общество начинает верить, что главное — это апеллировать к разуму как единственному критерию познания человека и общества. Впервые в истории был поднят вопрос о практическом использовании результатов в сфере научной деятельности в интересах общественного развития. Ученые работают над исправлением многих проверенных временем ошибок. Они заложили прочную основу для трудов астрономов и географов. В Европе начинают появляться новые типы кораблей. Именно в Португалии была изобретена «каравелла» — тип корабля, способного долгое время плавать в открытом море. А каравеллы были кораблями, на которых совершались первые и самые значительные путешествия. Выросла их грузоподъемность, улучшились мореплавательные характеристики. Не менее важным было то, что ученым удалось сконструировать усовершенствованные барометр, ареометр и компас. Был выпущен первый географический атлас.

Географические исследования имели большое значение для европейской торговли, в которой Индия играла важную роль. Эта страна издревле снабжала Европу специями, лекарствами, слоновой костью, тканями.

В данной курсовой работе будет рассмотрено самое первое кругосветное путешествие в истории человечества, совершенное великим испанским ученым и мореплавателем Фернандом Маггеланом. Это путешествие, путь которого огибает всю земную ось и возвращается в исходную точку, длилось 3 года. Он совершал свои подвиги во славу португальской и испанской корон. Но его самая заветная мечта осуществилась во имя всего человечества. Хотя Фернандо Магеллан так и не вернулся с главного пути своей жизни. Кроме того, вы сможете узнать о самом первом кругосветном плавании вокруг Русского мира, которым полностью руководили русский адмирал Иван Крузейнштерн и капитан первой степени Юрий Федорович Лисянский. Здесь показано одно из самых значительных кругосветных путешествий в истории биологических наук, в котором принял участие великий ученый и исследователь Чарльз Роберт Дарвин.

В настоящее время уже достаточно хорошо показана роль и значение этих экспедиций в истории географических открытий в XVII-XVIII вв. в работах Л. С. Берга, М. С. Боднарского, Д. М. Лебедева. Такие люди, как Василий Алексеевич Есаков, русский ученый-географ, профессор, доктор географических наук, писавший о первых кругосветных путешествиях русских, получили звание «Заслуженный деятель науки РСФСР». Вместе с советским историком и писателем, доктором географических наук Александром Ивановичем Алексеевым они выпустили серию книг по истории российских географических исследований. Леонид Белевский писал о великом путешествии Чарльза Дарвина в своей статье: «Куда делись Роберт Фрицрой и Чарльз Дарвин».

8 стр., 3778 слов

Контрольная работа для 8 класса по истории России «Россия ...

... г. 4) 1721 г. Запишите цифры, соответствующие выбранным ответам. 3. Прочитайте отрывок из сочинения историка и укажите название города, пропущенное в тексте. Для укрощения восстания Пётр отправил самого ... ГЛАВА I. РОССИЯ В ЭПОХУ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ ПЕТРА I, КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1, ВАРИАНТ 2 1. Что из перечисленного относится к периоду ...

Цель курсовой работы была определена путем изучения истории первого известного кругосветного путешествия.

Тема данной курсовой работы — первое мировое турне.

Сюжет — кругосветное путешествие Фернана Маггелана, Чарльза Дарвина и Ивана Крузейнштейна.

Задачи:

1. Определите предпосылки, которые способствовали первому мировому турне.

2. Изучить историю первых кругосветных путешествий.

3. Определите особо значимые события, произошедшие во время кругосветного путешествия.

4. Изучить открытия, которым способствовали кругосветные путешествия.

5. Подвести итоги и результаты кругосветных путешествий.

Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы

Фернан Магеллан — испанский и португальский мореплаватель. Он командовал экспедицией, совершившей первое всемирно известное кругосветное путешествие. Он открыл пролив, который позже получил его имя, сделав его первым европейцем, который переплыл морем из Атлантического океана в Тихий океан.

Родился Фернан Магелан 20 ноября 1480 года. Из истории известно, что в 1498 году португальцы открыли морской путь в Индию. Вслед за штурманом Васко да Гама эскадрилья за эскадрильей стали отправляться из Португалии на завоевание востока. Вскоре, в 1505 году, был отправлен эскадрон вице-короля Франсиско де Алмейды. В этой экспедиции участвовал и Магеллан. После мыса Доброй Надежды экспедиция начинает боевые действия с захвата Килвы и Момбасы, затем направляется в Индию. В первом упоминается имя Маггелана во время битвы при Каннануре. В 1506 году Магеллан принемает участие в подавлении волнений. После этого он попадает в Индию, где его два раза ранят. Корабль на котором находился Магилан, участвует в битве при Диу. Ему удается прорвать строй кораблей и подняться на борт флагмана противника.

В настоящий момент португальское правительство приходит к выводу, что для полного контроля над торговлей специями необходимо захватить порт Малакка. А в 1509 году в Индию прибыла эскадра под названием «Сикейра», которая должна была совершить свой первый рейс в Малакку. Наместник Индии присоединяется к четырем кораблям Сикейры с пятым, на котором находились Магеллан и его друг Франсиско Серран.

11 сентября 1509 года португальцы входят в Малакку. Первоначально они заключают торговое соглашение между португальскими и местными властями, но через несколько недель неожиданно вспыхнул конфликт. По некоторым данным, вина лежит на арабах, которые опасались, что португальцы возьмут на себя всю торговлю. Согласно следующей информации, это было спровоцировано самими португальцами. Но точно известно, что нападение на европейцев произошло совершенно неожиданно. Значительная часть моряков находилась на берегу по коммерческим причинам или в отпуске. Почти все шлюпки стояли на берегу.

15 стр., 7473 слов

Архитектура Древней Индии

... приобрела черты надземного храма. Скальные храмы Храмы строились на склонах гор, на отвесных скалах из ... на архитектуру. 1.Хараппская цивилизация. Индия - государство в Южной Азии, в бассейне Индийского океана. Истоки индийской художественной культуры восходят к древнейшим цивилизациям, возникшим на берегах ... с тем, что деревянное зодчество не сохранилось. Архитектура и искусство древней Индии ...

Гарсиа де Соуза, который был самым опытным капитаном команды, понял, что ситуация становится опасной, и послал Магеллана предупредить флагман о возможной атаке. Магеллан прибыл на флагмане и сумел услышать команду. К тому времени, когда малазийцы подали сигнал, флотский состав корабля был уже подготовлен и в быстром бою сбросил врагов на борт с кораблей, затем перерезал якорные канаты и смог отбить атаку подходящей флотилии противника. Но почти все моряки побережья были убиты или взяты в плен. Лишь небольшая группа португальцев, включая Серрана, добралась до берега. Все их лодки были захвачены, спаслись они только благодаря Магеллану, который на лодке подошел к берегу.

Обычный для португальцев пятилетний период пребывания в Индии подходил к концу, и Магеллан отправился в один из флотов Португалии. Два корабля, одно из которых шло к Магеллану, потерпели кораблекрушение на берегу Падуана у Лаккадива. Команды спаслись на небольшом островке. Часть экипажа должна была отправиться на уцелевшие лодки за помощью, часть — остаться на острове. Так получилось, что все офицеры оказались в числе уехавших на лодках, а на острове остались только матросы. Это вызвало возмущение команды и опасения, что они не вернутся за обычными людьми. Магеллан был единственным аристократом, который согласился остаться на острове, тем самым успокоив команду. Судя по всему, в то время его авторитет уже был достаточно велик. Через 10 дней их спасли, и Магеллан вернулся в Индию, где занялся торговлей. Во время одной из аудиенций с Мануэлом I Магеллан просит дать ему морскую службу и отправить в плавание, но король отказывает ему. Затем он просит разрешения предложить свои услуги другим штатам, с чем Мануэль I.

Магеллан излагает идею своей экспедиции в севильской «Палате Контрактов» (ведомстве, занимающемся организацией экспедиций).

Он не находит там поддержки, но Хуан де Аранда, один из лидеров Палаты, вступает в контакт с Магелланом и обещает ему свою поддержку в отношении 20% будущей прибыли. Вскоре в Испанию прибывает соратник Магеллана астроном Руи Фалеру. Вскоре Магеллан представил свой проект испанскому руководству, и он был одобрен. Началась подготовка экспедиции.

Экспедиция готовила пять кораблей с двухлетним запасом продовольствия. Магеллан лично контролировал погрузку и упаковку продуктов питания, товаров и оборудования. Он командовал «Тринидадом». «Сантьяго» командовал Жуан Серран — брат Франсишка Серрана, спасенного Магелланом в Малакке. Тремя другими кораблями командовали представители испанской знати.

20 сентября 1519 года флотилия во главе с Магелланом вышла из порта Санлукар-де-Баррамеда (устье реки Гвадалквивир).

29 ноября экспедиция достигла побережья Бразилии, а 26 декабря 1519 года — Ла-Платы, где проводились поиски предполагаемого пролива. «Сантьяго» был послан на запад, но вскоре вернулся с сообщением, что это не пролив, а устье гигантской реки. Эскадра начала медленно продвигаться на юг, исследуя берег. Продвижение на юг было медленным, корабли сдерживали штормы, приближалась зима, а пролива еще не было. 31 марта 1520 года, экспедиция встает на зимовку в бухте, названной Сан-Хулиан. В мае Магеллан отправил «Сантьяго» во главе с Жоау Серраном на юг для изучения местности. В 60 милях к югу была найдена бухта Санта-Крус. Через несколько дней, попав в шторм, корабль потерял управление и потерпел крушение. Моряки, за исключением одного человека, бежали и оказались на берегу без еды и провизии. Они пытались вернуться на место зимовки, но из-за переутомления и истощения присоединились к основному отряду только через несколько недель. Потеря специально предназначенного для разведки корабля, а также находившихся на нем припасов нанесла экспедиции серьезный ущерб.

15 стр., 7160 слов

Сочинение медики в годы великой отечественной войны

... и гражданского здравоохранения. Более 30000 тружеников гражданского здравоохранения в годы Великой Отечественной войны награждены орденами и медалями. Более 116 тысяч военных медиков были награждены орденами, 50 из них стали ... Родину": "...а хирург тем временем стоял, вцепившись обеими руками в край белого, будто красным вином залитого стола, и качался, переступая с носков на каблуки. Он спал... ...

21 октября корабли оказались у узкого пролива, ведущего вглубь материка. «Сан-Антонио» и «Консепсьон» посылаются на разведку. Вскоре налетает буря, длившаяся два дня. Моряки опасались, что посланные на разведку корабли погибли. И они действительно почти погибли, но когда их вывели на берег, перед ними открылся узкий проход, в который они вошли. Они оказались в широкой бухте, за которой следовали другие проливы и бухты. Вода все время оставалась соленой, а лот очень часто не доставал дна. Оба судна вернулись с радостной вестью о возможном проливе.

На острове Доусон пролив разделяется на два канала, и Магеллан снова разделяет флотилию. «Сан-Антонио» и «Консепсьон» идут на юго-восток, два других корабля остаются для отдыха, а на юго-запад отправляется лодка. Через три дня лодка возвращается, и моряки сообщают, что видели открытое море. Вскоре возвращается «Консепсьон», но от «Сан-Антонио» нет известий. 28 ноября 1520 года корабли Магеллана выходят в океан. Путь по проливу занял 38 дней. На долгие годы Магеллан останется единственным капитаном, который пересек пролив и не проиграл, а повернул на северо-запад, а 21 декабря 1520 года повернул на запад-северо-запад. Флотилия прошла по Тихому океану не менее 17 тыс. км.

1.2 Пролив Магеллана и выход в Тихий океан

После плавания через пролив, которое длилось ровно двадцать два дня, затем увеличилось до четырех или более миль, а затем сузилось до мили, флотилия Магеллана добралась до другого конца пролива. Во время блуждания по проливу пропал корабль под названием «Санто Антонио», его капитан был вынужден вернуться в Испанию из-за болезни, поразившей экипаж во время путешествия. Магеллан, после нескольких дней поисков этого корабля, решил продолжить свое путешествие и наконец увидел впереди еще один бесконечный океан.

Первый мыс, которым оканчивался пролив, Магеллан назвал Мысом Десеадо (в переводе означающий «желанный»).

27 ноября «Виктория», которая шла впереди всех других кораблей, смогла достичь выхода в открытый океан, где берег американского материка поворачивал круто на север. А в честь своего корабля испанцы назвали мыс Виктория, который закрыл пролив.

Все члены и экипажи кораблей были переполнены всеобщей радостью, когда наконец увидели перед собой новый океан. С этого момента открывается новая дорога на Дальний Восток, и гипотезы Магеллана подтверждаются. Пролив получил название от испанцев «Пролив Всех Святых». Но так как в этот день корабли Магеллана вошли в первый раз в этот пролив, последующие поколения, не признали этого названия и дали ему имя Магелланова, под которым он известен и в наши дни.

9 стр., 4273 слов

Соловки — остров святых и мучеников

... Соловков". В 1854 году Соловецкий монастырь обстреливается с английских кораблей "Бриск" и "Миранда". В 1899 году была издана "История ставропигиального ... проливом Западная Соловецкая салма (около 60 км). От Полярного круга острова отдалены на 165 км. Часовой пояс островов UTC+3, ... 1936 года в письме так пишет о соловецких островах: Впрочем, здесь такой недопустимо тёплый климат, что можно ходить ...

Подгоняемые попутным ветром, корабли Магеллана направились на север вдоль западного побережья Южной Америки. Магеллан хотел подняться в более теплые широты, а затем снова отправиться на запад. 27 января Магеллан достиг 16 градуса южной широты и здесь повернул на запад. Вскоре побережье американского континента исчезло из виду, и корабли оказались в совершенно неизвестной бесконечной водной пустыне океана. Магеллан дал название этому новому Тихому океану, по сравнению с Атлантическим, Магеллан встречал здесь меньше штормов.

Судоходство по океану длилось четыре полных месяца и сопровождалось невероятными неудобствами. Продовольствия почти не было, пресная вода была вся гнилая, и моряков заставляли есть панировочные сухари и тухлых мышей. Среди таких бедствий и невзгод моряки отплыли неизвестно куда, и это убило их энергию еще больше. За три месяца плавания в Тихом океане 19 человек погибли, около 13 заболели. Все считали себя обреченными на смерть. Между тем в океане не встречалось ни одного острова. Лишь в одном месте в океане моряки увидели два острова, но не нашли на них ничего, что могло бы поддержать их силы. Магеллан назвал эти острова Несчастными.

Наконец 9 марта 1521 года на горизонте показалась группа островов. Приблизившись к этим островам, испанцы увидели, что острова обитаемы. Вскоре к кораблям Магеллана стали приближаться многочисленные лодки с туземцами, которые бесстрашно пришвартовали корабли и даже поднялись на палубу. Магеллан пополнил эти острова пресной водой и обменял некоторые запасы еды на безделушки. После этого он поспешил покинуть острова, так как аборигены буквально ни на минуту не оставляли испанские корабли в покое и бесцеремонно похищали все, что попадалось им в руки. Магеллан назвал эти острова из-за склонности их жителей к воровству: Воры или Ландроны.

16 марта западнее Воровских островов Магеллан открыл еще новый остров, покрытый роскошной тропической растительностью. Здесь Магеллано решил дать отдых своей измотанной команде и поставил на берегу две палатки для больных. Вскоре на берег явились туземцы, неся с собой бананы, пальмовое вино, кокосы и рыбу. Все эти продукты испанцы выменяли на зеркала, гребешки, погремушки и другие мелкие вещи. Этот остров, названный Магелланом «Самар», являлся одним из многочисленных островов, образующих целый архипелаг. Магеллан назвал этот архипелаг Архипелагом Сан — Ласаро, но позднее эта группа островов стала называться Филиппинскими, в честь короля Филиппа II Испанского.

Благоприятный прием со стороны туземцев, золото и другие ценности, найденные на островах испанцами, все это вместе взятое отвлекло Магеллана на время от его первоначальной цели — достижения Молуккских островов. Магеллан принялся за исследование этих островов и ночью 27 марта, подойдя к одному острову, встретил на лодке малайца. Бывший с Магелланом переводчик — малаец узнал, что на некоторых островах жители говорят на малайском наречии.

Переход через Тихий океан закончился. На острове был устроен лазарет, куда перевезли всех больных. Свежая пища быстро вылечила моряков, и круг замкнулся — впервые человек обошёл землю.

5 стр., 2475 слов

Если бы я попал на необитаемый остров

... знакомые. Попади я на необитаемый остров, я наверняка со всеми этими людьми потеряю связь на очень длительное время. А я бы очень не хотел этого. Сочинение на тему «Если бы я попал на необитаемый остров» Тема попадания на необитаемый остров всегда ... на острове еще четыре года, пока их не спас экипаж подошедшего к острову корабля. Павел Вавилов, 34 дня Когда речь заходит о необитаемых островах, ...

Магеллан был убит 27 апреля 1521 года на 41 году своей жизни. Хотя цели своего путешествия — Молуккских островов — он так и не достиг, но зато прошел труднейшую часть пути, открыл пролив у южной оконечности Америки и первым переплыл через величайший океан земного шара.

2.1 Кругосветное путешествие Чарльза Дарвина

С 1831 по 1836 г. совершилось кругосветное путешествие Чарльза Роберта Дарвина на корабле под названием «Бигль», благодаря этому путешествию он смог основать эволюционное учение, которое поставило биологию на достаточно прочную научную основу.

К началу путешествия Чарльзу Дарвину было 23 года, он был достаточно подготовленным, любознательным и энергичным естествоиспытателем. И уже после самого путешествия он вернулся учёным, который стоял на пороге открытия главных закономерностей развития жизни на Земле. Принять участие в путешествии Дарвину предложил профессор Генслоу в связи с тем, что астроном из Кембриджского университета профессор Джордж Пикок, к которому обратились с просьбой рекомендовать натуралиста на «Бигль», не смог найти нужного человека и просил помочь.

В своем дневнике Чарльз Дарвин сформулировал задачи, которые были ему поставлены Британским Адмиралейисвом. Первой задачей была детальная съёмка восточных и западных берегов Южной Америки и прилегающих островов. На основе этой съёмки экспедиция должна была составить точные морские карты, которые бы облегчили плавания кораблей в этих водах. Вторая задача заключалась в создании цепи хронометрических измерений в последовательном ряде точек вокруг земного шара для точного определения меридианов этих точек. Именно для выполнения этой задачи «Бигль» и должен был совершить кругосветное путешествие: убедиться в правильности хронометрического определения долготы можно при условии, что определение по хронометру долготы любой исходной точки совпадает с такими же определениями долготы этой точки, которое проводилось по возвращению к ней после пересечения земного шара.

27 декабря 1831 года экипаж «Бигль» впервые вышел из порта города Девонпорт, страны Великобритании. Перед этим, корабль дважды не мог начать плавание из-за сильных юго-западных ветров. Спустя двадцать дней уже 1832 года экспедиция прибыла на остров Тенерифе в группе Канарских островов. Но получила известие о том, что среди местных жителей распространена эпидемия болезни холеры, именно это послужило причиной того, что команда не смогла высадиться на берег. Постояв на рейде некоторое время, корабль двинулся дальше, и уже 16 января прибыл к острову Сантьягу, что находился в группе островов Зелёного Мыса, и бросил якорь у города Порто-Прая. Дарвин проводил исследование местных птиц и животных. Вместе с двумя офицерами сначала провёл экскурсию в посёлок Рибейра-Гранди в долине Святого Мартина, где они осмотрели развалины крепости и собора. Позже Дарвин совершил поход к посёлкам Сан-Домингос и Фуэнтес, где сделал описание местных птиц. На острове Сантьягу Дарвин исследовал пыль, выпадающую утром после тумана, и определил, что она состоит из инфузорий с кремниевыми панцирями и кремниевой растительной ткани. Перед отъездом он провёл наблюдение за местными морскими животными, в частности осьминогами.

8 февраля экспедиция покинула острова и спустя неделю достигла скал Сан-Паулу, где легла в дрейф. Дарвин наблюдал за местными птицами, которые гнездились на скалах, и другими животными. Это позволило ему пополнить свои научные труды и открыть множество новых видов организмов. Здесь он пришел к мысли, что местные скалы образовались благодаря караковым рифам. 17 февраля, этого же года, экспедиция уже смогла пересечь экватор.

7 стр., 3344 слов

Эволюционная теория происхождения человека Ч. Дарвина. Сторонники ...

... была опубликована в 1859 г. Эволюционная теория Дарвина представляет собой целостное учение ... Дарвина был также ряд других значимых научных работ, таких как «Путешествие натуралиста вокруг света на корабле „Бигль ... факт, что близкородственные виды различных островов Галапагосского архипелага незначительно отличаются ... их стремления к самосовершенствованию, также Дарвин в своей теории объяснил, что ...

Через три дня, корабль прибыл к вулканическому острову Фернанду-ди-Норонья, где ученый смог дать описание флоры и фауны. 28 февраля, экипаж прибыл в город Баия и заехал в город Сальвадор, которые находились в Бразилии. Он осмотрел обширные территории вокруг города, описав геологию и рельеф. В частности им были продолжены начатые Гумбольдтом во время своего путешествия в Южную Америку исследования сиенитовых пород, которые были «покрыты чёрным веществом как до блеска натёртые графитом». Не мог Дарвин не изучить местную флору и фауну.

С 27 по 30 марта корабль вёл картографические съёмки возле островов Аброльйос, которые расположены у побережья материка. Через три месяца корабль вышел из гавани Рио-де-Жанейро и направился к Ла-Плате. Спустя месяц «Бигль» бросил якорь в порту Монтевидео, столице Уругвая. Следующие два года экспедиция вела картографическую съёмку у восточных и южных берегов Южной Америки к югу от Ла-Платы. Первые 3 месяца юный ученный находился в Мальдонадо. За это время собрал большую коллекцию млекопитающих, птиц (80 видов) и пресмыкающихся (в том числе 9 видов змей).

кругосветный путешествие дарвин крузенштерн

Огненной Земли кораблю удалось достичь только 7 декабря следующего года. Обогнув мыс Сан-Диего, корабль вышел в пролив Лемера и бросил якорь в бухте Доброго Успеха. Членов экспедиции встретили жители бухты — огнеземельцы. На борту корабля были также огнеземельцы, которых капитан Фицрой взял в предыдущем плавании, которое состоялось в 1826 году и длилось 4 года на кораблях «Эдвенчер» и «Бигль», а теперь хотел вернуть их на родину. Со следующего дня Чарльз Дарвин начал осмотр острова, описал его, исследовал буковые леса. 21 декабря «Бигль» снялся с якоря и, проплыв мимо островов Барневельт и мыса Обмана, достиг мыса Горн, самой южной точки Южной Америки. Из-за непогоды экспедиция пробыла здесь 6 дней и только 30 декабря двинулась на запад. Из-за сильных штормов добраться до островов было сложно, поэтому 15 января 1833 года капитан покинул корабль и 24 января на 4 шлюпках смог добраться до Огненной Земли. Возвращение к «Биглю» состоялось через пролив, названный позднее именем корабля, заодно была проведена съёмка местности. За всё время пребывания на островах Дарвин выполнил ряд интересных для науки наблюдений за огненноземельцами, описал их внешность, поведение и историю. 28 апреля 1833 года «Бигль» вернулся в Мальдонадо. Второй раз на Огненную Землю экспедиция вернулась 2 февраля 1834 и пробыла здесь до 5 марта.

По дороге в Патагонию Дарвин исследовал насекомых, которые находились в воздухе над морем, или же в самой воде далеко от берега. 23 декабря экспедиция прибыла в бухту Желание (немного южнее современного города Комодоро-Ривадавия), где были руины старого испанского поселения.

В конце мая 1834 года «Бигль» с востока зашёл в Магелланов пролив. У мыса Грегори экспедиция встретила патагонцев — этот народ был известен миру тем, что имел достаточно высокий рост. 1 июня экспедиция прибыла в бухту Голода. Через неделю «Бигль» отплыл дальше в сторону Магелланова пролива. Последний участок Фицрой решил пройти через канал Магдалены, в юго-западном направлении. 10 июня экспедиция вышла в Тихий океан и 28 июня достигла острова Чилоэ. Отсюда начались картографические съёмки западного побережья Южной Америки от полуострова Трес-Монтес на юге до города Кальяо на севере, архипелагов Чилоэ и Чонос.

16 стр., 7928 слов

Норвежская антарктическая экспедиция

... тайне от всех радикально изменить собственные планы, взявшись за покорение Южного полюса. 14 декабря 1911 г. команда Амундсена (Оскар Вистинг, ... погашения задолженностей Амундсена по экспедиции на «Йоа», после чего в 1907—1908 гг. он провёл турне по США, принёсшее достаточное ... он открыл два вулкана — Эребус и Террор, впоследствии остров, на котором они располагаются, был назван его именем. После ...

10 ноября «Бигль» отплыл на юг для картографических съёмок и 21 ноября прибыл в город Сан-Карлос, главный город острова Чилоэ. Две шлюпки под командованием Саливена были направлены для съёмки восточного побережья, сам «Бигль» занимался съёмкой западного и южного берегов острова.

Закончив съёмку Галапагосских островов, экипаж «Бигль» направился на запад, к острову Таити. Пройдя острова Туамоту, экспедиция прибыла на Таити 15 ноября. Дарвин имел возможность изучить геологию коралловых островов и рифов. В этом же месяце биолог имел возможность побывать в Папеэте — столице Французской Полинезии. Вожди Таити пригласили капитана Фицроя в свою резиденцию. Они вели беседу о международных обычаях и законах, касающихся использования кораблей. По некоторым пунктам, вожди Таити сразу же выдавали соответствующие законы для острова. После этого капитан Фицрой, ответил взаимностью на гостеприимство и пригласил на корабль таитянскую королеву Помаре, которая посетила его 25 ноября. На следующий день «Бигль» отчалил из Папеэте и направился к Новой Зеландии, куда прибыл только 21 декабря. Корабль бросил якорь в бухте Айлендс, что находится на севере Северного острова.

5 февраля экспедиция прибыла в залив Сторм на Тасмании. Дарвин собрал информацию о туземцах, о том, как их выселяли с родного острова и переселяли на небольшой остров Флиндерс, который находился в Бассовом проливе. Уже через два дня «Бигль» отплыл на запад и 6 марта достиг залива Короля Георга, что на юго-западной окраине материка. Пробыв там восемь дней, учёный исследовал остатки коралловых рифов на суше. 14 марта корабль взял курс на Кокосовые острова в Индийском океане.

Только 1 апреля экспедиции удалось достичь Кокосовых островов. Дарвин исследовал местную флору и пришёл к выводу, что всю растительность острова занесли сюда волны с севера. 12 апреля «Бигль» вышел из лагуны и направился на запад до острова Маврикий. В конце апреля экспедиция достигла его северного мыса. 1 мая Дарвин провёл экскурсию по Маврикию, описав геологию и рельеф этого вулканического острова. Два дня он отдыхал в поместье капитана Ллойда, который был известен своими картографическими съёмками Панамского перешейка. 5 мая учёный вместе с капитаном совершил поход к Чёрной речке, чтобы осмотреть поднятые коралловые породы. После чего «Бигль» покинул порт Порт-Луи и направился к мысу Доброй Надежды.

В конце мая экспедиция прибыла к южной оконечности Африки — мысу Доброй Надежды и остановилась в бухте Саймонс, находившаяся возле Кейптауна. На следующий день, 1 июня, Дарвин совершил поход вглубь Южной Африки.

16 июня капитан Фицрой вывел корабль из Южной Африки, и уже 8 июля экспедиция достигла острова Святой Елены. Через месяц с небольшим экипаж корабля «Бигль» пересёк экватор и спустя неделю был в порту Прая, где и бросил якорь. После чего корабль отправился на север до Азорских островов, куда прибыл только 20 сентября. Там экспедиция провела четыре дня, после чего отплыла на север в Великобританию. 2 октября корабль прибыл в порт Фалмут, корабль поплыл дальше к Дневпорту, а сам ученный сошел на берег.

6 стр., 2596 слов

Путешествия Гулливера

... в лошадиную форму. 1.1. Часть 1. Путешествие в Лилипутию Судовой врач Лемюэль Гулливер попадает в страну Лилипутию, в которой живут маленькие, в двенадцать раз меньше людей, человечки. (В оригинале Лилипут — Lilliput — это название самой страны, ...

Наряду с известными научными экспедициями XIX века путешествие, которым командовал капитан Роберт Фицрой, занимает одно из видных мест среди других кругосветных путешествий. Своей работой по съёмке местности для нанесения на карту точных береговых очертаний южной части Южной Америки и течения реки Санта-Крус, оно оставило след в истории географических открытий. Однако всемирную славу «Бигля» связывают именно с именем Чарльза Дарвина.

2.2 Первое русское кругосветное путешествие

В истории первой половины XIX века известен ряд блестящих географических исследований. Среди них одно из наиболее видных мест принадлежит русским кругосветным путешествиям.

Россия в начале XIX столетия занимает ведущее место в организации и проведении кругосветных плаваний и исследований океанов. Первое плавание русских кораблей вокруг света было совершено в период с 1803 по 1806 год, на кораблях «Надежда» и «Нева» под начальством капитан-лейтенантов И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского. Этим путешествием начинается целая эпоха замечательных русских кругосветных экспедиций.

Экспедиция вышла из Кронштадта 26 июля 1803 года. Первая половина плавания известна всему миру как большое количество конфликтов между Иваном Крузенштерном с Н. П. Резановым, который официально считался главой экспедиции.

28 сентября корабли прибыли в Фалмут, где пришлось совершить остановку для ремонта всей подводной части обоих судов. Только 5 октября экспедиция пошла дальше к югу и зашла на остров Тенерифе. 14 ноября она пересекла экватор. Русский флаг впервые развевался в южном полушарии Земли, это было отпраздновано с большой торжественностью.

Починка корабля «Нева» заставила экспедицию с 9 декабря до 23 января 1804 г. пробыть у бразильских берегов. Отсюда плавание обоих кораблей было сначала весьма успешно. Им удалось обогнуть мыс Горн, но вскоре их встретили крепкие ветры с градом, снегом и туманами. Это способствовало тому, что кораблям пришлось разлучиться, и 24 апреля Крузенштерн и его корабль только один достиг Маркизских островов. Здесь ему удалось определить положение островов Фетуга и Уагуга. Затем Крузенштерн зашёл в порт Анна-Мария, который находился на острове Нукагива. 28 апреля туда же прибыл отставший корабль «Нева».

На острове Нукагива капитан Крузенштерн исследовал и описал превосходную гавань, которую назвал портом Чичагова. 4 мая экспедиция покинула Вашингтоновы острова и 13 мая вновь перешла экватор по направлению на север. 26 мая показались Сандвичевы острова, где корабли разделились: «Надежда» взяла курс на Камчатку и далее в Японию, а «Нева» направилась исследовать Аляску.

Что касается отношений Резанова и Крузенштерна, то им пришлось делить одну каюту. Их отношения испортились до такой степени, что они общались исключительно только при помощи записок. Одной из причин недовольства Крузенштерна было то, что свита посла своим присутствием стесняла команду на небольшом корабле (длина «Надежды» была всего 35 метров).

После прибытия в Петропавловск-Камчатский Резанов покидает каюту и подает на непокорный экипаж жалобу местному губернатору. В своих записках Резанов пишет, что Крузенштерн принёс ему официальные извинения за нарушение субординации на борту, в то время как Крузенштерн в письме главе академии наук Н. Н. Новосильцеву представляет прямо противоположную картину: «Публичные извинения были принесены Резановым».

Взяв у правителя Камчатской области П. И. Кошелева почётный караул (2 офицера, барабанщик, 5 солдат) для посла, «Надежда» взяла курс на юг, прибыв в японский порт Дэдзима у города Нагасаки 26 сентября 1804 года. В гавань японцы запретили входить, и Крузенштерн бросил якорь в заливе. Посольство продлилось полгода, после чего все вернулись назад в Петропавловск. Крузенштерна наградили орденом Св. Анны II степени, а Резанова как выполнившего возложенную на него дипломатическую миссию от дальнейшего участия в первой кругосветной экспедиции освободили.

«Нева» и «Надежда» вернулись в Петербург разными маршрутами. В 1805 году их пути пересеклись в порту Макао на юге Китая. «Нева» после захода на Гавайи оказала содействие Русско-американской компании во главе с А. А. Барановым в отвоевании у туземцев Михайловской крепости. После описи окрестных островов и других исследований «Нева» повезла товары в Кантон, но 3 октября села на мель посреди океана. Лисянский велел сбросить в воду ростры и карронады, но вслед за тем шквал посадил корабль на риф. Чтобы продолжить плавание, команде пришлось сбросить в море даже такие необходимые предметы, как якоря. Впоследствии товар был подобран. По дороге в Китай был открыт коралловый остров Лисянского. «Нева» вернулась в Кронштадт раньше «Надежды» (22 июля).

Оставив берега Японии, «Надежда» пошла на север через Японское море, которое почти совсем не было известно европейцам. По дороге Крузенштерн определил положение ряда островов. Он прошёл Лаперузовым проливом между островами Иессо и Сахалином, описал залив, который находился на южной стороне Сахалина, Анив. Так же им был описан восточный берег и бухта Терпения, которую он покинул с экипажем 13 мая этого же года. Огромное количество льда, встреченное им на другой день препятствовало ему продолжать плавание на север и он был вынужден сделать остановку на Курильских островах. Здесь Крузенштерн открыл четыре каменных острова и назвал их «Каменные ловушки». Около этих островов он встретил очень сильное течение, что корабль «Надежда» не только не подавался вперед, но его относило на подводный риф.

С трудом избежав беды и крушения, Крузенштерн 20 мая прошёл пролив между островами Оннекотана и Харамукотаном, спустя четыре дня вновь прибыл в Петропавловский порт. 23 июня он пошёл к Сахалину, чтобы окончить описание его берегов, в конце июня прошёл Курильские острова, проливом между Раукоке и Матауа, который навал капитан Надеждой. Уже 3 июля экспедиция прибыла к мысу Терпения. Исследуя берега Сахалина, Крузенштерн обошёл северную оконечность острова, спустился между ним и берегом материка и 1 августа, нашёл пресную воду, по которой сделал вывод, что недалеко находится устье реки Амур, но из-за того , что глубина быстро уменьшалась, капитан идти в перед не решился.

На другой день корабль встал на якорь в заливе Надежда, а 4 августа пошёл обратно на Камчатку, где ремонт корабля и пополнение запасов задержали экспедициию до 23 сентября. При выходе из Авачинской губы из-за тумана и снега, корабль едва не сел на мель. На пути к Китаю он тщетно искал острова, показанные на старых испанских картах, выдержал несколько штормов и 15 ноября пришёл в Макао. 21 ноября, когда «Надежда» была уже совсем готова идти в море, пришёл корабль «Нева» с богатым грузом пушных товаров и остановился в Вампоа, куда перешёл и корабль «Надежда». В начале января 1806 г. экспедиция окончила свои торговые дела, но была задержана китайским портовым начальством без всякой особенной причины, и только 28 января русские суда оставили китайские берега.

Выходя из Зондского пролива, корабль «Надежда» опять только благодаря поднявшемуся ветру справился с течением, в которое попал, и которое несло его на рифы. 3 апреля «Надежда» разлучилась с «Невой». Через 4 дня Крузенштерн обогнул мыс Доброй Надежды и 22 апреля прибыл на остров Святой Елены, пройдя путь от Макао в 79 дней, через 4 суток Крузенштерн ушёл и 9 мая вновь пересек экватор.

Ещё на острове Св. Елены было получено известие о войне России с Францией, а потому Крузенштерн решил идти кругом Шотландии. Вскоре 5 июля он прошёл между островами Фэр-Айл и Мейнленд Шетландского архипелага и, пройдя под парусами 86 дней, прибыл 21 июля в Копенгаген, а 5 августа 1806 года в Кронштадт, совершив все путешествие в 3 года 12 дней. Во время всего плавания на корабле «Надежда» не было ни одного смертного случая, да и больных было очень мало, тогда как на других судах тогда множество людей умирало и во внутреннем плавании.

Император Александр I наградил Крузенштерна и его подчиненных. Все офицеры получили повышение в чинах, командиры ордена св. Владимира 3 степени.

Путешествие Крузенштерна обогатило географию и естественные науки многими сведениями о странах, которые до этого времени были малоизвестны миру. С этого времени начинается непрерывный ряд русских кругосветных путешествий. Из офицеров, которые находились с Крузенштерном в экспедиции, многие с честью служили в русском флоте, а кадет Отто Коцебу сам стал командиром корабля, который ходил в кругосветное путешествие. Фаддей Беллинсгаузен возглавит кругосветную экспедицию на шлюпах «Восток» и «Мирный» и впервые приблизится к берегам Антарктиды.

Плавание стало одной из главной частью в истории России и в развитии её флота. Именно это путешествие внесло значительный вклад в изучение мирового океана, а также многие отрасли естественных и гуманитарных наук.

Великие кругосветные путешествия положили начало для дальнейшего исследования всей огромной и обширной территории нашего Земного шара. До Магеллана шарообразность Земли только теоретически признавалась учеными, но все же учение о шарообразности Земли было всего лишь умственным построением. Возвращение корабля «Виктория», отправившегося на запад, с востока было сильнейшим аргументом в системе доказательств, что Земля представляет собой большой шар. Тот факт, что Земля представляет собой огромный шар, свободно висящий в пространстве, имел огромное влияние на все человеческое мышление, перед человеческим умом сразу открылись необъятные горизонты, и перед обществом невольно вставали все новые и новые неизученные вопросы.

Крузенштерн оставил прекрасное описание своего плавания, первая часть которого вышла в свет в 1809, а вторая — в 1810 гг. Вскоре оно было переиздано в Англии, Франции, Италии, Голландии, Дании, Швеции и Германии. К путешествию прилагался атлас карт и рисунков, среди которых имелись «Карта северо-западной части Великого океана» и «Карта островов Курильских». Они явились существенным вкладом в изучение географии северной части Тихого океана. Среди рисунков, выполненных Тилезиусом и Горнером, есть виды Петропавловской гавани, Нагасаки и других мест.

Огромный фактический материал по геологии и зоологии, собранный Дарвином во время путешествия и в дальнейшем был обработан как им самим, так и другими исследователями. Было написано большое количество работ. Чарльз Дарвин исследовал флору, фауну и геологию местности и открыл множество различных видов животных до этого никому не известных, написал фундаментальную работу о «Происхождении видов», которая впоследствии стала предметом для споров и обсуждений среди ученых.

В данной курсовой работе была исследована тема первых кругосветных путешествий.

В ходе исследования были выполнены следующие поставленные задачи:

1. Выявлены предпосылки, которые способствовали первым кругосветным путешествиям.

2. Изучена история первых кругосветных путешествий.

3. Изучены открытия, которым способствовали кругосветные путешествия.

4. Представлены итоги и результаты кругосветных путешествий.

5. Определены особо значимые события, которые произошли во время кругосветных путешествий.

1. Бейкер, Дж. История географических открытий и исследований. М., 1950; Русские мореплаватели. М., 1953;

2. Блон, Ж. Великий час океанов. М., 1993. Т. 1-2;

3. Вернер, Л. П. Горизонты Южного моря: История морских открытий в Океании. — М.: Прогресс, 1987. — 288 с.;

4. Дарвин, Ч.Р. Путешествие натуралиста вокруг света на корабле «Бигль». М., 1980. — 453 с.;

5. Дарвин, Ч. Сочинения / пер. С. Л. Соболя под ред. акад. В. Н. Сукачева. — М: Изд. АН СССР, 1959г.;

6. Джеймс, П. Все возможные миры. История географических идей / Мартин, Дж. М. 1988г.;

7. Есаков, В.А. Русские океанические и морские исследования в XIX — начале XX в. / Плахотник, А.Ф., А.И. Алексеев, А.И. М., 1964 г.;

8. Зубов, Н.Н. Отечественные мореплаватели — исследователи морей и океанов. М., 1954;

9. Ивашинцов, Н. А. Русские кругосветные путешествия с 1803 по 1849 г. СПб., 1872;

10. Крузенштерн, И. Ф. Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 гг., совершённое на кораблях «Надежда» и «Нева», ч. I-III, СПб, 1809-1812 гг.;

11. Лисянский, Ю. Ф. Путешествие вокруг света на корабле «Нева» в 1803-1806 годах М., 1947 под редакцией В.В. Думитрашко;

12. Магидович, И. П. Очерки по истории географических открытий / Магидович? В. И. 3-е изд. М., 1983-1986. Т. 2-5;

13. Некрасов, А.Д. Чарльз Дарвин, М., 1957г.;

14. Пигафетта, А. Путешествие Магеллана. М., 2009;

15. Резанов, Н. Первое путешествие россиян вокруг света. Отечественные записки, 1825 г.;

16. Слокам, Дж. Один под парусами вокруг света. М., 2002;

17. Субботин, В. А. Великие открытия. Колумб. Васка да Гама. Магеллан. — М.: УРАО, 1998. — 272 с.

18. Урбанчик, А. В одиночку через океан: Сто лет одиночного мореплавания. М., 1974;

19. Файнес, Р. Вокруг света по меридиану. М., 1992;

20. Форстер, Г. Путешествие вокруг света. М.: Наука, Гл. редакция восточной литературы, 1986. — 568 с.