Северо-западный институт печати Санкт-Петербургского университета технологии и дизайна
Курсовая работа по истории отечественной литературы
На тему:
«Женские образы в творчестве А.П. Чехова»
Выполнила: студентка группы Рд-2.1
Абатурова Дарья
Преподаватель: Гордович К.Д.
Санкт-Петербург, 2010 год.
Писатель Чингиз Айтматов заметил, что Чехов – это своеобразный «код общения»: «Если я встречаю человека и узнаю, что он любит Чехова, значит, я нашел друга»
Произведения Чехова живут в нашей памяти, и только это свидетельствует об их непреходящей ценности. Писатель помогает найти ответы на вопросы, которые не перестают волновать нас. Его книги — это не только источник эстетического удовольствия, это уроки идеологического и нравственного воспитания, так как они вдохновлены возвышенной идеей борьбы за сохранение красоты в мире, за свободного и счастливого человека. Это общие для всего человечества вопросы, но в то же время они политические, социальные, современные, специфические, связанные с актуальными задачами, стоящими перед нашей современностью.
По словам известного литературоведа М. М. Бахтина, подлинно художественные произведения выходят за рамки своего времени и живут веками, причем «более насыщенной и насыщенной жизнью, чем в свое время. В процессе посмертной жизни они обогащаются новыми значениями, новыми смыслами; эти произведения как бы перерастают в то, чем они были в эпоху своего создания» . Эти соображения напрямую связаны с творчеством Чехова. Отнюдь не снимая социально-конкретного подхода к творчеству великого русского писателя, следует отметить, что сегодня его в творческом наследии тянет к нравственным вопросам. До конца жизни А.П. Чехов неустанно и горячо отстаивал свои самые сокровенные убеждения о необходимости культуры, нравственной чистоты, справедливости и порядочности. Здесь он был беспощаден — даже когда дело касалось самых близких ему людей, даже если это была женщина. Вот письмо его жене: в одном случае Ольга Леонардовна поступила несправедливо по отношению к сестре писателя Марии Павловне. 27 августа 1902 года Чехов пишет: «Нельзя, нельзя так, Дуся, несправедливости надо бояться. Надо быть чистой в смысле справедливости, совершенно чистой, тем паче, что ты добрая и понимающая» [3] .
Рецензия к рассказам и повестям Чехова (Чехов А. П.)
... в юмористических журналах, Чехов по-прежнему оставался в стороне от большой литературы. Посчастливилось рассказу «Егерь», напечатанному 18 июля ... дал рассказу при включении его в Собрание сочинений. Горе (стр. 113).— По свидетельству М. П. Чехова, тема рассказа ... — чтобы написать несколько превосходных, истинно художественных произведений. Вы совершите великий нравственный грех, если не оправдаете ...
Обращает внимание мера чеховской требовательности. Это очень характерно для его нравственного максимума: «Нельзя, нельзя …, надо …, надо…»
Проблема самоопределения самая насущная для чеховских героев. Здесь нельзя полагаться на внутренний голос, который на самом деле оказывается стремлением к недостижимому. Даже счастливый жизненный жребий не избавляет от житейских неурядиц.
Велико чеховское наследие. У писателя есть рассказы, в которых автор создает женские образы. Эти женщины отличаются своими судьбами, характерами. Но их объединяет желание жизни, стремление к любви, счастью. Их не всегда понимают другие, чем сильнее их страдания, тем глубже трагедия.
Рассказ «Прыжки» начинается фразой: «На свадьбе у Ольги Ивановны были все ее друзья и хорошие знакомые» . Основываясь на этом событии — свадьбе, история продолжается в том же семейном направлении. Супружеская жизнь Димовых, описанная в первых трех главах, осложняется историей любви Ольги Ивановны с художником Рябовским и переживаниями обманутого мужа. Димов заражается дифтерией, спасает от смерти больного мальчика, и умирает.
Читая этот рассказ Чехова, мы находимся во власти размышлений об истинном значении человека, который связывает события друг с другом.
Вопрос о ценности человеческой личности встает уже в начале рассказа. После краткой информации о докторе Дымове, его службе и «незначительной практике» следует предложение: «Вот и все, что еще можно сказать о нем?» Между тем Ольга Ивановна, ее друзья и хорошие знакомые были не обычными людьми. Каждый из них был чем-нибудь замечателен и немножко известен, имел уже имя и считался знаменитостью, или же хотя и не был еще знаменит, но зато подавал блестящие надежды»[8].
Ольга Ивановна декорирует окружающий ее мир: свою квартиру, своих друзей, своего мужа («Не правда ли, в нем есть что-то сильное, могучее, медвежье?»[10]), и вся её жизнь являлся нескончаемым праздником. Но нигде его талант не был выражен так ярко, как в умении быстро знакомиться и ненадолго сходиться с известными людьми. Она боготворила и гордилась ими, и каждую ночь видела их во сне.
Ольга Ивановна по-своему искренна. В нормальном муже она нашла то, что ей действительно нравится: интересную внешность, доброту и порядочность. Но, следя за событиями, мы всегда слышим противоречия между искренним тоном в общении с мужем и простой человеческой справедливостью. И восхищение «профилем» Димова, и неподдельный страх за его жизнь, когда он порезал себе палец на вскрытии и слезы — все это обесценивается объективным отношением Ольги Ивановны к мужу. В отношении этом есть что-то потребительское. Димов своим присутствием в жизни Ольги Ивановны не испортил блестящий «ансамбль» ее друзей. Когда она устраивала на своей квартире вечеринки, «Дымова в гостиной не было, и никто не вспоминал о его существовании»[12].
Чем больше Ольга Ивановна затягивает отпуск на всю жизнь, тем больше отдаляется от мужа. Сначала только в пространстве — жизнь на даче, поездка с художником по Волге, а затем и психологически, когда в чудную июльскую ночь на Волге словно бы сама природа декорирует любовную сцену и кто-то внушает героине, что пришел ее час, что «рядом с нею… стоит настоящий великий человек, гений, божий избранник»[16].
«Она хотела думать о муже, но все ее прошлое со свадьбой и вечеринками казалась ей маленьким, ничтожным, тусклым, ненужным и далеким-далеким…»[16].
Пример итогового сочинения : «Какие события и впечатления жизни ...
... на предложенную тему. Между прошлым и будущим: портрет моего поколения Темы сочинений данного направления приглашают к размышлению о культурных запросах современного человека, ... Ивана Денисовича» описывается жизнь узников сталинских лагерей. Рассказывалось про старика, которому все ... них на данный момент – это Великая Отечественная война. Можно вспомнить ... своему долгу и оказываются обречёнными на жестокие ...
«В самом деле: что Дымов? Какое ей дело до Дымова? Да существует ли в природе и не сон ли он только?».[18] И в самом деле, Дымов в этой сцене лишний. К тому же дом Димова, по сути, занимается посторонними людьми, а на даче, где он спешит с покупками, в надежде отдохнуть с женой, он оказывается в роли гостя и просителя, которому предлагают чай, пока есть нет любовницы. В этой истории все в человеческих отношениях перевернуто с ног на голову. Димов покорно улыбается, когда жена начинает его обманывать, а он в силу своей доверчивости долго этого не замечает. А, заметив, он не смотрит ей в глаза, словно у него самого нечиста совесть. По закону «перевернутых отношений» он утешает жену, рыдающую над изменой Рябовского. И не она, но он «виновато» улыбается, когда Ольга Ивановна остается равнодушной к самому значительному и радостному событию ее жизни — защите диссертации.
Терпению Димова не будет конца, и Ольге Ивановне нужно будет время, чтобы объяснить мужу до конца. Каждый из них должен идти своей дорогой, но судьбы у них разные. Судьба Димова — быть идеальным мужем и, увы, обманутым, но еще и «редким человеком», незамеченным на протяжении всей своей жизни. Судьба Ольги Ивановны – обманываться в кумирах, причем последний случай — самый обидный, потому что кумиром, которого она так настойчиво искала, оказался ее собственный муж.
Но Димова умерла — и героиня впервые услышала от окружающих, что она гениальный ученый, будущая знаменитость, то есть именно та, которую считала достойной своего круга. Однако оплакивала она не человека, а не состоявшуюся по ее вине знаменитость («Прозевала! прозевала!»).
Он еще ничего не понял и с униженным обожанием смотрит на мертвого Димова, превозносит его, почти обожествляет, как обожествлял Рябовский, которого он называл «великим человеком, гением, избранным Богом». Дымов вовсе не великий человек, как понимала это Ольга Ивановна. Это простой человек, очень добрый, может быть, слишком добрый, очень любящий свою науку и притом бесконечно влюбленный в свою жену. Героиня ошибается: ценность каждого человека в нем самом, в его индивидуальности, а не в его величии или необычности.
Финал рассказа ироничен, даже анекдотичен, что называется, художественно остро. Эта история о «прыгуне» и его трепещущем взгляде на жизнь, о лживости его разделения людей на обычных и необычных. Отсюда и заглавие рассказа – явно ироническое. Но ирония эта обращена только к главной героине.
Ольга Ивановна внутренне не изменилась, и ее поверхностные суждения о людях оставались непоколебимыми.
Известная мысль Льва Толстого о том, что человека можно уподобить дроби: знаменатель — то, что он думает о себе, числитель – то, что он есть на самом деле; и чем больше он сам себя ценит, тем меньше он стоит. В мире героев Чехова эта мысль находит наглядное подтверждение. Самое печальное, даже неприятное впечатление производит моральное падение человека, если оно происходит на фоне его личного благополучия и полного самоудовлетворения.
Поначалу молоденькая героиня рассказа «Анна на шее», вышедшая замуж за богатого старика Модеста Алексеевича, чтобы помочь отцу и вечно голодным братьям, вызывает сочувствие: перед нами типичный «неравный брак», и невеста тут – жертва бедности.
Что такое Память. Роль памяти в жизни человека
... и человечество. Сочинение Роль памяти в жизни человека 11 класс ЕГЭ рассуждение Память играет огромную роль в нашей жизни. Благодаря ей мы принимаем многие важные решения. Память является причиной ... проблему памяти затрагивают писатели в своих произведениях. Так ключевым вопросом, который поднимает А.П.Чехов в пьесе «Вишневый сад», становится роль памяти в жизни человека. Любовь Раневская любит свою ...
обидно для Ани, когда из дальнейших рассказов выясняется, что ей стало еще труднее жить в доме богатого, но скупого мужа, чем дома, где, по крайней мере, ей было весело и она чувствовала себя там свободно. Да и семье помогать деньгами оказалось невозможно. Но на выпускном балу Аня произвела удивительное впечатление своей красотой на голову мужа, благодаря этому получила власть над Модестом Алексеевичем. Она, тоже так напуганная звуком его шагов, теперь с удовольствием бросает ему в лицо: «Уходи, идиот!» — и она уже живет как хочет, в роскоши и удовольствиях, с этого момента в ней появляются уверенность в себе и самодовольство. Но пусть она весело смеется, заигрывая с влиятельными людьми и своим превосходством, пусть берет верх над ничтожным Модестом Алексеевичем, мучившим ее подлостью и самодовольными болтовнями. Мы знаем: победа ей далась самой дорогой ценой – ценой потери души. Это хорошо видно в конце рассказа, когда Аня, хорошо одетая и сытая, катается тройняшками и парами и не замечает идущих по улице голодных братьев и отца.
В основе повествования — образ хозяйки крупного капиталистического предприятия, предприятия на миллион долларов — металлургического завода — Анны Акимовны Глаголевой. Это – характерный представитель «второго поколения» буржуазного рода. Ее отец знал ремесла, производство, любил его, а ей завод представлялся «адом»; сквозь все произведение проходит неотвязная мысль о том, что, несмотря на кажущееся ее могущество, она беспомощна, одинока, несчастна. Обладание огромным богатством исключает любую возможность простых, а не ложных отношений с людьми, ставит других в неестественное положение зависимости. Праздность и богатство тяготит ее. «Я одинока, одинока, как месяц на небе, да еще с ущербом»,- говорит она тоскуя о жизни простой и естественной. И у нее есть желание бросить все и уйти в другой свободный мир: «… Она очень хотела, чтобы перемены в ее жизни произошли сейчас, немедленно, и ее пугала мысль, что старая жизнь будет продолжаться еще какое-то время». Рождается тема ухода, тема разрыва с собственнической жизнью. Рождается и гаснет. Анна Акимовна чувствует, что как бы больно ни были сытые и порядочные люди вокруг нее, они все же ближе и ближе к ней, чем рабочие «всех рабочих вместе взятых». Мечты об уходе оказываются иллюзией, самообманом, пустой блажью. Героине не хватило сил стать действующим лицом. [6]
Интересно построение рассказа. Внешне это точное, обстоятельное описание двух дней. Рассказ делится на главки – «Накануне», «Утро», «Обед», «Вечер». Неторопливо, подробно Чехов воспроизводит быт, уклад «бабьего царства», где царица — Анна Акимовна, разговоры, визиты, приемы, деловые встречи и т.д. Но главное здесь не быт, не среда, окружающая героиню. Под непрекращающийся аккомпанемент праздной беседы тревожная мелодия, связанная с мыслями героини о своем одиночестве, о том, чтобы жить не так, как ей следовало бы, звонит все громче и громче.
Анна Акимовна мечтала о «любви в здравом смысле», думала, что с этой любовью сможет восстановить «порчу» своей жизни. Но любовь, едва загоревшись, гибнет.
В богатой дворянской усадьбе живут две красавицы сестеры. Младшая, Женя (домашние зовут ее Мисюсь),- поэтическая натура. Она непосредственна, восприимчива и впечатлительна. Чтение книг – вот основное ее занятие. Она еще не разобралась в жизни, поэтому видит в людях только хорошее: любит художника и любит свою сестру, которая ему полная противоположность. Старшая сестра Лидия Волчанинова твердо решила быть активной и доброй, помогать бедным и больным, распространять знания среди крестьян. «Нельзя сидеть сложа руки, — говорит она.- Правда, мы не спасаем человечество и, быть может, во многом ошибаемся, но мы делаем то, что можем, и мы — правы». Высшая священная задача образованного человека — служить другим, и мы стараемся служить наилучшим образом.
Научная работа: Сопоставление понимания смысла и счастья жизни ...
... рассказов Бориса Екимова. 2. Выявление раскрытия темы и смысла жизни в этих произведениях. 3. Изучение критической литературы по творчеству Бориса Екимова. 4. Анализ, осмысление решения проблемы счастья и смысла жизни героями рассказов Бориса Екимова. 5. ...
Чехов показывает жизненные явления во всей их сложности. Лидия Волчанинова описывается им как бесчувственный, ограниченный и в то же время активный и волевой человек. Доступными средствами она пытается облегчить жизнь крестьян: участвует в земской деятельности, стремится создать партию молодежи, чтобы сместить с поста председателя управы Балагина, несмотря на большие средства семьи, живет только на двадцать пять рублей своего жалования.
характерно, что Лида лишена тонких и глубоких чувств, сметает искусство, так как, по ее мнению, людям оно не приносит пользы. А художник отрицает пользу грамотности, говоря: «не грамотность нужна, а свобода для широкого проявления духовных способностей»[185]. Художник не признает никакой позитивной программы, в его мыслях много неразберихи и насмешек. Но она чувствует, насколько жизнь сложнее, чем ей представляется Лида, правильно понимает, насколько узки и по сути бесполезны предлагаемые ею рецепты улучшения жизни людей.
Лида, опасаясь пагубного воздействия его выступлений на свою сестру, пытается отдалиться от него и, узнав от Жени о его чувствах к артисту, заставляет сестру уехать в другую провинцию.
Чехов обладал невероятной способностью рисовать лаконично, коротко, как бы мимоходом, портрет — законченный и законченный. Часто писатель рисует лишь несколько деталей портрета, но они настолько выразительны, что воссоздают облик человека в целом.
Все внимание писателя сосредоточено на раскрытии внутренней стороны героини и описывает ее поведение, действия, рассуждения, не отвлекая внимание читателя многими деталями ее портрета. Но как бы мимоходом портрет завершается кульминационной сценой, сценой встречи художника с Мисьюсом. «Как трогательно прекрасны были ее бледное лицо, тонкая шея, тонкие руки, ее слабость, праздность, ее книги!»[190]
Рассказ заканчивается меланхолическим возгласом художника: «Мисс, вы где?» Их любовь была разрушена и растоптана Лидой, этой сухой и онемевшей женщиной.
Героиня повести «Любимая» вызывает множество споров у исследователей.
Оля Племянникова, или «милая», как ее называют знакомые за вспыльчивость и симпатичную внешность, — существо нежное. Она способна думать о других. Как она любит, любит и жалеет своих мужей, как сочувствует их служебным заботам! И как искренне рыдает после смерти предпринимателя и лесопромышленника. Лев Толстой с любовью писал: «Свята, удивительна душа Любимого своим умением отдаться всем своим существом тому, кого он любит» . В конце рассказа она по-своему находит смысл жизни, посвящая себя заботе о чужом ребенке, что свидетельствует не только о ее доброте, но и о ее альтруизме.
Но привязанность Толстого была вызвана его особым видением предназначения женщины: жить только любовью к семье. История Чехова не дает повода для столь безоговорочного восхищения человеческими качествами «клада». Слияние его интересов с интересами тех, кого он любит, — признак не только бескорыстной доброты, но и неспособности мыслить самостоятельно.
Краткая биография и интересные факты из жизни Чехова
... Книппер повторился при постановке «Вишневого сада» в 1903 г. Семейные отношения Личная жизнь Чехова насыщена любовными приключениями. По некоторым сведениям, взаимоотношения писателя с избранницами продолжались годами. ... нет. В письмах Чехов обращался к ней «матушка». Женщина объясняла это тем, что уничтожила основную часть переписки. Историки усомнились в правдивости ее рассказов, они считают, что ...
Да, «любимый» умеет полностью раствориться в чужих интересах, умеет забыть себя ради другого. Но богатство и щедрость души Оленьки Племянниковой удивительным образом сочетается с полным отсутствием духовных интересов и простейшего и естественного интереса для каждого человека в жизни как таковой. Можно даже думать, что именно отсутствие внутренней жизни при безграничной доброте «душечки» оказалось благодатной почвой, на которой родилось ее бескорыстное умение любить другого человека. Автор прямо пишет, что, когда возле Оленьки нет любимого существа, она теряет способность к самостоятельному мнению, и поэтому не знает, о чем ей говорить. Высоко ценивший в людях духовное начало, Чехов придает симпатичные черты женщине, начисто лишенной не только каких-либо интеллектуальных потребностей, но и вообще яркого личного начала.
Для чего он это сделал? Видимо, для того, чтобы читатель не торопился ни осудить «душечку», ни восхититься ею, как Лев Толстой. Сложность авторского отношения к «душечке», по мнению Лукьяновой, сказывается уже в том, как он изображает самую сильную сторону ее натуры – способность любить: он наделяет героиню стереотипом любовного чувства. В самом деле, что значит для «душечки» любить? Это значит обеспечивать любимому человеку уютный быт и вкусный стол. Стереотип любовного чувства «душечки»: любить для нее значит так же повторять, как собственные, суждения любимого и, следовательно, с каждой новой привязанностью менять эти свои суждения .
«Душечка», вместе с антрепренером Кукиным бредившая театром, забывает начисто о своих прежних чувствах, став женой лесопромышленника, и говорит теперь степенно, в тон новому мужу: «Нам с Васичкой некогда по театрам ходить <…>. Мы люди труда, нам не до пустяков. В театрах этих что хорошего?» «В театрах этих что хорошего?» — эта фраза могла сойти с уст героини только в результате полного ее охлаждения к предмету своей пылкой привязанности. «Душечка» так быстро и так бесповоротно забывает о том, что было смыслом жизни ее «предмета», что у читателя должно невольно возникнуть сомнение и в надежности ее нынешней сердечной привязанности. И действительно, вся жизнь «душечки», пока она не приняла в свой дом чужого ребенка, состояла из подобных отречений.
В бескорыстии ее забот о чужом ребенке сомневаться нельзя. Но, несомненно, и то, что ее душа может существовать только при чужой душе, что без того содержания, которым каждый раз ее наполняет новый хозяин, героиня просто не знает, как поступить и что сказать.
«Душечка» приспосабливается к новым поворотам в ее семейной жизни с какой-то необыкновенной легкостью. Стоит очередному избраннику приблизиться к ее орбите, как она тот час переводит его в центр и сама начинает вращаться вокруг нового идола. Легкость эта объясняется тем, что у «душечки» есть постоянный запас средств приспособления, который она каждый раз пускает в ход: одни и те же ласковые слова, вкусный чай с разными варениями и сдобным хлебом, теплые мягкие шали и т.д. Во всем этом есть что-то виртуозное и что-то очень грустное: ведь в данном случае мы имеем дело со стереотипом в такой глубоко личной области человеческого чувства, где все индивидуально, все неповторимо.
«Футлярная» жизнь в рассказах Чехова
... жизнь героя рассказа завершается, ибо у него больше нет стремлений и желаний, весь мир замкнулся в одной лишь усадьбе и крыжовнике. На мой взгляд, Чехов ... не нужно рассуждать вовсе». Я считаю, что проблема футлярной жизни актуальна и в наше время, так как среди ... футляре, но подчинял окружающих своим правилам. Я считаю, герой Чехова Беликов – это живое олицетворение цензуры, законов, ограничений, ...
Характер «душечки» — выдающееся художественное открытие Чехова — психолога.
По мнению Льва Толстого, Чехов, вопреки своему желанию высмеять «душечку», изобразил в ней самое высокое. Это высокое заключается в основном назначении женщины – способности к самоотверженной любви. И все-таки Толстой заметил, что человек, подобный ей, хотя и умеет любить, уходит весь «на пустяки».
Смысл жизни для «душечки» — в любви. Но не к людям вообще, а к какому-то определенному существу – своему очередному «предмету». И считать, что героиня Чехова достигла того высокого идеала, который так неустанно ищут многие его герои, было бы неосмотрительно. Духовная скудность в глазах Чехова неизбежно оборачивается недостатком душевности. Это необыкновенный образ, возникающий из сочетания несочетаемого, — одно из самых загадочных созданий Чехова-психолога, и «душечка» будет рождать среди читателей и исследователей все новые и новые споры.
В последние годы жизни Чехов вновь обратился с надеждой к юному поколению, веря в его духовные силы и в то, что оно способно содействовать приближению новых форм жизни.
В рассказе «Невеста» писатель вернулся и к перспективе новой жизни, открывающейся перед юной героиней, и к личности, способной влиять на развитие молодой души.
У Нади Шумилиной, героини этого рассказа, рождается и постепенно растет неприязненное чувство к родному дому, к семье, в которой она воспитывалась и которая готовила ее к жизни по образцу и подобию женщин прежних поколений. У Нади есть друг, который помогает развитию в ней этого чувства. Это Саша, дальний родственник семейства Шумилиных, частый гость в доме. Художник и архитектор по образованию, служащий московской литографии, Саша болен чахоткой. Но он менее всего занят заботой о своем здоровье. В рассказе это самое активное действующее лицо. Ему не нравится многое в доме, и он не скрывает этого. Резкими критическими замечаниями о праздном, неинтересном окружении Нади, об отсутствии нравственного оправдания того уклада жизни, к которому Надю приучили мать и бабушка, он в конце концов достигает того, что в ее душе совершается переворот.
В разгар свадебных приготовлений Надя убегает и от жениха, ставшего ей неприятным (при всей его образованности и добропорядочности она теперь только почувствовала, как он неумен и фальшив).
И от бабушки, властно руководящей всем этим хлопотливым, но внутренне праздным мирком, показавшимся ей вдруг невыносимо скучным, и от матери, которая тоже перестала быть для нее эталоном ума и красоты. Она бросает дом и прекрасный сад, где весной ей бывало так хорошо, и бежит без оглядки, бежит – хотя со слезами, но с радостью, с надеждой. Не испугавшись возможного материнского проклятия, Надя мужественно вынесла испытание, на которое сама себя обрекла.
В центре этого рассказа Чехова — история девичьей души, постепенное ее освобождение от плена косных представлений о людях и о жизни вообще.
Вспомним самое начало рассказа, где есть строки, намекающие на то, что в душе Нади уже началось смятение. Наслаждаясь майским вечером в саду, Надя, только что вышедшая из дома, где вместе с домашними в этот вечер были и гости, в мыслях была не с ними. «Ей хотелось думать, что не здесь, а где-то под небом, над деревьями, далеко за городом, в полях и лесах, развернулась теперь своя весенняя жизнь, таинственная, прекрасная, богатая и святая, недоступная пониманию слабого, грешного человека. И «хотелось» почему-то плакать». Прямым продолжением этой мысли звучат строки о том, что, когда Надя смотрела в окна дома, где шли приготовления к ужину ей «почему-то казалось, что так будет теперь всю жизнь, без перемен, без конца!» Отсюда все эти «почему-то», возникающие в повествовании, когда речь идет о настроении героини. Все эти изменения происходят во имя еще неизвестной для нее идеальной жизни, которую она пока отождествляет с жизнью природы, пробуждающейся весной (пробуждение природы автор связывает, таким образом, с расцветом в душе героини нового отношения к жизни).
Чему учит нас жизнь м а горького. “Творчество Горького”
... любили говорить. Мы чувствовали, что Максим Горький искренней и ... нам гнусность нашей жизни, тот же широконосый Максим Горький ... Сочинения по темам: Начало 90-х годов XIX века – время тяжелое и неопределенное. С предельной реалистической правдивостью изображают этот период в своих произведениях... Первые произведения Максима Горького ... что "На дне" - совершеннейшая пьеса нового времени во всей мировой ...
Потом безотчетная тоска сменилась более ясным чувством. Во всем этом роль Саши, учителя Нади, конечно, была велика, но и Надя была способной ученицей. И настал момент, когда она первзошла своего учителя.
Когда, прожив самостоятельно осень и зиму в Петербурге, Надя возмужала и вновь встретилась с Сашей в Москве, то «почему-то показался он Наде серым, провинциальным»[115]. Она чувствовала инстинктивно, что стала сильнее Саши. Уже после его смерти она заглянула в последний раз в пустую Сашину комнату в бабушкином доме и, полная благодарности, простилась с тем, кто сделал для нее так много, но уже сделал свое дело – открыл для неё новую жизнь. «Прощай, милый Саша!» — думала она, прощаясь, в сущности, со всем, что теперь для нее отошло в прошлое. И позднее, снова уезжая из дома после летних каникул, она уже «покинула город, как полагала, навсегда». Мы расстаемся с живой и веселой героиней, способной преодолеть все предстоящие ей трудности, ясно осознавшей, наконец, свой жизненный путь.
Прозрение, происходившее и прежде с чеховскими героями, впервые обернулось в рассказе «Невеста» практическим разрывом с прежним укладом жизни.
«Невеста» написана в годы оживления общественного движения. По мнению Мурзака, автор имел в виду приобщить Надю к изменениям, происходившим в жизни в начале 1900-х годов. Ведь Надя поехала учиться в Петербург, а петербургское студенчество к тому времени, когда слагался сюжет рассказа, уже прославилось своими политическими выступлениями.
Связь Нади с предреволюционной атмосферой почувствовал один из самых первых читателей рассказа – В.В.Вересаев, которому Чехов показал новое произведение еще в корректуре, но тогда Вересаев, по его воспоминаниям, заметил Чехову: «Антон Павлович, не так девушки уходят в революцию». На это Чехов отвечал: «Туда разные бывают пути».
В произведениях А.П.Чехова представлены разные женские образы. В характерах героинь писатель отмечает не только яркие черты, но и самые мелкие особенности. По мнению Лукьяновой, он справедливо относится к своим героиням, не делает скидок для женщин, потому что глубоко убежден, что женщины – это личность, способная на серьезные поступки, умеющая сопротивляться обстоятельствам. Они испытывают на себе воздействие времени. На их примерах Чехов рассказывает о противоречиях в обществе, раскрывает социальные проблемы. Без этих женских образов рассказы писателя потеряли бы свою достоверность, глубину, а в отдельных случаях и поэтичность. Да, чеховские героини отличаются от тургеневских барышень, нежных, поэтичных, изысканных. Но именно в этом их особенность. Эти женщины-героини своего времени, потому что они «отражение противоречия эпохи». [16]
О Чехове и его рассказах Горе Дуэль (Чехов А. П.)
... мировую справедливость и вырвать у нее нечто большее сравнительно с предназначенным для него. Писательская скромность, думаем, имела в сочинениях Чехова ... воздействия искусством искать. Чехов прожил свою писательскую жизнь скромно. Очень долго он подписывал свои рассказы «А. Чехонте», ... в полном расцвете. Кстати, Кавказ как место действия по-особому сопоставляет Лаевского со стариком, военным доктором ...
Чехов, по справедливой мысли С. Н. Булгакова , своеобразен в своем творчестве тем, что искание правды, души, смысла жизни он совершал, исследуя не возвышенные проявления человеческого духа, а нравственную слабость, падение, бессилие личности, то есть ставя перед собою сложнейшие художественные задачи. Не восхищенное любование высотами духа, а сострадательная любовь к слабым и грешным, но живым душам – основной пафос чеховской прозы. Чехову близка была идея христианской морали, являющаяся истинным этическим фундаментом демократизма, что всякая живая душа, всякое человеческое существование представляет самостоятельную, незаменимую, абсолютную ценность, которая имеет право на человеческое внимание.
Тончайшая ткань чеховской прозы нередко обманчиво доступна, но притом неподвластна обычным приемам литературоведческого анализа. Истинный авторский смысл раскрывается Чеховым неявно, опосредованно. Напряженный поиск смысла жизни становится основным содержанием бытия чеховских героинь. Разлад между должным и существующим, идеалом и действительностью, отравляющей живую человеческую душу более всего заставляет страдать чеховских героинь.
- Чехов, А. П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Сочинения: В 18 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького; Редкол.: Н. Ф. Бельчиков (гл. ред.), Д. Д. Благой, Г. А. Бялый, А. С. Мясников, Л. Д. Опульская (зам. гл. ред.), А. И. Ревякин, М. Б. Храпченко. — М.: Наука, 1974—1982.
Т. 8. [Рассказы. Повести], 1892—1894. — 1977. — 528 с.
Т. 9. [Рассказы. Повести], 1894—1897. — М.: Наука, 1977. — 544 с.
Т. 10. [Рассказы, повести], 1898—1903. — М.: Наука, 1977. — 496 с.
Т. 13. Пьесы. 1895—1904. — М.: Наука, 1978. — 527 с.
2. Виноградов, А.Ф. Поэтика сюжета повестей Л.Н. Толстого и А.П. Чехова: Учеб. Пособие/ Комсомольск-на-Амуре: Изд-во КГПИ: 1995. — 92 с.
- Гвоздей, В. Н. Секреты чеховского художественного текста / В.Н. Гвоздей ; М-во общ. и проф. образования РФ, Астрах. гос. пед. ун-т. — Астрахань : Изд-во АГПУ, 1999. — 127 с. ; 21 см.
- Громов М. П. Чехов. — М.: Мол. гвардия, 1993. — 397 с. — (Жизнь замечательных людей; Вып. 724. Серия биографий).
- Золотоносов, М. Н. Другой Чехов : по ту сторону принципа женофобии / М.Н. Золотоносов. — Москва : Ладомир, 2007. — 335,[1] с. ; 21 см. — (Русская потаенная литература).
- Капитанова, Л. А. А.П. Чехов в жизни и творчестве : Учеб.пособие для шк., гимназий, лицеев и колледжей / Л.А. Капитанова. — М. : Рус. слово, 2000. — 76, [3]с. : ил., портр. ; 24 см. — (В помощь школе).
Лукьянова, Проблема женских характеров в рассказах А. П. Чехова [Текст] : Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.филол.н. Спец. 10.01.01 / Лукьянова. — М., 1996. — 18 с.
- Мурзак, Проблема женского характера в прозе А. П. Чехова [Текст]: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.филол.н. Спец. 10.01.01 — М., 1991. — 20 с.
- Набиев, Низами Гамза оглы. Проблема личности в творчестве А.П. Чехова 90-х годов XIX века : Автореф. дис. на соиск. учен.степ. канд. филол. наук : (10.01.01) / Азерб. пед.ин-т рус. яз. и лит. им. М.Ф. Ахундова. — Баку,1991. — 25 с.
- Петухова, Е.Н. Притяжение Чехова: Чехов и русская литература конца XX века / Е.Н. Петухова ; Федер. Агентство по образованию, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «СПбГУЭФ». — СПб : Изд-во СПбГУЭФ, 2005. — 118 с.
- Полоцкая Э. А. О поэтике Чехова / Рос. акад. наук. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наследие, 2000. — 238, [1] с.
- Полоцкая, Э.А. Пути чеховских героев [текст]: Кн. для учащихся / Э.А. Плоцкая — М.: Сов. писатель, 1983— 238, [1] с.
- Рынкевич В.П., Путешествие к дому с мезонином : [О творчестве А.П. Чехова]. — М. : Худож. лит., 1990. — 318, [1]с.
- Секачева Е.В., Проблемы личности в творчестве А.П. Чехова 80-х годов : Автореф. дис. на соиск. учен. степ.канд. филол. наук : (10.01.01).
— М., 1981. — 16с.
- Творчество А.П. Чехова: межвузовский сборник научных трудов: [материалы Международной научной конференции, посвященной памяти А.П. Чехова (100-летию со дня смерти), — XXII Чеховских чтений в Таганроге]/отв. ред. проф. Г.И. Тамарли. -Таганрог: изд-во Таганрогского государственного педагогического института, 2004. — 230 с.
- Труайя, А. Антон Чехов/ А. Труайя. — М.: ЭКСМО, 2004. — 350 с. — (Русские биографии)
- Барлас Л. Г. Язык повествовательной прозы Чехова: Проблемы анализа / Сев.-Кавк. науч. центр высш. шк.; Отв. ред. Л. А. Введенская. — Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. ун-та, 1991. — 205, [1] с.
- Степанов А. Д. Проблемы коммуникации у Чехова. — М.: Языки слав. культур, 2005. — 400 с. — (Studia philologica).
- Сухих И. Н. Проблемы поэтики А. П. Чехова / Ленингр. гос. ун-т им. А. А. Жданова. — Л.: Изд-во Ленингр. гос. ун-та, 1987. — 180, [2] с.
- Тюпа В. И. Художественность чеховского рассказа. — М. : Высш. школа, 1989. — 133, [2] с. — (Б-ка преподавателя).
- Цилевич Л. М. Стиль чеховского рассказа. — Даугавпилс, 1994.
Чингиз Айтматов: Основу жизни составляет любовь «Чайка» № 23/106/ от 1 декабря 2007 г
Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. — М., 1979. с. 18
Чехов А. П., Переписка с женой — 2003 (Серия «Биографии и мемуары»)
Чехов А. П. Попрыгунья // Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Сочинения: В 18 т. /АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1974—1982.
Т. 8. [Рассказы. Повести], 1892—1894. — 1977. — С. 7. В далнейшем цитаты приводятся по этому изданию с указанием станиц в скобках за текстом
Чехов А. П. Бабье царство // Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Сочинения: В 18 т. /АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1974—1982.
Т. 8. [Рассказы. Повести], 1892—1894. — 1977. — С. 258—296.
Полоцкая, Э.А. Пути чеховских героев [текст]: Кн. для учащихся / Э.А. Плоцкая — М.: Сов. писатель, 1983— с. 185
Чехов А. П. Дом с мезонином: (Рассказ художника) // Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Сочинения: В 18 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1974—1982.
Т. 9. [Рассказы. Повести], 1894—1897. — М.: Наука, 1977. — С. 181. В далнейшем цитаты приводятся по этому изданию с указанием станиц в скобках за текстом
Чехов и Лев Толстой / Акад. наук СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1980. — с. 86
Лукьянова, Проблема женских характеров в рассказах А. П. Чехова [Текст] : Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.филол.н. Спец. 10.01.01 / Лукьянова. — М., 1996. — с. 5
Чехов А. П. Душечка // Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Сочинения: В 18 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1974—1982.
Т. 10. [Рассказы, повести], 1898—1903. — М.: Наука, 1977. — С. 102—113.
Чехов и Лев Толстой / Акад. наук СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1980. — с. 215
Чехов А. П. Невеста // Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Сочинения: В 18 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1974—1982.
Т. 10. [Рассказы, повести], 1898—1903. — М.: Наука, 1977. — С. 212 В далнейшем цитаты приводятся по этому изданию с указанием станиц в скобках за текстом
Мурзак, Проблема женского характера в прозе А. П. Чехова [Текст]: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.филол.н. Спец. 10.01.01 — М., 1991. — с. 15
Вокруг Чехова / Сост., вступ. ст. и примеч. Е. М. Сахаровой. — М.: Правда, 1990. — с. 345
Лукьянова, Проблема женских характеров в рассказах А. П. Чехова [Текст] : Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.филол.н. Спец. 10.01.01 / Лукьянова. — М., 1996. —с. 8
Полоцкая, Э.А. Пути чеховских героев [текст]: Кн. для учащихся / Э.А. Плоцкая — М.: Сов. писатель, 1983— с. 123
Труайя, А. Антон Чехов/ А. Труайя. — М.: ЭКСМО, 2004. с. 56