Архитектура Древней Индии

Курсовая работа

Индия — одна из самых прекрасных стран мира. Пожалуй, ни одна страна не может сравниться с ее богатейшей культурой, ее обычаями. Индия не похожа ни на одну из азиатских стран, не говоря уже о любой европейской стране, она очень индивидуальна — и в этом ее красота.

К сожалению, в экономическом плане Индия не слишком развита и относится к классу развивающихся стран, но это не повлияло на традиции и культурные особенности страны.

Из-за того, что в Индии 28 штатов, и в каждом штате есть свой язык, у нее разные нации и разные религии. Можно сказать, что Индия — это созвездие религий, потому что здесь существуют почти все религии мира. И хотя, прежде всего, индуизм занимает почетное место, но и другие религии также занимают важное место в культурной жизни этой страны. Я вообще считаю, что религия — это главное составляющее культуры. Религия оказывает основное влияние на архитектуру.

1.Хараппская цивилизация.

Индия — государство в Южной Азии, в бассейне Индийского океана. Истоки индийской художественной культуры восходят к древнейшим цивилизациям, возникшим на берегах рек Инда и Ганга, которые послужили основой для развития культуры.

Одна из самых ярких в истории древнеиндийской культуры — цивилизация Хараппа. В культуре Хараппы существовало мощное централизованное правительство, способное устанавливать определенный строгий порядок на протяжении многих веков, вводя стандартизацию и типизацию в строительстве и канонизацию в искусстве.

Об уровне развития Хараппской культуры свидетельствует строгая планировка при возведении городов, монументальная архитектура, письменность и т.д. Главные центры строились по заранее разработанному плану: улицы шли параллельно друг другу, ориентированные по сторонам света и пересекались под прямым углом; магистральные улицы были довольно широкими – до 10 метров. Вокруг города возведены стены, здания высотой в 2-3 этажа из жженого кирпича, оштукатуренные глиной и гипсом. Дома, построенные в несколько этажей, имели деревянную крышу и, по всей вероятности, на оштукатуренных стенах могли быть сохранившиеся картины и резные деревянные украшения. Практически все крупные города состояли из двух частей: укреплений, возвышавшихся над городом, и «нижнего города». Основное население проживало в «нижнем городе», а городская беднота — в цитаделях.

Уровень проживания большинства городских жилых домов в то время был достаточно высоким. Большинство жителей Хараппы были обеспечены благоустроенным жильем. Практически в каждом доме были кирпичные колодцы, санузел, мусоропровод, вентиляционные каналы. Особенность этих городов — это отсутствие зданий, которые однозначно можно было бы определить как постройки чисто культового назначения – храмы и культовые памятники, — и, с другой стороны, наличие отдельных общественных сооружений, найденных в крепости, заставляют предположить их отнюдь не культовое назначение и использование. Примеры включают большие зернохранилища Мохенджо-Даро и Хараппа и впечатляющий причал речного порта Лотал. Знаменитые бани внутри цитадели Мохенджо-Даро также могут служить для богослужений.

5 стр., 2328 слов

Древняя Индия: культура, литература

... Образование государств в Древней Индии Пока ученые имеют мало сведений об общественном строе и культуре индийских городов. Дело в ... языки, не забываются и по сей день. Религия Древней Индии О религиях древних индцев мы знаем мало. Однако известно, ... народ. Древнее государство Индия. Местоположение и природа Древней Индии На юге Азии, за Гималайским хребтом, расположена удивительная страна -- Индия. Ее ...

Следует иметь в виду, что даже самый крупный город той эпохи, Мохенджо-Даро, не подвергался раскопкам до основания и его нижние слои оставались недоступными для исследований.

Памятники древнеиндийской архитектуры ранней эпохи не дошли до нас. Это связано с рядом причин, в первую очередь с тем, что деревянное зодчество не сохранилось.

Архитектура и искусство древней Индии достигли пика в середине I тысячелетия до нашей эры, когда в низовьях Ганга образовалось могущественное рабовладельческое государство Магадха. Под покровительством правителей этой державы процветают земледелие, ремесло и торговля, науки и искусств

Особое развитие получило строительство при выдающимся правителе этой династии – Ашоке, внуке Чандрагупты (III век до нашей эры).

Источники сообщают, что его дворец стоял на высоком стилобате и имел три комнаты, одну над другой. Главный из них был украшен каменными колоннами. Обвитыми золотыми виноградными лозами и фигурками птичек из серебра.

В эпоху Маурьев камень впервые использовался в Индии как для строительства, так и для создания больших скульптур. Так, например, в Кумрахане когда-то часть города Паталипутры) раскопки обнаружили остатки дворцовой колоннады. Колонны сделаны из полированного гранита. Это большое сооружение — зал с сотней колонн — напоминает зал во дворце царя Дария из династии Ахеменидов в Персеполе. Похоже, что правители династии Маурьев сознательно переняли у Ахеменидов некую символику величия царской власти, которая нашла отражение в искусстве.

Сохранившаяся до наших дней техника каменной кладки, заметная полировка характерна и для знаменитых каменных колонн, из которых высечены указы Ашоки. Следы этого сглаживания можно узнать и на стенах искусственных пещер, высеченных в скале в Гайе, самые старые из которых относятся к временам правления Маурьев.

Процветающие города эпохи Маурьев (4-2 вв. до нашей эры) оставили великолепные образцы культовой архитектуры. Среди них ступы, скальные храмы и «стамбха»- мемориальные столбы. Ступы являлись вместилищем буддийских реликвий. Были случаи, когда они были посвящены одному из правителей и священников. Их происхождение ведет от погребальных холмов. Чаще всего это сооружение из монолитной массы, напоминающее полусферу на террасе. На вершине ступы находилась святыня, предназначенная для хранения буддийских реликвий, она была воздвигнута в честь самого Будды, а иногда и человека или событий, почитаемых буддистами. Реликварий был окружен оградой с четырьмя дверьми «торана», ориентированными по сторонам света. Внутри забора была дорожка, по которой проходил обряд обхода ступы. В центре дверей обычно стояли барельефы, изображающие отдельные эпизоды из легендарной жизни Будды. Ступа мог быть любых размеров. Внутри храмов помещалась небольшая ступа, часто цилиндрической формы — чайтья. Из 84000 ступа, сооруженной лишь Ашокой, уцелели немногие. Это круглое в плане сооружение, выложенное снаружи красным песчаником. Высота ступы вместе с увенчивающим ее стержнем – 23,6 м, диаметр основания – 36,6 м. Четыре торана, сочетающие архитектурные и скульптурные элементы, являются копией деревянных ворот. Однако форма Торанов растворяется в обильном пластике, украшающем памятник. Каменная конструкция тяжела, но смотрится как торжественный портал. Рельеф передает массивность группы слонов и дриадой. Среди небольших круглых скульптур можно угадать крылатых животных, рыцарей и духов природы. По содержанию это целая легенда об индийской жизни того времени, а буддийские сюжеты здесь богато окрашены фольклором, проиллюстрированы множеством бытовых сцен. На одном из них изображена осада города, стены которого окружены кольцом пехоты и лучников на колесницах. По этим рельефам можно получить полное представление об архитектуре древнего укрепления, изучить оружие того времени.

19 стр., 9350 слов

Архитектурные сооружения Индии. Буддийские реликвии, скальные храмы и монастыри

... Ввпоследствии он лег в основу ритуального шествия в буддийских культовых сооружениях. В центре селения на пересечении главных ... размеры кирпичей. Другой особенностью этих городов, как отсутствие храмов, является отсутствие дворцов или каких- либо других сооружений, ... – баньяном. Здесь или у западных ворот возводился главный храм. В центральных кварталах жили купцы, далее – ремесленники, около ...

пещерные сооружения.

Первые храмы и монастыри были основаны при Ашоке на холмах Барабара и Нагарджуни. И хотя эти пещеры еще невелики и просты в оформлении, они положили начало развитию монолитной наскальной архитектуры. Снаружи пещерные храмы выглядели скромно. Голый камень на каменистой земле, небольшая трещина с подковообразной аркой, ведущей внутрь: это пещера Барбары недалеко от Гайи. Внутри находится классная комната прямоугольной формы, в конце которой находится среда с округлыми стенами и выступающими карнизами.

Самый простой способ объяснить удивительный консерватизм архитектурного дизайна — это то, что возникающая потребность в строительстве храмов была удовлетворена строителями, привыкшими работать с деревом.

Архитектура чайтья существовала примерно с II века до нашей эры до VIII века нашей эры.

До постройки чайтья религиозные обряды проводились на открытом пространстве, иногда только закрытом.

Буддийская чайтья

Классическим памятником этого типа признается высеченная в скале чайтья в Карли (1 век до нашей эры).

Храм Карли высечен в скале на глубине 40 м и превосходит другие храмы по размеру и великолепию убранства. Внутри можно увидеть следы росписи и позолоты: роскошь и великолепие, которыми окружали себя монахи в то время. Храм Карли большой по сравнению с предыдущими храмами, он производит впечатление простоты и смысла. Размеры этой чайтьи, самой крупной в Индии, 37,8 м длины и 13,7 м высоты. Портик храма частично разрушен, но сохранившиеся детали позволяют предположить, что он был шире, чем сам храм. Прямоугольный зал ведет к «чреву» «мировой горы». В сумерках сбоку и сверху из-за величественных колонн высовываются статуи людей, богов, лошадей, слонов. Стены тщательно отполированы. Оживительные ребра часовни, имитирующие деревянные балки, создают движение всего объема вверх. Зал молитвенного дома завершается полукруглым помещением с главным алтарем. Коридор для ритуального обхода опоясывает пространство храма.

Чайтья подземного храма Карли тщательно отделан снаружи, по фасаду имеет большой центральный вход и два боковых, украшенных небольшими фронтонами и рельефными фризами под ними с изображением влюбленных. Благодаря такому оформлению, ступенчатому входу, портику, коллонадам и т. д., чайтья постепенно приобрела черты надземного храма.

8 стр., 3975 слов

Архаические представления о внутреннем пространстве храмов Индии

... храмы, не отличавшиеся по своим формам от буддийских. Наиболее значительные скальные сооружения этого периода находятся в Аджанте и Эллоре. Аджанта прославилась главным образом стенными росписями ... в Махабалипураме, пещерные монастыри в ... сторонам видимой части колонны на добавочных ... каноническими фигурами Будды, для которых ... чайтья, а вихара из монастырского общежития превращалось, по существу, в храм. ...

Скальные храмы

Храмы строились на склонах гор, на отвесных скалах из плотного однородного гранита. После лечения большая часть этого склона казалась совершенно вертикальной. Внизу расчищалась площадка, имевшая очертания основания фасада. Затем вынималась основная масса породы. Поэтому строительные леса не нуждались в строительных лесах, потому что, пока не был заложен свод, работы не продвигались. Процесс создания храма совершался руками одних и тех же мастеров. Нет сведений о разделении труда архитектора и скульптора. Авторов-архитекторов можно считать скульпторами, а строителями-резчиками.

Вестибюль перед входом выделяется своим богатым декором. Весь внутренний фасад украшен деревянными решетками с резьбой. На боковых стенах вестибюля множество рельефных декоративных арок. Это был распространенный прием украшения плоскостей стен храмов. Стена с входами, идущими внутрь храма, декорирована рельефами. Среди них выделяются две обнаженные фигуры, изображающие покровителей храма.

Главный зал производит таинственное и величественное впечатление. Вглубь идет могучая колоннада. В колоннах повторяется выразительная декоративная деталь — скульптурная капитель. Скульптурная группа каждой столицы состоит из слонов, стоящих на коленях. На них находятся мужская и женская фигуры. Эффект освещения имеет большое значение в архитектурном решении внутреннего объема помещения. это решетчатый фильтр, дающий искрящийся и таинственный свет.

Есть набор из восьми предметов, который кладут на алтарь в буддийском храме, но он может поместиться в доме или даже в юрте, где живет буддийская семья. Эти предметы называются «восемь драгоценностей», «восемь эмблем славы», «восемь знаков счастья», «восемь благоприятных символов», «восемь жертвоприношений».

Зонт

Две рыбы

Ваза

Лотос

Раковина

Узел

Штандарт

Колесо учения

ваджра

Поскольку буддизм начал все больше служить интересам правящих классов, чтобы усилить свое идеологическое влияние на массы, средства визуального искусства стали все более привлекательными наряду с архитектурой. В ранний период распространения буддизма, когда образ Будды сохранял человеческую форму учителя и проповедника, изобразительное искусство ограничивалось сценами из легендарной жизни Будды и оставалось, как и прежде, прямыми, жизненными и правдивыми. В раннем буддийском искусстве изображения самого Будды не встречаются; они заменялись изображениями предметов, связанных с событиями его жизни, как, например: дерева пипал под которым якобы произошло просветление Будды и которое с тех пор стало священным; символического колеса – обозначения закона вращения мировых судеб человечества ( Будда якобы привел это колесо в движение ); лотоса, считавшегося священным цветком у индийцев с незапамятных времен. В изображении лотоса скорее можно увидеть образ солнца, которому поклонялись в древности.

В первом веке нашей эры в Гандхаре появляются антропоморфные изображения Будды. Прототипами фигур стоящего Будды послужили греко-римские скульптуры. Поза сидящего Будды была местной.

13 стр., 6006 слов

Искусство Древней Индии

... других странах Древнего Востока, в Индии процесс формирования рабовладельческого строя шел медленно. Пережитки первобытно-общинных отношений в Индии сохранились вплоть до средних веков. Искусство Древней Индии в своем ... из его обликов покровителя зверей. Предполагается, что найденные в раскопках женские фигуры представляли богиню плодородия, образ которой впоследствии был связан с брахманскими « ...

«Великий учитель» часто изображался со скрещенными ногами и руками, поднятыми для благословления или поучения. был разработан сложный символизм положения рук и пальцев, так называемая «мудра», в которой каждый жест имеет определенное значение. Ранние скульптуры Гандхары отличаются определенной неподвижностью, тело полностью скрыто тяжелыми складками плотной ткани, а лицо иногда похоже на маску. Но со временем изображения Будды приобретают утонченность и изящество, воплощают идеализированный образ красивой и гармоничной личности, напоминающей древнего Аполлона.

Прекрасным образцом гандхарской скульптуры является голова Будды (IV-Vвв.).

Его лицо одушевлено выражением глубокой и ясной мысли, которая передает буддийский идеал внутренней гармонии.

Позже образ Будды отклоняется от типа Гандхары и становится все более идеализированным и абстрактным. В основном это касается изображения самого Будды, окружающие его сцены на рельефах, созданных народными мастерами, до сих пор очень живы и выразительны.

Параллельно с этим в скульптуре Индии уже в первые века нашей эры сформировались некоторые каноны, которые постепенно давали о себе знать все больше и больше. Это особенно заметно в изображениях Будды (например, длинные уши – одно из 32 качеств, присущих ему).

Но, несмотря на ограниченность канонов, мастера стремились к творчеству, индивидуально по отношению к изображаемому.

Ранние дошедшие до нас памятники пластического искусства, которые исследователи относят к периоду расцвета Маурийского государства, представляют собой отдельно стоящие, мемориальные колонны, завершенные скульптурой ( В.А. Смит – известный специалист по индийскому искусству, насчитывает столбов Ашоки по различным упоминаниям 36), круглые статуи, выполненные из камня (серого песчанника из Чунара ),отличающиеся зеркальным блеском полированной поверхности, и терракотовые статуэтки.

Между прочим, та же техника блестящей полировки характерна и для стен пещерных сооружений III в. до нашей эры, в дальнейшем она уже не встречается.

К официальному направлению в искусстве Маурьев, явно несущему следы внешнего влияния и символизма, относится наиболее ранний из уцелевших памятников (после Хараппы), так называемая львиная капитель колонны Ашоки из Сарнатха. Капитель представляет эмблему власти и достаточна, выразительна в этом отношении (она стала национальной эмблемой современной Индии).

Стилизованные фигуры четырех львов, стоящих как бы охраняющих могущество, обращенных своим грозным взором через стороны света, несут на спине колесо, символизирующее закон движения Вселенной. Под фигурами львов расположены барельефы, на которых животные быстро бегают одно за другим и чередуются с ними как бы вращающимися колесами. Считается, что эта композиция символически выражает замкнутый круговой цикл извращенных человеческих судеб. трудно сказать, действительно ли было такое намерение у ремесленников или у заказчика. Но нельзя согласиться с тем, что формы якобы поддерживаются формами лотоса, любимого в индийском искусстве, обращенного вниз лепестками. вряд ли индийские художники допустят композицию, в которой этот нежный цветок, символизирующий основу жизни, находился бы под ногами могучих львов. Скорее всего, это форма не цветка, а колокола, как в некоторых ахеменидских капителиях.

4 стр., 1738 слов

Символика в архитектуре буддийских храмов

... Будды. Таким образом, также ступа является символом Просветлённого Ума буддийских. В Будды текстах упоминается, что после тела кремации Будды останки его были восемь на ... в проникли страны. Одной из древнейших считается Санчи в ступа (Центральная Индия, 250 г. до н.э.). Она собой ... привело что также к устройству аналогичных пещерных вдоль храмов торговых путей Центральной Азии. правило Как, эти ...

Имеется другой пример колонны Ашоки в Рампурве, завершённой фигурой быка, стоящего на форме, похожей также на опрокинутый вниз колокол. Если в самой идее колонны, несущей фигуры животных, и в технике исполнения можно усмотреть влияние чужеземного искусства, то по реалистической трактовке фигур и по тщательности деталировке в исполнении эти примеры пластического искусства, скорее, приближаются к искусству Хараппы.

Именно в этот период правления Ашоки, судя по уцелевшим памятникам, началось массовое строительство сооружений буддийского культа: ступа, монастырей (называвшихся сангхарама, или вихара ) – новый тип сооружений, появившийся вместе с возникновением сангха и представлявший собой комплекс жилых и хозяйственных, а позднее культовых зданий, чаще всего предназначенный для монахов, уединенный от населенных мест или изолированный от окружающего высокими крепостными стенами.

Такие сооружения буддийского культа, как ступа и чайтья, возникли

в Индии с тех пор, как личность Будды стала обожествляться, и появился предмет особого поклонения. Ступа ведет свое происхождение от могильных холмов.

Другим видом буддийской архитектуры были стамбхи – каменные мемориальные колонны, которые возводились при Ашоке на местах, отмеченных какими-либо значительными событиями в истории буддизма. Уцелело лишь десять столбов, некоторые из них частично разрушены. Отдельные стамбхи достигают 15 м высоты и свыше 50 тонн веса. На стволе обычно высекались тексты царских указов, пропагандирующих религиозно-этические принципы буддизма, а капители были украшены скульптурными символами в виде цветка лотоса, фигур животных и т. д

К ранним произведениям пластического искусства, связанного с Буддизмом, относятся рельефы на оградах и воротах ступа в Бхархуте ( II в. до н.э. ), Санчи(I в. до н.э. ) и на многочисленных сооружениях пещерного зодчества в Бхадже, Насике, Карли и др. В этих памятниках, не утративших связей с народным искусством резьбы по дереву и по слоновой кости, особенно ярко проявляются черты самобытности индийского искусства. Более плоские ( по сравнению с рельефами Санчи ) рельефы Бхархута отличаются той же силой обобщения образа и монументальностью форм, которые характерны для статуй маурийского периода. В изображениях на сюжеты из легендарной жизни Будды, наряду с жанровыми бытовыми сценами, встречаются знакомые нам мифологические фигуры якшей и якшинь. Фигуры и предметы показаны как бы с птичьего полета.

Ограда и ворота ступа в Бхархуте и Санчи были первоначально деревянные; когда они пришли в ветхость, их заменили каменными, повторяющими прежние формы деревянных конструкций. Приходится удивляться прочности и устойчивости каменных ворот, простоявших, например в Санчи, в целости и сохранности около двух тысячелетий. Ворота в Санчи создавались в разное время. Лучшими из них считаются северные ворота, выполненные, повидимому под руководством одного мастера, в то время как в других воротах принимали участие несколько ремесленных корпораций ( известно, например, что среди них были и резчики по слоновой кости) – отсюда отсутствие цельности в общей композиции и разнохарактерность манеры исполнения рельефов.

10 стр., 4994 слов

Культура Древней Индии

... достижения; определить роль религии в культуре древней Индии; определить, как повлияла древнеиндиская культура на культуру других стран. ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ ДРЕВНЕИНДИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ 1.1. Протоиндийская (Хараппская) цивилизация ... и бассейнами для религиозных омовений. Здесь же были найдены предметы художественного ремесла - изделия из бронзы, ювелирные предметы, красно-черная лощеная узорчатая ...

Рельефы в Санчи значительно отличаются от Бхархутских. Они показывают дальнейшее совершенствование техники резьбы по камню – рельефы в Санчи более пластичныеи выпуклые, переходящие иной раз в круглую скульптуру (например фигуры якшей и слонов на воротах).

Измельченность форм, тонкость и изящество деталировки развились скорее всего под влиянием искусства резьбы по слоновой кости. В тематику рельефов принесены новые сюжеты, отражавшие происходившие события: сцены сражений и битв, осада города. То там, то здесь в рельефах сцены из легендарной жизни Будды раскрывают нам жизнь древнеиндийского общества, окружающий его буйный растительный и животный мир джунглей. Жизненно правдивые образы переплетаются с вымышленными.

Связанная непрочными узами, разобщенная на племена и касты, империя Ашоки распалась вскоре после его смерти на более мелкие, враждовавшие между собой государства. На юге Индии с I в. до н.э. по III в.н.э. доминировала империя Андхра со столицей Амаравати. Границы империи в период ее расцвета простирались от Бенгальского залива на востоке до Аравийского моря на западе, а с севера на юг – от реки Годавари до реки Кришна.

В памятниках искусства, созданных после распада Ашоки, постепенно исчезают следы персидского влияния, а вместе с тем проникают в первых веках до н.э. влияния греко-бактрийского и позднеримского искусства.

Наблюдавшийся уже в рельефах Санчи отход от крупных лапидарных форм, появление некоторой измельченности и изысканности в полной мере дают себе знать в более позднем искусстве Амаравати, представленном в отдельных фрагментах рельефов ограды и ворот ступа. Уже сам материал – мрамор, избранный для облицовки ступа вместо камня, придает этому сооружению рафинированный характер. Удлинённость пропорций тела и конечностей делают фигуры особенно невесомыми и подвижными.

Индийская архитектура необычайно гармонично связана с природой. Древнейшие индийские храмы строились прямо в пещерах. В более позднее время место для культовых сооружений тщательно выбиралось. Зодчие Индии возводили не только храмы-ступы и дворцы, но и хорошо спланированные города. Например, в долине Инда были обнаружены руины города Мохенджо-Даро, построенного в III тыс. до н.э. Открытие Мохенджо-Даро показало, что здесь когда-то процветала хараппская цивилизация.

В нижней части города сохранились развалины древнего храма, внутри его найдены алебастровые кувшины и фрагменты скульптур, имевших ритуальное и церемониальное значение. Внимание археологов привлекли развалины Большой купальни, которая является чудом строительной техники и архитектуры. В этот комплекс, кроме огромного бассейна, окруженного колоннами, входило множество комнат и коридоров. По всей вероятности, здесь совершался священный обряд омовения.

Среди руин Мохенджо-Даро выделяется древнее культовое буддистское сооружение в виде полусферы, воздвигнутое во II в. н.э., так называемая ступа. Утверждение буддизма повлекло за собой широкое строительство храмов и мемориальных сооружений, посвященных Будде. Ранние ступы служили для хранения останков Будды. Существует легенда о том, что Будду как-то спросили, каким должно быть его погребальное сооружение. Тогда он постелил на землю свой плащ и перевернул на него круглую чашу для сбора подаяний. Отсюда родилась полусферическая форма буддийских храмов, символизировавшая небо и бесконечность.

14 стр., 6830 слов

Архитектура Индии

... культуры. Религия оказывает основное влияние на архитектуру. Основная часть Индия - государство в Южной Азии, в бассейне Индийского океана. Истоки индийской художественной культуры восходят возникшим на берегах ... строго выдержанные пропорции и размеры кирпичей. Другой особенностью этих городов, как отсутствие храмов, является отсутствие дворцов или каких- либо других сооружений, которые могли бы ...

Знаменитая Большая ступа в Санчи (Центральная Индия), по преданию, была воздвигнута в III в. до н.э. на месте захоронения Будды. Она лучше других сохранилась и хорошо отреставрирована. Полушарие ступы размещено на круглом цоколе с террасой, служившей для культового обхода. Первоначально ступа была выкрашена в белый цвет, а терраса — в красный.

В органичной простоте ступы в Санчи заключен глубокий символический смысл. Полусферический купол символизирует небесный свод, надстройка с квадратным основанием в форме балкончика на вершине купола — священную гору Меру. Возвышающийся над куполом стержень с навершием в виде священного трехъярусного каменного зонта уподоблялся мировой оси, а три яруса зонта означают три неба. В ступе, как считается, хранятся священные реликвии Будды. Двойная лестница в южной части ступы ведет с нижнего уровня наверх, к круговому обходу. Здесь, на возвышении, верующие могли лучше ощутить божественную красоту природы и ее связь с высшими силами.

Ступу окружает массивная каменная ограда. По ее четырем сторонам, соответствующим четырем сторонам света, сделаны ворота (они называются торена).

Через них в святилище входили торжественные процессии для совершения священного обряда, который заключался в обходе вокруг ступы и восхождении на верхнюю часть платформы.

Ворота ограды Большой ступы — выдающееся произведение древнеиндийской архитектуры, получившее всемирную известность и ставшее символом Индии. Схема ворот проста — два столба с тремя горизонтальными перекладинами, покрытыми разнообразными рельефами и скульптурами. В сюжетах изображений переплетаются буддийское вероучение и древние индийские народные мифологические сказания. На рельефах можно видеть фантастические образы птиц, слонов, летающих львов. Скульптуры отвратительных существ, словно поддерживающих ворота, отождествляются с невежеством и отрицательной кармой. Ворота богато украшены барельефами, на которых представлены эпизоды из прошлых жизней Будды. Здесь присутствуют многочисленные символы буддизма (колесо закона, дерево, лотос) и скульптуры духов природы — якшинь. Их фигуры определили идеал женского телосложения, на много столетий став эталоном индийской скульптуры.

Древние культовые сооружения сохранились в различных уголках Индии. Например, в горных районах можно увидеть удивительные храмы — чайтьи. Древнейшие из них возникали в естественных пещерах, более поздние обычно высекались прямо в скалах. Они имели просторные залы, украшенные колоннами, скульптурными изображениями и росписями.

В конце VI в. н.э. был высечен скальный индуистский храм Дхумар Лена. Его охраняют каменные львы и слоны, олицетворяющие власть бога Шивы. Всех входящих в храм приветствуют статуя богини реки Ямуны и скульптура сидящего в позе благословения Шивы. Все внутреннее пространство поделено на части с помощью четырех рядов массивных колонн, увенчанных резными тяжеловесными капителями округлой формы.

В пещерах Аджанты находятся выдающиеся памятники древней индийской архитектуры — буддийские храмы. Начало их строительства специалисты датируют по-разному: от I до III в. н.э., окончание — от VII до IX в., но несомненно, что основная работа по строительству и оформлению проходила в IV—VI вв. Комплекс включает 29 пещер (пять из которых — храмы, а остальные — монастыри), соединенных широкой тропой. Типичный пещерный храм Аджанты состоит из большого квадратного зала и расположенных вокруг него маленьких монашеских келий. Отделенные колоннадами боковые проходы предназначались для религиозных процессий. Потолки пещер поддерживают резные или покрытые росписями колонны. Резные колонны стоят также у входов в пещеры. Древний монастырь был и местом обучения монахов, и центром паломничества.

5 стр., 2334 слов

Архитектура и скульптура Уфы

... Здание отразило эстетические воззрения зодчих кон. XIX - нач. XX в., когда архитектура Уфы развивалась в духе стилизаторства, отражающего народнические устремления так называемого «русского стиля». ... особняк принадлежал Е.А. Поносовой-Молло. Это первое здание в стиле "модерн" в архитектуре Уфы. Демонстрирует принцип формирования архитектурной формы изнутри наружу. Два боковых полукруглых крыла ограды ...

В VII—VIII вв. продолжали возводить грандиозные пещерные храмы, крупнейшими из которых были поздние пещеры Аджанты (VII в.), храм Шивы на острове Элефанта (VII в.) и храм Кайласанатха в Эллоре (VIII в.).

К IX в. трудоемкую технику вырубания храма из скалы заменило строительство из тесаного камня (известняка, песчаника, мрамора, гранита).

Каменные блоки скреплялись деревянными клиньями или металлическими скобами. В постройках использовали сочетания камня с деревом и кирпичом.

На рубеже IX—X вв. отчетливо выявились характерные различия между северными и южными типами построек. В целом система индуистского храма была следующей: в центре святилище с небольшим внутренним пространством, где помещалась главная святыня, за ним следовал притвор и многоколонный зал или галерея, где собирались молящиеся. Святилище увенчивала высокая башня. В северном типе она имела мягкие, криволинейные, словно набухающие очертания и заканчивалась символическим кольцом. В южных храмах башня представляла собой многоярусную пирамиду, в XIII—XVII вв. венчавшую уже не сам храм, а входные ворота.

На юге Индии, где на протяжении Средневековья исповедовали индуизм, сложилась более жесткая система канонов, чем на севере, подверженном завоеваниям мусульман. Они стали возводить, используя кладку на растворе, мечети, минареты, мавзолеи с широкими арками и большими куполами. Столкновение двух различных эстетических систем привело к тому, что при постройке мусульманских зданий индийские мастера научились искусно сочетать разные породы камня, придавая тем самым архитектуре национальное своеобразие. Начало объединению двух архитектурных принципов было положено во время строительства огромного минарета Кутб-Минар в Дели. Новый этап в развитии индийской архитектуры приходится на период правления Великих Моголов (XVI—XIX вв.), выходцев из Средней Азии. В это время складывается архитектурный стиль, отличающийся монументальностью и декоративностью форм.

В XVII в. медленное угасание мощи государства Великих Моголов знаменуется отходом от монументальности и тягой к роскоши и изяществу, особенно в храмовом и гражданском строительстве.

Храмы в Эллоре. Недалеко от Аджанты в базальтовом откосе сохранился комплекс из 34 пещерных храмов, создававшийся на протяжении VIII—IX вв. Большинство из них являются индуистскими, а двенадцать — буддийскими. Несомненно влияние на Эллору более ранних пещерных храмов Аджанты, но если в них главную роль играла живопись, то природные особенности и веяния нового времени привели к тому, что в Эллоре стала главенствовать каменная скульптура. Пещерные залы Эллоры отличаются от предшествующих скальных храмов размерами и более сложным планом. В скалах проложены длинные галереи, площадь некоторых залов достигает 1600 м2. Стены залов в изобилии украшены статуями и рельефами.

Главный пещерный храм Эллоры носит название Тин Тхал. Это крупнейший подземный храм, когда-либо созданный в Индии. Он состоит из трех этажей и располагается в глубине прямоугольного двора, напоминающего узкий колодец. Вход в него открывают узкие монолитные ворота. Фасад храма предельно прост и аскетически суров — три ряда квадратных колонн, опирающихся на монолитные скальные платформы. В храм ведет высеченная в камне неширокая лестница. Когда человек попадает внутрь подземного святилища, его взору открываются обширные залы с бесчисленными мощными квадратными колоннами и изваяниями буддийских божеств. Залы Тин Тхала подавляют своими колоссальными формами. Мрачное мистическое настроение усиливается благодаря эффекту сгущающегося в глубине храма сумрака, в котором призрачно мерцают огромные каменные изваяния.

Подобное впечатление производят и другие, меньшие по размерам пещерные храмы Эллоры. В храме Рамешвара скульптурный рельеф и каменная резьба господствуют практически на всей поверхности стен и колонн. Огромные настенные горельефы буквально обступают зрителей. Фантастические изваяния, вырубленные в скале, пугают своей пластической мощью и ярким контрастом света и тени. Фасады храма Рамешвара украшают четыре колонны и две полуколонны с покрытыми сложной резьбой капителями и большими женскими фигурами-кариатидами, расположенными по обе стороны колонн.

Огромный скальный храм Кайласанатха, высеченный в монолитной, одиноко стоящей скале, является центральным сооружением Эллоры. По величине его можно сравнить со скальным храмом Древнего Египта в Абу-Симбеле. Белоснежный силуэт Кайласанатхи ярким пятном выделяется на фоне скал, возвышаясь среди окружающих пещер-храмов. В середине храма высятся монументальные изваяния слонов и львов высотой около 3 м, словно держащие на своих спинах его тяжесть. Эта идея огромного сооружения, покоящегося на спинах слонов и львов, носит мифологический характер — ведь мир представлялся древним индийцам стоящим на трех слонах. Только слонов в Кайласанатхе гораздо больше. Сверху донизу храм покрыт искусно выполненной каменной резьбой. Многочисленные рельефы посвящены Шиве («Шива-победитель», «Похищение Ситы» и др.) и поражают драматизмом изображенных событий.

Храмовый ансамбль в Махабалипураме расположен на морском берегу юга Индии, среди песчаных дюн и скал, и включает в себя центральный Прибрежный храм Шивы, пять маленьких скальных храмов — р а т х и несколько пещерных храмов. Этот храмовый ансамбль, возведенный в VII в., словно соединил две стихии — воду и землю. Главная его идея — торжество всего живого, питаемого священной рекой Ганг. Эта идея воплощена прежде всего в непревзойденном шедевре средневекового индийского искусства — грандиозном скальном рельефе «Нисхождение Ганга», составляющем смысловое ядро комплекса в Махабалипураме. Высеченный из розоватого гранита, расположенный прямо под открытым небом, на главной площадке комплекса, он, судя по всему, был предназначен для массовых религиозных представлений и ритуалов. При этом рельеф служил своеобразной декорацией. Здесь присутствуют различные сценки: жрецы-аскеты молятся у стен небольшого святилища, женщины ведут буйволиц и пр.

Центром рельефа является расщелина, из которой во время торжественных церемоний через специально встроенную систему водопадом низвергались потоки воды, символизирующие священные воды Ганга. Вода, так необходимая для благополучия жителей тропической страны, является объектом общего поклонения. К ней устремлены все живые существа, изображенные на монументальном рельефе. Единый порыв объединил представителей «верхних» и «нижних» сфер мира. Всю композицию освящает бог Шива, изображенный слева от расщелины.

Рельеф «Нисхождение Ганга» в Махабалипураме сыграл огромную роль в искусстве Индии и соседних стран. Его мотивы отчетливо прослеживаются во многих индийских постройках, в рельефах храмов Индонезии.

Величественно возвышаются на берегу Бенгальского залива руины храма бога солнца Сурьи — одного из самых больших древних святилищ во всей Индии. Фантастическое здание храма солнца когда-то украшала башня 60-метровой высоты. Сегодня от нее осталась лишь груда развалин. Европейские моряки издавна прозвали ее «Черной пагодой»: одиноко поднимающийся на пустынном берегу каменный колосс служил им ориентиром в плавании.

Для возведения храма Сурьи в XIII в. тщательно выбирали местность, так как она должна была быть связана с культом солнца. Из двух частей святилища сохранилась только восточная часть. Она выполнена в виде гигантской колесницы — это образ божественной колесницы, запряженной семью разноцветными (по другим преданиям — белыми или золотыми) священными конями, на которой солнечный бог едет по «верхнему» и «нижнему» небу. Храм-колесница уходит в небо тремя большими уступами-террасами, на которых установлены монументальные скульптурные изваяния. Цоколь сооружения окружают трехметровые каменные колеса, по двенадцать с каждой стороны, богато орнаментированные и украшенные резьбой. Колесо олицетворяет солнечный диск — символ повторяющегося ритма времени. Два колеса, соединенные осью, обозначают союз неба и земли. Среди каменной резьбы на колесах встречаются и многочисленные индийские символы солнца: лотос, конь, колесо.

Восточный фасад разрушенной башни украшал исполинский каменный лев. Величественные скульптурные изображения загадочно улыбающегося бога Сурьи размещены на всех четырех сторонах храма. К лучшим произведениям монументальной пластики индийского классического искусства относятся скульптуры женщин-музыкантш, расположенные на террасах верхней части храма. Храм Сурьи является высшим достижением средневековой архитектуры Восточной Индии. Его сравнивают с «лотосом, встающим из утренних вод».

Завоевание Индии мусульманами привело к возникновению крупных централизованных государств. Времена Делийского султаната (XIII в.) и империи Великих Моголов (XVI—XIX вв.) были ознаменованы расцветом архитектуры. Иноземные правители способствовали проникновению в Индию новой религии — ислама, ставшего вскоре государственной религией и оказавшего значительное воздействие на все виды искусства. Однако на юге страны, не подвергавшемся завоеваниям, продолжали развиваться местные культы.

На севере Индии в XIII в. началось широкое строительство новых культовых сооружений — минаретов, мечетей и мавзолеев. Изменения в строительной технике позволили возводить широкие арки и купола. Ислам запрещал изображать людей в культовых зданиях. Это внесло существенные перемены в прежнюю систему взаимодействия архитектуры и скульптуры. В храмах четкий геометрический и растительный орнамент заменил скульптуру. Вместе с тем новые архитектурные традиции приобрели и свои местные особенности: применение сочетаний разных сортов камня, возведение храмов на платформе, украшение по углам шлемовидными куполами. В огромном централизованном государстве строились новые города (Агра, Фатхпур-Сикри), мощные крепости, дворцы и мавзолеи.

Индийские мастера в совершенстве овладели новым искусством. Наиболее знаменитым сооружением этого периода, которое даже назвали жемчужиной архитектуры Индии, является Тадж-Махал – усыпальница, строительство которой велось несколько десятков лет, и было завершено в 1652 году

Буддийская чайтья 1 Излюбленным материалом становится белый мрамор. Из него был возведен один из самых значительных мавзолеев — Тадж-Махал, расположенный менее чем в 2 км к югу от Агры. В нем выражены все лучшие качества классического индийского зодчества.

Уникальный характер мавзолея во многом определяется историей его создания. У падишаха Шах-Джахана была любимая жена Арджурманд Бану Бегам, прозванная за свою красоту и мудрость Мумтаз-Махал («Избранная дворцом»), или, по-другому, Тадж-Махал («Венец дворца»).

Ее безвременная кончина повергла Шах-Джахана в неописуемое горе. В память о жене он решил воздвигнуть мавзолей, равного которому не было бы на свете.

Архитектурный ансамбль с садом окружен высокой стеной из красного песчаника. Лучший вид на него открывается через арку монументальных и очень красивых южных ворот, от которых тянется главный канал, обрамленный дорожками из красного песчаника. В центре пересечения главного и боковых каналов находится водоем с фонтанами, рыбами и цветущими лотосами.

Величественное и пропорциональное здание Тадж-Махала — квадратное в плане, с четырьмя минаретами по углам и большим куполом, точное и строгое и вместе с тем исключительно гармоничное по композиции и деталям — богато и изысканно украшено инкрустацией самоцветами по белому мрамору. Декоративное убранство дополняет каллиграфически точно выполненный орнамент из черного мрамора. Облик мавзолея удивительно соответствует образу Мумтаз-Махал, памяти, которой он посвящен. Так в архитектурных формах удалось отразить чисто человеческие качества. К несомненной удаче архитекторов следует отнести огромный, но необычайно изящный купол мавзолея, в Индии его сравнивают с «облачком, застывшим на воздушном троне». Именно в куполе достигают кульминации четкость и гармоничность, присущие всем частям и деталям Тадж-Махала.

Центральный зал — большое восьмиугольное помещение, в середине которого, прямо напротив входной арки, возвышается гробница Мумтаз-Махал, — торжественен и величествен. Рядом находится гробница Шах-Джахана. Яркий солнечный свет и жара не проникают внутрь мавзолея — тут царят приятная прохлада и полумрак. Стены как внутри, так и снаружи, богато орнаментированы.

Мавзолей органически связан с окружающей природой: здесь использована и искусственная, и естественная среда. В то время как с юга, востока и запада Тадж-Махал окаймлен парковым и архитектурным ансамблем, с севера он словно встает из вод реки Джамны. Отсюда мавзолей производит своеобразное впечатление: уровень воды на 8 м ниже уровня парка, и потому боковая сторона платформы из красного песчаника круто поднимается из воды, обрамляя берег, и Тадж-Махал четко выступает на фоне неба. Четыре минарета соединяют мавзолей с воздушной средой и как бы помогают ему раствориться в пространстве. Таким образом, зодчие учли все возможные факторы воздействия на архитектурные качества памятника и блестяще смогли связать мавзолей как с землей, создав парковый ансамбль, так и с небом, использовав свойство белого мрамора реагировать на влияние светоносной воздушной среды.

Одной из особенностей интерьера является акустический эффект: слово, прозвучавшее под куполом, но значительно усиленное, слышно на протяжении 16 секунд. В одном из помещений Красного форта, на троне, облокотившись на подушку, сидит падишах, держа на правой руке, одетой на кожаную перчатку, охотничьего сокола, по сторонам стоят сокольничий и человек с опахалом, а кругом свита, смуглые и светлолицые, седые и безбородые. В центре, с золотой печатью, висящей на груди – первый министр государства. Все изображены художником с портретным сходством. Одежды даны в тонких сочетаниях белого, сиреневого, оранжевого, зеленого. Но более всего поражает разнообразие выражений лиц.

При ярком солнце облицовочные мраморные плиты сияют, что придает Тадж-Махалу воздушность, легкость, усиливает его и без того замечательные стройность и цельность. На закате мавзолей окрашивается в нежно-розовый цвет. Проплывающие облака отбрасывают на него воздушные, как на прозрачной воде, тени, выявляя осязаемость и материальность форм. При полной луне Тадж-Махал превращается в гигантское видение, будто сотканное из матового зеленоватого лунного света. Кажется, что купол висит среди звезд. Не забыт и дополнительный эффект — отражение Тадж-Махала в воде каналов парка. При этом главным зеркалом служит большой центральный бассейн. Храм Минакши (Большой храм) в Мадурай. Это храм на юге Индии и посвящен обручению принцессы Минакши с богом Шивой.

Основные постройки комплекса относятся к XVI в., но есть и более древние и более поздние добавления. Храм представляет собой типичный пример южноиндийского зодчества. Внешняя, почти квадратная ограда имеет четыре башенных входа. Далее идут еще несколько концентрически расположенных оград, многочисленные внутренние крытые дворы, залы и коридоры с многоколонными галереями. Среди этих сооружений выделяется тысячеколонный зал Шивы со скульптурами богов, богинь, эпических героев, драконов, фантастических существ, различных животных, а также танцовщиц и музыкантов.

Главное святилище Шивы скрыто в небольшом таинственном, сумрачном помещении, входить в него имеют право только ограниченное число священнослужителей и немногие избранные. Но по праздничным дням изображение бога Шивы в золотой колеснице, куда впряжен слон, выносят к верующим и торжественно провозят вокруг храма. Во всем комплексе построек Большого храма в Мадурай чувствуется утрата монументальности, перегрузка скульптурой, композиционная раздробленность и сухость форм.

В храмовой архитектуре, строящейся на основе строгих канонов, было меньше возможностей вариаций в творчестве, чем в дворцовых и прочих сооружениях нерелигиозного характера. Светская архитектура выработала местные формы, отвечающие художественным требованиям и учитывающие климатические особенности: палящее солнце, разрушительные муссонные ливни, пыльные бури и наводнения. Из гражданских сооружений Великих Моголов большой интерес представляют крепости-форты Дели и Агры. Комплекс общественных построек, расположенный среди парков и цветников, был обнесен стеной с башнями.

Главный вход оформляли башни, увенчанные шлемовидными куполами. Основные павильоны Красного форта в Дели — зал общественных приемов из красного песчаника и зал частных приемов из белого мрамора, представляют собой одноэтажные здания, стены которых прорезаны аркадой, ведущей во внутренние помещения. По углам плоских крыш поставлены такие же купола, как и над главным входом. Интерьеры богато украшены резным и инкрустированным мрамором.

Сооружения форта Агры обладают теми же достоинствами, что и делийские. Огромные дворцы, как правило, возводились из светлого камня, имели просторные помещения, открытые галереи, окна с декоративными решетками, благодаря чему в комнатах было прохладно. Снаружи и внутри дворцы богато украшались орнаментальной резьбой по камню, скульптурами и росписями с истинно восточным великолепием.

Интересным образцом архитектуры Джайпура (штат Раджастан, западная часть Индии) является дворец Ветра (Хава-Махал), построенный в 1699 г. В нем применена оригинальная композиция этажей, система выступающих окон, улавливающих ветер, приносящий во дворец прохладу. Все это создает удивительную пластическую выразительность сооружения.

Веды – древнее индийское писание с законами, по которым проходило развитие искусства этой удивительной страны.

Конец первой половины II тысячелетия до нашей эры. Это время когда в Индию с Иранского плоскогорья приходят ариевские племена. Вместе с собой он приносят новые культурные формы и свой собственный язык, которые постепенно начинают проникать в индийское искусство. Этот период принято считать временем формированием культуры Индии. В это время складывается и архитектура Древней Индии.

Жители древней Индии обладали могучей фантазией и собственными представлениями о Вселенной, и все это они смогли отразить в своем искусстве. Все философские учения, эстетика, да и искусство в целом было пронизано идеей единства жизни. Именно это способствовало развитию такого искусства, в котором отлично друг с другом сочетались архитектура, музыка, скульптура, живопись и поэзия.

Древняя архитектура Индии нераздельно существует со скульптурой. Стены многих индийских храмов украшали скульптуры, выполненные из камня, которые зачастую просто гигантские размеры и тем самым притягивали к себе взгляды людей. Главенствующее место в архитектуре Индии занимает рельеф, который активно использовался мастерами при возведении различного рода зданий, особенно религиозных.

С течением времени развивается и индийское искусство. Постепенно в этой державе начинают возводить грандиозные постройки, которые поражают сложностью своей планировки. Скульптуры, используемые для украшения сооружений, выполнялись в соответствии религиозным индийским предписаниям и в то же время удачно отображали жизнь населения во всех ее проявлениях.

Первые памятники индийской архитектуры появляются предположительно во II тысячелетии до нашей эры, а может быть и раньше. В доисторический период строятся первые города, при создании которых жители Индии руководствовались регулярной планировочной схемой. В это время в строительстве используется обожженный кирпич, улицы вымащиваются и уже существует городская система канализации.Буддийская чайтья 2

После того как были проведены раскопки городов Мохенджо-Дар и Харрапа стало ясно, что регулярная планировка индийскими строителями начала применяться еще в первой половине III тысячелетия до нашей эры. К такому выводу ученые пришли, сравнив эти города, которые по планировке очень сильно похожи друг на друга, хоть и разделены 600 км.

За несколько столетий до начала Новой эры в индийскую только развивающуюся культуру проникают элементы более зрелой иранской культуры. Первые архитектурные памятники, посвященные Будде, были выстроены в первой половине III тысячелетия до нашей эры, для сотворения которых использовались долговечные материалы.

Несколько ранее в строительстве применялись древесные материалы, например из бамбука в Древней Индии строили круглые постройки, характерные архитектуре этой державы. Несколько позднее начинает использоваться глина и камень. Из них мастера так же учились возводить сооружения традиционной круглой формы.

Середина II тысячелетия – середина I тысячелетия до нашей эры – время, когда активно развивается литература на санскрите и такое философское направление как брахманизм. По памятникам культуры этого времени ученые многое смогли узнать о жизни древних индийских городов и характере их материальной культуры.

IV – II вв. до нашей эры – время возникновения первой империи в Северной Индии. Ашока Мурая – правитель империи еще в III веке до нашей эры применяет индийское вероучение буддизм (появившееся в Индии в VI веке до нашей эры), для сплочения всего индийского народа.

Буддийская чайтья 3 Существует легенда, которая рассказывает про принца Сиддхартха Гаутама. Этот легендарный персонаж очень много времени проводил в размышлениях и поисках. Его труды были вознаграждены – он познал истину и стал «просветленным» — Буддой.

Во времена правления Ашока в Индии возводятся первые стамбхи – монументальные буддийские колонны, построенные из камня, ступы – буддийские символы, феерические сооружения и пещерные храмы.

До I века нашей эры Будду изображали в виде символа, но в это время все кардинально меняется: жители Индии признают его своим богом и теперь изображают Будду в виде человека. В период с I века до нашей эры и по III век нашей эры на индийскую культуру мощное влияние оказывает позднеэллинистическое искусство. Это привело к тому, что своего бога они стали изображать с милосердным, мягким и кротким выражением лица. В то же время были и элементы, которыми Будда отличался от изображений простых смертных: несколько удлиненные мочки ушей, точка между бровями, называемая урной, покрытый волосами вырост на голове, называемый ушниша и пр. Это время так же стало началом распространения культа так называемых «небесных спасителей» — бодхисатв.

IV – V вв. нашей эры. В этот период буддизм сливается с древними местными религиями, после чего самого Будду начинают считать воплощением Вишну – индуистского божества. Искусство данного периода так же переживает некоторые изменения. Мастера живописи занимаются созданием произведений искусств, причем не только религиозной тематике, теперь они свое внимание сосредотачивают на светских мотивах и настроениях. Такая живопись начинает проникать храмы, где прекрасно сочетается со скульптурой и архитектурой. Среди наиболее знаменитых памятников архитектуры с многочисленными росписями, является комплекс буддийских храмов и монастыре Аджанты. В этот комплекс входит около 30 пещер, которые были высечены в скалистом берегу реки. Внутренние помещения пещер оштукатурены и уже поверх штукатурки нанесены многочисленные росписи, повествующие о различных буддийских сюжетах. Помимо религиозных изображений в комплексе Аджанты можно встретить росписи посвященные жителям страны, причем не только царям, а и людям из низших классовых слоев. Еще можно увидеть изображения, превосходно передающие красоту природы Древней Индии.

Мастера, занимающие росписью, смогли достичь совершенного мастерства в изображении человека и его тела, научились рисунком передавать всю физическую и духовную красоту человека. Пещерный комплекс Аджанты с его удивительными росписями, поистине является выдающимся памятником прошлого.

VII – XIII – период индийской феодальной раздробленности, время когда происходила частая смена правителей. В эти времена активно развивается такое вероучение как индуизм – культ сил природы.

Во время раздробленности Индийской державы большой популярностью пользуются театрализованные массовые представления с проведением обрядов, музыкальным сопровождением, танцами и использованием разнообразных масок.

Считается, что подобное представление проводилось неподалеку от города Мадраса в Махабалипураме перед рельефом «Нисхождение Ганга», размер которого составляет 9х27 м. Сам рельеф посвящен благотворной силе реке Ганга. По легенде она протекала по небу, но людям все же удалось упросить богов переместить ее на индийские земли. В центре рельефа находится расселина (символ русла реки), которую обязательно при проведении празднеств смачивают водой. Фигуры людей, богов и животных (львов, слонов со слонятами, птиц, антилоп, обезьян), изображенных на рельефе обращены к его центру.

Жители Индии по-своему воспринимали и трактовали мифические сюжеты, что позволило создавать им сооружения удивительных масштабов поражающих удивительной игрой света и тени.

На острове Элефанты располагаются пещерные храмы. Если пройтись по ним с факелом, может сложиться ощущение, что все установленные в них скульптуры в действительности являются живыми, а не сделанными из камня.Буддийская чайтья 4

Храм Шивы – одно из знаменитых строений Индии. В центральном зале этого пещерного храма располагается бюст трехликого бога, высота которого составляет три метра. Глядя на бюст ощущается мощь этого бога, и этот эффект в значительной мере усиливают пересекающие лицо божества полосы каменной породы. Пространство вокруг бюста заполнено масштабными контрастами, пластичными формами, игрой света и тени.

При отображении своих мифологических представлений, мастера Индии не скупились на глубину идей, изобилие форм, что позволило им создать шедевры искусства, привлекающие к себе внимание своей красочностью и многогранностью.

Традиции пещерной и скальной архитектуры Индии оканчивается в IX – конце XII вв. В это время главным украшением всех помещений становятся скульптуры. Изменения коснулись и храмов – теперь они представляют собой высокие башни, называемые шикхара, имеющие зал для проведения ритуальных танцев. Весь храм делится на несколько ярусов, помещения обильно украшаются скульптурой.

XIII век – на территорию Индии вторгаются мусульмане и приносят с собой свою религию – ислам. Под влиянием мусульманской культуры, жители индии отказываются от своих видов скульптуры, живописи и архитектуры. В скором времени начинают появляться мавзолеи, мечети и минареты.

Древнеиндийская культура оказала большое воздействие на культуру других стран. Уже с глубокой древности ее традиции переплетались с традициями Востока. В период Хараппской цивилизации установились культурные и торговые отношения с Месопотамией, Ираном, Средней Азией. Чуть позже появились культурные и экономические контакты с Египтом, Юго-Восточной Азией, Дальним Востоком. Особенно тесными были связи с Ираном: влияние индийской культуры сказалось на архитектуре этой страны, Иран много позаимствовал из древнеиндийской науки. Древнеиндийская культура оказала большое влияние на культуру Шри-Ланки и Юго-Восточной Азии; письменности этих регионов сложились на основе индийской, в местные языки вошло много индийских слов.

В более поздние эпохи индийская культура оказала большое влияние на многих выдающихся европейских писателей и поэтов. В их числе Р.Киплинг, И.Гете, Г.Гейне, Г.Гессе, С.Цвейг, Л.Толстой, Р.Ролан, У.Уитмен, Г.Лонгефелло, Г.Торро. В России в 1778 году с древнеиндийского был сделан перевод «Бхагавдгиты»; 1792 году Карамзин перевел сцены из поэмы «Шакунтала» и сравнил Калидасу с Гомером. Переводами древнеиндийской литературы и ее анализом занимались Жуковский, Тютчев, Белинский, Фет, Бунин, Брюсов, Бальмонт, Блок. Особое место в укреплении этой связи отводится семье Рерихов.

В современной Индии с почтением относятся к культурному наследию. Для этой страны характерна живучесть древних традиций и не удивительно, что многие достижения древнеиндийской цивилизации вошли в общекультурный фонд индийцев. Они стали неотъемлемым компонентом и мировой цивилизации, а сама Индия остается одной из самых любимых и загадочных стран в мире, «страной мудрецов».

1. Искуство Индии Авторы: И.О.Галеркина, Ф.Л.Богданов 1963г.

2. Искусство стран и народов мира Авторы: Н.В.Баранов, Б.В.Ваймарн

3. Малая история искуств Авторы: В.В.Вертоградов иД.В.Деопика 1979г.

4. Искуство Индии Авторы: Прокофьев А.В. 1964г.

5. Энциклопедия: религии мира Авторы: М.Аксёнова, Г.Храмов 1996г.

6. Большая Советская Энциклопедия Авторы:А.М.Прохоров 1972г.

7. История Искуств Авторы:Воротников А.А. Горшковоз 1997г.

8. Чудо, которым была Индии Авторы: Бэшем А.Л. 1977г.

9. Искуство Южной и Юго-Восточная Азии Авторы: МодеХ. 1978г.

1. Бонгард — Левин Т.М. «Древнеиндийская цивилизация»,- М., 1993

2. Культурологи я. История мировой культуры, М., 1998