Анализ мотивов якутского орнамента через мифологические представления
Якутское народное искусство представляет собой значительное явление в культуре народов Сибири. Оно отличается декоративными качествами и самобытностью. Якутский орнамент, будучи основой искусства этноса, является неотъемлемой частью его духовной культуры. Он имеет свои корни в фольклоре, песнях и обрядах, а также тесно связан с бытом и традиционным укладом жизни народа.
История якутского орнамента является живой историей самого народа, восходящей к глубоким эпохам прошлого. С развитием этноса орнамент становился более сложным и разнообразным, однако на протяжении веков якутская орнаментика упорно сохраняла определенные элементы, соответствующие характеру образного национального мышления.
В данном исследовании мы планируем провести анализ характерных для якутского орнамента мотивов через призму мифологических представлений о мире народа саха. Мы считаем, что это поможет выявить причины сложившегося стилистического языка в этом северном регионе и оценить влияние мировоззрения на формирование якутского орнамента.
Историография якутского орнамента
На сегодняшний день историография якутского народного искусства в теоретическом плане недостаточно разработана специалистами. Перед приходом русских якуты были бесписьменным народом. Их представление о красоте и эстетический идеал отразились в многочисленных вариантах якутского эпоса — олонхо. Поэтические описания предметов якутского народного искусства, содержащиеся в олонхо, могут быть ценным источником для исследования его художественно-образной природы.
Исторические сведения о Якутском крае
После вхождения Якутии в состав России появились первые письменные сведения о Якутском крае. В этих документах упоминаются различные источники информации, такие как «отписки», «скаски», «распросные речи», «доезды» и «чертежи» землепроходцев. Они содержат описания живших в Якутии служилых людей или проезжавших мимо путешественников, которые интересовались экзотическим бытом инородцев и их нравами.
Однако, стоит отметить, что этот интерес не был на первом плане, а также у заезжих людей было недостаточно времени, чтобы глубоко проникнуть в особенности местной культуры. В связи с этим, сведения, содержащиеся в этих документах, часто имеют отрывочный, туманный или далекий от истины характер. Это связано с отсутствием контакта с местным населением и незнанием языка.
Декоративно-прикладное искусство народов Сибири на примере народов ...
... спрос на меховую обувь из оленьих шкур, меховые шапки и рукавицы, изготовленные в традициях народов Сибири [2. С.450]. 2. Декоративно-прикладное искусство народов самодийской группы Декоративно-прикладное искусство, созданное народами севера, неотделимо от природы края, ...
Тем не менее, эти письменные источники являются исходной основой сибирской историографии, и мы не можем их не учитывать при изучении истории Якутского края. Они позволяют нам получить общее представление о жизни и культуре населения региона в те времена.
Искусство в Якутском крае
Век, следующий за вхождением Якутии в состав России, известен как век «дивного узорочья». В это время происходил расцвет орнаментального искусства в зодчестве, монументальной живописи, книжной миниатюре и прикладном искусстве.
С момента прихода русских на Лену, «узорочные товары» стали частью ясачной политики царского самодержавия. В документе, сохранившемся до наших дней, Указ Якутского воеводы Дмитрия Францбековича опытовщику Ерофею Хабарову, говорится о походе в Даурскую землю и упоминаются «степные места» и «лесные места» с различными видами диких животных, таких как соболи, лисицы, бобры и выдры. Такие товары, как зверьи шкуры и узорочные изделия, были значимыми элементами торговли и обмена между народами.
Изучение якутской культуры и искусства в XVIII веке
С 20-х годов XVIII века начинается планомерное научное изучение края академическими экспедициями. Экспедиция Д.Г. Мессершмидта (1720-1727) показала, что якуты — один из сильнейших языческих народов. По итогам I Камчатской экспедиции Линденау оставил первое описание Ысыаха. Еще раньше Н.К. Витзен пытался установить этногенез якутов по устным преданиям, а Э.И. Идес, проезжавший в Китай через Сибирь, в своем дневнике описал одежду якутов, обряд захоронения, отмечал наличие кумысного праздника. В 1784 году Кабинет Екатерины II отдал распоряжение пермско-тобольскому генерал-губернатору Е.П. Кашкину собрать сведения о начале и происхождении иноверцев.3 Ценные сведения о промыслах якутов, их верованиях и обычаях собраны А. Мидцендорфом, совершившим путешествие на север и восток Сибири, а также Р. Мааком, побывавшим в Вилюйском округе Якутской области.
Этнографический интерес соседствовал в их трудах с антропологическим, статистическим, «геогнозическим» (как, например у Р. Маака).
Разумеется, отдельные наблюдения над бытом и нравами «иноверцев» не могли заменить систематического изучения культуры и искусства якутов. Даже для Маака, побывавшего в Якутии после Мидцендорфа, эта земля показалась «terra incognito», в которую не только не заносило ни одного ученого путешественника, но в которую подчас не ступала нога человека. А. Миддендорфа побудила заняться якутами масса ложных, порой фантастических слухов об этом народе. Он пришел к выводу, что якуты занимают между сибирскими туземцами важное место, что ему следовало бы посвятить обширное самостоятельное сочинение.
Маак и Миддендорф обратили внимание на обилие предметов якутского быта, украшенных узорами: «Разнообразнейшие предметы женских украшений и домашней утвари украшены разного рода резьбою, и было бы весьма интересно изучение рисунков для определения происхождения узоров. Я не имел ни времени, ни достаточных знаний, чтобы заняться этим предметом, но изучение представляло бы большой интерес. Некоторые узоры и рисунки, особенно на платьях, сколько мне кажется, несомненно, позаимствованы у тунгусов, как и другие предметы бытовой жизни, позаимствованные у соседей: или тунгусов, или русских», — писал Р. Маак.
Танцевальная культура народов Кавказа
... обобщение. Практическая значимость работа заключается в том, что с помощью изучения танцевальной культуры народов Кавказа, можно привлечь к этому виду искусства большую аудиторию, что будет ... сказывающиеся на сохранение традиций и культуры данного региона. Танцевальная культура - одно из ключевых у народов Кавказа, к ней проявляется большой интерес. Кавказские танцы - это целое представление, ...
Введение
Одной из важнейших составляющих культуры народов является орнаментальное искусство. Каждый народ имеет свой характерный стиль орнамента, который отражает его историю, культуру, религию и мировоззрение. Якутский орнамент является уникальным проявлением этнокультурного наследия якутского народа, который сохранялся на протяжении многих веков.
Исследования якутской материальной и духовной культуры
Конец XIX века стал периодом активных исследований якутской материальной и духовной культуры. Политссыльные, пребывавшие в Якутии, сыграли значительную роль в этом процессе. Благодаря их усилиям в 1889 году был открыт Краеведческий музей в г. Якутске, который стал первым хранилищем экспонатов, отражающих уникальную культуру якутского народа. В фондах музея хранились не только предметы быта, но и ценный этнографический материал — старинная якутская одежда, посуда и другие собранные у населения экспонаты.
Деятельность В. Иохельсона, В. Ионова, Э.Пекарского была связана с Краеведческим музеем. Разработывая идеи А.Мидцендорфа, Р.Маака и В.Серошевского, В. Трощанский и В. Ионов отразили в своих работах особенности духовного склада якутского народа, его верования и представления о мире. Э.Пекарский составил толковый словарь, запечатлевший некоторые названия якутских узоров.
Одной из главных достопримечательностей Якутии является традиционное якутское орнаментальное искусство. Но проблема классификации якутского орнамента неоднозначна и дискуссионна, что требует дополнительного анализа и исследования.
Классификация якутского орнамента
Первые попытки классификации якутского орнамента были сделаны в 1936 году М.М. Носовым, который был одним из первых собирателей, пропагандистов и исследователей якутского орнамента. В своей статье «О якутском народном орнаменте» и рукописном перечне классификации якутского орнамента М.М. Носов систематизировал материал по ряду признаков, таким как хронологический, по назначению, по предметам, по материалу и по способу выполнения. Классификация М.М. Носова была первым шагом в изучении якутского орнамента и позволила выделить основные группы в орнаментальном творчестве якутского народа.
Дальнейшие исследования якутского орнамента позволяют дополнить и расширить систематизацию М.М. Носова. Орнамент многих народов является отражением их культуры и истории, и изучение якутского орнамента позволит лучше понять эти особенности якутского народа.
Виды якутского орнамента
1. Геометрический орнамент
Геометрический орнамент, геометрические и геометризованные мотивы и элементы относятся к самым древним пластам в якутской орнаментальной культуре.
Прямая линия
Обратимся, прежде всего, к простым геометрическим мотивам. Прямые линии (длинные и короткие, одинарные и двойные) довольно часто встречаются в якутской орнаментике. Выполненные различными способами (резьба, гравировка, вышивка бисером), в различных материалах (дерево, береста, кость, серебро, сукно), прямые линии играют существенную роль в композиции, ограничивая пространство, окаймляя его. Конструктивно-декоративные функции линии, ее графическая четкость и пластическая выразительность подчеркивают форму предмета, его фактуру. В вышивальном искусстве прямые линии (рис.1) «дьураа» или «курдааһын ойуу» в применяются во всех изделиях как окантовка краев изделий. Обшиваются вокруг основного мотива орнамента прямыми бордюрными линиями вышивкой цветными нитками, серебряными бляшками или прострачиваются бисером из трех цветов (синий, белый, черный), ограждая от проникновения злого духа.
Мотив креста
К числу распространенных мотивов в якутском орнаменте относится мотив креста (рис.2).
Одна из его особенностей заключается в том, что крест, как правило, равноконечен, его фигура легко вписывается в квадрат. Другой особенностью является то, что крест используется и в виде прямого, и в виде косого иксообразного элемента, легко складывающегося в орнаментальный ряд. Этот орнаментальный мотив получил широкое распространение в резьбе
Рис. 1 Прямые линии
Рис.2 Мотив креста
Крестообразный мотив в якутском орнаментальном искусствеКрестообразный мотив, распространенный у многих народов, уходит своими корнями во времена гораздо древнее христианства. В якутском орнаментальном искусстве равноконечный крест является символом солнечного света и летнего творческого тепла, а также графическим изображением древнего степного бога солнца саха. Согласно якутским бытовым суевериям, крест служит символом защиты и спасения. Так, в связи с эпидемией оспы и кори у якутов сохранилось понятие «кириэстэтэр» (налагать крест), обозначающее случаи легкого заболевания, предохраняющие человека от повторных заболеваний. Интересно, что дух болезни отождествлялся с образом русских женщин, возможно из-за связи с русскими переселенцами. Поэтому использование креста как оберега для защиты от эпидемий стало распространенной практикой. Крестообразный мотив можно рассматривать и как символ плодородия, выполняющий функцию оберега в якутском орнаментальном искусстве, а также у многих других народов. |
Зигзаги и арочные мотивыЗигзаги и арочные мотивы особенно характерны для украшения интерьера урасы (тип старого летнего жилища якутов) и ее декоративной перегородки — хапахчы, поэтому данный орнамент нередко называют ураса-узор. |
Совокупность швов такого типа, наложенных близко друг к другу, образует якутскую гладь. Один из аспектов содержания этого узора связан с представлениями якутов о трехчастном делении мира. В соответствии с представлениями саха того времени Вселенная состоит из трех миров: Верхнего, Среднего, Нижнего. Верхний мир, разделенный на девять ярусов, населен добрыми духами — айыы, которые покровительствуют людям на земле. Их патриархальный уклад отражает земной образ жизни. Средний мир якутской мифологии — это земля, которая представляется плоской и круглой, но пересеченной высокими горами и изрезанной многоводными реками. Под Средним миром находится Нижний мир. Это темная страна с ущербными солнцем и луной, мрачным небом, болотистой поверхностью, колючими деревьями и травой. Нижний мир населен одноглазыми и однорукими злыми существами абаасы.
К мотиву зигзагов близки по своему характеру дуги, арки, так называемый «небесный» орнамент — сарбынньах ойуу. Он встречается в керамике, изделиях из дерева и бересты, в вышивке бисером, часто имеет ромбовидные или крестовидные дополнения, точки. Зигзагообразные линии, идущие параллельно друг другу, напоминают контуры извилин на нёбе рогатого скота, которое и называется «таналай». Узор, если вышивался бисером, назывался «кэдьинэ таналай», но вышивается он и цветными нитками, и конским волосом. Узор «таналай» — самый древний, типичный вид орнамента. Магическое значение орнамента «таналай» связано с древним пониманием человека о том, что этот орнамент является соединяющим звеном — лестницей между миром земным и верхним миром высших божеств. В земном мире судьба и счастье человека зависят от их благосклонности. Видимо, поэтому вышивку «таналай» использовали только по нижней части одежды — в набедренниках, рукавицах и обуви.
Арочные мотивы «тынырах», «сарбынньах», вышитые бисером, встречаются на вещах и одеждах празднично-ритуального назначения, особенно связанных с кумысопитием, и являются символом девятиярусного неба, обители Верховных божеств.
Рис. 3 Зигзаги
Рис.4 Арочные мотивы
Рис.5 Мотив круга
В ином варианте этот мотив называют «биэ эмиийэ», символизирующие знаки моления божеству конного скота Дьесегей Айыы. В вышивке также встречаются орнаменты, связанные с культом плодородия рогатого и конного скота: «ынах ойуу», «дьеһегей айыы бэлиэтэ». Подобный рисунок имеет шов якутской вышивки крестом.
Мотив круга
Такие простые геометрические фигуры, как квадрат, прямоугольник, круг, довольно часто встречаются в орнаментации чепраков и кычимов, в виде бляшек и серебряных пластин якутских поясов. Примером заполнения сложной орнаментальной композицией круга может служить орнаментация пряжек поясов из серебра и серебряных бляшек шапок дьабака.
Круг — розетка (рис.5), как изображение солнца, осмысливается в орнаменте многих народов. У якутов орнамент круга связывает человека с окружающей средой, олицетворяет богатство и силу, служит знаком принадлежности к солнечному миру. Серебряный круг солнце — «кун», «туосахта» — в головном уборе у якутов означается как символ самого высшего божества — Урун Айыы Тойона. Круг «туосахта’ на головном уборе якутской невесты олицетворяет еще и жизненную силу или «кут» девушки. Серебряный круг в головном уборе используется и в качестве оберега от влияния всевозможных отрицательных сил природы, демонов-абаасы.
3.2.1 Истоки и развитие растительного орнамента в якутской культуре
Далекие истоки растительного орнамента в якутском народном искусстве могут быть связаны с тюркоязычным происхождением якутов и их отношением к природе. В художественной творческой традиции, сформированной под влиянием тюркской культуры, ключевую роль играла вера в духов больших и малых форм животного и растительного мира.
Растительный орнамент в якутском искусстве получил свое усиленное развитие в XIX веке, когда в формировании художественного образа якутского орнамента стали проявляться местные колориты и особенности.
3.2.2 Формы и символика растительного орнамента в якутском искусстве
Якутский орнамент растительного характера по своей символике является высокопоэтичной системой знаков, в которой особое место занимают образы цветов, деревьев и разнообразных видов трав. В этих образах находит свое отражение народное представление о сакральной силе природы, подчеркнутое почитанием природных духов.
В орнаментальной культуре якутов растительный мотив получил широкое распространение в декоре серебряных изделий. Браслеты, пояса, часть передних лук седел часто украшаются изображением вьющегося стебля, от которого отходят отростки, листья и цветы.
3.2.3 Значимость растительного орнамента в якутской орнаментике
Растительный орнамент играет важную роль в якутской орнаментике, выражая идеи о силе, жизнеспособности и вечности природы. Он является показателем индивидуального стиля и вкуса якутских мастеров, своеобразным «паспортом» отдельных районов или мастерских, отражая индивидуальные и коллективные трансформации традиционных мотивов и стилистических особенностей.
В дальнейшем, растительный орнамент, без сомнения, продолжит вдохновлять якутских мастеров, сохраняя традиции и трансформируясь в соответствии с новыми тенденциями и вкусами.
Особенности якутского растительного орнамента
Одной из особенностей якутского растительного орнамента является отсутствие мотива трав и плодов. Это связано с местными природными условиями, такими как стремительный рост растительности во время белых ночей и отсутствие традиций плодового садоводства на вечной мерзлоте. Вместо этого, орнамент подчеркивает идею роста и цветения.
Следующая особенность якутского растительного орнамента заключается в отсутствии коврового принципа построения композиции, который характерен для орнаментики народов Кавказа и Средней Азии. Якутский орнамент всегда связан с формой и конструкцией вещи, он не сливается с фоном и не использует мотивы плетения.
Также, якутскому растительному орнаменту чужда символика цвета, которая присутствует в искусстве монголоязычных народов. Однако, некоторые растительно-цветочные мотивы у якутов стилистически близки к орнаменту народного искусства Кавказа, Средней Азии, Древней Руси и Малой Азии.
Мотивы растительного орнамента
Центральным мотивом якутского растительного орнамента является процветшая лира, которая связана с мотивом дерева жизни и мифологическим представлением якутов. Лира ассоциируется с триадой богинь якутского пантеона: Айыысыт, Иэйэхсит и Аан Алахчын. В центре вышивок чепраков и кычимов этих богинь часто изображается процветающая лира.
В орнаменте также используются различные мотивы растительного узора, такие как елочка, трилистник, пальметта ближневосточного типа, условный цветок с подчеркнутой чашечкой, венчиком и сердцевиной. Изображение цветов в орнаменте отличается профильным характером.
Некоторые мотивы, такие как елочка и трилистник, могут быть местного происхождения и связаны с местной флорой. Мотив лотоса восходит к древнеегипетской орнаментальной культуре и отсутствует в русском цветочном орнаменте. Мотив тюльпана, возможно, отражает связи с Персией и Ираном через Среднюю Азию. Пышный цветок, который сравнивают с средиземноморским ареалом культуры, присутствует и в древнерусском, и в кавказском искусстве. Возможно, это модификация сардааны — цветка, популярного в Центральной Якутии и относящегося к семейству лилейных.
В целом якутский растительно-цветочный орнамент отражает восточный вкус, проявляющийся в отборе и комбинациях растительных узоров, что позволяет сделать вывод о «восточном» стиле этой группы орнаментов. Образный строй растительной орнаментики связан с представлениями якутов о цветущей земле, древних богинях периода матриархата, персонифицированных в якутской мифологии.
Лировидный узор
Центральным мотивом растительной группы орнаментов является процветшая лира (рис.6), связанная с мотивом дерева жизни и кругом мифологических представлений якутов. Употребление ее в центре вышивок чепраков и кычимов мы связываем с триадой богинь якутского пантеона: Айыысыт, Иэйэхсит и Аан Алахчын. В качестве заполнителя лиры выступают как простые, так и сложные мотивы растительного узора: елочка, трилистник, пальметта ближневосточного типа, условный цветок с подчеркнутой чашечкой, венчиком и сердцевиной. О семантике лировидного мотива — «кесюр ойуу» — существуют различные версии. Лировидная форма является и символическим образом пробивающегося из земли растения. Лировидный мотив распространен в орнаментике многих народов. Его рассматривают как мировое древо — древо жизни, древо плодородия, древо восхождения Он имеет апотропеис-тическую и благопожелательную функции. Лировидный мотив также связан с космологическим воззрением якутов, является символом роста, развития, стремления к свету, к высшим божествам Айыы. Средний главный лировидный мотив называют «ийэ кэҕуэр», устремившиеся от него в разные стороны ветви — «оҕо кэҕуэр», они являются, одновременно символом зарождения новой жизни, плодородия, богатства.
Рис.6 Лировидный мотив
Лировидный мотив в орнаментальном искусстве символизирует благословение на развитие и процветание в Срединном мире, поэтому обязательной традицией в вышивке этого орнамента является его симметричность и вертикальное расположение. По орнаментальным канонам якутских мастериц только распустившиеся из основного мотива побеги могли устремиться на все четыре стороны. Но иногда перевернутый лировидный мотив в обуви выступает как символ предупреждения об опасности. Видимо, таким образом мастерицы через вышивку обуви ограждали себя от демонов и злых духов Нижнего мира .
Основу стреловидного орнамента, называемого «айа ырбата», составляют дуги и отходящие вверх от дуг стреловидные фигуры, используемые в орнаментальном искусстве якутов в основном как оберегающий, предупреждающий знак. Значение названия узора указывает на то, что, возможно, он носит магико-охранную функцию. Это подчеркивается и расположением мотива орнамента — по краям одежды, предметов быта. Возможно, таким образом человек старался ограждать себя от влияния различных злых духов.
Сердцевидный узор
Сердцевидный узор (рис.7) традиционно используется всегда в декоре нарядных рукавиц, набедренников, чепраков, кычымов. Пышное цветение сердцевидного мотива в орнаментике всех народов является символом любви и согласия. Он не похож на распространенный в якутском шитье лировидный мотив. Средний, основной, мотив имеет форму распространенного мотива сердечка. По вертикальной оси орнамента располагаются три мотива деревца, они не соединяются, как обычно бывает в лировидном мотиве, одним стволом. Рисунки мотивов верхнего, устремленного вверх, среднего, который вписан в сердцевину, и нижнего мотива являются мотивами распространенного мотива деревца — трилистника, гоггилистника или семилистника.
Рис.7 Сердцевидный узор
3.2 Растительный орнамент
Растительный орнамент в якутской культуре является одним из наиболее распространенных и значимых видов орнаментального искусства. Он отражает взаимосвязь человека с природой, его зависимость от нее и уважение к ней. Растительные мотивы в орнаменте символизируют плодородие, рост и развитие, а также жизненную силу и энергию.
Один из характерных мотивов растительного орнамента — нижнее дерево, которое обычно изображается верхушкой вниз. Этот мотив является символом трихономического деления Вселенной на небо, средний мир и подземный демонический мир. Вертикальные линии орнамента соответствуют верхушкам, стволам и корням деревьев, а горизонтальные линии — ветвистым ветвям, отходящим от сердцевины орнамента. Таким образом, этот узор явно отображает воображаемый мир предков.
Растительный орнамент часто вышивается распространенным типом вышивки «таналайдыы анньыы».
3.3 Зооморфный орнамент
Якутский орнамент также включает в себя зооморфные мотивы, которые являются геометризованными и стилизованными формами реального мира. Зооморфные мотивы в якутской орнаментальной культуре имеют сложную образную структуру, которая отражает высокий уровень орнаментального мышления. Они часто сочетаются с антропоморфными и растительными мотивами, образуя единую композицию.
Один из наиболее распространенных зооморфных мотивов — мотив птицы. Он настолько геометризовался, что иногда его сложно выделить из контекста геометрического орнамента. Образ птицы имеет важное значение в шаманских обрядах и языческой мифологии. Он также присутствует в декоре верхней одежды, берестяной оболочке урасы и других элементах якутского национального костюма.
Особое почитание у якутов пользуется орел-хотой, который считается предком и покровителем кангаласских родов. Ворон является первопредком хоринских родов, а лебедь — тотемом элгетцев Верхоянского района. Птицы также рассматриваются как родовые покровители и имеют особое значение в традиционных верованиях якутов.
Мотив животного
К числу зооморфных по семантике следует отнести местные орнаментальные мотивы, связанные со скотоводческими представлениями якутов, их знанием анатомии животных. В чоронной орнаментике, например, получил распространение тоногос-ойуу (позвонок-узор).
Мотив тангалай-ойуу (небо-узор) чаще всего ассоциируется с небом и встречается в шитье, аппликации, меховой мозаике, вышивке бисером. Такую же семантическую природу имели орнаменты хабарга-ойуу (горло-узор), буор-ойуу (почка-узор).
Традиция изображать животных нашла отражение в орнаменте кымардагас-ойуу (муравей-узор).
Она встречается в удмуртском народном искусстве.
Мотив следа животного
Особую группу орнаментов, связанных отчасти с зооморфной семантикой, образуют орнаменты с мотивом следа животных, встречающиеся в керамике, серебряных вещах, в резьбе по дереву. Думается, мотив следа животных в якутской орнаментике связан с отголосками охотничьей магии и имеет скорее тунгусское происхождение, поскольку якуты, пришедшие с юга, переняли охотничьи занятия у аборигенов Ленского края: юкагиров, эвенов, эвенков. Изображая часть предмета, художник живо представлял себе целое; изображая след, настраивался на охоту.
Рис.8
Мотив коня
Мотив коня в якутской орнаментике отражает древний культ животного, нашедший выражение в богатом археологическом и этнографическом материале. С этим образом мы встречаемся в декоре надмогильных сооружений типа чардаат, скульптурных навершиях коновязей сэргэ, некоторых видах серебряных украшений. Почитание коня своеобразно отразилось в формах якутской мебели; в некоторых видах столов и трехножных чоронов, которым придавалась форма конских ног. Форма кенкелеев-воронок для кумыса в перевернутом виде напоминает ногу коня с копытом. Конский волос был не только прекрасным материалом для шитья, вышивки, плетения, но и символизировал благополучие, плодородие.
В якутском народном искусстве встречается мотив сдвоенных и учетверенных коньков, связанный, как и в древнерусском искусстве, с солярным культом и пространственными представлениями. Наделение предметов анималистическими деталями — ногами, копытами коня, по всей вероятности было связано со стремлением возвысить предмет до уровня почитаемого животного.
В якутской народной вышивке цветными нитками до сих пор сохранился сильно геометризованный мотив сылгы ойуу (орнамент коня), в основе которого — образная линия, завитками напоминающая гриву и хвост коня. Образ двуглавых коней в северорусских вышивках и тканье был равнозначен образам птиц, друга. Мотив лиры, который встречается в ярославской и костромской вышивке, из двух парных образных фигур, напоминающих якутскую лиру, имеет «лебединую» семантику. Не исключено, что один из вариантов семантики якутской лиры в вышивке чепраков и кычимов, украшающих коня, может трактоваться следующим образом: отростки лиры — это крайне схематизированные и геометризованные головы коня, иконография которых уходит корнями в искусство древних кочевых племен.
Мотив кентавра
Мотив полуконя-получеловека-кентавра не получил широкого распространения в якутском народном искусстве, в отличие от искусства русского, где он встречается в архитектурном декоре, металлических предметах, лубочных картинках и т.д. В якутском народном искусстве мотив кентавра можно увидеть в таких косторезных изделиях и предметах из серебра, которые выполнены под влиянием русских образцов. Исследователи справедливо отмечают наличие у якутов собственной легенды о происхождении кентавра, связанной с мифом о человеке, родившемся от полуконя-получеловека. Мотив кентавра относится к числу реалистически трактованных образов, входящих в орнаментальную структуру вещей, как элемент сюжетной композиции.
3.4 Антропоморфный орнамент
Как известно, верования якутов, их представления о духах, населяющих окружающий природный и предметный мир, препятствовали развитию изображений человека в искусстве. Реалистическая трактовка человеческой фигуры появилась в якутском народном искусстве после прихода русских, она отличалась схематизмом, упрощенностью рисунка и нашла отражение в резьбе по кости, декоре деревянных и берестяных коробок, передних лук женских седел. Только пристальное изучение предметов якутского народного искусства в совокупности с другими видами и формами народного творчества позволяет обнаружить в недрах якутской орнаментики сильно стилизованное и геометризованное изображение женской фигуры, связанное с традиционным кругом фольклорных представлений.
Антропоморфное начало было подмечено И.А. Потаповым в орнаментальной проработке фигурных наверший кумысных ковшей, которую он ассоциировал с изображением «белого шамана» — жреца, открывающего ысыах. Оно характерно также для определенного типа женских серег, форм якутской берестяной игрушки и некоторых видов вышивок с орнаментом ынах ойуу (корова-узор).
Мотив женской фигуры в якутском народном искусстве связан с кругом традиционных женских представлений, отражает расцвет культа женских духов-владычиц эпохи матриархата, представлений об Айыысыт и Иэйэхсит — покровительницах человеческого рода и скота.
Декодирование символов и мотивов в якутском народном искусстве открывает нам целую панораму древних представлений коренных населения Якутии. Символическая исходная почва, на которой родилось якутское искусство, была представлена культом тотемных животных и древними божествами материнства и плодородия.
Женская фигура в якутском искусстве как символ митической матери-кормилицы, создателей и опекунов жизни, часто ассоциируется с изображением коровы. Культ женской богини-кобылицы был очень сильным в древних временах Якутии. Роль женщины-матери в фольклоре и обрядовой жизни народа имела огромное значение. Этой женщине-богине было даровано могущество над природой, она обладала знанием рода и числа, охраняла семью и скот, управляла подрастанием нового поколения.
В искусстве древних якутов можно обнаружить изображения культовых единиц, сливающиеся в одном образе. Так, повыховательницы семьи и скота Айыысыт и Иэйэхсит могут быть представлены в виде кобылицы, отдающей сливки божественного молока, воспроизводящего жизнь. Вы заметите, что эти фигуры используются не только как пастухи, но и как мультяшный символ домашных животных, превращаясь впоследствии в геометризованные коробки конструкций, освобождающие игрушки из бересты.
Изучая якутское искусство, мы всегда сталкиваемся со сложной трактовкой знаков и символов, из которых состоит образная система этого древнего народа. Однако, благодаря существующему огромному объему научных исследований в области якутологии мы можем найти ключ к пониманию этого уникального наследия.
Семантика цвета в якутском орнаменте: традиционное шитье
Якутский хроматизм примерно выглядит так: красный — кыһыл; оранжевый — кыһыл араас, арыы саһархай; желтый — араас, саһархай; зеленый — от куэх; голубой — халлаан куэх; синий — унаар куэх; фиолетовый — эһэх кыһыл.
На первый взгляд эта классификация кажется ограниченной, потому что два цвета в якутском хроматизме имеют одно название. Но анализируя архаичные названия цветового восприятия якутов, можно наблюдать довольно широкий спектр цветовых обозначений, наиболее живописные и выразительные.
В традиционном шитье сочетание цветов сложилось естественно, в соответствии с окружающей природой. Теплые тона натуральной кожи и пушного меха традиционно сочетались с холодными сине-голубыми тонами, а черный цвет бисерной вышивки. Такой выбор цвета у мастериц соответствовал символическому значению каждого определенного цвета в традиционной культуре якутов.
Например, белый цвет ассоциировался со снегом, льдом, солнцем и небесным миром, наделялся божественным и светлым смыслом. В якутском фольклоре ему придавалась священная символика, связанная с жизнью и счастьем. Белый цвет также олицетворял материнскую душу (ийэ кут).
Влияние цветов в якутской культуре
Цвета играют значительную роль в культуре якутов, отражая их мировоззрение и восприятие окружающего мира. В якутской традиции синий и голубой цвета ассоциируются с небесным пространством и воздухом. Они символизируют чистоту, направляющую силу и уводят нас в пространство.
Синий и голубой цвета являются символами синего бездонного космоса с «голубым дыханием» и «салгын кут», которые якуты рассматривают как знаки развития и расцвета жизни. Они напоминают о величии небосвода и его воздушных просторах.
Черный цвет, в свою очередь, имеет отрицательные психологические характеристики у некоторых народов, как пустота и отсутствие света, горе и смерть. Однако, в якутской культуре темные тона, включая черный, символизируют землю-матушку и олицетворяют «землю-душу» человека. Черный цвет связывается с мрачностью и угнетением, но также считается символом земли и ее духа.
Красный цвет в якутской культуре имеет особое значение. Он символизирует огонь, кровь и тепло. Красный цвет также отпугивает демонов-абаасы и ассоциируется с женской природой. Он олицетворяет материнскую душу и создает ощущение близости и кровного родства. Красный цвет широко использовался в традиционных нарядных костюмах и аксессуарах якутов.
Зеленый цвет в якутской культуре связан со спокойствием и окружающей средой. Он символизирует возрождающиеся силы природы и является символом молодости. В различных оттенках зеленого цвета, якуты видят разные аспекты природы, такие как золотисто-зеленый, бледно-зеленый, желто-зеленый, серовато-зеленый и ярко-зеленый.
Желтый цвет и его оттенки также имеют особое значение в якутской культуре. Они символизируют тепло, яркость и жизненную силу. Желто-красный цвет ассоциируется с огнем, а оранжевый и рыжий цвета напоминают о желтом цвете масла и рыжей шерсти лисы.
Таким образом, цвета играют важную роль в якутской культуре, отражая восприятие природы, мировоззрение и символическое значение различных аспектов жизни.
Изучение якутского орнамента
Якутский орнамент — это важная составляющая национального и традиционного искусства народа Якутии. Он всегда был тесно связан с представлениями якутов о духовном мире, которые вдохновляли их в творчестве. Орнамент, художественно выражая представления о мире, стал нарицательным, перешел в сферу мифа и ритуала, являясь по своей сути мантрами, молитвенными изречениями, записанными в чертах скульптуры, резьбы, вышивки, плетения, живописи.
Анализ декоративного искусства в Якутии
Декоративное искусство Якутии можно с уверенностью назвать уникальным и самобытным. Несмотря на общие черты с искусством других народов, якутский орнамент имеет ряд своеобразных черт, которые отражают уникальный взгляд на мир и определенные культурные ценности якутов. При этом универсализм орнамента позволяет использовать его образы в различных видах искусства: якутская художественная обработка бересты, резьба по дереву, живопись, вышивка, ювелирные и косторезные изделия.
Особенности якутской орнаментики
Основным достоинством якутской орнаментики можно считать ее универсальность и вместе с тем уникальность. В отношении формы и цвета она очень любопытна. Многие элементы орнаментов в отдельности выглядят как самостоятельные, цельные образы. И они так и есть на самом деле. Каждый элемент орнамента — это своего рода миниатюра, навеянная природной средой, обычаями и верованиями якутов. Они многообразны и разнообразны.
Символика якутского орнамента
Якутская орнаментика богата своими символами и знаками. Каждый из орнаментальных элементов имеет свое значение, которое может быть связано как с природными явлениями, так и с духовной культурой якутов. Например, символ кружева символизирует солнце; узор в виде сердецевиннообразных фигур — зиму; итан, иэтэ, соŋут, эйэ, аргunuun — это знаки воды и солнца; uлар эгиэ — это символ земли, плодородия.
Якутский орнамент сегодня
Сегодня якутский орнамент продолжает развиваться, не теряя при этом своей глубокой символики. Он активно используется в современных проектах дизайна, занимает видное место в коллекциях модных дизайнеров. Одновременно он продолжает использоваться в традиционном творчестве, не утратив своих функций и значения, что свидетельствует о его непреходящей актуальности и значимости в якутской культуре.
Анализ материала якутского народного искусства обнаруживает стилистическое богатство и разнообразие орнаментики, свидетельствует о выработке своего собственного стиля, в основе которого лежит взаимодействие геометрического и восточного стилей. Развитие геометрического стиля связано с геометрическими мотивами простых форм, отражающими космогонические, пространственно-временные представления якутов, а также с геометризованными мотивами, имеющими древнюю языческую семантику, связанную со скотоводством, охотой, верой в духов-покровителей. В растительной орнаментике мы видим расцвет мотивов, традиционных для орнаментальных культур, связанных с Востоком, Передней Азией, что позволяет отнести якутскую растительную орнаментику к восточному стилю. Вместе с тем некоторые виды и формы якутского народного искусства несут на себе печать европейских стилей барокко, классицизма, орнаментальные мотивы которых в русской передаче отразились в якутском косторезном искусстве, архитектурных и мебельных формах. Собственно, они почти никогда не выступали в первозданном виде, подвергались геометризации в духе местных представлений, что связано с общесибирской тенденцией, наиболее ярко выразившейся в архитектуре.
Таким образом, якутское народное искусство вобрало в себя наиболее типичные, характерные стилистические особенности как восточной, так и европейской орнаментики Нижнего Востока.
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/na-temu-yakutskie-ornamentyi/
1. Неустроев Б.Ф. Узоры шитья. Якутск: Бичик, 2002. С. 13.
— Гаврильева Р.С. Одежда народа саха конца XVII-XVIII вв.
— Зыков Ф.М.О лировидном мотиве в орнаменте Якутов. Якутск, 1984
— Тишина Т.П. Якутское орнаментальное искусство. Новосибирск, 1986
— Серошевский В.Л. Якуты. Опыт этнографического исследования. — 2-е изд., — М., 1993. — 736 с
Приложение
1. Женская одежда «кытыылаах сон»
— Якутский национальный костюм «бууктаах сон»
— Деталь женского праздничного головного убора из красного и черного сукна, расшитого золотой нитью
— Фрагмент отделки корякской женской праздничной одежды 1960 год
— Якутский конский черпак