Модернизм как литературное направление 20-го века

Курсовая работа

Заключение…………………………………………………… …………………..21, Список использованной литературы……………………………………………23, Фальшью терзает слух., А я в стеклянном замке, Бью огнекрылых мух…

В 1890-1900 годах во всем мире стали отчетливо видны симптомы надвигающегося кризиса буржуазно – дворянского строя национальной жизни людей. Это прослеживалось и передавалось в литературных течениях того времени. В конце 19 в. произошло усиление отвлеченного мышления в творчестве ряда писателей. В произведениях стали прослеживаться экспрессивно – символические мотивы и образы. Литературная критика обратила внимание на новое направление и стала называть его модернизмом. Французское слово «модерн» означает современный, новейший.

Модернизм — это общий термин, применимый в ретроспективе к широкой области экспериментальных и авангардистских течений в литературе и других видах искусства в начале двадцатого столетия. Сюда относятся такие течения, как символизм, футуризм, экспрессионизм, имаджизм, вортицизм, дадаизм и сюрреализм, а также другие новшества мастеров своего дела.

Модернистскую литературу характеризует, прежде всего, отторжение традиций девятнадцатого века, их консенсуса между автором и читателем. Конвенции реализма, к примеру, были отвергнуты Францем Кафкой в романе «Процесс», Дж. Джойсем в произведении «Улисс» и другими романистами, в том числе и в экспрессионистической драме, а поэты отказывались от традиционной метрической системы в пользу верлибра. Модернистские писатели видели себя как авангард, откинувший буржуазные ценности, и заставляли читателя задуматься, применяя сложные новые литературные формы и стили.

Современная культурная ситуация сходна с таковой в начале ХХ века. Как и тогда, литература, музыка, живопись и прочие искусства и непосредственно связанные с ними области эстетической активности человека в XX в. подвергаются давлению иррационализма. Это видно особенно ярко в области литературы, причем не только отечественной, но и зарубежной.

Актуальность

Целью настоящей работы является исследование мировой литературы начала 20 века и определение ее основных направлений и жанров.

Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть особенности мировой литературы начала 20-го века, ее характерные черты;
  • определить основные направления в литературе начала 20 века, их особенности и уникальные черты.

Теоретические основы исследования., Объект курсовой работы, Предмет курсовой работы, Структура работы.

1. Модернизм — как общественное направление в мировом искусстве

XX век вошел в историю культуры как век эксперимента, который потом зачастую становился нормой. Это время появления разных деклараций, манифестов и школ, нередко посягавших на вековые традиции и незыблемые каноны. Так, скажем, была подвергнута критике неизбежность подражания прекрасному, о которой, ссылаясь на древних фивян, писал Лессинг в известной работе «Лаокоон, или О границах живописи и поэзии»; напротив, художник стал подражать отвратительному, что в древности запрещалось под страхом наказания. Отправной точкой эстетики стало безобразное; отказ от гармонических пропорций нарушил облик искусства, в котором акцент сделан на деформации, геометрических фигурах. Произведения искусства нередко не похожи на классические образцы: роман может напоминать бесстрастную историю болезни или патологический анамнез, а скульптура — издержки металлорежущей промышленности.

11 стр., 5240 слов

Литература как искусство. Литературоведение как наука

... И русская наука о литературе (как и немецкая) по сути своей противоположна критике. Критика - это литература о литературе. Филолог пытается увидеть за текстом чужое сознание, встать на ... начале 19 века в идеологии, философии, искусстве начинается эпоха господства романтизма. В это время свою теорию создали братья Гримм. Литература - вид искусства, она создает эстетические ценности, и ...

Термин «модернизм» появляется в конце XIX века и закрепляется, как правило, за нереалистическими явлениями в искусстве, следующими за декадансом. Однако идеи, давшие ему наполнение, встречались и ранее: в теоретических рассуждениях Жерваля де Нерваля и Теофиля Готье (последний еще в 1856 году констатировал, что искусство не средство, но цель), в «Цветах зла» Ш. Бодлера, программах «чистого искусства» и «абсолютной поэзии». Более того, некоторые художественные черты прециозной поэзии и маньеризма, так же как сюрреалистические фрески Иеронима Босха, написанные за пять столетий до появления манифеста сюрреализма, как бы предваряют поиски модернизма.

Модернизм продолжает нереалистическую тенденцию в литературе прошлого и переходит в литературу второй половины XX века. Модернизм — это и творческий метод, и эстетическая система, нашедшая отражение в литературной деятельности целого ряда школ, нередко весьма различных по программным заявлениям и их осуществлению на практике. Общие черты: утрата точки опоры, разрыв как с позитивизмом XIX века, так и с традиционным мировоззрением христианской Европы; субъективизм, деформация мира или художественного текста; утрата целостной модели мира, создание модели мира всякий раз заново по произволу художника; формализм[8, c.36].

Модернизм — пестрое по своему составу, политическим устремлениям и манифестам литературное движение, включающее множество различных школ, группировок, объединенных пессимистическим мировоззрением, стремлением художника не отражать объективную реальность, а самовыражать себя, установкой на субъективизм, деформацию.

Важно помнить, что идеи модернизма в творчестве отдельных художников и школ, в каждом конкретном произведении получают нередко разную интерпретацию; при этом проявляется неисчерпаемый спектр форм и приемов раскрепощенного процесса творчества. Модернизм может быть определяющим в творчестве писателя в целом (Ф. Кафка, Д. Джойс) или может ощущаться как один из приемов, имеющий существенное влияние на стиль художника, его манеру (М. Пруст, В. Вулф).

6 стр., 2550 слов

Образ мира в изобразительном искусстве Бурятии ХХ века

... века еще не разрушило ее основной доминанты — целостности. Взамен утраченных предметных моделей мира (юрты, костюма) на эту роль были призваны искусства. исследованиях и в изобразительном материале территория Бурятии ... одного художника разных лет друг другу. Весь объем бурятского искусства XX века, как ... была связана с анималистической скульптурой малых форм и антропоморфными онгонами — культовыми ...

Модернизм помог обратить внимание на уникальность внутреннего мира человека, расковать фантазию творца как феномен окружающего человека реального мира. Художник не менее важен, чем то, что он изображает, говорил Пикассо. [14, c.16].

Модернизм как литературное движение, охватившее Европу в начале века, имел следующие национальные разновидности; французский и чешский сюрреализм, итальянский и русский футуризм, английские имажизм и школа «потока сознания», немецкий экспрессионизм, американский и итальянский герметизм, шведский примитивизм, или витализм, французский унанимизм и конструктивизм, испанский ультраизм, латиноамериканский креасьонизм.

Что же характерно для авангардизма как стадии модернизма? Авангардизм (фр. avant-garde — передовой отряд) — термин, имеющий в зарубежной науке, как уже отмечалось, более широкое семантическое поле, нередко выступающий как синоним модернизма в нашем понимании. Неуловимы и очертания авангардизма, исторически объединяющего различные направления — от символизма и кубизма до сюрреализма и поп-арта; для них характерны психологическая атмосфера бунта, ощущение пустоты и одиночества, ориентация на будущее, не всегда четко представленное. «Авангард стремится избавиться от наносов прошлого, традиций», — отмечает чешский ученый Ян Мукаржовский.

Существенно, что бурно развивавшееся в десятые — двадцатые годы авангардистское искусство оказалось обогащенным революционной идеей (иногда лишь условно-символической, как это было у экспрессионистов, писавших о революции в сфере духа, революции вообще).

Это придало авангарду оптимизм, окрасив его полотна в красный цвет, и привлекло к нему внимание революционно настроенных художников, которые видели в авангардизме пример антибуржуазного протеста (Брехт, Арагон, Незвал, Элюар).

XX век стал веком разрушения старого мира и его искусства. Бунт был растворен во всем: слово «дикий» не случайно фигурировало то как название театра, в котором выступал с песнями Брехт, то как составная часть и понятие школы живописи (фовизм).

Авангардное искусство прибегало к маскараду и окарикатуриванию, дразнило буржуазный «здравый смысл» уже хотя бы за то, что он не противостоял компромиссу с войной. Ломка традиционных форм сопровождалась возрождением «низовых» жанров — цирка, мюзик-холла, пантомимы, негритянского джаза, — упрощением форм, их примитивизацией. Утонченность красок импрессионистов не отвечала духу времени: на картинах их «наследников» — экспрессионистов поселяются «крик» и дисгармония.

Внешне казалось, что авангард отверг традиции, однако его протест в первую очередь был направлен против канонов, устоявшихся пропорций и окостеневающих форм. Говоря о стремлении искусства вырваться за пределы

«трехмерного» пространства, Кокто сравнивал Пикассо с беглым каторжником, рвущимся на свободу за пределы собственного «я». Авангардисты исходили из того, что искусство не обязательно должно быть узнаваемым и нравиться с первого взгляда. Они отказались обманывать публику и призвали ее к познанию мира, что значительно сложнее, чем узнавание привычного.

8 стр., 3570 слов

Реферат мир искусства

... с Дягилевым ежегодно устраивали художественные выставки под тем же названием – “ Мир искусства “. К участию в них был ... культуры. Художники “Мира Искусства” стремились к созданию органичного стиля, который вначале представлялся им в формах импортированного с ... ремесла не могли утвердиться на путях, предначертанных “Миром Искусства”, и задуманный синтез искусств распадался под давлением непреодолимых ...

Опережая время, авангард обновил искусство XX века, ввел в поэзию урбанистическую тематику и новую технику, новые принципы композиции и различные функциональные стили речи, графическое оформление (отказ от пунктуации, идеограммы), свободный стих и его вариации, обновил европейскую версификацию.

Сюрреализм (от фр. surrealite — сверхреальность) сложился во Франции; его программа изложена в «Манифесте сюрреализма», написанном А. Бретоном при участии Л. Арагона в 1924 году, и манифесте, появившемся в январе 1925 года. Вместо изображения объективной реальности целью искусства в них провозглашены сверхчувственная надреальность и мир подсознательного, а в качестве главного способа творения – «автоматическое письмо», метод бесконтрольной выразительности и совмещение несовместимого. Сюрреализм стремился раскрепостить сущность человека, подавленного цивилизацией, и осуществить коммуникацию, воздействуя на подсознательные импульсы.

Само слово «сюрреализм» впервые употреблено Г. Аполлинером в предисловии к своей драме «Груди Тирезия», где автор просил прощения за придуманный им неологизм. Тот ему понадобился, чтобы обновить театр, вернуть его к самой природе, не повторяя ее: «Когда человек решил подражать ходьбе, он создал колесо — предмет, не схожий с ногой. Это был бессознательный сюрреализм». Слагаемые сюрреалистического образа — это деформация, сочетание несочетаемого, свободная ассоциативность. Слово использовалось сюрреалистами в игровой функции, при этом процесс «остранения» слов доводился нередко до крайности, рождая, по мнению Джанни Родари, настоящие «биномы фантазии», еще точнее – «полиномы фантазии». [12, c.428].

Для поэтики сюрреализма характерны разъятие предмета на составные части и «перекомпоновка» их, условное космическое пространство, безвременье и статика коллажа. Все это нетрудно увидеть на картинах С. Дали, в поэзии Ф. Супо, Ж. Кокто. Вот стихотворение «Из сказки» чешского поэта Витозслава Незвала, создающее ирреальное впечатление на основе обычных реалий, прихотливо соединенных вопреки логике и смыслу, но по закону фантазии:

Кто-то на старом рояле, Фальшью терзает слух., А я в стеклянном замке, Бью огнекрылых мух., Алебастровая ручка, Не обнимала., Стареет принцесса», Старухой стала…