Актуальность исследования
Культура любого народа оставляет человечеству не только материальные и духовные ценности, но и определенный тип сформированной личности, которая есть и созидатель и продукт данной культуры. Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является развитие музыкальной культуры ребенка. Сегодня на первый план выдвигается задача воспитания личности ребенка, развития его музыкального сознания, формирования системы духовно-нравственных ценностей.
Музыкальная культура личности является важнейшим условием ее гармоничного развития. В музыке как части жизни содержится генетический код человечества, его интеллектуальный, волевой, художественный заряд, вобравший в себя всю палитру духовной и материальной культуры народов, все разнообразие облика человечества (эпохи, этносы, традиции, идеалы и др.).
Восприятие музыки в разнообразных формах и видах музыкальной деятельности способствует развитию в ребенке творческого начала, образного мышления (неординарность, пластичность, фантазия, ассоциации).
В этой связи правомерно будет говорить о творческом, художественном, музыкальном освоении мира.
Вопросы развития музыкальной культуры детей исследовались в работах Э.Б.Абдуллина, Ю.Б.Алиева, О.А.Апраксиной, Д.Б.Кабалевского и др. Для нас особенно важны следующие результаты этих исследований: разработаны содержание музыкального воспитания детей дошкольного возраста, выявлены формы и методы теоретического и практического музыкально-эстетического воспитания детей, в которых подчеркивается важное значение для личности ребенка формирования и развития собственной музыкально-эстетической культуры.
Цель исследования
Целью данного исследования является рассмотрение понятия музыкальной культуры, её структуры и содержания, определение особенностей развития музыкальной культуры дошкольника, а также анализ программного содержания образовательной области «Творчество» и подобласти «Музыка».
Объект исследования
Предмет исследования
Задачи исследования
- Рассмотреть понятие музыкальная культура, её структура и содержание.
- Определить особенности развития музыкальной культуры дошкольника.
- Проанализировать программное содержание образовательной области «Творчество» и подобласти «Музыка».
4. Рассмотреть показатели диагностики музыкальной культуры ребенка.
В данном разделе будет рассмотрено важное вопрос оценки и диагностики музыкальной культуры у детей. Определение уровня музыкальной культуры ребенка имеет большое значение для понимания его общего развития и потенциала.
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА НА УРОКЕ МУЗЫКИ В ШКОЛЕ
... развития музыкального творчества, благодаря которым дети привыкают к тому, что думать музыкой – удивительное свойство человека, наслаждение, способ решения проблем, возможность воздействия на окружающую среду. Дети младшего возраста легко откликаются на различные творческие ...
5. Рассмотреть музыку как средство развития ребенка.
Одним из ключевых аспектов данного исследования является рассмотрение музыки как эффективного инструмента для стимулирования и развития ребенка. Музыка способна оказывать сильное воздействие на различные аспекты его развития, включая когнитивные, эмоциональные и социальные навыки.
Методы исследования
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ РЕБЕНКА КАК ПОКАЗАТЕЛЯ ЕГО ОБЩЕГО РАЗВИТИЯ
1.1 Музыкальная культура: понятие, структура, содержание
Для начала рассмотрим понятие «музыкальная культура», которое в настоящее время приобретает все большую значимость и операциональность. Этот термин становится менее метафорическим и более конкретным, когда исследователи обращаются к реальной исторической судьбе музыкальных текстов [3, c.99].
Понятие «культура» включает в себя интегральную характеристику самоорганизованных сообществ, отражая содержание основной информации, которая консолидирует их. Культура определяет специфический внутренний порядок и организованность общества, делая ее лицевой стороной и индивидуальной характеристикой данного сообщества [4, c.25].
Информация, как процесс, непрерывно поддерживает устойчивость социальных систем, противодействуя хаосу. Важным аспектом является постоянное воспроизведение основных представлений, отношений и смыслов, признанных важными для данного сообщества.
Музыкальная культура и ее роль в обществе
Музыкальная культура является важной частью общей системы информационного обеспечения общества, играя роль одного из основных средств упорядочивания общественной жизни. Ее специфика заключается в том, что она использует отношения, связанные с созданием, воспроизведением и восприятием музыки, для упорядочивания представлений и смыслов, считаемых существенными для данного сообщества.
Взаимодействие в музыкальной культуре
Различные жанры музыки, такие как романс и симфония, служат посредниками для взаимодействия различных общностей. Однако, принципиальное различие между ними не всегда очевидно. Обе музыкальные культуры включают авторов, исполнителей и слушателей, но их упорядоченность и взаимосвязь определяются структурными особенностями каждой из этих общностей.
Роль музыкального текста
Музыкальный текст, функционируя в определенной музыкально-организованной общности, не только существует в ней, но и воспроизводит структуру этой общности. Правильное функционирование музыкального текста подтверждает структурированность данной культуры. Следовательно, музыкальная культура остается живой и актуальной в обществе, пока соблюдаются ее правила и функционируют музыкальные произведения, созданные и исполненные в соответствии с этими правилами.
Научная работа по музыке «Романсы и песни русских композиторов ...
... ступенчатая композиция, представление лирического героя о самом себе, как о бывалом человеке, недостижимость объекта любви. С музыкальной точки зрения городской романс отличают гармонический минор ... черты богатой русской культуры. Первоначально поэтический текст, написанный в куплетной форме лирического содержания на французском языке, определял и название музыкального произведения. На русском ...
Таким образом, музыкальная культура играет роль не только в сохранении традиций и идентичности общества, но и в формировании его структуры через музыкальные произведения и взаимодействие между композиторами, исполнителями и слушателями.
Музыкальный текст: многообразие смыслов
Конечно, музыкальный текст, как и всякий художественный текст, потенциально многосмысленен. Но в данном случае нас интересуют только те смыслы, которые порождаются благодаря самому соответствию между структурами музыкальных текстов определенного типа, с одной стороны, и соответствующей им структурированностью музыкальных культур — если различать их по типу взаимоупорядоченности в них основных функциональных позиций, которые предлагаются их носителям: позиций «композитора», «исполнителя» и «слушателя». Иначе говоря, нас интересуют смыслы и переживания индивидов и групп, вырастающие из их отождествления с одной из названных позиций, и, как следствие, их переживания отношений с другими позиционерами, в соответствии с тем, как это «предписано» участникам данной общности ее музыкальной культурой.
Расширение смыслового контекста
Интересующие нас смыслы, хотя и порождаются в музыкальной среде, но по своей социокультурной природе значительно шире, поскольку упомянутые позиции фиксируют отношения не только музыкальной коммуникации. Например, позиция «авторства» в ряде культур может быть отнесена и к представлению о судьбе или биографии человека. Если в античности индивид не имеет представления о своем жизненном пути как осуществлении собственного творчества, то в культуре романтизма персонажи и их авторы стремятся осуществить свою биографию, в пределе, как собственное свободное творение. Следует предполагать, соответственно, что в музыкальной культуре романтизма авторство должно быть акцентировано и даже гипертрофировано, тогда как в античности музыкальное «авторство» в норме должно оставаться не обнаруженным.
Структуры музыкальных текстов и соответствующих им музыкальных культур
Другой стороной различий между музыкальными культурами должны быть различия в структурах, опосредующих эти общности музыкальных текстов. Иначе говоря, структура романса должна отвечать структуре того типа музыкальной общности, которую романс как тип музыкального текста опосредует и в которой романс генерирует определенные социально значимые смыслы (и для которой он, по крайней мере, не безразличен и не экзотичен).
То же можно сказать и о симфонии. При этом привлекаемые здесь для примеров жанровые определения (романс, симфония) лишь представляют, но не исчерпывают тип (или класс) текстов, структурно отвечающих соответствующему типу (классу) опосредуемых ими музыкальных культур. В этом случае точнее было бы говорить о произведениях «типа романса» или «типа симфонии» [6, с.67].
Обращаясь теперь к взаимосоответствию формальных структур музыкальных текстов и соответствующих им музыкальных культур, наметим основную оппозицию: с одной стороны, существуют музыкальные тексты, стабильные в своей завершенности, аутентичные самим себе (мы называем их «вещь», «произведение»), с другой — музыкальные тексты, не имеющие однозначного оригинала, более или менее изменяемые в процессе каждого исполнения. Соответственно различными оказываются структуры музыкальных общностей (музыкальные культуры), в которых такие тексты функционируют: завершенные музыкальные тексты функционируют в музыкальных культурах с отчетливо сформированной авторской позицией «композитор», тогда как в музыкальных культурах с изменяемыми музыкальными текстами авторство не выявлено, зато отчетливо выражена исполнительская функция. При первом приближении можно было бы сказать, что завершенные тексты (они фиксируются нотной записью) отвечают структуре «авторских» музыкальных культур, тогда как изменяемые (не записываемые) музыкальные тексты создаются в рамках «исполнительских» музыкальных культур [6, с.68].
Музыкальная культура Киевской Руси
... по-видимому, одной из первых певческих школ на Руси. Важнейшим событием культуры Киевской Руси было появление письменности, а вместе с тем и музыкальной письменности. В основу кириллицы лег греческий алфавит, ... народом с общим языком, литературой, музыкой. Рубеж X—XI вв. — это особый период в истории Русского государства, который характеризуется быстрым развитием искусства во всех его направлениях. ...
Взаимосвязь музыкальных текстов и культур
Анализ структур музыкальных текстов и их соответствия музыкальным культурам позволяет увидеть глубокие взаимосвязи между произведениями и общностями, которые их порождают и интерпретируют. Структура романса или симфонии не является произвольной; она отражает особенности культурного контекста, в котором она возникает и функционирует.
Изменяемые и завершенные музыкальные тексты
Важным аспектом этой взаимосвязи является различие между изменяемыми и завершенными музыкальными текстами. Завершенные тексты, которые фиксируются нотной записью, чаще соответствуют музыкальным культурам с четкой авторской иерархией, где композитор играет ключевую роль. В то время как изменяемые тексты, не имеющие однозначного оригинала и изменяющиеся при каждом исполнении, чаще ассоциируются с культурами, где исполнители играют более активную роль, а авторство менее выражено.
Типы музыкальных текстов
Жанровые определения, такие как романс и симфония, лишь представляют разнообразие типов музыкальных текстов. Каждый тип текста отвечает своей структуре и социокультурному контексту, в котором он функционирует. Таким образом, анализ структур музыкальных текстов позволяет глубже понять сущность музыкальных культур и их взаимодействие с текстами, созданными внутри них.</p
Типы Музыкальных Культур: Концертный и Дилетантский
Дальнейший анализ формально ведет нас к различению двух типов «авторских» музыкальных культур. Это сообщества с самостоятельной исполнительской функцией (артист-исполнитель на концертной сцене) и функцией слушателя (в зале).
Обозначим его как «Концертный тип музыкальной культуры». И сообщества, в которых слушатель и исполнитель легко меняются местами, занимая одну и ту же площадку (салон, комната в доме).
Пусть это будет тип домашнего, любительского музицирования, «дилетантский тип музыкальной культуры».
Формальный анализ «исполнительских» музыкальных культур также позволяет различить в одном случае музыкальные сообщества, где при невыраженности собственно автора его функцию, наряду со своей, берет на себя исполнитель-импровизатор, выступающий перед собравшимися слушателями (джаз-клуб, чайхана на Востоке) – «Импровизационный тип музыкальной культуры». Наконец, в народном музицировании (музыкальная сторона обрядов) ни одна из функций не формализована — фольклор не знает авторской, исполнительской или слушательской специализации («Фольклорный тип музыкальной культуры») [7, с.90].
Ценность как основа и фундамент культуры: концепция культуры, ...
... дней прибыл в Чехословакию по личному приглашению президента Т.Г. Масарика. Выбор именно этой страны и приглашение именно Сорокина были сделаны не случайно. Дело в том, что интерес ... такие, как «Анатомия национальностей и единство государства», «Формы правления», «Проблемы социального равенства», «Основы будущего мира» и др. В 1914г. Сорокин окончил университет и был оставлен для подготовки к ...
Концертный тип музыкальной культуры
Концертный тип музыкальной культуры характеризуется преобладанием двух ключевых функций: исполнителя и слушателя. В этом типе сообществ музыканты чаще всего выступают перед аудиторией на концертных площадках, будь то залы, стадионы или театры. Их цель — передать произведение аудитории через искусство исполнения. Слушатели, в свою очередь, активно вовлечены в процесс прослушивания и восприятия музыки.
Дилетантский тип музыкальной культуры
Дилетантский тип музыкальной культуры, напротив, уделяет больше внимания месту и роли слушателя. Здесь исполнители и слушатели могут быть одними и теми же людьми, и музыка чаще исполняется в домашних условиях или в небольших группах. Основной акцент здесь делается на удовольствии от процесса музицирования, а не на профессиональном исполнении. Дилетантский тип музыкальной культуры способствует близким и неформальным встречам, где музыка становится средством общения и самовыражения.
Импровизационный и Фольклорный Типы
Дополнительно, стоит отметить, что в мире музыки существуют и другие типы культур. Импровизационный тип, как в случае джаз-клубов, подчеркивает свободу исполнителя в создании музыки во время выступления. Фольклорный тип музыкальной культуры, наоборот, лишен формализации и специализации, оставляя место для творчества каждого участника.
В итоге, эти различные типы музыкальных культур демонстрируют разнообразие способов, которыми музыка взаимодействует с людьми и обогащает их культурное наследие. Они подчеркивают, как музыка может быть искусством, развлечением и средством самовыражения одновременно.