Культура кельтов

Курсовая работа

1.1 Общие исторические сведения

Кельты, как полагают исследователи, были частью мощной миграционной волны индоевропейцев. Но на вопрос, откуда они пришли, существует несколько разных ответов. Существуют две основные версии: первая связывает прародину кельтов с территорией нынешних Ирана, Афганистана и Северной Индии, а вторая, называемая нордической, ищет их истоки на севере, на одном из островов, который стал колыбелью кельтской цивилизации.

История кельтов в Европе началась в III тысячелетии до н.э. и связана с культурой шнуровой керамики и боевых топоров. Кельтские поселения находились на юге и западе Германии, Австрии и в некоторых районах Франции. Значительный подъем цивилизации кельтов был отмечен в Гальштатском периоде (VIII-VI века до н.э.).

В частности, известно знаменитое захоронение «княгини», найденное в одном из курганов этого периода и содержавшее множество украшений тонкой работы. Ученые полагают, что это захоронение свидетельствует о высоком положении женщины в кельтском обществе и подтверждает литературные свидетельства о существовании королевы Боудики в Британии и легендарной королевы Медб в Ирландии.

В 500 году до н.э. кельты начали расселяться по всей Европе. Они заняли нынешние Германию, Францию, Бельгию, Швейцарию, Северную Италию, достигли Рима, завоевали Испанию, создали кельто-иберийскую культуру, образовали государство Галатию в Малой Азии. Они также заселили Британские острова и в 279 году до н.э. захватили Грецию. Считается, что они даже достигли Киева. В 335 году до н.э. кельты встретились с Александром Македонским на Дунайской равнине. Когда великий полководец спросил, чего они боятся, бесстрашные воины ответили: «Мы опасаемся только одного — чтобы небо не упало на нас». Так гласит легенда. [3]

Римляне называли кельтов, живших на материке, галлами, а греки галатами, островных кельтов — бретонцами.

1.2 Внешний вид, характер и одежда

По описаниям некоторых древних писателей, кельты были высокого роста, с голубыми глазами, русыми волосами и нежной кожей. Однако, следует отметить, что это описание не относилось ко всем кельтам, а было характерно только для некоторых из них. Археологические находки показывают, что рост кельтских мужчин имел значительные вариации в зависимости от региона и социального статуса. Например, на кельтском могильнике в Брно-Мало-мержицах найдены захоронения как вооруженных мужчин небольшого роста (около 150 см), так и воинов среднего и высокого роста (около 195 см в могиле №42).

Кельты из южной Франции, благодаря активному взаимодействию с античными городами-государствами, отличались более высоким уровнем культуры. Их одежда, как свидетельствуют источники, была разнообразной и яркой. Кельты изображались в одеяниях с леопардовыми пятнами, полосочками и клетчатым узором. Они также носили крупные складные шляпы и украшения в виде различных брошей, зажимов и подвесок.

1.2.1 Одежда женщин

Одежда кельтских женщин была яркой и элегантной. Они носили длинные платья, подчеркивающие фигуру, а также плащи с капюшонами. Женские наряды декорировались вышивками и узорами, а также украшались различными аксессуарами, такими как пояса и броши.

1.2.2 Одежда мужчин

Кельтские мужчины, особенно воины, предпочитали носить крутые штаны, подтянутые к поясу, а также мундиры и плащи. Они также изображались вооруженными мечами, луками и щитами. Мужская одежда была часто украшена различными узорами и вышивками.

1.2.3 Галльский стиль

Кельты в Галлии отличались особым стилем одежды. Они предпочитали яркие ткани с клетчатым узором, которые они носили в виде плащей и покрывал. У них был характерный галльский головной убор с козьими рогами, который стал традиционным символом кельтской культуры.

1.2.4 Характер и личность

Характер и личность кельтов были сложными и многогранными. Они были известны своей отвагой, доблестью и бойцовскими навыками. Кельты были патриотичными и гордыми своей национальной идентичностью. Они были великими воинами и хорошими дипломатами.

Исследование кельтской культуры

Кельты имели разнообразный внешний вид и стиль одежды, отражающий их культуру и идентичность. Изучение аспектов их внешнего вида помогает нам лучше понять историю и развитие этого древнего народа.

Расцвет волос

Русые волосы не являлись общим признаком среди кельтов, так как они часто меняли цвет волос с помощью различных средств, включая растворы, мыло и краски. Они также украшали свои волосы, делая их похожими на сатиров, или мазали их чтобы прическа лучше держалась. Таким образом, у них было переменчивое отношение к своему внешнему виду и стилю.

Характеристика кельтов

Кельты характеризовались воинственностью, отвагой и ловкостью. Они также проявляли детскую наивность, любовь к приключениям и пиршествам. Согласно сообщениям древних источников, кельты также обладали развитым воображением и пристрастием к религиозным традициям. Они были народом, падким на все новое и обладавшим большой способностью имитировать окружающее

Одежда и украшения

Кельты предпочитали пеструю одежду, ткани в полоску и клетку. Женщины украшали свою одежду цветами, а знатные женщины вышивали ее золотыми нитками. Бахрома часто использовалась как украшение платья и плащей до римской оккупации.

2.2 Религиозные практики и запрет на записи

Кельтский пантеон богов был основан на представлении о мировом древе, символом которого был дуб. В религиозных обрядах кельтов, человеческие жертвоприношения проводились только в крайних случаях, когда угрожала неминуемая опасность. Кельтская мифология была насыщена легендами о героических подвигах, таких как у Кухулина, Артура, Финна МакКула, а также о трогательной любви Тристана и Изольды. Великие мировые писатели, такие как Шекспир и Толкиен, использовали элементы кельтской мифологии в своих произведениях.

Особым и развитым средоточием кельтской культуры было жречество. Друиды не только исполняли религиозные функции, но также выступали в качестве высших судей и хранилища знаний. Они строго оберегали свои учения, передавая их устно, чтобы сохранить своё влияние. Обучение друидов происходило за счет развития памяти и запоминания больших объёмов информации.

Цезарь свидетельствует о том, что друидам было запрещено писать стихи и основные положения своего учения. Это запрет друидов на запись можно объяснить желанием сохранить привилегированный статус знания духовной аристократии. Таким образом, скрытность друидов не позволяла античным авторам раскрыть внутреннее содержание их учения.

В связи с вышеуказанным, древние авторы не имели возможности представить конкретные сведения о внутреннем содержании учения друидов.

Друидские тайны и учение

Наиболее доступной стороной учения друидов была, видимо, та его часть, которую друиды излагали всей галльской знатной молодежи, а не только неофитам «ордена». Это была целая система прекрасного образования и воспитания.

Молодые аристократы приобщались друидами к священным тайнам природы (в частности, у друидов были глубокие познания в астрономии и астрологии) и человеческой жизни. Они узнавали о своих обязанностях, из которых главная состояла в том, чтобы быть воином и уметь умирать (metu mortis neglecto).

Хотя сами друиды были освобождены от военной службы, они тем не менее воспитывали молодежь воинственного народа, поскольку были «воинами знания».

В данном исследовании мы обращаемся к текстам авторов, принадлежащих к так называемой посидониевской группе или посидониевской традиции. Она уходит свои корни к философу-стоику Посидонию, который был известным ученым, путешественником и историком. Кроме него, к этой традиции принадлежат такие известные историки и путешественники, как Диодор Сицилийский, Страбон, Цезарь, Лукан, Помпоний Мела, Аммиан Марцеллин и другие. Они, помимо личных наблюдений, использовали материалы и исследования, представленные Посидонием.

Кроме посидониевской традиции, мы также обращаемся ко второй большой группе античных источников по друидам и кельтам, известной как александрийская традиция. Эти работы проложили путь исследованиям ранних отцов церкви III века н. э., таким как Клемент, Кирилл и Ориген.

Имея основанием древний мир, можно отметить, что как у друидов, так и у пифагорейцев были представления о бессмертии души. В кельтской традиции были проведены параллели между учением друидов и пифагорейским метемпсихозом. Посидониевская традиция также высказывала образные аналогии, а также упоминала о вере друидов в бессмертие души, что восхищало интеллектуалов классического мира.

На фоне технических достижений кельтов, встречается их почти маниакальная склонность приносить в жертву человеческие жизни, что становится темой обсуждения в текстах цезарей. Возможно, римляне акцентировали внимание на этом, чтобы скрыть свои преступления во время войн, проводимых в Европе.

Развитие магических представлений кельтов и их культурные особенности

Как показывает описание Цезаря, друиды осуществляли ужасные действия, такие как групповые сожжения и использование кубков из черепов врагов для питья вина. Исследователь Биркхан также отмечает, что друиды предсказывали будущее по крови раненых и пугали народ призраками и воскрешением мертвых врагов.

Кельты также проявляли недоверие к умершим родственникам и принимали меры, чтобы они не вернулись обратно. Археолог Барри Ганлайф указывает, что кельты придерживались различных запретов и табу в повседневной жизни, что свидетельствует о сложной культуре древних кельтов.

Они верили, что каждое проклятие или пожелание обладает магической силой, что вызывало страх у людей. Проклятия, произнесенные умершими, особенно пугали. Это приводило к практике подрезания голов чужих врагов или украшения храмов черепами побежденных в битвах. Бальзамированные головы врагов могли стать трофеями ветеранов или хранились в сундуках.

Ирландские саги и древнегреческие источники упоминают ритуальный каннибализм среди древних кельтов, а Страбон сообщает о практике употребления мяса умершего отца сыновьями кельтских вождей.

Таким образом, кельтская религиозность представляла собой архаическую форму вероисповедания с высоким уровнем технического мастерства, сочетавшую в себе обряды и ритуалы с развитыми техническими навыками. Изучение этих особенностей позволяет глубже понять историю и культуру кельтского народа и его взаимодействие с окружающим миром.

Из обнаруженных свидетельств становится ясно, что древние галлы и ирландцы верили в сверхъестественные магические ритуалы и жертвоприношения. В записях Цезаря отмечается, что галлы отправлялись в битву или подвергались опасности, приносили богам человеческие жертвы и клялись отдать в жертву самих себя. Занимались этими обрядами в основном друиды, убежденные в том, что жизнь можно выкупить ценой другой жизни, не нарушая волю богов.

Также встречаются ужасные свидетельства о практике человеческих жертвоприношений в Ирландии. В трактате «Диннсенхус» описываются знаменитые святилища древности и связанные с ними легенды. Даже христианские монахи-переписчики оставили в старинных поэмах свидетельства об этих языческих обрядах, хотя сами вряд ли могли изменять тексты. В поэме описано, как в местечке возле Баллимагаврана гэлы поклонялись грозному идолу по имени Кромм Круах, принося ему человеческие жертвы.

Эти сведения позволяют нам понять, как глубоко укоренилась практика жертвоприношений в древних ирландцев и галлов, и какое влияние она оказала на их общественную жизнь и мировоззрение. Хотя с течением времени практики жертвоприношений ушли в прошлое, они оставили неизгладимый след в культуре и религии этих народов.

Вследствие проведенного анализа, обращаем внимание на детали, присутствующие в контексте древней Ирландии и иллюминированном манускрипте Книги из Дарроу. Выделены следующие ключевые аспекты для рассмотрения:

2.3 Развитие искусства

Смена стилей и развитие искусства в древней Ирландии отражает сложный процесс взаимодействия культур и творческого развития народа. Геометрический стиль, преобладавший в раннем железном веке, прошел эволюцию на протяжении времени гальштаттской эпохи, уступив место более живописной звериной и растительной орнаментике. Особую популярность в аристократическом обществе имели мотивы человеческой головы, что свидетельствует о уникальном влиянии ирландской культуры на формирование художественных предпочтений.

Влияние привозных товаров с юга и юго-востока оказало существенное влияние на процесс развития искусства. Со временем, местные художественные мастерские начали появляться под влиянием кельтских усадеб, и ремесленники-художники стали сочетать собственное творчество с знанием чужих образцов и мотивов, создавая оригинальные работы, в которых проявлялись элементы зарождающегося латенского стиля.

Раннелатенский стиль, зарождавшийся при усадьбах, претерпел влияние различных культур и происхождений, включая южные и южно-восточные элементы итальянского и греческого происхождения. Возможно, прямое влияние иностранных ремесленников-художников на кельтскую знать создало уникальное симбиоз культур, отразившееся в развитии древнеирландского искусства.

Кельтская архитектура и скульптура

Ранние кельтские ювелирные мастерские часто работали с почти чистым золотом, до 99% чистоты. Доказательства существования таких мастерских представила археология. В Лангенхейме (Таунус) и Сеффервайхе (Эйфель) мы находим необработанный материал и заготовки, в Нейвидском бассейне недалеко от Кобленца (Коблиц) в разных местах обнаруживаем почти аналогичные изделия, вышедшие, по всей вероятности, из одной мастерской; это не только украшения, но и оковка повозок [7].

Кельты не проявили себя ни в создании крупных политических образований государственного характера, ни в монументальной архитектуре. Они были лишь строителями крепостей, которые говорят об их организаторских способностях и являются результатом хорошо организованной работы огромных коллективов.

В сфере архитектуры и скульптуры кельтов были преимущественно влияниями и помощью со стороны других культур. Например, постройки на южнофранцузском побережье в ла-тенский период были осуществлены под чужим влиянием.

В отличие от монументальной архитектуры, художественное ремесло стало основной отраслью кельтского искусства. Виртуозная техника обработки материалов сочеталась с особым тяготением к орнаментике, создавая изделия непреходящей ценности.

Раннелатенский стиль, который развивался примерно с середины V века, несет многочисленные черты искусства примитивного, но постепенно в нем находят свое место все характерные элементы и мотивы.

Таким образом, кельтская архитектура и скульптура были в основном определяющими влияниями и внешней помощью, в то время как художественное ремесло сделало значительный вклад в развитие Средней и северной Европы.

Ссылки:

2.4 Кельтская скульптура в Галлии и в Средней Европе

Проведенные находки свидетельствуют о том, что кельтская фигуральная пластика во внутренних районах имеет бедное и редкое проявление. Она в основном имеет схематичную, столбообразную (или стелообразную) форму и содержит декоративные элементы. Этот тип пластики обнаруживается в различных районах Франции, в предгорных областях и в Чехии. Она тесно связана с культовыми и религиозными представлениями. Кельтская тенденция к узорам, выраженная в мелкой бронзовой индустрии, также находит отражение в фигуральной пластике.

Галльские скульптуры редко достигают крупных размеров. Кое-какие из них являются всего лишь символами и имеют невеликие размеры. Они сохраняют наследие древних времен и порой выражают тотемистические представления.

  • [1] — Упоминание галльской стены в главе об оппидумах
  • [8] — Данные о раннелатенском стиле

Одной из известных статуэток, представляющих бога с изображением дикого кабана на груди и с кельтской шейной гривной (торквесом), нашли в Эффинье в бассейне Марны. Ее высота составляет всего 26 см, и по технике она напоминает деревянные пластики. По своей сути она является кельтской и иногда относится к более древнему периоду. Но на самом деле она скорее принадлежит к позднелатенскому времени, когда мы можем видеть множество фигурок кабана в кельтском мире. В основном это небольшие бронзовые статуэтки, вероятно, представляющие символическую ценность и являющиеся примерами массового производства. Они также встречаются в рельефах на скульптурах или выгравированы на торквесах. Только очень редко такие статуэтки имеют крупный размер.

Примером такой более крупной бронзовой статуэтки является бронзовый кабанчик из Неви-ан-Сюлли (Луаре) высотой 68 см. Возможно, его спрятал друид в период оккупации римлянами земель на левом берегу Луары, напротив главного святилища, которое находилось на противоположном берегу реки, рядом с современным городом Сен Бенуа-сюр Луар (Флориакум, Флери).

В процессе изучения кельтской скульптуры были обнаружены несколько экземпляров в прирейнских областях и в Вюртемберге, в основном представляющие собой менгирообразные, столбовидные скульптуры. Особое внимание заслуживает обелиск из Пфальцфельда в гунсрюкской области (Рис. 12).

Его древние рельефы украшают со всех сторон: голова венчают рыбьи пузыри, а S-образные узоры либо соединены, либо образуют мотив лиры. На момент обнаружения этот пирамидальный столб из песчаника, высотой 148 см, вероятно, заканчивался человеческой головой и может быть отнесен к 4 или 3 веку.

Необходимо также отметить голову героя, выполненную из песчаника, которая является важной находкой для изучения кельтской пластики. На востоке от прирейнских областей это единственная находка, но она считается самым типичным кельтским произведением, возникшим в кульминационный период кельтского могущества в средней Чехии, вероятно, во 2 веке до н.э. Это свидетельствует о наличии влияния на юго-востоке, но общий вид и стилизация человеческого лица, а также узоры волос носят выразительные кельтские черты. Пока что эта голова является уникальной находкой без точных аналогий в Галлии и служит доказательством того, что кельтская скульптура имела влияние и в Средней Европе. Она была отделена от подставки или статуи и происходит из одного из центров кельтского могущества в Чехии. В будущем возможны новые подобные находки в других центрах кельтского могущества в Средней Европе.

2.5 Кельтские маски

Еще перед концом 5 века в кельтском искусстве появляется мотив человеческой маски, иногда увенчанной двулистной короной и сопутствующий ему мотив так называемых «рыбьих пузырей». Мотив маски был, без сомнения, заимствован в Средиземноморье и в кельтской среде прошел различные стадии развития — от форм преувеличенно безобразных к более естественным. (Рис. 13-14)

Очень важную роль в культовой камни кельтов играла маска. Кельтские маски не представляют собою верных изображений богов или героев и не всегда предназначались для человеческого лица. Они скорее символы, служащие культовым целям, сильно стилизованы и часто по размерам гораздо меньше человеческого лица.

Кроме того, к нему прибавился мотив «рыбьего пузыря», как очень характерный кельтский мотив, долго потом пользовавшийся популярностью и заимствованный также кельтскими скульпторами. [8]

2.6 Кельтский стиль

Цветовая гамма в кельтском дизайне мрачная и природная — коричневый, темно-зеленый, бордовый оттенки. Светлые цвета — каменно-серый и холодная гамма океана.

В оформлении часто используют мотив живого дерева с широкой кроной и переплетенными ветвями. (Рис. 16)

Но, безусловно, самым важным элементом дизайна в кельтском стиля является орнамент. Большой круглый орнаментальный элемент часто занимает центральную часть декорируемого объекта. Много места также отводится широкой плетеной рамке, и обязательно красиво выписанными кельтскими углами. Нужно отметить, что если в композиции участвует текст (например, оформление страниц книги), то само оформление зачастую занимает больше площади, чем информация.

Историки и искусствоведы отмечают очевидную связь кельтских орнаментов с орнаментами восточных стран (Индии, Тибета) и с узорами славянскими.

Древние кельты верили, что человеческий дух является частицей мирового Духа. Что через множество жизней, смертей и возрождений человек проходит путь к божественному совершенству. Каждый путь — особенный, каждый путь — неповторимое переплетение событий, судеб, испытаний и преодолений. Кельтские орнаменты — это символические карты Пути. Законы кельтов строго запрещали совершенствовать или менять ключевые детали орнаментов, считая, что их дали боги.

2.7 Кельтский крест

Кельтский крест, иногда называемый крестом Ионы или круглым крестом.

Круг символизирует как солнце, так и вечность. Этот крест, который появился в Ирландии до 8 века, возможно, происходит от «Хи-Ро», монограммы из написанных по-гречески первых двух букв имени Христа, что стало предпосылкой распространения креста как символа Христа.

Часто этот крест украшается резными фигурами, животными и библейскими сценами, такими, как грехопадение человека или жертвоприношение Исаака.

В Ирландии существует поверье, что кельтский крест появился на острове благодаря святому Патрику — миссионеру, обратившему жителей острова в христианство. Согласно ему, кельтский крест — это объединение креста, символа христианства, и символа солнца, чтобы дать обращённым в христианство из язычества идею о важности креста, связав его с идеей языческого солнечного божества. На ранних кельтских крестах встречаются такие христианские символы, как рыба и хризма. [9] (Рис. 17)

3.1 Кельты в наше время

Кельтские регионы — районы в современной Европе, заселённые носителями кельтской культуры и кельтских языков. Таковыми считаются 6 территорий: Бретань, Корнуолл, Ирландия, Остров Мэн, Шотландия и Уэльс. На каждой из этих территорий говорят или говорили раньше на одном из кельтских языков. Кроме того, районы северной части Пиренейского полуострова, например Галисию, иногда также считают кельтскими, в связи с уникальной культурой региона, однако в наше время на кельтских языках там не говорят. До расширения Римской империи и германских племён, большая часть Западной Европы была кельтской.

Связи между кельтскими регионами поддерживаются в разных контекстах, таких как политика, культура, язык и спорт.

Кельтская лига — политическая организация, которая выступает за политические, языковые, культурные и социальные права, затрагивающие один или более из кельтских народов.

Кельтский конгресс — неполитическая организация, основанная в 1917 году, которая стремится помогать кельтской культуре и языкам, поддерживать интеллектуальный контакт и тесное сотрудничество между кельтскими народами.

Фестивали культуры кельтских регионов включают фестиваль Interceltique de Lorient (Бретань), Pan Celtic Festival (Ирландия), National Celtic Festival (Портарлингтон, Австралия), Celtic Media Festival (показ фильмов кельтских народов), и фестиваль Eisteddfod (Уэльс).

3.2 Что оставили кельты миру?

Любовь к природе

Каждый из Восьми Кельтских празников (Имболг, Остара, Белтен, Лита, Лунасах, Ламас, Мейбон, Сауин и Юл) содержит ритуалы почитания к „Матери Природе”. На празнике Белтен, Бог Бел одет в тунику с зелеными листьями и его называют „Зеленый Джак”.

В современной Европе до сих пор встречаются кельтские названия. Среди них:

  • Амьен — от имени галльского племени амбианов;
  • Бельгия — от имени племени белгов;
  • Белфаст — по-кельтски «бел ферсде» — «брод песчаной отмели»;
  • Богемия (устаревшее название исторической области Чехии) — от имени племени бойев;
  • Бретань (область во Франции) — по имени племени бриттов;
  • Британия — то же;
  • Бурж — от имени племени битуригиев;
  • Галатия (историческая область на территории современной Турции) — от названия кельтов греками «галаты»;
  • Галисия (провинция в Испании);
  • Галлия — (историческая область на территории современной Франции, Бельгии, части Швейцарии, Германии и Северной Италии);
  • Дублин — по-ирландски «чёрное озеро»;
  • Кардифф;
  • Кемпер — по-бретонски «слияние рек»;
  • Кембрийские горы — от древнего самоназвания валлийцев, кимры;
  • Лангр — от названия галльского племени лингонов;
  • Лион — «Крепость Луга», от древнего названия «Lugdunum» (Lug — галльский бог Солнца, галл. «dun» — крепость, холм);
  • Нант — от имени племени намнетов;
  • Овернь — от имени племени арвернов;
  • Париж — от названия кельтского племени паризиев;
  • Перигор — (историческая область во Франции);
  • Пуатье — от названия племени пиктонов (пиктавов);
  • Сена (река во Франции), от галльского Sequana;
  • Тур — от имени племени туронов;
  • Труа — от имени племени трикассов.

Кельтский орнамент очень часто встречается в бижутерии и татуировках, а мифология — в современных художественных произведениях, а кельтская музыка и танец популярны у современных исполнителей.

Равенство мужчин и женщин

По Кельтской мифологии жизнью руководит даже гороскоп Кельтов связан с деревьями: знаки зодиака названы различными именами деревьев и меняются каждые 10 дней.

Современники Кельтов с удивлением описывают Кельтских женщин-полководцев, женщин-торговок и собственниц недвижимости, даже женщин-друидов.

Предметы из железа

Плуг. Когда Кельты не воевали, они были хорошими фермерами, настолько хорошими, что могли иметь на поле до 8 волов одновременно. Поэтому они изобрели метальный плуг, который в комбинации с упряжкой волов был намного эффективнее.

Меч, кольчуга. В Къркбуме был найден меч, который собирается из 70 различных частей (вероятная причина — тайный перевоз меча).

Меч и ножны собираются из 70 отдельных частей, что говорит о высоком мастерстве Кельтских оружейников.

А вот еще более впечатляющий факт — около III в. до н.е. Кельтские мастера изобрели кольчугу, которая известна и до сегодняшнего дня. Римские современники пишут, что Империя скопировала кольчуги с тел убитых Кельтов и, таким образом, этот атрибут распространился по Европе.

Заключение

Кельты — это, вероятно, одна из самых старых паневропейских цивилизаций, а Кельтские обычаи и божества имели существенное влияние на раннее христианство.

Принято датировать появление Кельтов VIII-VII веками до н.э., но есть доказательства и о более ранним их присутствие в Европе. Есть даже археологические доказательства присутствия Кельтов на территории сегодняшней Франции и западной Германии около 1200 лет до н.э., но большинство археологов считают, что „первые Кельты” были найдены во время раскопок в местности Hallstatt в Австрии.

Римляне называли Кельтов — „Галлы”, греки — „Кельты”, но и в обоих языках это переводится как „варвары”. В V-III веках до н.э. Кельты непобедимы, они завоевывают большую часть Европы, особенно северную часть, а в III веке до н.э. устремляются на юг.

Около 281 г. до н.э. Кельтское войско достигает земель сегодняшней Болгарии и основывают Царство, которое называют Тиле, потом продолжают поход на юг и в землях сегодняшней Турции, в Анадоле, основывают самое южное Царство — Галатия. Галатия просуществовала более 300 лет (по некоторым источникам — даже дольше), но Тиле явно очень мешала фракам и они уничтожили это Кельтское Царство около 218 г. до н.э.

Значение кельтов для европейской цивилизации не имеет аналогий в древнейшей истории Европы. В древнее время им принадлежит заслуга сближения «варварской» Европы с источниками развитой южной культуры и цивилизации рождающегося античного мира. Позже кельты использовали свои организаторские способности, свои технические достижения и содержание художественных произведений и создали ту экономическую и торговую базу, основные черты которой наложили свою печать на среду в целом. Они обогатили европейскую цивилизацию более совершенными производственными методами и процессами, ввели большую специализацию производства и тем самым создали предпосылки для последующего развития в средние века. Они завершили в Средней Европе древнейшее развитие цивилизации. Позже они потеряли свои политические и экономические позиции, но кельтские традиции с очаровательными отголосками в мелких художественных произведениях и их таинственным миром героических подвигов, легенд и сказаний, так упорно коренящиеся особенно на западе, сделались богатейшей сокровищницей европейской культуры, из которой черпали ее выдающиеся представители. Современный мир часто даже не сознает этого.

Список литературы

  • Филип Ян. Кельтская цивилизация и её наследие- Прага: Издательство Чехословацкой Академии Наук, 1961.
  • Леру Франсуаза. Друиды. Пер. с франц. Цветковой С.О. СПб., 2003, с. 7-23.
  • Анна Кривошеина. Кто вы, кельты? / А. Кривошеина // Человек без границ.
  • Г. Александровский. Кельты — загадочный народ, потомки которого и до сих пор живут в Европе / Наука и жизнь / по материалам «Шпигель» №3, 1998
  • А.Н. Фанталов. Индоевропа и ее мифологические образы. Материалы международного симпозиума в Музее антропологии и этнографии имени Петра Великого, СПб. 1999.
  • Белова Н.Н., Монгайт А.Л. Кельты.

Приложение

Рис. 1. Одежда кельтов

Рис. 2. Кельтский доспех

Рис. 3. Тексты авторов, принадлежащих к так называемой посидониевской группе или посидониевской традиции

Рис. 4. Тексты авторов, принадлежащих к так называемой посидониевской группе или посидониевской традиции

Рис. 5 Знаменитое захоронение гальштатской княгини: в кузове четырехколесной колесницы лежала молодая женщина с золотой диадемой на голове и огромным количеством украшений тончайшей работы, а в углу стоял огромный бронзовый кратер высотой 164 см и весом 208 кг

Рис. 6-9. Книга из Дарроу

Рис. 10. Художественные шейные гривны (торквес) с пластически обработанными маскообразными и печаткообразными концами являлись знаками достоинства их носителей: 1 Филоттрано, Италия (золото); 2 Франс-ле-Бюинсеаль, Бельгия (золото); 4 Оплоты у г. Подборжаны, Чехия (золото); 5 вальдальгесхейм (р-н Крейцах), Германия (золото)

Рис. 11. Бронзовые фигурки кабана латенского времени: Зальцбург-Райнберг, Австрия; Табор, Чехия (посредине); Бата, Венгрия (внизу)

Рис. 12 Пфальцфельд (Ст. Гоар).

Кельтский столб из грубого песчаника, высота сохранившейся части 148 см

Рис. 13-14. Маска Зеленого человека — один из самых ярких мотивов кельтской мифологии

Рис. 15. «Черный пегас»автор Bradley W. Schenc

Рис. 16. Celtic Pheasant Fantasy by Janet Marshall

Рис. 17. Кельтский крест