Творчество В.М. Шукшина

Курсовая работа

Актуальность

Время меняет наше мнение и требует пересмотра уже устоявшихся позиций. Это касается не только критического подхода к знаниям и их динамике, но и необходимости в более глубоком изучении творчества В. Шукшина. Важность этих дискуссий заключается в решении основных теоретических вопросов, касающихся концепции народа и личности, образа героя, эстетического идеала, а также вопросов жанра и стиля этого творчества.

Существуют различия в понимании природы вдохновения В. Шукшина и связанных с ним принципов анализа и оценки. Истинное искусство всегда противится схематизму, однозначным преобразованиям и игнорированию своего уникального стиля. Творчество В. Шукшина прекрасно сопротивлялось попыткам развалить его цельность и многожанровую концепцию.

Основная концепция, рассматриваемая как ключевая в творчестве В. Шукшина, обоснована писателем в историческом, этическом и эстетическом аспектах (см. главы: «Нравственный критерий», «Когда теряются связи…», «Изучая историю…»).

Проза писателя рассматривается в нашей работе и как одно из наиболее значительных проявлений советской литературы.

Исходя из сказанного, мы поставили перед собой тему нашего исследования: «Авторские слова в творчестве В. Шукшина».

Наш объект исследования — творчество В. Шукшина.

Предмет исследования — авторские слова в творчестве В. Шукшина.

Цель работы, Методы исследования, Задачи исследования

1. Проанализировать литературоведческую литературу по теме исследования.

2. Определить основные понятия, используемые в исследовании.

3. Раскрыть роль авторских слов в творчестве В. Шукшина.

Глава 1. Основополагающие особенности творчества В.Шукшина

Земля — образ конкретный и поэтически многозначный в творчестве В. Шукшина. Дом родной и родная деревня, пашня, степь, мать-сыра земля… Народно-образные восприятия и ассоциации вводят нас в систему понятий высоких и сложных, исторических и философских: о бесконечности жизни и уходящей в прошлое цепи поколений, о Родине, о необъяснимо притягательной силе земли. Этот всеобъемлющий образ естественно становится центром содержания творчества Шукшина: образной системы, основных коллизий, художественных концепций, нравственно-эстетических идеалов и поэтики.

11 стр., 5418 слов

Исследование творчества Ивана Бунина

... в основном повторяли темы и интонации Пушкина, Лермонтова, Тютчева, отчасти Некрасова. Но уже в юношеских сочинениях звучали мотивы, которые во многом определят смысл позднейшего зрелого творчества Бунина. ... в характеристике наследия Бунина. 1. Мастер интеллектуальной прозы Иван Алексеевич Бунин родился в 1870 году в Воронеже, в обедневшей дворянской семье. Свое детство он провел на хуторе в ...

Писатель изображал героев на фоне конкретных и обобщенных образов реки, дороги, бесконечного простора пашни, отчего дома, безвестных могил. Шукшин наполняет этот центральный образ всеобъемлющим содержанием, решая кардинальную проблему: что есть Человек, в чем суть его бытия на Земле? В прочном узле проблематики соединились вопросы исторические и философские, всеобщие и конкретные — общенародной и личностной жизни.

Земное притяжение, влечение к земле — сильнейшее чувство человека, прежде всего крестьянина-земледельца. Рождающееся вместе с человеком образное представление о величии и мощи земли — источника жизни, хранителя времени и ушедших поколений — в искусстве В. Шукшина обновилось, обретя многозначность. Размышляя над судьбами крестьянства, думая о его прошлом и настоящем, В. Шукшин неизменно возвращался к земле: традициям, нравственным понятиям, верованиям, которые складывались у земледельца в труде, многовековому опыту и заботам крестьянина о хлебе насущном. Но земля у Шукшина — образ исторический. Ее судьба и судьбы людей едины, и разорвать эти вечные связи невозможно без трагически необратимых катастроф и гибельных последствий. Народ, совершив революцию, строил новую жизнь, он освободил свою Родину от оккупантов в грозные годы Великой Отечественной войны, отдал все силы возрождению, обновлению и расцвету жизни. Земля и люди сегодня, их бытие, их будущие судьбы — вот что волнует писателя, приковывает его внимание. Судьбы сегодняшние — продолжение звеньев исторической цепи поколений. Прочны ли эти звенья и как они спаяны? — размышляет Шукшин. Необходимость, насущность этих связей вне всякого сомнения. Прослеживая жизненный путь отцов и детей, представляющих разные поколения и стоящие за ними эпохи, Шукшин стремится раскрыть их духовный мир, радости и заботы, смысл бытия, во имя чего прожита жизнь.

В рассказе «Дядя Ермолай» вопрос остается без ответа. Нужно многое взвесить, распознать, обдумать, сопоставить, чтобы понять характер, душу людей старшего поколения. Только без нарочитой снисходительности. Лучше запоздалое прозрение, неожиданно посетившее чувство благодарности, лучше совестливое раскаяние по поводу не сказанного вовремя доброго слова, не проявленного сердечного участия!

Размышления над смыслом жизни старших поколений неизменно возвращают писателя к извечным и простым истинам: земля, труд, дом, — составляющим основу бытия. Да, в этом круге замыкались все радости и все интересы, огорчения и заботы дяди Ермолая, его поколения, его отца, деда и далее — в глубину прошлого — уходили проверенные искомые истины. Но оставалась неразгаданной тайна прочности, устойчивости этих истин. Тайна извечного притяжения земли и дома.

Развитие и обогащение понятий о родине и доме в творчестве В. Шукшина

В творчестве В. Шукшина мы видим не просто покорность судьбе или традиционность крестьянского бытия. Здесь присутствует нечто высокое, поэтическое и извечно нравственное, которое автор мудро угадывает и передает своими произведениями. Он воспевает крестьянскую и общечеловеческую тягу к дому и родной деревне, видя в этом исконную привязанность души к родине, которая передается из поколения в поколение. Это чувство постоянно усложняется, укрепляется связью между отцами и детьми, проявляется в патриотизме, проявленном в годы Отечественной войны, и еще многое другое, что В. Шукшин осознает и передает в своих произведениях.

12 стр., 5538 слов

Жизнь и творчество В.С. Высоцкого

... принципы, неприятие подлости и фальши в людях, его смелость и дерзость высоко оценили простые люди, подарили поэту поистине народную любовь. Жизнь Владимира Семёновича Высоцкого. Я вышел ростом и лицом –, Спасибо ... него! «Песня о друге» Памяти Василия Макаровича Шукшина : Ещё – ни холодов, ни льдин, Земля тепла, красна калина,- А в землю лёг ещё один На Новодевичьем мужчина. ...

В его творчестве мы видим обогащение, обновление и усложнение понятий о земле и родном доме. Это происходит благодаря самобытному мировосприятию писателя, его жизненному опыту, глубокому чувству родины и художественной проникновенности. Время, в которое живет народ, также оказывает влияние на эти представления. В своих произведениях В. Шукшин обращает особое внимание на социальные процессы, изучает своего современника, пытается разгадать и описать его духовный мир.

Автор бережно, внимательно и тактично относится к человеку, улавливая моменты его духовных исканий, размышлений и нравственного напряжения. В его произведениях мы видим остро драматичные и психологически насыщенные ситуации. Характеры изображаются в моменты выбора, самопознания, трагического прощания с жизнью, разочарования или необычайных открытий. При этом внутреннее состояние героев словно обнажено.

Через произведения В. Шукшина мы узнаем о человеке все: дисгармонию души, разлад с миром, драматизм нравственных поисков, а также высшую гармонию с миром и людьми.

В искусстве и литературе всегда были и остаются вечные усилия художников, которые стремятся исследовать душу человеческую. Эти усилия всегда благородны и трудны, как отмечал Шукшин. Писатель акцентирует внимание читателя на моментах, когда душу человека озаряют добрые и светлые чувства. В своих произведениях Шукшин ищет ответы на вечные вопросы о смысле жизни и преемственности поколений, и для этого он анализирует чувства.

Любовь, дружба, сыновние и отцовские чувства, материнство — все они являются источниками познания человека, времени и сущности бытия. Шукшин исследует глубины души человеческой, чтобы раскрыть древние и новые загадки жизни. Через своих героев, Шукшин показывает, что самые сильные переживания остаются в памяти человека на всю жизнь.

Он также обращает внимание на различие между отцами и детьми. Различие в мировосприятии, чувствах и отношении к земле является естественным явлением, которое писатель объективно описывает. Шукшин выделяет образ матери в центре своего поэтического ряда, символизируя землю. Он описывает матерей как хранительниц дома, земли, семейных устоев и традиций. Они являются опорой для человека в превратностях судьбы, воплощением надежды, мудрости, доброты и милосердия.

Драматизм жизни в творчестве В. Шукшина

Василий Шукшин на протяжении всей своей творческой жизни оставался верен своей ключевой теме — драматизму жизни. Автор разбирал социально-семейные и бытовые ситуации в деревне и городе, убеждая нас в многосложности, неисчерпаемости драм жизни.

Особое место в творчестве Шукшина занимают матери, которые вынуждены стать хранительницами опустевших домов и жить без своих детей, оставивших деревню в поисках лучшей жизни. Автор подчеркивает, что невыносимая драма помимо страданий матерей и отцов также затрагивает и саму суть жизни.

13 стр., 6395 слов

Право на жизнь – основное право человека

... прав человека. Определить место права на жизнь, как основного, в ряду прав и свобод человека. Определить, в каких нормативных актах закрепляется право на жизнь. ... социально-демографический портрет женщин и девушек, делающих аборты. Определить пути выхода из сложившейся ситуации Гипотезы: Врачей, делающих аборты можно считать убийцами, т.к. зародыш человека, уже человек, имеющий право на жизнь. ...

Шукшин не только изучал различия поколений, но и осознавал социально-историческую ориентацию жизни. Развитие техники, урбанизация и влияние города сделали деревню уходящим в прошлое миром, причем неотвратимость этого размежевания уже заложена в истории. Тем не менее, Шукшин волнует именно нравственная составляющая, последствия происходящих процессов.

Социальная драма окружает всех героев, которых задевали уродства жизни. Со всеми жизненными материалами, которые накапливались на протяжении многих лет, Шукшин описывает замкнутый мир, где дети и родители противостоят на разных позициях. Конфликт на их фоне глубок и протяжен, потому что автор посвятил ему много времени и творческих сил.

Следует отметить, что созидательные силы играют важную роль в социальных драмах В. Шукшина. Они проявляются в народе, в его здоровом нравственном начале, которое выражается в трудовых традициях, коллективизме и причастности к общему делу. Также народ обладает творческими возможностями. Стремление к гармонии является мощным и глубинным течением, которое способно противостоять разладу и различным социально-семейным конфликтам.

Важно отметить, что процесс формирования и утверждения преобразуемых социальных отношений идет не на пустом месте. Он основывается на опыте старших поколений и требует бережного отношения детей к нравственным и трудовым традициям. Важно, чтобы человек не потерял то ценное, что он получил от традиционного воспитания, и не потерял любовь к природе. Разумное вмешательство человека в текущий процесс и его добрая воля позволяют преодолеть бездушие, пассивность и потребительский эгоизм.

Социально-бытовые драмы В. Шукшина являются драмами прощания с уходящим в прошлое укладом жизни и связанными с ним традициями. Процесс утверждения новых отношений и нового уклада протекает сложно и противоречиво как в городе, так и в деревне. Однако этот процесс имеет общечеловеческий смысл. Распад и исчезновение прежних трудовых отношений являются закономерными в результате общественно-исторических перемен и технических сдвигов. Современный город вовлекает в свою орбиту сельское население, что сопряжено с потерей навыков, трудовых традиций и семейного уклада. Смена старого новым может привести к отрицательным явлениям нравственного порядка, и В. Шукшин предостерегает нас от легкомысленного отношения к происходящему и бездумного смеха, воспроизводя порой причудливое сплетение смешного и драматического.

Угасание старых семейных отношений в деревне: социально-нравственные последствия разлома деревенских семей

Проблема угасания старых семейных отношений острее и болезненнее проявляется в деревне. Эта драматическая ситуация имеет свои истоки в социально-нравственных последствиях разрыва связей с землей и угасания традиций земледельческого труда. В. Шукшин обращается к необратимым изменениям в духовно-нравственном складе человека, которые происходят в результате отчуждения от земли и от семьи. Важно отметить, что в этом процессе нет никакого рокового предопределения или злой воли. Шукшин с глубоким доверием относится к человеку, его разуму, добрым наклонностям и самостоятельности. От каждого человека зависит, насколько разумно и мудро он будет распоряжаться тем ценным, что передано ему старшими поколениями. Шукшин требователен к своим героям, пристрастен, но объективен, предоставляя им право на принятие решений, выбор и оценку происходящего. Тем не менее, он не безразличен к отношениям между отцами и детьми, а также к судьбам и перспективам преемственности поколений. Иногда дети отвергают опыт старших поколений, считая его несоответствующим современной жизни и тормозящим ее развитие. Опыт детей формируется в новых условиях жизни, и кажется, что прогресс предопределяет успех новых поколений.

3 стр., 1299 слов

Тема смысла жизни и назначения человека в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

... ли он свой смысл жизни? Ответ на этот вопрос Пушкин оставляет за рамками произведения. Первая глава «Евгения Онегина» рассказывает нам о воспитании, образовании, образе жизни героя. Это человек, принадлежащий к ... в своем бессметном романе. 0 человек просмотрели эту страницу. или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение. Смотрите также по произведению "Евгений Онегин":

Рассказы В. Шукшина о ситуациях отцов и детей

В ряде рассказов В. Шукшин очень конкретно представлены ситуации конфликта между отцами и детьми: от комедийных («Сельские жители») до печальных и трагических. Например, в рассказе «Письмо» главная героиня — старуха Кандаурова — пытается помочь своей дочери советом, делится с ней своим жизненным опытом в письме. Она хорошо понимает, что ее старания вероятно будут тщетными, но все же надеется на душевную отзывчивость дочери, которая давно ушла в свою городскую жизнь и полностью поглощена своими собственными заботами. Воспоминания о молодости и прожитой жизни возвращают Кандаурову к реальности — к одиночеству и печальным итогам, заставляя ее примириться со своей судьбой.

Введение

В наше время семейные связи часто разлагаются, но даже в таких случаях существуют нити, которые продолжают соединять родственников. Одной из таких нитей являются письма. Однако, в письмах невозможно выразить все то, что тяжело лежит на душе у матери или отца. Письма также не всегда являются сильной стороной старшего поколения. К тому же, дети, которые живут в современном деловом мире, часто не находят времени для писем. Старшее поколение отцов принимает свою судьбу с умудренным терпением, понимая, что она неизбежна.

В рассказе «Как помирал старик» предыстория семьи Степана лишь намекается: все дети нашли свое место в городской жизни. Однако, для писателя важно не это, а душевное состояние главного героя в момент высокой трагедии. Старый Степан признает право своих детей на построение собственной жизни, хотя он не сомневается в их нравственных качествах и знает, что они могли быть еще добрее и совестливее.

Тело

В произведениях В. Шукшина можно найти много доброго в старых людях, прежде всего — преданную любовь к детям и всепрощение, которые проявляются в их трогательных письмах. Также можно увидеть трагикомические попытки стариков помочь, научить и спасти заблудших. Они умеют понять, оправдать и простить детей, сохраняя при этом независимость и душевную твердость. У шукшинских стариков столько мудрости, человеческого достоинства и терпения, что автор не скрывает своих симпатий к ним.

Автор признает высокие достоинства старшего поколения и уважительно прощается с ними. Однако он также предоставляет слово молодым, вводя их в действие своих драм. Идея духовной преемственности конкретизируется в характерах и ситуациях, символизируя вечное движение жизни, в котором побеждают добрые нравственные принципы.

Нравственно-эстетические идеалы В. Шукшина находят свое воплощение в характерах героев, которые унаследовали все доброе, нравственно ценное и перспективное от старшего поколения. Они также естественно вовлечены в жизнь всей страны, где каждый из них находит свое место и призвание, используя свои силы.

4 стр., 1560 слов

Чудики в рассказах Шукшина

... из жизни. «Чудики» Шукшина – яркие образы современной жизни. Кажется, что рассказы, написанные около 40 лет назад, никак не могут войти в нашу жизнь, найти в ней отголоски героев. Но Шукшин был очень умен. Рассказы его ...

Заключение

Художественный мир В. Шукшина — это многолюдный, «многошумящий», динамичный и живописный мир. Он создает иллюзию полной естественности и совершенного единства с реальностью. Океан жизни, словно выплеснув этот образный мир в момент могучего волнения, не останавливается и продолжает свой бесконечный бег. За ушедшими придут новые поколения. Жизнь нескончаема и беспредельна.

1.2 Критерий нравственного в творчестве В.Шукшина

Герои В. Шукшина откровенно, независимо, горячо спорят о вечном и сиюминутном, о добре и зле, о смысле жизни, о призвании человека. Многие из них — максималисты, не склонные к компромиссам, покорности или невмешательству. Они готовы исправлять всех и все, предлагая собственные конструктивные программы, поправки, усовершенствования. Шукшинские мыслители живут в реальной обстановке, отнюдь не тяготясь повседневностью. Многие из них, любя жизнь, ценя ее радости, в самой реальности открывают нечто новое, не замечаемое другими, как, например, художник Саня Неверов («Залетный»), сельский поп («Верую!»), Алеша Бесконвойный (в одноименном рассказе), автор-повествователь («Дядя Ермолай»), Матвей Рязанцев («Думы»), школьник Юрка.

Поиск истины начинается с познания окружающего мира. Споры, разногласия возникают, когда речь заходит о роли и назначении человека, о его нравственных качествах, путях совершенствования. Шукшинские философы — материалисты и гуманисты — обнаруживают в своих суждениях конкретность и логику, независимость мышления, стремление постичь все своим умом — от микромира до космоса. В духовных исканиях каждый из героев проявляет свое восприятие действительности, свою натуру, свою духовную организацию. Перед нами развертывается свиток разнообразных, совершенно неповторимых видений, восприятий и мнений. Их личностность, выраженная психологически убедительно, делает каждый поиск не только субъективным, но и как бы приоритетным, заключающим в себе единственные в своем роде открытия.

Каждая человеческая индивидуальность ведет собственную партию независимо от других, но все вместе действующие лица этой духовной драмы образуют удивительный многоголосый хор, утверждающий смысл жизни в гармонии человека с миром.

Характеры-опровержения в рассказах Михаила Шукшина

В произведениях Михаила Шукшина встречаются такие герои, как Чудик, Бронька Пупков, Саня Залетный, Степка и мастер Семка Рысь. Они являются характерами-опровержениями, разрушающими общепринятые стереотипы о человеке и обществе.

В рассказе «Людской фактор» герой Алеша достигший жизни уже взрослого человека, замечает однажды странный образ жизни, ведущий его соседа. Алеша приходит к выводу, что каждый человек имеет свои особенности. Они могут быть определяющими для существования этого человека, но не менее всего существенны в его общественной жизни.

Чудик, Бронька Пупков («Миль пардон, мадам!»), Саня Залетный, Степка, убежавший из колонии за три месяца до окончания срока, чтобы повидаться с родными, и мастер Семка Рысь, размышляющий над тайнами старинного храмового зодчества («Мастер») – герои-оригиналы. Они живут согласно собственным законам, которые могут показаться по большинству неверными, но они, тем не менее, стремятся найти свою истину. Выходит, что они совмещают духовное и материальное. Они не ведут себя доминантно или гордо, а просто ведут себя так, как им комфортно.

2 стр., 541 слов

Любовь к Родине в рассказе Судьба человека, Шолохов

... подобных семей, чтобы подарить этим людям надежду на лучшую и счастливую жизнь в будущем. Поэтому для Андрея ... ногах. Желание вернуться «к своим, на родину» настолько сильно в герое, что он два раза предпринимает попытки к ... Родине. За то, что герой привез в свою часть немца, который «стоит дороже двадцати "языков"», русский полковник хочет ходатайствовать о представлении Андрея к награде. Эти слова ...

Как вывод, произведения Михаила Шукшина показывают, что каждый человек уникален, и в каждом из нас есть те части личности, которые делают нас такими, каким мы есть. Важны толерантность и уважение к тому, что другие люди представляют в своем мире, и эта ценность дороже, чем любое множество единомышленников.

Жизненная философия героев Шукшина и их отношение к миру

Герои Шукшина считают, что жизнь — это бесценный дар, который необходимо сохранять и использовать с умом. Они полагают, что настоящий человек должен чувствовать связь с окружающим миром и жить в полном соответствии с ним.

Философия разумной любви и милосердия, проповедуемая героями, активна, мужественна и ответственна. Она требует от человека духовной подготовки и освобождения от эгоизма, тщеславия и мелочности. Она не означает пассивного и самодовольного созерцания жизни, а взаимодействие с людьми начинается с деятельного участия в общей жизни.

Для героя Алеши Бесконвойного таким жизненным принципом становится ощущение личной ответственности за всех живых существ, за землю и за всю жизнь. Он понимает, что милосердие, разум и память сердца — это необходимо для того, чтобы сохранить дары ума и сердца — доброту, деликатность и естественность.

Герои Шукшина считают ценным мнение старших поколений, но иногда они раздражаются тем, что старшие слишком спокойны и несут бессмысленную мудрость. Они считают, что жизнь — это драматический и сложный процесс, и воспринимают мир остро и обострено. Они склонны обличать и морализировать, вместо того чтобы искать позитивные решения.

Такое мировосприятие героев Шукшина часто связано с несостоятельностью их личностной позиции, их социально-нравственными исканиями, которые в конечном итоге бесполезны. Тем не менее, эти герои изъявляют великие усилия и демонстрируют стремление к позитивным решениям.

В работе Анест, где описываются две переменные, выбираются предопределенные параметры. В партитуре она показвает..

Подраздел 1: Характеристика шукшинской личности

В поискед шукшинскими героями истины, через их заблуждения, трудности, в своеобразной мозаичной форме споров персонажей, в существе их вопросов и ответов, опровержений, утверждений, в защите нравственных идеалов отразилось общее: социально-историческое и современное состояние народной жизни, ее важнейшие тенденции обновления и преобразования. В многоголосии сторонников таких идей и мнений можно выделить два основных направления: жизнеутверждающее начало и рационалистическое.

Голос автора в этом многоголосии звучит спокойно и уверенно, всегда узнаваем в необычном «многошумящем» хоре. В своих произведениях автор поэтизирует радости и красоту жизни, относится к ней как к мере нравственного ценного. Казалось бы, на первый взгляд, Шукшин неучен, но его произведениясвидетельствуют о глубоком постижении мироотношений и воют познавательной активностью.

5 стр., 2363 слов

» Портрет героя». Из рассказ «уроки французского»

... уважать и любить главного героя. Это не просто уроки французского, а уроки нравственности. Повесть В. Г. Распутина Уроки французского переносят нас в далекое ... чужие люди, чужие огороды, чужая земля . лавный герой рассказа советского писателя В. Распутина это мальчик лет одиннадцати, ... или акт доброты и милосердия? Однозначно не ответишь. Жизнь намного сложнее ставит задачи, чем человек может решить. ...

Радость и полноту жизни, чувство гармонии с природой испытывают не все герои, но лишь характеры высокой духовной организации, сердечные, отзывчивые и добрые. Таким героям необходимо прислушиваться к голосу жизни и природы, которая дает им ощущение радости и гармонии. Они обладают творческим качеством, которое помогает им достигать гармонии с окружающим миром.

Подраздел 2: Идеал В. Шукшина в его произведениях

Шукшинский треторпект подтверждает, что простые и прекрасные чувства, такие как память о родине, о доме отчем, любовь к матери, ощущение кровной связи с землей и радость общения с миром, подтверждают достижимость идеала. Таким образом, автор разрабатывает свой идеал во всех жанрах своего творчества. Он придает особую ценность этим проявлениям идеала, так как они определяют наши нравственные качества и привычки.

Гармония в человеческих отношениях создается в преодолении бездушия и борьбе со злом. В концепции Шукшина счастье это активное состояние бытия, где центральную роль играет внутреннее стремление человека к творчеству и гармонии с миром. Таким образом, счастье достигается через деятельное присутствие в мире, основанное на разуме и сердце.

Глава 2. Анализ роли авторских слов в творчестве В.Шукшина

В. Шукшин придерживался своего понимания природы рассказа и принципов работы над ним. Главное и определяющее для писателя — ориентация на устное народное творчество: на сказку, песню — с их строгостью, чувством меры, уважением к слушателю. Как отмечал писатель, народное искусство никогда не принимало нарочитую форму, ему чужды «пустое баловство», «манерность» или «холодная игра ума».

Шукшинское слово, богатое интонационно, воспринимается нами как бы озвученным, оно точно воспроизводит смену психологических состояний действующих лиц, пластично очерчивая облик, духовный строй персонажей. Можно сказать, что слово, чья роль многофункциональна, в значительной мере создает необходимую форму рассказа, повести, романа. «Я знаю, когда я пишу хорошо: когда пишу и как будто пером вытаскиваю из бумаги живые голоса людей».

В своих художественных исканиях Шукшин преобразовывал жанры, открывая их новые возможности и резервы. Однако новаторство Шукшина традиционно. И в этом нет ничего парадоксального. Шукшин, изображая, поэтизируя сокровенное в реальной жизни, ориентировался на народное мироощущение, юмор, речь, опирался на традиции классики. Новое органично вырастало на этом фундаменте. Преобразование жанров, кроме того, рождалось в русле классической традиции как необходимое ее продолжение на современном этапе. И потому мы никогда не ощущаем в работе В. Шукшина «сделанности» произведения, нарочитости, экспериментальности.

Стремление к высокой простоте, ясности в творчестве Шукшина проявлялось все глубже и последовательнее. Читая прозу Шукшина, посмотрев его фильмы, мы как бы входим в реальную жизнь, узнаем ее заново, не задумываясь над тем, что эта жизнь — художественная, созданная автором; она представлена писателем во всей своей полноте. В обманчиво простой форме нашли свое выражение подлинное искусство перевоплощения, умудренное знание, артистизм.

2 стр., 622 слов

В.П. Астафьев «Васюткино озеро»: описание, герои, анализ рассказа

... об общих интересах. Анализ рассказа Во вступлении, ведущемся от третьего лица, автор говорит о новом озере и о ... героев. Неторопливость и подробность изложения позволяет представить себя на месте центрального персонажа, читатель сочувствует Васе, переживает за него. Для Астафьева ... Созданное по памяти детское сочинение и стало основой для писателя. Описание рассказа Простым, но образным языком ...

В.Шукшин является неотъемлемой частью современного литературного процесса. Его рассказы демонстрируют динамизм, емкость и перспективность данного жанра. В сравнении с другими современными рассказами, работы Шукшина решают новые и неожиданные задачи, вторгаясь в пределы большой художественной прозы.

Шукшин определил три ключевых направления для жанра рассказа. Во-первых, рассказ должен быть связан с судьбой героев. Он должен раскрывать их жизненные истории, их путь и выборы. Во-вторых, рассказ должен быть связан с характером героев. Он должен показывать их особенности, черты характера и поведение. В-третьих, рассказ должен быть связан с исповедью героев. Он должен позволить героям выразить свои мысли, чувства и внутренний мир.

  1. Рассказы Шукшина связаны с судьбой героев. Они рассказывают о жизненных перипетиях, выборах и судьбе героев. Это делает их особенно привлекательными и захватывающими для читателя. Рассказы Шукшина позволяют нам узнать героев лучше и понять их мотивы и действия.
  2. Рассказы Шукшина связаны с характером героев. Они показывают особенности и черты характера героев. Мы видим, как они мыслят, как они поступают и как они взаимодействуют с окружающими. Это помогает нам лучше понять и сопереживать героям.
  3. Рассказы Шукшина связаны с исповедью героев. Они позволяют героям выразить свои мысли, чувства и внутренний мир. Мы видим, как они переживают радости и горести, как они справляются с трудностями и находят смысл в жизни. Это делает рассказы Шукшина особенно глубокими и эмоциональными.

Шукшинские характеры историчны. Они отражают определенное время и эпоху. Речь, облик и поведение героев связаны с конкретным временем и позволяют нам погрузиться в атмосферу прошлого. Время оживает в рассказах Шукшина.

Таким образом, творчество В.Шукшина является важной частью современного литературного процесса. Его рассказы демонстрируют динамизм и перспективность жанра рассказа. Они связаны с судьбой, характером и исповедью героев. Шукшинские характеры историчны и отражают определенное время и эпоху. Рассказы Шукшина позволяют нам лучше понять героев и их мотивы. Время оживает в его рассказах.

Описанные в тексте особенности рисунка характеров в произведениях Шукшина являются важной составляющей его творческого стиля. Автор использует приметы обыкновенной жизни, которые видны на поверхности, чтобы передать повседневность и реальность своих персонажей. Эта повседневность является неотъемлемой частью их существования и помогает убедить читателя или зрителя в их значимости.

Герои Шукшина находятся в среде, которую они сами создают. Они тесно связаны с предметным и временным окружением, которое они сами формируют. В рассказе «Осенью» автор передает разные временные периоды — от начала революции до современности. Он делает это с помощью точных деталей, серьезных коллизий, речи и историй героев. В рассказах «Мужик Дерябин», «Непротивленец Макар Жеребцов», «Привет Сивому!», «Мой зять украл машину дров!», «Бессовестные» автор также с большим мастерством передает исторические черты и детали в комедийной форме.

Аналитичная мысль Шукшина помогает ему распознавать важное и сокровенное в обыкновенной жизни. Он выделяет социально-психологические признаки и качества характеров, что позволяет ему создавать глубокие рассказы и размышления о бытии народа.

Ситуация в рассказах Шукшина играет важную роль. Она выбирается в соответствии с замыслом писателя и отличается конкретностью и насыщенностью действием. Ситуация может быть драматической или комедийной, и она обрисовывается без предварений или вступлений к действию.

Сюжетные ситуации в рассказах В. Шукшина

Сюжетные ситуации в рассказах В. Шукшина характеризуются острой перипетийностью. Комедийные положения могут драматизироваться, а драматические — обнаруживать неожиданные комические элементы. В сменяющихся положениях и коллизиях героев оживает реальная жизнь и ее разнообразие, но в то же время идет конкретизация обобщающей мысли писателя и его видения действительности. Сюжетные ситуации являются отражением дисгармонии духовных состояний героев и нарушения течения их жизни.

Общая черта сюжетных ситуаций в рассказах В. Шукшина — это стремительное и открытое передача моментов дисгармонии в жизни героев. Большинство ситуаций уже в начале рассказа отображают необычные и исключительные обстоятельства и содержат указание на возможный взрыв или катастрофу, которые ломают привычный течение жизни. Курьезы, нелепости, чудачества возникают благодаря колебаниям или разрывам общепринятого, и поэтому комедийное в описываемых ситуациях несет в себе серьезный смысл.

Поведение героев в ситуациях различается от привычного и стереотипного представления о человеческой личности. Герои В. Шукшина бросают вызов усредненному, устойчивому, а то и обедненному представлению в поведении, опровергая всю его сущность и убеждая нас в бесконечном многообразии характеров, индивидуальностей и «голов и сердец». Одной из форм воплощения подобной ситуационности является ее поливариантность, позволяющая рассмотреть развитие коллизий в разных вариантах и указывающая на возможность их дальнейшего развития за пределами данного рассказа.

Циклизация — это форма объединения рассказов на уровне содержательно-проблемного взаимодействия. В отличие от простого объединения, где каждый рассказ сохраняет свою независимость, в циклизации рассказы связаны более глубокими внутренними содержательными связями. Это позволяет воспроизвести сущность жизни, временные и пространственные связи, а также текучесть человеческого бытия.

Один из примеров циклизации — объединение рассказов о детстве Ивана Попова в произведении «Из детских лет Ивана Попова». Внешне эти рассказы связаны судьбой одного героя, но глубинная преемственность сцен и эпизодов проявляется в цельности восприятия ребенком и подростком событий предвоенных и военных лет. Автор-рассказчик бережно хранит впечатления, которые становятся частью цикла. Таким образом, циклизация позволяет воплотить усложненную концепцию реальности, представленную с разных точек зрения.

Циклизация часто встречается в сатирических произведениях, где объединение рассказов и повестей определяется художественной концепцией и типизацией. Однако каждый рассказ В. Шукшина — это особый случай с уникальным характером. Поэтому разрешение драмы в каждом рассказе также является уникальным.

Несмотря на то, что рассказы В. Шукшина, такие как «Сураз», «Раскас», «Беспалый», «Страдания молодого Ваганова», «Осенью», «Жена мужа в Париж провожала», «Мой зять украл машину дров!», «Други игрищ и забав», «Ночью в бойлерной», могут быть тематически близкими, каждый из них уникален и имеет свою собственную ценность. Даже в курьезных историях можно угадать скрытую значимость случая и вызвать сочувствие к герою.

Поступки героев порой неожиданны, часто непредсказуемы, они заставляют нас не только удивляться человеческим характерам, но и относиться к личности с уважением, считаться с нею.

Смерть наведывается к героям Шукшина, и, кажется, в ней нет ничего загадочного, хотя переход от неистовой «цыганочки» к вечному покою трагически противоестествен. Смерть — разрушение жизни, непоправимое несчастье («Горе», «Как помирал старик», «Сураз», «Залетный», «Охота жить», «Осенью», «Солнце, старик и девушка», «Жил человек», «Заревой дождь»).

Умудренно-спокойное принятие смерти как неизбежности, завершающей путь человека, народно в своей основе. Философичность содержания многих рассказов обусловлена стремлением автора «сопрягать» истины человеческого бытия с неизбежностью завершения его круговорота, разглядеть начала и концы жизни человека в одной-единственной судьбе, которая включена в неостановимое движение времени. Но это совсем не означает покорности судьбе, фатализма.

Да, характеры героев сложны. В драмах раскрываются борьба мнений, столкновения полярных позиций. В кульминациях обнажаются самые болевые точки: разлад в душе, затаенные страдания, дисгармония жизни героев. Многие из них гибнут во имя идеи, сильной страсти, ради утверждения своего достоинства. Драматическая ситуация, однако, свободно вбирает в сферу действия комедийные элементы, которые либо сопутствуют драме, либо, предваряя ее, указывают на возможности иного разрешения коллизии. Пересечение разноплановых элементов, неожиданные развороты действий — «от великого до смешного», характеризуя самобытность шукшинской интерпретации бытия, убеждают в ее сложности и многообразии.

Ситуации рассказов менее всего поддаются «разъяснению», они требуют объемного восприятия: в шуме голосов, в цвете, в резкой смене сценических планов с неожиданным финалом. Внутреннее напряжение, достигнув предельно высокой точки, может разрешиться драматически или комедийно. Таковы ситуации рассказов «Страдания молодого Ваганова», «Версия», «Хахаль», «Вянет, пропадает», «Бессовестные», «Ночью в бойлерной».

Герои Шукшина, разделяя пафос духовных исканий писателя, предлагают свои объяснения того, что происходит с человеком, с нами, в наше время, свои программы совершенствования личности. В. Шукшин требователен к человеку. Потому так суровы его критика и обличения всего безнравственного. Иначе не пришел бы писатель к сатире.

2.2 Роль авторских слов в творчестве В.Шукшина

Творчество В. Шукшина мы пытались представить в свободном, естественном движении: в цельности и единстве проблематики, жанров, стилевой специфики. Зримость, пластичность, полифонизм свойственны всему творчеству писателя — от рассказа «Сельские жители» до исторических повествований, киноповестей и сатирических произведений. Цельность творчества В. Шукшина обусловлена нравственно-эстетической позицией художника, которая с развитием его искусства становилась все более четкой, определенной, воинствующей по отношению ко всему недоброму, отрицательному, в их разных качествах и обличиях. Прямые публицистические выступления автора, заостренность сатирических портретов, суровость оценок, безоговорочность авторского суда — свидетельство сложнейшей внутренней эволюции художника.

Цельность творчества В. Шукшина определяется преимущественно особенностями мировосприятия художника, его неповторимым видением характеров, бесчисленных явлений, фактов, существующих не в разобщенной множественности, а в единстве движущегося бытия. Многожанровость, многостильность искусства Шукшина — четко осознанная самим художником необходимость формы, воплощающей именно это бытие. В пределах различных жанров и видов столь же естественной формой отображения действительности во всем ее многообразии стала циклизация, возможности которой новаторски раскрываются и реализуются автором.

Энергия содержания и конфликта обнаруживается в самых различных видах и формах многоголосия. Драматизированные диалоги, пересекающиеся речевые потоки столь многозначны, широки, что, кажется, требуют выхода в пространство: на сцену, на площадку, на улицу. Героям необходима гласность — собрание, многолюдная деревенская сходка, где голоса звучат открыто, правота утверждается, а виновные порицаются или сурово осуждаются в народных мнениях. Невмешательство окружающих в происходящее, в судьбу героя оборачивается отчаянием, одиночеством, порой трагедией. Поэтому рамки рассказов Шукшина открыты, финалы, за немногим исключением, ждут своего продолжения, призывая к соучастию всю огромную читательскую аудиторию. Природа конфликтов произведений Шукшина такова, что «не укладывается» в сюжет одного рассказа. Поливариантность их берет начало в самой реальности. Важнейшие ситуации развертываются во множественности, тяготея к одному центру: герой в борьбе за нравственные идеалы, в стойком, мужественном сопротивлении, противодействии мещанству, злонравию, потребительству утверждает социально необходимое.

Иные циклы рассказов представляют своего рода витки усложняющегося содержания, которое поднимает нас на новую ступень знания жизненных явлений и характеров, требующих от автора и читателя более совершенных качеств исследования и анализа. Тогда, на высшей ступени, наблюдается переход к сатире, цель которой не сводится, однако, к простому осмеянию. Это — сатира высокая, гражданственная, по сути своей трагедийная. шукшин творчество образ нравственный

Отдавая должное художнику-рассказчику, мы распознаем через искусство В. Шукшина общественное назначение литературы, перспективы ее развития.

Искусство психологического портрета, речевое многообразие, мировосприятие, умудренное знание жизни, гуманизм, чувство ответственности — это и многое другое роднит творчество В. Шукшина с творчеством М. Горького, особенно глубоки связи тематические, идейно-творческие (не без полемики!), содержательные. Шукшинское творчество естественно входит в классическую традицию и продолжает ее в новых исторических условиях.

Задумываясь над исключительной и, безусловно, феноменальной одаренностью Шукшина, новаторским смыслом всей его творческой деятельности, постепенно находишь, а вернее сказать, угадываешь глубочайшую внутреннюю закономерность.

В самом деле, ну кто другой, кроме самого автора, может лучше знать наиболее значительные, но часто скрытые от чужих глаз черты характера героя? Кому ведомы тайные мотивы его поступков, известна сложная диалектика души?.. Тут не может быть двух ответов. И, однако же, не много встретишь в истории нашей современной советской русской литературы писателей, осуществляющих свой авторский замысел еще и в собственном актерском исполнении. Скорей уж найдешь режиссеров, пишущих, а потом ставящих свои сценарии, как Довженко, как Герасимов…

Шукшин действовал словно бы в «обратном» порядке. Написав сценарий, он брал на себя обязанности актера и режиссера. А самый тяжелый труд в киноискусстве, пожалуй, именно режиссура. Она требует от художника, помимо всеобъемлющего, идеологического и чисто художественного, творческого мышления, еще и огромных организаторских способностей, уменья создать и подчинить себе всю ту систему жизни , которой предстоит возникнуть на экране в бесчисленном множестве ее практически конкретного состояния, в реальных способах выражения ее конфликтов и ее гармонии,- короче, всего того, что только и заставит нас не только поверить в ее правду, но ощутить, что эта жизнь вдруг стала искусством.

Это не значит, разумеется, что после удивительных свершений Шукшина, соединившего в себе все мыслимые аспекты и практические процессы творчества, в искусстве кино будто уже и не останется больше того, что было до сих пор: с одной стороны, автор сценария — сам по себе, а с другой — режиссер и актеры, которые тоже сами по себе будут работать над воплощением созданных автором образов.

Не казаться, но быть — вот чему учит вся жизнь Шукшина.

Каждую минуту сохранять цельность личности, отстаивать идеал, не склоняясь к соблазнительному комфорту внутренних компромиссов, не допуская соглашательства прежде всего с самим собой, но всегда во всем преследуя максимальную правду чувства.

Будучи предельно сдержан и прост в своих образах,- как в литературном их воплощении, так и в актерском,- Шукшин в то же время позволяет ощущать их затаенную взрывчатую силу. Их волевой заряд, их сжатая, скрытая энергия — некое подобие вулкана. Даже и в спокойствии его мы ощущаем грозную способность этой энергии стихийно вырваться в любую минуту на беспредельный, необходимый ей простор.

Впрочем, у Шукшина эта энергия всегда оставалась созидательной. В творческой, поистине беспощадной жизни он не научился беречь себя. И, наверное, мы, люди обычные, всегда будем удивляться такой неистовой самоотдаче, которая, наверное, и есть первейший и самый верный признак высокой человеческой способности быть, а не казаться.

Не жадностью, но щедростью души, творческой ее неистощимостью объясняется эта избыточность, эта неутомимость. Талант, «расходуясь», не убывает. Напротив, он умножается.

Шукшин не искал сюжетов, не мучился, о чем бы написать… Сама жизнь говорила с нами его творческими созданиями, его образами, его отношением к человеку. Сама жизнь задумывалась, размышляла, поддерживала либо отвергала содеянное, осмысливая его, соглашалась или спорила, неизменно опиралась при этом на критерии моральные, глубоко нравственные, сердечные.

Шукшин всегда показывал такую человеческую простоту, за которой вставала огромная сложность, непростота бытия и самого человека, и всего того, что его окружает, что сделало его таким, какой он есть. И не из самомнения хотел Шукшин сыграть Разина, а именно из скромности, поскольку для него Разин хоть был и любимый, главный герой, но все же человек из русской жизни, из народа, каких было много при всей их исключительности — вот ведь что хотел сказать нам Шукшин, создавая образ Разина, образ небывалой силы. Но и этот герой должен был оказаться прост и еще раз прост. Именно по внешнему своему облику прост. Тут даже не то что «фактура», но весь тип сам по себе должен быть очень простой — русский, широко распространенный. Именно народный тип. Разин должен был предстать не как нечто инородное и по отношению к современности. Это — вовсе не вчерашний наш день, поскольку рассказ идет о вечной жизни народа, о его творческой мощи. Воля — ведь и есть раскрепощение, освобождение народного таланта, всех, возможностей народной силы.

Подобно народу, этот талант породившему, Шолохов жизнетворен. Тут, пожалуй, и кроется главный секрет его вечных книг. Он не копирует, а творит жизнь, пронизанную нашим общим с художником пониманием этой жизни. Вместе с ним мы совершаем открытие мира — поднимаемся над этим миром, который теперь будет всегда озарен для нас щедрым огнем дарования.

Личность автора, его мнения, позиция раскрываются в целостном единстве. В рассказах 70-х годов голос автора звучит открыто, интонации осуждения, протеста, возмущения выражены отчетливо. Шукшин обращается непосредственно к читателю, призывая принять участие в диалоге, ждет от него прямого ответа, когда речь идет о смысле жизни, о сострадании, бескомпромиссном осуждении зла в любом обличий.

Послушаем автора: «Я думал: „Что же жизнь — комедия или трагедия?» (…) комедия или… жуткая трагедия, в которой все мы — от Наполеона до Бори — неуклюжие, тупые актеры, особенно Наполеон… Зря все-таки воскликнули: „Не жалеть надо человека!..» (…) Уважать — да. Только ведь уважение — это дело наживное… Жалость — это выше нас, мудрее наших библиотек… Мать — самое уважаемое, что ни есть в жизни, самое родное — вся состоит из жалости (…) Оставь ей все, а отними жалость, и жизнь в три недели превратится во всесветный бардак. Отчего народ поднимается весь в гневе, когда на пороге враг? Оттого, что всем жалко всех матерей, детей, родную землю» («Боря»).

Народное понимание жалости, равнозначное любви, которое утверждает Шукшин, в основе своей требовательно, строго, совсем не сентиментально. Жалость принадлежит сфере сердца и разума. Но отнюдь не распространяется на весь человеческий род. Сам автор не испытывает ничего, кроме возмущения, когда ему приходится сталкиваться с людьми-«гориллами».

Заключение

Шукшин как художник складывался в 50-е годы, его формировала послевоенная действительность, тот опыт, те знания, которые приобретались юношей в общении с людьми.

Редкостное многообразие содержания и форм разных видов искусства в творчестве одного человека может найти объяснение в самой природе исключительного дарования Шукшина, в том особом восприятии реальности, импульсы которой постоянно обновляли его, обусловливали сложнейшие внутренние процессы накопления наблюдений, знаний о человеке, обогащения духовного опыта. На этой основе открывались новые перспективы работы. Интенсивность и напряжение ее убеждают в том, что возможности творчества, исполненного глубинной страсти художника, были многогранны, казались неисчерпаемыми.

Живительным источником творчества Шукшина стала деревня, в особенности родные Сростки на Алтае. Вновь и вновь возвращаясь к этой теме, поэтически воспринимая ее, В. Шукшин исследует жизнь сельских тружеников в историческом развитии — от военных лет до современности. Деревня как бы завязала в единый узел многие жизненно важные проблемы страны («острейшие схлесты и конфликты»), которые для своего художественного решения требовали углубления и в историю, и в современную жизнь общества.

И все-таки начало начал многих исторических явлений Шукшин видел в послевоенной действительности, которая глубоко «растревожила душу» писателя. Драматическое возрождение жизни из развалин, гибельного опустошения было пережито Шукшиным в юношеские годы. Он шел этим трудным путем вместе со всеми — через расставание с родным домом, драму утрат и раннего сиротства.

Совершенно естественно, что центральным вопросом для Шукшина-художника становится вопрос правды жизни в искусстве. Правда, в представлении В. Шукшина, есть категория нравственная и эстетическая. Ее художественная реализация отвечает позиции писателя, несущего людям своим искусством только правду, как бы сурова и горька она ни была. В этом долг писателя-коммуниста: «Нравственность есть Правда. Не просто правда, а — Правда. Ибо это мужество, честность, это значит — жить народной радостью и болью, думать, как думает народ, потому что народ всегда знает Правду».

Шукшин знал жизнь. Его знания складывались из личного опыта, наблюдений, проницательного видения, умения понимать сущность явлений и фактов, сравнивать их и сопоставлять.

Диалоги В. Шукшина с современниками — по диапазону, незамедлительности реакции, широкой гласности, конечно, явление необычное и в нашей литературе.

В. Шукшин с присущей ему прямотой и доверительностью давал оценку своей работе, рассказывал о замыслах и творческих планах, делился сокровенными раздумьями. Мужество — главная черта Шукшина и его таланта. В сердце писателя, чутком и сострадательном, всегда отзывались радости, драмы, переживания и мнения народа, пульс всеобщей жизни, и эта жизнь, питая искусство художника, стала той атмосферой, в которой совершенствовался, расцветал его талант.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/janrovoe-svoeobrazie-proizvedeniy-v-shukshina/

1.Апухтина В.А. Проза В. Шукшина. — М.: Высш. шк., 1981. 94 с.

2.Вертлиб Е. В. Шукшин и русское духовное возрождение. — Нью-Йорк, 1990.

.Горн В.Ф. Василий Шукшин: Личность. Книги. — Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1990.

.Горн В.Ф. Василий Шукшин: Штрихи к портрету. — М.: Просвещение, 1993. 127 с.

.Горн В.Ф. Наш сын и брат: Проблемы и герои прозы В. Шукшина. — Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1985. 208 с.

.Горн В.Ф. Характеры Василия Шукшина. — Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1981. 247 с.

.Горн В.Ф. Шукшин. Сростки. Пикет. — Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1994. 149 с.

.Емельянов Л.В. Шукшин. Очерк творчества. — Л., 1983.

.Заболоцкий А. Шукшин в кадре и за кадром. — М.: Изд.-во «Альпари», 1997. 254 с.

10.Карпова В.М. Талантливая жизнь: В. Шукшин — прозаик. — М.: Сов. писатель, 1986. 300 с.

11.Козлова СМ. Поэтика рассказов Шукшина. — Барнаул- Алт кн. изд-во, 1992.

12.Коробов В. И. Василий Шукшин. — М.: Современник, 1984. 286с.

13.Коробов В.И. Василий Шукшин. Творчество. Личность. — М.: Сов. Россия, 1977. 192 с.

14.Мгновения жизни: Сб. / Сост. Г. Кострова, Л. Шукшина; Предисл В. Распутина. — М.: Мол. гвардия, 1989. 204 с, ил.

.Непросто говорить о Шукшине: Лирический венок поэтов России / Сост. Г. Панов, И. Пантюхов. — Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1991. 159 с

.О Шукшине: Экран и жизнь / Сост. Л. Федосеева-Шукшина Р. Черненко. — М.: Искусство, 1979. 335 с, ил.

.Овчаренко А.И. От Горького до Шукшина. — М.: Современник, 1982. 494 с.

.Он похож на свою Родину: Земляки о Шукшине / Сост. В. Ашеу-лов, ЮТ. Егоров. Вступ. ст. Ю.Г. Егорова. — Барнаул: Алт. кн. изд-во,

.Редько А.В. Василий Макарович Шукшин (1929-1974): Библиографический указатель. — 2-е изд., доп. / Науч. ред. и автор вступ. ст. В.Ф. Горн. — Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1981. 68 с.

20.Статьи и воспоминания о Василии Шукшине. — Новосибирск, 1989.

21.Творчество Василия Шукшина. Метод. Поэтика. Стиль. — Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1997.

22.Толченова Н.П. Василий Шукшин, его земля и люди: Лит. заметки. — Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1978. 206 с.

.Тюрин Ю.П. Кинематограф Василия Шукшина. — М.: Искусство, 1984.

.Черносвитов Е.В. Пройти по краю: В. Шукшин: мысли о жизни, смерти и бессмертии. — М.: Современник, 1989. 235 с.

26.Шукшин В. «Нравственность есть Правда»// Собрание сочинений: В 6 т. /Сост. Л. Федосеева-Шукшина; Пре-дисл. С. Залыгина. — М.: Мол. гвардия, 1992. Т. 3.. — с. 233.

27.Шукшинские чтения: Статьи, воспоминания, публикации. В. 1. Сост. В.Ф. Горн. — Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1984. 208 с.

28.Шукшинские чтения: Статьи, воспоминания, публикации. В. 2. Сост. В.Ф. Горн. — Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1989.