Художественная публицистика на телевидении

Курсовая работа

Зарисовка и эссе: сходства и отличия

Зарисовка – это жанр, который характеризуется преобладанием образности над информационностью. В отличие от очерка, зарисовка не требует композиционной завершенности, глубины и логичности. Часто на телевидении зарисовкой называют видовые съемки, объединенные в единое целое, такие как «Весна в Москве», «Петербургские мосты», «На бульваре» и другие2.

У зарисовки отсутствует четко определенный повод, однако она отличается высокой художественностью операторской работы, выражающейся в строго выверенной композиции каждого кадра, тщательном выборе ракурса и выразительной световой тональности. Особое внимание уделяется закадровому тексту (если он присутствует), который должен быть образным и нести эмоциональную нагрузку, а не просто информацию.

В структуре телевизионной зарисовки журналистский текст зачастую отсутствует, так как все передается через изображение. В отличие от газетной зарисовки, где автор описывает свои впечатления и наблюдения, передает обстановку, чтобы создать полную картину виденного, на телевидении все эти функции выполняет камера. Журналист заранее выбирает объект съемки, обсуждает с режиссером ход съемки, продолжительность эпизодов и задает определенную тональность, которая отражается в материале не только на этапе съемки, но и в процессе монтажа. В зарисовке широко используется музыкальное и естественное шумовое оформление. Опыт, накопленный мастерами этого жанра, стал полезным и для создателей музыкальных и рекламных клипов. Телевизионная зарисовка остается интересным жанром, требующим творческой работы и внимания к деталям.

Эссе – это жанр философской, эстетической и литературно-критической публицистики, который сочетает индивидуальную позицию автора с разговорным изложением и иногда парадоксальным подходом. Основателем этого жанра считается французский философ-гуманист Мишель Монтень, автор знаменитой книги «Опыты» в XVI веке3. В русской литературе прекрасные образцы эссеистики можно найти в «Дневнике писателя» Ф. М. Достоевского.

В отличие от зарисовки, эссе является более аналитическим и философским жанром. Автор выражает свою индивидуальную позицию и подчеркивает свои мысли и идеи. Эссе ориентировано на разговорную речь и может использовать парадоксы для привлечения внимания читателя. Этот жанр позволяет автору выразить свои эстетические и философские взгляды на мир и привлечь внимание к важным вопросам.

16 стр., 7929 слов

Занятие 26. Малые литературные жанры

... целом границы между этими двумя жанрами весьма условны. В отличие от рассказа, сюжет в новелле острый, центростремительный, часто парадоксальный, отсутствует ... и ей на смену пришли баллады и элегии. Сегодня мало кто пользуется этим жанром для того, чтобы вознести героя или ... то есть короткую смешную жизненную зарисовку. Некоторые черты, присущие ей в средневековье, новелла сохранила до наших дней. От ...

Сходства между зарисовкой и эссе:

  • Оба жанра имеют художественную составляющую.
  • В обоих жанрах автор выражает свою индивидуальность и позицию.

Отличия между зарисовкой и эссе:

  • Зарисовка является жанром визуального искусства, в то время как эссе – письменным жанром.
  • Зарисовка не требует логичности и глубины, в то время как эссе является более аналитическим и философским.
  • Зарисовка часто используется на телевидении, в то время как эссе – в письменной форме.

В заключение, зарисовка и эссе – это два интересных жанра, которые позволяют авторам выразить свои идеи и мысли. Зарисовка ориентирована на визуальное восприятие и использует образность, в то время как эссе является более аналитическим и философским жанром, ориентированным на письменную форму. Оба жанра имеют свои особенности и требуют творческой работы со стороны автора.

Жанр эссе считается одним из пионеров в журналистике, и ведущим журналом, который начал публиковать материалы данного жанра, является журнал «Зритель». В XVIII веке этот жанр начал включать в себя сообщения личного и интимного характера о пережитых событиях авторами. Изначально эссе не было ограничений в тематике — оно затрагивало такие разные области, как сельское хозяйство, театральные премьеры и политика. Однако в начале XXI века эссе стали рассматривать только в контексте литературы и искусства, оно превратилось в своеобразную форму рецензии на стихи, пьесы, вернисажи или фильмы.

С появлением и развитием телевидения жанр эссе получил новую жизнь. Личностный и лирический характер телевизионной коммуникации способствует созданию художественно-публицистических сообщений в жанре эссе, так как структура этого жанра требует прямого контакта с личностью и автором. Эссе является глубоко персонифицированной формой журналистики.

Однако эссе на телевидении сталкивается с существенными препятствиями. Они могут быть приняты аудиторией только в том случае, если их авторы являются действительно интересными людьми, обладающими высоким профессионализмом и пользующимися авторитетом и популярностью у зрителей. Примером такого автора был И. Андроников — актер, писатель, ученый. Его эссе «Воспоминания о Большом зале», «Невский проспект» и другие стали классикой отечественного телевещания. Также можно упомянуть эссе Г. Шерговой «Легенда и быль о Дашковой» и «Ужель та самая Татьяна?», а также трилогию А. Габриловича «Футбол нашего детства», «Цирк нашего детства», «Кино нашего детства».

Жанр эссе предоставляет авторам множество возможностей — тематические, содержательные, формальные, изобразительно-выразительные, которые идеально соответствуют природе телевидения.

Особое место в экранной публицистике занимает сатирический раздел программы. Хотя экранная сатира все еще не имеет конкретных форм своего существования и в программе телестудий она часто является эпизодической, ее социальная значимость для телевидения как способа отражения реальности не вызывает сомнений.

Введение

Сатира, как жанр является инструментом для социального «чистильщика». Он «бичует» пороки общества и выявляет их неприемлемые черты. Телевидение значительно увеличивает действенность сатирических передач, одновременно требуя ответственности за содержание перед зрителями и обличаемым. С точки зрения творческого создания сатирических передач, это чрезвычайно трудоемкий процесс.

5 стр., 2080 слов

Краткая характеристика художественно-публицистических жанров журналистики

... в обычных вещах и заворачивать впечатления в слова, т.е. «набить» руку. Только после того как жанры, смежные с эссе, начнут получаться, следует пробовать себя в жанре эссе. Фельетон. В ... сатирически и в фельетонах документальных, и в фельетонах, прибегающих к обобщенным образам. Но, тем не менее, эти факты остаются практически неизменными. Фельетонист строит свое произведение двупланово (в ...

Отличия между сатирой и юмором

Важно отметить, что сатира имеет существенные отличия от юмора, хотя и то и другое призваны вызывать смех. Юмор обычно бывает более мягким и добрым, а персонажи юмористического произведения вызывают обычно сочувствие у аудитории. Сатира же — это «разрушительный смех», «смех превосходства».

Принципы создания сатирических передач

Использование таких приемов как ирония, сарказм, гипербола и гротеск дают возможность достичь определенной градации нарастания негативного отношения к изображаемому материалу. Например, грузинское телевидение в 80-х годах пользовалось этими жанрами широко (рубрика «Галерея бюрократов»).

Общеизвестными также являются «Телевизионные окна сатиры», которые выходили на разных телестудиях.

Роль журналиста в создании сообщений в сатирических жанрах

Журналист должен быть предельно честен как перед обличаемыми лицами, так и перед зрителями. Это делает процесс создания сообщений в сатирических жанрах особенно ответственным. Этих условий мы выполняли, создавая данный исследовательский труд.

Фелятон как сатирический жанр публицистики

Фельетон – это ведущий сатирический жанр публицистики. Он концентрирует, синтезирует наиболее типичные черты, определяющие своеобразие всей группы сатирических жанров. Подобно очерку, фельетон предполагает значительную свободу творческого воображения при создании композиционного строя произведения, а также при выборе изобразительно-выразительных средств. Широко используются в фельетоне приемы образного повествования.4

Эти общие черты жанра сохраняются, естественно, и в экранном варианте. Таким образом, сочетая документальность и художественность изображения, фельетон как жанр требует мастерства не только от автора-сценариста, но и от оператора и режиссера.

Обязательные элементы преувеличения (гротесковость, необходимость выдвинуть на первый план отдельные, порой скрытые отрицательные черты рассматриваемого явления, ситуации) обусловливают особый монтажно-изобразительный строй произведений этого жанра, особое экранное решение, распространяющееся, в частности, на выбор ракурсов, характер сцепления (сопоставления) кадров, преобладание ассоциативного монтажа. Специфична и текстовая часть экранного фельетона. Она подчинена решению тех же задач, что и изобразительный ряд. В соответствии с задачами фельетона как сатирического жанра автор использует иронию, сарказм, гротеск, переходя от спокойного повествования к остро эмоциональным, образным характеристикам, неожиданным столкновениям и сопоставлениям. Следовательно, сценарий телефельетона должен представлять собой произведение, обладающее очевидной художественностью.

Фельетон строится на строго проверенной фактической основе, имеет реальный адрес и нередко изображает вполне реальных людей, с их подлинными именами. Такой фельетон на телевидении и по характеру и по задачам близок к газетному. Однако не следует ставить рядом подлинный телевизионный фельетон и его литературного собрата, исполненного с эстрады и показанного по телевизору. Начиная с блестящих монологов А. Райкина и до выступлений М. Жванецкого, М. Задорнова, столь популярных у телезрителей, – это все литературные фельетоны.

Сатира на российском телевидении

Объектом анализа данного исследования выступает жанр фельетона на российском телевидении и его влияние на общественное мнение и поведение. Российское телевидение является одним из наиболее популярных и влиятельных средств массовой информации, и поэтому важно понимать, каким образом используется данный жанр на телеэкранах.

Характеристики жанра фельетона

Фельетон – это сатирический жанр, цель которого – разоблачение, уничтожение и критика установившихся норм, ценностей и стереотипов. Одним из главных средств выражения фельетона является юмор. Данный жанр может включать в себя такие элементы, как ирония, сарказм, гротеск и т.д.

На российском телевидении жанр фельетона получил значительное развитие в последние годы. Одним из примеров такой программы является телецикл «Куклы», созданный на НТВ, который быстро завоевал популярность и долгое время удерживал высокий рейтинг. Также стоит отметить телевизионный цикл «ИтогО» Виктора Шендеровича, который обращается к проблемам нашей внутренней жизни и свидетельствует о демократизации программной политики российского телевидения.

Опасность использования жанра фельетона

Однако следует понимать, что использование жанра фельетона на телеэкранах также может быть рискованным и требовать особой осторожности. В отличие от печатного канала, телевизионные программы более зрелищны и обладают большей массовостью. Это может привести к созданию безупречной конкретности в изображении одного факта, что требует внимательного подхода при использовании такого сильнодействующего жанра, как фельетон.

Именно благодаря такой зрительской обрастанию обращение к строго документальному экранному фельетону оказывается очень эффективным в тех случаях, когда требуется вызвать широкий общественный резонанс, создать атмосферу нетерпимости к тем или иным проявлениям зла.

Памфлет как разновидность сатирического жанра

Памфлет – это злободневное публицистическое произведение, которое обличает конкретные, гражданские проблемы. Хотя данный жанр имеет сходства с фельетоном, его критика обладает более разоблачительным, уничтожающим характером. Часто в памфлетах используются художественные средства sатиры и иронии для достижения своей цели.

Примером яркого фильма-памфлета является «Обыкновенный президент» Юрия Хащеватского. Однако данный фильм вызвал неудовольствие властей Белоруссии своей яркой критикой режима, что еще раз подтверждает риски использования подобного сильнодействующего жанра.

Заключение

Также стоит отметить, что жанр фельетона и его использование в телевизионных программах зависит от программной политики телеканалов и может меняться с течением времени.

5 Петрова Н. Национальное сознание в телеобразе // Вопросы Философии. – 2003. – №12.
6 Жариков В. Б. Литературный словарь. – М.: Лучшая книга, 2005. – 512 с.

Введение

Современные телевизионные форматы становятся все более популярными среди зрителей, которые ищут разнообразие в повседневной жизни. В то же время, телевизионные передачи представляют собой ценный источник информации о мире и людях вокруг нас. Одним из самых популярных жанров на ТВ является телевизионный очерк, который представляет собой описание событий и историй, связанных с жизнью знаменитых личностей, исторических событий, искусства и культуры.

Цель и задачи работы

Целью данной работы является анализ телевизионных форматов на примере таких жанров, как памфлет, телепередачи и художественно-просветительские программы. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить теоретические аспекты телевизионных форматов;
  2. Проанализировать различные жанры телевизионных программ;
  3. Выявить особенности и преимущества различных форматов передач на примере телевизионного очерка, памфлета и художественно-просветительской программы;
  4. Определить основные критерии эффективности и успешности передач на телевидении.

Теоретические аспекты телевизионных форматов

Телевизионный формат представляет собой определенный тип телевизионной передачи, который имеет свои особенности и правила. Формат может включать такие элементы, как структура передачи, оформление, содержание, а также взаимодействие с зрителями.

Выделяют несколько основных типов телевизионных форматов:

  • Информационно-новостной формат: новости, документальные программы, обзоры событий;
  • Развлекательный формат: шоу, реалити-шоу, игровые шоу;
  • Познавательно-образовательный формат: программы о культуре, научно-популярные программы, документальные фильмы;
  • Художественно-драматический формат: сериалы, фильмы и т.д.

Анализ различных жанров телевизионных программ

Одним из наиболее интересных и информативных жанров телевизионных программ является телевизионный очерк, который позволяет познакомить зрителей с различными интересными историями и жизненными судьбами. Хорошим примером таких передач является художественно-просветительская программа Виталия Вульфа, под названием «Мой серебряный шар», которая рассказывает о жизни и трудах выдающихся людей искусства.

С