Современная издательская система России

Курсовая работа

Актуальность:

В истекшем столетии объем выпуска книжной продукции в мире постоянно возрастал, причем темпы увеличения производства остаются и до сих пор достаточно высокими и устойчивыми.

Мировое книгоиздание располагает развитой издательской системой, насчитывающей в настоящее время почти 500 тыс. издательств и других организаций, выполняющих близкие по содержанию функции. Около четверти из них находятся в США. Крупными издательскими системами располагают Великобритания (около 60 тыс.), Франция (примерно 25 тыс.), Германия (около 20 тыс.), Япония (более 20 тыс.) и др. Мировая издательская система отличается не только своей величиной; но и высокой динамикой роста. За последние 10 лет количество издательств увеличилось более чем втрое. Такой рост издательских структур основан, преимущественно, на включении в эту сферу деятельности средних и особенно мелких предприятий, наряду с которыми в каждой стране действуют объединения-гиганты, выпускающие львиную долю продукции.

Сегодня читать любят немногие. Ведь информацию можно получить через интернет, введя в поисковик нужный запрос. А эмоции и впечатления предоставляют многочисленные телесериалы, боевики и триллеры. И все же читатели не перевелись.

При том, что число читателей снизилось, резко возросло число писателей. Профессия писателя переживает пик популярности. В писатели подались широкие массы — студенты и бизнесмены, домохозяйки и банкиры. Чем объясняется такая популярность, сказать непросто. Конечно, большую роль в этом явлении играет человеческое стремление легко разбогатеть — пример автора Гарри Поттера не дает покоя многим.

Лидером на издательско-писательском рынке является проза, причем наилучшие шансы у авторов фантастики, фэнтези и детективов, а также сентиментального любовного романа. Разумеется, чтобы издаться не за свой счет и даже что-то заработать, надо обладать легким пером, живым слогом, фантазией и писать на востребованные темы.

Введение

Одним словом, состояние отечественного книжного рынка практически отвечает мировым тенденциям, в том числе тем, которые тревожат всех издателей без исключения. Например, прогрессирующее падение интереса к чтению и внедрение цифровых носителей текста (так называемые электронные библиотеки) отравляют жизнь не только нашим книгопечатникам, но и их зарубежным коллегам. Однако, как водится, у нас есть и свои, исключительно национальные трудности, которые позволили экспертам оценивать состояние российского книгоиздания если не как кризисное, то как находящееся в стагнации. Основные проблемы отрасли: угроза перепроизводства, попытки монополизации рынка, снижение тиражей.

21 стр., 10468 слов

Продвижение на рынке полиграфических услуг (диплом)

... дипломной работы является анализ особенностей продвижения компании на рынке ... Полиграфию представляют государственные и частные газетные, журнальные и книжные издательства, ... плана - невозможно достичь необходимого единства стратегических действий и решений. Не имея стратегии, организация не в состоянии ... продукцию по более низким ценам и завоевать большую долю рынка ... рынке; личные амбиции, философия бизнеса ...

Цель и задачи исследования

Цель данного исследования — изучить современную издательскую систему России. Для достижения этой цели были выделены следующие задачи:

  1. Изучить современную издательскую систему России.
  2. Выявить место книжного дела в процессе демократизации общества.
  3. Рассмотреть наиболее крупные книжные издательства России.

Методы исследования

Для выполнения поставленных задач был использован метод анализа опубликованных источников.

Изученность темы

Данная тема изучается давно, поскольку издательская деятельность возникла с изобретением письменности. Особый интерес к изучению темы возникает в начале ХХ века.

Хронологические рамки исследования

Хронологические рамки списка литературы охватывают период с начала 80-х годов по сегодняшний день.

Использованные источники

В данном исследовании были использованы следующие периодические издания:

  • Журнал «Книжное дело»
  • Журнал «Книжный бизнес»
  • Журнал «Витрина»
  • Журнал «Библиотека»

В этих изданиях были опубликованы статьи авторов Даньшина И. [3], Кузнецова Б. [9] и Майсурадзе Ю. [13-17].

Структура работы

Введение

В современной России издательская сфера переживает быстрое развитие и преобразования. В последнее десятилетие прошлого века значительно изменились условия функционирования этой отрасли, в том числе благодаря демократизации общества и применению новых информационных технологий. Это повлияло на структуру издательских компаний, на их производственные процессы и услуги, а также на качество выпускаемой печатной продукции.

Цель данной курсовой работы — рассмотреть современную издательскую систему России, а также роль издательского дела в процессе демократизации общества. Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

  1. Охарактеризовать современную издательскую систему России, выделить ее особенности и тенденции развития;
  2. Выявить влияние демократизации общества на развитие издательского дела и сферы массовой информации;
  3. Рассмотреть современные издательства России, определить их преимущества и проблемы.

Глава 1. Современная издательская система России

Издательская система России развивается и модернизируется. Согласно последним статистическим данным, на конец 2019 года в России насчитывалось более 30 тысяч книгоиздательских организаций. Преимущественно это малые и средние издательские компании, но на мировой арене они занимают существенное место. Со становлением рыночных отношений они стали активно развиваться и адаптироваться к новым условиям.

Глава 2. Издательское дело в процессе демократизации общества

Демократизация общества стала серьезным фактором развития издательского бизнеса в последние десятилетия. Однако, на рубеже 80-х и 90-х годов прошлого века многие издательства, издававшиеся под эгидой власти, оказались неспособными адаптироваться к новым условиям рынка. Вместе с тем, новые издательства истратили значительные усилия на формирование новой инфраструктуры в сфере издательства и расширение своей клиентской базы.

12 стр., 5707 слов

Женская литература и книгоиздание в современной России

... России мы вновь становимся свидетелями полемики, главная тема которой - наличие понятия "женская литература". ... более обоснованные выводы и заключения. Демократизация и плюрализация общественных подходов к ... пустом месте, более того, в издательской области мы обнаруживаем явления, ... женщин. Стали возникать негосударственные организации, общества, клубы, объединения политического, социального, ...

Глава 3. Современные издательства России

Современные издательства России занимают важное место в мировом книжном производстве. В котором представлены малые, средние и крупные издательства, которые выпускают разные виды продукции. Наибольшую долю издательского рынка занимают издательства, выпускающие учебники, научно-популярную литературу и детские книги. Однако, некоторые издательства столкнулись с трудностями — компаниям сложно конкурировать с зарубежными издательствами с более высокими техническими характеристиками.

Заключение

В ходе выполнения курсовой работы был рассмотрен развитие современной издательской системы России, ее особенности и тенденции развития, а также была проанализирована роль издательского дела в процессе демократизации общества. Важным фактором, способствующим развитию издательской сферы, стало внедрение новых информационных технологий. Современные издательства России имеют достаточно широкий спектр выпускаемой продукции, однако среди них присутствует конкуренция со стороны зарубежных компаний.

Список литературы

  1. Электронный ресурс

Постепенно, в результате глобализации информационного пространства и встраивания отечественного книгоиздания в мировое издательское сообщество, в России начала формироваться новая издательская система. Это позволило изучать и применять в отечественной практике богатый международный опыт [5].

Благодаря принятым законам, возможности для создания новых СМИ и издательств значительно расширились, что привело к постоянному росту числа издательских структур в течение последнего десятилетия. На сегодняшний день количество организаций, прошедших регистрацию, составляет почти 20 тысяч. Это число сопоставимо с издательскими системами ведущих книгоиздающих стран мира. Однако для России это является беспрецедентным фактом, поскольку в прошлом государственный, церковный и партийный контроль над духовной жизнью общества приводил к закрытой системе идеологических организаций, включая книжное дело [5].

Естественно, не все зарегистрированные издательские структуры активно участвуют в книгоиздательском бизнесе, как и в других странах. Однако, если принять во внимание выполнение требований Федерального закона «Об обязательном экземпляре документов», то можно сказать, что активную деятельность на книжном рынке страны ведут примерно 5-6 тысяч издательств [5].

Следует отметить, что до недавнего времени в составе СССР на территории Российской Федерации функционировало немногим более 100 издательств. За последние 10 лет число действующих издательских структур значительно возросло, что привело к изменению их топографии размещения. Сегодня книгоиздательские структуры работают в более чем 300 городах, причем во многих из них функционирует несколько десятков издающих организаций.

8 стр., 3856 слов

История издательского дела

... издательство» в то время отсутствовало, новая профессия предполагала восприятие издательского дела целиком (если к тому добавить и прода жу книг ... этого срока — палеотипы — просто «старинные книги». В России типографское дело зародилось в 1550-х годах во время правления ... издания оказалась самой прочной и долговечной в истории отечественной периодической печати. Регулярный выпуск «Ведомостей» наладить ...

Развитие издательской отрасли

Современная издательская отрасль представлена множеством организаций, преимущественно среднего и мелкого размера. Это является отражением общей тенденции развития предпринимательства не только в книжной сфере, но и во всем мире. Сегодня происходит переход от массового маркетинга, ориентированного на удовлетворение стандартного спроса, к групповому и даже индивидуальному подходу. В книгоиздании это находит свое воплощение в технологиях, таких как book-on-demand — изготовление книг по требованию [4].

Однако, наряду с ростом числа небольших издательств, наблюдается и противоположная тенденция — концентрация книгопроизводства в нескольких крупных структурах, которые определяют основные направления книжного бизнеса. Основные массивы книгопроизводства и распространения сконцентрированы в руках нескольких десятков издательских домов. Их доля как в ассортименте, так и в тиражах постоянно растет. По официальным данным, около трети общего тиража по стране приходится на всего пять издательств — АСТ, «Дрофа», «Олма-Пресс», «Просвещение» и «Эксмо-Пресс». Если добавить к ним еще семь издательских домов, то эта дюжина будет отвечать за почти половину всех выпускаемых в стране книг [2].

Развитие издательской системы России

В развитии современной издательской системы России отчетливо прослеживается давняя тенденция, которая унаследована от дореволюционного прошлого. Несмотря на негативный характер, который она носит, преодолеть ее до сих пор не удается. Речь идет о тяготении всего книжного бизнеса к центральным районам России и высокой концентрации здесь издательской предпринимательской активности.

Доля издательств, расположенных в Центральном и Северо-Западном федеральных округах (преимущественно в Москве и Санкт-Петербурге), в общем объеме книгопроизводства в России составила в 2002 г. около 75% по числу названий, а по тиражам выпускаемых книг и брошюр превзошла 90%. Понятно, что подобное положение тормозит функционирование книжного рынка, затрудняет эффективное обеспечение населения книгами, а также сдерживает развитие регионального книгоиздания, в том числе выпуска книг на языках народов России.

Издательская система России

Как уже говорилось, действующая сегодня в России издательская система с самого начала формировалась как рыночная, ориентированная главным образом на то, что равноправными ее участниками являются самостоятельные хозяйствующие субъекты, действующие на основе единых правил, определяемых гражданско-правовым законодательством.

Это коренным образом отличает ее от издательской системы советского периода, которая базировалась на административно-командном ресурсе и в которой само издательство было преимущественно идеологическим институтом, выполнявшим партийно-государственный заказ по выпуску определенного информационного продукта с заданными свойствами воздействия на потенциального читателя и ожидаемой обратной реакцией.

Проблемы реализации этой продукции государство брало на себя, предоставляя соответствующие оборотные средства государственному же книготоргу для централизованной скупки и последующего распространения выходящей литературы.

В условиях государственного управления и контроля, издательская система в нашей стране стала ничем иным как государственным образованием. Огосударствление книгоиздания началось в конце 20-х годов прошлого века и к концу столетия привело к установлению полного партийно-государственного контроля над всей издательской деятельностью.

9 стр., 4275 слов

Настольная издательская система

... к быстрому развитию аппаратных и программных средств, способных обеспечить издательский процесс. Появление настольных издательских систем позволило основные этапы подготовки к печати перенести из типографии ... всего издания. Аппаратный уровень поддержки 1. История появления и задачи настольных издательских систем Появление настольных лазерных принтеров в начале 1980-х годов ознаменовало собой новую ...

Однако, в рамках реформирования книгоиздания на демократической и рыночной основе, важным шагом стало разгосударствление этой сферы, то есть преобразование ее из полностью государственной в преимущественно негосударственную. В настоящее время основу нашей издательской системы составляют именно негосударственные структуры [20].

Согласно данным за 2002 год, государственные издательства выпустили всего около 3% книг и брошюр по числу названий (не учитывая ведомственную, нерыночную печатную продукцию) и немного более 10% от общего тиража. Следует отметить, что подавляющее большинство из этих книг являются учебниками, выпускаемыми государственным издательством «Просвещение».