Художественные направления в культуре Европы XIX века

Курсовая работа

Содержание

Цель данной курсовой работы — рассмотреть разнообразные художественные направления в культуре Европы XIX века.

В соответствии с указанной целью были поставлены основные задачи:

  1. изучить культуру Европы первой половины XIX века;
  2. изучить новые направления, возникшие в западноевропейской культуре второй половины XIX века.

В первой главе курсовой работы мною будут рассмотрены такие направления культуры Европы первой половины XIX века как классицизм, романтизм, реализм, натурализм.

Во второй главе — направления культуры Европы второй половины XIX века — импрессионизм, постимпрессионизм, символизм.

Особенность развития западной культуры XIX в. — исключительное разнообразие видов, направлений и жанров художественного творчества. Классицизм, романтизм, реализм, символизм, натурализм, импрессионизм и постимпрессионизм — таковы основные направления, охватившие практически все виды искусства, литературы, музыки Западной Европы.

Начало XIX века ознаменовано такими противоположными течениями, вступающими в конфликт даже между собой, как неоклассицизм и романтизм. К концу 30-х годов между неоклассицизмом и романтизмом уступает место вопросу о социальной значимости искусства. Мир хотят изображать «таким, как он есть».

Во Франции художники Барбизонской школы создают картины сцен современной жизни. Выражение реализма в литературе и искусстве совпадает с появлением фотографии, которая быстро развиваться благодаря работам Ньепса, Фокса Толбота и Дагера. Новый социальный и психологический реализм проникает и в европейский театр, где заметным событием являются пьесы Ибсена, Бьернсона, Стриндберга и Чехова. Романы этого периода отмечены психологическим реализмом и натурализмом Золя.

Глава 1. Культура Европы первой половины XIX века

Художественная культура XIX в. развивалась под воздействием разнообразных политических, экономических, социальных, религиозных, национальных факторов. Особенное значение для ее развития имела Великая французская революция, провозгласившая идеи свободы, равенства, братства. Революция поставила задачу подготовки общество принять великую идею единой человеческой семьи. В истории человечества это была новая идея, новый идеал.

Поскольку практика значительно расходилась с провозглашенными революцией идеалами, искусство, развивающееся в этот период, критически осмысливало действительность, поэтому для художественной культуры XIX столетия характерен критицизм.

13 стр., 6301 слов

Изобразительное искусство XX века. Основные направления

... веке наиболее ярко проявились во французской культуре. В литературе Франции XX века реализм продолжал развиваться в направлении, которое характеризовалась непрерывным развитием, несмотря на наличие формальных и эстетических течений. В изобразительном искусстве ... начале 20 века ... Искусство Матисса является одним из наиболее выдающихся примеров монументально-декоративной живописи первой половины XX века. ...

Ведущее положение из всея видов художественного творчества заняла литература, которая определяла художественную жизнь этого столетия.

Помимо искусства слова, XIX в. создал великолепные образцы музыкальных и сценических творений. В музыке достигли высот оперное и балетное искусства, о также симфонические произведения.

В области пластических искусств наивысшие достижения принадлежат живописи. Искусствовед Лионелпо Венгури отмечал: «… по своему числу и мастерству гениальные живописцы XIX века могут выдержать сравнение с живописцами любого из предшествовавших веков».

В XIX в. окончательно выделилась в самостоятельный вид изобразительного искусства графика, чему способствовало изобретение литографии — гравюры на камне.

Особенностью развития культуры и искусства XIX в. является разнообразие художественных направлений и стилей, методов и форм, которые менялись буквально каждое десятилетие.

Развитие отдельных видов искусства осуществлялось неравномерно по стропам. Если по масштабу и уровню развития музыкального искусства первенствовали Италия, Германия и Франция, то по литературному творчеству — Франция, Англия. Наивысшие достижения в живописи дали Франция и Испания.

Нес в себе XIX в. и потери, как в определенных направлениях искусства, так и в достижениях отдельных стран.

Преобладание критического миросозерцания предопределило невозможность создания большого архитектурного стиля. Искусствоведы считают последними достижениями выдающиеся архитектурные ансамбли неоклассического стиля, созданные на рубеже XVIII—XIX веков. В XIX в. успехи утилитарного градостроительства не содержали в себе прогресса художественного зодчества — царили эклектика и заимствование прежних архитектурных стилей.

То же произошло с монументальной скульптурой. Лучшее из созданного ваятелями XIX в. относится к жанру станковой скульптуры.

Из того немногого, что явила архитектура, лучшее достигнуто в Англии, в искусстве скульптуры — во Франции.

Несмотря на многообразие стилей, сложившихся в XIX в., первенствующим считается реалистическое художественное направление, давшее блестящие результаты во всех видах искусства и литературы. Маркова А. Н. Культурология. История мировой культуры. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. — с. 441

Как художественный стиль классицизм (от лат. classicus — образцовый) начал складываться в европейском искусстве в XVII в. его важнейшей чертой было обращение к принципам античного искусства: рационализму, симметрии, направленности, сдержанности и строгому соответствию содержания произведения его форме. Сложился этот стиль во Франции, отразив утверждение в этой стране абсолютизма. В развитии классицизма выделяют два этапа: XVII в. и XVIII — начало XIX в. Классицизму были присущи черты утопизма, идеализации и отвлеченности, которые в период его упадка усилились. В середине XIX в. классицизм переродился в безжизненный академизм. Маркова А. Н. Культурология. История мировой культуры. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. — с. 405

Особенно ярко вырождение классицизма видно в изобразительном искусстве и архитектуре, где в первой трети XIX в. господствовал новый классицистический стиль «ампир» (империя).

14 стр., 6525 слов

Романтизм и мировая художественная культура XIX века

... Романтизм оставил целую эпоху в мировой художественной культуре, его представителями были: в литературе В.Скотт, Дж. Байрон, Шелли, В. Гюго, А. Мицкевич, и др.; в изобразительном искусстве ... романтизм по прямой ничего не делит. Классицизм - это система, а романтизм - нет. Романтизм продвинул продвижение нового времени от классицизма до сентиментализма, который показывает внутреннюю жизнь ... классов. ...

В основе его лежало естественное в эпоху республики стремление придать любому произведению величие и героическую простоту античных памятников. Постройки, начатые во времена Республики, заканчивались позднее, часто меняли свое назначение, и суровость классики нередко превращалась в бессодержательный декоративный канон. Тяга монархических режимов периода реакции к репрезентативности загромоздила декоративными элементами первоначальную чистоту стиля. Чересчур массивные декорируемые плоскости покрывали трофеями, касками, знаменами. После египетского похода Наполеона орнамент пополнился сфинксами и львами, а декоративно-прикладном искусстве стали использоваться шеи, лапы, когти львов, грифов, химер в качестве ручек, ножек, подставок. В стиле ампир оформлялись и интерьеры. Залы обставлялись на античный манер — прямые длинные кушетки, неудобные кресла, кровати, похожие на саркофаги, белые алебастровые вазы, вместо шелковых обоев — красное дерево и бронза. Разительные перемены произошли в одеждах и прическах, все стало «а ля антик» — женские платья уподобились хитонам, волосы убраны на греческий манер, француженки обули сандалии. Новый классицизм распространился и в других странах Европы, привыкших следовать французской моде, несмотря на ненависть к захватнической армии Наполеона. Зарецкая Д. М., Смирнова В. В. Мировая художественная культура. — М.: Изд. центр АЗ, 1998. — с. 279

1.2 Романтизм

Грандиозные социальные катаклизмы, потрясшие сначала Францию, а затем всю Европу, нельзя было воспринимать рассудочно, аналитически бесстрастно. Разочарование в революции как способе изменения социального бытия вызвало резкую переориентацию самой общественной психологии, поворот интереса от внешней жизни человека и его деятельности в обществе к проблемам духовной, эмоциональной жизни личности.

Попытки преодоления односторонности рационализма и моделирование целостной, гармонической личности в художественной культуре предопределили главные направления ее развития в XIX в. Оно пошло сначала по пути романтизма.

Развитие романтизма в искусстве

Романтизм — это культурно-историческое движение, которое охватывает самые разнообразные сферы жизни — от философии и политической экономии до моды на прически и костюмы. Это общекультурный тип, объединенный конфликтом с реальностью и стремлением отвергнуть ее в пользу высшего идеала. В художественной жизни первой половины XIX века преобладал романтизм, который стал реакцией на разочарование в идеологии Просвещения и результаты Великой Французской революции.

Романтизм как художественное течение включает в себя различные виды искусства и становится особым мировоззрением и образом жизни. Его идеал личности, непонятой обществом, формирует поведение высших слоев. Характерной чертой романтизма является противопоставление реального и воображаемого миров. Реальная действительность рассматривается как бездуховная и недостойная человека, в то время как мир идеала, мечты и надежды становится особой «поэтической реальностью».

1 стр., 365 слов

«Наука и искусство принадлежат всему миру, перед…». И.В. Гете

... понимается сфера исследовательской деятельности, направленная на получение объективных знаний о природе, мире, человеке, обществе. Искусство же - это специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, направленная ... является фильм «Хатико». Это произведение массовой культуры быстро стало популярно по всему миру, и едва ли найдется человек, которого не тронула история этого пса. ...

Романтизм, видя в современной действительности мир пороков, пытается найти выход для человека. Один из таких выходов — уход во внутренний мир, где окружают страсти и переживания, мир вымысла и грез. Любовь, особенно необыкновенная и страстная, становится доказательством уникальности духовного мира романтического героя и его неспособности принять законы утилитарного и бездушного мира.

Кроме ухода во внутренний мир, романтизм предлагает другие способы ухода от реальности. Мир природы способен отражать бурные романтические чувства, а также успокаивать их. Экзотические страны становятся местом ухода в поисках иной реальности. Еще одним направлением ухода может быть уход в прошлое, особенно в Средневековье, которое романтизм идеализирует, видя в нем культуру и ценности, непередаваемые утилитарностью современного общества.

Романтизм как проявление утверждения человеческой личности

Романтизм является одним из наиболее выразительных проявлений искусства, которое утверждает достоинство человеческой личности. Нравственно-эстетический пафос романтизма связан с самоценностью духовно-творческой жизни личности, на которую подчеркивается превосходство собственного внутреннего мира над внешними аспектами жизни.

Значение романтизма в эстетике

Романтизм имеет уникальную возможность для понимания жизни через использование таких для этого способностей, как прозрение и интуиция. Эти способности свойственны только незаурядной личности художника, который способен проникнуть в суть вещей. В связи со своей уникальностью художник оказывается в глубоком противоречии с обществом, которое не всегда способно понять его прозрения.

Герои и образы романтического искусства

Образы героев романтического искусства свойственны незаурядным характерам и сильным страстям, устремленность к безграничной свободе. Именно революционную свободу личности провозглашали романтики, утверждая достоинство каждого человека.

Субъективный произвол творческого воображения

Основой искусства романтизма провозглашается субъективный произвол творческого воображения. Романтики не отрицают действительность, но не считают необходимым и возможным ее объективное отражение. Поэтому для создания романтических произведений избирались исключительные события и необычайная обстановка, в которой действовали герои.

Распространение романтизма по всей Европе

Романтизм зародился в Германии и стремительно распространялся по всей Европе на все сферы духовной культуры: литературу, музыку, театр, гуманитарные науки, пластические искусства. В первой половине XIX в. в Европе существовала романтическая философия: Иоганн Готлиб Фихте (1762—1814), Фридрих Вильгельм Шеллинг (1775—1854), Артур Шопенгауэр (1788—1860) и Сёрен Кьеркегор (1813—1855).

Однако, романтизм уже не имел универсального стиля, как классицизм, и не имел существенного влияния на архитектуру.

Таким образом, романтизм является проявлением утверждения достоинства человеческой личности, которое нашло свое выражение в образах героев и образах мира романтического искусства. Он позволяет использовать способности такие как прозрение и интуиция, которые свойственны незаурядной личности художника, и подвергают ее глубокому противоречию с обществом. В свою очередь, субъективный произвол творческого воображения является основой искусства романтизма, которое охватывает все сферы духовной культуры, кроме архитектуры.

5 стр., 2397 слов

Искусство вокруг нас. Зачем нужно искусство? Что такое настоящее ...

... Искусство отвечает на еще не заданные вопросы. Юрий Лотман Уличное искусство 21 века Раньше занятие искусством было уделом состоятельных людей. Оно веками ... и дизайнеров, которые выполняют свои работы в стиле реализм. «- Ты художник? Сможешь нарисовать мой портрет?». Художник, ... частичками себя. Мир был бы совсем серый и скучный. Хорошо, что мы умеем творить! Что такое Искусство? Определение и ...

Хотя романтизм как конкретно-историческое направление просуществовал недолго, но идеи романтизма, принципы его художественного метода, так или иначе, обнаруживаются на всех последующих этапах развития художественной культуры. Левчук А. Т., Кучерюк Д. Ю., Панченко В. И., Русин М. Ю. Эстетика. — К.: Выща шк., 1991. — 229

Романтики основным содержанием своего искусства сделали духовный облик человека. Они воспевали борьбу за свободу личности, их привлекали сильные и мятежные характеры. Типичный романтический герой — это человек с сильными чувствами, бунтарь, бросающий вызов обществу. Таков Каин и Чайльд Гарольд у Джорджа Байрона, Конрад Валленрод у Адама Мицкевича. Так как культура Европы XIX века окружающая действительность не всегда давала возможность писателям и художникам найти в современном мире прообразы своих героев, они обращались к истории (прежде всего к средневековью), к сказкам и легендам. Романтизм породил исторический роман и историческую драму (Виктор Гюго, Вальтер Скотт, Александр Дюма).

Особое место среди писателей-романтиков принадлежит Эрнсту Теодору Амадею Гофману (1766-1822).

Гофман остро ощущал внутренне неустойчивый характер своего времени и полагал, что только фантастика и гротеск могут вскрыть сущность реальности. Художественное пространство гофманских сказок («Крошка Цахес» и др.) населяют феи, волшебники, гномы, драконы. Они существуют рядом с реальными людьми — чиновниками, купцами, рыночными торговками, студентами. Действие гофмановских произведений нередко протекает одновременно в двух планах — бытовом, реальном и вымышленном, фантастическом, причем причудливые фантазии для него не бегство от пошлости и скуки самодовольного ханжеского мира, а подрыв его изнутри («Житейские воззрения кота Мурра»).

Гофман был одним из последних немецких романтиков и в то же время первым реалистом. Карпушина С. В. Карпушин В. А. История мировой культуры. — М.: «Nota Bene», 1998. — с. 453

Возникновение реализма

В XIX веке происходит значительное развитие всемирной системы хозяйствования, что приводит к включению различных элементов в сферу общественного производства. Искусство также расширяет свой предметный круг, приобретая эстетическую ценность различных явлений действительности. В него вступают общественные процессы, требующие социологического анализа, тончайшие нюансы человеческой психологии, природа в виде пейзажей, а также предметы окружающего мира в форме натюрмортов. Однако, главным предметом искусства остается человек, причем его общественные связи уже приобретают всеобщий, всемирный характер.

В результате всех этих изменений возникает новый тип представления о мире, который находит свое воплощение в реализме. Это художественное направление формируется в 30-40 годах XIX века и отличается особым типом концепции мира.

Особенности реализма

Реализм характеризуется тем, что явления действительности освещаются в своей полной сложности, многогранности и богатстве эстетических свойств. Основным принципом реализма становится типизация через принцип обобщения. Важным аспектом становится передача правдивых деталей и характерных черт действующих лиц в типичных обстоятельствах.

6 стр., 2771 слов

Женские образы в романе Война и Мир — по литературе для 10 класса

... и человечности, катастрофическое исчезновение которой из жизни фиксируется реализмом XIX века. За женщиной в литературе закрепилась особая роль ... в «Войне и мире» и «Анне Карениной». «Положительный» женский тип, подобный Анне Павловне Адуевой и Марии Михайловне Любецкой, представлен в ... Марию Горбатову и Софью. К женским образам второго типа – условно «горожанки», «современные женщины» – следует ...

К середине XIX века реализм превращается в господствующее направление в европейской культуре, оказывая значительное влияние на литературу и искусство того времени.

Роль реализма в европейской культуре

Реализм возник во Франции и Англии, где уже утвердились капиталистические отношения. Социальные противоречия и недостатки капитализма становятся предметом резкой критики со стороны писателей-реалистов. Они обличают стяжательство, неравенство, эгоизм и лицемерие. Таким образом, реализм приобретает идеологическую ориентацию на социальную справедливость.

Творчество великих писателей-реалистов переплетено идеями гуманизма, призывающего к пониманию и состраданию к людям. Вершиной развития западноевропейского реализма является творчество Оноре де Бальзака.

Источник: Маркова А. Н. Культурология. История мировой культуры. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.

Страница: 421

Исследование культуры Европы XIX века

Направления в культуре Европы первой половины XIX века

Культурные направления первой половины XIX века в Европе были представлены классицизмом, романтизмом, реализмом и натурализмом.

Классицизм

В изобразительном искусстве, музыке, и литературе классицизм представляет собой стиль, основанный на принципах античного греческого и римского искусства. Под влиянием Наполеона классицизм переродился в стиль ампир, ставший более тяжеловесным и торжественным и, позднее, выродился в академизм.

Романтизм

Романтизм в искусстве и литературе выдвигает воображение, эмоциональность и творческую одухотворенность художника на первый план. Характеризуется неприятием современной буржуазной действительности и противопоставлением мира идеального миру существующего. Ночной жанр и портретная живопись приобретают особое значение, стремясь изобразить внутреннюю работу мысли и чувственную индивидуальность.

Изучение новых направлений культуры второй половины XIX века

Новые направления культуры во второй половине XIX века отражали развитие художественных течений, таких как реализм и натурализм. В художественной и литературной среде утвердился реализм как самостоятельное художественное течение.

Художественные направления XIX века в Европе

Художественные направления XIX века представляют собой многообразие творческих методов, развивавшихся в Европе в течение данного периода. В середине века господствующим направлением стал реализм, который возник как оппонент романтизма и утвердился во всей художественной культуре Европы. Реализм является правдивым и объективным отражением современной действительности в литературе и искусстве.

Реализм

Реализм как художественный метод возник в первой трети XIX века на фоне развития романтизма. Он представляет собой принцип правдивого изображения мира в своей объективной форме. Реализм утвердился в 30-40-ых годах XIX века в художественной литературе и изобразительном искусстве, а к середине века стал господствующим направлением во всей европейской художественной культуре.

2 стр., 533 слов

«Золотой век» русской литературы (Литература XIX века)

... на литературную тематику. В литературе «золотого века» преобладали «вечные темы» – вопросы, на ... культуры того времени. Взаимосвязь литературы и журналистики В 19 веке ... в развитии русской литературы стало появление реалистического романа. ... поэтов. Это позволило развивать и распространять литературу, а также создавать новые литературные тенденции. Журналистика и литература взаимно влияли друг на ...

Основной задачей реализма является отображение современной действительности, в отличие от мира фантазий и мечты, характерного для романтизма. Художники и писатели использовали специфические средства для создания правдоподобных образов и ситуаций.

Натурализм

В 80-е годы XIX века на базе реализма возникло творческое направление натурализм. Для натурализма характерно сознательно откровенное изображение физиологических проявлений человека, сцен насилия и жестокости. Художники без эмоциональных окрашиваний или предубеждений просто наблюдают и описывают происходящее. Важной особенностью натурализма является уделение внимания «фотографичности» художественной формы в литературе, живописи и кино.

Импрессионизм

Художественным направлением XIX века стал импрессионизм, основное стремление которого – передать непосредственное впечатление от окружающего мира. Ведущим представителем импрессионизма стал Клод Моне. Это направление изменило восприятие окружающего мира, позволив ощутить прелесть каждого мгновения жизни и оказав огромное влияние на появление новых стилей в искусстве.

Постимпрессионизм

Постимпрессионизм, представленный художниками Поль Сезанном, Винсентом Ван Гогом и Полем Гогеном, отличается более дисгармоничным и социальным изображением мира. В отличие от импрессионистов, постимпрессионисты выражают диссонансы и противоречия.

Символизм

Символизм в французской культуре XIX века делает акцент на художественном выражении посредством символов и намеков, выходящих за пределы чувственного восприятия. Поэты, такие как Шарль Бодлер, Поль Верлен и другие, стали новаторами символизма в литературе.

Таким образом, реализм стал главным художественным направлением XIX века, давшим выдающиеся результаты в различных видах искусства и литературы. Однако, многообразие художественных методов и направлений этого периода отразило разнообразие культурного и художественного развития в Европе.