Покровский собор на Рву

Курсовая работа

Храм Покрова-на-Рву (Храм Василия Блаженного)

Над рекою даль светла;

Загляденье прямо —

Расцветают купола

Сказочного храма!

Возле самого Кремля

Он вознёсся гордо,

Гласу вечности внемля,

Каждому аккорду.

Всё меня чарует там

Днём осенним поздним —

Барма строил этот храм

И, конечно, Постник.

До чего же хороши

Купола витые!

В них величие души,

Помыслы святые.

Сколько чудного таит,

Словно в листьях тонет,

Добрым молодцем стоит

На крутой ладони;

В нём фантазии игра

С логикою строгой,

И вовсю летят ветра

От реки широкой.

Вл. Шилин

Введение

21 век — век инноваций, нанотехнологий, интернета, туристических полетов в космос, скайпа и Википедии. В то же время, мы все равно возвращаемся в прошлое. Архитектура, литература и искусство не оставляют нас, они интересны нам так же, как и 100 лет назад. В этой курсовой работе рассмотрю одну из значимых архитектурных достопримечательностей Москвы — Покровский собор на Рву, также известный как Храм Василия Блаженного. Этот храм является не только общим символом Москвы, но и всей России. Он поражает своей необычной красотой и неповторимостью.

Тело исследования

Согласно легенде, после возвращения из Казани Иоанн IV приказал семью деревянных приделов возвести вокруг каменного храма, а затем заложил каменный собор. Это предание наносит небольшое замешательство при обозначении храма, так как большинство людей знает его как Храм Василия Блаженного, в то время как это название относится только к одной из девяти церквей храма. Кто такой Василий Блаженный?

Василий Блаженный родился в декабре 1469 года на Паперти, месте паломничества его матери. С 16 лет и до самой смерти он ведал жизнью юродивого, проводил круглый год без одежды, ночевал под открытым небом, постоянно постился и терпел лишения. Он всегда непоколебимо выступал против лжи и лицемерия. Современники отмечали, что Василий Блаженный был одним из немногих, кого боялся сам Иван Грозный.

Анализ и заключение

Покровский собор на Рву, или Храм Василия Блаженного, представляет собой яркий пример русской архитектуры XVI века. Его купола витые, в них заложено величие души и помыслы святые. Храм великолепно сочетает в себе фантазию и стройную логику, подчеркивая свою уникальность и притягательность. Стоит отметить, что это архитектурное сооружение драгоценно для истории и наследия Москвы и России в целом. Разбираться в его истории и символической значимости — значит вникнуть в дух времени и понять, какими факторами было вдохновлено его появление. Покровский собор на Рву продолжает восхищать своей красотой и шармом независимо от времени и технического прогресса.

9 стр., 4129 слов

Храм Василия Блаженного

... плюс один купол над колокольней. В старину Собор Василия Блаженного имел 25 куполов, обозначавших Господа и 24-х старцев, сидящих у престола Его. Собор состоит из восьми храмов, престолы которых освящены ... XVI — XIX вв. В 1588 году к храму была пристроена церковь Василия Блаженного, для устройства которой в северо-восточной части собора были заложены арочные проёмы. В архитектурном ...

Степенная книга содержит рассказ о том, что Василий Блаженный в лето 1547 года посетил Вознесенский монастырь на Остроге, который сейчас известен как Воздвиженка. Там он провел долгие молитвы со слезами перед церковью.

На следующий день начался страшный пожар в Москве, и именно с Воздвиженского монастыря он начался. Огонь распространился быстро и затронул Кремль, Китай-город и большую часть города. Пожару сопровождались взрывы пороха, который был хранился в Кремле и в других частях города. Историки утверждают, что во время этого пожара погибло около 2500 человек.

Василий Блаженный скончался 2 августа 1552 года. Его гроб несли Иван Грозный и бояре, а погребение совершил митрополит Макарий. Тело Василия было похоронено на кладбище Троицкой церкви, которая находилась на том месте, где царь Иоанн Грозный позднее поручил построить Собор Василия Блаженного, известный также как Покровский собор в память о покорении Казани.

Собор Покрова, расположенный в южной части Красной площади, близ Спасских ворот Кремля и Москвы-реки, возник в результате побед Русского государства в войне за покорение Казанского и Астраханского царств в период с 1552 по 1554 годы. После каждой значительной победы во время этой войны возле каменной церкви Троицы возводилась деревянная церковь, имя которой отражало святого, в честь которого отмечалась победа.

Следовательно, к концу войны на одной площадке было 8 церквей, включая каменную Троицкую церковь, которая находилась на месте современного Покровского собора. Эта местность была выбрана не случайно, так как она находилась на укрепленной высоте и защищала стык Китай-города и Кремля, а также позволяла переправиться через Москву-реку. Здесь располагался центр московского Торга и находились Лобное место и Мытный двор.

В XVI веке на месте, где сейчас находится собор, стояла каменная Троицкая церковь, известная как «что на Рву». Здесь на самом деле протекал оборонительный ров, протянувшийся вдоль всей стены Кремля и Красной площади. Данный ров был засыпан лишь в 1813 году, а на его месте сейчас находится советский некрополь и Мавзолей.

История постройки собора Василия Блаженного

Собор Василия Блаженного на Красной площади является одним из визитных карточек Москвы и знаковым сооружением России. Он возведен в середине XVI века в честь победы русского войска в Казанской войне и является комбинацией девяти церквей на одном фундаменте.

Перед возведением собора прошли долгие годы истории. Глава государства Иван Грозный в 1552 году лично возглавил войско, чтобы одержать победу над Казанью, что до этого момента не удалось ни одному русскому правителю. Если в условиях войны в честь каждой взятой крепости передвигалась меньшая стенгазета, то восстановить национальную самооценку и создать памятник триумфу решено было уже после успешного завершения войны.

5 стр., 2360 слов

Тема : -описание памятника архитектуры Храм Василия Блаженного ...

... его, чтобы тот не смог больше построить столь красивый собор где-то еще. Сочинение “Храм Василия Блаженного” Храм Василия Блаженного – под этим названием нам представляется величайшее сооружение необычайной ... Храм Василия Блаженного сам по себе велик и очень хорош. На первый взгляд архитектура собора кажется очень сложной. Необычна и сама композиция храма. Собор состоит из целых девяти церквей, ...

Иван Грозный пообещал возведение церкви святым, под чью защиту был взят город. Изначальная задумка была в возведении восемью отдельными соборами в честь святых, на память о казанской битве. Однако потом предпочтение было отдано одной церкви, которая бы объединила всех святых и стала образцовым сооружением.

Имена создателей собора Василия Блаженного вызывают много дискуссий. Долгое время считалось, что церковь возведена мастерами Бармы и Постника Яковлева, однако сейчас признается, что это была единая личность в лице Постника.

Про мастеров легенда рассказывала, будто после окончания строительства князь оказался ужасным оскорблением того, что церковь Василия Блаженного стала довольно-таки монументальным зданием, и кортно-резцы Барма и Постник, творившие под их задумкой, были ослеплены, как если они смешали всё с тех пор начиная нишу в неразвитие государства. Однако эта легенда об игорном заведении в сети VG может быть отмечена только как выдуманный рассказ, указывающий на личность Постника только в сочетании с именем Бармы.

Архитектура собора Василия Блаженного

Храм Василия Блаженного, являясь совершенно оригинальным сооружением, состоит из девяти церквей на одном фундаменте. В принципе, войдя в Храм, сразу становится ясно, что его планировка может сложно раскрыть на первый взгляд, не пройдя круг всего комплекса. Тем не менее после разглядения архитектурных деталей становится очевидным, что центральную церковь орнаментируют тонкие игривые башенки, венчавшие ротонду, выполняющую функцию общей с вводом для всех церквей алтарной абсиды.

Центральный престол в главной церкви посвящен Празднику Покрова икони Божией Матери, на которую столетиями приписывалось освобождение от татаро-монгольского ига и освобождение человечества от бедствий. Дизайнерский штрих здесь в том, что в древности это был праздник Защиты, а именно 14 октября, когда Господа молились о сохранении страны и церкви от врагов-завоевателей.

Заключение

Собор Василия Блаженного – это уникальное историческое и архитектурное наследие, несущее в себе огромную символическую нагрузку и великолепное мастерство строителей России прошлых веков. Посещение этого чуда архитектуры идет в процессе настоящей работы с инфокартами и оставляет незабываемые впечатления как для настоящих широких экспертов, так и для людей со своей колокольни.

История создания и реставрации Собора Василия Блаженного

Собор Василия Блаженного известен своей уникальной архитектурой и декоративным убранством. Он был построен в XVI веке из кирпича, что на тот момент было достаточно новым материалом для церковных сооружений. Ранее использовались белый тесаный камень и тонкий кирпич — плинфа.

Центральная часть собора украшена высоким великолепным шатром с «огненным» декором, который почти до середины его высоты создает впечатление еще большей грандиозности. Вокруг шатра расположены купола приделов, каждый из которых отличается своим уникальным дизайном. Не только рисунок больших луковиц-куполов различается, но и отделка каждого барабана.

Первоначально купола, вероятно, имели шлемовидную форму, однако к концу XVI века они были заменены на луковичные. В середине XIX века была утверждена нынешняя расцветка их внешней отделки.

3 стр., 1140 слов

Чудный собор (церковь,дом,изба,и т.д.)

... на самом деле посетите собор лично, и вы поймете, что это значит — чудный собор. Сохрани себе на стену чтобы не потерять! Домовая церковь ... написанных на холсте признанным художником императорского двора Тимофеем Неффом. Он же выполнил и остальные иконы Капеллы, также на ... Богоматерь, светлых ангелов и мудрых апостолов. Белый цвет Капеллы придаёт ей дополнительную строгость и стройность. Декоративные ...

В 1680 году собор был подвергнут значительной реставрации. Тогда деревянные галереи-гульбища были заменены на кирпичные, а также была построена шатровая колокольня и проведено новое покрытие. В подклет храма были перенесены престолы тринадцати или четырнадцати церквей, которые ранее находились на Красной площади рядом с рвом, где проводились публичные казни.

В 1683 году был установлен изразцовый фриз по всему периметру храма, на плитках которого изображена вся история здания.

Западная церковь Собора Василия Блаженного посвящена празднику Входа Господня в Иерусалим, который отмечается за неделю до Пасхи и на Руси известен как Вербное Воскресенье. Этот праздник празднуется во всех святых местах в настоящее время.

Одна из четырех больших церквей собора представляет собой восьмигранное двухъярусное сооружение с перекрытием сводом. Храм отличается большими размерами и торжественным характером декоративного убранства.

При реставрации собора в настоящее время обнаружены фрагменты архитектурного убранства XVI века, которые были сохранены без восстановления поврежденных деталей.

Живопись древности в соборе не найдена. Белоснежные стены подчеркивают архитектурные детали, созданные зодчими с большой творческой фантазией. Над северным входом сохранился след от снаряда, попавшего в стену в октябре 1917 года.

Существующий иконостас был перенесен в 1770 году из разобранного собора Александра Невского Московского Кремля.

Исследование представляет собой анализ архитектурных и художественных особенностей Покровского собора в Москве. Собор является одним из важнейших памятников русской религиозной архитектуры XIX века.

Собор выделяется своей четырехъярусной конструкцией, богато украшенной ажурными оловянными золочеными накладками. Эти детали придают легкость и воздушность всей композиции. В середине XIX века иконостас был дополнен деревянными резными элементами, которые добавили еще больше изящества и красоты.

Одной из особенностей собора является наличие святыни – иконы «Св. Александр Невский в житии» XVII века. Этот уникальный образ, вероятно, происходит из собора Александра Невского и имеет особую иконографию.

Собор впечатляет своим разнообразием декора. Мастера использовали все известные на тот момент украшения, такие как змейки, кресты, кокошники, стрелы, бусины. Однако они сумели их так гармонично вписать в общую композицию, что они не повторяют друг друга, а каждый элемент выглядит уникальным. Особенно впечатляют сложные детали, выполненные из обожженной глины, такие как гигантские фигурные кирпичи и розетки. Для России это уникальные элементы декора.

Идея частных отличий при общем подобии прослеживается не только в архитектуре собора, но и в его интерьерах. В оформлении порталов и росписях можно заметить различные детали, даже цветы на виноградной лозе, которой увиты стены, все они разные и не случайны.

Архитекторы собора стремились изобразить рай на земле. Эта идея отражена в пышности и изобилии декора. Сменяющиеся эпохи влияли на внешний вид собора, но главная идея оставалась неизменной.

Сейчас в соборе можно увидеть росписи разных столетий – XVII, XVIII и XIX. Реставраторы открыли разные эпохи в разных частях храма, иногда совсем близко друг к другу для сравнения. Особенно ценными считаются росписи XVII века, где можно увидеть уникальные сюжеты, например изображения тюльпанов, что необычно для средневековой Москвы. Также одной из уникальных росписей является фреска, изображающая Морскую водоросль, увенчанную цветами, которая не повторяется больше нигде.

3 стр., 1329 слов

Литература второй половины XIХ века Николай Васильевич Гоголь ...

... И. Герцена и Д. И. Писарева о Чичикове Прочтите высказывания и ответьте на вопросы. (Запись на доске.)     1) «Один деятельный человек — Чичиков, и тот ограниченный плут» (А. И. Герцен). Можно ли доказать оценку А. И. Герцена?     2) «Чичиков и ... Васильевича, книги писателя продолжают волновать и тревожить сердца миллионов людей, как и много лет назад.     Из глубины веков ... на полях сочинения ремаркой ...

Одно из самых удивительных архитектурных сооружений, которые сохранились до наших дней, — Покровский Собор, расположенный в Московском Кремле. Собор состоит из девяти церквей, объединённых общим основанием, в недра которого люди могли почти не попадать. Подклеть собора имеет толщину стен до 3 метров, что говорит о её надежности и способности хранить секреты веков. Изначально подклеть не была общедоступной, и лишь немногие знали о её существовании.

Важным моментом является история окраски собора. В XVI веке стены девяти церквей были раскрашены «под кирпич», что было характерно для того времени. В конце XVII века, при царе Феодоре Алексеевиче, была произведена новая окраска, скрывшая первоначальную роспись. Однако в ходе реставрации 1950-х и 1980-х годов удалось восстановить первоначальный облик стен.

Еще одним значимым моментом является форма луковичных глав собора, которые появились в конце XVI века. Это можно считать первыми луковичными покрытиями в древнерусской архитектуре, и, вероятно, их форма повлияла на распространение луковичных глав в XVII веке. Под правлением царя Феодора Иоанновича появился десятый придел собора, построенный над погребением Василия Блаженного.

Перестройка собора при царе Феодоре Алексеевиче в начале 1680-х годов значительно изменила его облик. Были перенесены престолы тринадцати церквей «на рву» и построены новые объемы для некоторых храмов.

В ходе изучения исследования были обнаружены и проанализированы различные архитектурные детали и интерьеры Московского Кремля, включая многочисленные приделы Собора Василия Блаженного.

Один из таких сохранившихся до нашего времени приделов многократно менял название; изначально он был посвящён Положению риз Божией Матери, затем переосвящён в честь Рождества Богородицы. (Приложение № 6).

Придел находится под юго-восточной папертью и в нём расположено погребение другого почитаемого московского чудотворца — Иоанна Блаженного.

Более сложной по структуре была пристройка, закрывшая северный фасад придела Василия Блаженного. Она представляла характерный для московской архитектуры конца XVII века тип двухэтажного храма, в котором нижний алтарь был выдвинут к востоку по отношению к верхнему. Над сводом нижнего четверика был сооружён четверик с прямоугольной апсидой, в котором размещался придел Преподобном ученицы Феодосии Девы. Выше был поставлен восьмерик, над сводом которого располагался барабан с главой. До настоящего времени дошёл лишь четверик этой церкви, находящейся в одном уровне с папертью второго яруса. При царе Феодоре Алексеевиче была перестроена соборная звонница и выстроена существующая поныне колокольня. Внешние галереи собора приобрели нынешний облик также в конце XVII века, когда вместо деревянного покрытия над ними были созданы кирпичные своды, а над рундуками крылец – каменные шатры. Тогда же своды и столпы внешней обходной галереи и крыльца были расписаны травным орнаментом.

Облик интерьеров собора также в полной мере отражает его 450-летнюю историю. В трех приделах собора — храмах Киприана и Иустины, Трех Патриархов Константинопольских и Николы Великорецкого — были оставлены интерьеры, сложившиеся к началу XX века. В церкви Киприана и Иустины сохранился иконостас, созданный в 1784-1786 годах. Монументальная масляная роспись появилась в церкви в 1840-е годы и была поновлена в 1870-1871 годах.

8 стр., 3915 слов

Соборы и церкви московского Кремля

... в Кремле. Это знаменовало полное освобождение Москвы от татарщины. По типу “Ивана Великого” в древней Руси было построено много столпообразных храмов. Собор Василия Блаженного. Архитектурным чудом, подлинным памятником века, ... (то есть зазвонили колокола всех церквей. - М. И.) и изыдоша на поле за посад все множество бесчисленное народа московского”. Победное шествие было настолько великолепно, ...

В приделе Трех Патриархов Константинопольских и настенная живопись, и иконостас созданы в 1840-е годы. Тогда же выполнена и роспись придела Николы Великорецкого. Она представляет собой подробную иллюстрацию рассказа Никоновской летописи о принесении образа Николы Великорецкого в Москву. Пятиярусный иконостас придела создан в 1786 году, однако его иконы были прописаны маслом в середине XIX века. От них отличаются интерьеры приделов Святой Троицы, Входа в Иерусалим, Александра Свирского, Варлаама Хутынского и Григория Армянского.

Восстановление истории и архитектуры церкви Покрова Богородицы

Церковь Покрова Богородицы является одним из значимых религиозных сооружений, расположенных на территории Москвы. Она существует уже более 450 лет и хранит в себе богатую историю и культурное наследие.

Последние восстановительные работы в церкви относятся к орнаментальной росписи шатра, которая была выполнена в соответствии с современным стилем строительства храма. Более того, храмосьозданная «летопись» XVI века, отображающая окончание строительства церкви Покрова в 1561 году, была восстановлена под шатром и под оконными проемами.

Важная часть реставрационных работ включала восстановление первоначальной росписи «под кирпич» в четверике, а также уникальных росписей XVIII и XIX веков. Это позволило сохранить и передать потомкам ценные художественные произведения того времени.

Отдельно стоит отметить, что иконостас, который сейчас находится в церкви Покрова Богородицы, был перенесен сюда из кремлевского собора Черниговских чудотворцев. Этот иконостас является достоянием второй половины XVIII века и имеет большое художественное и историческое значение.

Проходя по приделам церкви и его галереям, можно проследить, как изменялся их облик на протяжении 450 лет существования. По случаю юбилея священия собора было принято решение впервые открыть подклеты для посетителей. Ранее, до реставрации 1920-х годов, в восточной части первого яруса находился теплый храм, который объединял приделы Василия Блаженного и Иоанна Блаженного и находился между ними подклетом под церковью Святой Троицы.

Также стоит отметить, что неподалеку от собора, на Варварке, находились мощи другого московского юродивого — Максима Блаженного. В северной части подклета музейной экспозицией впервые осветилась история московских блаженных и их почитания в Москве.

Помимо этого, в помещениях южной части подклета были представлены материалы о строительстве собора, его реставрации и его месте в церковной жизни Москвы. Кроме того, ранее подклет использовался для хранения казны, а сейчас выполняет функцию хранилища древностей собора.

Легенды и загадки собора Покрова на Рву

Архитектура церкви Покрова на Рву и ее строительная история породили множество легенд. Некоторые из них рассказывают о том, как ослепли строители собора. Однако, в течение почти 150-летнего изучения этого сооружения, было накоплено множество версий о его замысле и истории постройки.

5 стр., 2307 слов

Небольшое устное сообщение-рассказ о храме Василия Блаженного ...

... доминирующей в архитектуре собора. Она как бы сообщает ему устремленность ввысь. Храм Василия Блаженного стал вершиной развития московского зодчества 19 века. В школе нам частенько задавали сочинения на различные ... четыре – побольше – находятся ближе к центру. В самом центре возвышается величественная Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Шатровый свод завораживает, когда стоишь под его вершиной и ...

В ходе исследования было выявлено, что несмотря на множественность версий и их противоречивость, многие из них продолжают жить на страницах исследований и изданий. Несомненно, в истории собора Покрова на Рву все еще остается много тайн и загадок, что объясняется молчанием письменных источников и появлением легенд, которые пришли на смену этих источников.

Спасение храма Василия Блаженного: подвиг Петра Дмитриевича Барановского

В годы советской власти произошло замечательное событие, связанное с спасением памятника архитектуры — храма Василия Блаженного. Этот подвиг совершил известный реставратор Петр Дмитриевич Барановский (1892-1984).

Он стал первым, кто открыл способ реконструкции разрушенных зданий, используя сохранившиеся обломки кирпича, так называемые «хвосты». Барановский также вводил железобетонные связи в каналы, оставшиеся от сгнивших деревянных частей зданий, и занимался проблемами консервации руин и восстановления фрагментов упавшей кирпичной кладки.

Когда Петр Дмитриевич узнал от Когановича о планах сноса или продажи храма в Америку, он возмущенно кричал: «Как!? Какое у вас право!? Да это святыня!». Он решил не оставить это без внимания и направился в Главпочтамт, где написал телеграмму адресованную товарищу Сталину: «Москва. Кремль. Товарищу Сталину. Прошу предотвратить уничтожение Храма Василия Блаженного, так как это принесет политический вред советской власти».

Свое воспоминание о спасении храма Василия Блаженного оставил поэт Андрей Вознесенский. Он рассказывал о случае, который услышал от архитектора Жолтовского, входившего в комиссию по реконструкции центра Москвы. Вознесенский окончил архитектурный институт, поэтому, вероятно, услышал эту историю. По его словам, его пригласили на собрание в политбюро, где решался вопрос о храме Василия Блаженного. Когда входит Сталин и все члены Политбюро, Каганович берет макет Москвы и убирает храм Василия Блаженного, чтобы освободить место для проезда танков на парадах. Однако Сталин берет и ставит макет храма обратно, сказав: «Поставьте на место». Это произошло после того, как секретарь Сталина Поскребышев получил телеграмму от Барановского и доложил ее Сталину. Именно поэтому Сталин принял решение «оставить» храм.

Однако в 1933 году Петра Дмитриевича арестовали по статье 58, обвинив его во враждебной деятельности и шпионаже против народа.

Исследование Покровского собора в Москве

Покровский собор в Москве является одной из самых известных достопримечательностей России и символом Москвы и Российской Федерации. Собор был построен в Мариинске, где Петр Дмитриевич строил музей, напоминающий храм, но без креста. Он имел круглый купол и четверик на восьмерике. Однако, после ссылки Петру Дмитриевичу не разрешили жить в Москве, и он основался в Александрове.

Несмотря на это, Петр Дмитриевич продолжал свою деятельность, в том числе приезжая в Москву, чтобы тайно снимать Казанский собор из окна Исторического музея. Благодаря его работе в 1994 году удалось восстановить Казанский собор. Важно отметить, что храм был восстановлен на сохранившемся фундаменте, используя старинный большемерный кирпич, поэтому называть его новоделом не совсем корректно.

4 стр., 1605 слов

Описание «Храм Василия Блаженного» 8 класс методическая ...

... о храме Василия Блаженного, научиться описывать его, используя в речи специальные термины. Итогом урока будет написанное вами сочинение-описание с элементами повествования на тему “Собор Василия Блаженного – ... памятник русской старины”. Чем это храм отличается от других, виденных ...

В настоящее время Покровский собор является филиалом Государственного исторического музея и входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России.

Архитектура и интерьеры собора

Первый этаж собора представляет собой церковь Святого Василия Блаженного и подклет (подцерковье).

Интерьер церкви в настоящее время реставрирован. Настенное «иконное» письмо конца XIX века выполнено маслом. В церкви находится рака Святого Василия Блаженного.

В подцерковье экспонируются икона Святого Василия Блаженного конца XVI века в житийной раме XIX века, икона Знаменье XVIII века, а также оклад иконы Покрова с предстоящими XIX века.

На втором этаже собора находится ансамбль из девяти церквей, объединенных внутренней и наружной галереями. Главы, венчающие купола храма, имеют разнообразные формы и многоцветные украшения. Центральная церковь Покрова увенчана шатром.

В XVII веке облик собора сильно изменился — внешнюю обходную галерею перекрыли сводами, появились крыльца и колокольня. В XVIII — XIX веках архитектурный облик собора и его интерьеры оформлялись в соответствии с эстетикой того времени.

История собора

В 1918 году Покровский собор был взят государством под охрану как памятник национального и мирового значения. С 1923 года собор открыт для посетителей как историко-архитектурный музей. До 1929 года в церкви Святого Василия Блаженного проводились богослужения.

Собор является важным культурным наследием и привлекает множество посетителей, интересующихся историей и архитектурой России.

История развития Покровского собора

В 1928 году Покровский собор стал филиалом Государственного Исторического Музея. В 1920-х годах XX века начались обширные научно-реставрационные исследования. Благодаря этим исследованиям удалось восстановить первоначальный облик собора и воссоздать интерьеры церквей XVI-xvii веков.

С этого времени до настоящего момента проведены четыре глобальные реставрации, включавшие архитектурные и живописные работы. В 1960-х годах были проведены уникальные реставрационные работы, в результате которых были открыты храмозданная летопись и точная дата завершения строительства собора — 12 июля 1561 года (Петров день).

Кроме того, железные покрытия куполов церквей собора были заменены на медные.

Иконостасы XVI-XVII веков были восстановлены в интерьерах четырех церквей собора. Они состоят из икон эпохи XVI — XVII веков, среди которых есть раритеты, такие как «Троица» XVI века и «Александр Невский в житии» XVII века. В остальных церквях собора сохранились иконостасы XVIII — XIX веков, включая два уникальных иконостаса первой половины XVIII века из Московского Кремля.

В XVII веке над северной частью церкви Святого Василия Блаженного была построена церковь Феодосии, которая по концу XVIII века была превращена в ризницу — хранилище церковных ценностей.

Уникальная архитектура Покровского собора

Архитектура Покровского собора является уникальной. Собор представляет собой ансамбль из девяти самостоятельных столпообразных церквей, размещенных на едином основании (подклете).

Церкви объединены двумя галереями — внутренней, идущей вокруг центральной церкви, и внешней обходной галереей, охватывающей все девять церквей.

2 стр., 895 слов

Описание памятника архитектуры: (8 класс). «Описание памятника ...

... сочинения-описания памятника архитектуры. Собор Василия Блаженного привлекает вниимание школьников ярким декором, они охотно пишут о нем на ... заключению сочинения на тему описание памятника архитектуры. Как писать заключение? Заключение к сочинению- ... Храм Василия Блаженого. Этот удивительный архитектурный ансамбль был создан еще в XVI веке при царе Иване Грозном, который повелел воздвигнуть собор ...

С западной стороны к храму примыкают два нарядных крыльца с белокаменными лестницами.

С северо-восточной стороны прилегает церковь Василия Блаженного. На юго-востоке от собора расположена шатровая колокольня XVII века.

Исследование Покровского собора

В Покровском соборе сохранились различные проявления искусства, отражающие его более чем четырехсотлетнюю историю. Здесь можно увидеть фрески XVI века, темперные росписи XVII века, монументальную масляную живопись XVIII-XIX веков, а также редкие памятники русской иконописи. Основная идея формирования живописного убранства собора возникла в XVII веке.

Одной из особенностей искусственного декора Покровского собора является изображение виноградной лозы, которая причудливыми цветами процветает на стенах и сводах галерей. Это символизирует богатство и величие архитектуры собора, а также его связь с Небесным градом Иерусалимом.

Монументальная живопись XVIII-XIX веков выполнена в стилистике Нового времени, но продолжает программу росписей, сложившуюся ранее. Существующее убранство собора является результатом исследовательской и реставрационной деятельности многих поколений музейных сотрудников и специалистов различных профилей.

Литература:

  1. Брунов Н.И. Покровский собор. М., 2008.
  2. Баталов А.Л., Успенская Л.С. «Собор Покрова на Рву (храм Василия Блаженного)». М.: Северный паломник, 2009.
  3. Бондаренко А.Ф. Колокола Покровского собора: прошлое и настоящее. — М., 2009.
  4. Брунов Н.И. Храм Василия Блаженного в Москве. Покровский собор. — М.: Искусство, 2008.
  5. Вятчанина Т.Н. Об идейном значении и интерпретации иерусалимского образа в русской архитектуре 16-17 веков. — Архитектурное наследство. М., 1988.
  6. Ильин М.А. Русское шатровое зодчество. Памятники середины 16 века. М., 2007.
  7. Капитохин А.И. Храм Василия Блаженного — М., 2008.
  8. Снегирев В.Л. Памятник архитектуры — М., 2009.
  9. Соболев Н.Н. Из истории исследований и реставрации Покровского собора (Храма Василия Блаженного в Москве) 2008.
  10. Успенская Л.С. Покровский собор. Храм Василия Блаженного — М., 2008.
  11. Российская музейная энциклопедия, № 972. — М., 2010.