Родины звучит в торжественной

Курсовая работа

Введение, Э́двард Хагеруп Григ

Эдвард Григ родился и провёл молодость в Бергене. Город славился национальными творческими традициями, особенно в области театра: здесь начинали свою деятельность Генрик Ибсен и Бьёрнстьерне Бьёрнсон. В Бергене родился и долго жил Оле Булл, который первым заметил музыкальный дар Эдварда (сочинявшего музыку с 12 лет) и посоветовал родителям определить его в Лейпцигскую консерваторию, что и состоялось летом 1858 года.

«Жалоба Ингрид»,

«Жалоба Ингрид»,

Григ опубликовал 637 песен и романсов. Посмертно издано ещё около двадцати пьес Грига. В своей лирике он обращался почти исключительно к поэтам Дании и Норвегии, и изредка к немецкой поэзии (Г. Гейне, А. Шамиссо, Л. Уланда).

Композитор проявлял интерес к скандинавской литературе, и в особенности к литературе родного языка.

Григ скончался в родном городе — Бергене — 4 сентября 1907 года в Норвегии. Композитор похоронен в одной могиле с женой Ниной Хагеруп.


1. Биография

1.1. Детство

Эдвард Григ родился 15 июня 1843 года в Бергене в семье потомка шотландского купца. Отец Эдварда, Александр Григ, занимал пост британского консула в Бергене, мать, Гесина Хагеруп, была пианисткой, окончившей Гамбургскую консерваторию, куда обычно принимали только мужчин. Эдварда, его брата и трёх сестёр с детства обучали музыке, как было принято в состоятельных семьях. Впервые будущий композитор сел за пианино в четыре года. В возрасте десяти лет Григ был отправлен в общеобразовательную школу. Однако его интересы лежали совсем в другой области, кроме того, независимый характер мальчика часто толкал его на обман учителей. Как рассказывают биографы композитора, в начальных классах Эдвард, узнав, что учеников, вымокших под частыми на его родине дождями, отпускают домой, чтобы они переоделись в сухое, Эдвард стал специально мочить одежду по дороге в школу. Так как жил он далеко от школы, то к его возвращению занятия как раз заканчивались.

«Вариации на немецкую тему Эдварда Грига ор. № 1».


1.2. Ранние годы

«Ты отправляешься в Лейпциг, чтобы стать композитором!»

«Я мог в Лейпциге слушать много хорошей, в особенности камерной и оркестровой музыки»,


1.3. Жизнь в Копенгагене

Окончив консерваторию, образованный музыкант Эдвард Григ возвратился в Берген с горячим желанием работать на родине. Однако пребывание Грига в родном городе на этот раз было недолгим. Талант молодого музыканта не мог совершенствоваться в условиях слабо развитой музыкальной культуры Бергена. В 1863 году Григ едет в Копенгаген — центр музыкальной жизни тогдашней Скандинавии.

3 стр., 1149 слов

Реферат григ эдвард

... фортепиано». В 15 лет Эдвард познакомился с выдающимся скрипачом Оле Булем, который убедил семью Григов отправить сына в Лейпцигскую консерваторию. Но консерватория разочаровала романтически настроенного Эдварда. Он всей душой ... его долю осталось еще достаточно вполне приятных забот. Так, в 1898 году в Бергене Григ учредил фестиваль норвежской музыки, оказавшийся столь живучим, что проводится и ...

Годы, проведённые в Копенгагене, отмечены многими событиями, важными для творческой жизни Грига. Прежде всего, Григ близко соприкасается со скандинавской литературой, искусством. Он знакомится с видными её представителями, например, со знаменитым датским поэтом и сказочником Хансом Кристианом Андерсеном. Это вовлекает композитора в русло близкой ему национальной культуры. Григ пишет песни на тексты Андерсена и норвежского поэта-романтика Андреаса Мунка.

В Копенгагене Григ нашёл интерпретатора своих произведений, певицу Нину Хагеруп, ставшую вскоре его женой. Творческое содружество Эдварда и Нины Григ продолжалось в течение всей их совместной жизни. Тонкость, артистизм, с которыми певица исполняла песни и романсы Грига, были тем высоким критерием их художественного воплощения, которое всегда имел в виду композитор, создавая свои вокальные миниатюры.

«Эвтерпа»,

В лирическом произведении «Поэтические картинки» (1863) очень робко пробиваются национальные черты. Ритмическая фигура, лежащая в основе третьей пьесы, часто встречается в норвежской народной музыке; она стала характерна для многих мелодий Грига. Изящные и простые очертания мелодии в пятой «картинке» напоминают некоторые из народных песен. В сочных жанровых зарисовках «Юморесок» (1865) гораздо смелее звучат острые ритмы народных танцев, жестковатые гармонические сочетания; встречается лидийская ладовая окраска, характерная для народной музыки. Однако в «Юморесках» ещё чувствуется влияние Шопена (его мазурок) — композитора, которого Григ, по собственному признанию, «обожал». В одно время с «Юморесками» появились фортепианная и первая скрипичная сонаты. Драматизм и порывистость, свойственные фортепианной сонате, кажутся несколько внешним отражением романтики Шумана. Зато светлый лиризм, гимничность, яркие краски скрипичной сонаты выявляют типичный для Грига образный строй.


1.4. Личная жизнь

«Мелодии сердца»,

Однако Нина Хагеруп приходилась Эдварду двоюродной сестрой. Родственники отвернулись от него, родители прокляли. Вопреки всему они поженились в июле 1867 года и, не в силах терпеть давления родни, переехали в Осло.

Первый год совместной жизни был типичным для молодой семьи — счастливым, но трудным в материальном отношении. Григ сочинял, Нина исполняла его произведения. Эдварду пришлось устроиться дирижёром и преподавать игру на фортепиано, чтобы спасти финансовое положение семьи. В 1868 году у них родилась дочь, которую назвали Александрой. Спустя год девочка заболеет менингитом и умрёт. Случившееся поставило крест на будущей счастливой жизни семьи. После смерти дочери Нина замкнулась в себе. Однако супруги продолжали совместную концертную деятельность.

Продолжайте в том же духе, у вас есть к этому все данные. Не дайте себя запугать!

В 1872 году Григ написал «Сигурда Крестоносца» — первую значительную пьесу, после чего Шведская академия искусств признала его заслуги, а норвежские власти назначили ему пожизненную стипендию. Но мировая слава утомляла композитора и растерянный и усталый Григ уехал в родной Берген, подальше от столичного гомона.

11 стр., 5247 слов

Жизненный путь Эдварда Грига

... Эдвард Григ и Нина Хагеруп воссоединились и в знак примирения отправились на гастроли в Рим, а по возвращении продали свой дом в Бергене, ... Григ уехал в родной Берген, подальше от столичного гомона. В одиночестве Григ написал своё главное сочинение ... Эдварда и Нины Григ продолжалось в течение всей их совместной жизни. Тонкость, артистизм, с которыми певица исполняла песни и романсы Грига, были тем ...

В одиночестве Григ написал своё главное сочинение — музыку к драме Генрика Ибсена «Пер Гюнт». В ней воплотились его переживания той поры. Мелодия «В пещере горного короля» (1) отражала неистовый дух Норвегии, который композитор любил показывать в своих произведениях. В «Арабской пляске» узнавался мир лицемерных европейских городов, полный интриг, сплетен и предательств. Финальный эпизод — «Песня Сольвейг», пронзительная и волнующая мелодия, — говорил об утерянном и забытом и не прощённом.


1.5. Смерть

На свете так мало по-настоящему близких людей

Эдвард Григ и Нина Хагеруп воссоединились и в знак примирения отправились на гастроли в Рим, а по возвращении продали свой дом в Бергене, купив чудесную усадьбу в пригороде, которую Григ назвал «Тролльхауген» — «Холм троллей». Это был первый дом, который Григ действительно полюбил.

С годами Григ становился всё более замкнутым. Его мало интересовала жизнь — своё жилище он покидал лишь ради турне. Эдвард и Нина бывали в Париже, Вене, Лондоне, Праге, Варшаве. Во время каждого выступления в кармане пиджака Грига лежала глиняная лягушка. Перед началом каждого концерта он обязательно вынимал её и гладил по спинке. Талисман работал: на концертах каждый раз был невообразимый успех.

В 1887 году Эдвард и Нина Хагеруп вновь оказались в Лейпциге. Их пригласил на встречу Нового Года выдающийся русский скрипач Адольф Бродский (впоследствии первый исполнитель Третьей скрипичной сонаты Грига).

Помимо Грига присутствовали ещё двое именитых гостей — Иоганн Брамс и Пётр Ильич Чайковский. Последний стал близким другом четы, между композиторами завязалась оживлённая переписка. Позже, в 1905 году, Эдвард хотел приехать в Россию, но этому помешали хаос русско-японской войны и нездоровье композитора. В 1889 году, в знак протеста против дела Дрейфуса, Григ отменил выступление в Париже.

Всё чаще у Грига были проблемы с лёгкими, выезжать на гастроли становилось сложнее. Несмотря на это, Григ продолжал творить и стремиться к новым целям. В 1907 году композитор собирался отправиться на музыкальный фестиваль в Англию. Они с Ниной остановились в маленьком отеле в родном городе Бергене, чтобы подождать корабль до Лондона. Там Эдварду стало хуже, и ему пришлось лечь в больницу. Скончался Эдвард Григ в родном городе 4 сентября 1907 года.


2. Музыкально-творческая деятельность

2.1. Первый период творчества. 1866—1874

отчёт о достижениях норвежских композиторов

В 1871 году вместе с Юханом Свенсеном Григ организует общество музыкантов-исполнителей, призванное повысить активность концертной жизни города, выявить творческие возможности норвежских музыкантов. Значительным для Грига было его сближение с передовыми представителями норвежской поэзии, художественной прозы. Оно включало композитора в общее движение за национальную культуру. Творчество Грига этих лет достигло полной зрелости. Он пишет фортепианный концерт (1868) и вторую сонату для скрипки и фортепиано (1867), первую тетрадь «Лирических пьес», ставших для него излюбленным видом фортепианной музыки. Много песен было написано Григом в те годы, среди них замечательные песни на тексты Андерсена, Бьернсона, Ибсена.

«Норвежские народные песни и танцы для фортепиано»

Вторая соната и фортепианный концерт получили высокую оценку Листа, ставшего одним из первых пропагандистов концерта. В письме к Григу Лист писал о Второй сонате: «Она свидетельствует о сильном, глубоком, изобретательном, превосходном композиторском даровании, которому остается только идти своим, природным путем, чтобы достигнуть высокого совершенства». Для композитора, прокладывавшего свой путь в музыкальном искусстве, впервые представлявшего музыку Норвегии на европейской арене, поддержка Листа всегда была крепкой опорой.

«Улаф Трюгвасон»

«фанатическим почитателем многих его поэтических произведений, в особенности „Пера Гюнта“»


2.2. Второй период. Концертная деятельность. Европа. 1876—1888

Представление «Пера Гюнта» в Кристиании 24 февраля 1876 года сопровождалось большим успехом. Музыка Грига в Европе начала становиться популярной. Начинается новый творческий период в жизни композитора. Григ перестаёт работать в качестве дирижёра в Кристиании. Григ переезжает в уединённую местность среди прекрасной природы Норвегии: сперва это Лофтхюс , на берегу одного из фиордов, а затем знаменитый Тролльхауген («холм троллей», название, данное месту самим Григом), в горах, недалеко от родного Бергена. С 1885 года и до самой смерти Грига Тролльхауген был основным местом жительства композитора. В горах приходят «исцеление и новая жизненная энергия», в горах «вырастают новые идеи», с гор Григ возвращается «как новый и лучший человек». В письмах Грига часто встречались подобные описания гор и природы Норвегии. Так пишет Григ в 1897 году:

« Я видел такие красоты природы, о которых не имел никакого представления… Огромная цепь снеговых гор с фантастическими формами возвышалась прямо из моря, при этом заря в горах, было четыре часа утра, светлая летняя ночь и весь ландшафт был будто окрашен кровью. Это было неповторимо!».

«В лесу», «Избушка», «Весна», «Море в ярких лучах сияет», «С добрым утром».

«гигантские аплодисменты и бесчисленные вызовы»,

Многочисленные поездки Грига привели к установлению связей с музыкантами других стран. В 1888 году в Лейпциге состоялась встреча Грига с П. И. Чайковским. Получив приглашение в тот год, когда Россия находилась в состоянии войны с Японией, Григ не счел для себя возможным принять его: «Для меня загадочно, как можно приглашать чужеземного художника в страну, где почти в каждой семье оплакивают павших на войне» . «Досадно, что так должно было случиться. Прежде всего надо быть человеком. Всё истинное искусство вырастает только из человека». Вся деятельность Грига в Норвегии — пример чистого и бескорыстного служения своему народу.


2.3. Последний период музыкального творчества. 1890—1903

«Я… думаю, они — лучшие из когда-либо созданных мною».

В 1903 году появляется новый цикл обработок народных танцев для фортепиано. В последние годы жизни Григ опубликовал остроумную и лиричную автобиографическую повесть «Мой первый успех» и программную статью «Моцарт и его значение для современности». В них ярко выразилось творческое credo композитора: стремление к своеобразию, к определению своего стиля, своего места в музыке. Несмотря на тяжкий недуг, Григ продолжал творческую деятельность до конца жизни. В апреле 1907 года композитор совершил большую концертную поездку по городам Норвегии, Дании, Германии.


3. Характеристика произведений

Характеристика составлена Асафьевым Б.В и Друскиным М. А.

3.1. Лирические пьесы

«Лирические пьесы»

«Родной песне»,

«Птичка», «Бабочка», «Песня сторожа»,

«лирических пьес»

«Лирические пьесы»

«Лирических пьес»

«Ариеттой».

Ярким своеобразием отличается «Вальс». На фоне типично вальсовой фигуры сопровождения выступает изящная и хрупкая мелодия с острыми ритмическими очертаниями. «Капризные» переменные акценты, триоли на сильной доле такта, воспроизводящие ритмическую фигуру спрингданса, вносят в вальс своеобразный колорит норвежской музыки. Он усиливается характерной для норвежской народной музыки ладовой окраской (мелодический минор).

«Листок из альбома»

«Гангар» строится на развитии и вариантных повторах одной темы. Тем интереснее отметить образную многогранность этой пьесы. Непрерывное, неторопливое развертывание мелодии отвечает характеру величавого плавного танца. Интонаций свирельных наигрышей, вплетающиеся в мелодию, долгий выдержанный бас (деталь народного инструментального стиля), жесткие гармонии (цепь больших септаккордов), порою звучащие грубовато, «нескладно» (как будто нестройный ансамбль деревенских музыкантов) — это сообщает пьесе пасторальность, сельский колорит. Но вот возникают новые образы: короткие властные сигналы и ответные фразы лирического характера. Интересно, что при образном изменении темы её метроритмическая структура остается неизменной. С новым вариантом мелодии в репризе появляются новые образные грани. Светлое звучание в высоком регистре, ясная тоничность сообщают теме спокойно-созерцательный, торжественный характер. Плавно и постепенно, опевая каждый звук тональности, сохраняя «чистоту» до мажора, спускается мелодия. Сгущение регистровой окраски и усиление звука приводят светлую, прозрачную тему к суровому, сумрачному звучанию. Кажется, что этому шествию мелодии не будет конца. Но вот резким тональным сдвигом (C-dur-As-dur) вводится новый вариант: тема звучит величаво, торжественно, чеканно.

«Шествие гномов»

«Свадебный день в Тролльхаугене»

«Колыбельной»


3.2. Романсы и песни

Поместье Тролльхауген (Холм Троллей).

Увлечение вокальной лирикой и чудесный расцвет её в творчестве Грига были в значительной мере связаны с расцветом скандинавской поэзии, будившей воображение композитора. Стихи норвежских и датских поэтов составляют основу подавляющего большинства романсов и песен Грига. Среди поэтических текстов песен Грига — стихи Ибсена, Бьернсона, Андерсена.

(«В лесу», «Избушка», «Море в ярких лучах сияет»).

«В лесу», «Избушка»,

«В лесу» — своеобразный ноктюрн, песнь о любви, о волшебной красоте ночной природы. Стремительность движения, легкость и прозрачность звучания определяют поэтический облик песни. В мелодии, широкой, свободно развивающейся, естественно соединяются порывистость, скерцозность и мягкие лирические интонации. Тонкие оттенки динамики, выразительные смены лада (переменность), подвижность мелодических интонаций, то живых и лёгких, то чувствительных, то ярких и ликующих, аккомпанемент, чутко следующий за мелодией — всё это придает образную многогранность цельной мелодии, подчеркивает поэтические краски стиха. Легким музыкальным штрихом в инструментальном вступлении, в интерлюдии и в заключении создается имитация лесных голосов, пения птиц.

«Избушка»

Над чеканной фактурой фортепианной партии словно парит легкая, пластичная мелодия. Песня написана в строфической форме. Каждая строфа состоит из периода с двумя контрастными предложениями. Во втором ощущается напряжение, лирический накал мелодии; строфа заканчивается четко выделенной кульминацией; на словах: «… ведь здесь любовь живёт».

Свободные ходы мелодии по терциям (с характерным звучанием большой септимы), квартам, квинтам, широта дыхания мелодии, равномерный баркарольный ритм создают ощущение простора, лёгкости.

«Первая встреча»

«С добрым утром»

Много песен написал Григ на стихи норвежского крестьянского поэта Осмунда Винье. Среди них один из шедевров композитора — песня «Весна». Мотив весеннего пробуждения, весенней красоты природы, частый у Грига, связан здесь с необычным лирическим образом: остротой восприятия последней в жизни человека весны. Музыкальное решение поэтического образа замечательно: это светлая лирическая песня. Широкая плавная мелодия состоит из трёх построений. Сходные по интонационной и ритмической структуре, они являются вариантами начального образа. Но ни на миг не возникает ощущение повторов. Напротив: мелодия льется на большом дыхании, с каждой новой фазой приближаясь к возвышенному гимническому звучанию.

Очень тонко, не меняя общего характера движения, композитор переводит музыкальные образы от живописных, ярких к эмоциональным («вдаль, вдаль простор манит»): исчезает прихотливость, появляется твердость, устремленность ритмики, зыбкие гармонические звучания сменяются устойчивыми. Резкий тональный контраст (G-dur — Fis-dur) способствует четкости грани между разными образами поэтического текста. Отдавая в выборе поэтических текстов явное предпочтение скандинавским поэтам, Григ лишь в начале своего творческого пути написал несколько романсов на тексты немецких поэтов Гейне, Шамиссо, Уланда.


3.3. Фортепианный концерт

Основная статья: Концерт для фортепиано с оркестром (Григ)

Фортепианный концерт Грига — одно из выдающихся произведений этого жанра в европейской музыке второй половины XIX века. Лирическая трактовка концерта приближает произведение Грига к той ветви жанра, которая представлена фортепианными концертами Шопена и особенно Шумана. Близость к концерту Шумана обнаруживается в романтической свободе, яркости выявления чувства, в тонких лирико-психологических нюансах музыки, в ряде композиционных приемов. Однако национальный норвежский колорит и характерный для композитора образный строй произведения обусловили яркое своеобразие григовского концерта.

Три части концерта соответствуют традиционной драматургии цикла: драматический «узел» в первой части, лирическая сосредоточенность во второй, народно-жанровая картина в третьей.

в первой части

Вторая часть концерта

В финале , написанном в форме рондо-сонаты, господствуют два образа. В первой теме — веселый энергичный халлинг — нашли свое завершение народно-жанровые эпизоды, как «жизненный фон», оттенявшие драматическую линию первой части.


4. Произведения

4.1. Основные произведения

  • Сюита «Из Времен Хольберга», Op. 40
  • Шесть лирических пьес для фортепиано, Op. 54
  • Симфонические танцы ор. 64, 1898)
  • Норвежские танцы ор.35, 1881)
  • Струнный квартет соль минор Ор. 27, 1877—1878)
  • Три скрипичных сонаты Ор. 8, 1865
  • Виолончельная соната ля минор Ор. 36, 1882)
  • Концертная увертюра «Осенью» (I Hst, ор. 11) ,1865)
  • Sigurd Jorsalfar ор. 26, 1879 (три оркестровых пьесы из музыки к трагедии Б. Бьёрнсона)
  • Свадебный день в Тролльхаугене, Op. 65, No. 6
  • Heart Wounds (Hjertesar) From Two Elegiac Melodies, Op.34 (Lyric Suite Op.54)
  • Sigurd Jorsalfar, Op. 56 — Homage March
  • Peer Gynt Suite No. 1, Op. 46
  • Peer Gynt Suite No. 2, Op. 55
  • Last Spring (Varen) from Two Elegiac Pieces, Op. 34
  • Концерт для фортепиано с оркестром ля минор, Op. 16


4.2. Камерно-инструментальные произведения

  • Первая скрипичная соната F-dur соч. 8 (1866)
  • Вторая скрипичная соната G-dur соч. 13 (1871)
  • Третья скрипичная соната c-moll соч. 45 (1886)
  • Виолончельная соната a-moll соч. 36 (1883)
  • Струнный квартет g-moll соч. 27 (1877—1878)

4.3. Вокально-симфонические произведения (театральная музыка)

  • «У врат монастыря» для женских голосов — соло и хора — и оркестра соч. 20 (1870)
  • «Возвращение на родину» для мужских голосов — соло и хора — и оркестра соч. 31
  • «Одинокий» для баритона, струнного оркестра и двух валторн — соч. 32
  • Музыка к пьесе Ибсена «Пер Гюнт» соч. 23 (1874—1875)
  • «Берглиот» для декламации с оркестром соч. 42 (1870—1871)
  • Сцены из «Олафа Трюгвасона», для солистов, хора и оркестра соч. 50 (1888)


4.4. Фортепианные произведения (всего около 150)

  • Небольшие пьесы (соч. 1 издано в 1862 г.); 70

содержится в 10 «Лирических тетрадях» (изд. с 70-х гг. по 1901)

  • Среди крупных произведений: Соната e-moll соч. 7 (1865),
  • Баллада в форме вариаций соч. 24 (1875)
  • Для фортепиано, в 4 руки
  • Симфонические пьесы соч. 14
  • Норвежские танцы соч. 35
  • Вальсы-каприсы (2 пьесы) соч. 37
  • Старонорвежский романс с вариациями соч. 50 (есть орк. ред.)
  • 4 сонаты Моцарта для 2-х фортепиано в 4 руки (F-dur, c-moll, C-dur, G-dur )
  • Романс на слова Андерсена «Сердце поэта»(1864)


4.5. Хоры (всего — с посмертно изданными — свыше 140)

  • Альбом для мужского пения (12 хоров) соч. 30
  • 4 псалма на старинные норвежские мелодии, для смешанного хора a capella с баритоном или басом соч. 70 (1906)

5. Наследие Грига

«Тролльхауген»

«В пещере горного короля»

«Утро» было любимой пьесой Карла Столлинга, который часто использовал композицию в эпизодах мультфильмов киностудии «Уорнер-бразерс». Эта пьеса теперь типично связывается со скандинавскими сценами; однако мелодия предназначалась, чтобы изобразить восход солнца в Пустыне Сахара.

Танец Анитры

«Песня Норвегии»

«Разноцветный Трубочист»

На альбоме «Heart Of The Ages» норвежской метал группы «In the Woods…» есть песня «Mourning The Death Of Aase», посвященная памяти композитора.

«Асгард» , опера-эпос для детского исполнения; либретто: Лев Конов (текст: «Младшая Эдда» /«Видение Гюльви»/ Снорри Стурлусона); музыка: Эдвард Григ (ор.50 — «Олаф Трюгвасон» ) и Лев Конов; Соч. 1994 г. Россия. Москва.


Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/grig-edvard/

  1. Большая советская энциклопедия
  2. «Эдвард Григ». Краткий очерк жизни и творчества
  3. Б. В. Асафьев. «Эдвард Григ», Изд. «Музыка»; Ленинград, 1984 г.
  4. М. Друскин, «История зарубежной музыки». Изд. «Музыка»; Москва, 1967 г.
  5. «Музыкальная литература зарубежных стран. Выпуск 5.» Изд. «Музыка»; Москва, 1965 г.


7. Музыкальные фрагменты

Внимание! Музыкальные фрагменты в формате Ogg Vorbis

  • Концерт для фортепиано с оркестром ля минор. Первая часть (инф.) (информация о файле)
  • Концерт для фортепиано с оркестром ля минор. Вторая часть (инф.) (информация о файле)
  • Концерт для фортепиано с оркестром ля минор. Третья часть (инф.) (информация о файле)

Данный реферат составлен на основе .