В данной работе будет рассмотрена жизнь И.И. Обломова и его образ как явление «Обломовщина». Цель исследования заключается в определении социально-психологических истоков «Обломовщины» и их влияния на судьбу главного героя.
Задачи исследования:
- Проанализировать жизнь И.И. Обломова и его характерные особенности.
- Выявить причины возникновения «Обломовщины».
- Расширить представление о романе «Обломов» и термине «Обломовщина» с помощью критической литературы.
Роман «Обломов» затрагивает современные и жизненные вопросы, которые имеют общечеловеческий интерес. Автор, Гончаров, выставляет недостатки общества не с полемической целью, а для достоверного и полного изображения жизни. В романе присутствует полная объективность, спокойное и бесстрастное творчество, отсутствие узких временных целей и профанирующих искусство мотивов.
Основной идеей произведения является изучение мертвящего влияния апатии и усыпления на человека. Эта апатия охватывает все лучшие человеческие движения и чувства и вызывает вопросы о смысле жизни и труде. Обломов является воплощением этой апатии и страдает от отсутствия ответов на эти вопросы.
В работе будут рассмотрены причины возникновения «Обломовщины», которые могут быть связаны с различными факторами, включая социальные и психологические аспекты. Изучение жизни и характера И.И. Обломова поможет лучше понять истоки его пассивности и бездействия.
Критическая литература будет использована для расширения представления о романе «Обломов» и термине «Обломовщина». Это поможет более глубоко проанализировать произведение и выявить его значимость в русском обществе.
1. О романе И.А. Гончарова «Обломов»
1. Выход романа
Роман И.А. Гончарова «Обломов» вышел в дореформенное время. В нем автор с уникальной точностью и полнотой описал русскую жизнь первой половины XIX века. Сюжет романа — это жизненный путь Ильи Ильича Обломова, начиная с детства до самого его конца. Основная тема романа — это обломовщина — образ жизни и жизненная идеология; это апатия, пассивность, оторванность от реальности, наблюдение жизни вокруг; но главное — это не трудолюбие, а бездействие и пассивность. Понятие «обломовщина» можно применить не только к одному Обломову и его жителям, это «отражение русской жизни» и ключ к пониманию многих ее явлений.
В XIX веке жизнь многих русских помещиков была схожа с жизнью обломовцев, и поэтому обломовщину можно назвать «болезнью» того времени. Сущность обломовщины раскрывается через изображение жизни Обломова, большую часть которой герой проводит, лежа на диване, мечтая и строя разные планы.
Характер и судьба И. И. Обломова (по роману И. А. Гончарова «Обломов»)
... развитием собственной личности. Жизнь и смерть Обломова. Эпилог романа Анализ романа И.А. Гончарова «Обломов» Жизнь и смерть Обломова. Эпилог романа. В третий и ... то честно работая, кто-то обманывая. Гончаров осуждает «обломовщину» с ее тяготением к прошлому, ленью, апатией и ... помещика лежит забота о судьбах сотен людей («Счастливая ошибка»). И то, что деревенская жизнь есть самая естественная ...
По истории написания романа, Гончаров относит начало своего романа к 1848 году, а возможно, даже к 1847 году («Лучше поздно, чем никогда», 1879).
В «Необыкновенной истории» (конец 1870-х годов) обе даты упоминаваются: «В 1848 году, и даже раньше, с 1847 года, у меня родился план „Обломова”». Уточнение «и даже раньше, с 1847 года» не случайно: и «план», и его начальное воплощение (после краткой характеристики «плана» здесь же, в «Необыкновенной истории», говорилось: «Изредка я присаживался и писал, в неделю, в две — две-три главы…») датируются, скорее всего, именно 1847 годом. Вероятно, Гончаров надеялся написать роман в достаточно короткий срок. В самом начале осени 1847 года, появилось печатное упоминание о будущем произведении. В объявлении «Об издании „Современника” в 1848 году», с точностю не без участия самого автора, было объявлено: «…И.А. Гончаров, автор „Обыкновенной истории”, пишет новый роман, который редакция также надеется поместить в своем журнале». Разрешение на публикацию в цензуре было получено 31 августа 1847 года, в №9 журнала «Современник».
История создания романа «Обломов»
И.А. Гончаров является одним из известных писателей и классиков литературы XIX века. Его роман «Обломов» считается одним из вершинных произведений и провокационных работ, которые оставили яркую отметину в истории русской литературы.
Роман «Обломов» был задуман в 1847 году. Процесс написания затянулся, и только в 1849 году появилась первая часть романа, которая названа «Сон Обломова». К этому времени Гончаров уже успел привлечь внимание критиков своими ранними произведениями, такими как «Миллион терзаний».
Однако, реальное опубликование романа «Обломов» произошло только в 1859 году. Создание, всеобщий интерес и любовь к герою в процессе творчества не были утеряны, и на страницах журнала «Отечественные записки» читатели с увлечением следили за судьбой Обломова. Из-за этого интереса и олицетворения долгой и сложной работы роман стал собирать положительные отзывы и заслужил похвалу даже И.С. Тургенева, который говорил: «Пока останется хоть один русский — до тех пор будут помнить Обломова».
Образ главного героя романа «Обломов»
Главным героем романа «Обломов» является сам Обломов. Это человек, который не обладает энергией, мотивацией и желанием самостоятельно преодолевать преграды. Он практически не интересуется политикой и общественными делами и предпочитает созерцательное существование. Обломов не протестует против системных ошибок и не призывает к борьбе, у него больше тенденция описывать и олицетворять пороки.
В романе «Обломов» отсутствуют жесткие противники и подлые властители, а также отсутствуют войны и восстания, что придает произведению особую атмосферу мира и согласия. Гончаров, как критик, стремится привлечь внимание к проблемам человеческой природы и скрытой трагедии отдельного человека. Роман «Обломов» стал серьезной литературной работой и вызвал широкие обсуждения не только в свое время, но и продолжает оставаться актуальным и интересным и сегодня.
Обломов и «лишний человек. Образ Обломова как тип «лишнего человека» ...
... рассуждениями перед написанием сочинения на тему «Обломов и «лишние люди»». Обломов и «лишний человек» что общего – сочинение по теме | источник И.А. Гончаров Обломов Обломов и «лишний человек» Главным героем романа И. А. ... видим как во вспыхнувших спустя года чувствах Онегина к Татьяне, так и иллюзорных, «весенних» чувствах Обломова к Ольге. «Лишнему человеку» нужна муза – прекрасная, необычная ...
Современная релевантность проблем, затронутых в романе
Проблема безвольности, апатии и отсутствия идеалов, которая затронута в романе «Обломов», остается актуальной и сегодня. Молодежь сталкивается с выбором жизненного пути, оценкой своих сил и стремится найти свое место в обществе.
Мировоззрение и взгляды молодых людей часто подвергаются критике, а силы истощаются из-за отсутствия ярких идей и крепкого стержня в жизни. Проблемы, затронутые Гончаровым, вплетены в менталитет общества и родственны сегодняшним проблемам, ведь они касаются внутренних переживаний и поиска смысла в жизни.
Роман «Обломов» остается не только значимым произведением для изучения литературы XIX века, но и является отражением сложностей, с которыми сталкиваются люди в современном обществе.
2 Оценка романа И.Гончарова «Обломов» современниками
Впервые обобщающее слово «обломовщина» прозвучало в письме Г. П. Данилевского к М. П. Погодину, приблизительно датируемом началом 1852 г.: «…наряжена комиссия к Гончарову, который и даст в февральскую книжку <…> свой роман „Обломовщина”». Это же заглавие упомянуто в другом письме Данилевскому к этому же адресату, также относящемся к началу 1852 г. Первоначальное название сохранялось за романом довольно долго, о чем свидетельствуют два письма Е. Я. Колбасина к И. С. Тургеневу. В первом (от 2 декабря 1856 г.) Колбасин сообщал о циркулировавших в литературных кругах слухах: «Говорят, что Гончаров наконец покончил с своею „Обломовщиною”, он продал ее уже в „Русский вестник” по 200 рублей за лист и что с нового года начнется печатание». Ту же тему, но с явно недоброжелательным по отношению к Гончарову оттенком Колбасин развивает в письме от 15 января 1857 г., называя уже цифру 300 р. за лист. Как «Обломовщина» новый роман Гончарова фигурирует и в дневниковой записи А. В. Дружинина от 13 марта 1856 г.
Уже современники очень высоко оценили гончаровский роман. Л. Н. Толстой написал А. В. Дружинину: «Скажите Гончарову, что я в восторге от «Обломова» и перечитываю его еще раз. Но что приятнее ему будет — это то, что «Обломов» имеет успех не случайный, не с треском, а здоровый, капитальный и не временный в настоящей публике».
От первых откликов до сегодняшнего дня роман «Обломов» интерпретировался главным образом с точки зрения трех основополагающих для этого произведения проблем: социальной, национальной и религиозной.
Н. А. Добролюбов исчерпывающе рассмотрел явление «обломовщины», проецируя его как на современную социальную ситуацию (крепостное право), так и на особенности личностной психологии человека. Вместе с тем статья Добролюбова — образец глубокого эстетического анализа, чем он поразил автора «Обломова», писавшего: «Да как же он, не художник, знает это?… Такого сочувствия и эстетического анализа я от него не ожидал, воображая его гораздо суше».
Изучение романа «Обломов» Гончарова в русской науке
На протяжении долгого времени в русской науке изучение творчества Гончарова было определено «социальной» интерпретацией романа «Обломов». Статья Н. А. Добролюбова «Что такое обломовщина?» стала отправной точкой для развития советского гончарововедения до 1980-х годов. Однако уже в то время А. В. Дружинин и некоторые другие критики предлагали совершенно иные подходы к творчеству Гончарова.
Образ Обломова в произведении Обломов Гончарова
... себя и добиться своих целей, претворить мечты в жизнь. Сочинение 2 Вот уже более 160 лет роман Ивана Александровича Гончарова «Обломов» является одним из самых популярных и читаемых произведений ... барской ласки, а сама счастлива…» Это описание заканчивается наглядно иллюстрирующим «чистоту души Обломова» восклицанием: «Тс!.. жена чтоб не увидела, Боже сохрани!» Случаев «баловства» барина с ...
Добролюбов рассматривал Обломова в качестве социального типа, в то время как Дружинин видел в нем национальный тип. По мнению Дружинина, в гончаровском герое присутствует много положительного, истинно поэтического. Он отмечал, что Гончаров искренне любит своего героя и не только критикует его, но и наслаждается им.
Таким образом, статьи Добролюбова и Дружинина представляют два во многом противоположных, но дополняющих друг друга подхода к роману «Обломов».
Д. И. Писарев, критик с крайне радикальными взглядами, во многом согласовался с противниками Добролюбова в своем отношении к обломовщине. Он считал, что «Обломов» является «клеветой на русскую жизнь» и не нашел никакого значения в слове-отгадке «обломовщина». Писарев указывал на отсутствие положительных деятелей в романе и не нашел удовлетворительного ответа на вопрос, почему их нет. Он предположил, что причина заключается в том, что русский народ страдает от обломовщины. Однако такой ответ является повторением вопроса в другой форме, и Писарев признал, что такой ответ может привести к ужасным последствиям. Тем не менее, фраза «обломовщина» стала широко известной, а даже талантливый критик из журнала «Современник» посвятил целую статью разбору этого вопроса.
Роман Гончарова „Обломов” в критике
Тема «Роман Гончарова „Обломов” в критике» открывают отзывы, посвященные главе «Сон Обломова» и относящиеся к концу 1840-х — началу 1850-х гг. Первым печатным откликом на публикацию «Сна Обломова» было краткое высказывание, которое содержалось в заметке-объявлении о «Литературном сборнике с иллюстрациями», изданном редакцией «Современника» в 1849 г.
«Сон Обломова», — сказано в заметке, — эпизод из неоконченного романа г. Гончарова, — эпизод, который, впрочем, имеет в себе столько целого и законченного, что его можно назвать отдельной повестью, — есть образчик того нового произведения, которое, нет сомнения, возобновит, если не усилит, прекрасные впечатления, оставленные в читателях за два года перед этим напечатанною в „Современнике” „Обыкновенною историею”.
В этом эпизоде снова является во всем своем художественном совершенстве перо-кисть г. Гончарова, столько замечательная в отделке мельчайших подробностей русского быта, картин природы и разнообразных, живых сцен. Мы удерживаемся хвалить этот эпизод только потому, что он помещен в нашем издании.
А. Ф. Вельтман опубликовал заметку о «Сне Обломова» в 1849 году в журнале «Москвитянин» под псевдонимом «А. В.». Он отметил, что способность Гончарова сочетать фламандскую школу с гогартовским родом выражается в отрывке из романа. Описание пошлостей жизни в захолустье детально иронично изображает застой жизни, однако критик подчеркивает, что здесь нет виноватых, и что несмотря на недостатки, жизнь в захолустье обладает некоторой простотой и добротой, которые делают ее милой.
В своем обзоре русской литературы в 1849 году А. А. Григорьев отметил, что отрывок из «Сна Обломова» отличается почти исключительными достоинствами Гончарова, свойственной ему спокойной творческой манерой и умением создавать мир тишины и спокойствия с невероятной непосредственностью.
Обломов И.Гончарова
... губит все его хорошие свойства. Рядом с Обломовым выведен в романе г. Гончарова другой характер, соединяющий в себе те ... бы чья пылкая фантазия отважилась создать комедию из жизни Обломова. Вспомните эти бесконечные и беспрестанные гончаровские описания наружности ... своей первобытной чистоте. Обломов никогда не приводил этих чувств и стремлений в соприкосновение с практическою жизнью; он никогда ...
Развертывание исследования
В апреле 1859 года Ковалевский написал уважительное письмо императору, отражающее его высокое мнение о романе И. А. Гончарова. В своем письме он обсуждал различные аспекты произведения, выделяя особенности главных персонажей.
Ковалевский обратил особое внимание на характер Обломова, который предстает перед нами как интеллектуальная и морально одаренная личность, однако полностью лишенная энергии. Он описал главного героя как вялого и чрезвычайно ленивого человека. Обломов страдает от своей пассивности, презирает самого себя и оттягивается от жизни, избегая воспоминаний о своей молодости. Несмотря на попытки молодой девушки Ольги Ильинской, одного из великолепных женских характеров русской литературы, пробудить в нем любовь и заинтересовать его жизнью, все ее усилия оказываются тщетными.
Наконец, Обломов принимает решение брака с Агафьей Пшеницыной, простой и доброй женщиной, способной охранять его жизнь от потрясений и забот. Однако это ведет к его постепенному упадку, физическому и умственному. Обломов толстеет, лежит, тупеет и даже получает паралич. Таким образом, история Обломова становится символом поражения энергичности и активности перед ленью и пассивностью.
Анализ романа Гончарова, проведенный Ковалевским, позволяет оценить его важность и значимость для русской литературы. Роман является не только романтическим произведением, но и критическим исследованием нравов и общественной жизни того времени.
В отличие от Салтыкова-Щедрина, Л. Н. Толстой высоко оценил новый роман Гончарова — «Обломов». В письме А. В. Дружинину, отправленном 16 апреля 1859 года, Толстой пишет: «„Обломов”, — капитальнейшая вещь, какой давно, давно не было. Скажите Гончарову, что я в восторге от „Облом[…]ва” и перечитываю его еще раз. Но что приятнее ему будет — это, что „Обломов” имеет успех не случайный, не с треском, а здоровый, капитальный и не временный в настоящей публике».
Гончарову передали слова Толстого, о чем свидетельствует взволнованное письмо автора «капитального» романа от 13 мая 1859 года: «Слову Вашему о моем романе я тем более придаю цену, что знаю, как Вы строги, иногда даже капризно взыскательны в деле литературного вкуса и суда. Ваше воззрение на искусство имеет в себе что-то новое, оригинальное, иногда даже пугающее своей смелостью; если не во всем можно согласиться с Вами, то нельзя не признать самостоятельной силы. Словом, угодить на Вас нелегко, и тем мне приятнее было приобрести в Вас доброжелателя новому моему труду. Еще бы приятнее мне было, если б Вы не рикошетом, а прямо сказали и о моих промахах, о том, что подействовало невыгодно. Особенно полезно бы было мне это теперь, когда я желал бы попробовать еще раз перо свое над одной давно задуманной штукой. И если время, расположение духа и разные обстоятельства позволят, я и попробую. Я желал бы указания не на случайные какие-нибудь промахи, ошибки, которые уже случились и, следовательно, неисправимы, а указания каких-нибудь постоянных дурных свойств, сторон, аллюр и т. п. моего авторства, чтобы (если буду писать) остеречься от них. Ибо, как ни опытен автор (а я признаю за собой это одно качество, то есть некоторую опытность), а всё же ему одному не оглядеть и не осудить кругом и с полнотой самого себя».
Характеристика Ильи Обломова в романе И. А. Гончарова
... Обломов стал “обломовым”. Детство в Обломовке Обломов не родился таким никчемным бездельником, каким он представлен в романе. Все его отрицательные черты характера — продукт удручающих условий жизни и воспитания в детстве. почему Обломов стал “обломовым ... свою жизнь. Возможно я так остро реагируют на этого героя, потому что чувствую такие же недостатки в себе. Роман Гончарова «Обломов» был написан в ...
Главным героем романа «Обломов» является Обломов Илья Ильич. Его читатель встречает в начале романа, в Петербурге, на Гороховой улице, где он живет со своим слугой Захаром. Обломов — молодой человек, «лет тридцати двух — трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица… мягкость была господствующим и основным выражением, не лица только, а всей души; а душа так открыто и ясно светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении головы, руки».
Введение
В данной статье будет рассмотрена тема Обломова, главного героя одноименного романа Ивана Гончарова. Обломов — типичный представитель русского общества, лишенный энергии и стремления к деятельности. В своем романе Гончаров описывает жизнь Обломова, его отношение к окружающему миру, а также влияние общества на его судьбу.
Детство и юность Обломова
Обломов вырос в семье, где принято было отгораживаться от внешнего мира и оберегать себя. Его родители также были склонны к бездействию и лени, не привыкли работать. Даже в детстве, когда Обломов играл с другими детьми, его потом несколько дней отогревали. Таким образом, с самого детства ему было привито бездействие и отвращение к работе.
Однако, несмотря на это, Обломов с радостью вспоминает свое детство. Он боготворит природу Обломовки, обычную деревню, ничем особо не примечательную. Воспитание в деревенской природе привило ему поэтичность и любовь к красоте.
Жизнь Обломова
Обломов ничего не делает, постоянно жалуется и занимается словоблудием. Он ленив и не ожидает ничего от других людей. Он принимает жизнь такой, какая она есть, и не стремится ничего в ней изменить. Он живет без суеты и не пытается ничего доказать никому.
Когда к нему приходят люди и рассказывают о своей жизни, он осознает, что они забывают о том, что бесцельно тратят свою жизнь. Обломову не нужно суетиться и действовать, он просто наслаждается жизнью.
Обломов в движении и покое
Обломов выглядит смешно в движении, его естественное состояние — покой. Лежа на диване, он выглядит непринужденно и естественно. Это его стихия, его природа.
Образ Обломова в романе
Гончаров изобразил Обломова как типичного представителя русского характера, лишенного стремления к деятельности. Обломов оказывается на обочине жизни, виноват как сам, так и общество, в котором нет места для таких людей. Этот тип персонажа уникален и не имеет предшественников.
Заключение
Роман Ивана Гончарова «Обломов» описывает жизнь главного героя, его отношение к окружающему миру и влияние общества на его судьбу. Обломов — типичный представитель русского общества, лишенный стремления к деятельности. Он принимает жизнь такой, какая она есть, и наслаждается ею без суеты и напряжения.
Среди персонажей романа Гончарова «Обломов» стоит выделить фигуру Андрея Штольца. Сын русской матери и немца, потерявшего в французских походах свое состояние, Андрей был растиряем матерью. С молоденьких годы штольц находится под влиянием двух подчеркивающих самобытность характера процессов: тяжелого русского группового труда в тесном обществе прислуги и фабрикантского порядка жестко дисциплинированного немецкого отца.
Столкновение мечты и реальности в жизни Обломова (по одноименному ...
... свою жизненную позицию. Именно Ольгу Обломов воспринял как воплощение того идеала, о котором мечтал. Отношения главного героя романа с Ольгой позволяют нам глубже понять характер Ильи Обломова. Что ... Он не стремится к нормальной жизни и не желает справляться с её сложностями. Также и деревня называлась по фамилии своего хозяина Обломовкой. Вся деревня и жители ...
От Илии Ильича Обломова Штольца отличает не только целеустремленность и дисциплина, но и устремленность к созиданию своего счастия. Этот персонаж не только не избегает внешнего мира, напротив, он активно использует его возможности — общение с людьми, работа, занятия, перемещения по круговороту жизни. Его золотым правилом становятся ясно сформулированные жизненные позиции: «Уверовал и напрягись!»
Сложившийся Штольц имеет гуманные намерения при внедрении друга в себя, однако задача эта практически нереализуема. И Стольц, равно как и Обломов, при этом перерается в итоге печално предсказуемым обнаружением своей непобедимой отторженности на новых путях жизни.
Понимание Штольца приходит к нему поздно, но в точности задает прогностику на перспективу его собственного «русского счастья»: оно состоит лишь в малых личных радостях и тайных, даже от него самого, надеждах.
Андрей Штольц, образец здравого смысла, склонность к рациональной оценке проектируемых действий, два минмиральный облика созерцательной жизни — символы корреляции личности Штольца и Обломова.
В данном тексте рассматривается характеристика персонажей и обстановки в романе «Обломов» И.А. Гончарова. Главными героями являются Ахар и Обломовка.
Портрет Ахара
Ахар описывается как пожилой человек в серой сюртуке и жилете с медными пуговицами. У него прореха под мышкой, голый череп и широкие русые бакенбарды с проседью. Внешность Ахара вызывает смех и нелепость. Он не говорит, а ворчит или хрипит, так как потерял голос на охоте. Ахар отличается равнодушием к сору, пыли и грязи. Он разделяет философию, согласно которой эти вещи были созданы Богом и не нуждаются в борьбе. Ахар сохраняет верную память о минувшем, что делает его особым и ценным слугой.
Обломовка
Деревня Обломовка представляет собой безмятежный идиллический мир. Здесь время определяется сменой времён года, а не историей. Жизнь в Обломовке обезличена, человек в ней является функцией, а не лицом. Он исполняет ритуалы и является актёром на сцене с неизменным антуражем. Обитатели Обломовки стремятся спрятаться от волнений и наслаждаться никому не ведомым счастьем.
В целом, роман «Обломов» И.А. Гончарова представляет собой изображение нелепой внешности слуги Ахара и безмятежной обстановки в деревне Обломовка. Эти особенности делают произведение уникальным и интересным для изучения.
Введение
В данной научной работе будет исследован символичный контекст часов в доме Обломовых. Будет проанализирован их особый бой, который характеризуется как ворчанье собаки и шипение кошки. Эти звуки создают впечатление сдавленного и трудно прорывающегося «наружу» времени. Отметим, что в Обломовке преобладает гармония в сфере духовных стремлений и душевных движений, но не пищи духовной. Также посмотрим на важное место сна как временипровождения для обитателей Обломовки. Затем исследуем страх перед новым и изменениями, которым подвержены жители Обломовки. В работе будут рассмотрены конкретные примеры, подтверждающие этот страх. Также проанализируем бездеятельность отца и его «дела». В заключении рассмотрим связь с пространством Обломовки и непониманием новой информации, а также затрудненность коммуникации в этом мире. Исследуем событие написания письма как тягостное и исключительное событие. В конце работы сравним Обломовку с идиллическим миром и рассмотрим течение времени в этом уголке мира.
Детство Обломова в романе И.А. Гончарова «Обломов»
... ним с криками и запретами. Сочинение Детство Обломова На протяжении всего романа Обломов как будто старается выбраться из ... сказок, которые рассказывает няня Обломова. Она описывает враждебный и трудный мир за пределами Обломовки, тот мир, которого следует избегать. Как ... об их занятиях, раздавать указания. Мать могла часами разговаривать с лакеями, жильцами дома. Любила бывать в саду, рассматривать, ...
Особенности часов в доме Обломовых
Символичными являются часы в доме Обломовых. Их бой, напоминающий ворчанье собаки и шипение кошки, создает впечатление сдавленного, изможденного времени. Их звуки слишком тяжело проникают сквозь «наружу». Это может быть интерпретировано как отражение настроения и атмосферы Обломовки.
Важное место в жизни обитателей Обломовки занимает пища и сон. Забота о пище — первая и главная жизненная забота в этом мирке. Сон же, как подобие смерти, погружает в полное бездействие и мертвенное ощущение. Все вокруг замирает, кроме разнообразного храпения, сталкивающегося на разные тоны и лады. Таким образом, сон в Обломовке становится целым миром, отвлекающим от суеты и дел.
Обитатели Обломовки испытывают страх перед новым и незнакомым. Изменения не приветствуются и пробуждают паническую реакцию. Примером тому может служить случай с падением части галереи, которая пришлась на дворовую Аксинью. Крестьяне, иначе тоже страхуясь и предпочитающие определенные пути, боятся встретить на своем пути обессилевшего странника, ибо полагают, что это принявшее человеческий облик чудище. Таким образом, обитатели Обломовки отличаются отстраненностью и неумением принимать новое.
Отдельно стоит отметить бездеятельность отца Обломова. Он не сидит без дела, но его «дела» вызывают иронию. Его главное занятие — наблюдать за происходящим на дворе целые утра. Можно предположить, что это своего рода развлечение, позволяющее отвлечься от повседневных забот и суеты.
Вязкое пространство Обломовки
В мире Обломовки новая информация вызывает страх и сопротивление, а коммуникация часто оказывается затрудненной и вязкой. Жители этого мира предпочитают сохранять статус-кво и боятся изменений. Одним из ярких примеров такого сопротивления является событие написания письма. Оно сопровождается глубокой тишиной в доме и робкими, почтительными голосами, напоминающими о покойнике.
Идиллический мир Обломовки
На первый взгляд Обломовка кажется безмятежным идиллическим миром. Этот забытый всеми уголок представляет истинное подобие счастья для тех, кто измучен волнениями или незнакомы с ними. Периодический цикл природы определяет течение времени в Обломовке, создавая правильное и спокойное течение года. Время здесь не связано с историей, а скорее сменой времен года и непрерывным движением природы.
Заключение
Исследование символичности часов в доме Обломовых позволило выявить особенности и атмосферу этого мира. Часы, создающие странный бой, символизируют сдавленное и трудно прорывающееся «наружу» время. Обломовка своеобразна в своем отношении к пище и сну, а также проявляет страх перед новым и тревогу перед изменениями. Бездеятельность отца и неумение принимать новую информацию становятся характерными особенностями этого мира. Общение и передача информации часто оказываются затрудненными и стандартизированными. Обломовка, помимо своих особенностей, представляется идиллическим миром, где время определяется сменой времен года, а не историей.
Обломов и «лишние люди. Как общество повлияло на Обломова?К чему ...
... И герой оказывается как будто на обочине жизни. Обломовка осталась в мечтах, а светское общество чуждо Обломову. Свое подобие счастья Обломов находит в доме Агафьи Пшеницыной, которая, ... и поесть на счет доброй волшебницы». Итоговое сочинение на тему «Человек и общество» с аргументами из литературы представлено ниже. «Способен ли один человек противостоять обществу?» Вступление Общество – это ...
Но эта жизнь — обезличенная, человек в ней подчинён от века исполняемому ритуалу, он функция, а не лицо, актёр на сцене с неизменным антуражем. (ч. 1, гл. IX).
Символичны часы в доме Обломовых; их бой очень странный: «в эту минуту в комнате раздалось в одно время как будто ворчанье собаки и шипенье кошки, когда они собираются броситься друг на друга. Это загудели часы.
Ворчливый и шипящий бой часов словно бы обозначает сдавленное, с трудом прорывающееся «наружу» время.
«Гармония» в Обломовке достигнута за счёт духовных стремлений и душевных движений; в Обломовке угождают плоти, думая не о пище духовной: «Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке» (ч. 1, гл. IX).
Наряду с вкушением пищи важнейшим времяпрепровождением для обитателей этого затерянного мирка является сон: «Это был какой-то всепоглощающий, ничем непобедимый сон, истинное подобие смерти. Все мертво, только из всех углов несется разнообразное храпение на все тоны и лады.
В Обломовке не любят ничего менять и испытывают страх перед новым, незнакомым. Не чинили галерею — и часть её наконец обрушилась и задавила наседку с цыплятами, чуть было не погибла и дворовая — Аксинья. Один из крестьян предпочитает карабкаться к двери избы по обвалившемуся склону, но ни за что не переставит дверь и крыльцо. Крестьяне панически боятся упавшего при дороге обессилевшего странника, полагая, что это принявшее человеческий облик чудище.
В мире Обломовки новая информация пугает, а коммуникация затруднена, она вязнет в этом киселеобразном сонном пространстве. Писание письма — событие исключительное, тягостное и почти трагическое: «В доме воцарилась глубокая тишина; людям не велено было топать и шуметь. “Барин пишет! ” — говорили все таким робко-почтительным голосом, каким говорят, когда в доме есть покойник.
Жители Обломовки
гончаров обломов деревня
Жизнь жителей этих деревень — тихая, мирная, покойная. Они ограждены от всего окружающего мира, но всем им это только нравится. Ведь так жили их семья многие поколения, живут и они сами, ни сколько не тревожась о своей судьбе. Года бегут практически незаметно, и каждый день очень похож на прошедший. На протяжении многих поколений строился уклад жизни этих деревень. Практически ежедневно в деревню на какие-либо праздники съезжаются гости — и это тоже многовековая традиция. И даже календарь в Обломовке не нужен, они считают недели и дни по праздникам, которые отмечают. Жизнь в Обломовке была полна лени и покоя. И Иван Александрович Гончаров в романе «Обломов» стремился показать обществу, насколько ущербны их нравы и традиция. Как быть помещика может превратить живую душу в безвольное, ленивое существо. Если в самом начале произведения мы видим главного героя в человеческом облике, то в финале перед нами именно такое существо и предстаёт, деградировавшее изо дня в день. Роман «Обломов» Гончарова — моё любимое произведение этого автора.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5