:
Произведения Н.В.Гоголя всегда привлекают красочностью образов и событий, неповторимым украинским колоритом, удивительным оптимизмом авторского изложения и массой мистических деталей, которые прекрасным узором ложатся в канву повествования. Тема, выбранная мною, актуальна, так как 2009 год примечателен тем, что исполнилось 200 лет со дня рождения Н.В. Гоголя. Писатель-классик, Гоголь внёс большой вклад в русскую литературу 19 века. Он был мистиком и великим выдумщиком, необычайной личностью. Может быть именно поэтому, а может, потому, что Н.В. Гоголь – необыкновенно талантливый писатель, сборник лучших мировых мистических произведений, изданный в Америке, открывает именно он, Николай Васильевич Гоголь.
Цель : выяснить, к аким человеком был Н.В.Гоголь?
1.Раскрыть причины насыщенности мистическими персонажами гоголевских произведений через исследование сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» и некоторых других повестей.
Задачи:
1.Классифицировать мистические образы, объяснив их значение и происхождение.
2.Объяснить причины частоты использования данных образов.
3. Изучить биографию Н.В.Гоголя, выделив особенно яркие и интересные моменты его жизни и творчества
-
Актуальность темы : Н.В.Гоголь — самый необычный поэт и прозаик, каких только рождала Россия. И эта необычность, загадочность наиболее всего интересна мне.
-
Обоснование выбора темы : Каждый может оценить уникальность творчества этого писателя, с первых страниц окунувшись в строки его произведений. Его жизнь тоже полна интересных фактов, которые помогают раскрыть смысл его творчества. Моя работа – попытка доказать уникальность этого человека, надолго запомнить его имя и доказать, что его жизнь также интересна, необычна и трагична, как и его произведения. И самое удивительное для меня, что, чем больше пытаешься познать его жизнь, тем больше для себя загадываешь таинственных загадок и нерешенных вопросов.
7 стр., 3078 словЕ. Гришковец: жизнь, творчество, особенности сатиры
... работы. Она заключается в том, чтобы узнать, познакомиться с творчеством, с жизнью Е. Гришковца, выявить характерные для его произведений темы, идеи и художественные средства, определить, в чем особенность ... другие." Олег ВЕРГЕЛИС ("Зеркало недели") пишет следующее: "Культовый — и все тут. К Евгению Гришковцу с иными определениями теперь не подъезжай. Человек-театр, персонаж, создавший свой, особый, ...
-
Практическая значимость : Полученную информацию в результате проведенной работы можно рассказать на уроках литературы, познакомить с ней одноклассников, использовать в качестве дополнительного материала для написания сочинения.
Биография
Когда и где родился великий писатель?
Николай Васильевич Гоголь родился 20 марта (1 апреля н.с.) в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье небогатого помещика Василия Афанасьевича. Детские годы прошли в имении родителей Васильевке, рядом с селом Диканька, краем легенд, поверий, исторических преданий. Назвали Николаем в честь чудотворной иконы святого Николая, хранившейся в церкви села Диканька.
У Гоголей было свыше 1000 десятин земли и около 400 душ крепостных. Предки писателя со стороны отца были потомственными священниками, однако уже дед Афанасий Демьянович оставил духовное поприще и поступил в гетмановскую канцелярию; именно он прибавил к своей фамилии Яновский другую — Гоголь. Яновские — старинный польский дворянский род. В томах «Польских гербов» фамилия Яновских упоминается с 1376 года.
Какие у него были родители?
Родители Гоголя были вполне обычные люди – добрые, набожные, в меру образованные, любили друг друга и жили в мире и согласии. А с другой стороны, они были совершенно необыкновенные люди! В воспитании будущего писателя определенную роль сыграл отец, Василий Афанасьевич, страстный поклонник искусства, любитель театра, автор стихов и остроумных комедий.
Гоголь, Василий Афанасьевич — отец Н.В. Гоголя, талантливый рассказчик и писатель. Сын полкового писаря, Гоголь по происхождению, характеру, складу ума и литературной деятельности был типичный малоросс. Он числился на почтовой службе, в 1805 г. вышел в отставку с чином коллежского асессора и женился.
Мать Гоголя, происходила из помещичьей семьи. По преданию, она была первой красавицей на Полтавщине. Замуж за Василия Афанасьевича она вышла четырнадцати лет. Про свою семейную жизнь Мария Ивановна сообщает: «Жизнь моя была самая спокойная; характер у меня и у мужа был веселый. Мы были окружены добрыми соседями. Но иногда на меня находили мрачные мысли. Я предчувствовала несчастья, верила снам. Сначала меня беспокоила болезнь мужа. До женитьбы у него два года была лихорадка. Потом он был здоров, но мнителен…».
Как они познакомились?
Мне очень нравится предание, рассказывающее о встрече родителей Гоголя. По преданию, появление на свет будущего писателя было предопределено свыше. Василий Афанасьевич, будущий отец писателя, во время поездки на богомолье увидел сон. Во сне ему явилась Царица Небесная. Она подозвала мальчика (Василию Афанасьевичу было в то время четырнадцать лет) к себе и указала на младенца, которого он прежде никогда не видел: «Вот твоя невеста». Через некоторое время в дочери соседей по имению Косяровских, Маше, он с изумлением узнал ребенка, которого видел во сне. Девочке в это время был всего год. Через тринадцать лет, в течение которых Василий Афанасьевич часто бывал в имении Косяровских, видение повторилось, и вскоре состоялась свадьба Василия Афанасьевича и Марии Ивановны, а еще через три года у них родился сын Николай. Итак, жизнь Николая Васильевича Гоголя началась с предания, и если подробнее познакомиться с его биографией, то убеждаешься в том, что вся его биографии составляет что-то среднее между легендой и фактом.
Мое любимое произведение Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души
... Сочинение на тему любимое произведение гоголя …Великие произведения искусства становятся вечными спутниками человечества. С. Машинский Николай Васильевич Гоголь – один из великих писателей XIX века. Моим любимым произведением является поэма “Мертвые души”. Это произведение – самая значительная работа Николая Васильевича Гоголя, ... Отечество, отрекся от отца и родины. Отцу, Тарасу Бульбе, стыдно, ...
Дом доктора М.Я.Трохимовского в Сорочинцах, где родился Гоголь
В.А.Гоголь-Яновский, отец писателя М.И.Гоголь-Яновская, мать писателя
Был ли Николай единственным ребенком в семье?
Кроме Николая у Василия и Марины Гоголей было пятеро детей. Маленький Николай был окружён безоговорочным обожанием, и позиций этих не поколебало ни рождение сестры Марии в 1811 году, ни брата Ивана в 1812. «Я ничего в детстве сильно не чувствовал, я глядел на всё, как на вещи, созданные для того, чтобы угождать мне», — писал он позднее матери.
Мать писателя Мария Ивановна Гоголь и его сестры
Кто его заинтересовал таинственными историями?
Множество таинственных и героических историй слышал он и от бабушки, Татьяны Семёновны. В её комнатах было полным-полно всяких коробочек, шкатулочек и безделушек, так что Никошу, как его тогда называли, так и тянуло в её комнаты. Сами знаете, какие сокровища бывают у бабушек. Так вот, она могла подолгу рассказывать про запорожских казаков, среди которых был и его славный предок Остап Гоголь. А ещё знала бабушка массу народных песен и сказок, которые не всегда оканчивались всеобщим пиром да свадьбой.
Как Гоголь научился роскошно описывать природу?
Отец брал его с братом с собой в коляску, когда объезжал имение, и этим поездкам мы обязаны роскошными гоголевскими описаниями необозримых полей со снопами и стогами, жаркого полдня, клонящихся под тяжестью плодов ветвей яблонь и груш.
Что умел он делать в детстве?
Дома, вдохновившись отцовскими постановками, он пытался сочинять стихи. И ещё он рисовал и даже как-то организовал выставку своих картин в Васильевке.
Но пора было учиться. Так что для Николая и Ивана был нанят семинарист, однако дело не двигалось, поэтому в 1819 году родители решили отправить обоих мальчиков в Полтавскую гимназию.
Николай Гоголь. Опыт духовной биографии
... писателя, Ольги Васильевны Гоголь-Головни, брат ее любил вспоминать, почему назвали его Николаем. Среди предков Гоголя ... призму религиозного миросозерцания писателя. Гоголь был православным ... писателя. Как не раз признавался Гоголь, сочинения ... можно, и в Диканьке, в церкви Святого Николая, ... ходить по святым печерам". Осенью 1844 года, находясь за границей, Гоголь ... Гоголя по своей мерке, изображая его едва ли ...
Интересные факты из жизни
Казалось бы о Н.И. Гоголе известно практически все. Но снова и снова всплывают новые и порой совершенно неожиданные факты. Вся жизнь Гоголя до сих пор остается неразгаданной загадкой.
Николай Васильевич страстно увлекался всем, что попадало в поле его зрения. История родной Украины была для него одним из любимых исследований и увлечений. Именно эти исследования подвинули его на написание эпической повести «Тарас Бульба».
Как он выглядел в юности?
Гоголь стеснялся своего носа. На всех портретах Гоголя его нос выглядит по-разному – так, с помощью художников, писатель пытался запутать будущих биографов.
Да, это только в учебниках литературы гении рождаются на свет сразу в виде бронзовых памятников! А в жизни они подчас даже золотухой болеют и бывают, некрасивы, напуганы и нелюдимы.
Гоголь-гимназист (портрет неизвестного художника 1820-х гг.)
Любил ли сладкое?
Гоголь был образцовым сладкоежкой. Мог, например, без посторонней помощи съесть в один присест банку варенья, гору пряников и выпить целый самовар чаю… «В карманах брюк у него всегда был запас конфет и пряников, он жевал не переставая, даже в классах во время занятий. Забирался куда-нибудь в угол, подальше от всех, и там уже поедал свое лакомство» — так описывает Гоголя товарищ по гимназии.
Какое у него было любимое блюдо?
Если бы судьба не сделала Гоголя писателем, он был бы непременно великим артистом-поваром. Любимейшее блюдо — макароны. Они вызывали в нем особенно хорошее расположение духа. Он сам готовил их.
Гоголь любил готовить и угощать друзей варениками и галушками. Один из любимых его напитков — козье молоко, которое он варил особым способом, добавляя ром. Эту стряпню он называл гоголем-моголем и часто, смеясь, говорил: «Гоголь любит гоголь-моголь!»
Другие увлечения
Гоголь испытывал страсть к рукоделию. Вязал на спицах шарфы, кроил сестрам платья, ткал пояса, к лету шил себе шейные платки.
Писатель обожал миниатюрные издания. Не любя и не зная математики, он выписал математическую энциклопедию только потому, что она была издана в шестнадцатую долю листа (10,5×7,5 см).
Писатель ходил по улицам и аллеям обычно с левой стороны, поэтому постоянно сталкивался с прохожими.
Гоголь очень боялся грозы. По словам современников, непогода плохо действовала на его слабые нервы.
Юмор в повести Н. В. Гоголя “Ночь перед Рождеством”
... трудностями. Повесть “Ночь перед рождеством” – именно такая, поэтому легко объяснить неиссякаемый интерес и искреннюю любовь читателей самых разных возрастных категорий до наших дней. В то далекое время, когда на свет ...
Он был крайне застенчив. Как только в компании появлялся незнакомец, Гоголь исчезал из комнаты.
Писал только стоя, а спал — только сидя. Однажды, во время приступа малярии (он заболел ею в Италии) его тело сильно окоченело, и присутствовавшие решили, что он умер… С тех пор, боясь как бы его вновь не приняли за мертвого, он проводил ночь, дремля в кресле и не ложась в постель. С рассветом он взбивал и разметывал свою постель для того, чтобы служанка, прибиравшая комнаты, не могла ничего заподозрить…
Забавные привычки
Поэт и переводчик Николай Берг вспоминал: «Гоголь либо ходил по комнате, из угла в угол, либо сидел и писал, катая шарики из белого хлеба, про которые говорил друзьям, что они помогают разрешению самых сложных и трудных задач. Когда он скучал за обедом, то опять же катал шарики и незаметно подбрасывал их в квас или суп рядом сидящих…
Гоголь любил совершать продолжительные пешие прогулки… дома. «В крайних комнатах, маленькой и большой гостиных, ставились большие графины с холодной водой. Гоголь ходил из одной в другую и через каждые десять минут выпивал по стакану. Ходил Гоголь всегда чрезвычайно быстро и как-то порывисто.
Избавлялся от пороков
В юности, во время учебы в гимназии, из-за него неряшливости и золотушного вида (у него текло из ушей) многие ученики брезговали подавать ему руку, отказывались брать его книги — это был настоящий ад для нормального человека. «Гоголь постоянно косился на нас, держался в стороне, всегда смотрел букою…»
«Во мне заключалось собрание всех возможных гадостей, каждой понемногу, и притом в таком множестве, в каком я еще не встречал доселе ни в одном человеке» — признавался Гоголь. И тут же добавлял, что большую часть своих пороков и слабостей он передавал своим героям, осмеивал их в своих повестях и таким образом избавлялся от них навсегда.
Аптекарский интерес и другие…
В молодости Н.В. Гоголь проявлял интерес не только к литературе, но и к истории, географии, ботанике и к фармации. В его “Книге всякой всячины, или подручной
Энциклопедии” среди описаний малороссийских обрядов, пословиц и частушек, вооружения древних греков, денег и монет разных государств есть заметки “Аптекарский вес” и “Следующими знаками изображают вес Аптекарский”, впервые опубликованные недавно И.А. Виноградовым.
1852 г. был для Гоголя безрадостным. Умерла Е.М.Хомякова – сестра его друга Н.М.Языкова. После панихиды в нем утверждается мысль о смерти. Одной только мысли этой было достаточно для того, чтобы ему не помогло никакое лечение. Он соблюдал строгий пост и проводил долгое время в молитве.
ЛЮБОВЬ ТВОРИТ ЧУДЕСА (по повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»)
... да любовь! 2 вариант На что способен влюбленный человек, чтобы добиться благосклонности своей возлюбленной? Как мы видим из повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством», даже на сделку с чертом. Кузнец Вакула, ... душу. Но Вакула быстро приходит в себя, со'творяет крест и заставляет лукавого повиноваться. Много страха кузнецу приходится натерпеться и во время полета, так как в ночь перед Рождеством все ...
Что случилось в ночь на 12 февраля 1852 года, доподлинно не знает никто. Биографы, совместными титаническими усилиями пытались буквально по минутам восстановить события той ночи, но совершенно точно известно только то, что до трех часов ночи Гоголь истово молился. Потом он взял свой портфель, достал из него какие-то листы бумаги, а все, что в нем осталось, велел немедленно сжечь. После чего перекрестился и, вернувшись в постель, неудержимо рыдал до утра. Наутро сказал графу Толстому: «Вот что я сделал:
« Хотел было сжечь некоторые вещи, давно на то приготовленные, а сжег все». Традиционно принято считать, что в ту ночь Гоголь сжег второй том «Мертвых душ», но некоторые биографы и историки, уверенны в том, что это далеко от истины, которую уже вряд ли, кто-то узнает. Физическое состояние Гоголя в это время резко ухудшается; к нему приглашают самых известных докторов, но он отказывается от лечения. Видя ухудшение состояния Гоголя, его решают лечить насильно (ему был поставлен диагноз «менингит»).
21 февраля, в четверг, около восьми часов утра Гоголь умер
Когда Гоголь был маленьким, его бабушка, Татьяна Семеновна, рассказывала ему о божественной лестнице: ее спускали с неба ангелы, подавая руку душе умершего… Последними словами Гоголя были: «Лестницу! Поскорее давай лестницу!»
Гоголь
И.Е.Репин.
Что хотел пожелать своим потомкам?
После его смерти среди многочисленных бумаг был обнаружен странный лоскуток бумаги с запиской, написанной, судя по всему, уже после сожжения второй части «Мертвых душ»: «Будьте живые, а не мертвые души!» Странная вещь: человек, который никого не любил, включая самого себя, и всегда убегавший от яркого света и шума жизни, вдруг заявляет: будьте живые души!
Что это — сожаление об утраченном? Неожиданный вывод после подведения итогов жизни? Божественное озарение? Возможно… Однако больше всего это похоже на завещание. Может быть, это и есть то самое главное, что хотел сказать нам, своим потомкам, великий русский писатель Николай Васильевич Гоголь.
Николай Васильевич Гоголь – это величина мирового значения. Второго Гоголя человечество не получит никогда. Он неповторим как художник и творец и также неповторима притягательная человеческая красота души, нашедшая свое отражение в его бессмертных произведениях.
«Я почитаюсь загадкою для всех».
Мистические персонажи произведений Н.В.Гоголя.
Я с удовольствием прочитала такие произведения, как «Ночь перед Рождеством», «Майская ночь или утопленница», «Вечер накануне Ивана Купалы», «Страшная месть» и повесть «Вий» из сборника «Миргород». Проработав исходный материал, я заметила, что Гоголь не использует всем известных мистических персонажей, широко распространённых в народных сказках, таких, как Кощей, кикимора, водяной, Баба Яга, леший, домовой и др. В его произведениях я встретила колдунов («… в глубоком подвале у пана Данилы, за тремя замками, сидит колдун» («Страшная месть»), ведьм (« …Тут через трубу одной хаты клубами повалился дым и пошёл тучею по небу, и вместе с дымом поднялась ведьма верхом на метле…»( «Ночь перед Рождеством»), ведьмаков ( Пацюк в «Ночь перед Рождеством»), страшного Вия из повести «Вий»( «…приведите Вия! Ступайте за Вием! – раздались слова мертвеца…»), чертей ( «Ночь перед Рождеством») и других. Я решила узнать, какова природа этих необычных героев, откуда они появились и в каких ещё произведениях литературы и фольклора встречаются. Я посмотрела материал энциклопедий, толковых словарей.
Мой любимый герой в повести Н. В. Гоголя “Ночь перед Рождеством”
... любовь близкого человека. Таким образом, в самом начале повести она предстает перед нами, как беззаботная, насмешливая, ветреная, а главное, капризная ... провидение. Вакуле удалось поймать черта за хвост и, пригрозив тем, что он перекрестит его, он потребовал, чтобы тот вез ... уныние. Было понятно, что ей небезразлична его судьба. Несмотря на то, что она потребовала расшитые золотом черевички, как у ...
Колдун – это мистический персонаж, обладающий необычными магическими способностями. Колдун (колдунья ), ( ), ( ),чародей (чародейка) — человек, которому приписывается способность воздействия на людей и на явления природы для достижения желаемого эффекта ( , ).
В основе «ритуальной магии» (колдовства) лежат ритуальные действия, позволяющие воспринимать «тонкие материи», «духов». Он сторонник чёрной магии, во многих произведениях является отрицательным персонажем, творящим зло. Своей ролью и значением в произведениях напоминает ведьму. В своей повести « Страшная месть» Гоголь описывает его так: «…приподняв иконы вверх, есаул готовился сказать короткую молитву…, как вдруг закричали, перепугавшись, игравшие на земле дети, а вслед за ними попятился народ, и все показывали со страхом пальцами на стоявшего посреди них козака. Кто он таков, никто не знал. Но уже протанцевал он на славу козачка. И уже успел насмешить обступившую его толпу. Когда же есаул поднял иконы, вдруг всё лицо его переменилось: нос вырос и наклонился в сторону, вместо карих, запрыгали зелёные очи, губы засинели, подбородок задрожал и заострился, как копьё. Изо рта выбежал клык, из-за головы поднялся горб, и стал козак – старик. — Это он! Это он!- кричали матери, хватая на руки детей своих…». Как мы видим, Гоголь – прекрасный словесный рисовальщик. От созданного им портрета колдуна исходит угроза. Но здесь мы видим и другое: Гоголь остаётся в душе истинным православным христианином и утверждает торжество святых икон над нечистой силой – под их властью исчезает обман и колдовство, всё проявляет истинную сущность.
Ведьма – это мистический персонаж, обладающий яркими магическими способностями. Она, как и колдун, любит делать зло людям . Она хитра и остроумна, иногда бывает двулична, может скрывать истинное лицо и род занятий. В повести «Ночь перед Рождеством» упоминается ведьма Солоха. «Она была матерью кузнеца Вакулы и имела отроду не больше сорока лет. Она была не хороша, не дурна собою. Трудно и быть хорошею в такие года. Однако ж она так умела причаровывать к себе степенных козаков…, что к ней хаживал и голова, и дьяк Осип Никифорович…, и козак Корний Чуб, и козак Свербыгуз». Ведьма у Гоголя совсем не страшная, она напоминает обыкновенную хуторскую тётушку, занятую исключительно собой и любящую ухаживания за своей особой. Она алчна (мечтает о богатстве Чуба), кокетлива (даже с чёртом), равнодушна к единственному сыну настолько, что не препятствует рисованию святых икон и даже сама ходит в церковь.
По литературе : «Н. В. Гоголь — великий писатель первой половины 19 века»
Гоголя очень волновало и тревожило будущее своей Родины. Это ярко отразилось в поэме “Мертвые души”, в лирических отступлениях писателя. В произведении мы можем увидеть два типа лирических отступлений: ... крепостного народа. Из помещиков можно выделить злого крепостника Плюшкина, которого Гоголь называет “прорехой на человечестве”. Писатель, стремясь донести до читателя всю боль и свои переживания о ...
Ведьмак- это существо, практически не причиняющее людям вреда, часто даже помогающее им. Он надзирает над ведьмами и мешает им творить зло. В «Ночи перед Рождеством» упоминается ведьмак Пацюк. В произведении Гоголь описывает его так: «Этот Пузатый Пацюк был точно когда-то запорожцем… Давно уже…жил он в Диканьке. Сначала он жил, как настоящий запорожец: ничего не работал, спал три четверти дня, ел за шестерых косарей и выпивал за одним разом почти по целому ведру; впрочем, было где и поместиться, потому что Пацюк, несмотря на небольшой рост, в ширину был довольно увесист… не прошло несколько дней после прибытия его в село, как все уже узнали, что он знахарь. Бывал ли кто болен чем, тотчас призывал Пацюка, а Пацюку стоило только пошептать несколько слов, как недуг будто рукою снимался…». Пацюк, как видим, помогает людям. Он вполне добродушен, озорничает с кузнецом, пришедшим спрашивать дорогу к чёрту. Но он ясно видит чёрта в мешке, а также причины, приведшие к нему Вакулу.
Ещё одно ужасное существо – Вий. Это существо из семейства злыдней. А злыдни, в свою очередь, крошечные существа, селившиеся за печкой и приносившие дому несчастья. У древних славян Вий был известен тем, что насылал ночные кошмары, видения и привидения. Вся сила его была в глазах, которые очень сильно заросли бровями и ресницами и совсем затемнили зрение. Малороссийский Вий – мифическое существо, у которого веки опускаются до самой земли, но если поднять их вилами, то ничто не укроется от его взора. Примечание Гоголя: «Вий – колоссальное создание простонародного воображения. Таким именем называется у малороссиян начальник гномов, у которого веки на глазах идут до самой земли. Вся эта повесть «Вий» есть народное предание. Я не хотел ни в чём изменить его и рассказываю почти в такой же простоте, как слышал». Интересно, что некоторые детали не вошли в поэтический рассказ Гоголя. В некоторых местах люди представляют Вия, как страшного разрушителя, который одним своим взглядом убивает людей и сжигает города. Данный герой упоминается в повести «Вий»: «…И вдруг настала тишина в церкви; послышалось вдали волчье завыванье, и скоро раздались широкие шаги, звучавшие по церкви, увидел он, что ведут какого-то приземистого, дюжего, косолапого человека. Весь он был в чёрной земле. Как жилистые, крепкие корни, выдавались его засыпанные землёю ноги и руки. Тяжело ступал он, поминутно оступаясь. Длинные веки были опущены до самой земли. С ужасом заметил Хома, что лицо было на нём железное.Его привели под руки и прямо поставили к тому месту, где стоял Хома…». Далее, как мы помним, философ посмотрел в глаза Вию и был узнан. Вся нечисть также увидела несчастного и растерзала его. Таким образом, Вий способствовал погублению христианской души, а значит, он страшное существо.
Конспект по литературе «Н.В.Гоголь.Повесть «Тарас Бульба: подвиг во имя Родины»
... одного персонажа. Тема подвига и предательства в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» (1835) — ... сочинении на тему «Характеристика Тараса Бульбы» Тест по произведению Одно из самых известных произведений Николая Васильевича Гоголя — «Тарас Бульба». ... мысль в данном произведении, писатель взял идею того, что ... в соответствии с личными планами. Нельзя сказать, что это ...
Чёрт – мифический персонаж, отрицательный герой. Он изображается в виде человекоподобного существа с узкой мордочкой, длинным хвостом, свиным пятачком, маленьким ушами и рожками на голове. В повести «Ночь перед Рождеством» упоминается именно такой чёрт. Вот описание Гоголя: «…его узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая всё, что ни попадалось, мордочка оканчивалась, как и у наших свиней, кругленьким пятачком, ноги были так тонки, что если бы такие имел яресковский голова, он переломал бы их в первом козачке. Но зато сзади он был совершенный губернский стряпчий в мундире, потому что у него висел хвост, такой острый и длинный, как теперешние мундирные фалды; только разве по по козлиной бороде под мордой, по небольшим рожкам, торчавшим на голове, и что весь он был не белее трубочиста, можно было догадаться, что он не немец и не губернский стряпчий, а просто чёрт, которому последняя ночь осталась шататься по белому свету…».
Просматривается деление всех мистических персонажей на положительных и отрицательных. К положительным следует отнести знахарей и ведьмаков, к отрицательным – Вия, колдуна и чёрта. Гоголевская же ведьма Солоха имеет как положительные, так и отрицательные качества. По крайней мере, она явно не вредит людям, если не считать большим проступком воровство звёзд с неба. Однако у писателя есть ещё одна ведьма – мачеха панночки из «Майской ночи». Страшная сущность этой ведьмы проявляется в образе жуткой чёрной кошки с железными когтями. Молодая жена сотника зла, чернота её души видна почти воочию: свет месяца не может проникнуть сквозь неё, она непрозрачна. Но зло наказано и в этом произведении, за что мы благодарны Н.В.Гоголю.
«Вий» — самая мистическая и страшная повесть Гоголя.
В сборнике повестей «Миргород» одной из самых мистических и страшных является повесть «Вий». Повесть была начата Гоголем в 1833 году. Вий, имя фантастического подземного духа, было придумано Гоголем в результате соединения имени властителя преисподней в украинской мифологии «железного Ния» и украинских слов «вия» — ресница и «повико» — веко. Отсюда – длинные веки гоголевского персонажа. В примечании к «Вию» Гоголь указывает, что « вся эта повесть есть народное предание» и что он его передал именно так, как слышал, почти ничего не изменив. Однако до сих пор не обнаружено ни одного произведения фольклора, сюжет, которого точно напоминал бы повесть. Лишь отдельные мотивы «Вия» сопоставимы с некоторыми народными сказками и преданиями.
Хома Брут гибнет от страха, но ценой своей жизни губит нечистую силу, бросившуюся на философа и не услышавшую вовремя крик петуха – после его третьего крика, духи, не успевшие вернуться в подземное царство мертвых, погибают.
Целую гамму мифических настроений гениально проявляет Гоголь в сцене волшебной скачки и полета над водой Хомы с ведьмой на плечах. Хома Брут видел, как там, внизу, из-за осоки выплывала русалка, мелькала спина и нога – выпуклая, упругая, вся созданная из блеска и трепета… «Облачные перси ее, матовые, как фарфор, не покрытый глазурью, просвечивали перед солнцем по краям своей белой эластической окружности…Вода в виде маленьких пузырьков, как бисер, осыпала их. Она вся дрожит и смеется в воде. Видит ли он это или не видит? Наяву ли это или снится? «Что это?» — думал философ, глядя вниз, несясь во всю прыть. Пот катился с него градом, он чувствовал бесовски сладкое чувство, он чувствовал какое-то пронзающее, какое-то томительно-страшное наслаждение. Ему часто казалось, что, будто сердца уже вовсе не было у него, и он со страхом хватался за него рукою». Критика встретила «Вия» сначала довольно холодно, не оценив подлинной виртуозности автора и глубины его философии. В «Вие» фантастика причудливо сплетается в повести с реально-бытовыми деталями и описаниями.
Можно сказать, что «Вий» — это первый настоящий триллер в русской литературе. Гоголь мастерски нагнетает напряжение с каждой ночью, которую Хома Брут должен провести у гроба Панночки-ведьмы. При этом истинно народный юмор только оттеняет весь ужас происходящего. Например, в следующей характеристике Хомы: «После обеда философ был совершенно в духе. Он успел обходить все селения, перезнакомиться почти со всеми; из двух хат его даже выгнали; одна смазливая молодка хватила его порядочно лопатой по спине, когда он вздумал было пощупать, из какой материи у неё была сорочка и плахта».Да и с ведьмой-старухой Хома не прочь был бы переспать,
будь она чуть помоложе. Рядом с этим по-настоящему леденят душу такие вот вполне серьезные строки, не вызывающие ни тени улыбки, несмотря на всю фантастичность происходящего: «Труп уже стоял перед ним на самой черте и вперил на него мертвые, позеленевшие глаза. Бурсак содрогнулся, и холод чувствительно пробежал по всему телу. <…> Глухо стала ворчать она и начала выговаривать мертвыми устами страшные слова; хрипло всхлипывали они, как клокотание кипящей смолы. Что значили они, того не мог сказать он, но что-то страшное в них заключалось. Философ в страхе понял, что она творила заклинание».
Кто же такой Вий? Существуют две версии, и ни одной из них нельзя отдать строго предпочтения. Многие исследователи полагают, что имя Вия – фантастического подземного духа – было придумано Гоголем в результате контаминации имен властителя преисподней в украинской мифологии «железного Ния», способного взглядом убивать людей и сжигать города (вероятно, это его свойство отождествлялось с извержениями вулканов и землетрясениями), и украинских слов «вия», «вийка» — ресница. В составленном Гоголем «Лексиконе малороссийском», например, читаем: «Вирлоокий — пучеглазый». Отсюда – длинные веки гоголевского персонажа. Если принять эту версию, то получается, что Вий в том виде, в каком мы узнаем его сегодня – целиком плод гоголевской фантазии – железное существо с длинными, до земли, веками. Действительно, в известных сказках, равно как и в других фольклорных произведениях украинцев и других славянских народов, персонажа по имени Вий нет. За одним замечательным исключением. Правда, известный собиратель и исследователь фольклора А.Н.Афанасьев в своей книге «Поэтические воззрения славян на природу» утверждал, что в славянской мифологии не только есть сходный образ, но и само название фантастического существа – Вий – рассматривалось как вполне традиционное.
Вий у Гоголя – повелитель подземного царства, хозяин земных недр. Неудивительно, что у него железное лицо и железные пальцы. В народном сознании земные недра ассоциировались, прежде всего, с железной рудой – именно этот минерал люди начали добывать прежде всего. У Гоголя сила Вия скрыта за сверхдлинными веками, и он не может использовать её без посторонней помощи. Писатель совместил белорусского Кощея с украинским железным Нием. Кто-то из прочей нечисти должен поднять веки Вию. Иносказательно это можно истолковать в том смысле, что нечистой силе должен помогать сам человек – своим страхом. Именно страх Хомы в конце концов губит его. Вий забирает его душу к себе, в царство мертвых.
История Хомы допускает и реалистическое объяснение. Видение Вия можно представить себе как плод белой горячки большого любителя горилки, от которой он и погибает.
Гоголь основательно готовился к написанию своих мистических повестей. Автор тщательно собирал всю фольклорную информацию, касающуюся нечистой силы. Писатель хотел полного сходства с народными представлениями о нечисти. И для этого он писал матери : «…Ещё несколько слов о колядках, об Иване Купала, о русалках. Если есть, кроме того, какие-нибудь духи или домовые, то и о них поподробнее с их названиями и делами; множество носиться между простым народом поверий, страшных сказаний, преданий, разных анекдотов, и проч. и проч. и проч. Всё это будет для меня чрезвычайно занимательно». Гоголь: «Вий – есть колоссальное создание просто народного воображения – таким именем назывался у малороссиян начальник гномов, у которого веки на глазах идут до самой земли. Вся эта повесть есть народное предание. Я не хотел ни в чем изменить его и рассказываю почти в такой же простоте, как слышал». Действительно, нельзя исключить, что то предание о Вие, которое слышал Гоголь, более никем из фольклористов не было зафиксировано, и только гоголевская повесть сохранила его до наших дней.
Страсть Гоголя к розыгрышам и мистификациям.
Вскоре Гоголь вновь уезжает за границу.
Гоголь пробыл за границей с июня 1836г. по апрель 1848г., но дважды за это время побывал на родине: в 1839-1840 и в 1841-1842гг.
Он исколесил чуть ли не всю Западную Европу, дольше всего прожил в любимой Италии – в общей сложности около четырех с половиной лет.
Живя за границей, он почти каждое лето проводил на каких-нибудь водах, но редко выдерживал полный курс лечения; ему казалось, что он сам лучше всех докторов, знает, как и чем лечиться. Всего благотворнее, по его мнению, на него действовали путешествия и жизнь в Риме. Так говорил Гоголь про свой любимый Рим: « Мне казалось, что будто я увидел свою родину, в которой несколько лет не бывал, а в которой жили только мои мысли. Но нет, это все не то: не свою родину, но родину души своей я увидел, где душа моя жила еще прежде меня, прежде чем я родился на свет».
С. Т. Аксаков, Погодин и Щепкин провожали его и стояли на улице в Перхушково, пока экипаж не пропал из глаз. Вдруг, откуда ни возьмись, потянулись страшные, черные тучи и очень быстро заволокли половину неба, сделалось темно, и какое-то зловещее чувство овладело друзьями Гоголя.
Они грустно разговаривали, применяя к будущей судьбе Гоголя мрачные тучи, затмившие солнце, но через полчаса внезапно переменился горизонт: сильный ветер рвал на клочки и разгонял страшные тучи, небо скоро прояснилось, солнце явилось в своем блеске и радостное чувство наполнило сердца провожающих.
Так, мистическим образом природа провожала Гоголя за границу.
Но именно в Риме слабый организм поэта не выдержал нервного напряжения, сопровождающего усиленную творческую деятельность. Он схватил сильнейшую болотную лихорадку. Острая, мучительная болезнь едва не свела его в могилу и надолго оставила следы, как на физическом, так и на психическом состоянии его. Припадки ее сопровождались нервными страданиями, слабостью, упадком духа. Н.П. Боткин, бывший в то время в Риме и с братской любовью ухаживавший за Гоголем, рассказывает, что он говорил ему о каких-то видениях, посещавших его во время болезни. «Страх смерти», мучивший отца Гоголя в последние дни его жизни передался и сыну.
Гоголь с ранних лет отличался мнительностью, всегда придавал большое значение своему нездоровью; болезнь мучительная, не сразу поддавшаяся врачебной помощи, показалась ему преддверием смерти, или, по крайней мере, концом деятельности, полной жизни.
До этого дремавшие в нем религиозные чувства начинают приобретать все большие размеры. Вдохновение, периодически покидавшее и вновь возвращавшееся к писателю, он тоже начинает рассматривать как божественное осенение.
Серьезные, торжественные мысли, на которые наводит нас близость могилы, охватили его и не покидали более до конца жизни. Оправившись от физических страданий, он опять принялся за работу, но теперь она приобрела для него иное, очень важное, значение. Отчасти под влиянием размышлений, навеянных болезнью, отчасти благодаря статьям Белинского, в нем выработался более серьезный взгляд на свои обязанности как писателя и на свои произведения.
Он, чуть ли не с детства искавший поприща, на котором можно прославиться и принести пользу другим, пытавшийся сделаться и чиновником, и актером, и педагогом, и профессором, понял, наконец, что его настоящее призвание есть литература, что смех, возбуждаемый его творениями, имеет под собой глубокое воспитывающее значение. В то же время религиозность, отличавшая его с детства, но до сих пор редко проявлявшаяся наружу, стала чаще выражаться в его письмах, в его разговорах, во всем его мировоззрении. Под ее влиянием он стал придавать своей литературной работе какой-то мистический характер, стал смотреть на свой талант, на свою творческую способность как на дар, ниспосланный ему богом ради благой цели, на свою писательскую деятельность как на предопределенное свыше призвание, как на долг, возложенный на него провидением.
Высокое представление о своем таланте и лежащей в нем обязанности привело его к убеждению, что для того чтобы обличать людские пороки и широко смотреть на жизнь, надо стремиться к внутреннему совершенствованию, которое дается только богомыслием.
Версия, обосновывающая большую насыщенность произведений Гоголя мистическими персонажами.
Стремление Н.В.Гоголя к широкому использованию в своих произведениях мистики объясняется несколькими моментами. Во-первых, писатель прекрасно знал жизнь, быт, верования, суеверия, устное народное творчество Малороссии. Впечатления украинской деревни окружали его с самого детства. Отец писателя был автором комедий, в которых прямо использовался украинский фольклор и изображались быт и нравы жителей Украины. Видел Гоголь в детские годы вертепы(кукольные уличные театры) с их представлениями, полными задора и искромётного юмора. Его сверстники по Нежинской гимназии рассказывали, что Гоголь в праздничные дни отправлялся в предместье Нежина к знакомым, был завсегдатаем на крестьянских свадьбах и других обрядах. В эти годы Гоголь активно интересовался народным творчеством. Интерес будущего писателя к фольклору Украины отразился в многочисленных записях, имевших место в знаменитых тетрадях-сборниках. Это была «Книга всякой всячины», которую он завёл во время обучения в гимназии в 1826 году. В 1829-31 годах писатель жил в Петербурге, далеко от родины. Неоднократно в письмах к матери и сёстрам он просил прислать ему сведения о тех или иных обычаях и обрядах. В эти же годы большая часть русских читателей увлекалась книгами Погорельского и Сомова, в которые авторы для занимательности вставляли народные легенды. Гоголь к фольклору относился иначе. Он писал: «В тиши уединения готовлю я запас, которого порядочно не обработавши, не пущу в свет». В таких условиях в 1829 году он написал «Ночь перед Рождеством».
Я думаю, что Н.В.Гоголь в своих произведениях использует так много мистики потому, что с самого детства он был погружен в сказки, поверья, легенды и страшные истории Малороссии. Он был буквально околдован этим. И решил воплотить это в своих чудесных повестях и рассказах.
Второе предположение состоит в том, что Гоголь был очень верующим человеком. Он верил истово и сильно. Но нельзя верить в Бога и не признавать существования тёмной стороны. Поэтому его мистические герои столь объёмны, ярки и так хорошо запоминаются.
Заключение.
21 февраля 1852 года (по старому стилю) величайшего русского писателя Николая Васильевича Гоголя, впавшего в летаргическое состояние, причислили к покойным. «Завещаю тела моего не погребать, — писал он в Завещании, — до тех пор, пока не покажутся явные признаки разложения. Упоминаю об этом потому, что уже во время самой болезни находили на меня минуты жизненного оцепенения, сердце и пульс переставали биться…» Не вняв этим словам, его все же отпели и похоронили, что называется заживо. Трудно не согласиться, что Гоголь был великим мистиком. Происходившее в его произведениях не только отражалось на жизненных обстоятельствах автора, но и перекидывалось на его посмертную судьбу.
Так, один известный писатель, присутствовавший при перезахоронении, взял себе кусок хорошо сохранившейся материи сюртука и сапоги Гоголя. Обрывком сюртука он переплел том «Мертвых душ», а сапоги поставил на полку в своем кабинете. С ними-то и произошла загадочная история. Ночью к писателю явился Гоголь и потребовал вернуть ему сапоги. Такое же произошло и на вторую, и на третью ночь…
Забеспокоившийся без лишних объяснений подарил сапоги собрату по перу. Но Николай Васильевич не оставил в покое и другого владельца злополучной обуви. История продолжалась до тех пор пока, пока один из очередных владельцев сапог не догадался отнести их на кладбище. Не правда ли, эта невымышленная история напоминает гоголевскую «Шинель»?
Сами обстоятельства смерти Гоголя отдают мистическим ужасом последней страницы «Вия». Николай Васильевич Гоголь – один из самых таинственных, загадочных русских писателей, человек глубоко верующий, православный, был не чужд мистики и верил, что черт водил за собою людей, заставляя их совершать злые поступки. Что ж, его соотечественники украинцы веками жили по принципу: «Бога люби, но и черта не гневи».
На надгробном памятнике Гоголя вырезаны слова пророка Иеремии: «Горьким словом моим посмеюся».
В 1839 году останки Гоголя перенесены на кладбище Новодевичьего монастыря, что породило немало мистических предположений о том, что Гоголь не умер, а был погребен в летаргическом сне. Дух Гоголя еще долго будет тревожить наши земные пределы, и, видимо, не случайны эти предположения.
В ходе работы я пришла к выводу, Что Гоголь с детства интересовался мистикой, записывал фольклор в «Книгу всякой всячины». Именно поэтому он использовал в своих произведениях такое большое количество мистики. А она уже, в свою очередь, раскрашивает его произведения, придает им смешные и страшные, ужасные и задорные оттенки. Я влюбилась в ранние произведения Гоголя, перечитывала их неоднократно, и каждое прочтение давало мне всё новые штрихи к портрету великого мистика, гениального писателя Николая Васильевича Гоголя.
Список литературы.
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/gogol-2/
Соколов Б.В. Расшифрованный Гоголь. Вий. Тарас Бульба. Ревизор. Мертвые души. – М.: Яуза, Эксмо, 2007. – 352с.
Николай Васильевич Гоголь. Биография писателя. А.Н.Степанов, М., Просвещение, 1998 г.
«Николай Гоголь». Анри Труайя, М.,»Эксмо», 2004 г.
Жизнь и творчество Н.В.Гоголя: Материалы для выставки в шк. и дет.биб-ке. – М.: Дет.лит., 1980.
Вечера на хуторе близ Диканьки. Н.В. Гоголь. Лекции – Л.: 1962.
Повесть Н.В.Гоголя «Вий». Лекция из спец.курса Н.В.Гоголя. – Л.: 1963.
Соколов Б.В. Гоголь. Энциклопедия. (Серия: русские писатели).
М.: Алгоритм, 2003. –
Приложение.
Н.В. Гоголь.
Дом доктора М.Я.Трохимовского в Сорочинцах, где родился Гоголь
В.А.Гоголь-Яновский, отец писателя
Мать писателя Мария Ивановна Гоголь и его сестры
Гоголь дома
Гоголь-гимназист (портрет неизвестного художника 1820-х гг.)
Гоголь
Мертвых
И.Е.Репин.
Смерть Гоголя.
Приложение 2.
Словарь мистических образов Гоголя.