Среди явлений литературного процесса XX века фантастика долгое время оставалась на периферии внимания исследователей. Между тем бурное развитие фантастики в литературе XX века может быть соотнесено с коренными изменениями, которые произошли и происходят в сферах социальной, научной, технической, информационной и т.д.
Интерес к жанру фантастики в последнее время очень возрос. Это свидетельствует о популярности данного жанра не только в литературе, но и в кинематографе. Поэтому изучение в наши дни данной темы представляется особенно актуальным.
Новизна исследования состоит в том, что нами впервые была предпринята попытка анализа творчества М. Галиной, в частности одного из ее романов «Малая Глуша».
Предметом исследования были выбраны роман М. Галиной «Малая Глуша», а также, чтобы дать более полное представление об использовании мифологических образов в современной фантастической литературе, повести современных авторов О. Корабельникова и Е. Грушко.
Цель данной курсовой работы: рассмотреть жанрово-стилевое своеобразие романа М. Галиной «Малая Глуша».
Данная цель позволила сосредоточить внимание на следующих задачах:
- рассмотреть теоретическую сущность фантастики как жанра художественной литературы;
- охарактеризовать пути развития современной российской фантастики;
- рассмотреть такое явление в современной фантастической литературе, как симбиоз фантастики и мифологии на примере произведений О. Корабельникова и Е. Грушко;
- ознакомиться с жизненным и творческим путем Марии Галиной;
- рассмотреть сюжетно-композиционное построение романа М. Галиной «Малая Глуша»;
- определить идейно-философскую направленность романа М. Галиной «Малая Глуша»;
- проанализировать стилевые особенности романа М. Галиной «Малая Глуша».
Структура курсовой работы.
Курсовая работа состоит из «Введения», где обоснованы актуальность и новизна данной работы, определены цель и задачи исследования, описана структура работы и указана ее практическая ценность.
Первая глава называется «Теоретические аспекты художественной фантастики» и включает два параграфа: 1. «Фантастика и фантастическое допущение»; 2. «Истоки, виды и жанры современной фантастики».
Научная фантастика
... в своей статье Мария Галина, «Традиционно считается, что научная фантастика (НФ) — это литература, сюжет которой разворачивается вокруг какой-то пусть фантастической, но всё-таки научной идеи. Точнее будет сказать, что в научной фантастике ... История фантастики Появление фантастики было вызвано промышленной революцией в XIX веке. Первоначально научная фантастика была жанром литературы, описывающим ...
Вторая глава называется «Пути развития современной российской фантастики» и подразделяется на параграфы: 1. «Русская фантастика: история и современный этап развития»; 2. «Контекст мифологического в русской фантастике».
Третья глава « Художественное своеобразие романа М. Галиной «Малая Глуша» включает параграфы: 1. «Творческий облик Марии Галиной»; 2. «Идейно-философская проблематика романа М. Галиной «Малая Глуша»; 3. «Мифологические образы романа М. Галиной «Малая Глуша».
В «Заключении» содержатся выводы проведенного исследования. Далее следует список «Литературы».
Практическая ценность работы состоит в том, что ее материалы могут быть использованы в вузовских лекционных курсах по новейшей русской литературе, на семинарах и практических занятиях.
Глава I. Теоретические аспекты художественной фантастики
«Фантастикой можно назвать изображение фактов, которые с точки зрения характерных для данной культуры представлений не просто не существуют или не существовали, но и не могли существовать, поскольку в реальной действительности вообще не существует фактов данного типа (данной категории)»1. То есть фантастикой мы назовем изображение фактов и событий, противоречащих известным нам закономерностям бытия.
Известный английский писатель-фантаст Д. Р. Толкиен, видимо, это и имел в виду, когда говорил, что «фантастика имеет дело с образами того, чего не только «на самом деле нет», но и вообще нельзя обнаружить в нашем мире, во всяком случае, считается, что нельзя».2
Большой энциклопедический словарь дает похожее определение понятия «фантастика»: «Изображение действительности, при которой на основе реальных представлений создается логически несовместимая с ними картина Вселенной»3.
Нам видится это определение фантастики достаточно удачным: тезис о «логической несовместимости» фантастических и реальных представлений подчеркивает их различие на уровне категорий, а тезис о том, что фантастика возникает «на основе реальных представлений», указывает, что фантастика самоопределяется, постоянно отталкиваясь от того, что она считает реальной действительностью.
С точки зрения закономерностей фантастику определял также французский литературовед Роже Кайуа, который писал: «Всякое фантастическое — это нарушение признанного порядка, вторжение недопустимого в неизменную закономерность повседневности».4
Фантастика — жанр художественной литературы, кино и изобразительного искусства; её эстетической доминантой является категория фантастического, состоящая в нарушении рамок, границ, правил репрезентации. Основным признаком фантастики является наличие в произведении фантастического допущения. 5
Фантастическое допущение, или фантастическая идея — основной элемент жанра фантастики. Он заключается во введении в произведение фактора, невозможного с точки зрения читателя либо героев произведения. Фантастическое допущение противопоставляется
Дмитрий Громов и Олег Ладыженский предлагают такую классификацию фантастических допущений: 6
Функции фантастики в реалистической прозе И.С. Тургенева и П. Мериме
... Характерно для утопии, антиутопии, социальной фантастики. Футурологическое допущение – перенесение действия в будущее. Характерно для научной фантастики, космической оперы, постапокалипсиса, антиутопии. Фольклорное допущение (сказочное, мифологическое, легендарное) – введение в произведение ... Наиболее значимые работы в этой ... смесь сугубо фантастична. Фантастика, по выражению Ольги Фрейденберг, ...
- Научно-фантастическое — введение в произведение научного нововведения. Бывает двух видов:
Естественнонаучное — технические изобретения, открытия новых законов природы. Характерно для твёрдой НФ.
Гуманитарно-научное — допущение в области социологии, истории, политики, психологии, этики, религии. Введение новых моделей общества или сознания. Характерно для утопии, антиутопии, социальной фантастики.
- Футурологическое допущение — перенесение действия в будущее. Характерно для научной фантастики: космической оперы, постапокалипсиса, антиутопии.
- Фольклорное допущение (сказочное, мифологическое, легендарное) — введение в произведение существ, предметов, явлений из человеческой мифологии (допущение их реального существования).
Характерно для фэнтези.
- Миротворческое допущение — перенесение действия в полностью вымышленный мир (допущение существования такого мира).
Характерно для фэнтези, космической оперы.
- Мистическое допущение — введение в произведение фантастического фактора, которому не дается рационального объяснения. Характерно для жанра хоррор.
- Фантасмагорическое допущение — введение в произведение фактора, противоречащего любому здравому смыслу и не способного иметь никакого логического основания.
Юрий Зубакин делит допущения просто на научно-фантастические (не противоречащие науке и законам природы) и ненаучно-фантастические (противоречащие им)7. В одном и том же произведении могут сочетаться разные виды допущений. Фантастическое допущение используется, чтобы полнее раскрыть проблематику произведения, характеры персонажей, за счет помещения их в нестандартные условия; для предложения научных и ненаучных гипотез; для создания экзотического антуража.
В современной фантастике могут присутствовать сказочные мотивы в виде магических свойств, предметов или качеств героев. Но и здесь писателем будет выстроена четкая иерархия правил, по которым действует магия. Фантастика всегда оперирует будущим временем, поскольку основная ее функция – прогнозирующая. Главный ее вопрос – что будет, если произойдет или не произойдет, то или иное событие. И в этом заключается особенность жанра, ведь если отнести события к четырехтысячному году, они перестанут восприниматься хоть сколько-нибудь приближенными к реальности, а если в качестве «дня икс» выбрать ближайшее будущее, то с его наступлением произведение мгновенно потеряет актуальность. Несмотря на нереальность происходящего, фантастика всегда обращается к разуму читателя, а не к мифологическим сюжетам.
1.2 Истоки, виды и жанры фантастики
Фантастика – один из старейших жанров литературы.
Если под фантастикой понимать любую выдумку, любое нарушение пропорций действительности, зафиксированное в художественной форме, то её дальние истоки следует искать не только в средневековой, в данном случае древнерусской литературе, но и ещё дальше – в фольклоре, который фантастичен от начала до конца. Несомненно, что фольклорные жанры, в частности сказки, были предшественниками современной фантастической литературы. Истоки фантастики можно, прежде всего, увидеть в волшебной сказке. К примеру, звери и птицы наделены человеческой психикой и владеют человеческой речью, смерть Кащея спрятана в нескольких вложенных друг в друга волшебных предметах или животных, ковер-самолет, сапоги-скороходы и т. д.
Ивная работа «Современная фантастика»
... фантастикой. Повышенный интерес детей, введение произведений фантастики в школьные программы и недостаточная изученность вопроса влияния детской фантастики на психику определили актуальность работы. Объектом данного исследования является изучение детской фантастики. Предмет исследования: влияние детской фантастики ...
Первичные жанры фантастики – фантастическое путешествие мы можем увидеть в древнейших формах повествования, в первую очередь в «Одиссее» Гомера. «Однако столкновение мимесиса (принцип, выражающий основу творческой деятельности художника) с мифом, которое и производит эффект фантастики, носило пока что непроизвольный характер. Первый, кто сталкивает их намеренно, и, значит, первый сознательный фантаст – это Аристофан».8
Главные виды фантастики «определяются по степени отчетливости и рельефности фантастического начала: явная фантастика; фантастика неявная (завуалированная); фантастика, получающая естественно-реальное объяснение, и т. д.»9
В явной фантастике сверхъестественные силы открыто вступают в действие и пытаются повлиять на их чувства, мысли, поведение: Мефистофель в «Фаусте» И. В. Гёте, Демон в одноименной поэме М. Ю. Лермонтова, черти и ведьмы в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Н. В. Гоголя, Воланд и компания в «Мастере и Маргарите» М. А. Булгакова.
В произведениях с неявной (завуалированной) фантастикой вместо прямого участия сверхъестественных сил происходят странные совпадения,
случайности и т. д. Например, в «Песочном человеке» Э. Т. А. Гофмана, «Пиковой даме» А. С. Пушкина.
Третий вид фантастики основан на максимально полных и вполне естественных мотивировках. Таковы, например, рассказы Э. По, в которых писатель допускал внешнюю возможность неестественного события, но в последний момент находил ему объяснение.
Однако есть и такие виды фантастики, которые специально посвящены предвидению и прогнозированию будущего, т.е. научно-фантастическая литература (Ж. Верн, А. Толстой, И. Ефремов, А. Н. и Б. Н. Стругацкие), которая часто не ограничивается предвидением грядущих научно-технических процессов, но стремится запечатлеть весь социально-общественный уклад будущего. Здесь она близко соприкасается с жанрами утопии и антиутопии.
Следовательно, своими корнями фантастика также уходит в науку. Именно этим объясняется ее стремление все обосновать, подкрепить научными или псевдонаучными доводами и формулами. Движимые желанием не допустить даже малейшей погрешности в описании явлений или событий, авторы готовы представить читателям любые доказательства возможности происходящего, вплоть до чертежей летательных аппаратов или схем действия оружия.
В настоящее время особенно популярными жанрами фантастики являются научная фантастика и фэнтези. Предприняты даже попытки классификации их, назовем условно, поджанров. Для полноты картины развития современной фантастики приведем некоторые из них.