Нравственная проблема в древнерусской литературе

Курсовая работа

Древнерусская литература занимает семь веков (период XI-XVIII вв.), а это очень большой период. Литературой этого периода интересовались многие известные люди, учёные, академики. Древнерусской книжностью интересовался Пётр I (он даже издал указ о собирании по монастырям и церквам различных рукописей на пергаменте и бумаге. По личному указанию царя была изготовлена копия Радзивиловской летописи).

Сподвижник Петра I историк В.Н. Татищев продолжил собирание рукописей и летописей. А также и другие учёные посвятили свою жизнь изучению древнерусской литературы. Это такие учёные как: Н.П. Румянцев, П.М. Строев, Ф.И. Буслаев, А.С. Орлов, А.А. Шахматов, Д.С. Лихачёв и другие.

Русская литература X – XVII вв. развивалась в своеобразных условиях. Она была рукописной. А книгопечатание почти не изменило способы распространения литературных сочинений. До XVII века все произведения распространялись путём переписки. Писцы, которые переписывали, вносили свои поправки, изменения, сокращали рукописи, или добавляли своё к написанному.

Древнерусская литература явилась не только средством познания, но и средством воспитания человека: она раскрывает причины человеческих поступков и слов, учит быть смелыми, правдивыми, трудолюбивыми, готовыми в любой момент защитить свою землю.

Одной из особенностей древнерусской литературы был её живой интерес к проблемам нравственности, что и в настоящее время является актуальным.

Объект исследования курсовой работы – древнерусская литература.

Предметом исследования является нравственный потенциал древнерусской литературы.

Цель исследования: рассмотреть нравственную проблему древнерусской литературы как одну из ее основных проблем.

Задачи исследования:

  1. изучить литературоведческий материал по древнерусской литературе;

  2. выделить одну из проблем древнерусской литературы – проблему нравственности;

    4 стр., 1546 слов

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ОНЛАЙН

    ... маркетинговые практики в России: результаты эмпирического исследования // Российский журнал менеджмента. - 2015. - № 1. - С. 3 - 26. Список литературы по маркетингу онлайн ... за рубежом. 2016. № 1. С. 73 - 86. Подобрать список литературы по маркетингу [Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/marketingovoe/literatura-po-marketingu-dlya-kursovoy-rabotyi/ 21. Казаков, С.П. Рыночная ориентация и ...

  3. рассмотреть эту проблему на примере более известных литературных памятников литературы.

При выполнении курсовой работы на теоретическом уровне были использованы следующие методы исследования: анализ первоисточников, синтез накопленных фактов, а также метод абстрагирования и конкретизации.

Курсовая работа состоит из введения, где определены её основные характеристики; первой главы, в которой рассматриваются педагогические основы, теоретические аспекты, пути и средства нравственного воспитания; во второй главе анализируется нравственная проблема в наиболее известных литературных памятни ках Древней Руси, особенности и основные темы древнерусской литературы; заключение, в котором делаются выводы по теме, определяется практическая значимость работы.

В процессе исследования изучено 27 источников.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ НРАВСТВЕННОСТИ И НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

    1. Педагогические основы нравственного воспитания

Процесс нравственного воспитания — это совокупность последовательных взаимодействий воспитателя и коллектива, направленных на достижение эффективности и качества педагогической деятельности и должного уровня нравственной воспитанности личности ребенка.

Нравственность является составной частью комплексного подхода к воспитанию личности «Формирование нравственности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение», — пишет Харламов И.Ф. Нравственность образуется от слова «нравы». По — латыни нравы звучат как морас — мораль [26, С.157].

Нравы — это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Нравы не вечные и не неизменные категории. Они воспроизводятся силой привычки масс, поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правовых положений. Вместе с тем моральные требования, нормы, права получают определенное обоснование в виде представлений о том, как надо вести себя в обществе.

Нравственные нормы — это выражение определенных отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в разных сферах.

Нравственное воспитание — это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали [21, С.107].

Главная функция нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувствам общественного долга.

35 стр., 17189 слов

Народное художественное творчество как средство аксиологического воспитания

... воспитания. 6. Проанализировать место НХТ в воспитании детей. 7. Исследование элементов народного творчества, как форм образовательной работы. 8. Обобщающий опыт работы в этнокультурном центре. Этапы исследования: 1. Изучение литературы ... целью дипломной работы стало: разработка методики аксиологического воспитания посредством приобщения детей к народному художественногму творчеству Объект: ...

Педагогика, в области нравственного воспитания, выделяет такие педагогические понятия, как нравственное сознание и нравственное поведение. Система исторически сложившихся и непрерывно пополняемых знаний, преломленных через личный опыт человека, составляет содержание сознания человека. Одна из характеристик сознания дана в самом его названии как совокупности знаний об окружающем мире (сознание).

Вне знания нет сознания. «Способ, каким существует сознание и каким нечто существует для него, это — знание» [13, С.179].

В общественном нравственном сознании отражается общественный опыт: нравственные идеи, теории, понятия отражают реальные отношения людей, которые складываются в процессе деятельности и общения. Высшим уровнем сформированности нравственного сознания являются убеждения. Они становятся регуляторами действий, поступков человека. От них зависит нравственная устойчивость личности. Убеждение характеризуется прочным усвоением системы нравственных понятий, развитостью нравственных чувств, обобщенностью опыта поведения и отношений.

Овладение нравственными представлениями и понятиями — длительный и сложный процесс.

Дети проходят большой путь от усвоения нравственных понятий сначала на уровне представления до полного овладения его содержанием.

Расширение опыта, накопление знаний приводит, с одной стороны, к дальнейшему углублению и дифференцировке нравственных представлений старших дошкольников, с другой — к большей обобщенности, приближающей их к элементарным нравственным понятиям (о дружбе, об уважении к старшим и т.п.).

Формирующиеся нравственные представления начинают играть регулирующую роль в поведении детей, их отношении к окружающим [24, С.87].

В сознании ребенка образ какого-либо явления нравственной жизни может возникнуть не только в тот период, когда это событие происходит. Ребенок может воссоздать, вновь «увидеть» тот или иной поступок своего друга, который когда-то наблюдал. И более того, он может представить его поступок в определенных ситуациях. В этом случае действуют представления. По мнению Спиркина, в представлениях «сознание впервые отрывается от своего непосредственного источника и начинает существовать как относительно самостоятельное субъективное явление» [24, С. 57].

Нравственное сознание и поведение детей формируются в единстве — это кардинальный принцип педагогики.

Новые черты появляются у детей во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками. Дети активно проявляют интерес к содержательному общению с взрослыми. Авторитет взрослого, его оценочное суждение продолжают играть серьезную роль в поведении. Растущая самостоятельность и осознанность поведения приводят к развитию способности руководствоваться в поступках усвоенными нравственными нормами. Возникают внутренние “этические инстанции”, которые начинают определять поступки старшего дошкольника Дети проявляют активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности, в результате которого формируется «детское общество». Это создает определенные предпосылки для воспитания коллективных взаимоотношений. Содержательное общение со сверстниками становится важным фактором полноценного формирования личности старшего дошкольника. В коллективной деятельности (игре, труде, общении) дети 6 — 7 лет осваивают умения коллективного планирования, учатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов. Все это способствует накоплению морального опыта. Наряду с игровой и трудовой деятельностью существенную роль в нравственном воспитании старших дошкольников играет учебная деятельность. На занятиях они осваивают правила учебного поведения, у них формируются целенаправленность, ответственность, волевые качества [2, С.195].

2 стр., 769 слов

Проблема нравственного выбора человека

... Хорошие нравственные качества перевесили ее отвратительное поведение. Таким образом, я хочу сделать вывод. Нравственный выбор касается каждого человека на ... но он желает удостовериться в прочности их безбожия. (6)Проверка на прочность исключает всякую двусмысленность: он предлагает ... Маргариты» встреча московских литераторов с иностранным специалистом по белой и черной магии изображена не совсем так, ...

Единству воспитания нравственного сознания и поведения А.С. Макаренко придавал большое значение, считая, что детей следует вооружить теорией морали. Вместе с тем он утверждал, что воспитание привычки правильного поведения гораздо более трудное дело, чем воспитание сознания [19, С.279].

Воспитание нравственного поведения — это формирование нравственных поступков и нравственных привычек. Поступок характеризует отношение человека к окружающей действительности. Чтобы вызвать нравственные поступки, надо создать соответствующие условия, определенным образом организовать жизнь воспитанников. Нравственная привычка — это потребность к совершению нравственных поступков. Привычки могут быть простые, когда в их основе лежат правила общежития, культуры поведения, дисциплины, и сложные когда у воспитанника создаются потребность и готовность к выполнению деятельности, имеющей определенное значение. Для успешного формирования привычки необходимо, чтобы мотивы, с помощью которых детей побуждают к действиям, были значимыми в их глазах, чтобы отношение к выполнению действий у ребят было эмоционально положительным и чтобы при необходимости дети были способны проявить определенные усилия воли для достижения результата [27, С.200].

Воспитание представляет собой процесс многогранный, многоуровневый. Прежде всего, он состоит в целенаправленном воздействии на разум, чувства, волю человека с целью выработки у него определенных представлений, переживаний и отношений к различным явлениям действительности, а также соответствующих навыков поведения. Понятия морали и нравственности тождественны.

    1. Теоретические аспекты нравственного воспитания

Развитие нравственности в психологическом аспекте включает две стороны. Одна сторона — это развитие чувств и воли, другая состоит в том, что ребенок постепенно начинает понимать окружающий мир и осознает свое место в нем, что порождает новые типы мотивов поведения, под влиянием которых ребенок совершает те или иные поступки.

К.Д. Ушинский в книге «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» писал: «Ничто — ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования; в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя. В мыслях наших мы можем сами себя обманывать, но чувствования наши скажут нам, что мы такое: не то, чем бы мы хотели быть, но то, что мы такое на самом деле» [26, С.235].

57 стр., 28273 слов

Сказка как средство нравственного воспитания старших дошкольников

... полагаем, что нравственное воспитание дошкольников будет более эффективно при использовании сказки как педагогического средства, если: работа по нравственному воспитанию осуществляется целенаправленно в соответствии с намеченным планом; будут учитываться индивидуальные и возрастные особенности детей; В ...

В результате сложного развития, представления человека о плохом и хорошем, о должном и не должном, осознания общественных, социальных норм формируются нравственные чувства.

Нравственные чувства — это переживания человека своего отношения к действительности к своему собственному поведению. В нравственном сознании личности эти чувства находятся в органическом единстве с нравственными понятиями и представляют как бы сплав нравственного, разумного и чувственного.

Значения чувств в нравственном формировании личности исключительно велико. В чувствах выражаются желания человека, его эмоциональное состояние. Чувства могут быть формой и способом оценки происходящего. От направленности нравственных чувств во многом зависит поведение человека.

В период дошкольного детства воспитанию чувств детей уделяется особое внимание. Опираясь на эмоциональную отзывчивость детей, их впечатлительность, яркость воображения, подражательность, педагоги воспитывают у детей первые добрые, гуманные чувства: заботливость, внимательность, доброжелательность. На этой основе начинают формироваться чувства дружбы, товарищества, коллективизма.

С расширением нравственного опыта, освоением нравственных представлений расширяются и углубляются нравственные чувства детей. Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться сложные социальные чувства: чувство любви к Родине, интернациональные чувства…

В старшем дошкольном возрасте большое внимание уделяется развитию и обогащению чувств детей, формированию способности управлять ими. В этом возрасте воспитываются нравственные чувства, определяющие отношение детей к окружающим людям, к труду, к природе, к важным общественным событиям [7, С.123].

Отношение к взрослым выражается в формирующемся чувстве уважения. В старшем дошкольном возрасте оно становится более осознанным и основывается на понимании значимости социальной роли трудовой деятельности взрослых, их высоких нравственных качеств. Происходит дальнейшее развитие положительных чувств по отношению к сверстникам. Ставится задача развития основ чувства коллективизма, гуманности во взаимодействиях детей. В развитии коллективизма большую роль играет начальные формы чувства долга и ответственности, формирующиеся в труде и игре детей. Продолжается формирование высоких нравственных чувств: любви к Родине, чувства товарищества, уважения к людям других национальностей. Основой развития этих чувств являются яркие впечатления о явлениях общественной жизни, эмоционально насыщенные знания о своей стране, о жизни своего народа, которые получают дети, например, на занятиях при ознакомлении с художественной литературой [20, С. 189].

Развитие чувств и воли происходит в постоянном взаимодействии. Существенными признаками, характеризующими собственно волевое поведение, являются «преодоление препятствий», состояние напряжения, момент волевого усилия. Так, Б.М. Теплов подчеркивал, что волевые действия в собственном смысле слова — это действия, которые связаны с преодолением внутренних или внешних препятствий. По мнению В.К. Котырло, «можно полагать, что именно усилие и есть тот феномен, которое обуславливает специфику волевого действия» [12, С.28-30].

7 стр., 3172 слов

Роль художественной литературы в воспитании детей

... 2 . Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой художественный литература воспитание дошкольный Существенное значение имеет определение задач литературного образования в детском саду. Цель ознакомления дошкольников с художественной литературой, по определению С. Я. Маршака, ...

В развитии волевых действий старшего дошкольника, можно выделить три взаимосвязанные стороны — это, во-первых, развитие целенаправленности действий, во-вторых, установление отношения между целью действий и их мотивом, и, в-третьих, возрастание регулирующей роли речи в выполнении действий.

Развитие воли ребенка тесно связано с происходящим в дошкольном возрасте изменения мотивов поведения, формированием соподчинения мотивов. Именно появление определенной направленности выдвижение на первый план группы мотивов, которые становятся для ребенка наиболее важными, ведет к тому, что ребенок сознательно добивается поставленной цели, не поддаваясь отвлекающему влиянию побуждений, связанных с другими менее значимыми мотивами. [28, С.173]

Чтобы мотивы реализовывались в поступки, нужно овладеть и соответствующими правильными способами и формами поведения. Иначе при самых лучших мотивах поведения может быть неприемлемым.

Особое значение в развитии мотивов поведения имеют нравственные мотивы, выражающие отношение ребенка к другим людям. В старшем дошкольном возрасте нравственное поведение детей начинает распространяться на широкий круг людей, не имеющих с ребенком непосредственной связи. Это связано с осознанием детьми нравственных форм и правил, пониманием их общеобязательности, действительного значения своих поступков для других людей.

Среди нравственных мотивов поведения большое место занимают общественные мотивы — желание сделать что-то для других людей, принести им пользу.

Важнейшую роль в нравственном развитии старших дошкольников играет формирующаяся способность к соподчинению мотивов поведения. В условиях правильного воспитания у детей 6 -7 лет развивается умение руководствоваться в своем поведении моральными мотивами, что приводит к становлению основ нравственной направленности личности. В этом процессе значимую роль играют развивающиеся моральные чувства, которые в старшем дошкольном возрасте становятся более богатыми по содержанию. Вместе с тем умение сознательно управлять своими чувствами представляет для старших дошкольников достаточную трудность, поэтому поведение детей требует постоянного внимания воспитателя [13, С.225].

Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения [10, С.146].

Основополагающей базовой категорией нравственного воспитания, по мнению Б.Т. Лихачева, является понятие нравственного чувства — постоянного эмоционального ощущения, переживания, реальных нравственных отношений и взаимодействий. Нормы морали преобразуются в субъективную нравственность, только благодаря их чувственному освоению ребенком [18, С.276].

Оценка нравственного чувства как основообразующего начала не означает пренебрежения нравственным сознанием. Развитие нравственного сознания предполагает знание моральных принципов, норм и, одновременно, постоянное осознание, и осмысление своего нравственного положения в обществе, морального состояния, ощущения, чувства нравственного сознания — активный процесс отражения ребенка своих нравственных отношений, состояний. Субъективной движущей силой развития нравственного сознания является нравственное мышление — процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов [13, С.205].

38 стр., 18548 слов

Эколого-эстетическое воспитание школьников

... контактам и будущему поведению в природе. Тем самым дается основа для становления ценностных ориентаций личности, ее нравственно – эстетической позиции. В результате воздействия на формирование эстетических эмоций, суждений, на активизацию творческой деятельности эстетического характера у ...

Нравственные чувства, сознание и мышление являются основой и стимулом проявления нравственной воли. Вне нравственной воли и действенно практического отношения к миру не существует реальной нравственности личности. Нравственное поведение личности имеет следующую последовательность: жизненная ситуация — переживание — осмысление ситуации и мотивов — выбор и принятие решения — стимул – поступок [21, С.109].

Дети часто не склонны к глубокому осмыслению ситуации, что приводит их случайным решениям. Выбор, поведения осуществляется ими под влиянием психологии толпы, случайных внешних воздействий, массовых увлечений, импульсивных стимулов. Неустойчивость мотивов обуславливается силой действия сопутствующих ситуации чувств, например, страха, лишающего ребенка возможности сделать сознательный выбор и реализовать волевое действие. Смысл воспитания у детей свободной нравственной воли в том, чтобы научить их владеть собой, помочь обрести внутреннюю свободу, решимость непреклонного действия в соответствии с нравственным чувством и убеждением, утверждения в отношениях с людьми моральных норм. Нравственность человека проявляется в сознательном следовании нравственным принципам и в привычных формах нравственного поведения. Воспитание помогает ребенку прийти к внутренне осмысленному, обусловленному мировоззрением, нравственным чувством и сознанием поведению, владению собой, саморегуляции и самоуправлению. На протяжении этого пути ребенок находится на разных уровнях управления собственным поведением.

Начальный уровень, практически внутренне бесконтрольный, характеризуется зависимостью поведения от неосознанных импульсов и внешних воздействий. Постепенно, через эмоциональную подсознательную сферу психики, формируются привычки и привычные формы поведения. На этом уровне развития возникает возможность некоторого самоконтроля над поведением благодаря привычкам, укреплению привычных действий. На базе привычного поведения, под влиянием целенаправленного педагогического воздействия у ребенка развивается нравственное мышление. Вместе с ним и с его помощью, на базе нравственных чувств, сознания и воли образуются нравственность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм. Эти свойства и качества личности представляют собою психические преобразования, которые возникают в результате активного взаимодействия ребенка с миром в системе общественных отношений. Они устойчиво проявляется ребенком в этих отношениях, сознаются, закрепляются в чертах характера, свойствах личности, в привычках и привычных формах поведения. Высшим уровнем нравственного поведения является сознательное владение собой, сохранение твердости, верности нравственным убеждениям, особенно в кризисных и экстремальных ситуациях. Для детей постоянно такие ситуации возникают в процессе жизни [24, С.56].

19 стр., 9033 слов

Роль народного художественного творчества в развитии духовно-нравственной ...

... духовно-нравственной культуры личности. .Определить возможности народного художественного творчества в развитии духовно-нравственной культуры личности. .Изучить жанры народного художественного творчества. .Рассмотреть народный танец как фактор развития духовно - нравственной культуры личности. Гипотеза: народное художественное творчество в развитии духовно-нравственной культуры личности играет ...

Успех нравственного воспитания детей во многом зависит от характера субъективного нравственного пространства, в котором они живут. Это раскрывает моральный климат в коллективе. Воспитатель сводит до минимума стихийные влияния в зоне нравственного пространства и взаимодействия. Возникновение противоречий в жизненных отношениях ребят и внешним миром и между собой порождает напряженность переживаний, что проявляется в противодействиях, сопротивлению воспитанию, в скрытых и открытых конфликтах. Ошибочно рассматривать противоречивость в поведении и сознании старших дошкольников как явление случайное или только как результат недоработок в воспитании.

В преодолении ребенком внешних и внутренних противоречий заключается сама суть нравственного становления личности. В бесконечном потоке нравственных выборов между желанием и долгом, добром и злом, состраданием и жестокостью, любовью и ненавистью, правдой и ложью, эгоизмом и коллективизмом формируются черты характера, нравственные качества. Нравственное воспитание — не заучивание моральных норм и бездумная отработка привычек поведения. Оно — активный жизненный процесс отношений, взаимодействий, деятельности, общения и преодоления противоречий. Оно — процесс постоянных и систематических решений, выборов волевых усилий в пользу моральных норм, процесс самоопределения и самоуправления в соответствии с ними [18, С.353].

Нравственное воспитание имеет свои специфические цели. Они определяются господствующими общественными отношениями и духовными ценностями. Цель воспитания — формирование нравственно устойчивой цельной личности. Это определяет направление и организацию всего процесса нравственного воспитания.

Специфика процесса нравственного воспитания обусловлена также и его содержанием — общественной моралью, необходимостью внедрения норм общественного нравственного сознания в индивидуальное сознание и поведение каждого ребенка. Сложность процесса нравственного воспитания в том, что его организация есть одновременно организация всей жизни детей, всей их деятельности и отношений, оно совершается и углубляется в процессе их нравственного осознанного осуществления.

Процесс нравственного воспитания только тогда эффективен, когда педагог имеет обратную информацию о действенности воспитательных влияний и учитывает эту информацию на каждом новом этапе своей педагогической деятельности. Такую информацию воспитатель получает только из жизни, из повседневного изучения практики отношений и деятельности в среде воспитуемых. Научно обоснованное отношение к процессу нравственного воспитания состоит в умении видеть, подчеркивать и эффективно использовать нравственный аспект любого вида детской деятельности, любого жизненного отношения. В этом случае педагог получает реальную возможность эффективного управления нравственным воспитанием, делает его органической частью целостного процесса воспитания детей [22, С.322].

Старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом [2, С.197].

22 стр., 10704 слов

Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами ...

... нравственного воспитания Одна из важнейших задач художественного образования – это воспитание души ребенка средствами искусства, музыкой в частности, воздействие на процесс становления его нравственных качеств, нравственных идеалов. Найти основу духовно нравственного развития детей можно на уроках музыки. ... детей. Задачи духовно-нравственного воспитания личности, разработка соответствующих программ ...

Таким образом, рассматривая теоретические аспекты нравственного воспитания и формирования культуры поведения, мы пришли к выводу, что проблема нравственного становления личности существует очень давно и в этой области сделано не мало открытий. Процесс нравственного воспитания имеет свою специфику и трудности в организации, однако, освоив необходимые психологические и педагогические знания, взрослый способен влиять на ребёнка и целенаправленно формировать нравственные представления и культуру поведения.

1.3. Пути и средства нравственного воспитания

Нравственное воспитание осуществляется в процессе всей жизнедеятельности личности, с учетом возраста и той среды, которая определяющим образом влияет на ценностные ориентации школьника (семья, среда товарищей и друзей и др.).

Пути и средства нравственного воспитания имеют свою специфику при организации специальной работы по нравственному просвещению учащихся, формированию у них нравственного опыта в коллективной жизни, в общении, в совместной деятельности, при воспитании нравственных привычек и формировании нравственных чувств. Рассмотрим эти пути [22, С.158].

Нравственное просвещение выполняет несколько воспитательных функций:

1. дает широкое представление о нравственных ценностях человеческой жизни и культуры;

2. влияет на формирование нравственных представлений, понятий, взглядов, суждении, оценок и на этой основе на формирование нравственных убеждений;

3. способствует осмыслению и обогащению собственного нравственного опыта школьников;

4. корректирует знания в области морали, полученные из различных источников;

5. способствует нравственному самовоспитанию личности [22, С.169].

Нравственное просвещение осуществляется различными путями, главным образом путем проведения этических бесед, лекций, диспутов, тематических школьных вечеров, встреч с представителями различных профессий, читательских конференций и т. д.

При организации нравственного просвещения необходимо учитывать возрастные особенности школьников, их индивидуальный моральный опыт, степень осведомленности в нравственных нормах, соотношение усвоенных знаний в области морали с моральными требованиями.

Разъяснение моральных норм осуществляется наиболее эффективно при опоре на мировоззренческие знания, выступающие в качестве фундамента моральных знаний. Так, система моральных понятий, раскрывающих нравственную сущность отношения человека к Родине, может быть усвоена лишь при понимании особенностей общественного устройства государства: уровня развития производительных сил, социальных и культурных ценностей, языка и т. д.

Нравственное просвещение достигает наибольшей эффективности, когда знания в области морали сопровождаются этическими переживаниями.

Нравственное развитие личности включает формирование нравственных потребностей: потребности в труде, в общении, в освоении культурных ценностей, в развитии познавательных способностей и т. п. Эти потребности развиваются в реальном опыте деятельности и отношений школьников. В процессе многообразной деятельности формируются социально-полезные навыки поведения, нравственные привычки, устойчивые отношения.

В целенаправленной, общественно полезной деятельности ребенок выполняет различные функции, каждая из которых готовит его к определенным социальным обязанностям. В школе он — ученик, в спортивной секции — капитан команды, в семье — сын (или дочь) и т. д. Каждая роль предполагает определенные нравственно-психологические качества (мужественность в спортивной команде и нежность в сыновних чувствах и т. д.).

Любая социальная роль требует основополагающих нравственных образований: сознательности, ответственности, трудолюбия, готовности оказать помощь, поступиться своими личными интересами. Следовательно, сознательное принятие социальных обязанностей может служить сильно действующим мотивом освоения тех или иных обязанностей и способом их осуществления. Существует тесная связь между формированием нравственной потребности и практической деятельностью. Но известно, что далеко не всегда нравственная и объективно значимая деятельность порождает у школьников желаемые потребности. А. С. Макаренко убедительно показал, что трудовая деятельность без использования других факторов не дает значительных успехов в нравственном воспитании. Для развития нравственных потребностей имеет значение не только предметная деятельность, но и идейно-политические и социально-психологические воздействия на личность, ставящие целью освоение нравственных ценностей. В этом процессе происходит формирование нравственных установок и мотивов. Стимулируя образование нравственных мотивов и способов поведения, воспитатель должен: создавать условия для осуществления нравственного выбора того или иного способа действия; понимать характер возникающих противоречий в развитии нравственных потребностей школьника, способствовать их наиболее эффективному в воспитательном отношении решению; влиять на лиц, составляющих среду ближайшего окружения ребенка (родителей, товарищей, друзей).

Особое место в системе нравственного воспитания занимают нравственные привычки. Привычка к поведению, определяемому глубоко усвоенными нравственными нормами,— показатель устойчивости морального мотива. В отличие от автоматизированных навыков поведения, привычка включает в себя потребность производить усвоенные действия и пользоваться усвоенными способами поведения. Привычные формы и способы поведения вырабатываются в процессе усвоения всех нравственных норм. Множество нравственных привычек необходимо для формирования коллективизма, гуманизма, коммунистического отношения к труду, сознательной дисциплины и т.д. [19, C .285].

Привычки условно подразделяются на простые и сложные. Под простыми привычками подразумеваются поступки и действия, в основе которых лежат элементарные правила общежития, нормы установленной дисциплины и культуры общения. К сложным нравственным привычкам относится потребность к добросовестному выполнению гражданских, трудовых, семейных обязанностей, моральные действия. Важнейшей задачей нравственного воспитания является перевод поступков в привычки. Педагогические требования к воспитанию нравственных привычек основаны на единстве и взаимосвязи поведения и сознания школьника.

Прежде чем начать вырабатывать ту или иную привычку, необходимо расположить школьника к приобретению положительной или искоренению отрицательной привычки. Воспитание нравственной привычки необходимо осуществлять на основе положительной мотивации поведения учащихся.

Психологическими исследованиями установлено, что условием формирования устойчивых форм поведения является педагогически ценная организация мотивации поступка. Привычки вырабатываются последовательно от простейших к более сложным, требующим самоконтроля и самоорганизации. Добрую привычку К. Д. Ушинский рассматривал как нравственный капитал, который беспрестанно растет и процентами с которого человек пользуется всю жизнь. Дурная привычка, с точки зрения К. Д. Ушинского, есть нравственный невыплаченный заем, который может заморить человека беспрестанно нарастающими процентами и довести его до нравственного банкротства. Большое значение в выработке нравственных привычек поведения имеет общая атмосфера учебного заведения. Формируемые способы поведения, поддерживаемые традициями, законами коллектива, легче осваиваются школьником. Организация опыта поведения состоит главным образом в создании устойчивых положительных воздействий [22, С. 251].

Усвоение нравственных норм обогащается эмоциональным отношением человека к этим нормам. Нравственные нормы определяют в значительной степени и тот побудительный мотив, который вызывает то или иное действие.

Нравственные чувства, нравственные переживания и нравственные отношения имеют глубоко личностную окраску. Они дают человеку удовлетворение от благородного поступка или намерения, вызывают угрызения совести при нарушении нравственных норм. Детский возраст нуждается в широте чувств, и задача воспитателя состоит в том, чтобы помочь ребенку определить объекты чувств и придать им общественно ценную направленность.

Психологи различают простые чувства как временные состояния человека и сложные — гражданские, морально-политические чувства, характеризующие устойчивые характерологические образования. Объектом их является общество, государство, коллектив.

Придавая большое значение развитию социальных чувств, А. В. Луначарский показал, что способность сильно чувствовать связана с богатством духовной жизни личности, что, в свою очередь, связано с развитием ее симпатий и антипатий, ценность которых в том, что они рождают сопереживание. Сопереживание заражает психику определенным подъемом, отражением сильных и гармоничных чувств. Для формирования нравственных чувств необходимо включать школьника в ситуации, требующие его соучастия, сострадания; развивать тонкость чувства в отношении к другим; обогащать их идейно-нравственным содержанием, придавать простейшим чувствам радости, негодования нравственную направленность [21, 289].

Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных требований и норм. Это позволяет своевременно заложить нравственный фундамент развитию личности. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности в младшем возрасте, является формирование гуманистических отношений и взаимоотношений детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость, В подростковом возрасте складывается определенный опыт в освоении среды ближайшего окружения, устанавливаются устойчивые контакты со сверстниками, возрастает потребность в самопознании, в утверждении собственной личности. Подросток ориентируется на пример окружающих людей, устремлен к поиску идеала, к выбору средств самоутверждения. В этом возрасте чрезвычайно важно помочь подростку найти правильные нравственные ориентиры, сообщить моральные знания основных нравственных категорий, совместно определить пути самовоспитания. Расхождение между желаемым и возможным, идеальным, представляемым и реальным, посильным и непосильным — характерное противоречие этого возраста, которое необходимо учитывать в процессе нравственного воспитания.

В раннем юношеском возрасте активно формирующиеся мировоззренческие взгляды позволяют юноше понять смысл моральных категорий, оценить нравственные нормы, понять их необходимость.

Характерным для юноши является развитое самосознание, потребность в самоопределении. Этим объясняется интерес к личности человека, аналитический подход к поступкам людей, их мотивационной сфере, стремление разобраться в смысле жизни, постижении ее ценностей, определить свое место в обществе. В юности интенсивно идет поиск идеала, авторитета, вырабатываются собственные принципы поведения и оценки.

На определенном этапе развития самосознания возникает потребность юноши в самоутверждении. Эта потребность проявляется весьма противоречиво в зависимости от особенностей протекания процесса социализации личности, предшествующего жизненного опыта, особенностей психического и физического развития. Стремление к самоутверждению сопровождается развитием активности, самостоятельности, нередко проявляющимися в юношеском максимализме. Интеллектуальное развитие современных школьников в некоторых случаях опережает развитие высших моральных чувств и опыта нравственного поведения, прежде всего во взаимоотношениях и взаимодействии с окружающими людьми. Необходимо систематическое вооружение старшеклассников научными основами теории морали, как на уроках, так и в процессе специальной разъяснительной работы, включение их в постоянно усложняющиеся виды деятельности и отношения, предполагающие активность и самостоятельность решений с высокой степенью социальной ответственности. Юноши и подростки особенно нуждаются в дружбе, во взаимопонимании с окружающими их людьми. В юношеском и подростковом возрасте поступки могут быть не адекватны намерениям, обусловлены случайными обстоятельствами. Оценки, высказываемые юношей, могут не соответствовать его убеждениям и даваться в целях получения желаемой аргументации в подтверждение этих убеждений.

Упрощенное представление о нравственном развитии личности ребенка, подростка, юноши приводит воспитателей к грубым ошибкам, когда действиям воспитуемых приписываются не те мотивы и соответственно избираются методы перевоспитания, тогда как требуется внимательное изучение противоречий развития личности и создание здоровой социальной микросреды, где каждый становится необходим другому в коллективном содружестве.

Преемственность в нравственном воспитании школьников разных возрастных групп осуществляется в нескольких основных направлениях: в развитии нравственных представлений, суждений, оценок; в формировании опыта нравственных отношений в системе коллективных связей и зависимостей; в развитии все усложняющихся форм нравственного сознания и поведения; в обогащении моральных чувств социально ценным содержанием [2, С. 247].

Подростковый и юношеский возраст считается трудным для воспитания, хотя эти трудности могут быть предупреждены, если воспитатель знает школьника, семью, знает характер затруднений, возникающих в его развитии. Для педагогически запущенных подростков характерны пробелы в знаниях, извращенное представление о нравственных нормах, выражающееся в ложном героизме, товариществе, основанном на круговой поруке, инфантилизме, сопровождающемся равнодушием к острым социальным проблемам и внутриколлективной жизни. Все это осложняет отношение школьника с окружающими, противопоставляет его коллективу, самым близким людям. В результате деформируются отношения личности. Нравственные недостатки в поведении педагогически запущенных школьников коренятся в организации их жизнедеятельности, в способах удовлетворения их потребностей, в ограниченности материальных и духовных интересов, в бедности эмоциональных переживаний. Особенности нравственного воспитания педагогически запущенных подростков состоят в том, чтобы устранить устойчивые отрицательные влияния, включить подростка в коллективные объединения, обогащающие его духовные интересы и потребности, помочь подростку в овладении способами общения, основанными на нравственных принципах гуманизма и коллективизма, активизировать позицию подростка, способствующую перестройке его мотивов и ценностных ориентации на социально значимые виды деятельности и помочь в достижении успеха в этой деятельности [26, С.77].

Следовательно, пути и средства нравственного воспитания разнообразны. Вопросы его рассматриваются различными науками.

ГЛАВА 2. ИНТЕРЕС К ПРОБЛЕМЕ НРАВСТВЕННОСТИ В ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

    1. Особенности и основные темы древнерусской литературы

Древнерусская литература является тем прочным фундаментом, на котором возводится величественная здание национальной русской художественной культуры XVIII XX вв. В ее основе лежат высокие нравственные идеалы, вера в человека, в его возможности безграничного нравственного совершенствования, вера в силу слова, его способности преобразования внутреннего мира человека, патриотический пафос служения Руссой земле – государству – Родине, вера в конечное торжество добра над силами зла, всесветное единение людей и его победу над ненавистной рознью [11 , С.27 ] .

Не зная истории древнерусской литературы, мы не поймем всей глубины творчества А. С. Пушкина, духовной сущности творчества Н. В. Гоголя, нравственных исканий Л. Н. Толстого, философской глубины Ф. М. Достоевского, своеобразия русского символизма, словесных исканий футуристов.

Русская средневековая литература является начальным этапом развития русской литературы. Ее возникновение тесно связано с процессом формирования раннефеодального государства. Подчинение политическим задачам укрепления основ феодального строя, она по-своему отразила различные периоды развития общественных и социальных отношений на Руси XI XVII веков. Древнерусская литература — это литература формирующей великорусской народности, постепенно складывающейся в нацию [ 14,С.215 ] .

Вопрос о хронологических границах древнерусской литературы окончательно не решен нашей наукой. Представления об объеме древнерусской литературы до сих пор остается неполным. Много произведений погибло в огне бесчисленных пожаров, во время опустошительных набегов степных кочевников, нашествия монголо-татарских захватчиков, польско-шведских интервентов! Да и в более позднее время, в 1737 году, остатки библиотеки московских царей были уничтожены пожаром, вспыхнувшим в Большом Кремлевском дворце. В 1777 году от огня погибла Киевская библиотека. Во время Отечественной войны 1812 года в Москве сгорели рукописные собрания Мусина-Пушкина, Бутурлина, Баузе, Демидова, Московского общества любителей русской словесности.

Основными хранителями и переписчиками книг в Древней Руси, как правило, были монахи, менее всего заинтересованные в хранении и переписке книг мирского (светского) содержания. И это во многом объясняет, почему подавляющее большинство дошедших до нас произведений древнерусской письменности носит церковный характер.

Произведения древнерусской письменности разделились на «мирские» и «духовные». Последние всячески поддерживались и распространялись, так как содержали ценности религиозной догматики, философии и этики, а первые, за исключением официальных юридических и исторических документов, объявлялись «суетными». Благодаря этому мы и представляем нашу древнюю литературу в большой степени церковной, чем она была на самом деле.

Она имеет специфические черты в отличие от литературы нового времени.

Характерной особенностью древнерусской литературы является рукописный характер ее бытования и распространения. При этом то или иное произведение существовало не в виде отдельной, самостоятельной рукописи, а входило в состав различних сборников, преследовавшие определенные практические цели.

Другой особенностью нашей древней литературы является анонимность, имперсональность ее произведений. Это было следствием религиозно-христианского отношения феодального общества к человеку, и в частности к труду писателя, художника, зодчего.

Биографические сведения об известных нам древнерусских писателях, объеме их творчества, характере общественной деятельности весьма и весьма скудны.

В средневековом не существовало понятия авторского права, индивидуальные особенности личности писателя не получили такого яркого проявления, как в литературе нового времени. Переписчику зачастую выступали в роли редакторов и соавторов, а не простых копиистов текста. Они изменяли идейную направленность переписываемого произведения, характер его стиля, сокращали или распространяли текст в соответствии со вкусами, запросами своего времени. В результате создавались новые редакции памятников. И даже когда переписчик просто копировал текст, его список всегда чем-то отличался от оригинала: он допускал описки, пропуски слов и букв, невольно отражал в языке особенности своего родного говора. В связи с этим к науке существует особый термин — «извод» (рукопись псковско-новгородского извода, московского, или — шире-болгарского, сербского и другие) [1, С.140].

При изучении древнерусской литературы следует учесть одно весьма важное обстоятельство: в средневековый период художественной литературы еще не выделилось в самостоятельную область общественного сознания, она была неразрывно связана с философией, наукой, религией [14, C .5-7].

Одной из характерных особенностей древнерусской литературы является ее связь с церковной и деловой письменностью, и устным поэтическим народным творчеством – с другой. Характер этих связей на каждом историческом этапе развития литературы и в отдельных ее памятниках был различным.

Однако чем шире и глубже литература использовала художественный опыт фольклора, тем ярче отражала она явления действительности, тем шире была сфера ее идеологического и художественного воздействия.

Характерная особенность древнерусской литературы – историзм. Ее героями являются преимущественно исторические лица, она почти не допускает вымысла и строго следует факту. Даже многочисленные рассказы о «чудесах» — явлениях, кажущихся средневековому человеку сверхъестественными, не столько вымысел древнерусского писателя, сколько точные записи рассказов либо очевидцев, либо самих лиц, с которыми произошло «чудо» [5, С.148].

Древнерусская литература, неразрывно связанная с историей развития Русского государства, русской народности, проникнута героическим и патриотическим пафосом. Тема красоты и величия Руси, родины, «светло светлой и украсно украшенной» русской земли, которая «знаема» и «ведома» во всех концах мира, — одна из центральных тем древнерусской литературы. Она прославляет созидательный труд отцов и дедов наших, самоотверженно защищавших великую землю Русскую от внешних врагов и крепивших могучее суверенное государство «велико и пространно», которое сияет «светло», «аки в небе солнце».(розовая)

В ней звучит резкий голос осуждения политики князей, сеявших кровавые феодальные раздоры, ослаблявших политическое и военное могущество государство.

Литература прославляет моральную красоту русского человека, способного ради общего блага поступиться самым дорогим – жизнью. Она выражает глубокую веру в силу и конечное торжество добра, в способность человека возвысить свой дух и победить зло.

Древнерусский писатель менее всего был склонен к беспристрастному изложению фактов, «добру и злу внимая равнодушно». Любой жанр древнерусской литературы, будь то историческая повесть или сказание, житие или церковная проповедь, как правило, включает в себе значительные элементы публицистики.

Касаясь преимущественного вопросов государственно-политических или моральных, писатель верит в силу слова, в силу убеждения. Он обращается не только к своим современникам, но и к далеким потомкам с призывом заботиться о том, чтобы славные деяния предков сохранились в памяти поколений и чтобы потомки не повторяли горестных ошибок своих дедов и прадедов.

Литература Древней Руси выражала и защищала интересы верхов феодального общества. Однако она не могла не показать острой классовой борьбы, которая выливалась либо в форму открытых стихийных восстаний, либо в формы типично средневековых религиозных ересей. В литературе ярко отразилось борьба прогрессивных и реакционных группировок внутри господствующего класса, каждая из которых искала опоры в народе.

И поскольку прогрессивные силу феодального общества отражали интересы общегосударственные, а эти интересы совпадали с интересами народа, мы можем говорить о народности древнерусской литературы [ C . 8-9].

Следовательно, древнерусская литература, отличающаяся национальным своеобразием, поднимающая важные и значительные темы своего времени, является основой развития всей русской литературы.

2.2. Нравственные проблемы в наиболее известных произведениях древнерусской литературы.

В древнерусской литературе сохранилось много похвал книгам. Ценились они высоко. Так, один из летописцев отмечает, что князь Ярослав Мудрый прилежно читал днем и ночью.

Книжные центры умножались на Русской земле, и свои летописания вместе с Киевом и Великим Новгородом завели Чернигов, Галич, Ростов, Владимир-Залесский

В «Повести временных лет» приводится похвала книгам:

«Велика ведь бывает польза от учения книжного: книгами наставляемы и поучаемы на путь покаянья, ибо от слов книжных обретаем мудрость и воздержанье. Это ведь реки, напояющие вселенную, это источники мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печели утешаемся; они – узда воздержания. Велика есть мудрость. Если прилежно поищещь в книгах мудрости, то найдешь великую пользу душе своей…»(25 учебник)

Особое место в литературе

На первый план в «Поучении» выдвигаются задачи общегосударственного порядка. Священная обязанность князю – забота о благе своего государства, его единстве, строгое и неукоснительное соблюдение клятв и договоров. Князь должен «пещись о хрестьянских душах», «о худом смерде» и «убогой вдовице». Междоусобные распри подрывают экономические и политическое могущество государства. Только мир приводит к процветанию страны поэтому в обязанность правителя входит сохранение мира.

Другой не менее важной обязанностью князя, по мнению Мономаха, является попечение и забота о благе церкви. Он понимает, что церковь является верной помощницей князя. Поэтому ради упрочения своей власти князь должен неусыпно заботиться о священническом и иноческом чине. Правда, Мономах не рекомендует своим детям спасать душу в монастыре, то есть идти в монахи. Аскетический монашеский идеал чужд этому жизнелюбивому энергичному человеку. Однако он призывает к соблюдению религиозной обрядности считая, что тремя добрыми делами – покаянием, слезами и милостыней – можно «избыти грехов своих». (розовая)

В соответствии с христианской морали требует Владимир заботливого отношения к «убогим» (бедным).

В то же время князь должен быть стражем справедливости и не давать «сильным погубить человека», как сам Владимир «не дал есм сильным обидети» ни «худаго смерда», ни «убогые вдовице». (розовая)

Князь должен быть сам примером высокой нравственности. Основным положительным качеством человека является трудолюбие. Труд, в понимании Мономаха, – это прежде всего воинский подвиг, а затем занятие охотой, когда в непрестанной борьбе с опасностями закаляются тело и душа человека.

Основным пороком Владимир считает лень: «Леность бо всему мати: еже умееть, то забудеть, а егоже не умееть, а тому ся не учить». (розовая)Лень поможет повлечь за собой внезапную гибель во время военных походов, нанести ущерб хозяйству князя. Опытный хозяин – вотчинник, полководец Владимир советует детям в ведении дел не доверять ни тиунам, ни отрокам, а самому вникать во все мелочи, также и во время военных походов не следует во всем полагаться на воевод, а самим «наряжать» сторожей и спать возле воинов, не снимая оружия. Предостерегает Владимир и от лжи, пьянства и блуда: «… в том бо душа погыбаеть и тело», — пишет он.(розовая)

Таким образом, в «Поучении» Мономах охватывает довольно широкий круг жизненных явлений. Он дает четкие ответы на многие социальные и нравственные вопросы своего времени.

В «Повести о Петре и Февронии», созданной в середине

С устно-поэтической народной традицией связан образ центральной героини – Февронии. Дочь крестьянина – «древолазца» (бортника) обнаруживает нравственное и умственное превосходство над князем Петром. В повести на первый план выдвигается необычайная мудрость Февронии. Отрок (слуга) князя Петра застает ее в избе за ткацким станком к простой одежде, и Феврония встречает княжеского слугу «странными» словами: «Нелепо есть быти дому безо ушию, и храму без очию» [ Скрипиль,С.141]. На вопрос юноши, где находится кто-либо из живущих в доме мужчин, она отвечает: «Отец и мати моя поидоша в заем плакати. Брат же мой чрез ноги в нави (смерть) зрети» [ Скрипиль ,С.141].

Сам отрок не в силах уразуметь смысла мудрых речей Февронии и просит объяснить их значение. Феврония охотно это делает. Уши дому – собака, очи храму (дому) – ребенок. У нее в доме нет ни того, ни другого, поэтому некому было предупредить ее о приходе незнакомца, и тот застал ее в столь неприглядном виде. А мать и отец пошли на похороны – взаймы плакать, так как когда они умрут, по ним тоже будут плакать. Отец и брат ее – «древоларцы», собирающие мед диких пчел, и ныне брат «на таково дело иде»; взбираясь на дерево и смотря через ноги вниз, он постоянно думает о том, как бы не пасть с такой высоты, не разбиться насмерть.

Одерживает победу Феврония и над Петром, состязаясь с князем в мудрости. Желая проверить ум девушки, Петр посылает ей пучек лбна, предлагая, пока он моется в бане, сделать из него рубашку, штаны и полотенце. В ответ Феврония просит из щепки сделать ткацкий станок, пока она «очешет» лен. Князь вынужден признать, что этого сделать невозможно. « А се ли възможно есть человеку мужеска възрасту въ единомповесме (пучке) лну в малу годину, в ню же прибудет в бани, сътворити срачицу и порты и убрусець? » — спрашивает Феврония. [ Скрипиль ,С.143]. И Петр вынужден признать ее правоту.

Феврония согласна уврачевать язвы Петра при одном условии – стать его женой. Она понимает, что не так-то просто князю жениться на крестьянке. Когда князь исцелился, он и думать забыл о своем обещании: «…не въсхоте пояти ю жену себе отечества (происхождения) ея ради». [ Скрипиль ,С.144]. Феврония, понимая, что она не ровня князю, предвидела подобный ответ Петра и поэтому заставила его помазать не все струпья. А когда тело князя вновь покрылась язвами, он вынужден со стыдом вернуться к ней, прося врачевания. И Феврония исцеляет Петра, предварительно взяв с него твердое слово жениться. Так дочь рязанского крестьянина заставляет Петра сдержать свое княжеское обещание. Подобно героиням русских народных сказок, Феврония борется за свою любовь, за свое счастье. До конца дней хранит она свято любовь к мужу. По требованию муромских бояр она покидает город, взяв с собой самое для нее дорогое – своего супруга. Он для нее дороже власти, почестей, богаства.

На коробле Феврония угадывает нечестные помыслы некоего женатого человека, который посмотрел на нее с вожделением. Она заставляет его попробовать воду с обоих бортов судна и спрашивает: «Равна ли убо си вода есть, или едина слажеши?» . Он отвечает: «Едино есть, госпоже, вода» . И Феврония говорит тогда: «И едино естество женьское есть. Почто убо,свою жену оставя, чюжиа мыслиши!» [ Скрипиль ,С.152].

Феврония умирает одновременно с мужем, ибо не мыслит себе жизни без него. А после смерти тела их оказываются лежащими в едином гробу. Дважды пытаются их перехоронить, и каждый раз тела их оказываются вместе.

Характер центральной героини в повести дан весьма многогранно. Дочь рязанского крестьянина исполнена чувства собственного достоинства, женского гордости, необычайности силы ума и воли. Она обладает чутким, нежным сердцем, способна с неизменным постоянством и верностью любить и бороться за свою любовь.

Таким образом, наиболее ярко нравственные нормы людей

2.3. Древнерусская литература – основа развития всей русской литературы

По свидетельствам литературоведов, над рукописной книгой трудились многие. Доброписец чернописный воспроизводил основной текст, статейный писец – вязь киноварью, заставочный писец – заставки и буквицы, живописец иконный – миниатюры; златописец покрывал золотом заставки и отдельные части миниатюр. Златокузнец, среброкузнец и сканный оформляли оклад.

На протяжении семивекового развития наша литература последовательно отражала основные изменения, происхождения в жизни общества.

кусков 307

кусков 307

кусков 308

Древнерусская литература явилась той базой, которая подготовила расцвет русской классической литературы XVIII XIX вв. При этом связь времен, связь литератур никогда не прерывалась и не прекращалась.

кусков 308

Новый уровень освоения традиций древнерусской литературы обнаруживает творчество А.С, Пушкина. Великий русский поэт не только использовал сюжеты, мотивы, образы древнерусской литературы, но и прибегал к ее стилям и отдельным жанрам для воссоздания «духа времени».

кусков 315

Во второй половине

Теперь русская литература обращается к древней в поисках нравственного возрождения и оздоровление современного человека, как к важнейшему психологическому источнику и источнику новых форм художественного произведения. Эти особенности в освоении традиций древнерусской литературы ярко проявились в творчестве Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого.

Ф.М. Достоевскому чуждо было «слепое, беззаветное обращение к дремучей старине». Однако «одержимый злобами дня», «тоской по текущему», писатель пришел к глубокому убеждению, что «человек идеи самостоятельной, человек самостоятельно деловой, образуется лишь долгою самостоятельною жизнью нации, вековым многосторонним трудом ее — одним словом, образуется всею исторической жизнью страны»[Кусков 317].

Уже в начале творческого пути, разрабатывая тему «маленького человека» в «Бедных людях», «Двойнике», Достоевский ярко отразил протест личности против ее обезличивания, нивелировки. Нельзя превращать личность человека в «ветошку» — тряпку. Образ человека — «ветошки», по-видимому, порожден апокрифическим сказанием «Повести временных лет» под 1071г.

Вероятно, от апокрифических дуалистических сказаний об извечной борьбе Бога и дьявола, добра и зла идет концепция Достоевского о постоянной борьбе этих двух начал в душе человека, что и является внутренней психологической трагедией личности.

Обращаясь к древнерусской литературе, Достоевский видит в ней отражение духовной культуры народа, выражение его этических и эстетических идеалов.

«Вся тысячелетняя история России, — отмечал писатель, — свидетельствует об изумляющей деятельности русских, сознательно созидающих свое государство, отбивая его всю тысячу лет от жестоких врагов, которые без них низринулись бы на Европу» [Кусков 317].

«Обстоятельствами всей почти русскои истории народ наш до того… был развращаем, соблазняем и постоянно мучим, что еще удивительно, как он дожил, сохранив человеческий образ, а не то, что сохранив красоту его. Но он сохранил и красоту своего образа», — писал Достоевский [Кусков 317]. Эту красоту писатель видел в нравственном идеале смиренного, терпеливого, несущего безропотно свой крест страдания русского мужика. Писатель был убежден в неистребимости «в сердце народа нашего жажды правды, которая ему дороже всего». Он отмечал, что в народе «есть положительные характеры невообразимой красоты и силы» [Кусков 317]. Таков Илья Муромец — «подвижник за правду, освободитель бедных и слабых, смиренный и непревозносящийся, верный и серцем чистый» [Кусков 318].

Высшим нравственным идеалом народа Достоевский считал Иисуса Христа, образ которого русский народ «любит по-своему, т.е. до страдания» [Кусков 318]

Нравственные убеждения народа становятся объектом пристального внимания Л.Н. Толстого, органически усваиваются им и становятся решающими при оценке писателем различных явлений в современной жизни.

Новый этап в основании традиций древней русской литературы наступает в

учебник 23) или книга Лихачева

Таким образом, древнерусская литература, самобытная по форме и глубокая по содержанию, выработавшая высокие идеалы духовной красоты человека, явилось той прочной основой, на которой формировалась вся последующая русская литература.

Заключение

Обязательным условием человеческой истории является не только материальное производство средств к существованию (пища, одежда и др.), не только биологическое воспроизводство человека, но и воспитание – воспроизводство духовное. При этом каждый человек как бы заново находит ответы на вечные вопросы, приобретает нравственный опыт, нравственные чувства и представления. Нравственное, отмечает Владимир Соловьев, «не есть вещь, которую один может подарить другому, а внутреннее состояние, достигаемое только через собственный опыт». Опыт этот приобретается, прежде всего, в процессе воспитания, в котором предвосхищаются ситуации, возникающие в реальной жизни.

Процесс воспитания представляет собой довольно сложное явление, как сложна и многогранна сама жизнь. Есть воспитание трудовое, политическое, эстетическое, нравственное, правовое и др. Но стержнем всего процесса воспитания является воспитание нравственное, ибо именно оно формирует базовые качества человека, приобщает к вечным, глубинным человеческим ценностям.

Воспитание, особенно нравственное, представляет собой чрезвычайно сложный процесс, результаты которого не всегда предсказуемы.

Вопросы нравственного воспитания находятся в поле зрения различных дисциплин: педагогики, психологии, богословия, эстетики, литературы и других.

У истоков русской литературы стоит литература Древней Руси.

Значение древнерусской литературы состоит в том, что она передала русской литературе свою высокую идейность, свой опыт, богатство языка, строгие нормы морали и нравственности.

В древнерусской литературе есть произведения, которыми русский народ может гордиться, это такие, как: «Повесть временных лет», «Поучение Владимира Мономаха», «Слово о полку Игореве», «Хождение за три моря Афанасия Никитина» и другие. Эти произведения показывают всё лучшее, что создала русская литература за первые семь веков своего существования.

Особое место в литературе XI

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/duhovno-nravstvennaya-problematika-drevnerusskoy-literaturyi/

Другой не менее важной обязанностью князя, по мнению Мономаха, является попечение и забота о благе церкви. Он понимает, что церковь является верной помощницей князя.

Но, кроме того, князь должен быть сам примером высокой нравственности. Основным положительным качеством человека является трудолюбие. Труд, в понимании Мономаха, — это, прежде всего воинский подвиг, а затем занятие охотой, когда в непрестанной борьбе с опасностями закаляются тело и душа человека.

Вопросы нравственности поднимаются и в «Повести о Петре и Февронии», которая была создана в середине XVI века писателем-публицистом Ермолаем –Еразмом на основе муромских устных преданий.

Дочь крестьянина – «древолазца» (бортника) обнаруживает нравственное и умственное превосходство над князем Петром.

Характер центральной героини в повести дан весьма многогранно. Дочь рязанского крестьянина исполнена чувства собственного достоинства, женского гордости, необычайности силы ума и воли. Она обладает чутким, нежным сердцем, способна с неизменным постоянством и верностью любить и бороться за свою любовь.

Литература Древней Руси богата и величественна. Она была средством познания мироустройства и средством воспитания человеческого духа.

Познание древнерусской литературы продолжается. Это и правильно. Приобщиться к литературе Руси того времени счастье и радость. Всё это не может нас оставить равнодушными к истории культуры нашей Родины. Литература Древней Руси — это зеркало славы наших предков, души народной, в котором, благодаря ей, мы поколение XXI века, ищем себя.

Ее нравственные ценности важны для нашего переходного времени, когда старые идеалы утрачены, а становление новых происходит с большим трудом. Вновь остро встают вопросы: «С кого же делать жизнь?», «Какую личность воспитывать?», «Какие акценты расставлять в процессе воспитания?» и др. В средствах массовой информации постоянно звучат заявления — во многом обоснованные — о кризисе общественной нравственности, о небывалом росте преступности, о продажности многих политиков и т.п. В связи с этим учителю необходимо активно использовать все пути, средства, возможности нравственного воспитания.

На наш взгляд, цели и задачи курсовой работы в основном выполнены. Работа может представлять интерес для студентов филологов, учащихся и учителей школ. В работе проанализированы только два литературных памятника Древней Руси, анализ других является ее перспективой.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/duhovno-nravstvennaya-problematika-drevnerusskoy-literaturyi/

  1. Водорезов Н. История древней русской литературы. Учебн. для студентов. М.: Просвещение, 1972.–383с.

  2. Возрастная педагогическая психология//М.В. Матюхина, Т.С. Михальчук, Н.Ф. Прокина; Под ред. Гамезо М.В. – М.: Просвещение, 1984. – 395с.

  3. Дмитриев Л., Лихачев Д. История русской литературы X XII вв. М.: Просвещение, 1980.–461с

  4. Дмитриева Р.П. «Повесть о Петре и Февронии». М.: Высшая школа, 1979.–348с.

  5. Древнерусская литература в исследованиях: Хрестоматия/Сост. В.В. Кусков. М.: Высшая школа, 1986.–375с.

  6. Древняя русская литература: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2101 «Рус. яз. и лит. »/ Сост. Н.И. Прокофьев.–2-е изд., доп.–М.: Просвещение, 1988.–429с.

  7. Ермолаева М.В., Захарова А.Е., Калинина Л.И., Наумова С.И. Психологическая практика в системе образования.– Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. – 333с.

  8. История русской литературы

    [Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/duhovno-nravstvennaya-problematika-drevnerusskoy-literaturyi/

    XI XVII вв.: Под ред. Д.С. Лихачева. – М.: Просвещение, 1985. – 385с.

  9. История русской культуры. Зенина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.С. – М.: Высшая школа, 1990. – 432с.

  10. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Просвещение, 1998. – 256с.

  11. Кондалов И. Введение в историю русской культуры. Учебн. пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 1997. – 687с.

  12. Котырло В.К. Некоторые подходы к экспериментальному исследованию волевых действий у детей. — В кн.: Материалы 2-й международной научной конференции по проблемам психологии воли. – Рязань. – 1967. – 28- 30с.

  13. Купушин В.С. Теория и методика воспитательной работы. – Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2002. – 320с.

  14. Кусков В.В. История древнерусской литературы: Учебн. для филол. спец. вузов/ В.В. Кусков. – 7-е изд. – М.: Высшая школа, 2002. – 336с.

  15. Кусков В.В. Связь времен. О связях древнерусской литературы с литературой нового времени ( XVIII –первая половина XIX вв.)//Вестник МГУ. Серия 9, №4, Филология, 1996.–35с.

  16. Литература: 7 кл.: Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений/Авт.-сост. В.Я. Коровина.–7-е изд.–М.: Просвещение, 2000.–428 с.

  17. Литература Древней Руси: Хрестоматия/Сост. Л.А. Дмитриев; Под ред. Д.С. Лихачева. – М.: Высшая школа, 1990.–544с.

  18. Лихачев Б.Т. Педагогика. – М.: Просвещение, 1992.–463с.

  19. Макаренко А.С. Соч.т.5. – М.: Просвещение, 1951. – 404с.

  20. Мухина В.С. Психология дошкольника. – М.: Академия, 1975. –239с.

  21. Педагогика: Под ред. Л.П. Крившенко. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2008. – 432с.

  22. Педагогика: Под ред. Ю.К. Бабанского.–М.: Просвещение, 1983 г. – 375с.

  23. Переверзев В.Ф. Литература Древней Руси. – М.: Наука, 1971. – 477с.

  24. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. – М.: Наука, 1972. – 96с.

  25. Творогов О. Древнерусская литература и ее роль. Л.: Наука, 1985. – 126с.

  26. Харламов И.Ф. Педагогика: 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1990.-367с.

  27. Штольц Х., Рудольф Р. Как воспитать нравственное поведение? – М.: Просвещение, 1986.-255с.

  28. Юркевич В.С. Об индивидуальном подходе в воспитании волевых привычек. – М., 1986. – 283с.