Курсовая Разработка базы данных «библиотека»

Курсовая работа

Базы данных и информационная индустрия

Базы данных представляют собой совокупность структур, предназначенных для хранения больших объемов информации и программных модулей, обеспечивающих управление данными и их обработку. Информация в базе данных хранится в таблицах, состоящих из набора записей, представляющих собой строки таблицы.

Каждая запись в базе данных состоит из именованных полей или ячеек, которые могут содержать различные типы информации. Поля однотипных записей образуют столбцы таблицы. Создание таблицы уже позволяет получить полноценную базу данных, однако реальные структуры баз данных и их создание гораздо более сложные.

В последние годы информационная индустрия, связанная с производством новых знаний, стала одной из ведущих отраслей. Она тесно связана с развитием компьютерных технологий. В информационном обществе основным продуктом становится информация, а материальные блага все больше становятся информационно насыщенными.

Эти изменения влияют на все сферы жизни, меняют систему ценностей и требуют от человека способности к интеллектуальному труду и творчеству. Однако возникают противоречия между ограниченными возможностями человека по восприятию и обработке информации и огромными массивами доступной информации.

Большое количество избыточной информации усложняет выбор нужных сведений и требует разработки эффективных методов работы с данными. В этой связи базы данных играют ключевую роль в организации и структурировании информации, обеспечивая ее доступность и удобство использования.

Для решения подобных проблем применяются автоматизированные базы данных. Они стали неотъемлемой частью практически всех компьютерных систем — от отрасли до отдельного предприятия. За последние несколько лет вырос уровень потребительских качеств систем управления базами данных (СУБД): разнообразие поддерживаемых функций, удобный для пользователя интерфейс, сопряжение с программными продуктами, в частности с другими СУБД, возможности для работы в сети и т.д. СУБД позволяет сводить воедино информацию из самых разных источников (электронные таблицы, другие базы данных) и помогает быстро найти необходимую информацию, донести ее до окружающих с помощью отчетов, графиков или таблиц.

К настоящему времени накоплен значительный опыт проектирования БД, предназначенных для управления производством, это позволяет сделать процесс создания БД более эффективным.

3 стр., 1309 слов

Технология хранения, поиска и сортировки информации. База данных

... поиск информации по некоторым признакам (для описания запросов имеет специальный язык запросов, он обеспечивает также интерфейс между базой данных и прикладными программами пользователей, позволяет этим программам использовать базы данных); подготовку и ... структуры базы данных, создания новых таблиц или иных объектов происходят при сохранении файла базы данных. Об этих операциях СУБД предупреждает ...

Данная курсовая работа называется «библиотека». Многие люди даже не догадываются, насколько сложен и трудоемок учет книг.

Согласно цели поставим задачи:

  • Изучение особенностей кадрового дела

  • Разработка схемы БД

  • Реализация разработанной схемы в конкретной СУБД (MS Access)

  • Создание форм для ввода данных, отчетов, запросов

  • Автоматизация работы с созданной БД.

Для более эффективного управления учётом книг и библиотек было разработано реляционная система учёта мониторинга контроля и счёта книг,

которая облегчает работу персонала в библиотеках и исключает человеческий фактор, весь учёт берёт на себя машина и не допускает погрешностей.

    база данные автоматизация кадры

    Сущность — объект любой природы данные, о котором хранятся в отношении (таблице, в которой содержатся данные).

    В рассматриваемой предметной области можно выделить следующие сущности:

    1. ИЗДАТЕЛЬСТВО — содержит информацию об издательстве и т.д.

    2. КНИГИ – содержит информацию о наименовании, авторах, тематике, адресе хранения книги и т.д.

    3. ТЕМАТИКА – содержит название тематики.

    4. УЧЁТ КНИГ — содержит номер книги, дату выдачи, дату возврата и фактическую дату возврата.

    5. ЧИТАТЕЛИ – содержит ФИО, адрес проживания, год рождения и образование.

    Перечисленные выше сущности содержат различные атрибуты. Атрибут – свойство сущности (заголовок столбца таблицы).

    Перечислим атрибуты вышеназванных сущностей:

    • ИЗДАТЕЛЬСТВО (наименование организации печатного агентства).

    • КНИГИ (наименование книги, автор написавший эту книгу, тематика издательства, адрес хранения в библиотеке).

    • УЧЁТ КНИГ (номер книги, дата выдачи, дата возврата, дата фактического возврата).

    • ЧИТАТЕЛИ (ФИО, адрес проживания читателя, взявшего книгу, год рождения, образование читателя).

    Инфологическая модель должна включать такое формализованное описание предметной области, которое легко будет «читаться» не только специалистами по базам данных.

    Инфологическое проектирование, прежде всего, связано с попыткой представления семантики предметной области в модели БД. Реляционная модель данных в силу своей простоты и лаконичности не позволяет отобразить семантику, то есть смысл предметной области.

    Хаммером

    Модель «сущность-связь» называют также «

    При проектировании БД информацию обычно размещают в нескольких таблицах. Таблицы при этом связывают с семантикой информации. В реляционной СУБД для указания связей в таблице производят операции их связывания. Рассмотрим наиболее часто встречаемые бинарные связи:

    17 стр., 8186 слов

    Разработка базы данных учеников МОУ СОШ № 12 на языке Delphi

    ... в школах информационных технологий, база данных становиться незаменимой для работы. Существует столько способов централизовать и хранить информацию. Появилось большое количество различных разработчиков баз данных, ... созданной в рамках дипломной работы базы данных, в первую очередь повлияет на снижение времени, затрачиваемого на поиск информации. База данных, имеющая техническую направленность ...

    Введение

    Организация и сохранение данных является неотъемлемой частью любой информационной системы. Использование баз данных позволяет создавать, изменять и удалять информацию без необходимости вручную обрабатывать каждую запись.

    Анализ задачи

    Необходимо создать базу данных, содержащую информацию о книгах. БД должна включать в себя атрибуты, такие как название книги, автор, тематика, год выпуска, издательство, количество страниц, цена, количество имеющихся книг, а также учёт книг.

    Определение сущностей

    На основании задачи мы отмечаем отдельные сущности, которые будут присутствовать в таблицах базы данных:

    • Книга
    • Автор
    • Тематика
    • Издательство
    • Учёт книг

    Определение связей между сущностями

    Для определения связей мы будем использовать знания из области физики реляционных баз данных. Связь между двумя таблицами устанавливается, если одна таблица ссылается на другую, используя ключевые поля.

    С учётом этого, мы определили следующие связи между сущностями:

    1. Между атрибутами книги и тематикой есть связь 1:1

    Одна книга может иметь только одну тематику.

    2. Между атрибутами книги и издательством есть связь 1:1

    Каждая книга может быть издана только одним издательством.

    3. Между атрибутами книги и учётом книг есть связь 1:M

    Число записей в таблице учёта книг может быть больше, чем количество книг.

    Реализация базы данных

    После определения сущностей и связей между ними, мы можем начать реализацию базы данных. Воспользуемся реляционной моделью БД, соответствующей нашим предыдущим определениям.

    В таблице «Книги» будут содержаться следующие поля: название книги, автор, тематика, год выпуска, издательство, количество страниц, цена и количество имеющихся книг.

    Для хранения информации об авторах мы создаём таблицу «Авторы» с полями: имя, фамилия, дата рождения, страна.

    Таблица «Тематики» будет содержать только одно поле, тему книги.

    Таблица «Издательства» будет содержать следующие поля: название издательства, адрес, телефон, email.

    Как мы уже определили, между таблицами «Книги» и «Учёт книг» есть связь 1:M. Поэтому в таблице «Книги» должен быть внешний ключ, ссылка которого на первичный ключ таблицы «Учёт книг».

    Наконец, в таблице «Учёт книг» будут содержаться следующие поля: идентификатор книги, дата поступления, дата выпуска, стоимость закупки, стоимость продажи, количество проданных книг.

    В разрабатываемой базе данных (БД) библиотека будет являться ключом для атрибутов издательство, книги, тематика, учёт книг и читатели.

    Атрибут наименование книги также имеет уникальные поля, такие как автор и взявший книгу.

    Нормализация – разбиение таблицы на две или более, обладающие лучшими свойствами включении, изменении или удалении данных. Окончательная цель нормализации сводится к получению такого проекта БД, в котором каждый факт появляется лишь в одном месте, то есть исключена избыточность информации.

    Нормализация отношений – формальный аппарат ограничений, на формирование отношений которого позволяет устранить дублирование, обеспечить непротиворечивость хранимых в базе данных, уменьшить трудозатраты на ведение БД.

    Кодом выведено три нормальные формы и предложен механизм, позволяющий любое отношение преобразовать к третьей нормальной форме. Приведем наши отношения к третьей нормальной форме.

    Первая НФ: Отношение называется нормализованным или приведенным к первой нормальной форме тогда и только тогда, когда все его атрибуты простые (неделимые).

    Таблица находится в первой нормальной форме тогда и только тогда, когда ни одна из ее строк не содержит в любом ее поле более одного значения, и ни одно из ее ключевых полей не пусто. Для того чтобы привести наши отношения к первой нормальной форме, необходимо сущность ФИО разбить на три отдельные (Фамилия, Имя, Отчество).

    Также следует вынести в отдельную таблицу структурное подразделение, должности и наименование фирмы, чтобы избежать избыточности данных. В отдельную таблицу выносятся приказы по личному составу и производственные приказы, так как нумерация у приказов общая. Атрибуты место проживания по паспорту и фактическое место проживания не требуют разбиения, так как используются один раз.

    Вторая НФ: Таблица находится во второй нормальной форме, если она удовлетворяет определению первой нормальной формы и все ее поля, не входящие в первичный ключ, связаны полной функциональной зависимостью с первичным ключом. Для того чтобы наши отношения привести во вторую нормальную форму, необходимо вынести все книги в отдельную таблицу.

    Третья НФ: Таблица находится в третьей нормальной форме, если она удовлетворяет определению второй нормальной формы и ни одно из ее не ключевых полей не зависит функционально от любого другого не ключевого поля. Отношения, представленные в данной БД приведены к третьей нормальной форме.

    1. Проектирование информационных систем, включающих в себя базы данных, осуществляется на физическом и логическом уровнях. Решение проблем проектирования на физическом уровне во многом зависит от используемой СУБД (система управления базами данных – комплекс языковых и программных средств, предназначенных для создания, ведения, и совместного ведения БД многими пользователями), зачастую автоматизировано и скрыто от пользователя. В ряде случаев пользователю предоставляется возможность настройки отдельных параметров системы, которая не составляет большой проблемы.

    Рассмотрим отношения нашей БД подробнее.

    Таблица 1 – Издательство

    Наименование
    Тип данных
    Тип поля
    Код издательства
    Счетчик
    Ключевое
    Наименование издательства
    текстовый

    Таблица 2 – книги

    Наименование
    Тип данных
    Тип поля
    Номер Книги
    счетчик
    Ключевое
    Наименование книги
    текстовое
    текстовое
    Код тематики
    Текстовый
    Код издательства
    Текстовый
    Адрес хранения
    Текстовое

    Таблица 3 – Тематика

    Наименование
    Тип данных
    Тип поля
    Код
    Счетчик
    Ключевое
    Наименование тематики
    текстовый

    Таблица 4 – Учёт книги

    Наименование Тип данных Тип поля
    Номер ЧБ Счетчик Ключевое
    Номер книги Числовой
    Дата Выдачи Дата\время
    Дата Возврата Дата\время
    Дата Фактического возврата Дата\время

    Таблица 5 – Читатели

    Наименование Тип данных Тип поля
    Номер ЧБ Счетчик Ключевое
    ФИО Текстовый
    Адрес Текстовый
    Год рождения Числовой
    Образование Текстовый

    5. Запросы к БД

    Запросы — это объект базы данных, который служит для извлечения данных из таблиц и предоставления их пользователю в удобном виде. Особенность запросов состоит в том, что они черпают данные из базовых таблиц и создают на их основе временную таблицу.

    Все запросы делятся на две группы: запросы-выборки и запросы-действия.

    Запросы-выборки и запросы-действия позволяют модифицировать данные в таблицах: удалять, обновлять, добавлять записи. В данной БД представлены следующие запросы:

    1. Книги читателей — книги, которые взяли читатели, подробная информация по книге, дате выдаче и сдаче.

    2. Адрес – где находится книга.

    3. ФИО кто взял какую книгу.

    5.2 Экранные формы

    Форма в БД — это структурированное окно, которое можно представить так, чтобы оно повторяло форму бланка. Формы создаются из набора отдельных элементов управления. Источником данных для формы являются записи таблицы или запроса.

    Форма предоставляет возможности для:

    1. Ввода и просмотра информации базы данных

    2. Изменения данных

    3. Печати

    4. Создания сообщений., В данной БД представлены следующие формы:

    1. Издательство

    2. Книги

    3. Тематика

    4. учёт книги

    5. Читатели

    5.3 Отчеты

    Отчет — это объект базы данных, который предназначен для вывода информации из баз данных, прежде всего на печать.

    Отчеты позволяют выбрать из баз данных нужную пользователю информацию, оформить ее в виде документа, перед выводом на печать просмотреть на экране.

    Источником данных для отчета может служить таблица или запрос. Кроме данных, полученных из таблиц, в отчете могут отображаться вычисляемые поля, например, итоговые суммы.

    В данной БД представлены следующие отчеты:

    1. Читатели — показывает список читателей (их фамилию, имя и отчество) с книгами, которые они взяли и тематиками.

    2. Книги

    3. Учёт книг

    Программу

    1. Из меню « Пуск ». Пуск – Microsoft Office – Microsoft Access 2003.

    Программу 1

    Для открытия определенной БД нужно на панели управления нажать «Файл», затем «Открыть».

    Для открытия определенной бд нужно на панели управления нажать файл  1

    Для открытия определенной бд нужно на панели управления нажать файл  2

    Для открытия определенной бд нужно на панели управления нажать файл  3

    В открывшемся окне выбрать файл с БД которая вас интересует.

    В открывшемся окне выбрать файл с бд которая вас интересует  1

    2. Два раза щелкнуть правой кнопкой мыши на уже сохраненной БД. Что бы ни искать нужную БД в папках можно вынести ярлык на рабочий стол.

    В открывшемся окне выбрать файл с бд которая вас интересует  2

    Экранную форму можно создать двумя способами:

    1. С помощью мастера.

    2. В режиме конструктора., В первом случае сначала нужно выбирать данные из таблиц, которые должны располагаться в форме.

     в режиме конструктора  1

    Далее нужно выбрать вид формы.

    Далее нужно выбрать вид формы  1

    На следующем шаге нужно выбрать стиль формы.

    На следующем шаге нужно выбрать стиль формы  1

    В заключении задать имя.

    В заключении задать имя  1

    Любую форму, сделанную с помощью мастера можно изменить в режиме конструктора.

    Во втором случае вся форма формируется самостоятельно. Например, можно добавить картинки, кнопки, сделать собственный вид, добавить подчиненные формы и т.д.

    В представляемой БД главной формой является форма «Личная карточка». Все остальные формы являются подчиненными. Подчиненные формы для удобства работы с ними размещены на соответствующих вкладках.

    Любую форму 1

    Отчеты так же как формы можно создать с помощью мастера и в режиме конструктора.

    При создании отчета с помощью мастера нужно сначала выбрать поля из созданных таблиц или запросов для отчета.

    Отчеты так же как формы можно создать с помощью мастера и в режиме конструктора  1

    Затем можно добавить уровни группировки, то есть, например, сделать так чтобы сначала шло имя сотрудника, а только потом все остальные данные.

    Отчеты так же как формы можно создать с помощью мастера и в режиме конструктора  2

    Далее можно задать порядок сортировки (по возрастанию и убыванию, только для 4 записей).

    Далее можно задать порядок сортировки по возрастанию и убыванию 1

    Потом выбирается вид макета для отчета, стиль и имя отчета.

    Потом выбирается вид макета для отчета 1

    Потом выбирается вид макета для отчета 2

    Режим конструктора для отчета очень похож на режим конструктора для формы. Отличие состоит в меню «свойство».

    Все отчеты в данной БД находятся в «Главном меню».

    Все отчеты в данной бд находятся в главном меню  1

    Для печати какого-либо отчета нужно сначала открыть отчет.

    Для печати какого либо отчета нужно сначала открыть отчет  1

    Затем на отчете щелкнуть правой кнопкой мышь. В открывшемся меню выбрать «Печать».

    Затем на отчете щелкнуть правой кнопкой мышь в открывшемся меню выбрать печать  1

    В рамках курсовой работы было разработано приложение баз данных, которое позволяет автоматизировать учет и составление отчетных документов в библиотеке. Разработанное приложение полностью соответствует требованиям предметной области, а таблицы созданной базы данных отвечают требованиям нормализации, обеспечивая целостность и непротиворечивость информации.

    С использованием СУБД Microsoft Access был создан удобный пользовательский интерфейс приложения. Это приложение позволяет решать все задачи, поставленные в задании на курсовую работу. Таким образом, можно сделать вывод, что задание выполнено полностью.

    Важно отметить, что база данных, разработанная в рамках курсовой работы, является учебной и не содержит всех данных, которые могут присутствовать в профессиональной библиотеке. Некоторые данные, такие как учет книг и ФИО, были исключены из базы данных. Однако разработанная база данных легко может быть дополнена при необходимости разработки профессиональной базы данных.

    1. Голицына О. Л., Партыка Т. Л., Попов И. И. Основы проектирования баз данных; Форум — Москва, 2012. — 416 c.

    2. Гринченко, Н.Н. и др. Проектирование баз данных. СУБД Microsoft Access; Горячая Линия Телеком — Москва, 2011. — 240 c.

    3. Дейт, К.Дж. Введение в системы баз данных; К.: Диалектика; Издание 6-е — Москва, 2010. — 784 c.

    4. Озкарахан, Э. Машины баз данных и управление базами данных; М.: Мир — Москва, 2012. — 696 c.

    5. Шварц Стив Создание баз данных в FileMaker Pro; НТ Пресс — Москва, 2013. — 160 c.

    6. Шекхар Шаши , Чаула Санжей Основы пространственных баз данных; КУДИЦ-Образ — Москва, 2010. — 336 c.

    7. Энсор, Д.; Стивенсон, Й. Oracle. Проектирования баз данных; Киев: BHV — Москва, 2010. — 560 c.

    8. Энсор, Дейв; Стивенсон, Йен Oracle проектирование баз данных; BHV Киев — Москва, 2011. — 560 c.