База данных ‘Интернет-магазин’

Курсовая работа

Введение

Данный курсовой проект выполняется в рамках предмета «МДК 02.02 Технологии разработки и защиты баз данных».

Целью проекта является создание базы данных для предприятия малого бизнеса «Ebay». Проектирование базы данных осуществляется с учетом потребностей пользователя.

В условиях развития российской экономики все большую значимость приобретают производственные процессы, направленные на удовлетворение разнообразных потребностей рынка.

Организационное планирование и управление тесно связаны с объемом, формой и точностью имеющейся информации. Рациональные информационные потоки позволяют не только учитывать, контролировать и организовывать процессы складирования материалов и готовой продукции, а также их транспортировки, но и создавать эффективную систему логистики, обеспечивающую высокий уровень обслуживания потребителей необходимыми товарами и услугами в нужном месте и в установленное время.

В данной курсовой работе требуется учет заказов клиентов малых предприятий, организация вывода необходимой информации на печать в виде отчетов и создание удобного интерфейса для базы данных «Интернет магазин».

Для достижения поставленных задач необходимо решить следующие задачи:

1. Анализ предметной области

1. Описание предметной области

В настоящее время одним из приоритетов развития дистрибьюторской компании в России должна становиться логистика. Основными принципиальными задачами логистики являются оптимальное управление товарными потоками для обеспечения доставки товара в нужное время, в нужном месте, точно в срок и с минимальными издержками.

Логистика в современном понимании — это наука о планировании, контроле и управлении доставкой, складированием, перемещением материальных потоков в процессе доставки, переработки и доведения готовой продукции до потребителя.

Информационная логистическая система — гибкая структура, состоящая из персонала, производственных объектов, средств вычислительной техники, необходимых справочников, компьютерных программ, различных интерфейсов и процедур (технологий), объединенных связанной информацией, используемой в управлении организацией для планирования, контроля, анализа и регулирования логистической системы. Часто используется тождественный термин «логистическая информационная система» (ЛИС), которые, как правило, представляют собой автоматизированные системы управления логистическими процессами.

Целью исследования является проведение анализа необходимости разработки средствами MS Access базы данных «Интернет магазин» для предприятия, занимающегося логистической деятельностью. В условиях перехода экономики России к рыночным отношениям значимость логистики возрастает. Можно выделить пять факторов, определяющих актуальность логистики в период перехода к рынку:

9 стр., 4134 слов

База данных. База знаний. Банк данных

... управления базами знаний и для каких целей они предназначены. Показано, чем базы данных отличается от базы знаний. Так же приведены модели представления знаний, при помощи которых строятся экспертные системы. 1.1 Базы данных и системы управления базами данных База данных ...

  • Увеличение конкуренции между предприятиями;
  • Необходимость сокращения сроков доставки товаров;
  • Увеличение объемов товарооборота;
  • Растущие требования потребителей к качеству обслуживания;
  • Необходимость оптимизации затрат на логистику.

Логистика является комплексной системой, управляющей потоками материальных, информационных и человеческих ресурсов на всех уровнях производства, распределения и потребления товаров и услуг. Изучение логистических процессов и их оптимизация имеют важнейшее значение для увеличения эффективности работы предприятия.

Экономический фактор становится основным причиной внедрения логистических процессов в современных условиях и обеспечивает связь между производителем и потребителем. Реализация логистики невозможна без привлечения организационно-экономического фактора, который является главным фактором при создании целостной системы функционирования предприятий и управления производственными процессами.

Рыночная экономика требует интеграционных форм управления для обеспечения логистических процессов сотрудничества всех участников товародвижения. Развитие информационных связей становится главной задачей. Использование технологий компьютеризации управления и современных транспортных средств является неотъемлемой частью логистики.

  • Технический фактор является основой развития логистических процессов и их управления, а государственная поддержка является необходимостью для регулирования процессов товародвижения на уровне предприятий, регионов и в национальном масштабе.

Постановка задачи

Подсистема обработки информации является компонентом логистической системы и имеет важное значение для ее функционирования. Информационная система должна обладать систематизированными элементами и решать задачи в области логистического управления. Она должна обеспечивать заранее расчитанный процесс прохождения и обработки информации и связана с другими подсистемами.

Для эффективной работы информационной логистической системы необходимо использовать различные виды обеспечения.

Информационная система (ИС) является неотъемлемой частью современного бизнеса, включая логистическую сферу. Она состоит из технического и информационного обеспечения, которые обеспечивают обработку и передачу информационных потоков, а также содержат различные справочники, классификаторы и средства формализованного описания данных.

В контексте малого предприятия, такого как «Ebay», которое занимается производством небольших объемов товаров, существуют конкретные требования к базе данных. Эти требования включают учет предприятий-поставщиков товаров, учет отдельных товаров (клиентов) этих предприятий, регистрацию факта обращения клиента к предприятию для выполнения заказа, а также регистрацию товарного листа — списка позиций товаров, которые клиент желает заказать.

Кроме того, необходимо регистрировать и определять логистические атрибуты заказа, такие как место отправки, место назначения и ответственное за доставку товара лицо. Для удобства просмотра статистики и сбора необходимых данных также требуется создание удобного представления.

При описании предметной области базы данных «Интернет магазин» целесообразно использовать концептуальное проектирование. Концептуальная модель позволяет представить объекты предметной области и их взаимосвязи без указания способов физического хранения данных. Это обобщенное представление базы данных, которое понятно для большинства пользователей.

Для разработки таблицы «Клиенты» в базе данных «Интернет магазин» необходимо учесть следующие сведения.

  • Фамилия
  • Имя
  • Отчество
  • Адрес
  • Телефон
  • e-mail

2.1 Сущности предметной области

Сущность — любой конкретный или абстрактный объект в рассматриваемой предметной области. Сущности — это базовые типы информации, которые хранятся в базе данных (в реляционной базе данных, каждой сущности назначается таблица).

К сущностям могут относиться: клиенты, предприятия и т.д. При составлении списка сущностей нужно постараться выделить всевозможные, проанализировать их и удалить повторяющиеся.

На основе анализа предметной области, выделим сущности (Таблица 1).

Таблица 1

Сущности предметной области

Клиенты

Продажи

Товары

2.2 Атрибуты и связи

Связь (relationship) — это ассоциация, установленная между несколькими сущностями.

Сущности — это данные, которые классифицируются по типу, а связи показывают, как эти типы данных соотносятся один с другим. Если описать некоторую предметную область в терминах сущности — связь, то получим модель сущность — связь для этой базы данных.

На основании анализа предметной области, атрибуты всех сущностей предметной области (Таблицы 2-4).

Таблица 2

Атрибуты сущности «Клиенты»

Код клиента

Фамилия

Имя

Отчество

Адрес

Телефон

e-mail

Таблица 3

Атрибуты сущности «Продажи»

Код продажи

Код товара

Код клиента

Дата продажи

Дата доставки

Количество

Таблица 4

Атрибуты сущности «Товары»

Код товара

Название

Цена

Единица измерения

3. ДАТАЛОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

3.1 Функциональные зависимости базы данных

база данные ввод таблица

Документ является примером составной единицы информации. Семантика и размещение реквизитов в форме документа определяют роль реквизитов в структуре информации, содержащейся в документе. В процессе информационного семантического (смыслового) анализа нужно выявить функциональную зависимость реквизитов и определить реквизитный состав информационных объектов. Для минимизации возможных ошибок целесообразно производить семантический анализ по каждой из форм документов в отдельности. Это связано с тем, что форма немашинного документа уже отображает структуру данных, т.к. любой документ объединяет логически взаимосвязанные реквизиты.

Установим функциональные зависимости между реквизитами документа «Клиенты». Функциональные зависимости реквизитов этого документа отражены в таблице 5.

Таблица 5

Документ «Клиенты»

Наименование реквизита

Имя реквизита

Функциональные зависимости

Код клиента

Код клиента

Фамилия

Фамилия

Имя

Имя

Отчество

Отчество

Адрес

Адрес

Телефон

Телефон

e-mail

e-mail

3.2 Построение ER-диаграммы

Методология информационного моделирования IDEF1X, основана на подходе П. Чена и позволяет построить модель данных, эквивалентную реляционной модели в третьей нормальной форме. На основании описания предметной области, выделенных сущностей, ключевых и не ключевых атрибутов и их определения.

После установки связей между сущностями нужно перейти на уровень атрибутов (Рис. 1), чтобы показать формирование внешних ключей сущностей модели данных логического уровня — FK (foreignkey, внешний ключ).

 построение диаграммы 1

Рис. 1. Логическая ER-модель «Интернет магазин».

На этапе физического проектирования базы данных приводится состав таблиц базы данных. Для каждого поля таблицы необходимо указать используемый тип данных и, возможно, размер поля (для текстовых полей — количество символов), т.е. составить таблицу спецификаций. Для первичных ключей необходимо ввести запрет неопределенных значений. Для остальных полей возможность запрета неопределенных значений определяется семантикой предметной области. На основе логической ER-модели была создана физическая модель базы данных, адаптированная под СУБД MS Access 2010 (Рис. 2).

 построение диаграммы 2

Рис. 2. Физическая ER-модель «Интернет магазин»

4.1 Таблицы базы данных

Исходя из данных полученных на этапе проектирования, построим в выбранной нами СУБД все необходимые таблицы. Начнем с таблицы «Клиенты» (Рис. 3), в ней должны содержаться все клиенты. Ключевым полем данной таблицы является поле «Код клиента», тип данных — числовой, поле индексировано (Да (Совпадения не допускаются)).

Поле «Фамилия», тип данных — текстовый. Поле » Имя», тип данных — текстовый. Поле «Отчество», тип данных — текстовый. Поле «Адрес», тип данных — текстовый. Поле Телефон», тип данных — числовой. Поле «e-mail», тип данных — текстовый. Длина всех текстовых полей — 255 символов.

Рис физическая модель <a href=интернет магазин 1">

Рис. 3. Таблица «Клиенты»

Далее создадим таблицу «Продажи» (Рис. 4) будет шесть полей: «Код продажи», «Код товара», «Код клиента», «Дата продажи», «Дата доставки», «Количество». Поля » Код товара» и «Код клиента» являются первичными ключами данной таблицы, тип данных — числовой, поле не индексировано. Поля «Код продажи» и «Количество», тип данных — числовой. Поля «Дата продажи» и «Дата доставки», тип данных — Дата/время.

Рис физическая модель интернет магазин  2

Рис. 4. Таблица «Продажи»

Последняя таблица нашей базы данных — «Товары» (Рис. 5).

В ней должны содержаться данные о товарах находящихся в магазинах. Ключевым полем данной таблицы является поле «Код Товара», тип данных — числовой, поле индексировано (совпадения не допускаются).

Поле «Название», тип данных — текстовый, длина поля — 255. Поле «Цена», тип данных — числовой. Поле » Единица измерения «, тип данных — текстовый, длина поля — 255.

Рис физическая модель интернет магазин  3

Рис. 5. Таблица «Товары»

Скриншоты заполнения таблиц данными находятся в приложении А к курсовому проекту.

4.2 Реляционная схема базы данных

Приступим к созданию схемы данных в MS Access 2010, для этого перейдем во вкладку «Работа с базами данных», и нажмем кнопку «Схема данных». Далее необходимо добавить все таблицы базы данных, для которых необходимо создать связи, в нашем случае это все существующие таблицы.

Связь осуществляется путем сопоставления данных в ключевых столбцах; обычно это столбцы, имеющие в обеих таблицах одинаковые названия. В большинстве случаев сопоставляются первичный ключ одной таблицы, содержащий для каждой из строк уникальный идентификатор, и внешний ключ другой таблицы.

Существует три вида связей между таблицами.

  • Связи «Один ко многим»
  • Связи «Один к одному»
  • Связи «Многие ко многим»

Связь «один ко многим» создается в том случае, когда только на один из связываемых столбцов наложено ограничение уникальности или он является первичным ключом.

В MS Access 2010 сторона связи «один ко многим», которой соответствует первичный ключ, обозначается символом ключа. Сторона связи, которой соответствует внешний ключ, обозначается символом бесконечности. Связи между таблицами графически отображаются в окне СХЕМА ДАННЫХ, где таблицы представлены списками полей, а связи — линии между полями (Рис. 6).

 реляционная схема базы данных 1

Рис. 6. Связи в базе данных «Интернет магазин».

5. ОРГАНИЗАЦИЯ ВВОДА И КОРРЕКТИРОВКИ ДАННЫХ

Форма — это объект базы данных, который можно использовать для создания интерфейса пользователя для приложения базы данных. «Привязанная» форма напрямую соединена с источником данных, например к таблице, или запросу, и может использоваться для ввода, изменения или отображения данных из источника данных. Но так же можно создать «свободную» форму, которая не связана напрямую с источником данных, но которая все равно может содержать кнопки, надписи и другие элементы управления, необходимые для работы приложения.

Форма представляет собой некий электронный бланк, в котором имеются поля для ввода данных. Наборщик вводит данные в эти поля, и данные автоматически заносятся в таблицы базы.

Автоматический способ (при помощи мастера форм) не требует особых усилий и навыков, и при помощи такого способа форма создается буквально за пару «кликов» мышкой.

Формы создаются на основе таблиц и запросов. При каждом открытии сохраненной формы обновляются данные запроса, на основе которого создается форма. Поэтому содержимое формы всегда соответствует информации в таблицах и запросах.

При создании форм базы данных «Интернет магазин» в основном использовался конструктор, по причине того, что в формах большое количество вычисляемых полей. В итоге были созданы следующие формы:

Главная Страница

Главная страница меню (Рис. 10) — форма, представляющая доступ к другим формам базы данных. Состоит из нескольких вложенных из кнопок:

  • Отчеты (Рис. 11) — содержит пункты управления для перехода к существующим отчетам;
  • Формы (Рис. 12) — содержит пункты управления для перехода к существующим формам;
  • Отчет по клиентам (Рис. 13) — позволяет перейти к формированию отчета;
  • Отчеты по продажам (Рис. 14) — позволяет перейти к формированию отчета по продажам;
  • Отчеты по товарам (Рис. 15) — позволяет перейти к формированию отчета по товарам.

Клиенты

Клиенты (Рис. 16) — форма, предназначенная для заполнения таблицы клиентами и связанных записей в таблицах «Продажи» и «Товары». Позволяет добавлять и удалять товары, изменять количество заказов и их цену.

Продажи

Продажи (Рис. 17) — форма, предназначенная для добавления и удаления продаж.

Товары

Товары (Рис. 18) — форма, предназначенная для добавления и удаления товаров.

При запуске MS Access 2010 первой отображается кнопочная форма «Главное меню (Главная страница)».

6. РЕАЛИЗАЦИЯ ЗАПРОСОВ, ПОЛУЧЕНИЕ ОТЧЕТОВ

Система управления базой данных позволяет не только хранить какую-либо информацию, но также и обрабатывать её. Это производится с помощью запросов, которые при обращении к базе данных получают конкретную, выборочную информацию.

Круг задач, решаемых при помощи запросов, чрезвычайно широк и многообразен, но в целом все виды запросов условно можно разделить на три большие группы.

Запросы, позволяющие производить простой отбор каких-либо конкретных данных из таблиц.

Запросы для модификации записей таблицы. С их помощью можно удалять строки (записи), изменять отдельные ячейки и добавлять записи.

Использование запросов и отчетов в базах данных

Одним из основных инструментов работы с базами данных являются запросы. Они позволяют выбирать нужную информацию из таблицы и создавать новые таблицы на основе выборочных данных. Запросы могут содержать вычисляемые поля, перекрестные таблицы и т.д., что делает их очень гибкими и удобными в использовании.

Для работы с запросами в программе для работы с базами данных необходимо открыть соответствующее окно. Оно состоит из двух частей: области для отображения таблиц и сетки QBE, позволяющей создавать новые запросы или редактировать существующие. На основе запроса можно создать отчет или форму.

Отчеты являются специальными объектами, предназначенными для вывода информации на печать. Они позволяют гибко располагать материал на странице, создавать привлекательный дизайн и включать итоговые и промежуточные данные. Для создания отчета можно использовать как таблицы, так и запросы.

Для работы с отчетами необходимо иметь принтер, установленный на компьютере и настроенный на работу с программой. Программа получает данные о принтере от операционной системы для расчета расположения данных на печатной странице.

В нашем исследовании был создан один отчет: «Клиенты и товары». Он содержит информацию о клиентах и заказанных ими товарах. Данные для отчета были получены с помощью запроса, выбирающего нужную информацию из соответствующих таблиц.

ВВЕДЕНИЕ

Целью данной курсовой работы является разработка базы данных информационной системы, позволяющей вести учет и организацию доставки заказов клиентов от предприятий малого бизнеса

В данной курсовой работе рассматривается конкретный пример создания базы данных «Интернет магазин». В результате работы была разработана модель базы данных, структура, интерфейс и приведен пример заполнения таблиц.

ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ACCESS

Была выбрана СУБД Microsoft Access 2010 для создания базы данных «Интернет магазин», так как данный продукт обладает простым и интуитивно понятным интерфейсом, имеет высокую скорость работы и широкие возможности для создания отчетов и формирования запросов.

ОПИСАНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК БАЗЫ ДАННЫХ

База данных «Интернет магазин» содержит 5 таблиц: «Клиенты», «Заказы», «Товары», «Категории товаров», «Менеджеры». Имеется связь между таблицами «Заказы» и «Клиенты», «Заказы» и «Товары», «Товары» и «Категории товаров», «Заказы» и «Менеджеры».

В таблице «Клиенты» содержатся данные о клиентах магазина, включая имя, номер телефона, email.

В таблице «Заказы» хранятся данные о заказах клиентов начиная от даты и количества товаров и заканчивая статусом заказа («Выполнен» или «Не выполнен»).

В таблицах «Товары» и «Категории товаров» хранится информация об имеющихся товарах, их стоимость, название, категория товара и т.д.

В таблице «Менеджеры» содержится информация о сотрудниках магазина, которые отвечают за обработку заказов.

СТРУКТУРА БАЗЫ ДАННЫХ

База данных «Интернет магазин» содержит следующую структуру:

  • Таблица «Клиенты»: Имя (текст), Номер телефона (текст), Email (текст), Адрес (текст);
  • Таблица «Заказы»: Номер заказа (число), Дата заказа (дата/время), Сумма заказа (валюта), Статус заказа (текст), Код клиента (число), Код товара (число), Код менеджера (число);
  • Таблица «Товары»: Код товара (число), Название товара (текст), Цена товара (валюта), Количество (число), Код категории (число);
  • Таблица «Категории товаров»: Код категории (число), Название категории (текст), Описание (текст);
  • Таблица «Менеджеры»: Код менеджера (число), Имя (текст), Фамилия (текст), Должность (текст), Номер телефона (текст);

ФУНКЦИОНАЛ БАЗЫ ДАННЫХ

База данных «Интернет магазин» позволяет управлять заказами пользователей и товаров. Пользователи имеют доступ к форме заказа, которая позволяет сделать новый заказ или отменить существующий заказ. Менеджеры магазина имеют доступ к форме обработки заказов, которая позволяет отметить заказы как «выполненные» или «не выполненные». На основе данных в базе можно формировать отчеты о продажах, о заказах пользователей и многое другое.

ЗАЩИТА БАЗЫ ДАННЫХ

Для защиты базы данных было использовано средство шифрования, предоставляемое СУБД Microsoft Access 2010. При помощи средства шифрования, база данных «Интернет магазин» была зашифрована с помощью парольного слова (например, 123456).

В случае утери пароля, расшифровка базы данных становится невозможной.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате выполнения данной курсовой работы была разработана база данных информационной системы, позволяющая вести учет и организацию доставки заказов клиентов от предприятий малого бизнеса. Была разработана структура базы данных, интерфейс и приведен пример заполнения таблиц. База данных защищена паролем и готова к использованию в бизнес-среде.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Голицына О. Л., Максимов Н. В., Попов И. И. Базы данных: учебное пособие — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Форум: Инфра-М, 2009. — 399 с.

2. Голицына О.Л., Партыка Т.Л., Попов И.И. Основы проектирования баз данных: учебное пособие. — М.: Форум: Инфра-М, 2012. — 416с.- (Профессиональное образование).

3. Хомоненко А.Д., Цыганков В.М., Мальцев М.Г. Базы данных: учебник/ под ред. А.Д.Хомоненко. — 6-е изд. — СПб.: КОРОНА-Век, 2010.- 736с.

Дополнительные источники:

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/baza-dannyih-internet-magazina/

1. Астахова И.Ф., Толстобров А.П., Чулюков В.А., Потапов А.С. СУБД: Язык SQL в примерах и задачах: учебное пособие.- ФИЗМАТЛИТ, 2010.- 176с.

  • Дейт К. Дж. Введение в системы баз данных. — М:Вильямс, 2008.-1328 с.
  • Диго С.М.

Базы данных: проектирование и использование: учебник/. — М.: Финансы и статистика, 2005. — 592 с.

  • Дунаев В.В. Базы данных. Язык SQL.- СПб: БХВ-Петербург, 2006. -288с

5. Епанешников А. М., Епанешников В. А. Практика создания приложений в Access <#»872201.files/image007.jpg»>

  • Рис. 7. таблица «Клиенты»

Заключение 1

Рис. 8. таблица «Продажи»

Заключение 2

Рис. 9. таблица «Товары»

Заключение 3

Рис. 10. форма «Главная кнопочная форма»

Заключение 4

Рис. 11. форма «Отчеты»

Заключение 5

Рис. 12. форма «Формы»

Заключение 6

Рис. 13. отчет «Отчет по клиентам»

Заключение 7

Рис. 14. отчет «Отчет по продажам»

Заключение 8

Рис. 15. отчет «Отчет по товарам»

Заключение 9

Рис. 16. форма «Клиенты»

Заключение 10

Рис. 17. форма «Продажи»

Заключение 11

Рис. 18. форма «Товары»

Заключение 12

Рис. 19. запрос «Клиенты и товары»