Античность в поэзии А. С. Пушкина
В XIX веке тема античности была актуальна для всех сфер искусства. Многие художники, например, Брюллов или Иванов, писали картины, содержащие античные сюжеты; архитектурные стили также восходили к канонам античной древности.
В начале XIX века в литературе ещё господствует классицизм – направление, строгие принципы которого берут своё начало из истоков античного искусства. Наиболее ярким и выдающимся поэтом-классицистом является Г. Р. Державин, для творчества которого характерны античные мотивы и сюжеты – «Амур и Психея», «Спящий Эрот». Из этого следует, что античность в русской поэзии – не новое явление. Однако с возникновением романтизма, ярким представителем которого является А.С. Пушкин, античность в поэзии начинает приобретать своеобразные черты, отходя от канонов устаревающего классицизма.
Согласно исследовательской статье академика Покровского, «Пушкин ещё в ранней юности читал Вергилия… и одновременно знакомился и со всеми его главными подражателями, равно как и с Гомером, которому Вергилий сам подражал», поэтому уже в стихотворении «Воспоминания в Царском Селе»(1814) мы замечаем влияние античности на его творчество. Это стихотворение, которое Пушкин читал на лицейском экзамене в 1815 году, близко к принципам классицизма, следовательно, античные мотивы, в нём содержащиеся, носят канонический характер.
В стихотворении «Воспоминания в Царском Селе» создан пейзаж царскосельского сада. Пушкин сравнивает его с Элизиумом, в греческой и римской мифологии являющимся аналогом рая, где пребывают души умерших, заслуживших свет и вечное блаженство. «Не се ль Элизиум полнощный,/Прекрасный царскосельский сад…» В этом сравнении заключается сухая строгость од классицизма – каноничные приёмы, которые сами по себе вычурны и торжественны. Они не требуют никакого художественного дополнения, поскольку они проистекают из античной поэзии – родоначальницы художественной литературы, а следовательно – и литературных приёмов. Художественность в античной поэзии первозданная, классическая, потому что поэты того времени создавали свои произведения, не задумываясь о средствах выразительности. Сами того не замечая, античные поэты создали целую литературную эру, наполненную яркими и прекрасными образами, своеобразными стилями и слогами. И только впоследствии литература приобрела определённые каноны и правила.
Лирика Пушкина как отражение многогранности личности поэта
... Пушкина. Гоголь утверждал, что лирика Пушкина – «явление чрезвычайное». Определяя многогранность творчества поэта, он с восхищением писал: «Что же было предметом его поэзии? ... картины в духе позднего классицизма. Но в них есть частица жизни юного Пушкина. «И век мой тих, ... «Конец золотого века» . И ранние стихи Пушкина, наполненные отголосками античной мифологии, похожи на сон о «золотом веке». ...
«Не здесь ли мирны дни вели земные боги? Не се ль Минервы росской храм?» Согласно примечаниям Д. Благого в сборнике «А. Пушкин. Избранная лирика», «росская Минерва – Екатерина II». Минерва (в греческой мифологии Афина) – богиня войны и мудрости, покровительница героев. В сравнении Екатерины II с богиней Минервой есть одна особенность. Эта особенность встречается и у поэтов-классицистов, например, у Державина. Ни Державин в оде «Фелица», ни Пушкин в «Воспоминаниях в Царском Селе» не называют имя Екатерины II прямо, они только намекают на неё посредством сравнения с богиней.
В стихотворении Пушкина читатель сразу представляет себе грозную и прекрасную богиню, обитательницу Олимпа. И только потом в воображении возникает образ царицы Екатерины II. Это сравнение дано не только для лестного изображения царицы, но и для создания специального художественного эффекта, при помощи которого читатель может услышать в стихотворении отзвуки далёкой античности, в которых заложены совершенство и красота слога.
Раскрытие темы в исследовательской статье
Строка «Все остальные античные мотивы, содержащиеся в стихотворении «Воспоминания в Царском Селе», соответствуют канонам классицизма, однако победу похищали» вносит особенность в стихотворение и придает ему художественное своеобразие. Эта строка создает связь между античной и русской поэзией. Перун и Зевс — могущественные боги, громовержцы, повелители своих пантеонов. В данном случае, Пушкин хочет сказать, что эти боги равны по силе, что означает, что Россия может достичь такого же процветания, как античные страны в самом широком смысле этого слова. У России есть своя культура, свои победы и свои герои, которые не уступают по величию античным, и их слава просуществует веками и тысячелетиями.
В стихотворении также упоминается имя Суворова, и Пушкин говорит о вечной памяти о нем, аналогичной памяти о античных героях. Таким образом, слава и великолепие России сохранятся даже тогда, когда пройдут сотни и тысячи поколений.
Применяя новаторские тенденции романтизма в своём творчестве, Пушкин продолжает экспериментировать со стилем и сюжетами. В «Египетских ночях» встречаются мистические элементы и античные мотивы. Жизнь и гибель Клеопатры представлены через перекрывающиеся изображения ночи, древнего египетского пейзажа и женской обольщенности, что ранее не было характерно для русской поэзии.
В «Цыганах», которые отражают принципы романтизма с его отказом от строгого порядка и форм классицизма, герой ищет свободу от обыденности, борясь со своими внутренними демонами. Он становится частью цыганского общества, пытаясь избежать навязанных обществом ценностей и ощущения вины. Этот сюжет обрамлен в мрачный пейзаж, отобразив сюрреалистические образы огненного танца и постоянной неизвестности.
В итоге, через всех этих персонажей Пушкин постоянно возвращается к вопросам смерти и бренности человеческой жизни, ее нравственности, скрытности, печали и, безусловно, ее преходящей красоте, которую подчеркивают его насыщенные образы и яркие литературные картины.
Еще одним примером использования античной тематики в лирике Пушкина можно привести стихотворение «К Морфею», написанное им в 1816 году. Главным героем этого произведения является Морфей, бог сна и сновидений в греческой мифологии, известный также под именем Гипнос. Пушкин обращается к нему с просьбой усыпить его страсти и проблемы, вызванные любовью. Он желает, чтобы Морфей облегчил его мучения и преподнес ему утешительную чашу сна.
А. С. Пушкин. Стихотворение «19 октября» («Роняет лес багряный ...
... метафор (проглянет день как будто поневоле, вино, осенней стуж;и друг), аллитераций (Роняет лес багРяный свой убоР, сРебРит моРоз...), создающих картину душевного состояния лирического героя. 2- я строфа — ... В этой строфе появляется тема пира, на котором Пушкин отсутствует, — образ пира всегда сопровождает тему дружбы в стихотворениях Пушкина. Поэт использует в этой строфе бессоюзные сложные ...
В стихотворении ощущается сильная эмоциональность и интимность, которые передаются через образы и мотивы античной мифологии. Читатель может представить себе образ молодого влюбленного поэта, который страдает от одиночества, тоски и любовных мук. Он обращается к богу Морфею, в надежде найти утешение и облегчение своим страданиям.
Важно отметить, что Пушкин использует античные мотивы не только для создания художественного образа лирического героя, но и для выражения глубоких человеческих чувств и переживаний. В стихотворении «К Морфею» Пушкин активно эксплуатирует образ молодого влюбленного поэта, который мечтает о встрече со своей возлюбленной. Он ищет утешение в обретении забвения во сне и ищет помощи у бога Морфея, чтобы тот на время заморочил его своим сном и привнес в его жизнь покой и отдых.
Таким образом, стихотворение «К Морфею» Пушкина является иллюстрацией использования античных мотивов в его лирике. Через образ бога Морфея автор передает свои собственные эмоции и страдания, что придает произведению глубину и интимность. Античная тематика используется здесь для освещения человеческих чувств и переживаний, а также создания художественного образа лирического героя.
Одной из ключевых тем в стихотворении «Элегия» Александра Пушкина является трагическая любовь, которая заставляет лирического героя страдать. Он жалуется на «любовь напрасную», которая лишает его покоя и свободы. Герой мечтает о возврате к своей прежней веселой жизни и обращается к богу любви Амуру с просьбой освободить его от этого тяжелого и мучительного плена. Амур, в его представлении, становится символом безжалостного и упорного умерщвления сердца, а также лишения спокойствия и сна. Образ Амура вводится в стихотворение с целью усиления эмоционального эффекта.
Лирический герой влюблен настолько глубоко, что кажется, что он находится в заключении. Он испытывает неутешительную тоску, которая звучит в стихотворении благодаря использованию античного мотива. Лирический герой, подобно Орфею, не может забыть свою возлюбленную, даже после ее потери. Его душевное состояние отражает его стремление к свободе и отказ от любовного плена. Пушкин с помощью поэтических средств передает эмоциональность и глубину чувств лирического героя, делая стихотворение искренним и пленительным для читателя.
В стихотворении «Муза» Пушкину удалось передать свои детские воспоминания о начале своего творческого пути. Лирический герой, возможно автор сам, через образ «девы тайной» олицетворяет музу поэзии, Евтерпу. Здесь использован аллегорический прием, чтобы показать, что еще в детстве Пушкин был посвящен музе в «великую тайну литературного творчества». Стихотворение напоминает словесное описание изображений на амфорах, где присутствуют и людские, и божественные образы. Пушкин использует детализацию, чтобы помочь читателю лучше представить события и образы, создавая особый стиль стихотворения.
Понятие о стихотворении
... других разновидностей строф. Особенно сложным строением отличались строфы стихотворений, предназначенных для хорового исполнения. Своеобразие античного стиха во многом было обусловлено его близостью к музыке. ... творениями классиков античной литературы. Стихи (одного, а чаще разных размеров) нередко объединялись в сочетания, образующие определенное целое, которые повторялись в стихотворении то или ...
Александр Сергеевич Пушкин был известен не только своей прозой, но и поэзией, в которой он разнообразно использовал различные сюжеты и тематику. Один из таких жанров, которым интересовался Пушкин, была античность. Он создал несколько стихотворений, источником для которых послужили древнегреческие мифы и легенды. Два таких стихотворения — «Торжество Вакха» и «Прозерпина», являются примерами того, как Пушкин переносит античные мотивы в русскую литературу.
«Торжество Вакха», написанное в 1817 году, представляет собой своего рода описание праздничного торжества, которое отражает древние представления об окружающем мире. Стихотворение ярко передает атмосферу античности, где люди, сатиры, фавны, нимфы и сильваны вместе пляшут, поют песни, возносят хвалы богу виноделия Вакху. Картины из стихотворения создают ощущение радости и веселья. Празднования вакханалий часто были связаны с распущенностью и имели необратимые последствия, но в стихотворении Пушкина этот аспект не раскрывается. Он изображает только радость и восторг людей, которые празднуют вакханалии и наслаждаются музыкой, плясками и сказочными образами.
Праздник вакханалий
Вначале стихотворения Пушкин описывает, как на праздник приходят все участники: сатиры, нимфы, фавны, сильваны. Они водят хороводы, поют про винные лозы, сыплют розы, играют на бубнах и тимпанах. Таким образом, люди и мифологические существа объединяются в радостном торжестве, одухотворяя собственные души через музыку и танцы.
Центральной фигурой праздника является бог виноделия Вакх, который едет на колеснице, запряженной тиграми. Его сопровождает сатир Селен. Вокруг них происходит вся яркая праздничная атмосфера, где винодельческие традиции празднуются с великим пышным размахом.
Смысл трагедии и стихотворения
В трагедии Еврипида «Вакханки» заканчивается плачевно — пьяные женщины разрывают на куски будущего царя. Однако в стихотворении Пушкина такая трагедия отсутствует. Он передает только радостное настроение людей, встречающих праздник с музыкой и плясками. Стихотворение Пушкина показывает именно этот положительный аспект вакханалий и открывает перед читателем чудесный мир эпохи античности.
«Прозерпина», вольный перевод стихотворения французского поэта Э. Парни, также содержит элементы античности. Главная героиня — богиня Прозерпина, царица подземного царства Плутона (Аиды).
Стихотворение описывает, как она находит возлюбленного из смертных юношей и тайно приводит его в Элизиум.
Тайный роман Прозерпины
С самого начала стихотворения Пушкин дает описание пейзажей подземного царства. Река Флегетон с ее плещущими волнами, вечные и прекрасные луга Элизиума, а также берега реки забвения — все это создает картину загадочного и таинственного мира Плутона.
Главной темой стихотворения является запретная любовь Прозерпины и смертного юноши. С самой одной стороны, их любовь прекрасна, они счастливы вместе, но согласно верованиям богов они не должны быть вместе. Таким образом, Прозерпина нарушила заповеди богов и потеряла свой божественный статус.
Итак, стихотворения «Торжество Вакха» и «Прозерпина» являются примерами того, как Пушкин использует античные сюжеты для передачи образов и идей. В этих стихотворениях он раскрывает перед читателем чудесный мир эпохи античности, который наполнен сказочными существами и загадочностью. Они позволяют нам окунуться в мир древнегреческой мифологии и насладиться ее красотой и уникальностью.
«Пророк», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
... после момента перерождения, готовый выполнять божью волю. Анализ стихотворения Пушкина «Пророк» Современник Пушкина С. Булгаков считает, что для стихотворения А.С. Пушкина «Пророк» «нет прямого оригинала в Библии». Однако если ... Эту тему Пушкин поднимал в своих произведениях и раньше, используя традиционные образы античной мифологии: Парнас, Аполлон, муза, лира. Но до «Пророка» ничего подобного ...
В произведении А.С. Пушкина «Пророк» античные мотивы используются в качестве символов, помогающих передать глубинный смысл стихотворения. Основной образ стихотворения – Пророк, который, переживая видения и проповедуя народу, как бы является каналом между миром людей и пророческим мировоззрением. Пророк символизирует самого поэта, который обладает особым видением и способностью передавать его в словах. Кроме того, Пророк также является символом истинной свободы духа, несгибаемости перед властью и мудрости, которая проистекает из самой природы.
В стихотворении «Пророк» также присутствуют античные образы, такие как Дельфийский храм Аполлона – священное место, где путем гадания передавались волею бога ответы на вопросы людей. Храм Аполлона в стихотворении используется в качестве символа источника духовного просветления и познания истины. Произнесение пророческих речей именно в Дельфийском храме придает им особую власть и значимость.
Также в стихотворении упоминаются и другие античные образы, такие как Феб и Фебия (обычно атрибуты Аполлона), символизирующие солнце и свет, неразрывно связанные с идеей истины, мудрости и прозрения. Образы Сибиллы свободы и Немезиды дополняют образ Пророка и усиливают символику произведения.
В целом, античные мотивы в стихотворении «Пророк» не только украшают текст, но и передают глубокий смысл произведения, обогащая его смысловой и эмоциональный контекст. Античные образы служат символами вечных истин, духовной реальности и мощи слова. Через них Пушкин обращается к читателю, призывая обратить внимание на важность глубинных смыслов и истин, заключенных в пророческом слове.
Анализ стихотворения «Вакхическая песня» А.С. Пушкина
В 1825 году Пушкин возвращается к вакхальным мотивам и пишет стихотворение «Вакхическая песня». В отличие от «Торжества Вакха», данное стихотворение не содержит персонажей, что делает его более абстрактным и универсальным. Оно напоминает гимн, воспевающий свет, любовь и жизнь.
Заключительная фраза стихотворения — «Да здравствует солнце, да скроется тьма!» — символизирует победу света над тьмой и является своеобразным призывом к радости и празднику. Читатель может представить себя в эпоху античности, где эта песня звучит из уст людей, встречающих праздник в честь бога Вакха.
Особенностью стихотворения является то, что автор представляет себя в античном времени и как бы принимает участие в древнем празднестве. Он описывает, как бросает «заветные кольца в густое вино» и «подымает стаканы», что создает ощущение активного участия в вакхальном обряде.
Стихотворение «Вакхическая песня» является воплощением восторга и праздничности. Оно излучает радость и энергию, воспевая жизнь и свет. Таким образом, Пушкин передает важность праздника, единения с природой и божественным, а также возвышенность и вечность момента.