Сучасная беларуская проза жыве клопатамі пра час, народны лёс, які праламляецца ў лёсе асобных людзей. Яна вызначаецца пільнай ўвагай да асобы чалавека і штодзённых праяў жыцця. Рэальныя здабыткі сучаснай прозы немалыя. Пашырылася рэчышча “ваеннай” прозы творамі В. Быкава, І. Навуменкі, І.Чыгрынава. А. Адамовіча, А.Савіцкага і іншых пісьменнікаў. Нямала твораў прысвечана маральна-этычным і філасофскім праблемам, пасляваеннаму часу. Больш адчувальнай стала патрэба ў звароце да мінулага, да гістарычных падзей, якія ацэньваюцца з пункту гледжання сучаснікаў (творы У.Караткевіча, І.Шамякіна, У.Калесніка, В. Коўтун, А. Лойкі).
Разам з традыцыйнымі ў сучаснай беларускай літаратуры з’явіліся новыя тэмы, уласцівыя менавіта сёнешняму дню. Гэта перш за ўсё чарнобыльская тэма, а таксама сталінскія рэпрэсіі 30-х гг.. Больш абвострана ставіцца пытанне аб жыцці сёнешняй вёскі і яе праблемах,. Аб неабходнасці беражлівых адносін да прыроды, аб сэнсе чалавечага жыцця.
Тэма Вялікай Айчыный вайны, да якой звяртаюцца пісьменнікі як старэйшага, так і малодшага пакаленняў, стала вызначальнай для сучаснай беларускай літаратуры.
Ад імя таго пакалення, чыё юнацтва прыпала на гады ваенных выпрабаванняў, піша Аркадзь Марціновіч. Убачанае і перажытае на вайне паслужыла яму матэрыялам для раманаў “Не шукай слядоў сваіх”,, аповесці “Няхай ідзе дождж”. Храналагічныя рамкі рамана “Груша на Голым Полі”(1986) невялікія — вясна — восень 1942 г. Галоў-ны герой — беларускі юнак Ігнат Валока. Скончыўшы ваеннае вучылішча, ён становіцца камандзірам роты супрацьтанкавых ружжаў. Часць, дзе ён пачынае новую службу, рыхтуецца на фронт. А потым — перадавая, баі, удачы і няўдачы, горыч страт, успаміны пра родную вёску і яе людзей. Паступова прыходзіць воінсккая сталасць, якая не дазваляе герою рамана думаць толькі пра сябе. Валока клапоціцца пра сяброў, думае пра свой пачэсны абавязак перад Радзімай, у імя вызвалення якой гіне ў цяжкім 1942 гідзе. Заключны раздзел рамана — першы пасляваенны год. Наладжваецца мірнае жыццё ўжо без прыгажунні-грушы, якая засохла на голым полі, Ігнатаў бацька, у якога загінулі два сыны і два зяці, ставіць на папялішчы новую хату. Жыццё, на думку аўтара, негледзячы на страты і згубы, нельга спыніць, яно прадаўжаецца.
В белорусской прозе не было произведений, в которых народ и война рассматриваются через призму восприятия мирного жителя. Это романы «Плач перепелки», «Оправдание крови», «Свои чужинцы» (1983) И. Чигринова, «Тартак» И. Птушинова, «Чужое небо» Б. Сачанки, «В подземелье» М. Аврамчика, «Знак беды» В. Быкова. Трагедия здесь в том, что человек беззащитен перед жестокостью, несправедливостью. Его его могут вывести в чужую страну и превратить в раба, прикрыться им от пуль. Голгофой, например, для героев В. Быкова, местом издевательств и насилия стал его собственный участок, что подчеркивает особенно трагическое положение человека во время войны.
Нужно Радзимы у сучаснай.. | Готовые сочинения | VK
... ручайка ўгадваецца гучанне матчынай песні, і трава там болып мяккая, і неба больш высокае, і сонца, здаецца, свеціць ярчэй. Апяваючы прыгажосць роднай зямлі, паэты паказваюць ... На думку многіх паэтаў, у працы выпрабоўваюцца і сцвярджаюцца лепшыя якасці чалавека; яна выхоўвае чалавека, гартуе яго дух, надае мужнасць. Не змяншаецца зацікаўленасць сучаснай ...
Многие произведения о Великой Отечественной войне основаны на документальной основе. Книга А. Адамовича, Я. Брюля, У. Калесника «Я из огненной деревни» (1975) — ужасный публицистический документ, обвинение фашизма. Из военных эпизодов, фактов, чисел, фотографий, голосов людей, которые чудом спаслись из огня, складывается целостный образ незломного белорусского народа. Со стороны книги встают матери, отцы, деды, которые выжили, чтобы рассказать всему миру о пытках каторжников-нелюдей, о одной из самых трагических страниц в истории белорусов.
В документальной повести С. Алексевич «Войны женского лица» (1985) собраны свидетельства сорока исповедей женщин-фронтовичек, подпольщиц и партизанок. Медики, связистки, саперы, летчицы, снайперы, стрелки, зенитчицы, танкисты, десантницы, шоферы, они прошли через все испытания жесткого времени. В самую страшную войну ХХ века женщине пришлось стать солдатом. Она не только спасала, перевязывала раненых, но и стреляла из «снайперки», бомбила, взрывала мости, шла в разведку. Женщина убивала врага, который с беспрецедентной жестокостью уничтожал все живое на своем пути. «Не женская это доля — убивать», — согласимся мы с героиней этой книги. Но война, в которой совсем не женское существо, заставила взяться за оружие и женщин. Собранные вместе рассказы женщин рисуют облик войны, звучат как свидетельства — обвинения фашизму.
Страшные факты недоверия к людям, вина которых была только в том, что оказались под немцами, приводит С. Граховский в документальной повести «Зона молчания».
Все больше места в современной белорусской прозе занимают произведения, посвященные морально-этическим темам. Проблеме отношений родителей и детей, ответственности старшего поколения за судьбу младшего посвящены повести «Вырай» В. Блакита, «Рэха даўніх падзей» А. Асипенки, «Марыя» Т. Бондар, роман А. Карпюка «Карані».
Делами, работой, бытностью, взаимоотношениями проходят испытания на человечность. Проблеме ответственности человека за все сделанное им в жизни посвящен роман Л. Дайнеки «Футбол на заминированном поле». Действие происходит в наши дни, хотя значительная часть страниц в произведении отведена событиям войны. Иван Памалейкин, вернувшись из концлагеря, приют для своей совести ищет в новых делах и браках. Однако в его 53-летнем возрасте не даёт ему спокойно жить память о войне, на которой он заботился только о сохранении своей жизни любыми средствами. Подслушав разговор фашистов о том, что пленные будут играть в футбол на заминированном поле, Памалейкин не предупредил товарищей. Сам же, притворившись больным на сердце, отстал на поле в качестве бокового судьи, перед его глазами погибли друзья, которые после войны все чаще стали приходить во сны, требовать ответственности, и не будут давать покоя в глазах Григора Невидовича, если тот, окровавленный, «ползет через дым и огонь с футбольного заминированного поля».
Уроки «военной литературы» по повести Виктора Курочкина «На ...
... понимающим, сильным. Вот чему ещё учит нас повесть Виктора Курочкина. В ней удивительно соединились красота воинского братства, мерзость и грязь войны и смех сквозь слёзы. На войне как на войне! ... прошел всю войну. Всё описанное видел сам. Книга написана очень простым и понятным языком, многие фразы и слова западают в душу, запоминаются. Главный герой повести младший лейтенант ...
Розвітанне з культуры вёскі ў беларускай прозе стало значнай тэмай, якая адлюстроўваецца ў шэрагу твораў. У аповесцях «Ціхае лета» П. Місько, «Раданіца» А. Кудрывца, рамане І. Шамякіна «Вазьму твой баль» апісваюцца паведамленні сучасных вясковых жыццяў, якія знаходзяць сваё адлюстраванне ў старажытных працах. У творы С. Грахоўскага «А маці не спіць» апісваецца запустошэнне вёскі, дзе шчырыя і верныя працаўнікі цягаюць свае жыты ў адзіноце. Па ўказанай усягда пару самака наладжвае від да роду суматошныя мыслі ў галоўнага героя — Павла Кастрыцкага, які адхіліў маці, пакінуўшы яе бездомнай і бязкрылаю. Успаміны маці аб пражытым жыцці запалоаны ў храматальнасць пра дні даерных перадполеў і раскалачэнасць, сібірскую высылку бацькоў, узрастан рату, страты старых мацяцей і мужа. Героіня твору шукае згоду за гэта ў сабе, прыводзячы ў думку С. Грахоўскага — прыкладача скакучага перазвытку.
У рамане Л. Гаўрылкіна «Матчына хата» развіта падыход / пастаўленая задача быти Emotional Task Авторка на папроства сваёй прозы федака Hugo Language Model почыенма Crélleli
В современной белорусской литературе набирают оборот тревожные и насущные слова о будущем нашей природы и о том, что воздух, вода и земля — основа всего живого на планете — загрязняются. Отравление природы связано с неэффективной деятельностью человека, которая привела к самой страшной катастрофе современности — аварии на Чернобыльской АЭС. Этой теме посвящены произведения И. Шамякина («Злая зорка»), И. Пташникава («Львы»), Б. Сачанки («Родной хутар», «Записки о радиации») и другие.
Характерной особенностью современной прозы является возвращение к ее прошлому. Внимание писателей привлекают все эпохи и периоды жизни народа. Происходит переосмысление прошлых событий с позиции настоящего времени. События начинают рассматриваться в контексте времени прошлого и настоящего.
Мастерскому воплощению исторических событий посвящены многие произведения У. Караткевича: роман «Христос прызямліўся ў гародні», «Каласы пад сярпом тваім», «Чорны замак Альшанскі» и повести «Дикий охотник короля Стаха», «Чезенія». Многие произведения посвящены историческим деятелям, просветителям, личностям далекого прошлого, борьбе белорусского народа за свою независимость (К. Тарасов «Три жизни Рагнеды»; Л. Дайнека «Меч князя Вячко», «След вурдалака»; У. Арлаў «Ефрасіня Полацкая», «Дзень, калі ўпала страла»; А. Лойка «Францыск Скарына» и другие).
Книга В. Чрапковича «Имя в летописи» рассказывает о персонажах далекого прошлого Беларуси Рогволоде, Рагнеде, Святополке, Усяславе Чарадее, Гедимине, Ольгерде, Кейстуте и других. Интересной является книга И. Масляк і M. Багадзяж «Слава і няслава» (1995), 34 повести которой знакомят читателя с Ефрасиньей Полоцкой, Софьей Гольшанской, Барбарой Радзивилл, Ганнай Кобрынской и другими женщинами, судьбы которых связаны с Беларусью.
Введение
Апошнія гады свидчаць о великай значымнасці истины, якая стала неад’емной часткай нашай жыццёвай рэальнасці. Літаратура ўзнаўляе падзеі 30-50-х гадоў, расказвае пра Курапаты і масавыя ахвяры таго часу. Пісьменнікі, страціўшы свабоду пад дыктатам таталітарнай сістэмы, зараз становяцца аб’ектамі спецыяльных даследванняў. Дакументальныя аповесці і апавяданні С. Грахоўскага «Зона маўчання», «З воўчым білетам», П. Пруднікава «Яжовыя рукавіцы», «Пекла», Ф. Аляхновіча «У капцюрох ГПУ», Б. Мікуліча «Аповесць для сябе» раздрабняюць ці дэталязуюць страшныя падзеі, прысвечваюць абліччы катаў і іх множныя ахвяры.
Солдатик: История туляка Сережи Алешкова, самого маленького героя войны
... Будучи человеком вспыльчивым, один из главных героев романа «Дубровский» пишет гневное письмо, требует объяснений и ... линии и закорючки в своем альбоме. Подробнее… Сочинение на тему “Интересная экскурсия” Краеведческий музей – ... себя то скифом, то солдатом Северной войны. то бойцом, водружающим знамя над рейхстагом. ... отношения. И кем бы ни был человек по своему социальному статусу ̶ знатным дворянином, ...
У адносінах да гісторыі Беларусі, звязанай з абвяшчэннем Беларускай Народнай Рэспублікі, Г. Далідовіч у раманах «Свой дом» і «Пабуджаныя» аддае долю беларускім лідэрам БНР, якіх ён лічыць героямі барацьбы.
У беларускай літаратуре пачалі актыўна развівацца дэтэктыўна-прыгодніцкі і фантастычны жанры. Такія маладыя пісьменнікі, як Алесь Асташонак, Адам Глобус, Васіль Гілевіч, Анатоль Казлоў і іншыя, сталі аўтарамі такіх твораў.
Сучасная беларуская проза расце і эвалюцыянуе ў розных жанрах, аглядаючыся зад пажаданых да раней відаў — раману, аповесці, апавядання. У апошні час назіраецца плён да лірычных мініяцюр, абразкоў, эсе. Беларускія пісьменнікі ўсяляючыць філасофска ацэнку грамадска-сацыяльных працэсаў сучаснага ўсясвета, удумліва аглядаюцца ў мінулае. Усе гэтыя творы адзначаюцца шырыней ахопу падзей, гуманістычным пафасам і накіраванасцю на праверу сённяшняга часу.
Пацвярджэнне гадранай будаўніцтвам
Жыццё і творчасць Івана Навуменкі садзейнічаюць радаснаму адкрыванню для яго пакалення. Літаратурная дзейнасць Навуменкі пачалася ў 50-я гады. Яго першы зборнік апавяданняў «Семнаццатая вясной» быў выдадзены ў 1957 годзе. Пасля гэтага з’явіліся творы, якія ствараюць адказы на актуальныя пытанні сучаснасці, задумваюцца над прыродай чалавечага характару, падносяць маральна-этычныя праблемы сучаснага часу ( «Таполі юнацтва», «Вераніка», «Апошняя восень», «Смутак белых начэй», «Летуцекі», «Асеннія мелодыі»).
Период Великой Отечественной войны и развертывания партизанского движения на Беларуси посвящена трилогия «Сосна у дороги» (1962), «Ветер в соснах» (1967), «Сорок третий» (1973).
Сам автор назвал ее произведением об оккупации. События разворачиваются в городке Батковичи и окружающих деревнях. Автор показывает, как на пути борьбы с захватчиками становятся Степан Птах и его сын Митя, Аксеньевич, Карандаш, Моисей Шелег, Шура Гаранка, Иван Лобик и другие борцы. Оказывающаяся вдалина от героев твора, для которых противостояние врагу — главная цель жизни.
Писатель обнаруживает причины духовного упадка, предательства таких типов, как Юрий Басняк, Крамер, Забела, Денисьевич. Через все романы трилогии проходит символ одинокой сосны. Это особенный образ, выражающий чувства героев, усиливает драматизм и напор описываемых ситуаций. Завершается трилогия сценой возвращения Мити к придорожной сосне, которая воплощает бессмертие жизни. Трилогия является истинной историей Великой Отечественной войны. Без изменения реальных обстоятельств, Навуменко показал истину жесткого военного времени.
Подвиг человека на войне по рассказу Шолохова “Судьба человека”
... Шолохов умудрился уместить его в небольшом рассказе. До войны Соколов жил такой же жизнью, ... изнеможения на заводах. Это были мужественные люди, которые, оставив свои семьи, шли на ... беспризорного мальчишку-сироту по имени Ваня. Несмотря на все жизненные испытания, ... войны в его душе, но он жил не ради себя и не ради славы, а ради других людей. И в этом смысле велик его подвиг! Подвиг во имя жизни! ...
Алесь Адамович
Алесю Адамовичу исполнилось 15 лет, когда он стал подпольщиком и партизаном. Война оставила глубокий след в сознании юноши, и это стало одной из причин того, что тема войны стала основной в творчестве писателя. Опыт пережитого во время войны нашел свое отражение в дилогии «Партизаны» (роман «Война под крышами» и «Сыны идут в бой»).
Великая Отечественная война задела каждый дом, каждую семью. Писатель, стремясь укрепить в народной памяти трагедию каждого человека, объездил (вместе с Я. Брылём и В. Калесником) практически всю Беларусь, записав более 300 страшных монологов-воспоминаний от участников и жертв фашизма. В результате появилась книга «Я из огненной деревни» (1975) — публицистический документ, обвинение фашизма. Ужасным рассказом о людях, которые превратились в палачей, предателей, является повесть Адамовича «Пытка» (1979).
“Хатынская аповесць”, як і многія іншыя творы А. Адамовіча, аснована на дакументальных фактах. Твор як бы сатканы з успамінаў жывых сведак спаленых беларускіх вёсак, партызанаў, падпольшчыкаў. Галоўным героем аповесці з’яўляецца Фларыян Пятровіч Гайшун, ветэран вайны, выкладчык псіхалогіі. Ён разам з былымі партызанамі Касачом, Косцем, Сталетавым, Лапцёнкам едзе ў Хатынь. Перад вачымі Гайшуна, сляпога чалавека, як бы ажывае ваеннае ліхалецце. Ён падлеткам ваяваў ў партызанскім атрадзе, цудам вырваўся з “вогненнай вескі”, бачыў смерць блізкіх людзей, сяброў. Ніколі не можа сцерціся зрамяці героя твора жудасная справа карнікаў над мірнымі жыхарамі вёскі Пераходы, смерць маці, дзвюх сястрычак-блізнятак, лепшага сябра … Аповесць гучыць як мастацкі дакумент, абвінавачванне фашызму, як заклік да аб’яднання ў барацьбе з карычнневай чумой. Важнае месца ў “Хатынскай аповесці” займае палеміка Гайшчуна з яго аспірантам Бокіем, праз якую аўтар спрабуе асэнсаваць складаныя і супярэчлівыя пытанні сучаснасці, абараніць вечныя гуманістычныя каштоўнасці чалавека.
Па матывах “Хатынскай аповесці” ў Дзяржаўным рускім драматычным тэатры Беларусі пастаўлена п’еса “Вяртанне ў Хатынь”. Кінарэжысёрам Э. Клімавым у 1985 г. знята мастацкая кінастужка “Ідзі і глядзі”, у аснову якой пакладзена “Хатынская аповесць”. Фільм атрымаў першую прэмію на Сусветным кінафестывалі і ўзнагароджаны залатым медалём.
Вячаслаў Адамчык
Вячаслаў Адамчык з’яўляецца адным з вядучых беларускіх пісьменнікаў, аўтарам шырока вядомай тэтралогіі “Чужая бацькаўшчына” (1978), “Год нулявы” (1983), “І скажа той хто народзіцца” (1987), “Голас крыві брата твайго” (1990).
У цэнтры ўвагі пісьменніка — заходнебеларуская вёска Верасава. Аўтар прасочвае жыццё герояў на працягу даволі вялікага перыяду. Тут і часы даваеннай польскай дзяржавы, і першыя гады савецкай улады, і перыяд фашысцкай акупацыі.
У рамане “Чужая бацькаўшчына” В. Адамчык выкрывае меркантыльнасць, уласніцтва, прагу нажывы, бездухоўнасць. Твор прысвечаны паказу жыцця былой Заходняй Беларусі напярэдадні яе вызвалення. У центры яго — сям’я Уласа Корсака. Жыццё самога Уласа, здаецца, не заслугоўвае папрокаў: не краў, не падманваў, не рабіў зла людзям, не быў гультаём і абібокам. Але ж жыў па прынцыпу “мая хата з краю”. Нікому ён асабліва не дапамог, зўсёды застаючыся ў цяні. Пражыў жыццё Улас, пры гэтым не страуіўшы сябе як чалавека. Але пакаранне за жыццё ў сваёй нары, толькі дзеля сябе не мінула яго, паламаўіы лёс дачкі Алесі. Жыла яна хціва, зайздросна, з бабскімі забабонамі і сваркамі. Алеся страчвае чалавечую годнасць, пераступае праз народную мараль і этыку і а здольнай на злачынства, здраду. Яна выходзіць замуж за парабка Імполя, затым атручвае атручвае свякруху і нямую залоўку, перапісваючы на сваё імя зямлю. Але не прыносіць шчасця чужая бацькаўшчына Алесі, яна ператвараецца ў рабыню зямлі, маёмасці і бытавых абставін. Няўтульна становіцца і Імполю, для якога шырокі свет закрыўся вузкаэгаістычнымі, дробнымі інтарэсамі.
Отрицательные герои в романе Война и мир, Толстой
... интересов, завтра может оказаться заклятым врагом. 1 оценок, среднее: 5,00 из 5) Сочинение на тему: Отрицательные герои в романе Война и мир, Толстой ... Все герои Толстого, так или иначе, получают нравственную оценку. Положительными и достойными людьми кажутся практически все представители семьи Болконских, Романовых, а также Пьер Безухов, капитаны Тушин и Тимохин, Денисов и некоторые ...
У другі рамане В. Адамчыка “Год нулявы” прасочваецца далейшы лёс герояў. Падзеі адбываюцца ў 1939 г., каді Заходняя Беларусь воінаў Чырвонай Арміі. З тымі, хто выйшаў насустрач воінам, быў і Імполь.
Заключны твор тэтралогіі — раман “Голас крыві брата твайго” — прысвечаны падзеям Вялікай Айчыннай вайны. Героі яго (Алеся, Імполь, Міця Корсак, Хрысця) прайшлі праз цяжкія ваенныя выпрабаванні. Раман заканчваецца сцэна гібелі Міці Корсака. Алеся і Імполь вязуць нябозчыка на могілкі. “Жыць трэба, жыць !”, — усклікае Алеся, убачыўшы бягучага насустрач ёй шасцігадовага сына. Так, жыццё нельга спыніць, перарваць. Яно прадаўжаецца ў нашых дзецях і ўнуках.
Віктар Казько
Віктар Казько, аўтар раманаў “Неруш”, “Хроніка дзетдомаўскага саду”, аповесцей “Суд у Слабадзе”, “Но пасаран”, “Выратуй і памілуй нас, чорны бусел”, адносіцца да сярэдняга пакалення пісьменнікаў. У полі зроку яго знаходзіцца тэма вайны, пасляваеннае аднаўленне гаспадаркі, узаемаадносіны чалавека з прыродай.
У аповесці “Суд у Слабадзе” аўтар паказаў жорсткае аблічча фашысцкіх вылюдкаў — вампіраў, якія ў гады вайны ператварылі палонных дзяцей у донараў для сваіх салдат і афіцэраў.
Вступление
В данной исследовательской работе рассматривается тема активной жизненной позиции человека в отношении природы и животного мира, а также влияние этой позиции на формирование общества. В качестве примеров рассматриваются герои повестей «Выратуй і памілуй пас, чорны бусел» и «Хроніка дзетдомаўскага саду».
Активная жизненная позиция героев повести «Выратуй і памілуй пас, чорны бусел»
Героями повести «Выратуй і памілуй пас, чорны бусел» являются простые палешуки, которые многое узнали в своей нелегкой жизни. Они, живя в постоянных трудностях с едой, куревом, одеждой, как будто смирились со своей судьбой и «бесперспективным» положением, отошли от общественной деятельности. Однак, когда встал вопрос о разрушении участка леса, где жил внесенный в Красную книгу черный бусел, люди проснулись. Они, наконец, поняли, что их равнодушие, безразличие к окружающему могут привести к бездне, забвению, саморазрушению. Автор утверждает, что каждый человек должен занять активную жизненную позицию в отношении природы и животного мира, общества в целом.
Роль сада в повести «Хроніка дзетдомаўскага саду»
Цементирующей основой в романе «Хроніка дзетдомаўскага саду», где соединились события прошлой войны и сегодняшнего дня, является сад. Именно Трахим Трубецкий посадил его, веря, что деревья — это продолжение человеческой жизни, связь поколений. Человек, по мнению героя произведения, живет, «пока его не забыли»: «Посаженное тобой дерево — это ты сам, это человек, продолжение его в веках… Люди о нем не забудутся, сад будет расти». Однако в годы войны сад был разрушен фашистами. Но снова ожили молодыми листьями деревья сада, который после войны восстановил директор детского дома Марьян Знавец со своими воспитанниками. Заботы о саде объединили героев произведения, сблизили их духовно. В борьбе с Сидаром Мищуком, который на месте сада построил свой дом, моральную победу одержали директор и его воспитанники. Сад для них, как и природа в целом, — это основа человеческой жизни, его будущего.
По произведению Человек в футляре Чехова 10 класс
... веке. 10 класс Также читают: Картинка к сочинению По произведению Человек в футляре Популярные сегодня темы В жизни каждого из нас, так или иначе, появляются люди, которые нас чем-то обижают. Это ... сколь бы Беликов не сохранял себя в своем футляре, мир все равно может на него подействовать на собственное усмотрение и тут никакой футляр не поможет. Более того, закостенелые рамки ...
Введение
Целью данного исследования является анализ двух произведений белорусских писателей Рамана В. Казько «Неруш» и Виктора Карамазова «Пушча». Оба произведения посвящены природе и взаимоотношениям человека с окружающей средой. В работе будет проведен сравнительный анализ тематики, стиля и образов, а также выявлены общие и отличительные черты в подходе писателей к изображению природы и роли человека в ней.
1. Раман В. Казько «Неруш»
Роман «Неруш» Рамана В. Казько посвящен Полесью, уничтожению болот. Главный герой — Мацвей Роўда — ответственно работает на должностях начальника строительно-монтажного управления и председателя колхоза, безответственно выполняя инструкции и распоряжения начальства, не заботясь о системе водохранилищ. Поняв последствия своей деятельности, Роўда понимает, что он способствовал нарушению равновесия в природе и поэтому должен нести ответственность за совершенное. Железный Человек, его двойник, судит главного героя: «Ты взял землю в первородности и цветени, без мусора и грязи. Чистыми были туманы, свободные птицы, делились животные твои, плодили деревья, еще Княжбор достался тебе в первородности и первостворенности лесов, рек и источников, верховых и низовых болот, но ты бросился, улег перераблять его, мутила глаза тебе первостворенность, крал ты неруш, крал и себя. И теперь уже твое собственное дитя, машина, созданная тобой же, и вредит тебе же. Скоро ты сам будешь вредить, уже вредишь, уже лишний сам себе, стремишься переступить и через себя. Но я тебе не позволяю, не даю. И твое счастье, что у тебя есть я, что пока еще существую». Роўда приходит к заключительному выводу, что предать свою землю нельзя, что необходимо бороться за Княжбор, искать разумные взаимоотношения с природой и окружающим миром, что нужно противостоять прагматикам Шахраю и Рачевскому, которые оправдывают уничтожение природы утилитарными целями.
2. Роман Виктора Карамазова «Пушча»
Основной темой в творчестве Виктора Карамазова является природа, психологические и социальные взаимоотношения человека с окружающей средой. Роман «Пушча» (1978) — о величии и прекрасности лесного царства. Он пронизан гуманистическим пофасом, мыслями о смысле человеческой жизни, верой в хорошие дела хороших людей. Герои произведения — Михаил Петрович Валошка, Макар Курнопа, Андрей Старопольный, дед Гарох — связаны с лесом, без него не представляют своего существования. Ощущая опасное наступление цивилизации на природу, герои произведения выступают против вырубки лесов, уничтожения флоры и фауны, пытаются помочь пуще защититься от практически-бездушных людей типа директора лесхоза Зимавца, лесника Рысева. Особенно впечатляет сцена, когда лесник в зимнюю стужу выводит ласку семью с места, где должна была состояться охота. Спасение животных — это и спасение надежды на то, что пуще не ждет трагическая судьба.
Особенный человек Рахметов (по роману Н.Г. Чернышевского «Что ...
... Наше общество вновь на пути к цивилизованному будущему. И лично я мечтаю о том, чтобы в этом нашем будущем было поменьше "особенных" людей, а побольше обычных: добрых, ... В этих словах героя можно разглядеть нечто выходящее за рамки нормально развивающегося человека. Рахметов начал приучать свою физическую сущность подчиняться духовной, то есть стал приказывать сам ...
Анализ произведения Владимира Арлова «Евфросиния Полоцкая»**
В произведении «Евфросиния Полоцкая» Владимир Арлов раскрывает исторический эпизод о первом известном европейском городе Полоцке, столице Полоцкого княжества. Главным героем книги является Евфросиния Полоцкая, заступница и патронесса Беларуси.
Этот роман представляет собой мастерство прозы. В своих рассказах и повестях Владимир Арлов выступает как строгий ученый-профессионал, который обладает богатыми знаниями и умеет анализировать широкий спектр источников в контексте прошлого и настоящего. Он любит саму по себе историю, ее первозданность, избегая модернизации, чтобы сохранить только верные представления автора.
На сегодняшний день мы можем наблюдать проблемы нашего времени во взгляде писателя на далекие события. Владимир Арлов раскрывает историю нашей страны Беларуси, которая столкнулась с огромными вызовами, связанными с множеством изменений и подменой исторической правды.
Согласно анализу У. Арлоў, в творении «Слово о полку Игореве» может быть несколько авторов. Казахский писатель Алжас Сулейманау считает, что автором является человек, живший на востоке и знакомый с особыми словами и понятиями из степных регионов. В то время как У. Арлоў предпочитает версию «полоцкого авторства», указывая на упоминание главного героя — кумира Усадьбы Чарадзея, который был знаменит своими подвигами и помощью братству.
Однак, кроме этой дискуссии, текст «Слова» повествует о многих интересных эпизодах и персонажах. У. Арлоў наводит современную причину проведения таких исследований, указывая на интерес нового поколения образованных читателей к истории и возможность переосмысления прошлого в современной информационной среде.
Автор придерживается достаточной точности и фактической правдоподобности описываемых событий, чтобы быть целевой аудиторией молодых людей. Однако, он оставляет много места для авторской фантазии, чтобы заинтересовать своих героев и читателей необходимыми подробностями и красочными описаниями.
Исторические личности в художественных произведениях У. Арлова
Работы У. Арлова являются примером того, как история может стать центральной темой литературных произведений.
Іван Жахлівы і Яўгеня Радзівіла
Одним из главных персонажей произведений У. Арлова является Иван Жахлівы, который сражался с Литвой и был захвачен московскими войсками. Его родные были измотаны, и эта трагедия отразилась на душе стрелка Алексея. Князь Яўгеній Радзівіла также является ключевой фигурой в истории Беларуси.
У. Арлов показывает нам разные стороны его личности — князь Радзивил был не только управителям Кричева, но и душителем сельского восстания. Он вынуждает местного хрониста Карпача подделать историю, чтобы оставить о себе и обосновать свою правильность в глазах потомков в другом свете («Любовь к князю Евгению»).
Поучение Владимира Мономаха
... чтения 40-60 минут): Подробная биография Сочинения Владимира Мономаха. Поучение Предисловие, комментарии и перевод А.Ю. Карпова Князь Владимир Всеволодович Мономах (1053—1125, великий князь Киевский с 1113), несомненно, принадлежит к ...
Тапор и Лышчин-ски
«Пять мужчин в лесничестве» — в этом произведении У. Арлов точно передал менталитет и настроение белорусских повстанцев. В своих работах он описывает людей, которые были физически слабыми, но имели сильный дух. Даже после поражения в борьбе за независимость, они не чувствовали себя униженными, потому что знали, что перспектива окажется за ними в будущем. Это доказывает первое обращение лидера Тапора после борьбы: «Gloria victis».
Это же относится и к белорусскому философу Лышчин-ски, которого сожгли на костре за его ересь по поручению папского нунция. Физически уничтожить человека можно, но идею невозможно победить, потому что она бессмертна.
Заключение
В своих произведениях У. Арлов затронул различные аспекты истории Беларуси и передал свои мысли о ней через героев своих рассказов. Он описал не только события, но и эмоции и состояния, при которых они произошли, при помощи которых можно получить особый взгляд и понять более глубокую сторону белорусского национального движения.
В результате вражеских интриг тевтонцев погиб последний полоцкий князь Владимир, и вместе с ним исчезает в хрониках время династии Рагвалодов («День, когда упала стрела»).
Однак сбылись не только худшие предсказания князя, но и лучшие: через два года после его смерти полоцкие воины стали плечом к плечу с новгородцами и псковичами на Чудском озере, где произошло Лядовое побоище, и рыцари понесли сокрушительное поражение, которое на несколько столетий отучило их от походов на Восток.
У.Арлов, как и другие наши авторы исторических произведений, стремится найти ответ на вопрос, который в свое время очень волновал Ф.Достаевского: в чем причина того, что белорусы, как нация, способны выживать в условиях жесткого давления со стороны агрессивных соседей на протяжении веков? Может быть, в их национальном характере есть нечто такое, что позволяет народу не только жить, согнувшись пред родовых оккупантов, полонизаторов и русификаторов, но и сохранять свою живую душу, не отдавая ее на издевательства и унижения. В самом общем виде эта точка зрения на белоруса проявляется в известной «Пагоне». Страшный воин, поднявший свой меч и оседлав коня, защищает свою национальную независимость и человеческое достоинство от любых посягательств.