Нахапетян Рипсиме
Изучение творчества М.А..Шолохова в старших классах
(роман-эпопея «Тихий Дон)
Одним из талантливых писателей советского периода был Михаил Александрович Шолохов, чье творчество охватывает самые важные события для нашей страны – Гражданскую войну, революцию 1917 года, становление новой власти и Великую Отечественную войну. Изучению жизни и творчества М.А. Шолохова посвящено немало трудов отечественных литературоведов (Ф.А. Абрамов, В.В. Гура, Ю.А. Дворяшин, В.А. Закруткин, Ф.Ф.Кузнецов, И.Г. Лежнёв, И.Н.Медведева-Томашевская, В.О. Осипов, В.В. Петелин, С.Н. Семанов, Е.А. Тюрина).
В школе творчеству М.А. Шолохова уделяется достаточное количество времени. Рассмотрев несколько рабочих программ по литературе, выяснили, какие темы прослеживаются в них.
В программе Т.Ф. Курдюмовой изучению творчества М.А. Шолохова уделяется 9 часов. Программа по литературе Т.Ф. Курдюмовой. 1. М Шолохов. Жизнь и творчество. 2. История создания романа «Тихий Дон». Споры вокруг произведения. 3-4. Картины жизни донских казаков в романе «Тихий Дон. 5-6. «Чудовищная нелепица Гражданской войны в изображении Шолохова. 7. Трагедия народа и судьба Григория Мелехова в романе «Тихий Дон». 8. Женские судьбы в романе «Тихий Дон». 9. Контрольная работа по роману Шолохова «Тихий Дон».
Следует отметить, что в данной программе наиболее полно рассматриваются основные проблемы, поднимающиеся в «Тихом Доне». Здесь уделяется внимание и вопросам истории создания романа, и теме Гражданской войны, и судьбе Григория Мелехова, и в целом жизни донских казаков, также есть место и женским образам. Завершается курс изучения «Тихого Дона» написанием контрольной работы по роману.
Программа В. Я. Коровиной. 11 класс (8 часов). 1. Михаил Александрович Шолохов. Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор) «Тихий Дон» – роман-эпопея о всенародной трагедии. История создания шолоховского эпоса. Широта эпического повествования. 2. Герои эпопеи. Система образов романа. 3. Тема семейная в романе. Семья Мелеховых. Жизненный уклад, быт, система нравственных ценностей казачества. 4. Образ главного героя. Трагедия целого народа и судьба одного человека. Проблема гуманизма в эпопее. Женские судьбы в романе. 5. Функция пейзажа в произведении. Шолохов как мастер психологического портрета утверждение высоких нравственных ценностей в романе. Традиции Л. Н. Толстого в прозе М.А. Шолохова. 6. Художественное своеобразие шолоховского романа. Художественное время и художественное пространство в романе. 7. Шолоховские традиции в русской литературе ХХ века. Роман-эпопея (закрепление понятия).
Любовь в романе тихий дон шолохова
... приготовила ей судьба. см. также: Другие сочинения по произведению Тихий Дон, Шолохов Характеристики главных героев произведения Тихий Дон, Шолохов Краткое содержание Тихий Дон, Шолохов Краткая биография Михаила Шолохова Источник: http://www.sdamna5.ru/lyubov_aksinji_tihij_don Тема любви в романе “Тихий Дон” Тема любви в романе “Тихий Дон” Шолохова, прежде всего, раскрывается на примере ...
8. Художественное время и художественное пространство (углубление понятий).
Традиции и новаторство в художественном творчестве (развитие представлений).
В программе В.Я. Коровиной изучению романа уделяется восемь часов. Три из них посвящены изучению основных образов, их семьи и быта. В остальных уроках уделяется большое внимание рассмотрению шолоховских традиций, его новаторства в художественном произведении.
Программа по литературе В.Г. Маранцмана (8 часов). 1. Летописец народных трагедий (обзор творческого пути).
2. Изображение гражданской войны в «Донских рассказах» М. Шолохова». 3. Роман «Тихий Дон». Конфликт природного и социального начал жизни. 3. Любовь и война. 4. Выбор человека в исторической буре. 5. Причины трагедии Григория Мелехова. Урок 6. Пробуждение народа в романе «Поднятая целина» (обзор).
7. Кровавая работа войны («Они сражались за Родину»).
8. Сочинение по творчеству М. Шолохова
В программе В.Г. Маранцмана после «Тихого Дона» предлагаются для обзорного изучение романы «Поднятая целина» и «Они сражались за Родину». Из восьми уроков рассмотрению «Тихого Дона» посвящены только 4 урока. Следуя этой программе, при изучении романа необходимо рассматривать лишь образ Григория Мелехова, его выбор в сложившейся исторической ситуации. В завершении изучения, на восьмом уроке предполагается написание сочинения по творчеству М.А.Шолохова.
Программа по литературе А. Кутузова (4 часа). 1. Жизнь и творчество М.А. Шолохова. История создания романа-эпопеи «Тихий Дон». 2. Семья Мелиховых, быт и нравы донского казачества. Тема разрушения семейного и крестьянского укладов. 3. Глубина постижения исторических процессов в романе. 4. Судьба Григория Мелихова как путь поиска правды жизни. «Вечные» темы в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Важность романа «Тихий Дон» определена тем, что он был написан крупнейшим писателем XX столетия, получившим всемирное признание.
Меньше всего часов уделяет творчеству Шолохова А. Кутузов – 4 часа. Программа предполагает рассмотрение «вечных» тем в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Составитель поднимает проблемы семьи, поиска правды жизни. В центре внимания – образ Григория Мелехова.
Рассмотрев и сопоставив изучение «Тихого Дона» в разных программах приходим к выводу, что практически во всех программах главное место отводится судьбе главного героя Григория Мелехова, далее рассматриваются вопросы Гражданской войны, затрагиваются темы семьи и быта казаков. Необходимо отметить, что недостаточно 4-5 уроков для полного изучение романа-эпопеи, для того чтобы затронуть и разобрать все насущные проблемы, «вечные» вопросы.[3,с.157]
«Мысль семейная» в романе Шолохова «Тихий Дон». ...
... семейного гнезда - идея жизни Натальи Мелеховой. Наталья Мелехова в романе М. Шолохова «Тихий Дон» ... шолохов Одним из приемов Шолохова в характеристике героев является сопоставительный анализ. Через отношение к детям раскрываются многие главные герои романа. Так как носительницей домашнего, семейного тепла является женщина, ... семейный образ - икона в красном углу. Хранительницей веры выступает в романе ...
В романе-эпопее «Тихий Дон», над которым писатель работал с 1925 по 1940 год, отражена судьба человека, прошедшего через первую мировую и гражданскую войны. — Задача учителя – помочь учащимся разобраться в сложном содержании большого по объему произведения, приблизить их к пониманию авторской версии событий, которые потрясли мир. Система обзорных уроков по роману «Тихий Дон» может быть представлена в таком варианте: Первый урок . Слово о Шолохове. Замысел и история создания романа «Тихий Дон». (Вступительная лекция учителя.) Второй урок . Картины жизни донских казаков на страницах романа. Семейные традиции казачества в романе «Тихий Дон». (Работа над отдельными эпизодами первой части романа, определение ее места в общем замысле романа, в его композиционном плане) Третий урок . Тема войны в романе М. Шолохова «Тихий Дон». (Беседа о прочитанном, комментарий к отдельным сценам третьей-пятой частей романа, обобщение учителя) Четвертый урок. Жестокая непримиримость двух сторон единого мира в романе М. Шолохова «Тихий Дон». Гражданская война на Дону в изображении Шолохова. (Сопоставительный анализ отдельных эпизодов шестой и седьмой частей романа) Пятый урок. Судьба Григория Мелехова. (Урок-семинар) Шестой урок. Женские образы в романе ( Аксиньи, Натальи, Дарьи, Ильиничны).
Список использованной литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kontrolnaya/nravstvennyie-uroki-sholohova/
- Шолохов 1985 М.А.Шолохов. Тихий Дон // Собр. соч. в 8 т.т. М., 1985. Т. 1-4.
- Лихачев Д.С. Внутренний мир художественного произведения / Д.С. Лихачев // Вопросы литературы. – 1968. – № 8. – С. 74-78
- .Семанов С.Н. В мире «Тихого Дона» / С.Н. Семанов. – М.: Современник, 1987. – С. 253
Начальные тезисы, которые ориентируют методичное разрешение данной проблемы, можно сформулировать следующим образом: — «Тихий Дон» нужно рассматривать в контексте всего творчества писателя, который пришел в литературу с темой рождения нового
общества в муках и трагедиях социальной борьбы. Эта тема была определена размахом и значительностью происходивших событий, современником и участником которых был сам Шолохов. Контекстный принцип обзора позволит установить не только проблемно-тематические, но и эстетические связи произведений писателя, что даст читателю возможность глубже познать художественный мир Шолохова, почувствовать особенности его дарования. —
Ко второму уроку ученики выполнят следующие задания: 1. Найдите в первой части романа ответы на вопросы: кто такие казаки? Чем они занимались? Чем жили? Почему Шолохов с любовью пишет о них? О ком говорит с особой симпатией? 2. Выделите самые яркие эпизоды первой части. Как они передают красоту крестьянской жизни казаков, поэзию их труда? В каких ситуациях показывает своих героев писатель? 3. Выделите описание донской природы, казачьего хутора. Какова их роль? Желательно, чтобы ученики не прошли мимо таких эпизодов первой части: «История Прокофия Мелехова» (гл. 1), «Утро в семье Мелеховых», «На рыбалке» (гл. 2), «На сенокосе» (гл. 9), сцены сватовства и свадьбы Григория и Натальи (гл. 15-22), призыв на воинскую службу, Григорий на медицинском осмотре (часть вторая, гл. 21).
«Тихий Дон» М. Шолохова как роман-эпопея
... Пятнадцать лет жизни и упорного труда отдал Шолохов его созданию. М. Горький видел в романе воплощение огромного таланта русского народа. «Тихий Дон» -- художественная энциклопедия истории, быта, психологии казачества. ... донского казачества в начале XX века, в пору Первой мировой войны, революции, гражданской войны. М. Шолохов не принадлежал к казацкому сословию, не участвовал в империалистической ...
Обратим внимание учеников на то, что в центре шолоховского повествования находится несколько семей: Мелеховых, Коршуновых, Моховых, Кошевых, Листницких. Это не случайно: закономерности эпохи раскрываются не только в исторических событиях, но и в фактах частной жизни, семейных отношениях, где власть традиций особенно сильна и всякая их ломка рождает острые, драматические конфликты. Рассказ о судьбе мелеховского рода начинается с острой, драматической завязки, с истории Прокофия Мелехова, который поразил хуторян своим «диковинным поступком». С первых страниц появляются гордые, с независимым характером, способные на большое чувство люди. Так с истории деда Григория входит в роман «Тихий Дон» прекрасное и одновременно трагическое. И для Григория любовь к Аксинье станет серьезным испытанием жизни. Главные ценности у Мелеховых – нравственные, человеческие: доброжелательность, отзывчивость, великодушие и, главное, трудолюбие. 89 В казачьей среде человек ценился по отношению к труду. «Он и женишок хоть куда, – говорит о Григории мать Натальи, – и семейство ихнее шибко работящее… Работящая семья и при достатке». «Мелеховы – славные казаки», – вторит ей дед Гришака. «Мирону Григорьевичу в душе Гришка нравился за казацкую удаль, за любовь к хозяйству и работе.
Старик выделил его из толпы станичных парней еще тогда, когда на скачках Гришка за джигитовку снял первый приз». Многие эпизоды убеждают в справедливости подобной характеристики Мелеховых. Первоначальный замысел романа был связан с событиями 1917 года, «с участием казачества в походе Корнилова на Петроград». В процессе работы Шолохов значительно расширил рамки повествования, вернулся в довоенную пору, в 1912 год. В быте казачьей станицы, в течение повседневной жизни, в психологии казаков он искал объяснение поведению героев в дни грозных испытаний. Хронологические рамки которого, обозначены очень четко: май 1912 – март 1922. Расширение замысла книги позволило писателю запечатлеть «народную жизнь России на ее грандиозном историческом переломе». Таким выводом можно завершить второй урок по роману Шолохова. Домашнее задание: подготовьте краткий исторический комментарий к роману: перечислите даты и основные исторические события, которые охватывает «Тихий Дон» (191–1921 гг.).
Кто из исторических деятелей той эпохи изображён в романе? Прочитайте эпиграфы к роману – строфы старинных казачьих песен. Почему в качестве эпиграфов Шолохов использует две песни? В чём вы видите их сходство и различие? Тема войны в романе М. Шолохова «Тихий Дон» – такова тема третьего урока. Задержим внимание учащихся на этой формулировке: в ней обозначены и авторский взгляд на событие, и отношение казаков к войне, и характер повествования. Как же раскрывается этот образ, ставший 90 ключевым в романе? Этот вопрос будет направлять анализ эпизодов третьей – пятой частей романа. Антитезой мирной жизни в «Тихом Доне» станет война, сначала первая мировая, потом гражданская. Эти войны пройдутся по хуторам и станицам, у каждой семьи будут жертвы. Семья у Шолохова станет зеркалом, своеобразно отражающим и события мировой истории. Начиная с третьей части романа трагическое будет определять тональность повествования. Впервые же трагедийный мотив прозвучит в эпиграфе. Какие страницы романа перекликаются с напевом этой старинной казачьей песни? Обратимся к началу третьей части романа, здесь впервые появляется дата: «В марте 1914…» Это значимая деталь в произведении: историческая дата отделит мир от войны. Слухи о ней пошли по хуторам: «Война пристигнет…», «Не бывать войне, по урожаю видать», «А ну как война?», «Война, дядя!» Как видим, рассказ о войне зарождается в хуторе, в самой гуще народной жизни. Весть о ней застала казаков за привычной работой – косили жито (часть третья, гл. 3).
Трагедия Григория Мелехова и ее истоки в романе Шолохова “Тихий Дон”
... Сочинения Изучив замечательный роман Шолохова Тихий Дон, давайте попробуем разобраться в чем заключается трагедия Григория Мелехова, и каковы истоки этой трагедии. Сочинение трагедия Григория Мелехова На страницах романа мы знакомимся с главным героем — Григорием Мелеховым. Гриша ...
Четвертая глава завершается эпизодом «На станции», откуда уходили эшелоны с казачьими полками к русско-австрийской границе. «Война…» Писатель дважды ставит в отдельную строку слово «Война…» «Война!» Произнесенное с разной интонацией, оно заставляет читателя задуматься над страшным смыслом происходящего. Выделим и другие укрупненные образы, которые появятся на страницах романа: «земля, распятая множеством копыт», «поле смерти», на котором столкнулись люди, «еще не успевшие наломать рук на уничтожении себе подобных», «чудовищная нелепица войны». С каждым из них связаны отдельные зарисовки, эпизоды, размышления. В «военных» главах есть и батальные сцены, но они не интересны автору сами по себе. Шолохов по-своему решает коллизию «человек на войне». В «Тихом Доне» мы не найдем описания подвигов, любования геройством, воинской отвагой, упоения боем, что было бы естественно в рассказе о казаках.
Шолохова интересует другое – что делает с человеком война. Вычленение именно этого аспекта темы позволит почувствовать особенности шолоховского психологизма. Знакомясь с героями романа, мы заметим у каждого свою способность переживания и осмысления войны, но «чудовищную нелепицу войны» почувствуют все. Глазами казаков мы увидим, как «вызревшие хлеба топтала конница», как сотня «железными подковами мнет хлеб», как «между бурыми, неубранными валками скошенного хлеба разворачивалась в цепь черная походная колонна», как «первая шрапнель покрыла ряды неубранной пшеницы». И каждый, глядя на «неубранные валы пшеницы, на полегший под копытами хлеб», вспоминал свои десятины и «черствел сердцем». Эти воспоминания-наплывы освещают как бы изнутри ту драматическую ситуацию, в которой оказались казаки на войне. Отметим в беседе: в романе сильно выражен нравственный протест против бессмысленности войны, ее бесчеловечности. Рисуя эпизоды боевого крещения, Шолохов раскрывает душевное состояние человека, пролившего чужую кровь. В цепи подобных эпизодов выделяется своей психологической выразительностью сцена «Григорий убивает австрийца» (часть третья, гл. 5), вызвавшая у героя сильное потрясение. Комментарий этого эпизода на уроке направляется такими вопросами: какие психологические оттенки можно выделить в описании внешности австрийца? Как Шолохов передает состояние Григория? В каких словах выражена авторская оценка происходящего? Что открывает эта сцена в герое романа? Жуткая картина во всех подробностях долго будет стоять перед глазами Григория, мучительные воспоминания будут долго беспокоить его. При встрече с братом он признается: «Я, Петро, уморился душой. Я зараз недобитый какой… Будто под мельничными жерновами побывал, перемяли они и выплюнули… Меня совесть убивает. Я под Лешнювом 92 заколол одного пикой. Сгоряча. Иначе нельзя было… А зачем я энтого срубил?.. Срубил зря человека и хвораю через него, гада, душой. По ночам снится…» (часть третья, гл. 10).
Трагедия Григория Мелехова в романе М. Шолохова «Тихий Дон»
... важное значение, считая из ключевыми, обнаруживающими источник мучений, первопричину трагедии Григория Мелехова».[2] После семи лет войны, после очередного ранения, во время службы в Красной Армии ... направление связи жизни и литературы, утверждения ее народности и национального своеобразия. Романы Шолохова стоят в ряду лучших достижений великой русской литературы. Продолжая реалистические традиции ...
Прошло несколько недель войны, но впечатлительному Григорию уже везде видятся ее следы: «К исходу клонился август. В садах жирно желтел лист, от черенка наливался предсмертным багрянцем, и издали похоже было, что деревья – в рваных ранах и кровоточат рудой древесной кровью. Перемены происходят не только в Григории, но и в товарищах по сотне: «Перемены вершились на каждом лице, каждый по-своему вынашивал в себе и растил семена, посеянные войной». Перемены в самом Григории были разительны: его «гнула… война, высасывала с лица румянец, красила его желчью». И внутренне он стал совершенно другим: как Григорий берег свою казачью честь, играл и своей и чужой жизнью, «ушла безвозвратно та боль по человеку, которая давила его в первые дни войны. Огрубело сердце, зачерствело, будто солончак в засуху, и как солончак не впитывает воду, так и сердце Григория не впитывало жалости. Знал Григорий, какой ценой заплатил за полный бант крестов и производства» (часть четвертая, гл. 4).
Шолохов разнообразит изобразительные средства, показывая казаков на войне. Вот они списывают «Молитву от ружья», «Молитву от боя», «Молитву при набеге». Хранили их казаки под нательными рубахами, крепили к узелкам со щепотью родимой земли. «Но смерть пятнила и тех, кто возил с собою молитвы». В эпическое повествование врывается голос автора: «Властно тянули к себе родимые курени, и не было такой силы, что могла бы удержать казаков от стихийного влечения домой». Каждому хотелось дома побывать, «хучь одним глазком глянуть». И, словно выполняя это желание, Шолохов рисует хутор, «по-вдовьему обескровленный», где «шла жизнь на 93 сбыв – как полая вода в Дону». Авторский текст звучит в унисон со словами старинной казачьей песни, которая стала эпиграфом романа. Так, через батальные сцены, через острые переживания героев, через пейзажные зарисовки, описание-обобщение, лирические отступления Шолохов ведет нас к осмыслению «чудовищной нелепицы войны». Домашнее задание: каково, по вашему мнению, отношение Шолохова к событиям Гражданской войны? Каковы, согласно автору, главные человеческие ценности новой эпохи? «Жестокая непримиримость двух сторон единого мира в романе М. Шолохова «Тихий Дон». В романе Шолохова можно найти много слов для определения темы четвертого урока, посвященного картинам гражданской войны: «Вся Россия в муках великого передела». «В мире, расколотом надвое». Один из излюбленных приемов автора – предсказание будущих событий. Так, в конце первой главы пятой части романа мы читаем: «До января и на хуторе Татарском жили тихо. Вернувшиеся с фронта казаки отдыхали возле жен, отъедались, не чуяли, что у порогов куреней караулят их горшие беды и тяготы, чем те, которые приходилось переносить на пережитой войне». «Горшие беды» – это революция и гражданская война, которые ломали привычный уклад жизни. Сущность событий, изображенных в романе, поистине трагедийная, они затрагивают судьбу огромных слоев населения. В «Тихом Доне» действуют более семисот персонажей, главных и эпизодических, названных по имени и безымянных; и писателя волнуют их судьбы. Тому, что происходило на Дону в годы гражданской войны, есть название – «расказачивание казачества», сопровождавшееся массовым террором, который вызывал ответную жестокость. По хуторам поползли «черные слухи» о чрезвычайных комиссиях и ревтрибуналах, суд которых 94 был «прост: обвинение, пара вопросов, приговор – и под пулеметную очередь». Автор пишет о бесчинствах красноармейцев в хуторах (часть шестая, гл. 16).
Опера С. С. Прокофьева «Война и мир»
... было отчетливо выявить патриотическую идею толстовской эпопеи, показать красоту и богатство душевного мира героев драмы. Опера Прокофьева "Война и мир" - выдающееся произведение современного музыкального театра. Своеобразно построение оперы: ... года на сцене Малого оперного театра в Ленинграде состоялась премьера первой части "Войны и мира", то есть начальных 8 картин (к этой постановке была дописана ...
Столь же крутые были и военно-полевые суды Войска Донского. Мы видим порубленных с особой жестокостью красных. Сообщая фактам большую убедительность, Шолохов приводит документы: список казненных из отряда Подтелкова (часть пя ятая, гл. 11) и список расстрелянных заложников хутора Татарского (часть шестая, гл. 24).
Философская мысль о том, что зло порождает зло, при чем в удвоенном виде. Эпизоды, где Кошевой убивает деда Гришаку, а затем Коршунов, мстя убивает очень жестоко, обдуманно мать Кошевого. Тревогой, тяжелыми предчувствиями окрашены многие страницы шестой части романа: «Все Обдонье жило потаенной, придавленной жизнью… Мгла нависла над будущим». «Круто завернула на повороте жизнь»: обложили контрибуцией богатейшие дома, начались аресты, расстрелы. Как же воспринимают это время сами казаки? Эпизод, где Петро и Григорий разговаривают и не понимают друг друга. Если для Григория ничего не понятно и он «блукает как метель в степи», то для Петро все предельно ясно: «Я на свою борозду попал… Меня к красным арканом не притянешь. Казачество против них, и я против». (кн.3, часть 6) Мирон Григорьевич говорит, с вызревшей злостью: «А через что жизня рухнулась? Кто причиной? Вот эта чертова власть!.. Я всю жизнь работал, хрип гнул, потом омывался, и чтобы мне жить равно с энтим, какой пальцем не ворохнул, чтоб выйтить из нужды? Нет уж, трошки погодим!..» Ключевая фраза – «Народ стравили», – подумает Григорий о происходящем. Многие эпизоды пятой – седьмой частей, построенные по принципу антитезы, подтвердят верность такой оценки. «Набычился народ, осатанел». Автор романа никому не прощает жестокости: ни Половцеву, зарубившему Чернецова и приказавшему убить еще сорок пленных офицеров, ни Григорию Мелехову, зарубившему пленных матросов. Не прощает Михаилу Кошевому, который убил Петра Мелехова, 95 в Татарском застрелил деда Гришаку, сжег курень Коршунова, а затем зажег еще семь домов; не прощает Митьке Коршунову, который «всю семью Кошевого вырезал». «Народ стравили» – вспоминаем мы, когда читаем о казни командира отряда Лихачева, захваченного повстанцами: «Его не расстреляли… В семи верстах от Вешенской, в песчаных, сурово насупленных бурунах его зверски зарубили конвойные. Живому выкололи ему глаза, отрубили руки, уши, нос, искрестили шашками лицо. Расстегнули штаны и надругались, испоганили большое, мужественное, красивое тело. Надругались над кровоточащим обрубком, а потом один из конвойных наступил на хлипко дрожавшую грудь, на поверженное навзничь тело и одним ударом наискось отсек голову» (часть шестая, гл. 31).
Жизнь и быт казаков в запорожской сечи в повести Тарас Бульба
... и не соглашаться на мир. Бульба умирает с надеждой на то, что их смерть останется отомщенной. Также читают: Картинка к сочинению Жизнь и быт казаков в запорожской сечи ... поехали в Запорожскую Сечь. Остап по дороге думал о том, как его мать переживала, провожая их, а Андрий о полячке в которую влюбился перед отъездом из ...
И еще одна казнь – Подтелкова и его отряда. Этот эпизод дается в таком обрамлении: «На край хутора густо валили казаки и бабы. Население Пономарева, оповещенное о назначенной на шесть часов казни, шло охотно, как на редкое веселое зрелище. Казачки вырядились будто на праздник; многие вели с собой детей… Казаки, сходясь, оживленно обсуждали предстоящую казнь». Отвергая насильственную смерть, Шолохов не раз скажет о противоестественности подобных ситуаций; и во всех случаях предельной жестокости он противопоставит гармонию вечного, бескрайнего мира. Например, в одном эпизоде символом этого мира станет березка, на которой «уже набухли мартовским сладостным соком бурые почки». С черными лепестками почек на губах Лихачев и умер. Выразителен финал второго тома. На Дону полыхает гражданская война, гибнут люди, погиб и красноармеец Валет. Похоронили его яблоновские казаки, а через полмесяца какой-то старик поставил на могильном холмике деревянную часовенку. «Под треугольным навесом ее в темноте теплился скорбный лик божьей матери, внизу на карнизе навеса мохнатилась черная вязь славянского письма: 96 В годину смуты и разврата Не осудите, братья, брата. Старик уехал, а в степи осталась часовня горюнить глаза прохожих и проезжих извечно унылым видом, будить в сердцах невнятную тоску». А в мае бились возле часовни стрепеты, «бились за самку, за право на жизнь, на любовь, на размножение». И тут же, возле часовни, положила самка девять дымчато-синих яиц и села на них. В одном эпизоде сталкиваются жизнь и смерть, высокое, вечное и трагические реалии, ставшие «в годину смуты и разврата» привычными, обыденными. Раскрывая состояние Григория Мелехова, Шолохов употребляет такие слова: «устало», «обуреваемый противоречиями», «густая тоска», «нудное ощущение чего-то невырешенного». Вот он едет домой после разрыва с Подтелковым; «не мог ни простить, ни забыть Григорий гибель Чернецова и бессудный расстрел пленных офицеров». «К кому же прислониться?» – вопрос, который будоражит сознание героя Шолохова, об этом его тревога и дума, переданная посредством внутреннего монолога: «Ломала и его усталость, нажитая на войне. Хотелось отвернуться от всего бурлившего ненавистью, враждебного и непонятного мира. Там, позади, все было путано, противоречиво. Трудно нащупывалась верная тропа, и не было уверенности –по той ли, по которой надо, идет. Тянуло к большевикам – шел, других вел за собой, а потом брало раздумье, холодел сердцем. Но, когда представлял себе, как будет к весне готовить бороны, плесть из краснотала ясли, а когда разденется и обсохнет земля, – выедет в степь; держась наскучившимися по работе руками за чипиги, пойдет за плугом, ощущая его живое движение и толчки; представляя себе, как будет вдыхать сладкий дух молодой травы и поднятого лемехами чернозема, – теплело на душе. Хотелось убирать скотину, метать сено, дышать увядшим запахом донника, пырея, пряным душком навоза. Мира и тишины хотелось, – поэтому-то застенчивую радость и берег в суровых глазах 97 Григорий, глядя вокруг… Сладка и густа, как хмелины, казалась в это время жизнь тут, в глушине» (часть пятая, гл. 13).
Классическая литература в современном мире. «Литература в жизни человека»
... детской литературы в воспитании и образовании на современном этапе жизни нашей страны? Зачем нам классическая литература? [ ... мир человека, создали образы героев, отличающихся моральной чистотой, совестливостью, способностью сочувствовать другим в беде. Классическая литература сегодня [Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/literatura-v-sovremennom-mire/ Классическая литература в ...
Мечта Григория пожить мирным тружеником и семьянином постоянно разрушалась жестокостью гражданской войны. Эмоциональный контраст используется Шолоховым как средство выражения настроений героя: «Отдохнуть бы Григорию, отоспаться! А потом ходить по мягкой пахотной борозде плугарем, посвистывать на быков, слушать журавлиный голубой трубный клич, ласково снимать со щек наносное серебро паутины и неотрывно пить винный запах поднятой плугом земли. А взамен этого – разрубленные лезвиями дорог хлеба. По дорогам толпы раздетых, трупно- черных от пыли пленных… В хуторах любители обыскивают семьи ушедших с красными казаков, дерут плетьми жен и матерей отступников… Копилось недовольство, усталость, озлобление» (часть шестая, гл. 10).
От эпизода к эпизоду нарастает трагическое несоответствие внутренних устремлений Григория Мелехова и окружающей его жизни. Таким наблюдением можно завершить четвертый урок по «Тихому Дону». Домашнее задание: перечитайте эпизоды первой, третьей и четвёртой книг романа «Тихий Дон», посвящённые отношениям Григория Мелехова с Аксиньей Астаховой и Натальей Коршуновой (по выбору группы).
Группа 1. Кн. 1, ч. 1, гл. 3, 4, 7, 12, 15, 16, 21, 22. Группа 2. Кн. 1, ч. 2, гл. 3, 5, 8, 10 — 12, 14, 18; ч. 3, гл. 19, 22, 24. Группа 3. Кн. 3, ч. 6, гл. 21, 50, 51. Группа 4. Кн. 4, ч. 7, гл. 1, 17, 18, 24- 26; ч. 8, гл. 8, 9, 17. Выберите из них наиболее значимые сцены, позволяющие раскрыть характер взаимоотношений Григория с Аксиньей и Натальей. Озаглавьте их. Выпишите из предложенных группе глав ключевые, на ваш взгляд, цитаты, дающие представление о внешнем облике героинь (портретные детали), о сущностных чертах их характеров; детали природного мира, 98 связанные с образами героинь и становящиеся их лейтмотивами; определения, сравнения, метафоры, выражающие шолоховское отношение к Аксинье и Наталье, а также строки, передающие чувства Григория к обеим женщинам.