Женские образы в творчестве А.С. Пушкина

Контрольная работа

Нет ничего на свете прекраснее женщины. Ф.И.Тютчев

В русской духовной культуре образ женщины всегда занимал особое место. Наши люди в песнях и сказках прославляли женщину, наделяя ее красотой, добротой, трудолюбием — теми чертами характера, которые делают ее особенно привлекательной.

Неизвестный автор «Слова о полку Игореве» прославил русскую женщину Ярославну, чей крик сквозь века пробуждает любовь к мужу, к Родине.

Александр Сергеевич Пушкин — самый известный русский писатель, произведениями которого восхищаются как дома, так и за рубежом. Творчество этого писателя изучалось и исследовалось ещё при жизни автора и продолжает изучаться и в наши дни. В нашей необъятной стране, пожалуй, нет уголка, где бы студенты не писали сочинения по произведениям Пушкина. Несмотря на то, что в 21 веке, казалось бы, нет ничего чужого в творчестве этого писателя, каждый новый читатель заново открывает для себя его Пушкина. Так и я, прочитав роман «Евгений Онегин», комментарии к нему и статьи В.Г.Белинского, задумалась над фразой: «Татьяна — любимая героиня А.С.Пушкина». А почему, собственно, любимая? Неужели среди огромного количества героинь произведений писателя не оказалось достойных любви Пушкина?

Конечно, таковые есть, поэтому цель своей работы определяю так: выявить, какие женские персонажи в творчестве А.С.Пушкин наиболее близок к автору, потому что сам поэт называет Татьяну Ларину своей любимой героиней.

Классическая русская литература отличалась глубоким интересом к женским персонажам. Эпитет «очаровательная» используется для описания женщин в литературе девятнадцатого века, и это правда. Женщина — источник вдохновения, мужества и счастья. Лучшие поэты и писатели пытались понять и изобразить женщину не только как объект обожания, любви, но, прежде всего, как личность. Первым это сделал А. С. Пушкин.

Александр Сергеевич в своем творчестве создал целую галерею женских персонажей. Его героини очень разные: страстные и порывистые, нежные и робкие, любящие и верные, как Марья Троекурова и Маша Миронова из романов “Дубровский” и “Капитанская дочка”, полные собственного достоинства и верные долгу, высоконравственные, как Марья Гавриловна из повести «Метель» и Татьяна Ларина из романа «Евгений Онегин». Следует отметить, что все чаще среди имен героинь Пушкина встречаются такие имена, как Маша-Мария-Мария, то есть девушки носят имя Богородицы. Это, конечно, не случайно и служит еще одним доказательством «русскости» Пушкина.

22 стр., 10706 слов

Жизнь и творчество расула гамзатова

... «Развитие традиций дагестанских классиков в творчестве Расула Гамзатова» исследуются проблемы, задачи, которые развивают в своем творчестве Р.Г.Гамзатов, продолжая традиции более ранних дагестанских поэтов и писателей, на основе стихотворений «Береги матерей» ...

Женское имя Маша — Мария имеет еврейское происхождение, но настолько прочно вошло в русское употребление, что носители русского языка уже давно признаны родными. Достаточно вспомнить русские сказки, где главными героями были Иван и Марья. Конечно, эти сказки тоже были известны Пушкину и любимы им. Не случайно одна из дочерей Александра Сергеевича была названа Марией. Думаю, что это имя одно из любимых писателем, а, зная, как А.С.Пушкин обращается к именам своих героев: «Я уже думал о форме плана и о том, как я его назову»…, можно предположить, что героини Маши и Марьи — любимые женские персонажи.

2. Женские образы в произведениях А.С.Пушкина

1) Марья Гавриловна из повести «Метель

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина» состоят из пяти повестей: «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка». Пушкин взял для истории самые типичные романтические сюжеты, которые в наше время можно было повторить. «Повести Белкина» задуманы автором как пародия на жанр романтической литературы. Герои изначально попадают в ситуации, где присутствует слово «любовь». Они уже влюблены или просто жаждут этого чувства, но именно здесь начинается развитие и запуск сюжета. Когда, казалось бы, уже нет выхода, герои в тупике, они или их близкие в отчаянии и история неотвратимо должна закончиться трагически, А. С. Пушкин с иронией разворачивает сюжет таким образом, что главные герои «Повестей Белкина» (кроме повести «Гробовщик») счастливы, любимы и получают от жизни простые житейские радости, к которым так стремились.

В рассказе «Метель» автор подчеркнуто показывает простых людей, не блещущих умом, талантом, стойкостью духа, и показывает, насколько причудливой может быть жизнь в случае необъяснимой и неожиданной аварии.

Герои «Метели» — мечтательная и сентиментальная молодая женщина и бедный маршал в отпуске. Они влюблены друг в друга, их родители против их брака, и теперь Маша и Владимир решают сбежать и тайно пожениться. Все спланировано и просчитано, верные слуги готовы помочь, друзья жениха соглашаются стать свидетелями и даже «сложить за него жизнь», священник согласился на свадьбу… И ничего не получилось! Вмешался случай, судьба рассудила по-своему. Подошла метель, закружила жениха в поле, а он опоздал на свадьбу. И эта же метель привела в деревенскую церковь проходившего офицера Бурмина, оказавшегося под проходом с неизвестной девушкой. Это было похоже на шутку, на проказу, и только тогда он понял, что шутить с судьбой опасно! Двух незнакомых друг другу людей связывают узы брака, но они не могут надеяться на любовь и супружескую жизнь. Они не могут даже найти друг друга.

Ослепленная любовью, Марья Гавриловна убегает из родительского дома, не подозревая, что наказывает себя, может быть, на всю оставшуюся жизнь. Она слишком молода и влюблена, чтобы думать о ком-нибудь, кроме Владимира. Выйдя замуж за неизвестного, она терпеливо и покорно несет свою судьбу, никого не обвиняя. Героиня потеряла надежду на счастье, но сохранила любовь к жизни, к окружающим. она по-прежнему красива и приветлива, равноправна в общении со всеми, никому не выказывая предпочтений. Марья Гавриловна прекрасно понимает, что обмануть можно каждого, но только не судьбу и не Бога. Она даже не пытается этого делать. За благородство и верность, послушание судьбе Марья Гавриловна «вознаграждена» встречей с невестой. Это почти фантастично. Но художник Пушкин — реалист, и в его творчестве все происходит очень логично и достоверно. Бурмин открывает героине и читателям самые потаенные глубины души. Он не боится показаться злодеем, оттолкнуть от себя любимую женщину. Молчать для него далее невыносимо. Мы сочувствуем герою, воспринимая его поступок как легкомыслие, которое только молодежь может объяснить и простить. За свою жестокую шутку он платит годы одиночества и угрызений совести, а затем, в конце концов, получает награду от судьбы. Это невероятный союз, начатый браком и продолженный через несколько лет со знакомым, по словам Пушкина, он может быть счастливым.

2 стр., 616 слов

Описание Маши Мироновой в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка

... благополучно разрешилась, обвинения с Гринева были сняты, и Марья Ивановна поспешила в деревню обрадовать родителей. Маша Миронова, которую мать считала трусихой, проявила решительность и твердость ... же повести указывает на важную роль, которую сыграла в его судьбе Маша. Ее родители были простыми людьми. Капитан Миронов Иван Кузьмич служил комендантом Белогорской крепости, находящейся в ...

Герои этого произведения честны и благородны, сделав ошибку, они не перестанут верить в добро, справедливость, их добродетель, вера, чистая любовь будут вознаграждены. Марья Гавриловна соблазняет воображение писателя тем, что является образцом кротости, смирения и необычайного обаяния в своем раскаянии. Простота, грация, верность, благородство — те черты, которые потом проявятся в любимой героине Пушкина.

2) Марья Кириловна из романа «Дубровский»

Что касается главной героини повести Марья Кириловна Троекурова, то, на мой взгляд, ее образ намного ближе к образу Татьяны Лариной, даже Маши Мироновой. В романе «Дубровский» уже явлены зарисовки, очертания того любимого образа, которым впоследствии станет для автора Татьяна.

Какой же была Маша Троекурова, если смогла так всецело и безраздельно завладеть сердцем молодого и благородного разбойника, бывшего воспитанника кадетского корпуса Владимира Дубровского? Марья Кириловна Троекурова предстает перед читателями семнадцатилетней, когда “красота ее была в полном цвете”. Недостаточно сказать красавицу, ведь вокруг столько красавиц, которые скрывают бесчувственную душу под безупречно выглядящей маской. В Марье Кириловне, наоборот, все было гармонично. Рано потерявшая мать, выросшая в одиночестве на лоне природы, с детства впитавшая в себя загадочные и таинственные сюжеты устного народного творчества, которыми изобиловали рассказы доброй няни-крестьянки, а затем, вкусив сладость сентиментальных романов, которыми Маша, повзрослев, зачитывалась, сделали ее кроткой, замкнутой, чуткой и мечтательной.

Среди гостей отца “красавица являлась редко”. Марья Кириловна уважала отца, но не нашла в нем друга и советчика, как это часто бывает между родителями и детьми. Хотя Кирила Петрович «безумно любил ее, но относился к ней с присущим ему упрямством, иногда стараясь удовлетворить малейшие прихоти, иногда пугая ее резким, а иногда и жестоким обращением. Уверенный в ее привязанности, никогда не мог он добиться ее доверительности”.

Когда к сводному брату Маши в имение Троекуровых приехала молодая учительница, она сначала не обратила на него внимания, «воспитанная в аристократических предрассудках, учитель был для нее своего рода слугой или ремесленником», и они ей не казались мужчины. она выросла довольной и богатой, поэтому полна чувства собственного достоинства. Но время от времени учитель стал давать ей уроки музыки, и вскоре девочка нашла в нем героя своего романа. Маша покорила молодого учителя своим благородством, трудолюбием и, прежде всего, отвагой: «Ее воображение поразило: она увидела мертвого медведя и Дефоржа, спокойно стоящего на нем и спокойно разговаривающего с ней. Он видел, что мужество и гордая гордость не принадлежат исключительно одному классу…” С детства привыкшая видеть в своем доме мужчин, похожих поведением на своего отца: властных, разгульных, думающих только о деньгах и наживе, в учителе Маша нашла полную противоположность. Никогда не мечтая о богатстве, привыкшая довольствоваться малым и, наоборот, очень ценившая духовное богатство человека, Маша почувствовала в молодом человеке родственную натуру, и ее сердце смирилось с тем, что ее зовет его.

7 стр., 3348 слов

Дружба и вражда в романе дубровский, пушкин читать бесплатно. ...

... Дубровский пошел наперекор Кириле Петровичу. Кто виноват в ссоре? Троекуров властолюбив, а Дубровский решителен и нетерпелив. Это человек го-рячий и ... а с другой- довольно хрупкой…. Сочинение 2 Написанное произведение великолепным автором Александром ... Маша ответила, что это Дубровский. Тогда Верейский достал пистолет и выстрелил во Владимира. 5 (100%) 1 vote[s] Роман А. С. Пушкина «Дубровский» ...

В конце концов, как Марья Гавриловна из повести «Метель», Маша, не знающая, кто прячется в образе Дефоржа, идет на первое свидание, готовя почву для эффектного отказа. И, подобно ей же, поражена неожиданностью развязки. Владимир открывается ей, признается ей в любви, объявляет о невозможности замужества и о том, что она должна бежать из дома Троекурова, потому что обман скоро будет раскрыт.

Узнав, что учитель Десфорж — не кто иной, как Дубровский, знаменитый вор, давно разыскиваемый полицией, Маша, хоть и напуганная, не отреклась от него. Узнав об идее отца выдать ее замуж за нелюбимого, но богатого человека, Маша решила сбежать с Дубровским. Но судьба хотела отнять последний шанс быть с любимым: побег не удался.

В браке с пятидесятилетним аристократом Верейским Мария Кириловна в отчаянии подает знак Дубровскому. Мертвенно бледна Маша-невеста, на лице — ни кровинки. Стоя у алтаря «Мария Кириловна ничего не видела, ничего не слышала, думала об одном, с тех пор, как она ждала Дубровского, надежда не покидала ее ни на минуту…”. Но чуда не случилось — Дубровский не приехал. Обряд был совершен.

И когда, уже после церкви, за каретой послышались крики погони, и Дубровский со своими людьми попытался освободить Марью Кириловну, молодая княгиня, собрав все свои силы, с твердостью воспротивилась, сказав при этом, что она уже обвенчана, она жена другого.

В этом итоговом выборе она уподобляется Татьяне Лариной. Но в том и дело, что поступок Татьяны подчеркнуто-нелитературен; а значит, параллель с нею выводит и образ Маши Троекуровой за рамки сугубо литературной традиции, перенося его в область традиции общенациональной. Нельзя сказать, что из двух несчастий — став сбежавшим товарищем любимого разбойника или послушной женой ненавистного сладострастного старика — он выбирает младшую. Она выбирает не меньшее и не большее, а то, которое не требует измены. И, значит, отказывает Дубровскому как русская женщина, а не как героиня европейского романа; это более чем важно для Пушкина.

Как и Татьяна Ларина из «Евгения Онегина», Маша не боится признаться, что любит Дубровского и, как и Татьяна, не может предать того, кто призвал ее мужа перед Богом. И все дело в нравственности, чувстве долга и ответственности, на которых Маша выросла и которую прочно впитала в себя. Честь и долг для нее дороже любви. В этом и достоинство главной героини “Дубровского”, и жизненная драма.

Выяснилось, что пассивность и послушание Марьи Троекуровой обернулись для нее позором. Можно только представить, как сложится ее жизнь со старым нелюбимым принцем.

1 стр., 383 слов

Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина

... указывает само название произведения. Данная статья, которая поможет написать сочинение «Почему Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина?», рассмотрит женский образ в повести «Капитанская дочка», который отличается ... героини А. С. Пушкина. Именно эти нравственные качества помогают девушке преодолевать все жизненные испытания. Несмотря на тяжелую судьбу, Маша Миронова самостоятельно смогла обрести ...

3) Мария Егоровна Миронова из романа «Капитанская дочка»

Описывая Машу Миронову, невозможно не сравнить ее с другими героинями Пушкина — Машей Троекуровой и Татьяной Лариной. У них много общего: все они выросли в одиночестве на лоне природы, все питались народной мудростью, однажды влюбившись, каждый из них навсегда остался верен своим чувствам.

Маша Миронова — дочь коменданта Белогорской крепости. Это обыкновенная русская девушка. Ей около восемнадцати, «пухлая, румяная, со светлыми волосами, мягко зачесанными за ушами, которые горели вместе с ней». Внешний портрет Маши Мироновой ничем не примечателен. Пушкин словно нарочно подчеркивает ее обыденность, лишает каких-либо индивидуальных примет; она не отличается особой красотой, не блещет умом. Пушкинская Маша Миронова во многом напоминает Джинн Динс из романа В. Скотта «Эдинбургская темница». Как и героиня В.Скотта, она умна, потому что все ее рассуждения представляют собой естественное следствие простых нравственных предпосылок; ей не приходится проникать в дурные помыслы людей, она рассчитывает на их добрую сущность и никогда в них не ошибается. «Тайна этого ума в том, что он не знает лабиринтов интриги, в которых так легко заблудиться самому искушенному, и идет только по прямым путям, самым простым и ясным», — пишет Б. Г. Реизов.

Дальнейшие знакомства показывают, что у Маши много достоинств: она тёплая, искренняя, милая, «осторожная и чуткая девушка. Его единообразный характер и сердечность не могут оставить равнодушными окружающих. Героиня — послушная дочь родителей, с детства приученная к незыблемым нормам патриархальной морали. Робкая и чувствительная, она боялась даже ружейного выстрела. Во многом ее робость и стеснение вызваны ее образом жизни: она жила довольно замкнуто, даже одиноко; женихов в их деревне не было. Со слов Василисы Егоровны мы узнаем незавидную судьбу девушки: «Девушка на выданье, а какое у нее приданое? частая расческа, веник и алтын денег… с чем в баню сходить. Хорошо, коли найдется добрый человек; а то сиди себе в девках вековечной невестою». Но Маша отвечает отказом на предложение Швабрина стать его женой. Чистая, открытая душа ее не может принять замужества с нелюбимым человеком: «Алексей Иваныч, конечно, человек умный, и хорошей фамилии, и имеет состояние; но как подумаю, что надобно будет под венцом при всех с ним поцеловаться… Никогда! Не ради какого-либо благополучия! »Брак по расчету для нее немыслим, даже если она оказалась в самой тяжелой ситуации. Марья Ивановна оказалась достойной своих родителей. Она взяла у них самое лучшее: честность и благородство.

Со временем перед читателями открывается характер Марьи Ивановны — «расчетливая и чуткая девушка”. Она способна на глубокую и искреннюю любовь. Маша искренне полюбила Петра Гринева. И она не скрывает своих чувств, открыто давая ему ответ на его объяснения: «Она без всякого отговорки призналась Гриневу в своем искреннем желании и сказала, что родители будут довольны ее счастьем». Однако она никогда бы не согласилась выйти замуж без благословения родителей жениха, ее врожденное благородство не позволяет ей поступаться своими принципами. она готова отказаться от личного счастья, ведь на него нет родительского благословения. “Нет, Петр Андреич,— отвечала Маша,— я не выйду за тебя без благословения твоих родителей. Без их благословения не будет тебе счастья. Покоримся воле Божией”. Маше нелегко было отдалиться от Петра Андреевича. Ее чувства все еще были сильны, но гордость, честь и достоинство не позволяли ей поступать иначе, узнав о разногласиях родителей по поводу этого брака. По мере развития повествования лучшие стороны его необыкновенной натуры проявляются с большей ясностью: откровенность, верность, способность с достоинством переносить внезапные потери и ежедневные невзгоды.

5 стр., 2322 слов

Татьяна — милый идеал Пушкина — -рассуждение

... Татьяны. За это он и называет героиню милым идеалом. Сочинение на тему: Татьяна — милый идеал Пушкина 1 (20%) 1 vote Татьяна и Онегин Татьяна ... не ластилась к родителям, не занималась рукоделием. ... русской. Татьяна же, несмотря на то, что «выражалася с трудом на языке своём родном», описывается поэтом как «русская ... женщин. Еще одно обстоятельство могло стать причиной такой любви к Татьяне самого Пушкина. ...

Характеризуя Машу Миронову, писатель М. В. Авдеев заметил: «Эта история богата внешним разнообразием, но сама Маша как персонаж, как мы видим, мало участвует в ней. Его внутренний мир, его любовь и его страдания едва ли могут быть обозначены несколькими словами. Однако простой и милый образ Маши для нас достаточно цельный и понятный. Это образ простой и счастливо одаренной натуры, сложившийся в тихой семье добрых, добрых и простых людей. Маша Миронова ничем не поражает взгляда, но когда присмотришься к ней, то ее тихая прелесть отрадно и успокоительно действует на душу, и русские женщины могут гордиться таким честным, чистым, милым и вместе простым и вполне верным жизни созданным типом».

Но резко меняется окружающая жизнь, когда приходят в крепость “мятежники злодея Пугачева”, меняется и положение Маши. Горькая участь ждет девушку впереди: родители ее были казнены, а ее спрятала в своем доме попадья. Из дочери капитана она становится пленницей Швабрина, который силой забрал Машу и посадил под замок, заставляя выйти за него замуж. Она не побоялась отказать домогательствам Швабрина, хотя и находилась полностью в его власти. Казалось бы, что слабая и робкая девушка должна подчиниться воле своего мучителя. Но Маша проявляет здесь черты, до сих пор жившие в ней подспудно. Она готова умереть, лишь бы не стать женой Алексея Ивановича. Когда же, наконец, приходит долгожданное спасение в лице Пугачева, девушку охватывают противоречивые чувства: она видит перед собой убийцу своих родителей и в то же время своего избавителя. Вместо слов Пугачев отпустил Петра с Машей, и Гринев отправил ее к родителям, которые хорошо приняли девушку: «Они видели благодать божию в том, что имели случай приютить и обласкать бедную сироту. Вскоре они к ней искренно привязались, потому что нельзя было ее узнать и не полюбить».

Ярко раскрывается характер Маши Мироновой после ареста Гринева. Она сильно переживала, так как знала настоящую причину ареста и считала себя виновной в несчастьях Гринева: «Она скрывала от всех свои слезы и страдания и между тем непрестанно думала о средствах, как бы его спасти». Сказав родителям Гринева, что «вся будущая судьба ее зависит от этого путешествия, что она едет искать покровительства и помощи у сильных людей как дочь человека, пострадавшего за свою верность», Маша отправляется в Петербург. Она решительно настроена добиться освобождения любимого, чего бы ей это ни стоило. Встретившись случайно с императрицей, но не зная еще, кто эта женщина, Маша открыто рассказывает ей свою историю и причины поступка Гринева: «Я знаю все, я вам все расскажу. Он для меня одной подвергался всему, что постигло его». Именно в этой встрече по-настоящему раскрывается характер скромной и робкой русской девушки безо всякого образования, нашедшей, однако, в себе достаточно силы, твердости духа и непреклонной решительности, чтобы отстоять правду и добиться оправдания своего ни в чем не виновного жениха. Она понимает, что, кроме нее, некому заступиться за Гринева, и не просто найти защиту хочет Маша, а добивается торжества справедливости. Маша Миронова вышла победительницей в схватке с жестокой судьбой.

10 стр., 4519 слов

Татьяна Ларина — «милый идеал» А.С.Пушкина в романе «Евгений ...

... Когда Онегин спохватился и понял, что Татьяна – это его судьба, она была уже замужней женщиной. Девушка поступила благородно, когда отказала Евгению в близости. Это еще раз подчеркивает тот факт, что она была ... брак лучшим продолжением своей жизни, так как знает последствия: Супружество нам будет мукой. Я, сколько не любил бы вас, Привыкнув, разлюблю тотчас. Не забывает Онегин упомянуть о своей ...

Таким образом, на протяжении романа постепенно меняется характер этой девушки. Из робкой, бессловесной “трусихи” она вырастает в смелую и решительную героиню, способную отстоять свое право на счастье. Маша Миронова истинная и достойная дочь своих героев родителей. Они до конца были верны своей присяге, а она, дав клятву верности Гриневу, смогла спасти жизнь и честь своего любимого.

«Марья Ивановна далека от исторических событий, но в обстановке взбудораженной и жестокой стихии восстания, в потоке обрушившихся на нее несчастий она не теряет душевной силы, присутствия духа, нравственного обаяния. Маша Миронова сродни Татьяне Лариной — в ней Пушкин еще раз подтвердил свой идеал скромной, но сильной духом русской женщины. Вместе с тем, выдвигая на первый план Машу Миронову, писатель выделял и тот внутренний смысл своей повести, который гласил, что в грозных испытаниях исторических бурь, ломающих и уничтожающих благополучие многих тысяч людей, опрокидывающих устоявшиеся формы жизни, высшей ценностью является человек, сохранение в нем той духовной красоты, благородства и гуманности, которые, пройдя сквозь горнило испытаний, в конце концов, торжествуют» (Степанов Н. Л. Проза Пушкина. — М., 1962)

Образ Маши Мироновой был дорог и близок автору. Она олицетворяет собой, наряду с Татьяной Лариной, пушкинский идеал женщины — с чистой, хоть и немного наивной душой, добрым, отзывчивым сердцем, верной и способной к искренней любви, ради которой она готова идти на любые жертвы, совершать самые смелые поступки. Только Маша Миронова не смирилась с тем, что уготовила ей судьба, а стала бороться за свое счастье. Прирожденные самоотверженность и благородство заставили девушку побороть робость и пойти искать заступничества у самой императрицы. Благодаря этому Маша Миронова оказалась счастливее других пушкинских героинь.

4) Татьяна Ларина — любимая героиня А.С.Пушкина

Одним из крупнейших произведений Александра Сергеевича Пушкина является роман в стихах “Евгений Онегин”. Его созданию поэт посвятил около девяти лет. Он нарисовал необыкновенно живые и запоминающиеся образы Онегина, Татьяны, Ольги, Ленского, принесшие славу автору и сделавшие роман бессмертным.

Говоря о проблеме прототипов героев пушкинского романа, Лотман Ю. писал в своей работе «Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»: «Центральные образы романа, несущие основную художественную нагрузку, — создание творческой фантазии автора. Конечно, воображение поэта опирается на реальность впечатления. Однако при этом оно лепит новый мир, переплавляя, сдвигая и перекраивая жизненные впечатления, ставя в своем воображении людей в ситуации, в которых реальная жизнь отказала им, и свободно комбинируя черты, разбросанные в действительности по различным, весьма отдаленным порой характерам.» Именно потому, что главные герои не имели прямых прообразов в жизни, они исключительно легко сделались для современников психологическими эталонами: сопоставление себя или своих близких с героями романа становилось средством объяснения своего и их характеров. Примером может служить имя Тани, под которым фигурирует Н.Д. Фонвизина в письмах И.И. Пущина к ней и в ее собственных письмах к нему. Действительно, в ее жизни было много сходства с героиней Пушкина: в юности у нее был роман с молодым человеком, который от нее отказался (правда, по другим причинам, нежели Онегин), затем она вышла замуж за пожилого генерала, страстно в нее влюбленного, и вскоре встретилась с прежним предметом своей любви, который в нее влюбился, но был ею отвергнут.

2 стр., 579 слов

Краткое содержание Евгений Онегин по главам по роману Евгений ...

... он умер. 3 глава Онегин поехал в гости Лариным с Ленским. Он не мог понять почему Ленскому нравится Ольга, ведь Татьяна симпатичнее. Она сама влюбилась в Евгения и написала ... Ольга его любит. На дуэль Онегин опоздал. Ленский убит. 7 глава Вскоре Ольга забывает Ленского и выходит замуж за военного. Татьяна скучает по Онегину, ходит к нему в дом, ...

Татьяна Ларина — самая знаменитая из всех пушкинских героинь. Белинский считал создание образа Татьяны, истиной русской женщины, подвигом поэта. Автор наделяет свою героиню простым именем: “Ее сестра звалась Татьяна” и объясняет это так: “Сладкозвучнейшие греческие имена, каковы, например, Агафон, Филат, Федора, Фекла и прочие, употребляются у нас только между простолюдинами”. А поясняет это в романе следующими строчками:

Впервые именем таким

Мы своевольно освятим.

И что ж? оно приятно, звучно:

Но с ним, я знаю, неразлучно

Воспоминанье старины

Иль девичьей!

Работая над романом, поэт любовался чудесной девушкой, оживающей под его пером. Внешность своей любимой героини автор передает опосредствованно, в сравнении с обликом Ольги, выражая этим вторичность физического по отношению к духовному, подчеркивая, что только озаренность лица духовным огнем делает его прекрасным. Впервые мы встречаем Татьяну в поместье ее родителей. Об отце героини Пушкин с иронией говорит: “Был добрый малый, в прошедшем веке запоздалый”, а мать показывает всю в заботах о хозяйстве. Жизнь семейства протекала мирно и спокойно. Нередко “и потужить, и позлословить, и посмеяться кой о чем” к Лариным приезжали соседи. В такой атмосфере и воспитывалась героиня. Татьяна — простая провинциальная девушка, она не красавица, но задумчивость и мечтательность выделяют ее среди других людей, в обществе которых она чувствует себя одиноко, так как они не способны понять ее.

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой.

Она не ласкалась к родителям, мало играла с детьми, не занималась рукоделием, не интересовалась модой:

Но куклы даже в эти годы

Татьяна в руки не брала;

Про вести города, про моды

Беседы с нею не вела.

Татьяна любит и великолепно чувствует природу, она живет просто и естественно, в полной гармонии с восходами и закатами, с холодной красотой зимы и пышным убранством осени:

Татьяна (русская душою,

Сама не зная почему)

С ее холодною красою

Любила русскую зиму…

Природа питает ее духовный мир, способствует уединенной мечтательности, сосредоточенности на движениях своей души, простоте и естественности поведения. Забавам и развлечениям сверстников она предпочитает “страшные рассказы зимою в темноте ночей”, красочные, полные глубокого, таинственного смысла народные песни и обряды. В них содержится определенная нравственность, связанная с народной философией. Так, сцена гадания выявляет философию женской души, русской души. Сама идея суженого связана с представлением о долге, суженый мыслится как предназначенный судьбой. Народная философия основана на предопределении, основным в жизни становится исполнение долга, исполнение предначертанного (это подтверждается не только судьбой Татьяны, но и судьбой ее матери, няни).

4 стр., 1767 слов

Образ и характеристика Татьяны Лариной в романе Евгений Онегин Пушкина

... Пушкина одна из ведущих тем в его творениях. Одна из прекраснейших пушкинских героинь- Татьяна Ларина из романа «Евгений Онегин». Истинный идеал девушки воплотил в этом образе ... прекрасного пола человечества. Образ и характеристика Татьяны Лариной в романе Евгений Онегин Несколько интересных сочинений Произведение основано на событиях реальной действительности, происходящих в период Великой ...

Единственным развлечением, приносившим удовольствие этой девушке, было чтение книг:

  • Ей рано нравились романы;
  • Они ей заменяли все;

Она влюблялася в обманы

И Ричардсона и Руссо.

Татьяна живет страницами прочитанных ею книг, представляет себя на месте их героинь. И эта романтика книжных рассказов служит причиной создания идеала ее избранника.

Одним из ключевых событий романа является встреча Онегина с Татьяной. Он сразу же оценил ее незаурядность, поэтичность, ее возвышенно-романтическую натуру и был немало удивлен тем, что поэт — романтик Ленский ничего этого не заметил и отдал предпочтение куда более земной и обыкновенной младшей сестре. «Этому равнодушному, охлажденному человеку, — писал Белинский, — стоило одного или двух невнимательных взглядов, чтобы понять разницу между обеими сестрами, — тогда как пламенному, восторженному Ленскому и в голову не входило, что его возлюбленная была совсем не идеальное и поэтическое создание, а просто хорошенькая и простенькая девочка, которая совсем не стоила того, чтобы за нее рисковать убить приятеля или самому быть убитым. »

Татьяна действительно разительно отличается от окружающих ее людей. «Уездная барышня «, она, тем не менее, как Онегин и Ленский, тоже чувствует себя в провинциально — поместной среде одинокой и непонятой. » Вообрази, я здесь одна, Никто меня не понимает «, — признается она в письме Онегину. Даже » в семье родной » она «казалась девочкой чужой «, избегала игр с подругами — сверстницами. Причина такого отчуждения и одиночества — в необычности, исключительности натуры Татьяны, одаренной » от небес »

Воображением мятежным,

Умом и волею живой,

И своенравной головой,

И сердцем пламенным и нежным.

Привыкшая отождествлять себя с добродетельными героинями любимых авторов, она и Онегина, столь не похожего на окружающих, готова принять за » совершенства образец «, как бы сошедший со страниц Ричардсона и Руссо, — того героя, о котором она давно мечтала. И понятно, почему героиня Пушкина влюбляется в Онегина. Она из тех “девушек”, для которых любовь может быть или великим счастьем, или большим несчастьем. В Онегине девушка сердцем, а не умом, сразу же почувствовала родственную душу. В сердечном порыве она решается написать своему возлюбленному письмо-откровение, признание в любви:

Я к вам пишу — чего же боле?

Что я могу еще сказать?

Теперь, я знаю, в вашей воле

Меня презреньем наказать.

«Литературность» ситуации усиливается и тем, что письмо Татьяны Онегину насыщено реминисценциями из французских романов. Однако книжные заимствования не могут заслонить непосредственного, искреннего и глубокого чувства, которым проникнуто письмо Татьяны. Да и сам факт послания к едва знакомому мужчине говорит о страстности и безоглядной смелости героини, пренебрегающей опасениями быть скомпрометированной в глазах окружающих .

Следует сказать и то, что Пушкин переводит письмо своей любимой героини (“Я должен буду письмо Татьяны перевесть”), так как Татьяна “по-русски плохо знала”, имеется в виду, что писать по-русски она не умела (“Журналов наших не читала и выражалася с трудом на языке своем родном”).

Далее автор замечает: “Доныне гордый наш язык к почтовой прозе не привык”. В письме легко читаются ее искренние чувства, не прикрытые лживыми словами. Она с нежностью обращается к Евгению: “милое виденье”, “кто ты, мой ангел ли хранитель, или коварный искуситель…”. Татьяна отдала себя полностью во власть Онегина: “То в вышнем суждено совете… То воля неба: я твоя…”

Но Онегин не смог оценить всю глубину чувств страстной натуры Татьяны. Это приводит девушку в душевное смятение. Переживая разочарование, Татьяна видит сон, который можно назвать пророческим. Ей снится зимний лес, ручей, через который ее переносит медведь, а затем она — в хижине, где во главе стола сидит Онегин, а рядом с ним “рак верхом на пауке”, “ведьма с козьей бородой”, “карла с хвостиком” и т. д. Татьяна видит сказочных персонажей. Чудовища пируют вместе с Онегиным. Используя систему художественных образов, Пушкин создает пародию на гостей, которые будут присутствовать на именинах Татьяны в доме Лариных. Героиня, “верившая преданьям старины”, пытается найти объяснение этому сну в книге Мартына Задеки, но не находит. Она убеждена, что сну суждено сбыться.

В символических обрядно-фольклорных образах здесь предсказаны, предугаданы едва ли не все главные события последующего повествования: выход героини за пределы «своего» мира (переправа через ручей — традиционный образ женитьбы в народной свадебной поэзии), предстоящее замужество (медведь — святочный образ жениха), появление в лесной хижине — доме суженого или возлюбленного и узнавание его истинной, доселе сокрытой сути, сборище «адских привидений», так напоминающих гостей на именинах Татьяны, ссора Онегина и Ленского, завершившаяся убийством юного поэта. Главное же — героиня интуитивно прозревает сатанинское, демоническое начало в душе своего избранника (Онегин как глава сонма адских чудовищ), что вскоре подтверждается его «странным с Ольгой поведеньем» в день именин и кровавой развязкой поединка с Ленским.

Сон Татьяны означает тем самым и новый шаг в постижении ею характера Онегина. Если раньше она видела в нем идеально-добродетельного героя, сходного с персонажами любимых романов, то теперь едва ли не впадает в противоположную крайность. Очутившись после отъезда хозяина в доме Онегина, Татьяна принимается за чтение книг в его деревенском кабинете. «Но показался выбор их ей странен», — замечает поэт.

Удивляться этому не приходится. Провинциальная барышня, Татьяна была читательницей с запоздалыми литературными вкусами. Круг ее чтения составляли преимущественно романы второй половины 18 века. В этих романах, как уже говорилось, действовали герои благородные, добродетельные, верные законам долга и чести, способные совершить подвиг самопожертвования. В пылком воображении Татьяны все они «в единый образ облеклись, в одном Онегине слились».

Теперь же в библиотеке Онегина Татьяна находит совсем иные книги, о которых не подозревала. Это новинки европейской литературы, главным образом, творения писателей — романтиков: Байрона, Шатобриана, Бенжамена Констана и других — произведения,

В которых отразился век,

И современный человек

Изображен довольно верно

С его безнравственной душой,

Себялюбивой и сухой,

Мечтанью преданной безмерно,

С его озлобленным умом,

Кипящем в действии пустом.

Неудивительно, что Татьяне «открылся мир иной» — трагически — противоречивый душевный строй современного человека. Открылся ей отчасти и характер самого Онегина. «Вход Татьяны в дом Онегина воспринимался как вход в его внутренний мир, в его душу!» — заметил А.Л. Слонимский. Татьяна начинает понимать: если и можно сравнить Онегина с литературными героями, то не с благородными и восторженными персонажами литературы минувшего века, а с холодными и скучающими героями литературы новейшей. Отныне он в ее глазах — «москвич в Гарольдовом плаще», едва ли не пародия на героя времени. Как видим, Татьяна вновь связывает Онегина с определенным литературным типом. И вновь ошибается. Ибо разочарование Онегина, его хандра, его душевные муки непритворны и искренни (как вполне искренни и переживания самой Татьяны, почерпнутые как будто из французских романов).

И даже после посещения ею деревенского дома Онегина и чтения его любимых книг, где “Онегина душа себя невольно выражала”, когда она поняла, кого судьба ей послала, она продолжает любить этого человека.

«Природа создала Татьяну для любви, общество пересоздало ее», — писал В.Г. Белинский.

В первых главах перед читателем возникает образ наивной девушки, искренней в своем стремлении к счастью. Но вот прошло два года. Татьяна — княгиня, жена всеми уважаемого генерала. Изменилась ли она?

И да, и нет. Конечно, она “в роль свою вошла”, но не потеряла главного — простоты, естественности, человеческого достоинства:

Она была нетороплива,

Не холодна, не говорлива,

Без взора наглого для всех,

Без притязаний на успех,

Без этих маленьких ужимок,

Без подражательных затей.

Все тихо, просто было в ней…

Очень важна эта строка — “без подражательных затей”. Татьяне незачем кому-то подражать, она сама по себе личность, и в этом сила ее обаяния, вот почему “и нос и плечи подымал вошедший с нею генерал”. Он по праву гордился своей женой.

Татьяна равнодушна к светской жизни. Она видит фальшь, царящую в высшем петербургском обществе. Как Онегину немила его “постылая свобода”, так и Татьяна тяготится мишурой “постылой жизни”.

Пожалуй, самое главное в характере и поведении Татьяны — это чувство долга, ответственность перед людьми. Эти чувства берут верх над любовью. Она не может быть счастливой, принеся несчастье другому человеку, своему мужу, который “в сраженьях изувечен”, гордится ею, доверяет ей. Она никогда не пойдет на сделку со своей совестью.

Татьяна остается верна своему долгу и при встрече с Онегиным говорит:

Я вас люблю, (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

  • Я буду век ему верна.

И тут возникает естественный вопрос, ставший камнем преткновения для русских критиков: чего же, собственно, добивался Онегин? Ведь Татьяна замужем, причем муж ее — видный генерал, герой сражений, известный при дворе, не обойденный назначениями, наградами, почестями (его самого и супругу » ласкает двор»).

Известно, что Белинский сурово осудил Татьяну именно за то, что она, продолжая в душе любить Онегина, предпочла все же сохранить верность патриархальным нравам и безоговорочно отвергла его чувство. По мнению критика, семейные отношения «не освящаемые любовию, в высшей степени безнравственны … » Напротив, Достоевский расценил этот поступок Татьяны не просто как высоконравственный, жертвенный. Женщина истинно русская, говорил он в знаменитой речи о Пушкине, Татьяна не могла бросить своего мужа и бежать с Онегиным, ибо хорошо понимала невозможность строить свое благополучие на несчастье другого человека.

Другое дело, что расчеты Онегина не оправдались. В финале он застает Татьяну врасплох и делает невероятное, столь поразившее его открытие. Оказывается, Татьяна изменилась только внешне, внутренне она во многом осталась «прежней Таней», «простой девой»! А такие женщины на супружескую измену не способны. Именно это внезапное прозрение Евгения и придает финальной сцене острый драматизм и горькую безнадежность.

Но точно так же, как Онегин до сей минуты не подозревал, что в княгине живет «простая дева», «прежняя Таня», так и Татьяна не могла знать, что произошло с Онегиным после дуэли, что понял он во время странствий по России, что пережил в часы добровольного заточения в своем кабинете. Она считала, что разгадала Онегина раз и навсегда. Для нее он по-прежнему человек холодный, опустошенный, эгоистичный. Этим и объясняется суровая отповедь Татьяны, зеркально повторяющая холодную отповедь Онегина.

Именно «зеркально отраженная» композиция этих сцен позволяет провести между ними и внутреннюю аналогию, а значит — лучше понять и оценить поведение пушкинской героини. Именно в бескорыстие и благородство страсти Онегина не может поверить Татьяна. Убежденная, что он стал «чувства мелкого рабом», она, кажется, не допускает даже мысли, что во время их разлуки (а ведь прошло целых четыре года!) Онегин способен измениться. Теперь ошибку совершает Татьяна.

Но в монологе Татьяны звучат другие ноты. Упреки оскорбленной женщины незаметно переходят в исповедь, поражающую своей откровенностью и бесстрашной искренностью.

Татьяна признается, что успехи » в вихре света » тяготят ее, что она предпочла бы нынешней мишурой жизни прежнее неприметное существование в деревенской глуши. Мало того: она прямо говорит Онегину, поступила «неосторожно» , решившись на брак без любви, что она по-прежнему любит его и горестно переживает упущенную возможность счастья. Чего же боле? Ведь такое признание предполагает высочайшую степень взаимного доверия и внутренней близости!

«Эта встреча, — пишет современный исследователь Хализев В.Е, — предваряющая разлуку навсегда, отмечена своего рода равенством Онегина и Татьяны в их общей скорби о несбывшемся и неповторимом; здесь угадываются покаяния, прощения, благодарности «.

Судьба Татьяны трагична. Жизнь принесла ей много разочарований, она не нашла в жизни того, к чему стремилась, но не изменила себе. Это очень цельный, сильный, волевой женский характер.

Татьяна является для поэта идеалом женщины, и он этого не скрывает: «Простите мне: я так люблю Татьяну милую мою».

3. Заключение

Женскую красоту и обаяние воспевали на страницах своих произведений многие поэты и писатели XVIII и XIX веков, но особенно полно звучит эта тема в творчестве А. С. Пушкина, который блистательно выразил свое видение и понимание места женщины в жизни. Как очаровательны пушкинские Маши: Маша Троекурова («Дубровский»), Марья Гавриловна («Метель»), Маша Миронова («Капитанская дочка»).

Они разные, но объединяет их высокое чувство долга. Маша Троекурова отказывается от помощи и защиты Дубровского, потому что перед алтарем дала обет Богу, поклялась быть верной женой. Романтичная Марья Гавриловна вышла замуж по ошибке: соединить судьбу с любимым помешала метель, жених заблудился. И пусть случай смешной, но трагизм заключается в том, что Марья Гавриловна осталась бы верна слову, данному перед алтарем. Но счастливый случай соединяет ее с мужем.

Маша Миронова проста и скромна. Она полна благородства и кротости. Мать назвала ее трусихой, но жизнь сделала ее стойкой и мужественной. Маша не может быть счастлива, если ее счастье строится на несчастье других: она отказывается выходить замуж за П. А. Гринева без согласия его родителей. Когда же жених попадает в беду, она отправляется в Петербург «просить милости». В Маше Мироновой нет жеманства, эгоизма, притворства. По своей натуре она близка Татьяне Лариной («Евгений Онегин»).

Судьбы Маши Троекуровой и Марьи Ненарадовой обусловлены законами общества. Маша Троекурова, не сумев переломить решения деспотичного отца, становится женой Верейского. Марья Гавриловна, совершив побег из дома и не соединившись с любимым узами брака, переболев и в прямом, и в переносном значении, не борется за свое счастье, а подчиняется тем законам, которые диктуются средой, обстоятельствами. В конце повести Марья Гавриловна обретает счастье по воле случая. Ирония автора в раскрытии образа героини заставляет нас думать, что счастье тоже определяется характером: ведь все спланировано ею заранее. Она умело повела «военные действия», «положила ободрить» Бурмина вниманием, а если будет нужно, «ободрит» и «нежностью». Она ждет признания в любви, и оно последовало. Только, Маша Миронова борется за свое счастье и обретает его в любви, в семье, в детях. Таковы героини Пушкина, во многом разные, но одинаковые тем, что не нарушат законов чести, тем, что морально чисты и умеют жертвовать многим ради любви.

Роман «Евгений Онегин» писался более семи лет. В нем автор «умел коснуться так многого, намекнуть о столь многом, что принадлежит исключительно к миру русской, природы, к миру русского общества».

Столичному дворянству, не имеющему нравственных ориентиров, поэт с теплотой противопоставляет Татьяну Ларину. Что же, по мнению Пушкина, прекрасно в этой героине? Это, прежде всего, высота ее нравственности, ее душевная простота в сочетании с глубиной внутреннего мира, естественность, отсутствие всякой фальши в поведении. Автор подчеркивает, что эта девушка лишена кокетства и притворства — качеств, которые не нравились ему в женщинах. Перед нами личность, образ не менее значительный, чем Онегин. Для Пушкина Татьяна — «милый идеал», милый, так как она воплощает в себе то лучшее, что ценит в женщине поэт. И в омуте света она обретает особое очарование и нравственное величие, соединив в себе утонченность и естественность. Татьяна — это воплощение совести и чести. Она любит всю жизнь Онегина, но остается верной супружескому долгу. Не может быть счастья, построенного на бесчестии и несчастье другого человека. Выбор Татьяны — высший нравственный выбор.

женский образ пушкин

4. Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kontrolnaya/jenskie-obrazyi-v-tvorchestve-pushkina/

1. Авдеев М. В. Маша Миронова. Характеристика героини «Капитанской дочки» Пушкина. — «Новь», 1889, 1 августа, т. XXIX, № 19.

2. Большая школьная энциклопедия Том №2 // Авт.-сост. Э.Л.Безносов, Ю.А.Иванова, С.А.Шаповал. — М., 2004

3. Гиллельсон М. И., Мушина И. Б: Повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка» // Издательство «Просвещение», 1977 г.

4. Гуковский Г А Пушкин и проблемы реалистического стиля. — М , 1957

5. Лотман Ю. «К эволюции построения характеров в романе „Евгений Онегин» // Пушкин: Исследования и материалы. М.; Л., 1960. Т. 3.

6. Лотман Ю. Пушкин. Биография писателя. Статьи и заметки. Идейная структура «Капитанской дочки». — М., 1975

7. Лотман Ю. Пушкин. Биография писателя. Статьи и заметки. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». — М., 1975

8. Лотман Ю. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. — М., 1976

9. Настольный справочник школьника том №2 // Под редакцией М.Г. Багге, М.Г. Белова, Л.П. Висленко. — М., 2006.

10. Реизов Б. Г. Творчество Вальтера Скотта. — М.—Л.: «Худож. лит.», 1965

11. Степанов Н. Л. Проза Пушкина. — М., 1962.

12. Тынянов Ю. Н. О композиции «Евгения Онегина» // Памятники культуры. Новые открытия. — М., 1974

13. Я познаю мир: Дет. энцикл.: Литература // Авт.-сост. М.В.Лахтина. Под ред.О.Г.Хинн. — М., 2001.