Наивное искусство
наивное искусство художник творчество
«Наивное искусство» — стиль творчества самодеятельных, не получивших профессионального образования художников. Часто это понятие используется как синоним примитивизма, но в последнем речь скорее идет о профессиональном подражании непрофессиональному. Исторические корни наивного искусства — берут начало в народном художественном творчестве. Местные варианты наивного искусства чрезвычайно разнообразны, но четко выделяются общие его черты: свежесть, особая задушевность мировосприятия, подражание профессиональным »большим’ стилям — на грани их пародирования. Представители наивного искусства чаще всего берут свои сюжеты из окружающей их жизни, фольклора, религиозной мифологии или собственной фантазии. Им легче, чем многим художникам-профессионалам удается спонтанное, интуитивное, не затрудненное культурно-социальными правилами и запретами творчество. В результате чего возникают оригинальные, удивительно чистые, поэтичные и возвышенные художественные миры, в которых господствует некая идеальная наивная гармония между природой и человеком.
Наивное искусство— одна из областей искусства примитива XVIII— XX вв., включающая самодеятельное искусство (живопись, графику, скульптуру, декоративное искусство, архитектуру), а также изобразительное творчество художников и художников-самоучек. К произведениям наивного искусства относят картины замечательного французского художника А. Руссо по прозвищу Таможенник, т.к. он был таможенником по профессии, и великолепные провинциальные портреты русских людей XVIII — XIX вв. неизвестных художников.
Неповторимость наивного искусства
Неповторимость бытового примитивного портрета обусловлена не только особенностями художественного языка, но и в равной мере характером самой натуры. В общих чертах композиционная схема купеческого портрета заимствована из современного ему профессионального искусства. В то же время строгость лиц, обостренное чувство силуэта, техника живописи заставляют вспомнить иконопись. Но еще больше чувствуется связь с лубком, что проявляется прежде всего в самом подходе к натуре, которая воспринимается художником наивно и целостно, декоративно и красочно. В лице и одежде четко прослеживается национальный русский этнический тип. Добросовестное воспроизведение главного и второстепенного вело к созданию целостного образа, поражающего силой жизненной характерности.
Наивное искусство сочетает самобытную яркость образной фантазии, свежесть и искренность восприятия мира с отсутствием профессиональных навыков рисунка, живописи, композиции, моделировки и др.
Деятели искусства о назначении своего творчества
... Паном. Для художников были важны не тонкости сюжета, а основная идея мифов: противопоставление высокого, благородного искусства низкому, пошлому. На склоне жизни, подводя итоги своего творчества, гениальный Тициан ...
Произведения наивного искусства крайне разнообразны по форме и индивидуальной стилистике, однако для многих из них характерны отсутствие линейной перспективы (глубину многие примитивисты стремятся передать с помощью разномасштабности фигур, особой организацией форм и цветовых масс), плоскостность, упрощенная ритмичность и симметричность, активное использование локальных цветов, обобщенность форм, подчеркивание функциональности предмета за счет тех или иных деформаций, повышенная значимость контура, простота технических приемов.
Наивное искусство, как правило, оптимистично по духу, жизнеутверждающе, многопланово и разнообразно, имеет чаще всего достаточно высокую эстетическую значимость. Наивное искусство является как бы противовесом «техничному». В наивном искусстве, нет техники, нет школы, ему невозможно научиться. Оно просто «прет- из тебя. Оно — самодостаточное. Ему все равно, как оценивают его мастера, к какому стилю его относят. Что такое исконное творчество души, и учеба скорее лишит его силы, чем отточит его.
В одном из разделов изучения наивного искусства можно выделить его основные особенности. Одной из них является простота форм, образов и техники, которая отличает это искусство от других. В нем не присутствует гордыни, самолюбования и претензий. Однако за наивностью формы видна глубина смыслов, без которой наивность перестает быть искусством. Наивное искусство доступно для любого возраста и образования, оно не требует специальных знаний для понимания.
В течение длительного времени в России существовало мнение о второстепенном характере наивного искусства. Термин «примитивный» имеет негативную коннотацию, что влияло на оценку этого вида искусства. Однако более уместно рассматривать его как наивное искусство, которое отличается простотой и ясностью в изобразительном языке и выражении особого, необремененного цивилизационными условностями, видения мира. Ранние авангардисты, постмодернисты и другие художники также обращались к простоте и непосредственности наивов в поисках новых изобразительных форм.
Интерес к наивному искусству проявляли такие известные художники, как Шагал, Малевич, Ларионов, Гончарова, Кабаков, Брускин, Комар и Меламид. Элементы языка примитивистов использовали в своем творчестве и другие крупные художники XX века. Многие представители культуры видят в наивном искусстве пути выхода художественной культуры из цивилизационных тупиков.
Согласно исследованию, наивное искусство имеет сходства как с детским искусством, так и с искусством душевнобольных, но в то же время существенно отличается от них. Наивное искусство ближе всего к детскому искусству архаических народов и аборигенов Океании и Африки, но его отличие заключается в глубокой сакральности, традиционализме и каноничности.
Искусство душевнобольных, хотя близко по форме, отличается болезненной навязчивостью мотивов, пессимистически-депрессивной настроенностью и невысоким уровнем художественности.
Эстетическая деятельность и ее формы
... Одной из форм эстетической деятельности есть искусство, где эстетический компонент показывается доминирующим, потому что есть носителем эстетического наслаждения. Искусство тесно связано ... б лишена эстетической деятельности. Эстетическая деятельность может реализоваться как самооценка, самодостояние, а может быть только моментом прочих форм деятельности. Эстетическая деятельность в различные ...
Музеи наивного искусства становятся все более популярными по всему миру. Во Франции они есть в Лавале и Ницце, а также был создан музей наивного искусства в России. Московский музей наивного искусства, основанный в 1998 году, является государственным учреждением культуры.