Реферат литература 16 века

Контрольная работа

Идеологическая направленность литературы Московского царства, её ярко выраженный тенденциозный характер предопределили бурное развитие публицистики.

В книжности Московской Руси были широко распространены произведение, посвящённым злободневным актуальным для того времени темам общественной жизни. Известно более 30 русских публицистов 16 столетия. Они представляли самые различные слои средневекового общества: духовенство (Нил Сорский, Иосиф Волоцкий, митрополит Макарий, митрополит Даниил, Зиновий Отенский, Максим Грек, Ермолай-Еразм), боярство (Фёдор Карпов, Андрей Курбский), служилых людей и дворянство (Иван Пересветов), высшую государственную власть (Иван Грозный)

Конечно, в произведениях публицистов 16 века отдельные литературные приёмы и художественные средства были подчинены вне художественным задачам. Тем не менее, авторы нередко проявляли литературное мастерство, как при отборе материала, так и при его расположении и риторическом оформлении.

1.Основные идеологические явления 16 века.

16 век – время окончательного складывания и укрепления Русского централизованного государства. В этот период продолжает складываться русская архитектура живопись, возникает книгопечатание. Вместе с тем 16 век был временем жесткой централизации культуры и литературы: разнообразные летописные своды сменяет единая общерусская великокняжеская летопись, создаётся единый свод церковной и частично светской литературы – «Великие Минеи Четии» (т.е. месячные тома для чтения – материал для чтения, расположенной по месяцам).

Антифеодальным движения противостоит официальная идеология. Складывание этой идеологии можно проследить, уже начиная с первых десятилетий 16 века. Примерно в одно время, в начале 20-х гг. этого века появляются два важнейших идеологических памятника: «Послание о Мономаховом венце» и «Сказание о князьях Владимирских». В «Послании о Мономаховом венце» Спиридона –Саввы излагалась легенда, сыгравшая важнейшую роль в развитии официальной идеологии Русского самодержавного государства. Это легенда о происхождении правящий на Руси великокняжеской династии от Римского императора – «Августа-кесаря» и о подтверждении её династических прав «Мономаховым венцом», якобы полученным киевским князем Владимиром Маномахом, от византийского императора, основы этой легенды восходили ещё в конце 15 века и возможно, были связаны с претензиями на «царский венец», выдвигавшимися в середине15 века тверским великим князем Борисом Александровичем. В 1498 году внук Ивана 3 Дмитрий был объявлен соправителем деда и коронован «шапкой Мономаха». Так впервые появилась корона, в которой впоследствии стали венчаться русские государи. Вероятно, уже тогда существовали какие-то сказания, обосновывающее это венчание, но наиболее раннее письменное изложение таких сказаний, известно нам «Послание о Мономаховом венце» Спиридона – Саввы.

9 стр., 4153 слов

Литература Древней Руси

... землях переписывались и читались древнерусские произведения, а на Руси – произведения болгарской и сербской книжности. И южные, и восточные славяне считали образцом для собственных сочинений византийскую церковную литературу. Византия для них ...

На основе «Послания о Мономаховом венце» был создан один из популярных памятников 16 века — «Сказание о князьях Владимирских».

В 1547 году произошло важное событие в истории русского государства: молодой великий князь Иван 4 был коронован «шапкой Мономаха» и объявлен «царём всея Руси». В связи с этим был составлен специальный «Чин венчания», во вступлении к которому было использовано «Сказание о князьях Владимирских».

Агиография

Одним из основных видов письменности 16 века оставалась агиография – литература житий святых. Жития 16века дошли до нас и в отдельных текстах и в сборниках, и, особенно характерно для этого периода, в составе больших сводов – патериков и «Великих Миней Четиих». Многие их житий этого периода были посвящены святым- основателям монастырей конца 15 и 16 в.

Кроме житий, входивших в «Волокамский патерик» и «Великии Минеи Четии», ряд житий продолжал создаваться и переписываться отдельно. Именно в 16 веке возникла дошедшая до нас редакция такого выдающегося литературного памятника Древней Руси, как житие Петра и Февронии. «Повесть о Петре и Февронии» воспевает не земную любовь, а человеческий ум, впрочем, тоже земной. Проявляющейся в быту и повседневной жизни. Фольклорные мотивы повести, её лаконизм отсутствие этикетных черт – всё это было совершенно чуждо, агиографической школе Макария. Однако именно эти черты делают «Повесть о Петре и Февронии» одним из лучших памятников литературы Древней Руси.

Историческое повествование

В 16 веке общерусское летописание стало единым. Летописи могли составляться и митрополичьей и в великокняжеской канцелярии, но все записи о текущих событиях имели единообразный и официальный характер. Лишь впоследствии его великокняжеская политика менялась, некоторые из этих известий перекладывались на новый лад.

От 16века и до нас дошли две большие общерусские летописи – Никоновская и Воскресенская; на основе Никоновкой был составлен многотомный лицевой свод 16 века. Первая редакция Никововской летописи составлена в 20-х 16 века при дворе митрополита Даниила. В середине 16 века в годы реформы Ивана 4,Стоглавого собора и покорение Казанского ханства, был создан особый официальный летописец, прославляющий молодого царя. Он носил название «Летописца начало царства царя и великого князя Ивана Васильевича». Вскоре к этому летописцу была присоединена обширная предшествующая часть, основана на Никоновской летописи 20-х годов. Так возникла вторая редакция Никоновской летописи, доведённая до 50-х гг. 16 в.

В 60-х гг. 16 века была создана последняя и наиболее официальная редакция Никоновской летописи с множеством цветных миниатюр («лиц» — иллюстраций) – Лицевой свод. Лицевой свод состоит из 9 томов – трёх посвящённых всемирной истории и основанных на библии, и шести летописных, основанных на Никоновской летописи, частично дополнены по Воскресенской.

Ряд рассказов содержащихся в русских летописях 16 века, имеет не только историческую, но и художественную ценность. К числу таких рассказов относятся повествования о конце независимости Пскова, о смерти Василия 3 в 1533 году и болезни Ивана 4 в 1563 году.

5 стр., 2334 слов

Анализ повести русского писателя Александра Ивановича Куприна «Олеся»

... главного героя повести - молодого барина Ивана Тимофеевича было основано на «смутных» инстинктивных влечениях, однако дальнейшее общение с Олесей подкрепляется близостью духовной. Это преображение главного героя Куприн блестяще ... и дикая природа живут по совершенно разным законам. Однако, несмотря на обширную историю развития и эволюции человека (смен образа жизни, культурных и социальных перемен ...

Повести

Светские повести были распространены в письменности 16 века меньше, чем в письменности второй половины 15 столетия. Повести 15 века дидактические откровенно поучительные. Несколько особое место занимает написанная в конце века повесть о важном историческом событии – обороне Пскова от польского царя Стефана Батория в 1581 году. «Повесть о прихождении Стефана Батория на Псков». Последняя повесть 16 века возникает уже после смерти Ивана Грозного. Это историческая «Повесть о прихождении Стефана Батория на град Псков». Подобно историческим повестям 15 в. , она посвящена одной теме. Темой это была осада Пскова польским королём Стефаном Баторием в 1581 г. По своей стилистике «Повесть о прохождении Стефана Батория» во многом напоминает такие памятники исторического повествования 16 века как «Степенная книга» и «Казанская история». Но при всей своей традиционности «Повесть о прохождении Стефана Батория», как и другие памятники исторического повествования, испытала некоторое влияние художественной литературы 15 века.

Публицистика

В 16 веке на Руси широкое распространение получает новый вид литературы – отдельное сочинения, посвященные острым вопросам политической жизни. Говоря современным языком , эти памятники можно определить как произведение публицистики. Первым памятником русской публицистики 15 в. ,может считаться книга, написанная в самом начале этого века и сыгравшая важнейшую роль в истории русской общественной мысли. Это «книга на новгородских еретиков» Иосифа Волоцкого. Публицистическую традицию Иосифа Волоцкого продолжал Даниил, сперва сменивший Иосифа на посту игумена Волокамского монастыря, а потом ставший митрополитом всея Руси.

Иосифу Волоцкому и Даниилу противостояли публицисты более независимого характера. Наиболее талантливым публицистом из числа противников иосифлян, несомненно, был Васиан Патрикеев, князь, когда-то насильно постриженный Иваном 3 в монахи Кирилло-Белозерского монастыря. Темы, поднятые Васианым Патрикеевым, привлекали и других публицистов 16 века. Их числа наиболее образованным был, несомненно, Михаил-Максим Триволис, прозванным на Руси Максимом Греком. В настоящее время нам хорошо известна биография этого учёного монаха. Связанный с виднейшими греческими и итальянскими гуманистами Возрождение, Михаил Триволис с 1492 года жил в Италии, работал в знаменитой типографии Альда Мнуция. Но вскоре Триволис отказался от гуманистических увлечений и постригся в монахи в католическом доминиканском монастыре.

Иван Грозный и А.М Курбский

Роль Ивана Васильевича Грозного в русской истории и литературе сложна и противоречива. Первый царь всея Руси, Иван 4 был одной из наиболее страшных фигур в истории страны. Тиранские черты Грозного сказались и в его творчестве: нагромождение многочисленных и явно фантастических обвинений против своих противников, постоянно нарастающее «самовозбуждение» — всё это весьма типично для повелителя, диктующего безгласным секретарям.

5 стр., 2316 слов

Литература эпохи Ивана Грозного

... о первых годах правления Ивана Грозного, говорила о необходимости в крепкой царской власти. Своеобразно исторической энциклопедией в русской литературе 16 века стала Николаевская летопись. Это ... лицевого свода. Большое распространение в русской литературе 16 века получили публицистические и исторические сочинения. «Хронограф», «Повесть о Вавилонском царстве», «Повесть о начале Москвы», в этих ...

Иван 4 выступал в различных видах литературы: до нас дошли его «речи» — «прение» с протестантским проповедником Яном Ракитой, и беседы с иностранными дипломатами. Но основной жанр, в котором выступал Иван 4,-полание. «Послание в Кирилло-Белозёрский монастырь», «Послание Василию Грязному». Наиболее важное место в творчестве Ивана Грозного занимает его переписка с Курбским. Особенностью этой переписки, было то, что переписка царя с Курбским имела с самого начала публицистический характер. Они писали прежде всего для читателей, так же как авторы «Открытых писем». Первое послание Ивана 4 Курбскому было названо «посланием» против «крестопреступников».

Таким образом, оба крупнейших публициста 16 века приходили к введению в своё повествование сцен и наблюдений из живой, конкретной действительности.

Заключение

Создававшаяся в трудных и неблагоприятных для художественного творчества условиях, литература 16 века всё представляет собой важный этап в истории древнерусской литературы в целом.

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kontrolnaya/na-temu-literatura-veka/

В литературе 16 века и особенно в публицистике этого периода, отчётливо обнаруживается авторское начало. Писатели 16 века почти все яркие индивидуальности, известные нам по именам и очень похожие друг на друга. Таковы Иосиф Волоцкий и Васиан Патрикеев, Даниил и Максим Грек, Ермолой Еразм и Пересветов, Курбский и Иван Грозный. При всех глубоких различиях между ними публицистами 16 века отличаются одной общей чертой – верой в возможность построение общества и государства на неких разумных основаниях. Для многих из них характерно и светское обоснование назначение государства как института, служащему общему благу. И даже Иван Грозный в своей реальной деятельности, склонный к самому необузданному произволу, в теории считал себя обязанным рассуждать о мерах, без которых « вся царствия нестроением и междоусобными бранями растлятся (испортятся)»Несмотря на подавление реформационно — гуманистических движений и исчезновение «неполезных повестей» (художественного, сюжетного повествования),литература 16 век обнаруживала уже новые черты, несвойственные средневековой письменности. Эти новые черты получили развитие в литературе 17 века.

Список используемой литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kontrolnaya/na-temu-literatura-veka/

Развитие русской литературы 5-17 век. Д.С.Лихачёв

Поэтика древнерусской литературы. Д.С Лихачёв

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kontrolnaya/na-temu-literatura-veka/

История русской литературы. В.В Кусков

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kontrolnaya/na-temu-literatura-veka/

Древнерусская литература 6-17 век. В.И Коровин