Церковный символизм объяснение наиболее значимых символов

Контрольная работа

ЧТО ТАКОЕ СИМВОЛИЗМ?

Каждый из нас хоть раз в жизни был в церкви, посещал святые места, читал церковные книги. Рассмотрение икон, а также фресок, картин и гравюр, которые были созданы на библейские сюжеты много веков назад, вызывают у нас ощутимые затруднения и непонятные чувства. И здесь мы сталкиваемся с большим количеством религиозной символики, значение которой не всегда и не всем бывает понятным. Это неудивительно, ведь учение Христа насчитывает более двух тысяч лет. В каждой религии и вероисповедании есть множество таинственных символов. Изменяется мир, меняется культура и мировосприятие человека. Неизменным остаётся только слово Божие.

Некоторые знаки и символы различных эпох остались только в истории Церкви. Другие живут на иконах и в книгах, в живой церковной традиции.

Для того чтобы понять их тайный язык, нужно поближе познакомимся с некоторыми наиболее часто используемыми в них символами. Необходимо знать их толкование и значение.

На земле издавна существуют знаки и символы. При помощи символов и определённых знаках изображают отношение к определенной культуре, религии, стране, роду или вещи. В христианской православной культуре символы подчеркивают принадлежность к Богу, Иисусу, Духу Святому, через веру в Святую Троицу.

«В церкви имеет обширное место символика (образность), христианину надобно ее разуметь и проникать умом в сокровенный смысл ее» — говорил Св. праведный о. Иоанн Кронштадский. Все церковное богослужение и церковно-христианское искусство наполнено символами, через которые открывается верующему человеку духовная реальность.

symbolon

В современной научно-философской литературе общепризнано понимать символ как: «знак, который связан с обозначаемой им предметностью так, что смысл знака и его предмет представлены только самим знаком и раскрываются лишь через его интерпретацию» (автор статьи «Символ» в философской энциклопедии Доброхотов А.Л.).

Христианская символика

19 стр., 9314 слов

Проблема значения и смысла в трактовке Леонтьева

... он или нет, усвоит он или нет это значение. Последнее зависит от того какой личностный смысл имеет это значение. Смысл выступает как отношение, кот создается жизнью, деятельностью определенного ... произнесении слова. Это репрезентации слова в сознании человека.     Проблема значения и смысла в трактовке Леонтьева Леонтьев указывает на то, что психическое отражение является результатом ...

Христианская символика невозможна вне Церкви. Поэтому человек, который хочет приобщиться к традициям, к вере, должен видеть в земном изображении храма, икон, видеть небесное.

  1. ЦЕРКОВНЫЙ СИМВОЛИЗМ: ОБЪЯСНЕНИЕ НАИБОЛЕЕ ЗНАЧИМЫХ СИМВОЛОВ

Символи́зм  —

В мире всюду присутствуют символы и всевозможные знаки, которые люди привыкли толковать в принятом ключе. В мировых религиях символы используются очень широко.

«Символы – особые знаки, представляющие собой чувственную или духовную реальность, которая понимается не таковой, как она существует, а в более широком и общем смысле»

Они дают возможность постичь божественную мысль, его всемогущество. Именно с религиозного ракурса, Соединяя символические предметы, религиозное сознание людей воспринимает окружающий мир.

Последователи учения Иисуса Христа в обстановке жестокого гонения со стороны властей тайно совершали богослужения. Наиболее ранние христианские символы встречаются на стенах римских катакомб. Эти изображения отличаются от тех, что сегодня мы привыкли видеть на стенах наших храмов. Древние христианские символы носили характер тайнописи, объединявшей единоверцев, и, тем не менее, в них уже заключался вполне определённый богословский смысл.

К пониманию сущности любой религии можно подойти через их символы.

Наиболее важные для религий символы.

Храм – это не только символ веры, а сокровищница творчества — архитектуры, живописи, скульптуры, техники, знания и «памятник» великим событиям, которые безмолвно напоминают потомкам об истории и культуре их страны. Русский народ увековечивал знаменательные события своей истории, воздвигая храмовые сооружения. Символизм храмового зодчества выражает силу и величие подвигов народных, патриотизм и свободолюбие.

Крест (Распятие

Известно, что кресты делались без изображения Христа в первые века христианства. А впервые распятия появляются в V—VI веках, и на древнейших из них Христос изображён живым, в одеждах и увенчанным короной. В позднем Средневековье, наряду с другими деталями, имеющими мистический или символический смысл, появляются Терновый венец, раны и кровь, собираемая в чашу. Христос изображался на кресте не только живым, воскресшим, но и торжествующим до IX века включительно, — и только в X веке появились изображения мёртвого Христа.

восьмиконечный крест

Отличие православного креста в том, что имеется нижняя косая перекладина, подножие.

Семиконечный крест

шестиконечного креста

2 стр., 923 слов

Сны Веры Павловны (смысл и значение)

... понимания того, что происходит с человеком в реальном мире. В этом заключается большое мастерство и талант писателя. Также читают: Картинка к сочинению Сны Веры Павловны (смысл и значение) Популярные ... собой изображение идеально-прекрасных событий, способствующих совершенствованию человеческой духовной жизни В романе Михаила Юрьевича Лермонтова Герой нашего времени встречаются два интересных лица. ...

Агнец . Маленький ягненок, послушный, беззащитный — прообраз жертвы Христа, который стал последней жертвой, ибо Богу стали не угодны приносимые евреями жертвоприношения в виде заклания птиц и животных. Всевышний Творец хочет, чтобы Ему поклонялись чистыми сердцами через веру в Его Сына, Спасителя человечества (Иоан. 3:16).

Ихтис (с др.греч. – рыба) – это древняя монограмма имени Христа, состоящая из первых букс слов «Иисус Христос Божий Сын Спаситель». Часто изображался аллегорически – в виде рыбы. Ихтис также был тайным опознавательным знаком у христиан. Иисус призвал в ученики рыбаков, которые впоследствии стали ловцами людей для Царства Небесного. Именно Рыба-ихтис впоследствии стала одним из первых знаков ранней Церкви. По истечении времени в нее были вписаны слова «Иисус Христос Божий Сын Спаситель».

Рыба и хлеб

Хлеб и виноградная лоза

Голубь. Во всех христианских молитвах упоминаются Отец, Сын и Святой Дух. Символом Святого Духа – птица голубь. Голубь опустился на плечо Иисуса во время его крещения. В христианстве голубь – символ мира и покоя, а также — символом мира, правды и невинности. Часто 12 голубей символизируют 12 апостолов. Семь даров Святого Духа тоже часто изображаются в виде голубей. Голубь, принесший Ною оливковую ветвь, ознаменовал окончание Всемирного потопа.

Хризма – это монограмма имени Христа. Монограмма состоит из начальных букв Х и Р, по бокам от которых часто пишут буквы α и ω.

Ангел символизирует человеческую природу Христа, его земное воплощение.

Терновый венец, Око Господне, Око и треугольник, Богородичная звезда, Звезда даров Святого Духа

Якорь . При установлении креста на куполе храма, иногда, под косой перекладиной устанавливается полумесяц рогами вверх. Он символизирует якорь – символ спасения.

Корабль и якорь

  1. ЦВЕТОВЫЕ СИМВОЛЫ ХРИСТИАНСТВА.

Согласно христианским канонам Бог сотворил мир, в том числе и свет (цвет), но сам он не сводится к свету. Наиболее существенное отличие «языческого» периода цветовой символики от «христианского» заключается, прежде всего, в том, что свет и цвет окончательно перестают отождествляться с Богом, мистическими силами, а становятся их атрибутами, качествами и знаками.

6 стр., 2970 слов

Ценности христианства

... Христа; Изучить историю появления и развития христианского учения в мире; Определить основы и ценности христианского вероучения. При написании данной работы использовались такие литературные источники, как: Амброджо Д. У истоков христианства, ... - тоже в образе человека, а третье лицо - в образе голубя. Все лица Троицы обладают всеми совершенными качествами: вечностью, всемогуществом, вездесущностью, ...

«Белый» . Именно только белый цвет остается незыблемым символом святости и духовности. Особенно важным являлось такое значение белого как чистота и непорочность, освобождение от грехов. В белых одеждах изображаются святые, воскресший Христос, ангелы. Белый не имеет в Христианстве отрицательных значений.

«Золотой» . В раннем Христианстве превалировало положительное символическое значение жёлтого, как цвета Святого духа, божественного откровения, просветления и т.д. Используется в христианской живописи как выражение божественного откровения. Золотое сияние воплощает вечный божественный свет. Многими золотой цвет воспринимается как сошедший с небес звёздный свет.

«Красный» . В Христианстве символизирует кровь Христа, пролитую ради спасение людей, а, следовательно, — и его любовь к людям. Это цвет огня веры, мученичества и страстей Господних, а также царственного торжества справедливости и победы над злом. Красный – цвет богослужений в праздник Святого Духа, Вербного Воскресения, во время Страстной недели, в дни памяти мучеников, которые пролили кровь за свою веру.

«Синий». Это цвет небес, истины, смирения, бессмертия, целомудрия, благочестия, крещения, гармонии. Он выражал идею самопожертвования и кротости. Синий цвет как бы опосредует связь между небесным и земным, между Богом и миром. Как цвет воздуха синий цвет выражает готовность человека принять для себя присутствие и силу Бога, синий стал цветом веры, цветом верности, цветом стремления к чему-то таинственному и чудесному. Синий цвет – это цвет Девы Марии, её принято изображать в синем плаще. Мария в этом значении — Царица Небесная.

« Зелёный». Этот цвет являлся больше «земным», означал жизнь, весну, цветение природы, юность. Это цвет Креста Христова, Грааля (по преданию, выточенного из целого изумруда).

Зелёный отождествляется с великой Троицей. В этот праздник, по традиции, храмы и квартиры принято украшать букетами из зелёных веточек. Вместе с этим, зелёный имел и негативные значения — коварства, искушения, дьявольского соблазна (сатане приписывались глаза зелёного цвета).

«Черный». Отношение к чёрному было, преимущественно, негативное, как цвету зла, греха, дьявола и ада, а также – смерти. В значениях чёрного, как и у первобытных народов, сохранился и даже развился аспект «ритуальной смерти», смерти для мира. Поэтому чёрный стал цветом монашества. Чёрный ворон у христиан означал беду. Но чёрный имеет не только такое трагическое значение. В иконописи в некоторых сюжетах он означает божественную тайну. Например, на чёрном фоне, означавшем непостижимую глубину Вселенной, изображали Космос – старца в короне в иконе Сошествия Святого Духа.

30 стр., 14996 слов

Семантическое поле цвета в поэтических текстах Марины Цветаевой

... вопрос отдельно о цвете в поэтических текстах Цветаевой. Объект исследования. Объектом исследования данной работы является семантическое поле цвета в поэтических текстах Цветаевой. Предмет исследования: цветообозначения красного, белого, чёрного, синего, зелёного, хотя систематизируются ...

«Фиолетовый».

«Коричневый и серый».

Таким образом, в процессе становления христианского искусства решается проблема воссоздания спиритуалистической реальности в пределах мира дольнего. Религиозные представления, считавшиеся невыразимыми через искусство, воплотились в одухотворенных произведениях человеческого творчества. Наделение художественных форм и самих изображений символическими значениями, а также преображение земной материи, несущей теперь в себе бесплотное духовное начало, духовный смысл, — все это сделало возможным воплощение в искусстве спиритуалистического идеала христианской религии.

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Символизм – явление достаточно сложное и неординарное. Церковный символизм – направляет интеллектуальное, физическое и моральное благополучие на христианский праведный путь, упорядочивает смысловые жизненные ценности. Символы помогают верующему вступить в диалог с Богом, понять начертанный им путь. В этом и заключается, на наш взгляд, теория символизма.

В религиозном символе всегда ощущается присутствие тайны, которая не может быть высказана, и символ не пытается раскрыть эту тайну, он напоминает о ее существовании. Символическое знание не претендует на изложение окончательно постигнутой истины, представляя собой одну из промежуточных ступеней в продвижении к мистическому знанию, обретаемому в экстатическом состоянии и неотделимому от него. Это ощущение является условием успешного продвижения по пути духовного совершенствования. В христианской культуре много знаков, однако, для всех православных верующих основным символов веры остается молитва и исповедание Святой Троицы.

Очень часто символы путают с простыми обозначениями. Простые обозначения можно понять буквально. В символах же сокрыты глубокие познания человечества и не каждому человеку дано их понять и прочувствовать. Символику необходимо изучать под всеми её аспектами. Чем больше мы знаем, тем сильнее понимаем, сколько осталось ещё неизведанного. Существуем множество христианских символов. Но, несомненно, одно: как и 20 веков назад эти символы встречаются и в современном искусстве, напоминая нам о вере и надежде на спасение.

  1. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ:

  1. Основы религиоведения Учеб./ Ю. Ф. Борунков , И. Н. Яблоков, |М. П. Новиков|, и др.; Под ред. И. Н. Яблокова.- М.: Высш . шк ., 1994.- 368 с. – Режим доступа: http://molitva-info.ru/ikony/ikona-vsevidyashhee-oko-bozhie.html

    12 стр., 5750 слов

    Художественные символы народов мира – доклад сообщение

    ... и набегают слезы На глаза отвыкшие от слез! 24 Художественные символы народов мира. Источник: http://www.myshared.ru/slide/846118/ Художественные символы народов мира доклад Возможно и то, что инв-ция резерва сомнит-ых: долгов, ... выручки от реал-ции пр-ции по мере отгрузки продуктов и предъявления реферат психофизиологические производственные факторы покупателю расч-ных док-тов, закл в проверке ...

  2. http://www.newacropol.ru/Alexandria/symbols/angel/ (Новый Акрополь. Философская школа)

  3. Елена Сикирич «Язык символов – язык вечности»

  4. Уваров А.С. Христианская символика. — СПб: Алетейя, 2001.

  5. Столяров А.А. Общая характеристика христианского символизма./История философии. Запад-Россия-Восток. Книга первая. Философия древности и средневековья.- М.:Греко-латинский кабинет, 1995 — с.304-307.

  6. , кандидат богословия, зав. кафедрой церковной истории

    Сретенской духовной семинарии «Символика православного храма»

  1. Википедия: (,,https://ru.wikipedia.org/wiki/Знак ,https://ru.wikipedia.org/wiki/Изображение ,https://ru.wikipedia.org/wiki/Предмет ,https://ru.wikipedia.org/wiki/Животное ,https://ru.wikipedia.org/wiki/Объект ,https://ru.wikipedia.org/wiki/Условный_знак https://ru.wikipedia.org/wiki/Религия

  2. ,https://ru.wikipedia.org/wiki/Аллегория ,https://ru.wikipedia.org/wiki/Сравнение_%28социальные_науки%29 , https://ru.wikipedia.org/wiki/Искусство ,https://ru.wikipedia.org/wiki/Наука , https://ru.wikipedia.org/wiki/Миф ,https://ru.wikipedia.org/wiki/Кант .)