Одной из основных задач нашего общества, встающих перед системой современного образования, является формирование культуры личности. Актуальность этой задачи связана с пересмотром системы жизненных и художественно-эстетических ценностей. Формирование культуры подрастающего поколения невозможно без обращения к художественным ценностям накопленных обществом в процессе своего существования.
Таким образом, становится очевидна необходимость изучения основ истории искусств. Архитектура среди видов искусства занимает особое место.
Ее выделяет участие в организации среды и человеческой деятельности. Системность последней определяет системный характер того, что ей служит; произведениям архитектуры свойственно поэтому существование в системе, в ансамбле. Отсюда исходит и организующая функция архитектуры по отношению к другим искусствам — архитектура образует основу среды, в которой существуют их произведения, определяет возможности их синтеза.
В системе видов искусства архитектуру обычно относят к искусствам пространственным, в которых образ существует в пространстве и не изменяется во времени. Однако если принять во внимание всю сложность восприятия архитектуры, характеристика, которая дается ей в традиционной «системе видов», окажется достаточно условной.
Структуры, создаваемые зодчеством, трехмерны, их величины крупны; представление о них складывается в сопоставлении картин, последовательно открывающихся с различных точек зрения. Подобная особенность присуща и скульптуре, тоже требующей осмотра с различных сторон.
Но в скульптуре восприятие объема позволяет полностью раскрыть содержание произведения. В архитектуре же видимый извне «объем» здания, — как правило, лишь оболочка системы внутренних пространств.
Еще более существенно, что образ произведения зодчества получает полное выражение лишь в единстве материально-пространственных структур и тех жизненных функций, которым они служат. Не только сами здания, но и деятельность людей — их деловитая суета в торговом центре, праздничное оживление в театре или сосредоточенность в библиотеке — определяют характер образа, порождаемого архитектурой.
1. Архитектура
1.1 Этимология слова «архитектура»
Известно множество определений понятия архитектуры, относящихся к различным эпохам и выведенных в соответствии с современными авторам представлениями, целями и масштабами.
Архитектура
Архитектурой также называют облик зданий и сооружений. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова — М.: ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», 2003. — 944 с. Кроме того, сами здания и сооружения собирательно называют архитектурой.Там же.
Кино — как синтетический вид искусства
... развития всех видов искусств. В ходе функционирования мировой художественной культуры система видов искусств постоянно ... кино непрерывно выдвигает новые и новые задачи как перед художниками, создающими произведения ... (речь идет о музыкальных инструментах). Архитектура и декоративно-прикладное искусство - через ... искусством и поэзией. Процесс самоопределения эстетики как науки совпал по времени ...
Слово «архитектура» имеет сложную этимологию. Оно происходит от латинского слова «architectura», которое образовано от др.- греч. БсчйфекфпнйкЮ и состоит из двух корней: бсчй- (архи) — «главный» и -фекфщн (тектон) — «строитель». Семенов А.В. Этимологический словарь русского языка / А.В.Семенов. — М. — ЮНВЕС. — 704 с.
Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера указывает на польский след в происхождении русского слова «архитектура»: с 1705 г., у Петра I и Прокоповича. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4-х т.: Пер. с нем. / М.Фасмер. — М.: 1987.
В русском языке имеется оригинальное слово для обозначения строительного искусства: «зодчество» (ст.-слав. «зьдьчий» от «зьдь» — глина, материя).Преображенский А. Этимологический словарь русского языка / А.Преображенский. — М.: Типография Г.Лиссиера и Д.Совко, 1910-1914. — С.246-247.
Если мы обратимся к толковому словарю Даля, то в нем значение слова «архитектура» определяется, как «искусство располагать, строить и украшать здания; строительное искусство, зодчество…». И действительно, с незапамятных времен люди старались украсить свое жилище, сделать его не только уютным, но и более запоминающимся, в тоже время непохожим на другие дома. Именно поэтому архитектура — одна из самых древних составляющих всей культуры человеческого общества.
Для кого-то архитектура — это застывшая музыка, для кого-то — отражение благополучия общества. Но как бы там ни было, архитектура — это, прежде всего, искусство, и, по словам древнегреческого зодчего крупнейший античный теоретик архитектуры Марка Поллиона Витрувия (I в. до н. э.), «зиждется она на трёх китах: прочность, польза и красота».
К квалификации архитектора Витрувий предъявляет достаточно жёсткие требования: «…Он должен быть человеком грамотным, умелым рисовальщиком, изучить геометрию, всесторонне знать историю, внимательно слушать философов, быть знакомым с музыкой, иметь понятие о медицине, знать решения юристов и обладать сведениями в астрономии и в небесных законах…Я не думаю, чтобы кто-нибудь мог внезапно объявить себя архитектором, кроме того, кто смолоду постепенно восходил от одной отрасли образования к другой и, впитав в себя знания многих наук и искусств, дошёл до самых высот архитектуры…».Витрувий Десять книг об архитектуре / Пер. с лат. Ф. А. Петровского. — М.: Едиториал УРСС, 2003. — 320 с.
1.2 Краткая история архитектуры
искусства архитектуры
скульптурой
Историческое развитие общества определяет функции и типы сооружений (здания с организованным внутренним пространством, сооружения, формирующие открытые пространства, ансамбли), технические конструктивные системы, художественный строй архитектурных сооружений.Очерки теории архитектурной композиции / Гл. ред. А.И.Гегелло. — М.: Гос. изд-во лит-ры по стр-ву, архитектуре и стр. материалам, 1960. — 248 с.
Архитектура русского барокко
... архитектуре русского барокко. Задачи данной работы следующие: Рассмотреть роль барокко в мировой архитектуре. Изучить специфические черты русского барокко. Раскрыть сущность пятиглавых храмов в архитектуре русского барокко. Предмет – стиль барокко в архитектуре. Объект – храмовая архитектура эпохи барокко. ... барокко как исторического стиля, закономерного этапа в развитии искусства ... барокко связан ...
Основная классификация неразрывно связана с использовавшимися в строительстве материалами. Так, в доисторические времена в качестве основных стройматериалов широко применялись камень дерево и глина. Наиболее известным достижением архитектуры тех давних времен является известный британский Стоунхендж.
Другой этап развития архитектуры неразрывно связан с развитием и становлением египетского государства, где возводились величественные храмы и пирамиды. В этот период строительство полностью подчинено интересам правящей верхушки и было призвано увековечить власть и всемогущих правителей. Строительство, как правило, осуществлялось рабами и могло длиться несколько десятилетий.
Как вид искусства архитектура начинает формироваться в древних культурах Месопотамии, Египта, Вавилона, Персии, Индии, Китая. Она непосредственно была связана с развитием рабовладения. Почти все сооружения этих стран — пирамиды, храмы, зикураты, ступы, дворцы — были построены для того, чтобы славить могущество богов и правителей, и поражали своим величием, размерам и масштабности. Новый этап в развитии архитектурного искусства связан с культурой Древней Греции и вошел в историю как начало . Мировосприятие древних греков нашло свое подтверждение в их архитектурных сооружениях, которые в отличие от египетских и вавилонских не унижали человека, а наоборот, порождали жизнеутверждающий начало и чувство уверенности: ансамбль афинского кремля — Акрополя с его главным храмом — Парфеноном. В этот период был разработан специфический архитектурный прием — ордер, что в переводе с латинского означает порядок. В древнегреческой архитектуре их было три: дорический, ионийский и коринфский. Все они имели общие элементы: капитель, колонну, архи-тавр, фриз, карниз и отличались только пропорциями и декоративной отделкой. Следует отметить, что при строительстве одного из храмов Акрополя впервые вместо колонн были использованы женские фигуры — кариатиды, поддерживающие перекрытия храма.
античной культуры
В Древней Греции архитектура проходит новый этап развития. Именно здесь впервые используется планировка города с прямоугольной сеткой улиц и центром-площадью. Наследники греков — римляне, создают крупные общественные сооружения и внедряют в строительство новый материал — бетон. С культурой Древнего Рима связан этап в развитии теории и практики этого вида искусства — Колизей, Пантеон, триумфальные арки, отражавшие идеи государственности и военной мощи Римской империи. Древнеримские зодчие ввели в архитектурное искусство такие важные элементы, как купол и кессоны. Именно архитектура древнего мира заложила фундамент для дальнейшего развития этого вида искусства и обусловила возникновение архитектурного направления — исторически сложившейся совокупности художественных средств и приемов, который был тесно связан тем временем, социально-политической ситуацией и определял объемно-пространственную организацию сооружений, пропорций, форм, декора.
Функцию своеобразного пластического моста между архитектурой античности и средневековья выполнило византийское зодчество. Византийская архитектура возникла после 330 г. н. э Значительное влияние на ее развитие имела культура античности, основные принципы которой нашли свое воплощение в ярких образцах архитектурного искусства Византии. Это храм Айя-София (532-537) в Константинополе, при сооружении которого использовали разноцветный мрамор и майолика; храм Сан-Витале (526-547); значительное количество соборов-базилик и дворцов. Роскошная отделка и богатый декор византийских храмов производили большое впечатление на верующих. Именно эта характерный признак архитектурного искусства Византии долгое время была его выдающейся чертой и активно использовалась православной церковью.
Архитектура эпохи Возрождения
... в развитии центрического типа построек в архитектуре тамплиеров с хорошо заметным внутренним пространством. Особенно много нового было создано в области гражданского зодчества. В эпоху Возрождения получают более нарядный облик многоэтажные городские здания ...
Большое влияние византийская архитектура оказала также на развитие этого вида искусства в Болгарии, Сербии и Древней Руси.
В эпоху средневековья основным направлением в развитии архитектуры является строительство храмов и церквей. Позднее мир завоёвывает архитектура романского стиля и готики, отличающаяся использованием лёгких материалов и созданием просторных внутренних помещений. Ну и, наконец, эпоха Возрождения, одним из ярких примеров которой является пресловутая Флоренция.
Современные здания резко контрастируют со старыми постройками и отличаются простотой, строгостью форм и минимализмом в отделке фасадов. Однако так было не всегда. Одной из самых ярких эпох в развитии не только архитектуры, но и культуры, в общем и целом, стала эпоха Возрождения. Именно в XVIII веке были построены самые уникальные и на самом деле красивые здания, с богатой отделкой и невероятно вычурными фасадами.
2. Архитектура в различных аспектах
2.1 Архитектура как вид искусства
Архитектура занимает особое место в семье искусств. В отличие от других видов искусства, которые принадлежат исключительно к сфере духовной культуры и представляют собой лишь воспроизведение действительности, архитектура относится как к духовной, так и к материальной культуре. Архитектурные сооружения — это не только яркие образы эпохи; архитектура — это необычное отражение действительности, а сама действительность, идейно-эстетически выраженная.
В архитектуре искусство органично сочетается с практически полезной деятельностью: отдельные здания и их комплексы, ансамбли, призванные удовлетворить материальные и духовные потребности людей, образуют материальную среду, в которой протекает их жизнедеятельность.
Архитектура неотделима от строительного искусства, но не тождественна ему. Строительной техникой и характером строительного материала определяется конструкция сооружения, его прочность и долговечность. Строительная техника является важнейшим фактором, влияющим на характер архитектурного решения. Но конструктивное решение, взятое само по себе, еще не есть архитектурное решение. Достаточно прочная интересная в техническом отношении конструкция полезного здания может оставаться за пределами архитектуры, если это здание имеет чисто техническое значение и не выразительно в художественном отношении.
В искусстве архитектуры выделяют три основных вида:Тихомиров П.А. Классификация основных видов изобразительного искусства / П.А. Тихомиров. — Л.: Искусство, 1939. — 39 с.
1. Архитектура объемных сооружений, в состав которой входят жилые, общественные и промышленные здания.
Готическая архитектура
... Готика, пламенеющая готика – в этих словах гудит огненная энергия, огонь не камина или крематория, а божественное пламя, божественный свет. Изучение готической архитектуры ... в название реки Gautelfr, отсюда этноним) - исторический художественный стиль, господствовавший в западноевропейском искусстве в ... его сводами множество людей. Усиливающийся боковой распор ... тем меньше она создает боковой распор на ...
2. Ландшафтная архитектура связана с созданием садово-паркового комплекса.
3. Градостроительство, занимающейся планированием новых городов, а также реставрацией и обновлением старых районов.
Каждый из архитектурных видов имеет свое функциональное назначение. Однако, помимо чисто утилитарных потребностей, архитектура одновременно выполняет функцию эмоционального воздействия, достичь которого можно благодаря использованию специфических конструкций, элементов, приемов. Это и учет объемно-пространственной структуры сооружения, ритмичное и пропорциональное соотношение, масштаб, разработка цвета и фактуры строительных материалов и т.п.
искусство архитектуры
Архитектурные сооружения создаются с целью удовлетворять социальные потребности, они имеют практически полезный характер. Однако для архитектурного сооружения или комплекса сооружений этого мало — практически полезное должно стать художественной ценностью. Таковы, к примеру, деревянные избы на Руси, Эйфелева башня в Париже, башни Шухова и Останкинская Никитина в Москве — сооружения, техническое и функциональное совершенство которых приобрело идейно-эстетический смысл.
Гоголь характеризовал архитектуру как долговечную летопись мира — она, по словам писателя, продолжает рассказывать о минувших временах даже тогда, когда умолкают тени и предания. И действительно, египетские пирамиды, античная архитектура, готика, Ренессанс, барокко, классицизм, функционализм и конструктивизм в 20 веке — этапы, свидетельствующие не только о ведущих тенденциях развития материальной среды, но и о развитии художественного мышления. Принижение человека и его растворение в обожествленной личности фараона, гармония в жизни свободного человека — гражданина столь характерное для античности, господство религиозной идеологии в средние века, торжество идей гуманизма в эпоху Возрождения, характерная для дворянства эпохи расцвета абсолютизма демонстрация роскоши и богатства, призванных поражать человека, известные черты технократического сознания и, наконец, прямое выражение новой общественной сущности человека — в лучших образцах архитектурного и градостроительного искусства явно прослеживаются во всех этих направлениях.
Природа выражения действительности архитектурой специфична: по архитектурным сооружениям можно судить о характере эпохи, об особенностях ее материального и духовного бытия, о состоянии мира, о месте человека в обществе, о господствующих идеях и настроении времени. Архитектура создает его обобщенный, емкий и целостный образ.
Обобщенный художественный язык архитектуры исторически изменчив. Его развитие обусловлено как изменениями в функциональном предназначении сооружений, развитием строительной техники и появлением новых строительных материалов, так и неотделимыми от них художественными особенностями архитектуры, новыми идейно-эстетическими решениями, которые перед ней возникают в каждую новую эпоху.
Основой архитектурного языка является организация внутреннего пространства и тектоника, то есть пластически разработанные и художественно осмысленные функция и конструкция. В тектонике раскрываются практическое значение здания, характер удовлетворения функциональных потребностей, своеобразие художественного мышления.
Архитектурный ансамбль Московского Кремля древнерусские черты ...
... архитектурных формах утонченность и изысканность владимирского зодчества, лаконизм и суровая простота новгородских построек соединялись с художественным видением архитектуры ... как формы их носят на себе характер деревянных сооружений. Наши мастера не могли отрешится от усвоенных ими ... Водовзводная башня. Это одна из красивейших построек всего ансамбля. Башня была построена в 1488 году архитектором ...
Архитектура пользуется такими выразительными средствами, как симметрия, пропорциональность образующих сооружение элементов, ритм, масштабные соотношения с человеком, связь со средой и пространством. Вместе с тем архитектура широко использует эстетическое воздействие света, цвета, фактуры строительного материала.
В архитектуре, как искусстве, особенно в связи с многозначностью ее природы, весьма существенным оказывается понятие стиля. Именно стилевое решение воплощает основные принципы исторически обусловленной системы художественного мышления, закрепляет в материале художественный замысел, доведенный здесь до максимальной степени обобщения, до символа. В подъемах и спадах архитектурного стиля находит в конечном счете свое выражение общественно-культурный контекст целой эпохи, ее ведущих тенденций. Каждая культурная ситуация как бы запечатлевается в камне, дереве, ритмике света и тени, цвета, пластики и конструкции и т. д. Здесь прослеживаются и «изломы» стилей, намечающиеся отказы от одних и движение к другим стилевым течениям.
Как вид искусства архитектура входит в сферу духовной культуры, эстетически формирует окружение человека, выражает общественные идеи в художественных образах.
неизобразительным (тектоническим
существуют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени;
имеют предметный характер;
выполняются путём обработки вещественного материала;
воспринимаются зрителями непосредственно и визуально.
2.2 Архитектурный стиль
Результаты любого процесса неизбежно подвергаются новому осмыслению и оценке. В теории архитектуры и искусствоведении наиболее адекватным, и поэтому популярным «описательным средством» для архитектурных форм стало такое понятие, как стиль .Холодова Л.П. Концепты современной теории архитектуры / Л.П.Холодова. — Екатеринбург: Архитектон, 2008. — 66 с. Понятие стиля в научное искусствознание было введено в середине XVIII века немецким археологом И.Винкельманом. Основная масса трудов, посвящённых художественному стилю, была ориентирована на исследование природы самого явления и механизмов стилеобразования в искусстве и архитектуре в различных аспектах: философском, культурологическом, семиотическом, системно-синергетическом.Там же.
Архитектурный стиль
2.3 Основные области архитектуры
Объёмно-планировочное проектирование (архитектура в узком смысле, зодчество) — основной раздел архитектуры, связанный с проектированием и строительством зданий и сооружений.
Градостроительство, Ландшафтная архитектура, Зелёная архитектура, Архитектура малых форм, Дизайн интерьера, Список используемой литературы
1. Большой энциклопедический словарь. — М.: АСТ, 2008. — 1248 с.
2. Витрувий Десять книг об архитектуре / Пер. с лат. Ф.А. Петровского. — М.: Едиториал УРСС, 2003. — 320 с.
3. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова — М.: ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», 2003. — 944 с.
4. Семенов А.В. Этимологический словарь русского языка / А.В. Семенов. — М. — ЮНВЕС. — 704 с.
Урок развития речи в 8 классе. Подготовка к сочинению описанию ...
... классе «Подготовка к сочинению-описанию памятника архитектуры» Цели урока: подготовить учащихся к сочинению-описанию памятника архитектуры; составить словарь слов, необходимый для описания памятника архитектуры; совершенствовать умение подбирать ... построившими собор, летопись указывает неких Барму и Постника Яковлева. Однако есть теория, что на самом деле существовал один мастер — Иван Яковлевич ...
5. Тихомиров П.А. Классификация основных видов изобразительного искусства / П.А. Тихомиров. — Л.: Искусство, 1939. — 39 с.
6. Холодова Л.П. Концепты современной теории архитектуры / Л.П. Холодова. — Екатеринбург: Архитектон, 2008. — 66 с.
7. Холодова Л.П. Профессиональное архитектурное образование / Л.П. Холодова // Непрерывное архитектурное образование: проблемы и перспективы: мат. междунар. науч. конф. — Волгоград, 2004. — С. 133-135.