Тема: Пословицы и поговорки.
Класс: 5
Вопросы.
1. Что называется пословицами и поговорками? К какому роду творчества их можно отнести?
Пословицы и поговорки — это малые формы устного народного творчества. И пословицы, и поговорки — меткие образные выражения, но в отличие от пословицы в поговорке нет законченного суждения, лишь часть его. Например : «Комар носа не подточит», — говорят о тонком деле, хитроумном замысле. Пословицы же часто содержат в себе оценочное суждение, поучение.
Поговорка — образное, крылатое выражение, в котором содержится отношение к чему-либо. «Семь пятниц на неделе», — говорят о непостоянном, легкомысленном человеке.
Пословица — двухчастное меткое народное изречение, имеющее как прямой, так и переносный смысл, содержащее мораль, поучение. Например, «нет дыма без огня», т. е. у всего есть своя причина. Пословица ритмически организованна, может иметь и рифму: «Сытое брюхо к учению глухо».
2. Прочитайте пословицу. Объясните ее прямой и переносный смысл. Разъясните, как построена данная пословица.
а) Одна пчелка не много меду натаскает.
Прямой смысл пословицы касается животного мира, пчелы живут роями, трудятся сообща. Переносный смысл пословицы в том, что и человеку трудно одному выполнить большую работу, а все вместе, дружно люди смогут многое.
Пословица представляет собой простое предложение с инверсией (сказуемое в конце предложения), благодаря чему изменяется ритм высказывания, интонацией выделяются главные слова «одна» и «не много».
б) С кем хлеб-соль водишь, на того и походишь.
Эта пословица о дружбе, прямой смысл в том, что долгие годы дружбы сильно сближают людей: у них общие привычки, вкусы и т. п. Переносный смысл в том контексте, в котором прозвучит пословица. В ней может содержаться упрек
Пословица построена в форме сложного предложения с рифмованными частями (водишь — походишь).
в) До слова крепись, а, давши слово, держись.
В этой пословице указание к действию. Человек должен быть верен своему слову, как бы трудно ему ни приходилось.
Пословица двухчастная, построена с помощью рифмовки слов «крепись — держись».
Поясните, пожалуйста, смысл пословиц: ), смысл пословицы добро ...
... история пословицы 6. ну, тут все ясно: добро побеждает зло. Т. е. добро - хорошо, зло - плохо. 7.если сделал кому то добро, то не следует ... дела. пословицы кто иследовал пословицы на тему календарного мифа 1. смысл в том, что добрые дела нужно делать бескорыстно, не искать ... остается только у тебя 4)типа не ругай знакомого гаишника 5)смысл буквальный 6)- 7)- 8)каждому по заслугам 9)не все йогурты ...
г) Под лежачий камень вода не течет.
Прямой смысл этой пословицы заключен в лексическом значении. Переносный смысл в том, что от самого человека, от его энергии, работоспособности зависит его счастье или успех дела. Строится пословица с помощью инверсии. На первое место вынесено главное словосочетание — лежачий камень.
д) На чужой стороне и весна не красна.
Смысл этой пословицы — патриотический, она говорит о любви к родной земле, о тоске по ней на чужбине. Пословица построена по методу отрицания, скрытого противопоставления. Везде хороша весна, но на чужой стороне, вдали от родины, не радует и она.
е) Лес рубят — щепки летят.
Прямой смысл в особенностях процесса рубки: о щепках никто не думает при такой трудоемкой работе. Переносный — во время тяжелого испытания часто страдают невинные, не причастные к этому делу люди. Предложение сложное, вторая часть — следствие из первой.
ж) На смелого собака лает, а труса кусает.
Эта пословица построена на основе противопоставления: смелый — трус, лает — кусает, четко организована ритмически, сказуемые первой и второй частей рифмуются.
з) Собирай по ягодке — наберешь кузовок.
(собирай)
и) Не мил и свет, когда друга нет.
(свет — нет).
к) В камень стрелять — только стрелы терять.
Эта пословица имеет дактилический ритм
стрелять — терять.
л) Добро творить — себя веселить.
творить — веселить.
м) Родимая сторона — мать, чужая — мачеха.
Пословица построена на антитезе, противопоставлении: родимая — чужая, мать — мачеха. Кроме того, в каждой части есть скрытое сравнение: родина сравнивается с матерью, чужбина с мачехой.
3 . Прочитайте пословицы и поговорки. Определите их общую тему. Назовите номера многозначных изречений (т.е. с прямым я переносным смыслом) и однозначных.
1) Терпенье и труд все перетрут.
2) Лес сечь — не жалеть плеч.
3) За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
4) Грибов ищут — по лесу рыщут.
5) Не за свое дело не берись, за своим делом не ленись.
6) На чужом хребте легко работать.
7) Люди жать, а мы на солнышке лежать.
8) Двое пашут, а семеро руками машут.
Это пословицы и поговорки о труде, уменье, лени, безделье. 1,5,6 —однозначные; 2, 3, 4, 7,8 —многозначные, имеющие и прямой и переносный смысл.
4. Попробуйте сами составить пословицу (можно 2—3) на любую тему, используя особенности ее формы и содержания.
5. Вспомните и перечислите как можно больше пословиц, в которых прославлялись бы «ученье», «знания», «книга».
Пословицы и поговорки английского языка, особенности их происхождения
... пословиц и поговорок. .Выделить функции пословиц и поговорок в речи . .Провести теоретические и экспериментальные исследования средств и способов перевода пословиц и поговорок. .Проанализировать способы перевода пословиц и поговорок с английского языка на ... структурно-семантических особенностей перевода пословиц и поговорок на материале английского и русского языков) ) метод дескриптивного анализа ...
Ученье — свет, а неученье — тьма. Красна птица перьем, а человек — ученьем. Грамоте учиться всегда пригодится. Кто грамоте горазд, тому не пропасть. За ученого двух неученых дают, да и то не берут. Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
6. Попробуйте рассказать какой-нибудь случай из жизни, который можно было бы озаглавить словами поговорки: «Трус и таракана принимает за великана».
Контрольная работа по литературе
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kontrolnaya/miniatyura-prochitayte-poslovitsyi-kakie-iz-nih-sovpadayut-po-smyislu/
Тема: Пословицы и поговорки.
Класс: 7
Вопросы.
1. Что называется пословицами и поговорками? К какому роду творчества их можно отнести?
2. Прочитайте пословицу. Объясните ее прямой и переносный смысл. Разъясните, как построена данная пословица.
а) Одна пчелка не много меду натаскает.
б) С кем хлеб-соль водишь, на того и походишь.
в) До слова крепись, а, давши слово, держись.
г) Под лежачий камень вода не течет.
д) На чужой стороне и весна не красна.
е) Лес рубят — щепки летят.
ж) На смелого собака лает, а труса кусает.
з) Собирай по ягодке — наберешь кузовок.
и) Не мил и свет, когда друга нет.
к) В камень стрелять — только стрелы терять.
л) Добро творить — себя веселить.
м) Родимая сторона — мать, чужая — мачеха.
3 . Прочитайте пословицы и поговорки. Определите их общую тему. Назовите номера многозначных изречений (т.е. с прямым я переносным смыслом) и однозначных.
1) Терпенье и труд все перетрут.
2) Лес сечь — не жалеть плеч.
3) За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
4) Грибов ищут — по лесу рыщут.
5) Не за свое дело не берись, за своим делом не ленись.
6) На чужом хребте легко работать.
7) Люди жать, а мы на солнышке лежать.
8) Двое пашут, а семеро руками машут.
4. Попробуйте сами составить пословицу (можно 2—3) на любую тему, используя особенности ее формы и содержания.
5. Вспомните и перечислите как можно больше пословиц, в которых прославлялись бы «ученье», «знания», «книга».
6. Попробуйте рассказать какой-нибудь случай из жизни, который можно было бы озаглавить словами поговорки: «Трус и таракана принимает за великана».