3.Справочные издания……………………………………………стр5
4. Информационный обзор журнала………………………стр12
5.Мемуарное издание………………….. ………………….стр14, Список литературы………………………………………………стр22
- Отделы искусств: цели, задачи, роль в справочно – библиографическом обслуживании специалистов.
Сфера искусства — это подсистема художественной культуры. Вместе с тем искусство — относительно самостоятельная сфера
художественной деятельности, включающая художественное творчество, произведения искусства и функционирование их в обществе, потребление.
В зависимости от материальных средств, с помощью которых создают» художественные произведения, выделяются три класса (семейства) искусств:
- пространственные (пластические);
- временные;
- пространственно-временные (синтетические).
В каждом из семейств формируются виды и жанры искусства. Пространственные искусства представлены такими видами, как архитектура, живопись, скульптура, графика, художественная фотография, декоративное и прикладное искусство, дизайн.
Наиболее сложная видовая и жанровая структура у семейства пространственно-
Искусствознание как система искусствоведческого знания представляет собой комплекс социальных наук, включающих искусствоведение (наук о пластических искусствах), музыковедение, театроведение и киноведение. Следует иметь в виду, что формирование новых видов искусства расширяет спектр научных дисциплин искусствознания. Входящие в него отраслевые науки решают общие для сферы искусства задачи, но с учетом специфики каждого вида искусства. В искусствознании в целом, как и в рамках отличных отраслевых наук, выделяют три части: теорию искусства, историю и художественную критику, тесно взаимосвязанных объектом и методами изучения, но имеющих свои особые задачи и функции. Зародившись в недрах гуманитарных наук (философии, истории, филологии и др.), искусствознание сохраняет междисциплинарный характер , опираясь на результаты исследований смежных , прежде всего гуманитарных наук (эстетики , культурологи , истории, археологии, социологии , психологии, информатики и мн.др.) Эта особенность получения нового знания в сфере искусства обусловливает и характер информационных потребностей исследователей- их политематичность.
Искусство как социальное явление
... искусства. Искусство как язык. Знак и его роль в художественной культуре. Художественный язык. Многоязычье искусства. Герменевтика. Художественная культура как динамическая система. Развитие художественной культуры как социально-детерминированный процесс. Структура ... наука вообще. И, разумеется, искусство. Специфика искусства как ... сочетание биологических, физических, социальных, психологических и ...
В сфере искусства искусствознание
Основным информационным продуктом
Основными составляющими ИР сферы искусства являются :
1. Оригинальные произведения искусства и подготовительные материалы к ним- основа источниковедческой базы для последующего изучения и потребления художественной информации. Этот вид ресурсов является специфическим и представлен собраниями и коллекциями , хранителями которых являются музеи (художественные , театральные , музыкальные), галереи , архивы , научные библиотеки, коллекционеры.
2. Тиражированные различными способами произведения искусства-изоиздания , нотные издания и аудиовизуальные материалы( АВМ) – звуко- и видеозаписи, фильмы , мультимедийные продукты, основными создателями которых являются специализированные издательства, студии , фирмы ,а хранителями- библиотеки и информационные центры.
3. Искусствоведческая литература как результат осмысления критикой и искусствознанием художественного процесса прошлого и настоящего, отдельных его явлений и фактов. Создателями этого вида информационных ресурсов являются художественные критики , теоретики и историки искусства , отраслевые научно- исследовательские институты.
Cочинение «Искусство – художественный анализ. Литература XIX века»
... в следующую четверть века. В области театра идёт та же борьба разных направлений, что и в литературе. На сцене театров ... актёров, крепостных людей, было немало выдающихся мастеров сценического искусства. Из крепостных людей вышел знаменитый актёр М. С. Щепкин ... (1788—1863), основоположник реализма в русском актёрском искусстве. Выдающийся крепостной актрисой была П. И. Жемчугова. Много и других ...
4. Музейные экспонаты и а архивные документы как уникальные для сферы искусства ресурсы. Фактически все крупные музеи (а также музеи учреждений культуры, мемореальные музеи) имеют в своём составе архивы. Информациюоб их фондах можно получить из путеводителей по архивохранилищам ( при их отсутствии — по
научно — справочному аппарату музея).
Крупнейшими архивами, кумулирующим документы по художественной культуре, является Центральный государственный архив литературы и искусства (ЦГАЛИ), Санкт-Петербургский государственный архив литературы и искусства, Централы государственный исторический архив и др. Документы по искусству можно найти в отделах рукописей и редких книг в крупнейших универсальных (РГБ, РНБ, БАН) и специальных библиотек (Театральной, Научной библиотеки Академии художеств РФ, научной музыкальной библиотеки им. С. Танеева и др.).
5. Журнальные и газетные статьи, статьи из сборников, преобладающие в документальном потоке. В отдельных отраслевых микропотоках (музыкознание, киноведение) они составляют до 80-90%.
6. Электронные информационные ресурсы представлены БД на СD-ROM» локальными и сетевыми БД. Специального отраслевого учета электронных БД по искусству не ведется, но информацию о них можно найти в универсальных каталогах и справочниках по электронным ресурсам. Серверы и \WЕВ-сайты в Интернете имеют практически все участники информационного процесса (творческие работотники, исследователи и практики, научные учреждения, вузы, музеи, студии, издательства, библиотеки и т. д.).
Каждый тип организаций учреждений располагает собственными ресурсами, частично отраженными в Интернете на специализированных серверах и сайтах по культуре и искусству.
2. Современные издательства по искусству, их роль в формировании документного потока отрасли.
Ведущая роль в формировании книжного потока, как и прежде, принадлежит старейшим специализированным издательствам («Искусство», «Из разительное искусство», «Художник», «Музыка», «Радуга», «Республика», «Большая Российская энциклопедия», «Просвещение» и др.).
Продукция образовавшихся в 1990-е гг. многочисленных издательств различных форм ( собственности («Киноцентр», «Рампа», «АРТ», «Артинфо», «Видео-Асс», «Кинофара», «Компьютер-Линк» и др.) представлено преимущественно изданиями научно-популярного характера и занимает относительно небольшую; долю книжного потока.
Начиная с 1990-х гг.. документальный поток по искусству резко сокращается как по числу названий, так и по тиражам. Так, поток изоизданий сократился по названиям в 6 раз, а по тиражу — в 12 раз (это относится только к традиционным изданиям, поскольку поток фоно- и видеодокументов значительно вырос).
Искусствоведческая литература выпускается также
Искусство как феномен культуры
... а также в исследовании искусства как части целостного социокультурного пространства, его взаимодействия с другими феноменами культуры. Существует множество определений искусства. Назовем основные подходы к ... пониманию этого явления. Во-первых, искусство - это специфический вид ...
3.Справочные издания
Роль справочных изданий в информационном обеспечении сферы искусства трудно переоценить, так как они являются комплексными источниками географической, визуальной и библиографической информации. Основными источниками, дающими представление об отраслевом фонде справочной литературы, являются библиографические указатели (путеводители) справочных изданий. Изданная РГБ во второй половине 1980-х гг. серия аннотированных каталогов справочных и библиографических материалов по отдельным вид ам искусства содержит сведения лишь об отдельных наиболее значительных отечественных и зарубежных справочных изданиях, имеющихся в фондах российских библиотек.
Систему справочных изданий по искусству образуют:
- научные и научно-популярные энциклопедии, энциклопедические словари;
- терминологические словари;
- биографические и биобиблиографические словари;
- словари сюжетов и символов;
- хроники и календари;
- справочники учреждений культуры и искусства;
- справочники-определители предметов искусства;
- путеводители.
энциклопедиям.
Среди важнейших информационных ресурсов по музыке следует отметить энциклопедию-исследование «Музыкальный Петербург. XVIII век» энциклопедию «Музыкальное образование и музыкальные общественные организации в Петербурге (1801-1917)».
До настоящего времени в отечественном искусствоведении отсутствует научная отраслевая энциклопедия. Многочисленные (в том числе переводные) издания посвящены, как правило, отдельным видам изобразительного искусства, направлениям, художественным объединениям и другим узким темам. Среди последних выделяются словари-справочники В. Г. Власова которые составляют богатейшую иллюстрированную научную энциклопедию по пространственным искусствам, содержащую информацию по любому вопросу из сферы изобразительного искусства — от объяснения термина до способа обработки материала, используемого в художественном творчестве. Эти издания послужили основой для «Большого энциклопедического словаря изобразительного искусства» того же автора, первые четыре тома (из планируемых восьми) вышли в свет в 1999-2000 гг.