фольклор белорусский письменность изобразительный
акт
задачи
1. Фольклор белорусского народа X — XIII веков
Культурное наследие белорусского народа в этот период особенно чётко прослеживается в развитии фольклора, который имел очень важную роль во всей духовной жизни народов, которые проживали на белорусской земле. Самыми распространенными формами искусства в этот период были народные хороводы, игры, календарные обрядовые песни, то есть те виды искусств, которые в дохристианский период были напрямую связаны с языческими верованиями и обрядами. Изучим одну из составляющих белорусского народного фольклора — хороводу.
Хоровод — это разновидность народной массовой игры, которая включала в себя элементы танца, хоровые песни и театральный процесс.
— Он считается одним из наиболее самых древних видов искусств, при котором еще песня от танца не отделялась. Первые сведения в летописях о хороводах относятся к XI веку. Хороводы водили в летнее время возле качелей, на лугу, на улице, в зимнее время — в домах. Участники хороводов держались за уголки платков или за руки и образовывали круг, который перемещался по солнцу. Скорее всего данный факт был связан с тем, что в какое-то время хороводы были посвящены солнцу и их водили в определенные дни. В любом случае, круговые хороводы подстраивались под движение солнца, символизировали венки из живых букетов — девушек. Большая часть хороводов попадала на период весны. Из весенних хороводов наиболее значимыми считаются следующие: «Ой, венча, мой венча», «Перапёлачка» и пр. Молодые люди забавлялись хороводами и в прочие времена года [10, c. 26].
Народные игры объединяли в себе детали танцев, песенных и словесных фольклоров, театров, спортивного и трудового мастерства. Они возникли в глубокой древности и поэтому вмещают в себя следы большого количества эпох. В некоторых из них были отражены военные и исторические события, социальные экономические отношения. Данный древний вид искусств располагал к становлению прочих видов народных творчеств: песни и хора, театра и танца.
В белорусском фольклоре изучаемого периода количественно преобладают сказки и песни. Сказки являются отражением народной мудрости. Все, что люди поняли и открыли для себя за всю продолжительную многовековую историю, все, что вмещает опыт повседневной жизни, нашло свои отражения в сказках. В них люди находили свое отношение к окружающей действительности, свои переживания и чувства, свои настроения. В качестве примера может служить народные белорусские сказки «Волшебная сила», «Диво» и пр. Мифология как одна из частей белорусского фольклора, может привести к примеру нескольких своих представителей: Будимир — белорусской мифологии царь петухов, символ солнца и огня; Варгин — царь кошачьих владений; Воструха- в белорусской мифологии дух- домашний сторож и многие прочие. Громадное значение для сельских увеселений имела также музыка. Первоначально применялись очень примитивные музыкальные инструменты, например, как свистелки, бруски, дудки, рога, жалейки, а также деревянные гребешки. Особенность народной белорусской музыки — самобытный фольклор обрядовых песен (масленичных, колядных, жатвенных, крестинных, купальских, свадебных и прочих песен).
Анализ белорусской народной песни ‘Ох, пайду я цёмным лесам’
... тоски, боли, переживания. Литературный текст белорусской народной песни "Ох, пайду я цё ... между собой. Куплет представляет собой период, состоящий из двух предложений. Первое ... Народная песня - искусство устной традиции, наиболее распространенный вид вокальной музыки, песенный фольклор. ... хороводы, купальские, жнивные, дожиночные, ярынные. Но бывает и временной: весенние, летние, осенние. Белорусское ...
В Древнем Русском государстве, а позднее в Великом Литовском княжестве, большое развитие получила богослужебная церковная музыка. В белорусских землях появляется местный вид «знаменного распева» (знаменное пение — главный вид древнерусских богослужебных пений).
Его отличительные черты: унисон (строгое одноголосие), запись при помощи крючков — безлинейных знамен (знаков), от которых они и получили свои названия. Музыкальные белорусские памятники этой эпохи — сборники музыкальных произведений «Куранты» и «Полоцкая тетрадь» [9, c. 64].
К фольклору, на мой взгляд, следует отнести и белорусские народные промыслы и ремесла. Наименования тех предметов обиходов, которые производили ремесленники, пришли и в нашу современную жизнь. Кадка, бочка, — «вадзянка», бочонок — «барылка». Из разных пород дерева народные умельцы приготовляли музыкальные инструменты (свистульки, скрипки, жалейки, дудки, цимбалы и пр.)
2. Письменность белорусского народа X — XIII веков
За фольклором белорусского народа (народное устное творчество) появляется и письменность. Я считаю, что значение письменности тяжело переоценить. Без письменности не возникли цивилизации никогда, а о развитии было бы просто невозможно думать.
Письменность у белорусского народа имелась еще до прихода кириллицы. Данная система записей представляла из себя примитивное письмо («резы и черты»).
Такие письма могли применяться для обозначений знаков собственности, календарных знаков и прочих нужд. Оно было не приспособлено для записывания сложных текстов, поэтому белорусский народ начал писать греческими буквами, без адаптации их к тонкостям славянских фонетик. Свидетельством письменности белорусского народа считаются так называемые «Борисовы камни» (6 штук), к тому же самшитовые гребни, которые найдены на раскопках Бреста. На гребне были вырезаны буквы в порядке алфавита от «а» до «л». Свидетельство — «берестяные грамоты». Первая была найдена в Витебске, вторая была найдена в Мстиславле, а третью нашёл археолог Марзалюк Игорь на глубине 3-х метров в период археологических раскопок на Замковой горе в 2014 году, кроме того имеются также надписи на камне, которые найдены в фундаментах Софийского Полоцкого собора. Первые зачатки письменности существовали на заре человеческой цивилизации, когда для обозначений разных событий, их сохранений применяли грубые рисунки и нарезки на древесной коре, камнях или костях. Литература в целом, как сумма произведений писателей белорусской страны, отражает жизнь всего белорусского народа и находится в тесной взаимосвязи с состоянием хозяйственного быта, развитием социальных отношений, искусства, науки, религиозных и философских систем, воспитания и прочих важнейших событий в культурной жизни белорусского народа [8, c. 9].
Белорусская литература
... белорусской литературы стали военные события, налаживание жизни белорусского народа в послевоенное время, а также историческое прошлое (повести Ивана Мележа, Ивана Шамякина). Со второй половины 1960-х годов в белорусской ... Сократ Янович 2.5. Современная литература [Электронный ресурс]//URL: ... Полоцкий 2.9.1. XIX век Александр Пщёлко Павел Шпилевский Примечания , Литература ... реферат составлен на основе .
Первоначально понятия о литературе сливались с понятиями о письменности в целом, обо всем, что было заверено письменными написаниями букв. Однако, из письменности постепенно выделились различные произведения, которые выражают разносторонние отражения духовной общественной жизни, простой жизни народа, его чувства, характер, настроения, вкусы, взгляды, то есть те творения, которые имеют способность пробуждать воображения или эстетические чувства читателей. Их стали называть литературой художественной.
Истоки белорусской литературы исходят из глубокой древности. Она тесно связана с фольклором, который является одним из самых богатых в мире славян. Рождение литературы на белорусской земле непосредственно завязано с появлением в Х веке письменности. Ее памятники с обыкновенными для белорусского языка отличиями относят к первой половине XIII века. Этим документом является договорная грамота смоленского князя Мстислава с городом Ригой, договор с городом Ригой неустановленного смоленского князя (около 1230 года), грамота князя Изяслава Полоцкого (около 1230 года), грамота князя Изяслава Полоцкого (1265 год) и т. п. Все эти бумаги написаны на кириллице шрифтом, который составляет основу современных языков: русского, белорусского, украинского и считаются не только источниками развития письменности, а ещё и источниками для международных связей государств в X — XIII веках [5, c. 49].
К полоцким письменным памятникам относят одну из очень малых известных нам, так называемых деловых записей XII века. Она изготовлена на кресте Ефросинии Полоцкой — дочери Святослава Всеславича — витебского князя, просветительница и инокиня в период Полоцкого княжества. В надписи отражён год вручения этого креста Ефросинией Спасской церкви, а также стоимость труда и материала. Во второй части надписи сделано проклятие для того, кто унесет этот крест из Спасской церкви. Сам крест был изготовлен в 1161 году известным мастером ювелирных работ Бокшей Лазарем.
Большими центрами для распространения письменности являлись города Смоленск и Полоцк, где в XII — XIII веках рождается местное летописание, находятся произведения автобиографических жанров: «Житие Авраамия Смоленского», «Житие Евфросинии Полоцкой». Из них, как из благодатных источников, многие могли почерпнуть духовные мудрость и знание. Белорусская литература имела развитие на общей основе с украинской и русской литературами времён Киевской Руси. Важнейшими образцами этого периода считаются «Жизнеописание преподобной Евфросинии Полоцкой», «Речь Иоанна Полоцкого», «Слова и поучения Кирилла Туровского». Белорусская тема находит отражение в «Слове о полку Игореве», «Повести временных лет» — шедеврах древней восточной славянской литературы. Это означает, что белорусский народ находится на одной ступени исторического развития вместе с прочими славянскими братскими народами.
Культура Руси (Времен XII века)
... ПЕРЕЛОМНЫЙ МОМЕНТ В РАЗВИТИИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ , ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА Долгие годы русская культура: устное народное творчество, искусство, архитектура, живопись, художественное ... на вопрос о влиянии церкви на культурно-исторический процесс, об оценке ее культурной деятельности быть не может. С одной стороны, церковь стимулировала развитие отдельных сфер культуры (письменность, архитектура, живопись ...
Для последующего развития и формирования белорусской литературы в IX — XV веках главнейшее значение имело объединение в Великом Литовском княжестве белорусских земель, где старый белорусский язык имел государственный статус. Достижением прозы по истории белорусского народа XIV — XVI веков стало белорусское и литовское летописание («Белорусская и литовская летопись 1446 года», «Летописец великих князей литовских», «Хроника Быховца», «Хроника Великих Литовских, Русских и Жемойтских княжеств»).
Главнейшими памятниками правовой мысли и делового письма стали Статуты Великого Литовского княжества 1529 года, 1566 года и 1588 года. В целом белорусская литература данной эпохи до первой половины XI века развивалась по пути тех направлений, которые преобладали в Западной Европе.
Главную роль в развитии образования, письменности и всей культуры сыграли в данное время храмы, монастыри, светские деятели и монахи. При княжеских дворах и монастырях открывались школы, где обучались дети письму, чтению и азам математики [7, c. 180].
Первым монастырем на территории белорусских земель считается монастырь в Изъяславле (ныне Заславль), который был заложен полоцкой княжной Рогнедой.
Это была та Рогнеда, которую насильственно взял в жены Владимир Великий. Полоцкое княжество в X — XIII веках было прославлено своим независимым положением среди прочих княжеств Древней Руси. Создавались центры просвещения и книжности. Это были соборные центры и монастыри. Одним из носителей христианской веры был Кирилл Туровский (1130 — 1188 годы), который родился в городе Турове в семье очень богатых городских жителей. О нем рассказывает летопись «Память святого отца нашего Кирилла епископа Туровского» (XII век).
Он получил отличное образование и в монахи постригся. Образованность, праведная жизнь, умение говорить красиво сделали его проповеди весьма популярными среди простых людей. По настоянию городского населения Кирилл Туровский стал епископом. Он получил популярность благодаря своим выдающимся художественным проповедям, и вошел в историю белорусского народа как златоуст. Из его богатого наследия сохранилось всего три проповеди-притчи, восемь проповедей и двадцать одна молитва. В своих проповедях Кирилл Туровский критиковал зло и обман, призывал к знаниям. Его молитвы ориентировались на простых людей.
Свидетельством высочайшей культуры восточных славян считаются летописи. Главным источником по истории Туровского, Полоцкого и Киевского княжеств в XII — XIII веках считается Ипатьевский летописный свод, в состав которого входят следующие летописи: «Киевские летописи», «Повести временных лет», «Галицко-волынские летописи». Существовали также Полоцкая и Смоленская летописи. Полоцкая летопись была утрачена. Известно точно, что она существовала (в XVIII веке его изучил русский ученый Татищев).
Огромное значение среди письменных памятников принадлежит летописи «Слово о полку Игореве» (1185 год), в котором говорится о походе новгород-северского князя Игоря на половцев. В летописи имеется информация о полоцком князе Всеславе Чародее и конкретно описывается его поход на Новгород, битва на Немиге, о его княжении в Киеве и последующем его возвращении в Полоцк. Развивалось в то время и народное устное творчество. Имелась также и переводная литература: «Евангелие», «Библия», «Жития святых», повесть про Александра Македонского «Александрия» [4, c. 60].***
Собор в западноевропейской средневековой культуре
... церковь на каждые сто жителей. Целью данной работы является анализ собора в западноевропейском средневековье. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: проанализировать культуру западноевропейского средневековья; изучить источники формирования культуры европейского средневековья; ... многие языческие храмы. После того как Римская империя распалась, церковь продолжала ...
-К полоцким памятникам письменности относится одна из очень немногих известных нам, так называемых деловых надписей 12 века. Она сделана на кресте Ефросиний Полоцкой. В надписи отмечен год вручения креста Ефросинией Спасской церкви, стоимость материала и труда. Во второй части надписи посылается проклятие тому, кто унесет крест из Спасской церкви, Сам крест был сделан в 1161 году известным мастером-ювелиром Лазарем Бокшей. Основу креста составляло кипарисное дерево. Сверху и снизу крест окаймляли золотые пластины, а также многочисленные украшения из драгоценных камней и орнаментальные композиции. Стороны святыни были обложены серебряными пластинами с позолотой. На верхнем конце креста было помещено изображение Иисуса Христа, Богородицы и Иоанна Крестителя, в центре, в пяти квадратных гнездах, находились христианские реликвии — капли крови Христа, кусочек креста Господня, камешек из захоронения Девы Марии, фрагменты мощей св. Стефана и Пантелеймона, кровь св. Дмитрия.
Значительный вклад в развитие культуры 12 в. внес Климент Смалятич. Летопись говорит, что он был княжником и философом. Он хорошо знал труды Платона и Аристотеля, являлся автором многих литературно — церковных трудов. До нас дошел один лист из его письма, написанного им смоленскому священнику Фоме, в котором говорилось, что понять святые книги можно при помощи светской науки (при помощи античных авторов).
С 1147 по 1154 К. Смалятич был Киевским митрополитом, где защищал независимость восточно-славянской православной церкви от Византии.
Таким образом в 9 — 13 веках на белорусских землях со становлением первых княжеств развивалось просвещение и образование, появились значительные памятники письменности и образования, появились люди — просветители. Богатая, яркая и многогранная культура белорусских земель в 9-13 вв. стояла в ряду прогрессивных культур своего времени, была частью восточнославянской культуры [2, c. 100].
3. Зодчество белорусского народа X — XIII веков
Первые города на территории Беларуси возникли в период раннего средневековья. Древнейшие из них — Полоцк (862 год) и Витебск (974 год).
В 10 -12 веках сложились основы градостроительства, развивалась монументальная архитектура (Полоцкий Софийский собор, Полоцкая Спасо-Евфросиньевская церковь, Витебская Благовещенская, Гродненская Борисоглебская (Каложская) церкви).
Одним из самых известных строений Полоцка является Софийский собор (50-е годы 11 в.) Собор был построен Вс. Чародеем, как символ мощи Полоцкого княжества,, богатства и символ равенства с Киевом и Новгородом. Софийский. собор был большим в размерах (26×31 м), крестово-купольным храмом с 7 куполами. Храм был украшен фресками, в нем хранилась государственная казна, архив, библиотека. Там подписывались самые важные договоры и хранилась печать Полоцкого княжества. Святая София — символ православия. Во времена Северной войны (1700 — 1721 гг.) в храме был размещен пороховой склад, что привело к уничтожению собора в 1710 г. В середине 18 в. собор был перестроен в стиле Виленского барокко [6, c. 312].
Культура Беларуси
... "теория и история культуры" и совет по защите кандидатских и докторских диссертаций), Бел. институт проблем культуры, БГУ, Республиканский институт высшей школы, Гродненский университет. Ученые Беларуского университета культуры и искусств занимаются исследованием социодинамики культуры, движущих ...
Уже в этом памятнике были заложены основополагающие принципы местной архитектурной школы, проявившиеся в центрично-пирамидальной композиции архитектурных форм. Вероятнее всего, такие принципы появились под воздействием местных строительных традиций, сложившихся еще в деревянном народном зодчестве.
-В 20-30 е годы 12 в. строится под Полоцком большой собор Бельчицкого монастыря. В его архитектуре ощущалось влияние Византийской школы. Он был украшен фресками и керамической плиткой. Интересно то, что строили его киевские мастера, принесшие с собой традиции Киевской Руси. В середине 12 в. по заказу Е. Полоцкой строится Спасо-Преображенская церковь Спасо-Ефрасиньевского монастыря (8-12 м).
Эта церковь — первый памятник-храм, в котором Византийские традиции были переработаны в национальном духе. Всего в Полоцке в 12 в. было построено 10 храмов, 6 из них найдены в археологических раскопках. Они указывают на то, что в Полоцке была создана своя архитектурная школа, которая имела влияние на другие земли ( Новгород, Смоленск и др. города).
Еще одна архитектурная школа была создана в г. Гродно. Характерный представитель этой школы — Борисо-Глебская церковь (Коложская конца 12в.).
Стены украшены фресками, а пол выложен плиткой. В верхней части стен вмонтированы сосуды-голосники, улучшающие акустику собора.. Снаружи собор украшен плиткой и тесаным камнем в форме крестов и геометрических фигур. Такое убранство храмов не встречается больше нигде в храмовой архитектуре 12 в. Всего учеными установлено существование около 5 соборов в г. Гродно (Княжий терем, Нижняя церковь и т.д.).Эти примеры показывают на то,что в городе творил самобытный автор.
В ХIII веке на землях Беларуси наибольшее распространение получило оборонное зодчество. В разные исторические периоды на белорусских землях существовало не менее 150 замков. Восстановленные и отреставрированные Каменецкая вежа, дворцовый комплекс в городском поселке Ружаны Пружанского района, Старый замок в Гродно, замок в Лиде, замковый комплекс в городском поселке Мир Кореличского района, замок в городском поселке Любча Новогрудского района, дворцово-парковый ансамбль в Несвиже многое могут поведать о белорусской истории.
Для архитектуры Беларуси того времени характерна тесная взаимосвязь с западноевропейским и восточноевропейским искусством. Основные направления — романский стиль, готика, ренессанс, барокко (Несвижский костел Божьего Тела, Глубокский костел и монастырь кармелитов), классицизм (Гродненский Королевский дворец, Гомельский дворец Румянцевых-Паскевичей) [2, c. 104].
Гродненская архитектурная школа развивалось под влиянием Полоцкой и Волынской. Храмы строились на нашей территории в Витебске, Турове и др. Таким образом в 9-12 вв. на белорусских землях сформировались архитектурные школы, которые опирались на местные традиции и опыт киевской и Византийской школ. В этот период были заложены основы градостроительства и оборонительного зодчества. Новые социально-экономические отношения, рост торговли и городов способствовали развитию ремесел, декоративно-прикладного искусства и т.д. В 12-13 вв. на наших землях насчитывалось около 60 видов ремесел (резьба по дереву, ювелирное, кузнечное, гончарное и т.д.) В производстве домашней утвари, оружия, украшений использовали дерево, железо, серебро, золото, стекло и т.д. Из дерева — ложки, гребни, из кости — гребни, шахматы, из камня — кресты, иконки, из золота — украшения. Славились своим умением ювелиры. Шедевр ювелирного искусства — крест, сделанный Лазарем Богшей в 1167 г. 6-конечный крестдлинной 52 см. был украшен золотом, серебром, миниатюрами святых и орнаментами. По своим художественным качествам он не уступал лучшим примерам прикладного искусства того времени. В 1941г. он пропал из Могилевского краеведческого музея. В 1997г. мастером Н. Кузьмичем была сделана копия, другие.
Основные этапы развития средневекового искусства
... заключение, в котором подвожу итоги. ГЛАВА 1 ИСКУССТВО И АРХИТЕКТУРА СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ 1.1. Романский стиль Средневековое искусство Западной и Центральной Европы в своем десятивековом развитии прошло три ... мной в подготовке данной курсовой работы. Моя цель – изучить искусство средневековья и его особенности. Задачи: подробно ознакомиться с искусством средневековья на территории различных ...
В первой половине 12 века в том же Полоцке зодчий Иоанн возвел собор Спасо-Ефросиньевского монастыря, представлявший собой шестистопную постройку с куполом. Приблизительно в это же время недалеко от Полоцка (в предместье Бельчицы) был построен Борисоглебский монастырь, ставший резиденцией полоцких князей, а около 1159 г. на берегу р. Палаты была возведена знаменитая Спасская церковь Ефросиньевского монастыря. Именно эта церковь отобразила характерные для того времени черты местной школы архитектуры.
Стены и столбы внутри церквей обычно расписывали фресками с изображением святых. Фрески чаще всего размещались на стенах в два ряда, цвета фресок — желтая и темная охра, красный и голубой, фон — синий или зеленый цвета. Искусство полоцких фресок очень похоже на живопись Новгорода и Киева и связано с византийскими традициями [1, c. 36].
Своеобразные каменные культовые сооружения (в основном церкви) были возведены в 12веке в ряде городов Беларуси, в том числе в Витебске, Новогрудке, Гродно, Турове. До наших дней сохранилась только Борисоглебская церковь в Гродно. Ее стены украшены вставками из цветного полированного камня и керамической плитки и покрыты зеленой и коричневой поливой. Памятником оборонительного зодчества на территории Беларуси является знаменитая башня в Каменце («Белая Вежа»), строительство которой относится к 13 веку. Ее наружный диаметр составляет 13,6 м, толщина стен — 2,5 м. Башня состоит из пяти ярусов, разделенных узкими окнами-бойницами, что делает ее облик суровым и доминирующим над окружающим ландшафтом и селениями.
4. Изобразительное искусство белорусского народа X — XIII веков
С появлением христианства стала распространятся живопись (роспись храмов) — фрески Софийского собора, Спасо- Преображенской церкви и т.д. Полоцкие мастера были хорошо знакомы с классической Византийской манерой письма использовали местные традиции. Уже в XI столетии строгая аскетическая манера византийской иконописи превращалась под кистью местных мастеров в портреты, близкие к натуре, хотя славянские иконы и несли в себе все черты условного иконописного лика В XII — XIII в. в. у нас появляются иллюстрированные рукописи, в которых находились рисунки — миниатюры. Самая известная Радзивиловская летопись(618 рисунков),в ней находятся бесценные рисунки такие как «Беседа Владимира Святославича с греческим философом о христианстве», «Битва на Немиге», «Пленение князя Всеслава Полоцкого» и др. Ученые доказали, что текст летописи несет на себе отпечатки западнорусского диалекта, распространненого к западу от Днепра — в Белоруссии, а значит, переписчик текста был выходцем ( или жителем ) этих мест. Оршанское и Лавришеское евангелие (14 ст.).
Якуб Колас найвялікшы літаратурны дзеяч Беларусі
... Об'ект и прадмет работы., ГЛАВА 1. ЯКУБ КОЛОС НАЙВЯЛІКШЫ ЛІТАРАТУРНЫ ДЗЕЯЧ БЕЛАРУСІ Творчасць Я.Коласа ... 1. Разглядзець асноўныя этапы творчасці Якуба Коласа. 2. Раскрыць асноўны змест драматычных твораў Якуба Коласа 3. Вызначыць, чаму драматычныя творы Якуба Коласа такія блізія да сэрдца народа. ...
Оршанское евангелие, созданное, как считается, в Полоцке во второй половине 13 века содержит две многоцветные украшенные позолотой миниатюры, изображающие евангелистов Луку и Матвея. Образы написаны яркими красками в колоритной манере. .В живописи того времени смело ломались старые каноны, нарастала жизненность образов, набирающих динамичность и яркость выражения [3].
Заключение
Громадное значение в судьбе Древней Руси, в том числе и ее западных земель, имело принятие в 988 г. христианской веры. Оно помогало укреплению более развитых отношений в обществе, чем первобытное общинное, помогало побороть пережитки племенных обособленностей, помогало подъему письменности, культуры и укреплению межгосударственных связей.
При всей общности культуры Киевской Руси (вера, язык, и пр.), на территории современной Республики Беларусь она имела собственную специфику, собственные отличительные особенности. Они наиболее ярко проявились в культурном быте Полоцкой земли, где уже в начале XII в. образовались самобытные школы живописи, зодчества, декоративного прикладного искусства и пластики. Следовательно, яркое, богатое и многогранное культурное наследие белорусских земель в X — XIII в. в. стояло в рядах передовых культур своей эпохи, была составной частью восточной славянской культуры.
актуальность
цель
изучение фольклора, письменности, зодчества и изобразительного искусства белорусского народа X — XIII веков.
комплекс базовых
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kontrolnaya/belorusskiy-folklor/
1. Мельников А.А Путь непечален: Исторические свидетельства святости Белой Руси / А.А. Мельников.- Минск: Бел. Экзархат, 2012.- 243 с..
2. Кусков В.В. История древнерусской литературы.- М. ,2015 г. — 188 с.
3. Мировая цифровая библиотека.
4.. Гісторыя Беларусі: падручнік: У 2 ч. Ч. 1. Ад старажытных часоў — па люты 1917 г. / Пад рэд. Я. К. Новіка, Г. С. Марцуля. — Мінск: Выш. шк., 2012. — с. 60 — 70.
5. Новік, Я. К. Гісторыя Беларусі. Ад старажытных часоў — па 2008 г.: вучэб. дапам. / Я. К. Новік, І. Л. Качалаў, Н. Я. Новік. — Мінск: Выш. шк., 2014. — с. 49 — 58.
6.Арлоў, У. А. Еўфрасіння Полацкая / У. А. Арлоў. — Мінск, 2012. — 353 с.
7.. Загарульскі, Э. М. Заходняя Русь. IX — XIIІ стст. / Э. М. Загарульскі. — Мінск, 2012. — с. 180 — 218.
8.. Тарасаў, К. Памяць пра легенды: Постаці беларускай мінуўшчыны / К. Тарасаў. — Мінск, 2012. — с. 9 — 40.
9 .Гісторыя Беларусі: У 2 ч. / Пад рэд. Я. К. Новіка, Г. С. Марцуля. Мн., 2017. — 312 с.
10. Гісторыя беларускага мастацтва — Мн., 2017. — 356 с.